Научная статья на тему 'ПРЕСТУПНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ И МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ'

ПРЕСТУПНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ И МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1069
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ГЕОГРАФИЯ ПРЕСТУПНОСТИ / СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТРАНЗИТИВНЫЙ ХАРАКТЕР / РЕСПУБЛИКА КРЫМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Игнатов А. Н., Габрусь Н. Н.

Криминальные угрозы и некоторые факторы детерминации преступности в Крыму отчасти являются новыми для национальной безопасности России. В значительной мере это обусловлено тем, чтовсе явления и процессы, которые происходят в Крыму, имеют ряд характерных особенностей в основном геополитического и транзитивного характера. Кроме того, региональные особенности состоянияпреступности зависят и от таких факторов, как наличие (особенности размещения и взаимодействия)природных, производственно-территориальных и социально-территориальных комплексов и их компонентов. Анализ статистических данных о состоянии преступности в регионе, осуществленный с учетом указанных факторов, позволил вывить основные характеристики и тенденции состояния преступности в Республике Крым. Деятельность правоохранительных органов региона, в частности органоввнутренних дел, осуществляется с учетом актуальных криминальных угроз, основными из которых,на сегодня выступают преступления в сфере экономики, в сфере оборота наркотиков, а также экстремизм и терроризм. Перспективными направлениями противодействия преступности в регионе являются формирование и развитие единого информационного пространства для всех региональныхсубъектов противодействия преступности, а также надлежащее кадровое и ресурсное обеспечениерегиональной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIME IN THE REPUBLIC OF CRIMEA: GENERAL CHARACTERISTICS OF THE STATEAND COUNTERACTIONS

Criminal threats and some of the determinants of crime in Crimea are partly new to Russia's national security. This is largely due to the fact that all the phenomena and processes that take place in Crimea have anumber of characteristic features, mainly of a geopolitical and transitive nature. In addition, the regional features of the state of crime also depend on such factors as the presence (peculiarities of location and interaction)of natural, industrial-territorial and socio-territorial complexes and their components. The analysis of statistical data on the state of crime in the region, carried out taking into account these factors, made it possible toidentify the main characteristics and trends in the state of crime in the Republic of Crimea. The activities ofthe region's law enforcement agencies, in particular the internal affairs bodies, are carried out taking into account the current criminal threats, the main of which, today, are crimes in the economic sphere, in the sphereof drug trafficking, as well as extremism and terrorism. Promising areas of combating crime in the region arethe formation and development of a single information space for all regional actors in combating crime, aswell as proper staffing and resource support for regional security.

Текст научной работы на тему «ПРЕСТУПНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ И МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2021. - Т. 7 (73). № 1. - С. 95-104.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

УДК: 343.8

ПРЕСТУПНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ И МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

Игнатов А. Н., Габрусь Н. Н.

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России

Криминальные угрозы и некоторые факторы детерминации преступности в Крыму отчасти являются новыми для национальной безопасности России. В значительной мере это обусловлено тем, что все явления и процессы, которые происходят в Крыму, имеют ряд характерных особенностей в основном геополитического и транзитивного характера. Кроме того, региональные особенности состояния преступности зависят и от таких факторов, как наличие (особенности размещения и взаимодействия) природных, производственно-территориальных и социально-территориальных комплексов и их компонентов. Анализ статистических данных о состоянии преступности в регионе, осуществленный с учетом указанных факторов, позволил вывить основные характеристики и тенденции состояния преступности в Республике Крым. Деятельность правоохранительных органов региона, в частности органов внутренних дел, осуществляется с учетом актуальных криминальных угроз, основными из которых, на сегодня выступают преступления в сфере экономики, в сфере оборота наркотиков, а также экстремизм и терроризм. Перспективными направлениями противодействия преступности в регионе являются формирование и развитие единого информационного пространства для всех региональных субъектов противодействия преступности, а также надлежащее кадровое и ресурсное обеспечение региональной безопасности.

Ключевые слова: преступность, противодействие, география преступности, состояние преступности, региональная безопасность, транзитивный характер, Республика Крым.

Преступность, имея в своей основе в качестве интегрирующего, фундаментального признака, отображающего его как системную целостность, криминальное (уго-ловно-запрещенное) поведение человека как биосоциального существа, в своем внешнем проявлении представляет собой довольно разнообразную криминальную реальность [1, с. 6-10].

Одним из перспективных направлений современной криминологической науки, изучающей закономерности распространения в пространстве и изменения во времени качественно-количественных показателей преступности, обусловленных взаимодействием компонентов социальных, природных и антропогенных подсистем на локальном, региональном и глобальном уровнях, является география преступности [2; 3]. С прикладной точки зрения, для разработки эффективных программ борьбы с преступностью необходимо обладать точным представлением о сложившейся качественно-количественной характеристике преступности исследуемой территории, знать ее тенденции и закономерности для осуществления прогнозирования.

95

Всестороннее изучение и анализ преступности предполагает ее постоянное измерение в масштабах всей страны и в пределах отдельных регионов. Исследование основных показателей преступности должно осуществляться в соответствии с географическими, демографическими, историческими, социально-экономическими и другими особенностями регионов и с учетом существующего административно -территориального устройства государства.

Республика Крым является уникальным государственным образованием. Уникальность данного территориального образования определяется его специфическим географическим и геополитическим положением, сложными демографическими характеристиками (многонациональность, этническое и конфессиональное разнообразие и пр.) состава населения, а также имеющими место сегодня сложными геополитическими и социально-экономическими процессами [4, с. 8-22].

Следует учитывать, что криминальные угрозы и некоторые факторы детерминации преступности в Крыму отчасти являются новыми для национальной безопасности России. В значительной мере это обусловлено тем, что все явления и процессы, которые происходят в Крыму, имеют ряд характерных особенностей в основном геополитического и транзитивного характера [5, ^ 73-81.

Рассматривая детерминацию преступности с позиций системного подхода, следует учитывать, что ее состояние и региональные особенности зависят и от таких факторов, как наличие (особенности размещения и взаимодействия) на изучаемой территории природных, производственно-территориальных и социально-территориальных комплексов и их компонентов.

Климатически условия способствуют выращиванию на территории Республики Крым каннабиноидов и иных наркосодержащих растений, соответственно, осуществлять деятельность, связанную с изготовлением, производством, сбытом и иными формами незаконного оборота наркотических средств.

Однако, рассматривая такой региональный фактор, как наличие природных комплексов и их компонентов, следует учитывать, прежде всего, то, что климат в Республике Крым, а также его природно-климатические особенности определяют специфику экономики полуострова и связанную с ней масштабную миграцию населения.

Крым, учитывая его географическое положение, климат и имеющийся курортно-рекреационный потенциал, всегда являлся курортным регионом. При этом в силу объективных, прежде всего, природно-климатических, факторов туристский и рекреационный бизнес в Крыму стабильно имеет четко выраженный сезонный характер.

Сезонная трудовая (преимущественно нелегальная) миграция, а также сезонная туристская миграция в Республике Крым обуславливают сезонную миграцию криминального элемента, а также сезонные колебания уровня регистрируемой на территории полуострова преступности, отражающие уровень криминализации и вик-тимизации полуострова.

Миграционные потоки на территории полуострова связаны также с такими проявлениями криминальной деятельности, как организация и осуществление незаконного игорного бизнеса, а реализация на его территории проекта по созданию

масштабных «игорных зон» не может не стать объектом внимания профессиональной и организованной преступности.

Республика Крым, является аграрным регионом, в котором сельское хозяйство (животноводство, садоводство, выращивание зерновых культур и пр.) занимает значительную долю в отраслях материального производства. Реализация курортно-рекреационного потенциала региона и туризма и ресторанно-гостиничного бизнеса обусловили развитие сельского хозяйства. Данная тенденция является фактором, определяющим интерес участников российского аграрного бизнеса к территории полуострова. При этом закономерный процесс поглощению и/или ликвидации более мелких, неконкурентоспособных предприятий региона под давлением более крупных участников данного бизнеса происходит не всегда законными путями. Кроме того, учитывая дотационный и субсидиарный характер финансовой поддержки развития сельского хозяйства Республики Крым, данная отрасль с точки зрения контроля и потребления финансовых потоков не может не оставаться без «внимания» представителей криминального бизнеса, а также криминально ориентированных чиновников различных уровней [5, а 74-80].

Региональные факторы, связанные с особенностями социально-территориальных комплексов и их компонентов, также имеют следующее детерминистическое значение. Недостаточные объемы социально доступного жилья, а также недостаточно развитая инфраструктура досуга и отдыха полуострова являются фактором детерминации различного рода проявлений бытовой, насильственной и корыстной преступности.

Геополитические факторы детерминации преступности на территории Республики Крым связаны со сложным географическим положением региона на политической карте мира, а также со сложившейся на сегодня санкционной и иной недоброжелательной политикой отдельных стран по отношению к России. Указанные факторы повлияли как на состояние экономической преступности, так и на состояние организованной преступности, а также на уровень экстремистской и террористической угрозы.

Так называемые международные санкции, введенные по отношению к региону, обусловили существенное изменения состояния и структуры регионального рынка контрабанды, с одной стороны став преградой нелегального ввоза-вывоза с территории полуострова по определенным каналам (в частности через морскую инфраструктуру) тех или иных групп товаров, а с другой стороны привели к стимулированию такого ввоза товаров и появлению новых рынков контрабандной продукции (в том числе с участием сопредельных государств).

Как результат взаимодействия старых (до присоединения Крыма к России) и новых (в составе России) противоречий, «крымская» преступность сегодня политизируется, идеологизируется, конфессионализируется, что выражается не только в закономерной для таких обстоятельств активизации угроз криминального экстремизма и терроризма, но и в изменении мотивационного фона традиционной «общеуголовной» преступности. То есть заметно проявляет себя криминологическая тенденция «культивации» характерного для современной социально-политической почвы Крыма криминогенного «гибрида» из «доморощенных» и «заморских» криминогенных ингредиентов [6, а 24].

97

Учет региональных особенностей детерминации и самого состояния региональной преступности требует дифференцированного и концептуального подхода к превентивным мерам.

Анализ статистических данных о состоянии преступности в России и ее отдельных субъектах [7; 8] за период с 2014 года по 2020 год позволил вывить следующие характеристики и тенденции состояния преступности в Республике Крым.

1. Постепенное незначительное снижение абсолютных показателей количества регистрируемых в Республике Крым преступлений (если в 2015 году было зарегистрировано 27842 преступления (2014 год - 18248), то в 2020 году - 21682 преступления).

В 2020 году на территории Республики Крым зарегистрировано 21682 преступления (21682; 2019 - 20979; +3,4%), в т.ч. 4838 тяжких и особо тяжких. В массиве преступности за указанный период на территории Республики Крым уменьшилось количество убийств (-6,8%; 68), фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (-4,3%; 180), разбойных нападений (-24,3%; 56), грабежей (-29,6%; 323), краж (-12,1%; 7245), в т.ч. краж с проникновением из квартир (-33,3%; 470), краж транспортных средств (-25,9%; 186), фактов неправомерного завладения транспортными средствами (-1,2%; 167), нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (-16,7%; 280). На 83,3% увеличилось количество преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации (с 2199 до 4031).

2. Количество выявленных лиц, совершивших преступления, остается практически на одном уровне, однако по отношению к количеству регистрируемых преступлений, данный показатель имеет тенденцию к увеличению.

Половина всех преступлений (в среднем 50%) совершается лицами, ранее совершавшими преступления. В группе совершается каждое двенадцатое преступление (в среднем 7,5% преступлений). 75% выявленных лиц, совершивших преступления, не имели постоянного источника дохода.

Ежегодно 3-5% преступлений совершается несовершеннолетними. Из числа выявленных лиц, совершивших преступление, 15% приходится на лиц женского пола. При этом постепенно сокращается количество женщин, а также количество несовершеннолетних, совершивших преступления. Также имеет место снижение количества преступлений, совершенных иностранными гражданами.

Каждое четвертое-пятое преступление совершается в состоянии алкогольного опьянениями и до 1,5% преступлений - в состоянии наркотического опьянения.

Следует отметить, что высокий удельный вес преступлений, совершённых иностранными гражданами в 2014-2015 годах, обусловлен значительным количеством находящихся на территории Республики Крым граждан Украины, которыми, в частности, в 2015 году было совершено 90,5% преступлений от общего количества преступлений совершенных иностранными гражданами.

3. Постепенное увеличение абсолютных показателей количества регистрируемых преступлений экономической направленности (если в 2015 году было зарегистрировано 845 преступления (2014 год - 384), то на ноябрь 2020 года зарегистрировано 997 преступлений).

В 2020 году только сотрудниками подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Республике Крым выявлено 530 (+21,8%)

преступлений, следствие по которым обязательно, в т.ч. 429 (+30,8%) тяжких и особо тяжких, 237 (+26,7%) с причинением ущерба в крупном и особо крупном размере. Пресечено 141 преступление коррупционной направленности (+2,2%), 54 (+20,0%) факта взяточничества, 25 присвоения или растраты (+19,0%). В бюджетной сферевыявлено 137 преступлений, в т.ч. 58 - связаны с освоением бюджетных средств. Больше выявлено преступлений в сфере земельных отношений (+3,5 р.; 94), финансово-кредитной сфере (+2,2%; 71), топливно-энергетического комплекса (+12,5%; 18) и жилищно-коммунального хозяйства (+30,0%; 13).

4. Стабильное увеличение абсолютных показателей количества регистрируемых в преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (если в 2015 году было зарегистрировано1743 преступления (2014 год - 1060), то в 2020 году -2253 преступления).

В 2020 году в ходе противодействия незаконному обороту наркотиков на территории Республики Крым задокументировано 2253 (2019 - 1905; +18,3%) наркопреступления, в т.ч. 1145 тяжких и особо тяжких. По фактам сбыта наркотиков задокументировано 863 преступления, в крупном 475 (2019 - 443; +7,2%) и особо крупном 29 (2019 - 27; +7,4%) размерах. Установлено 1248 лиц, совершивших наркопреступления (2019 - 1100; +13,5%), в т.ч. 359 наркосбытчика (2019 - 346; +3,8%). Увеличилось количество изъятых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ (по расследованным уголовным делам). Изъято 223,2 кг, что на 71,5 кг больше, чем в 2019 году, в т.ч. 167,3 кг -марихуаны (+33,6 кг), 43,7 кг - синтетических наркотиков (+32,3 кг). Выявлено 18 преступлений, связанных с организацией и содержанием притонов для употребления наркотиков.

5. Стабильный уровень (с тенденцией увеличения) количества регистрируемых преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия (если в 2015 году было зарегистрировано 401 преступление (2014 год - 219), то в 2020 - 378 преступлений).

В 2020 году на территории Республики Крым выявлено 378 преступлений (+12,5% по сравнению с 2019 г.), связанных с незаконным оборотом оружия и боеприпасов. Из незаконного оборота сотрудниками полиции изъято 146 ед. огнестрельного оружия, 5786 патронов различного калибра, свыше 106 кг взрывчатых веществ, 24 гранаты, 42 основные части к огнестрельному оружию и 105 взрывных устройств.

6. Отдельного внимания заслуживает резкое и стремительное возрастание террористической угрозы в Республике Крым. За период с 2014 года по 2020 год имеет место увеличение в десятки раз абсолютных показателей количества регистрируемых в Республике Крым преступлений террористического характера. Так, если в 2015 году было зарегистрировано 3 преступления (2014 год - 1), то на ноябрь 2020 года было зарегистрировано 70 преступлений террористического характера.

7. Увеличение абсолютных показателей количества регистрируемых в Республике Крым преступлений экстремистской направленности. Так, если в 2015 году было зарегистрировано 11 преступлений (2014 год - 10), то в 2017 году уже 26, а по состоянию на ноябрь 2020 года было зарегистрировано 14 преступлений террористического характера.

8. Постепенное стабильное увеличение количества (50-60% от зарегистрированных преступлений) предварительно расследованных преступлений.

99

Так, в 2015 году окончено 13178 преступлений, в т.ч. 2531 - тяжких и особо тяжких. Из числа оконченных преступлений в суд с обвинительными материалами направлено 10836 преступлений, 2342 - прекращено. Органами и подразделениями МВД по Республике Крым расследовано 10162 преступления, в т.ч. 1620 - тяжких и особо тяжких.

В 2020 году в Республике Крым раскрыто (расследовано) 12921 преступление, в том числе 2174 тяжких и особо тяжких, 62 убийства, 169 фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, 53 разбойных нападения, 270 грабежей и 3580 краж. В 2020 году больше расследовано тяжких и особо тяжких преступлений (2174; +5,1%), краж (3580; +1,0%), в т.ч. краж транспортных средств (116; +27,5%), незаконного завладения транспортных средств (139; +7,8%), мошенничеств (+2,7%; 759), преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (663; +72,7%).

9. Постепенное стабильное снижение количества нераскрытых преступлений (с 43,4% до 33,3% от числа зарегистрированных преступлений). Так, если в 2015 году по итогу года оставалось нераскрытыми 14802 преступления, то в 2019 году данный показатель снизился до 9399 преступлений. В 2020 году по сравнению с 2019 годом повысилась эффективность работы по раскрытию фактов убийств (95,4%; +6,7%), разбоев (86,9%; +1,0%), грабежей (83,6%; +9,7%), краж (49,0%; +7,0%), в т.ч. с проникновением из квартир (54,9%; +12,8%), транспортных средств (57,4%; +21,5%), незаконного завладения транспортных средств (86,9%; +8,7%), нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (92,4%; +4,2%).

Общегосударственные приоритеты [9] в сфере обеспечения общественного порядка и противодействия преступности, в государстве в целом и каждом регионе в частности, установлены государственной программой Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 345 [10].

С учетом положений Закона Республики Крым от 01.09.2014 N 60-ЗРК «О профилактике правонарушений в Республике Крым» [11] в рамках Государственной программы Республики Крым «Профилактика преступности и правонарушений в Республике Крым» [12], отражающей общегосударственные приоритеты в сфере обеспечения общественного порядка и противодействия преступности в Республике Крым с целью противодействия преступности в регионе правоохранительными органами на постоянной основе осуществляется комплекс организационных и практических мероприятий, направленных на стабилизацию оперативной обстановки, обеспечение охраны общественного порядка и безопасности граждан на территории республики.

Как показал анализ состояния преступности в Республике Крым, наиболее актуальными криминальными угрозами для региона на сегодня выступают преступления в сфере экономики, в сфере оборота наркотиков, а также экстремизм и терроризм. В соответствии с актуальностью данных угроз правоохранительными органами региона, в частности органами внутренних дел, реализуются соответствующие меры противодействия.

Так, МВД по Республике Крым проводится комплекс мероприятий по борьбе с преступлениями в сфере экономики, устранению экономических основ теневого и

криминального бизнеса, выявлению и пресечению фактов хищений бюджетных средств и их нецелевого использования, противодействию коррупции. Также проводятся мероприятия по ликвидации незаконно организованных игорных заведений на территории обслуживания.

Например, только в 2015 году МВД по Республике Крым выявлено 102 факта организации и проведения незаконных азартных игр на территории Республики Крым, по которым возбуждено 10 уголовных дел и составлено 8 административных протоколов. Всего изъято 1254 единицы игорного оборудования и денежные средства в сумме свыше 1,6 млн. руб.

Центром по противодействию экстремизму организуются и проводятся мероприятия, направленные на установление лиц и организаций, подготавливающих или совершающих противоправные действия экстремистского характера. Ведется сбор и анализ оперативной и иной информации в отношении деятельности радикальных религиозных и общественных организаций, а также отдельных лиц, с целью выявления признаков преступлений, предусмотренных ст. 280, 282 и 2821 УК РФ, других преступлений экстремистской направленности. Системно проводится мониторинг социальных групп, на страницах которых опубликованы материалы, разжигающие межнациональную и межконфессиональную вражду.

Сотрудниками ЦПЭ МВД по Республике Крым на постоянной основе ведется мониторинг информационных потоков в сети Интернет с целью выявления лиц и организаций, размещающих в социальных сетях публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, распространяющих материалы экстремистского содержания либо вербующих жителей Крыма для участия в боевых действиях на территории Украины и иных стран.

МВД по Республике Крым проводятся оперативно-разыскные и профилактические мероприятия, направленные на установление жителей Республики Крым, принимавших участие в деятельности незаконных военных формирований на территории Северного Кавказа в период проведения контртеррористических операций, в боевых действиях в Сирии в составе ИГИЛ, а также в боевых действиях в составе национальной гвардии Украины. Проводится работа по выявлению носителей экстремистской идеологии, прежде всего религиозной, и постановке их на учет. Проводятся поиск и проверка оперативной и иной информации о жителях Крыма, принимающих участие в т.н. «антитеррористической операции» на юго-востоке Украины, а также установление жителей Крыма, выехавших для участия в боевых действиях в Сирийской Арабской Республике в составе международной террористической организации «Исламское государство Ирака и Леванта».

Также проводятся мероприятия по выявлению вербовщиков и иных лиц, способствующих перемещению жителей Крыма на территорию Сирии. Особое внимание уделяется отработке жителей республики, вернувшихся из зоны контроля «ИГИЛ», а также проходившим обучение в учебных заведениях Афгано-Пакистанской зоны, Ближнего Востока [8].

В целях консолидации усилий правоохранительных органов и гражданского общества с целью противодействия преступности в регионе, то МВД по Республике Крым реализуются следующие меры: 1) в необходимых случаях к охране общественного порядка и безопасности граждан на территории республики привлекаются представители народного ополчения Республики Крым и сотрудники частных

101

охранных организаций; 2) в необходимых случаях для обеспечения правопорядка в курортных регионах в курортный сезон для помощи личному составу МВД по Республике Крым привлекаются сотрудники полиции из других субъектов Российской Федерации.

Перспективным направлением противодействия преступности в Республике Крым, требующим постоянного развития, является формирование и развитие единого информационного пространства для всех региональных субъектов противодействия преступности, которое позволит достичь эффекта взаимоконтроля, которому в значительной мере будет способствовать общая координационная деятельность по обеспечению криминологической безопасности региона.

Следует отметить, что реализации задачи построения единого информационного пространства для всех региональных субъектов противодействия преступности существенным образом способствует реализация в рамках Государственной программы Республики Крым «Профилактика преступности и правонарушений в Республике Крым» подпрограммы «Построение и развитие аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», которая направлена, в частности, на информатизацию процессов управления муниципальными экстренными и коммунальными службами, организациями и предприятиями, решающими задачи по обеспечению природной, техногенной, общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, а также дальнейшее развитие их функциональных и технических возможностей существующей инфраструктуры в данной сфере [12].

Рассматривая меры противодействия преступности Республике Крым, следует также указать на необходимость надлежащего кадрового обеспечения данной деятельности. Обеспечение региональной безопасности требует квалифицированного кадрового обеспечения, поскольку проблема профессиональной подготовки кадров в сфере противодействия преступности была и остается довольно актуальной.

Региональная система предупреждения преступности должна быть адекватной основным сферам жизнедеятельности региона и актуальным криминальным угрозам и иметь необходимый нормативный, научно-методический, кадровый и финансовый потенциал с учетом исторических, демографических, социально-экономических особенностей региона.

Перспективы криминологического обеспечения предупреждения преступности в Крыму должны приобрести, как справедливо отмечает С.Я. Лебедев, программно-целевое качество и быть положены в основу соответствующей региональной программы предупреждения преступности, направленной на:

- выявление региональных внутренних и внешних криминальных угроз и определение степени их влияния на состояние криминологической безопасности региона;

- определение состояния защищенности от криминальных угроз различных социальных групп населения и правоохранительного обеспечения их криминологической безопасности;

- определение состояния защищенности от криминальных угроз различных сфер жизнедеятельности Крыма и правоохранительного обеспечения их криминологической безопасности;

- определение криминологических приоритетов криминологической безопасности;

- разработку приоритетных направлений правоохранительного обеспечения криминологической безопасности и создание системы программно-целевого обеспечения криминологической безопасности региона;

- определение ресурсной базы реализации приоритетных направлений правоохранительного обеспечения криминологической безопасности и создание региональной индустрии криминологической безопасности региона;

- формирование криминологических механизмов реализации программы обеспечения криминологической безопасности (укрепление авторитета правоохранительных органов и органов государственной власти в Крыму, создание системы профессионального обучения специалистов правоохранительной деятельности и повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов методикам обеспечения криминологической защиты населения от преступных посягательств, создание системы обучения населения самостоятельным способам и формам защиты от преступных посягательств и пр.) [6, с. 21-27].

Таким образом, можем подытожить следующее. Исследование преступности в Республике Крым должно осуществляться с учетом географических, в т.ч. геополитических, демографических, исторических, социально-демографических, социально-экономических и других особенностей региона, а также с учетом транзитивного характера социальных процессов, имеющих место в крымском социуме. Наиболее актуальными криминальными угрозами для региона в текущий период времени выступают криминальные проявления в сфере экономики, в сфере оборота наркотиков, а также экстремизм и терроризм.

Перспективными направлениями противодействия преступности в регионе яв-ляюся формирование и развитие единого информационного пространства для всех региональных субъектов противодействия преступности, а также надлежащее кадровое и ресурсное обеспечение региональной безопасности в рамках программно-целевой системной превентивной деятельности.

Список литературы

1. Игнатов А.Н. Понятие общеуголовной преступности // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2018. - № 1 (39). - С. 6-10.

2. Игнатов А.Н., Пахомов С.В. Влияние качественно-пространственных особенностей местности на выбор и реализацию способа совершения преступления // Общество и право. - 2016. - № 3 (57). - С. 143-147.

3. Яшенков В.О. География преступности как ее качественно-количественная характеристика // Уголовная политика и культура противодействия преступности. Материалы Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. - 2018. - С. 290-292.

4. Криминологический анализ угроз экстремистского характера в Крымском федеральном округе: монография / А.Н. Игнатов, А.А. Кашкаров, Д.В. Новиков. - Симферополь: Крымский филиал Краснодарского университета МВД России, 2016. - С. 8-22.

5. Игнатов А.Н., Кашкаров А.А., Заброда Д.Г. Факторы криминализации экономики Крыма в транзитивный период // Вестник экономической безопасности. -2017. -№ 4. -С. 73-81.

6. Лебедев С.Я. Перспективы криминологического обеспечения общественной безопасности и предупреждения преступности в Крымском федеральном округе // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности в Крымском федеральном округе». - Краснодарский университет МВД России, 2016. - С. 21-27.

7. Преступность в регионах // [Электронный ресурс]. - URL: http://crimestat.ru/regions_chart_total

8. Информационно-аналитические справки о состоянии преступности и основных результатах оперативно-служебной деятельности МВД по Республики Крым за 2015-2020 г.г. // [Электронный ресурс]. -URL: https://82.мвд.рф/Dejatelno st/Rezultati_dejatelno sti

103

9. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» Гарант: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс]. - URL: http://www.garant.ru

10. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 345 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» // Гарант: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс]. - URL: http://www.garant.ru

11. Закон Республики Крым от 01.09.2014 N 60-ЗРК «О профилактике правонарушений в Республике Крым» // Гарант: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс]. - URL: http://www.garant.ru

12. Постановление Совета Министров Республики Крым от 08.11.2016 N 533 «Об утверждении Государственной программы Республики Крым «Профилактика преступности и правонарушений в Республике Крым» // Гарант: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс]. - URL: http://www.garant.ru

Ignatov A.N., Gabrus N.N. Crime in the Republic of Crimea: general characteristics of the state and counteractions // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. -2021. - Т. 7 (73). № 1. - Р. 95-104.

Criminal threats and some of the determinants of crime in Crimea are partly new to Russia's national security. This is largely due to the fact that all the phenomena and processes that take place in Crimea have a number of characteristic features, mainly of a geopolitical and transitive nature. In addition, the regional features of the state of crime also depend on such factors as the presence (peculiarities of location and interaction) of natural, industrial-territorial and socio-territorial complexes and their components. The analysis of statistical data on the state of crime in the region, carried out taking into account these factors, made it possible to identify the main characteristics and trends in the state of crime in the Republic of Crimea. The activities of the region's law enforcement agencies, in particular the internal affairs bodies, are carried out taking into account the current criminal threats, the main of which, today, are crimes in the economic sphere, in the sphere of drug trafficking, as well as extremism and terrorism. Promising areas of combating crime in the region are the formation and development of a single information space for all regional actors in combating crime, as well as proper staffing and resource support for regional security.

Key words: crime, counteraction, geography of crime, state of crime, regional security, transitive nature, Republic of Crimea.

Spisok literatury

1. Ignatov A.N. Ponyatie obshcheugolovnoj prestupnosti // Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii. - 2018. - № 1 (39). - S. 6-10.

2. Ignatov A.N., Pahomov S.V. Vliyanie kachestvenno-prostranstvennyh osobennostej mestnosti na vybor i realizaciyu sposoba soversheniya prestupleniya // Obshchestvo i pravo. - 2016. - № 3 (57). - S. 143-147.

3. Yаshenkov V.O. Geografiya prestupnosti kak ee kachestvenno-kolichestvennaya harakteristika // Ugolov-naya politika i kul'tura protivodejstviya prestupnosti. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii. V 2-h tomah. - 2018. - S. 290-292.

4. Kriminologicheskij analiz ugroz ekstremistskogo haraktera v Krymskom federal'nom okruge: monografiya / A.N. Ignatov, A.A. Kashkarov, D.V. Novikov. - Simferopol': Krymskij filial Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii, 2016. - S. 8-22.

5. Ignatov A.N., Kashkarov A.A., Zabroda D.G. Faktory kriminalizacii ekonomiki Kryma v tranzitivnyj period // Vestnik ekonomicheskoj bezopasnosti. -2017. -№ 4. -S. 73-81.

6. Lebedev S.YA. Perspektivy kriminologicheskogo obespecheniya obshchestvennoj bezopasnosti i preduprezhdeniya prestupnosti v Krymskom federal'nom okruge // Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Aktual'nye voprosy obespecheniya obshchestvennoj bezopasnosti i protivodejstviya prestupnosti v Krymskom federal'nom okruge». - Krasnodarskij universitet MVD Rossii, 2016. - S. 21-27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Prestupnost' v regionah // [Elektronnyj resurs]. - URL: http://crimestat.ru/regions_chart_total

8. Informacionno-analiticheskie spravki o sostoyanii prestupnosti i osnovnyh rezul'tatah operativno-sluzhebnoj deyatel'nosti MVD po Respubliki Krym za 2015-2020 g.g. // [Elektronnyj resurs]. - URL: https://82.mvd.rf/Dejatelnost/Rezultati_dejatelnosti

9. Ukaz Prezidenta RF ot 31.12.2015 N 683 «О Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» Garant: komp. sprav. pravovaya sistema [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.garant.ru

10. Poslanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 N 345 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Obespechenie obshchestvennogo poryadka i protivodejstvie prestupnosti» // Garant: komp. sprav. pravovaya sistema [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.garant.ru

11. Zakon Respubliki Krym ot 01.09.2014 N 60-ZRK «О profilaktike pravonarushenij v Respublike Krym» // Garant: komp. sprav. pravovaya sistema [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.garant.ru

12. Postanovlenie Soveta Ministrov Respubliki Krym ot 08.11.2016 N 533 «Ob utverzhdenii Gosudarstvennoj programmy Respubliki Krym «Profilaktika prestupnosti i pravonarushenij v Respublike Krym» // Garant: komp. sprav. pravovaya sistema [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.garant.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.