5.1.4. УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ (ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ)
Юристъ-Правоведъ. 2023. № 1(104). С. 60-66. Jurist-Pravoved. 2023. № 1(104). Р. 60-66.
Научная статья
УДК: 343.97:343.85:343.34
ВЛИЯНИЕ СОБЫТИЙ, ПРОИСХОДЯЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ, НА РАЗВИТИЕ ЭКСТРЕМИЗМА НА ЮГЕ РОССИИ
Брюхнов Александр Анатольевич
Ростовский юридический институт МВД России, Ростов-на-Дону, Российская Федерация lexandr@mail.ru
Введение: на сегодняшний день повышенное внимание приобретает вопрос соблюдения и обеспечения безопасности, правопорядка. В основу деятельности любого государства положена система экономических, а также социально-политических условий, которые определяют стабильность развития общества и государства. Существуют различные факторы, которые прямо или косвенно, полностью или в части оказывают пагубное влияние на сферу национальной безопасности.
На государственном уровне задаются важнейшие векторы обеспечения национальной безопасности. Особую опасность представляет совершение преступных действий, включающих признаки экстремизма. Обеспечение национальной безопасности в сфере противодействия экстремизму в России производится прежде всего созданием условий на государственном уровне, препятствующим распространению подобной угрозы.
Общепризнанным фактом выступает, что противодействие преступлениям экстремистского характера является одним из ключевых направлений международной и национальной государственной политики. Начиная со второй половины ХХ в., человечество столкнулось с феноменом международного экстремизма, что стало отправной точкой для создания правовой базы для противодействия различного рода проявлениям экстремистского характера на глобальном и региональном уровнях.
Материалы и методы: основой научной статьи явились положения международных актов, нормы Конституции Российской Федерации, действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее особенности предупреждения и противодействия преступлениям экстремистского характера. Теоретической базой научной статьи послужили: научная литература, монографии и диссертации, а также пособия и материалы периодических изданий, посвященных исследованию наиболее важных аспектов преступлений, связанных с экстремистской деятельностью.
При подготовке научной статьи были использованы следующие методы: исторический, сравнительный, логический, системный, сравнительно правовой анализ научной и специальной литературы, изучение и обобщение отечественного правоприменительного опыта, анализ статистических данных, документов, моделирование, сравнение, синтез, прогнозирование; методы аналогии права и толкования закона.
Результаты исследования: данная научная статья представляет собой комплексное, логически завершенное исследование теоретического и прикладного характера, касающееся практики применения знаний в сфере реализации мероприятий по противодействия преступлениям экстремистского характера.
Выводы и заключения: в результате исследования формируется вывод о том, что события, происходящие на юго-востоке Украины, теоретически и практически влияют на динамику преступности в России, при этом можно утверждать, что определенная часть экстремистки настроенных граждан, а также сами идеи экстремизма проникают на территорию России из соседней страны. Деятельность правоохранительных органов по предупреждению преступлений, связанных с событиями на юго-востоке Украины, в том числе связанная с противодействием экстремистским угрозам, должна быть направлена на проведение профилактических мероприятий по предупреждению экстремистской деятельности общественных объединений, юридических и физических лиц, на выявление и пресечение каналов поступления оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотических средств и психотропных веществ, на организацию тесного взаимодействия с населением, со всеми заинтересованными государственными органами и общественными организациями.
Ключевые слова: экстремизм, экстремистские проявления, обеспечение безопасности, противодействие преступности, социально-конфликтная ситуация, идеология, военный конфликт, переселенцы, мигранты, фашизм, украинские националисты.
Для цитирования: Брюхнов А. А. Влияние событий, происходящих на территории Украины, на развитие экстремизма на юге России / А. А. Брюхнов // Юристъ-Правоведъ : науч.-теоретич. и инфоррмац.-методич. журн. Ростов-на-Дону. 2023. № 1(104). - С. 60-66.
Original paper
THE INFLUENCE OF THE EVENTS OCCURRING IN THE TERRITORY OF UKRAINE ON THE DEVELOPMENT OF EXTREMISM IN SOUTHERN RUSSIA
Bryukhnov Aleksandr Anatolievich
Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Rostov-on-Don, Russian Federation
Introduction: today the issue of observing and ensuring security, law and order acquires heightened attention. The system of economic, as well as socio-political conditions that determine the stability of the development of society and the state are the basis of the activity of any state. There are various factors that directly or indirectly, fully or partially have a detrimental effect on the sphere of national security.
The most important vectors of national security are set at the state level. A particular danger is the commission of criminal actions, which include signs of extremism. National security in the sphere of counteraction to extremism in Russia is ensured, first of all, by creation of conditions at the state level preventing spreading of such threat.
It is an acknowledged fact that counteraction to crimes of extremist nature is one of the key directions of international and national state policy. Beginning from the second half of the XXth century the mankind faced with the phenomenon of international extremism that became the starting point for creation of legal basis for counteraction to different manifestations of extremist character on global and regional levels.
Materials and methods: the provisions of international acts, norms of the Constitution of the Russian Federation, the current legislation of the Russian Federation regulating peculiarities of prevention and counteraction to the crimes of extremist nature were the basis of the scientific paper. Scientific literature, monographs and dissertations as well as manuals and materials of periodicals, dedicated to the study of the most important aspects of crimes related to extremist activity, were heoretical basis of the scientific article..
When preparing the scientific paper the following methods were used: historical, comparative, logical, systematic, comparative legal analysis of scientific and special literature, study and generalization of domestic law enforcement experience, analysis of statistical data, documents, modeling, comparison, synthesis, forecasting; methods of analogy of law and law interpretation.
Results of the research: this research paper is a comprehensive, logically complete study of theoretical and applied nature relating to the practice of knowledge application in the field of implementation of measures to counteract the crimes of extremist nature.
Conclusions: as a result of the study the conclusion is formed that the events taking place in the south-east of Ukraine theoretically and practically influence the dynamics of crime in Russia, at that it can be stated that a certain part of extremist-minded citizens as well as ideas of extremism themselves penetrate the territory of Russia from the neighboring country. The activities of law enforcement agencies to prevent crimes related to the events in the south-east of Ukraine, including those related to countering extremist threats, should be aimed at conducting preventive measures to prevent extremist activities of public associations, legal and physical persons, to identify and suppress the channels of weapons, ammunition, explosives, drugs and psychotropic substances, to organize close interaction with the population, with all interested government agencies and public organizations.
Keywords: extremism, extremist manifestations, security, counteraction to crime, socio-conflict situation, ideology, military conflict, resettlers, migrants, fascism, Ukrainian nationalists.
For citation: Bryukhnov A. A. Vliyaniye sobytiy, proiskhodyashchikh na territorii Ukrainy, na razvitiye ekstremizma na yuge Rossii [The influence of the events occurring in the territory of Ukraine on the development of extremism in southern Russia]. Jurist-Pravoved - Lawyer-Jurist. 2023. № 1(104). P. 60-66.
Острые социальные конфликты, характерные для развития современного общества, как правило, сопровождаются повышением числа криминальных проявлений.
Как показывают проводимые на сегодняшний день исследования, в те моменты, когда происходит максимальное развитие, а по сути - разрастание какой-либо социально-конфликтной ситуации, мы фиксируем возрастающую положительную динамику осуществления преступных действий, связанных с приверженностью групповым нормам поведенческих реакций, что помимо указанного фактора сопряжено с насилием и выражается в совершении нарушений
общественого порядка, актами терроризма, телесными повреждениями различной степени тяжести и убийствами, а также экстремистскими проявлениями.
Важно подчеркнуть, что подобное изменение преступной активности увеличивается более чем в 2 раза.
По нашему мнению, необходимо прежде всего учитывать, что реализация как преступных деяний, связанных с насилием, так и экстремистские проявления, в особенности в тот период, когда в обществе происходит его активное расслоение, отмечается социальная нестабильность, явно приводят к тому, что у народов, проживающих на определенной территории, и невольно вовлеченных в развернувшийся военный конфликт, не просто возникает чувство незащищенности и страха перед завтрашним днем, а возникает чувство страха за свое здоровье и безопасность.
Подобная ситуация, на протяжении последних лет сложилась на территории современной Украины, это привело к тому, что через пункты контроля лиц, пересекающих границу с Ростовской областью, проходит ежедневно от 12 до 18 тысяч человек. И это не просто переселенцы или мигранты, это именно те люди, которые стараются избежать воздействия на себя культа насилия, активно реализуемого на территории соседнего государства, те, которые подвергаются ежедневным обстрелам со стороны вооруженных формирований, состоящих как из числа украинских военных, так и иностранных наемников.
Приграничная территория Южного и Северо-Кавказского федеральных округов традиционно использовалась членами международных преступных групп, в том числе и для организации транзитных каналов доставки иностранных граждан в страны восточной и западной Европы, а также Ближнего востока. В настоящее время к данному процессу добавились миграционные потоки жителей Украины, где экстремизм, радикальные взгляды и взаимоотношения стали нормой жизни.
Складывающаяся в настоящее время ситуация на территории Украины наглядно демонстрирует пропаганду идей, согласно которым господствует одна раса над другой, при этом мы видим активное распространение идеологии подавления этой господствующей расой всех других.
Реализация подобного рода деятельности осуществляется средствами массовой информации, а также путем проведения публичных шествий, пикетирований, собраний, митингов, через публичное использование фашистской символики и атрибутики, печатных, изобразительных, видео и аудиоматериалов, в которых на уровне государственной политики пропагандируются идеи национальной исключительности, и все это подкрепляется лозунгами украинских националистов о национальном превосходстве расы «укров».
Помимо этого мы наблюдаем в призывах и речах украинских политиков не просто обоснование культа насилия и жестокости, но и прямое следование тем идеям, которые имеют прямое отношение к идеологии фашизма, с которыми активно боролось мировое сообщество еще в ХХ в.
На сегодняшний день мы вполне уверенно можем говорить о том, что запрет дискриминации и право на защиту, от какой бы то ни было дискриминации является общепризнанным принципом и нормой международного права, получает закрепление во многих международно-правовых документах в области прав человека. Люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах, каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, без какого бы то ни было различия, в частности без различия по признаку расы или национального происхождения.
При этом мы совершенно отчетливо наблюдаем за тем, как на территории соседнего государства вооруженные люди, которые на сегодняшний день зачастую слабо подконтрольны официальным властным структурам Украины, в течение длительного времени совершают преступления, напрямую связанные с нарушением, в том числе международного законодательства. Подобная преступная активность приводит не только к уничтожению коренного мирного населения, но всех объектов гражданской инфраструктуры, что неминуемо приводит к ситуации, которую мы наблюдаем ежедневно, а именно - наличию нескончаемого притока в приграничные с Украиной районы России гражданского населения.
Однако официальные лица Киева, говоря об интеграции в мировое сообщество, похоже не замечают полного отрицания прав и свобод человека и гражданина в своей стране, что несет в себе потенциальную и реальную угрозу миру и безопасности человечества.
Важно учитывать, что, несмотря на проведение специальной военной операции и присоединение к России новых территорий в результате проведенного референдума, общеуголовную преступную активность полностью невозможно искоренить, в том числе и в зоне проведения военных действий. В связи с этим сложилась ситуация, при которой происходящие на территории соседнего государства события напрямую влияют на количественные и
качественные показатели преступности как в нашей стране в целом, так и в приграничных регионах в частности.
Подобная тенденция развивается по ряду ключевых направлений. Это связано с активным перемещением гражданских лиц с Юго-Востока Украины в Ростовскую и другие области РФ. Кроме того, это фактор, связанный с возможностью перемещения через границу на территорию России огнестрельного оружия. Помимо основных факторов имеются и дополнительные: возвращение в Россию лиц, принимавших участие в вооруженном конфликте, и распространение экстремистских взглядов.
На сегодняшний день негативное влияние преступности отражается на всех сферах жизнедеятельности общества. Увеличение числа экономических преступлений затрудняет экономическое развитие государства и, как следствие, приводит к ухудшению благосостояния населения. Рост общеуголовной преступности порождает социальную напряженность и вызывает общее недовольство государственно-правовой политикой. Неконтролируемый оборот наркотических и психотропных средств и веществ серьезнейшим образом сказывается на здоровье нации.
Особое опасение вызывает рост числа преступлений, подрывающих общественную безопасность. Статистические данные Министерства внутренних дел Российской Федерации отображают тревожную ситуацию, которая характеризуется возрастанием числа преступных деяний, относящихся к экстремизму.
Если обратить внимание на период от начала и до конца 2017 г., то мы можем увидеть, что в данный временной промежуток в число исследуемых преступных деяний, учтенных в системе отчетности, где их показатель немного превышает 1 500, около ста фактов совершения подобных нарушений закона зафиксированы в пределах ЮФО, а на территории РО их было зарегистрировано 22.
Что касается выявленных лиц, совершивших данные преступные действия, то их число составило 972 человека. В последующих годах ситуация с преступной активностью экстремистски настроенных граждан также отмечалась как снижением, так и увеличением числа указанных преступных деяний. В целом в масштабе государства получило регистрацию в 2018 г. - 1 265 преступление, в 2019 - 585, в 2020 - 833, в 2021 - 1 057. Что касается Южного Федерального округа, то на его территории было совершено в 2018 - 94 преступных деяния, в 2019 - 56, в 2020 - 104, в 2021 - 109.
Если обращать внимание на количество лиц, выявленных по факту совершения данных преступлений, то в течение года 2018 по всей территории государства их зафиксировано около 900, при этом подобные данные в следующем году отличались в сторону уменьшения почти вдвое. С другой стороны необходимо отметить, что уже к году 2020 цифровой показатель остановился на отметке свыше шестисот с половиной, а уже в году 2021 их было учтено 925.
Исследуя непосредственно год прошедший, мы отмечаем, что показатель преступной активности в случае распространения экстремистских угроз увеличился, и достиг отметки в 2 140, что на 102,5 % больше показателя 2021 года. При этом 185 преступлений фиксировались на территории Южного Федерального округа, а на территории Ростовской области их было зарегистрировано 42. Лиц, совершивших подобного рода преступления, было выявлено 1 0781.
Учитывая актуальность проблемы противодействия экстремистским угрозам, необходимо обратить внимание на официальное трактование термина «экстремизм». Под этим социально-негативным явлением понимается какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в указанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них 2.
Сам факт наличия в государстве экстремистских проявлений, можно считать одним из основных способов подрыва государственной безопасности, целостности и суверенитета в том числе. Этот противоправный акт носит глобальный, межнациональный и межконфессиальный характер, превращая экстремистские организации в мощный механизм воздействия на все мировое сообщество. Устранение и противодействие экстремизму является одной из приоритетных задач политики государства, как фактора укрепления безопасности и целостности [1, с. 157].
1 Состояние преступности в России за 2016-2022 г.г. М.: ГИАЦ МВД России, 2022. URL: [http://mvd.ru/ presscenter/-statistics/reports] (дата обращения: 27.01.2023).
2 Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 г.) // СЗ РФ. 2003. № 41. Ст. 3947. 6.
Закрепленные законодательно основные принципы борьбы с экстремизмом являются отражением Конституции РФ, общепризнанных норм международного права, конвенций и договоров, а также требований демократии и общепризнанных норм морали и гуманизма [2, с. 120-124].
Поскольку на Президента РФ возложена ответственность за реализацию государственной политики, в том числе и в вопросе противодействия экстремизму, то именно он устанавливает приоритетные направления и руководит деятельностью подчиненных ему государственных структур, направленных на противодейстие угрозам экстремистского характера, направляет усилия государства на борьбу с терроризмом, а также направляет усилия по противодействию преступным проявлениям, реализуемым войсками национальной гвардии.
При этом особое внимание необходимо уделять правовым аспектам противодейвтия экстремистским угорозам. Кроме правовых, также государством активно реализуются информационно-пропагандистские и силовые средства защиты в противодействии экстремизму и терроризму [3, с. 59-60].
Информационно-пропагандистские средства воздействуют на психологическую, нравственную составляющую личности, направлены на создание антитеррористического сознания посредством демонстрирования антигуманного характера терроризма деятельности экстремистских организаций [4, с. 21-22].
Силовыми средствами противодействия экстремизму является деятельность спецслужб, правоохранительных органов и военных частей, перед которыми ставится цель поимки, обезвреживания, ликвидации главарей или членов террористических организаций, криминальных групп, уничтожение террористического подполья. Вместе с тем антиэкстремистская политика осуществляется нашим государством как на внутригосударственном, так и на международном уровне [5, с. 36].
Осуществляя исследование истоков распространения экстремистских угроз, проведя ис-торико-правовой анализ, можно с уверенностью утверждать, что проблема экстремизма в России стала активно проявляться в 90-е годы XX в. и в настоящее время продолжает активно развиваться.
Детерминантами проблем подобного характера следует считать этническое и религиозное многообразие, сложную экономическую, политическую, культурную и социальную обстановку как внутри нашего государства, так и далеко за его пределами, а также современные геополитические изменения, происходящие вокруг проведения нашим государством специальной военной операции, направленной в том числе на те регионы, которые являются источниками как общеуголовной преступности, так и эпицентрами распространения экстремистских проявлений.
Наряду с этим обеспокоенность также вызывает состояние дел в сфере противодействия преступлениям экстремистской направленности. Так, анализ статистических данных дает нам представление, что на протяжении последних лет увеличилось число фактов совершения рассматриваемой группы преступлений.
За последнее время экстремистские проявления претерпели глубокие изменения. Данные явления пополнили свой арсенал самыми современными средствами, которые содержат в себе все предпосылки образования новых и более сложных форм преступной деятельности. Стоит сказать и о том, что данные преступления уже давно вышли за внутригосударственные пределы и приобрели международный характер, поэтому осуществление активного противодействия преступным проявлениям экстремистского характера является явно приоритетным вектором в реализации своих основных функций органов, осуществляющих защиту правопорядка и законности.
В отношении событий на юго-востоке Украины лишь в незначительной мере можно утверждать о религиозном экстремизме, проникнувшем на территорию России из соседней страны. При этом основными угрожающими безопасности нашего государства тенденциями выступают активная деятельность различных групп радикального толка, с учетом того, что их деятельность связана не только с пропагандой идей экстремизма, но и по сути заключается во внутреннем противодействии друг другу в вопросах контроля власти и реализации внешнеполитических взглядов на специфику взаимодействия между собой лиц, принадлежащих к различным расам и национальностям.
Угрозы эти значительно усугубляются развернутыми в средствах массовой информации, включая Интернет, антагонистическими дискуссиями в экстремистском духе.
Сложившаяся подобным образом дальнейшая концепция развития Украины, как государственного образования, вполне вероятно значительно усилит экстремистские и различного
толка радикальные настроения тех граждан, которые ранее не исповедовали подобных идей и взглядов, а также наверняка приведет к значительному изменению в сторону увеличения показателей преступности, характеризующейся мотивами совершения преступных деяний на основе религиозной и национальной розни.
Более того, важно учитывать, что волна агрессивного национализма, возведенного на Украине в ранг государственной политики и захлестнувшая сравнительно широкие слои населения, - одно из наиболее важных и трудно объяснимых явлений идеологического климата фашизма. В фашистской идеологии ущербные моменты национального самосознания -этническая ограниченность, предубеждения, так называемый комплекс неполноценности и т. д. - превращаются в активные факторы массовой пропаганды и политики.
Рассматривая события, происходящие в Украине, следует отметить, что идею построения украинской национальной государственности с ее культом С. Бандеры и других «героев» фактически поддерживают жители только Западной части страны [6, с. 73].
Если говорить о том, кто такие украинские националисты, то стоит обратить внимание на несколько новых политических партий, созданных на Украине. Основной идеологией этих партий является социальная справедливость и авторитарный государственный строй. В программе этих партий задекларированы три главных принципа: введение строгого законодательства касаемо иммиграции, авторитарный принцип управления государственной власти и поддержка социальной справедливости. В 1992 г. украинские националисты открыто праздновали во Львове юбилей гитлеровской дивизии СС «Галичина», в 1994 г. ими был выдвинут лозунг: «Поддерживать региональный сепаратизм в России для ее развала!», а 22 марта 2014 г. прошел съезд движения «Правый сектор» [7, с. 67].
«Правым сектором» называют группу, которая объединяет несколько организаций. Инициатива создания «Правого сектора» принадлежит Организации «Тризуб» имени С. Банде-ры. Украинские националисты создали «Правый сектор» для того, чтобы все приверженцы этой идеологии смогли объединиться в группу. Фактически это база для того, чтобы те, кто придерживался правой позиции, смогли совершить национальную революцию для свержения прежнего руководства страны, который они считали режимом внутренний оккупации. Особую опасность данная группировка представляет ввиду унификации националистической идеологии и перехода от скрытого противостояния к насильственным действиям в отношении населения. При этом консолидирующим «Правый сектор» началом являются образы врага, в качестве которого выступают Россия и русские. [8, с. 94].
Важно отметить, что украинские националисты в рамках национального вопроса активно используют и насаждают ненависть к русскоязычному населению (колорадам, ватникам), придумывания истории древних укров, от которых произошли русины и прочее, основная идея которых Россия - наш враг.
Анализ ситуации, скалывающейся на территории Украины, показывает наличие традиционных форм проявления экстремизма в этой стране. Главная политическая идея современной Украины - национальное возрождение. Как показывает исследование, абсолютное большинство граждан этого государства, на которых она направлена, не понимает, какой ценой будет достигнуто такое возрождение. Украинский экстремизм в различных его формах черпает свою силу в массовом движении протеста, направляя недовольство граждан, стимулируемое кризисными явлениями, в желаемом направлении. В основе этого процесса - разрушение сложившихся социальных структур, десоциализация, маргинализация массовых групп населения; углубляющийся экономический и социальный кризис, ощущаемый подавляющим большинством населения как нарастающее ухудшение условий его существования, ослабление государственной власти и дискредитация ее институтов.
В результате исследования мы приходим к выводу, что события, происходящие на юго-востоке Украины, теоретически и практически влияют на динамику преступности в России.
В отношении же событий, происходящих на сегодняшний день на юго-востоке Украины, лишь в определенной мере можно утверждать о том, что определенная часть экстремистки настроенных граждан, а также сами идеи экстремизма проникают на территорию России из соседней страны.
Деятельность правоохранительных органов по предупреждению преступлений, связанных с событиями на юго-востоке Украины, в том числе связанная с противодействием экстремистским угрозам, должна быть направлена на проведение профилактических мероприятий по предупреждению экстремистской деятельности общественных объединений, юридических
и физических лиц, на выявление и пресечение каналов поступления оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотических средств и психотропных веществ, на организацию тесного взаимодействия с населением, со всеми заинтересованными государственными органами и общественными организациями.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Шагов А.Е. Национальная гвардия в России и современном мире // Научный альманах. 2016. № 7-2(21).
2. Прошин В.А. Национальная безопасность и развитие высшего образования в современной России // Профессиональное образование в современном мире. 2014. № 2(13).
3. Михеев Д.Ю. Зарубежный опыт противодействия терроризму: обзор публикаций // Актуальные проблемы противодействия терроризму и экстремизму: история, современное состояние, перспективы: сб. научных статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2017.
4. Померлян А.Н. Задачи внутренних войск по обеспечению прав и свобод граждан в период действия чрезвычайных правовых режимов // Военно-юридический журнал. 2013. № 12.
5. Сигалов К.Е. Кодификация и правовое время // История государства и права. 2007. № 23.
6. Бызов Л.Г. Украинский кризис в контексте социально-политических и социокультурных процессов, формирующих массовое сознание Россиян // Социологическая наука и социальная практика. 2015. № 1.
7. Пишикина Н.И. К вопросу о событиях на Украине и роли криминологической науки // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2014. № 4.
8. Сысоев А.М. Криминологический анализ стратегии организованных групп националистической направленности (на примере развития ситуации на Украине) // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2014. № 3.
REFERENCES
1. Shagov A.E. National guard in Russia and the modern world // Scientific almanac. 2016. № 7-2(21).
2. Proshin V.A. National security and development of higher education in the modern Russia // Professional education in the modern world. 2014. № 2(13).
3. Mikheev D.Yu. Foreign experience of counteraction to terrorism: review of publications // Actual problems of counteraction to terrorism and extremism: history, current state, prospects: collection of scientific papers of All-Russian scientific-practical conference with international participation. 2017.
4. Pomerlyan A.N. Tasks of internal troops to ensure the rights and freedoms of citizens during emergency legal regimes // Military-Legal journal. 2013. № 12.
5. Sigalov K.E. Codification and legal time // History of state and law. 2007. № 23.
6. Byzov L.G. Ukrainian crisis in the context of socio-political and socio-cultural processes that form the mass consciousness of the Russians // Sociological science and social practice. 2015. № 1.
7. Pishikina N.I. To the question on events in Ukraine and a role of criminological science // Criminology: yesterday, today, tomorrow. 2014. № 4.
8. Sysoev A.M. Criminological analysis of the strategy of organized groups of nationalist orientation (on the example of the development of the situation in Ukraine) // Criminology: yesterday, today, tomorrow. 2014. № 3.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Брюхнов Александр Анатольевич, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и криминологии. Ростовский юридический институт МВД России. 344015, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, ул. Еременко, 83.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Bryukhnov Alexandr Anatolievich, PhD in Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Criminal Law and Criminology. Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 344015, Russian Federation, Rostov-on-Don, 83, Eremenko St.