DOI 10.47643/1815-1337_2022_2_253 УДК 343
ЗАЩИТА ПОГРАНИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОТ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ И ЭКСТРЕМИСТСКИХ УГРОЗ PROTECTING BORDER SECURITY FROM TERRORIST AND EXTREMIST THREATS
АНТОНОВА Елена Юрьевна,
доктор юридических наук, профессор, декан юридического факультета
Дальневосточного юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации. 680000, Россия, г. Владивосток, ул. Суханова, 8. E-mail: [email protected];
Antonova Elena Yu.,
Dean of the Faculty of Law of the Far Eastern Law Institute (branch) of the University of prosecutor's office of the Russian Federation,
Doctor of Law, Professor.
680000, Russia, Vladivostok, Sukhanova str., 8.
E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: Рассматривается вопрос о защите пограничной безопасности от террористических и экстремистских угроз. Отмечается, что пограничная безопасность является частью национальной безопасности. В связи с тем, что очаги напряженности, связанные с террористическими и экстремистскими проявлениями, все чаще возникают вблизи российской государственной границы и границ ее союзников, необходимо усиливать меры защиты пограничной безопасности.
Abstract: The issue of protecting border security from terrorist and extremist threats is being considered. It is noted that border security is part of national security. Due to the fact that hotbeds of tension associated with terrorist and extremist manifestations are increasingly emerging near the Russian state border and the borders of its allies, it is necessary to strengthen measures to protect border security.
Ключевые слова: пограничная безопасность, террористические и экстремистские формирования, террористические и экстремистские угрозы, миграция, финансирование.
Keywords: border security, terrorist and extremist formations, terrorist and extremist threats, migration, financing.
Дата направления статьи в редакцию: 27.12.2021
Дата публикации: 28.02.2022
Деятельность террористических и экстремистских сообществ/организаций вышла за пределы национальных границ и представляет серьезную угрозу мировой безопасности. В Стратегии противодействия экстремизму в РФ до 2025 года [3] указывается на то, что экстремизм отдельными государствами используется для достижения нарушения территориальной целостности государств.
Основными внешними факторами, способствующими возникновению и распространению терроризма в России, являются попытки проникновения международных террористических организаций в отдельные регионы страны; наличие очагов террористической активности вблизи российской государственной границы и границ ее союзников [1].
В Основах государственной пограничной политики РФ [2] среди основных угроз национальной безопасности выделяются попытки проникновения на российскую территорию членов международных террористических и экстремистских организаций, участников незаконных вооруженных формирований, а также лиц, которым не разрешен въезд в Россию.
Отсюда, можно констатировать, что пограничная безопасность является частью национальной безопасности и играет важную роль в недопущении террористических и экстремистских угроз на территории нашего государства.
Заметим, что пограничная деятельность осуществляется в сложных, быстро меняющихся условиях. Серьезное влияние на нее оказывают, возникающие на государственной границе очаги напряженности, связанные с террористическими и экстремистскими проявлениями. Именно через государственные границы террористические и экстремистские сообщества/организации организуют каналы незаконной миграции [4, с. 243-248] и перемещения предметов (оружия, боеприпасов и др.), используемых в дальнейшем в террористической и экстремистской деятельности.
Покидающие Сирию и Ирак иностранные террористы-боевики и члены их семей зачастую не возвращаются в государства исхода, а переезжают в третьи страны (для продолжения своей террористической деятельности), где меньше шансов быть опознанными и подвергнуться уголовному преследованию [9, с. 16].
Отметим, что до 2020 г. ежегодно нашу страну посещало 15-16 млн иностранных граждан, 5-6 млн из которых прибывали с целью трудоустройства. В течение года одномоментно на территории страны находилось в среднем 10-12 млн иностранных граждан, 3-4 млн из которых прибывали на временные заработки [13]. По данным Главного управления по вопросам миграции МВД России в стране на сентябрь 2021 г. находилось 7 млн иностранных граждан. При этом сколько в стране находится нелегальных мигрантов, не уточняется [7].
Выявление лиц, причастных к террористическим и экстремистским сообществам/организациям в таком огромном потоке иностранных граждан, въезжающих на территорию Российской Федерации, представляет определенные трудности. Это касается как лиц, легально, так и нелегально въезжающих на территорию нашего государства.
Специалисты отмечают, что проникновение на территорию влияния боевиков, как правило, осуществляется посредством незаконного пересечения границы с сопредельными государствами [15, с. 45].
По данным судебной статистики в 2019 г. за незаконное пересечение Государственной границы РФ (ст. 322 УК РФ) осуждено 1 576, в
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 2(206)
2020 г. - 976 лиц, из них 1 447 (91,8%) и 904 лица (92,6%) соответственно - иностранные граждане. В 2019 г. из 7 872 и в 2020 г. из 5 487 лиц, осужденных по ч. 3 ст. 327 УК РФ (приобретение, хранение, перевозка в целях использования или сбыта либо использование заведомо поддельных паспорта гражданина, удостоверения и др.) 3 355 (62,6%) и 1 869 (34,1%) лиц соответственно - иностранные граждане [14].
Процент преступлений террористической направленности, совершаемых иностранными гражданами, также является значительным. К примеру, данные этой же статистической базы показывают, что в 2019 г. по ст. 205 УК РФ осуждено 23 лица, из них 4 (17,4%) - иностранные граждане, по ст. 2051 УК РФ - 78 и 31 (39,4%), по ст. 2052 УК РФ - 103 и 24 (23,3%), по ст. 2053 УК РФ - 11 и 4 (36,4%), по ст. 2054 - 1 и 0 (0%), по ст. 2055 УК РФ - 115 и 31 (27%), по ст. 2056 УК РФ - 49 и 11 (22,4%) соответственно. В 2020 г. по ст. 205 УК РФ осуждено 14 лиц, из них 4 (28,6%) иностранных гражданина, по ст. 2051УК РФ - 125 и 41 (32,8%), по ст. 2052 УК РФ - 147 и 32 (21,8%) , по ст. 2053 УК РФ - 5 и 0 (0 %), по ст. 2054 - 14 и 1 (7,1%), по ст. 2055 УК РФ - 93 и 15 (16,1%), по ст. 2056 УК РФ - 74 и 13 (17,6%) соответственно. Таким образом, в 2019 и 2020 гг. 28% и 22,5% преступлений террористической направленности, предусмотренных только семью составами преступлений (ст. 205-2056 УК РФ) совершены иностранными гражданами.
Данные статистические показатели не могут не тревожить и свидетельствуют о необходимости совершенствования мер по противодействию террористическим и экстремистским угрозам, воздействующим на состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства, в том числе в пограничном пространстве. Свидетельством этого является и факт того, что по некоторым данным, в государствах-участницах Шанхайской организации сотрудничества, в состав которой входит и Российская Федерация, подрывную деятельность осуществляют более 50 экстремистских, террористических и сепаратистских организаций [16, с. 14]. Террористическая активность в указанном регионе со стороны террористических и экстремистских сообществ/организаций подрывает основы международной, национальной, в том числе пограничной безопасности. Это обусловлено и тем, что террористические и экстремистские сообщества/организации все чаще используют криминальную деятельность (например, контрабанду, незаконный оборот оружием и боеприпасами, наркотическими средствами, похищение людей с целью выкупа, торговлю людьми и др.) в качестве источников финансирования. Перечисленные и иные преступления, так или иначе, связаны с пограничным пространством. Кроме того, деятельность данных сообществ/организаций направлена на подрыв суверенитета и территориальной целостности того или иного государства, что может быть связано с противоправным изменением государственной границы страны.
Как справедливо отмечается учеными, эффективность функционирования системы противодействия угрозам национальной безопасности в пограничной сфере находится в прямой зависимости от состояния правового регулирования. Нормативное правовое обеспечение деятельности правоохранительных органов должно оперативно реагировать на современные вызовы и угрозы, продуцируемые террористической и экстремистской деятельностью, и отвечать актуальным потребностям правоприменительной практики [12, с. 33].
Отметим, что правовые механизмы защиты пограничной безопасности, в том числе от террористических и экстремистских угроз разработаны и внедряются в жизнь. Особо следует отметить усиление пограничного контроля, создание информационных систем учета иностранных граждан, пребывание которых в Российской Федерации является нежелательным, развертывание на российской государственной границе высокотехнологичных и многофункциональных пограничных комплексов и систем, повышение эффективности пограничной деятельности, совершенствования межведомственного взаимодействия и межгосударственного пограничного сотрудничества.
Одним из направлений, в котором должны быть сосредоточены основные усилия нашего государства в рамках международного антитеррористического сотрудничества, является осуществление практических мероприятий по перекрытию каналов финансирования террористических организаций, пресечение незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, недопущение передвижения субъектов террористической деятельности через государственные границы [1]. Такие меры дают определенные результаты. Так, в 2020 г. пограничные органы выявили более 400 лиц, имеющих отношение к террористической деятельности, и около 2,5 тыс. человек, находившихся в розыске. В пунктах пропуска и на приграничной территории изъято свыше 120 единиц огнестрельного оружия, около 125 кг взрывчатых веществ и более 18 тыс. боеприпасов, выявлено 105 экземпляров литературы экстремистского содержания и символик международных террористических организаций. По результатам пограничного контроля и проверочных мероприятий в этом же году на российскую территорию не пропущено более 25 тыс. лиц с недействительными документами, свыше 20 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства, въезд которым в нашу страну не разрешен. Кроме того, пограничные органы пресекли деятельность более 80 организаторов каналов незаконной миграции [10].
Противодействие терроризму и экстремизму в пограничном пространстве нашего государства, на наш взгляд, требует комплексного и системного подхода, укрепления пограничного сотрудничества, в первую очередь, с сопредельными странами. Данная мера необходима не только для обеспечения безопасности внешних границ, а именно эффективного противодействия проникновению террористов, экстремистов, а также террористических и экстремистских сообществ/организаций на территорию государства, но и пресечения вышеуказанных преступных деяний.
Кроме того, разрабатывая те или иные меры защиты пограничной безопасности, в том числе от террористических и экстремистских угроз, необходимо учитывать развитие и внедрение в различные сферы технических средств. Особый интерес в настоящее время отмечается к беспилотному транспорту, в том числе комплексам с беспилотными летательными аппаратами. Несмотря на то, что данный вид транспорта только развивается и может быть использован в различных сферах жизнедеятельности, принося неоспоримую помощь, в научной литературе уже сегодня поднимаются обоснованные вопросы по обеспечению общественной безопасности, в связи с их массовым внедрением [11, с. 9-28]. Кроме того, развитие данных технических средств создает реальную опасность и для обеспечения пограничной безопасности, в связи с их возможностью использования в разведывательных, диверсионных и иных целях.
Так, распространенным явлением стали массированные атаки беспилотных летательных аппаратов на военные и гражданские объеты, а дроны применяются для трансграничной переброски военных грузов в интересах боевиков [8, с. 8]. В структуре ряда формирований
создаются группы управления дронами, в задачи которых входят разведка местности, фото- и видеофиксация рельефа и интересующей инфраструктуры, доставка средств поражения, начиненных в том числе химическими и отравляющими веществами, к объектам нападения [9, с. 1 7].
Пограничные службы Республики Беларусь также указывают на активное использование малоразмерных летающих объектов, идентифицируемых как беспилотные летательные аппараты, в районе государственной границы и в пределах пограничной зоны (полосы), в том числе с осуществлением фото- и видеосъемки объектов, расположенных в указанной зоне. Данные деяния совершаются без уведомления должностных лиц органов пограничной службы [6, с. 5-9].
Отметим, что межгосударственное пограничное сотрудничество осуществляется в интересах поддержания добрососедских отношений между Россией и сопредельными государствами и направлено на обеспечение бесконфликтного решения пограничных вопросов. Среди механизмов совершенствования межгосударственного пограничного сотрудничества в Основах государственной пограничной политики РФ выделяются меры по противодействию транснациональной преступности на основе организации непрерывного мониторинга обстановки на приграничной территории, взаимного обмена информацией, практики проведения совместных пограничных операций, оперативно-профилактических и оперативно-разыскных мероприятий. Необходимо усилить контроль за оборотом оружия, спецтехники, укрепить защиту военных технологий для недопущения укрепления террористическими и экстремистскими сообществами/организациями материально-технической базы.
Представляется, что эффективная борьба с терроризмом и экстремизмом в целом и в пограничном пространстве государства, в частности, невозможна без противодействия идеологии терроризма и экстремизма [5, с. 69-74], недопущения межнациональных конфликтов, которые могут явиться катализаторами конфликтов, в том числе в приграничных районах.
Справедливым считаем мнение о том, что в среде мигрантов сегодня необходимо вести тщательную фильтрационную работу в целях выявления потенциальных террористов и идейных пропагандистов [9, с. 16].
В целом же основной задачей в защите пограничной безопасности от террористических и экстремистских угроз является недопущение проникновения на российскую территорию членов террористических и экстремистских сообществ/организаций.
Библиогра фия:
1. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05 октября 2009 г.) // СПС КонсультантПлюс.
2. Основы государственной пограничной политики Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 25 апреля 2018 г. № 174) // Официальный сайт Президента РФ. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43004
3. Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года от 25 августа 2014 г. № 1618-р (утв. Президентом РФ 28.11.2014 г., Пр-2753) (ред. от 29.05.2020) // СПС КонсультантПлюс.
4. Антонова Е.Ю. Миграция и ее влияние на террористические и экстремистские угрозы // Проблемы и механизмы реализации национальных приоритетов социально-экономического развития России: материалы международной науч.-практич. конф., посвященной 50-летию Хабаровского государственного университета экономики и права, Хабаровск, 09-10 октября 2020 года. - Хабаровск: РИЦ ХГУЭП, 2020. - С. 243-248. - DOI 10.38161/978-5-7823-0740-0-2020-245-251.
5. Антонова Е. Ю. Терроризм как идеология насилия // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. - 2018. № 2(43). - С. 69-74.
6. Борейко Н.Н., Ермолович В.Ф. Об ответственности за нарушения порядка использования беспилотных летательных аппаратов на государственной границе Республики Беларусь и приграничной территории // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. - 2018. - № 2 (36). - С. 5-9.
7. В МВД назвали количество мигрантов в России // РБК. - URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/615481a49a7947237a4aa621
8. Вступительное слово на открытии пленарного заседания Директора ФСБ России А.В. Бортникова // Вестник национального антитеррористического комитета. 2020. № 1(23). С. 7-11.
9. Выступление руководителя Службы по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом ФСБ России А.С. Седова // Вестник национального антитеррористического комитета. - 2020. - № 1(23). - С. 15-18.
10. Интервью первого заместителя директора - руководителя пограничной службы ФСБ России РИА «Новости» ко дню пограничника // Пограничная служба ФСБ России. - URL: http://ps.fsb.ru/fps/smi/appearance/detail.htm%21id%3D10322006%40fsbAppearance.html
11. Коробеев А.И., Чучаев А.И. Беспилотные транспортные средства: новые вызовы общественной безопасности // Lex russica (Русский закон). 2019. №2(147). С. 9-28.
12. Маков А.А. Экстремизм в пограничной сфере Российской Федерации в системе угроз национальной безопасности и перспективные направления совершенствования правового регулирования // Военное право. - 2018. - № 1 (47). - С. 32-37.
13. Миграционная ситуация в Российской Федерации за 2020 год // Интернет-портал СНГ: пространство и интеграции. - URL: https://e-cis.info/cooperation/3782/91012/
14. Отчет Судебного департамента при Верховном Суде РФ о демографических признаках осужденных по всем составам преступлений Уголовного кодекса Российской Федерации за 12 месяцев 2019 г., за 12 месяцев 2020 г. Форма 11.1 // Судебный департамент при Верховном Суде РФ: [сайт]. - URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79
15. Тисен О. Особенности расследования преступлений террористической направленности, совершенных на территории иностранных государств // Уголовное право. 2021. № 2(126). С. 45-49.
16. Токтосунова Э.С. Экстремизм в условиях системной трансформации современного Кыргызстана // Аналитические заметки о Центральной Азии. 2016. №40. 32с.
References (transliterated):
1. Koncepciya protivodejstviya terrorizmu v Rossijskoj Federacii (utv. Prezidentom RF 05 oktyabrya 2009 g.) // SPS Konsul'tantPlyus.
2. Osnovy gosudarstvennoj pogranichnoj politiki Rossijskoj Federacii (utv. Ukazom Prezidenta rF ot 25 aprelya 2018 g. № 174) // Oficial'nyj sajt Prezidenta RF. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43004
3. Strategii protivodejstviya ekstremizmu v Rossijskoj Federacii do 2025 goda ot 25 avgusta 2014 g. № 1618-r (utv. Prezidentom RF 28.11.2014 g., Pr-2753) (red. ot 29.05.2020) // SPS Konsul'tantPlyus.
4. Antonova E.YU. Migraciya i ee vliyanie na terroristicheskie i ekstremistskie ugrozy // Problemy i mekhanizmy realizacii nacional'nyh prioritetov social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii: materialy mezhdunarodnoj nauch.-praktich. konf., posvyashchennoj 50-letiyu Habarovskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i prava, Habarovsk, 09-10 oktyabrya 2020 goda. - Habarovsk: RIC HGUEP, 2020. - S. 243-248. - DOI 10.38161/978-5-7823-0740-0-2020-245-251.
5. Antonova E. YU. Terrorizm kak ideologiya nasiliya // Vestnik Dal'nevostochnogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2018. № 2(43). - S. 69-74.
6. Borejko N.N., Ermolovich V.F. Ob otvetstvennosti za narusheniya poryadka ispol'zovaniya bespilotnyh letatel'nyh apparatov na gosudarstvennoj granice Respubliki Belarus' i prigranichnoj territorii // Vestnik Akademii MVD Respubliki Belarus'. - 2018. - № 2 (36). - S. 5-9.
7. V MVD nazvali kolichestvo migrantov v Rossii // RBK. - URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/615481a49a7947237a4aa621
8. Vstupitel'noe slovo na otkrytii plenarnogo zasedaniya Direktora FSB Rossii A.V. Bortnikova // Vestnik nacional'nogo antiterroristicheskogo komiteta. 2020. №1(23). S.7-11.
9. Vystuplenie rukovoditelya Sluzhby po zashchite konstitucionnogo stroya i bor'be s terrorizmom FSB Rossii A.S. Sedova // Vestnik nacional'nogo anti-terroristicheskogo komiteta. - 2020. - № 1 (23). - S. 15-18.
10. Interv'yu pervogo zamestitelya direktora - rukovoditelya pogranichnoj sluzhby FSB Rossii RIA «Novosti» ko dnyu pogranichnika // Pogranichnaya sluzhba FSB Rossii. - URL: http://ps.fsb.ru/fps/smi/appearance/detail.htm%21id%3D10322006%40fsbAppearance.html
11. Korobeev A.I., CHuchaev A.I. Bespilotnye transportnye sredstva: novye vyzovy obshchestvennoj bezopasnosti // Lex russica (Russkij zakon). 2019. № 2(147). S. 9-28.
12. Makov A.A. Ekstremizm v pogranichnoj sfere Rossijskoj Federacii v sisteme ugroz nacional'noj bezopasnosti i perspektivnye napravleniya sover-shenstvovaniya pravovogo regulirovaniya // Voennoe pravo. - 2018. - № 1 (47). - S. 32-37.
13. Migracionnaya situaciya v Rossijskoj Federacii za 2020 god // Internet-portal SNG: prostranstvo i integracii. - URL: https://e-cis.info/cooperation/3782/91012/
14. Otchet Sudebnogo departamenta pri Verhovnom Sude RF o demograficheskih priznakah osuzhdennyh po vsem sostavam prestuplenij Ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Federacii za 12 mesyacev 2019 g., za 12 mesyacev 2020 g. Forma 11.1 // Sudebnyj departament pri Verhovnom Sude RF: [sajt]. - URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79
15. Tisen O. Osobennosti rassledcvaniya prestuplenij terroristicheskoj napra/lennosti, scvershennyh na territorii inostrannyh gosudarstv // Ugolcvnoe pravo. 2021. N°2(126). S.45-49.
16. Toktosunova E.S. Ekstremizm v usloviyah sistemnoj transformacii sovremennogo Kyrgyzstana // Analiticheskie zametki o Central'noj Azii. 2016. № 40. 32 s.