Научная статья на тему 'Современная практика профессиональной подготовки военных дирижеров'

Современная практика профессиональной подготовки военных дирижеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННО-МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ВОЕННЫЙ ОРКЕСТР / ВОЕННЫЙ ДИРИЖЕР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная практика профессиональной подготовки военных дирижеров»

Для этого в программу обучения включено большое количество заданий, упражнений, деловых и ролевых игр и т.д. Данная программа позволяет будущим психологам овладеть практическими навыками, необходимыми для профессиональной деятельности.

Итак,важнейшимпсихологическимусловиемразвитияпрофессионализмабудущего педагога является превращение учебной деятельности в учебно-профессиональную. В ходе реализации психолого-педагогической модели можно констатировать появление особой профессионально направленной мотивации деятельности (наличие иерархии профессиональной мотивации, потребность в постоянном самосовершенствовании) и развитие системы учебно-профессиональных действий: аналитических (выделение значимых признаков, характеризующих педагогическую ситуацию; квалификация педагогических ситуаций); прогностических (возможность прогнозировать развитие педагогической ситуации; возможности педагога в осуществлении соединения результатов анализа детских возможностей, особенностей социума и перспектив детского развития; действия по осуществлению обоснованного выбора стратегии развития ребенка и детской группы); диагностических (возможность включения диагностических психологических исследований в реальный воспитательный процесс; действия по мониторингу изучения детского развития).

Литература

1. Дмитриева, М.А., Дружилов, С.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала // Сибирь. Философия. Образование: Научно-публицистический альманах. Вып.2000(4) - Новокузнецк: 2001.- С.18-30.

2. Климов, Е.А. Пути в профессионализм (Психологический анализ): учебное пособие. - М., 2003. - 320 с.

3. Сорокоумова, Г.В. Концептуальные основы развития творческой личности педагога.- Нижний Новгород, 2007.-140.

И.В. Цупиков

СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛьНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ ДИРИЖЕРОВ

Ключевые слова: военно-музыкальное образование, профессиональная подготовка, педагогический процесс, военный оркестр, военный дирижер.

На сегодняшний день в российских Вооруженных силах насчитывается до 250 оркестров [1]. Они представляют собой различные по численности и статусу организмы. Первоначальный уровень - коллективы воинских частей, соединений; следующие категории оркестров - это оркестры военно-учебных заведений, оркестры штабов военных округов, флотов. Крупнейшими музыкальными коллективами являются Центральный военный оркестр Министерства обороны, Образцовый оркестр военно-

© И.В. Цупиков, 2013.

морского флота им. Н.А. Римского-Корсакова, Образцовый оркестр почётного караула. Все эти военные оркестры должны быть обеспечены высококвалифицированными кадрами, в т.ч. дирижерскими.

Рассматривая специфику обучения и воспитания дирижерских кадров, подчеркнем значительное отличие этого процесса за рубежом и в нашей стране [3, С.16]. В западноевропейской музыкальной практике с её богатой историей дирижерского исполнительства, наличием известных дирижерских школ, традиций, особенностей подготовки дирижеров выбор этой профессии, как правило, - глубоко осознанный акт музыканта, ступившего на столь сложную стезю. Овладение профессией дирижера (это, как правило, - второе высшее музыкальное образование) - дело дорогостоящее. Ей обучают в музыкальных вузах, на различных стажировках у известных дирижеров, а также в качестве стипендиатов именных фондов выдающихся музыкантов. На Западе нет привычного для нас фундаментального трехуровневого музыкального образования: детские музыкальные школы-семилетки, музыкальные училища, музыкальные вузы. Скажем больше, для получения первичного высшего музыкального образования в западноевропейский музыкальный вуз или на музыкальный факультет университета может поступить абитуриент, уровень специальной подготовки которого несопоставим с требованиями, предъявляемыми к абитуриентам наших музыкальных вузов. Вероятно, этомунесколькопричин:реализацияконституционногоправанаобразование,кардинальное отличие принципов отбора в вузы и самого процесса обучения, а также, в основном, платная форма обучения. Упор в подготовке музыканта делается на систематическую самостоятельную работу обучающихся. Лекционные курсы в большинстве заменены индивидуальными консультациями профессорско-преподавательского состава, которые проводятся в случае острой потребности в них обучающихся, но при этом ведется жесткий контроль овладения знаниями путем перманентной сдачей экзаменов (модулей) и тестов, требующих постоянной серьезной работы студента. Крайне негативным моментом в обучении дирижеров в западных вузах является отсутствие института концертмейстеров в классах дирижирования. Отечественная практика построена на других подходах. Трехуровневая система воспитания военных музыкантов, наличие специализированных вузов свидетельствуют о значительной фундаментальной основе подготовки военных дирижеров, не типичной для зарубежных стран.

В результате реформирования Вооруженных сил, сокращения численности воинских частей, штабов и как следствие - военных оркестров, потребность в военных дирижерах сегодня меньше их реального «производства», и в настоящее время наметилась явная тенденция количественного сокращения набора абитуриентов. Под вопросом сложившийся штатный регламент. Сейчас в штабном оркестре полагается штат 36-56 музыкантов, в военном учебном заведении - 26-36, в полку - 20-25 человек. Причем по составу оркестр должен состоять из военнослужащих по контракту, гражданского персонала и военнослужащих по призыву в оговоренных пропорциях. Сокращение армии не может не затронуть военно-оркестровую службу - понятно, что оркестры сократятся пропорционально [2, С.17].

Негативным фактором является и падение общего уровня абитуриентов, качества их базовой подготовки. Далеко не каждый обучающийся дирижерской профессии может реализовать себя на дирижерском поприще. Однако подготовка дирижера таит загадки и со стороны учебно-педагогической, например, в определении потенциальных творческих возможностей курсанта-дирижера и дальнейшей их практической реализации. Неоднократно наблюдалось как выпускник, объективные данные которого считались

малоперспективными для профессиональной работы, создавал хороший коллектив и добивался серьезных художественных результатов. И наоборот, курсант-отличник с блестящими музыкальными и дирижерскими задатками, на которого возлагались большие надежды, в силу разных внутренних причин не мог состояться как профессионал. Педагогические ошибки приводят к тому, что в итоге выпускник в различной степени овладевает дирижерской техникой и технологией, навыками исполнительского анализа, достаточно разнообразным по стилю репертуаром, что вовсе не означает соответствия требованиям сегодняшнего дня. Как правило, наибольшими пробелами в воспитании молодого специалиста являются слабое владение методологией раскрытия идейно-художественного содержания произведения, слабое владение образно-смысловым интонированием, нередко технологией вторичного хорового вокала, словом, теми факторами в творчестве, которые превращают добротный профессионализм в мастерство и его высшую форму - в искусство.

Наряду с технико-технологическим оснащением молодых военных дирижёров, одной из главных задач обучения является воспитание у курсанта профессионального дирижёрского мышления и анализа, заметно отличающегося, например, от музыковедческого своей действенностью, процессуальностью, избирательностью средств исполнительской выразительности, т.е. направленностью на реальное воплощение художественного содержания произведения. Не менее важно для молодого специалиста наличие глубокой культурологической базы: знание основ теории исполнительства и ее практического применения, в частности, - умения обобщать и научно осмысливать сделанное, владение исполнительскими технологиями в различных стилях, освоение концептуальных теорий и воплощение их в творческую жизнь, словом, - все, что способствует становлению и профессиональному росту современного военного дирижера. Качественное решение этих задач возможно при условии углубленного самостоятельного изучения специальных предметов за счет перевода части дисциплин с обязательным лекционным посещением в форму факультативов с последующим тестированием знаний. Такая трансформация, на наш взгляд, позволила бы сохранить профессиональные достижения и одновременно освободить достаточное количество времени для фундаментальной самостоятельной работы по освоению специальности.

Анализируя отдельные негативные моменты отечественной системы подготовки военных дирижеров, отметим многие ее положительные стороны. Оформившись в стройную систему в конце 60-х годов XX в., обучение военных дирижеров обрело прочную методическую базу. Унифицировались основные процессы подготовки военных дирижеров. Были созданы учебники и учебные пособия, программы спецкурсов, учебный репертуар, научно-методические разработки по всем ведущим дисциплинам, подробно ориентирующие преподавателей в учебной работе. Возросло внимание к технике дирижирования, что стало выгодно отличать наших военных дирижеров от зарубежных коллег и постоянно отмечаться на международных конкурсах. Педагогическая практика подавляющего большинства профессиональных дирижеров положительно сказалась на росте исполнительского мастерства военно-музыкальных коллективов. Многие оркестры стали лауреатами международных конкурсов и фестивалей и приобрели известность как концертирующие коллективы. Тем не менее, в современной системе обучения военных дирижеров проблемными остаются многие аспекты методики и методологии профессии, вопросы развития дирижерского и художественного мышления, стилистического

воспитания и т.д. К практическим вопросам, требующим своего разрешения, продолжает относиться оснащение молодых музыкантов универсальной дирижерской техникой.

Несмотря на большое количество пособий по дирижированию, обучение основам дирижерской техники не приведено к общему знаменателю: нет единых правил дирижерской постановки, принципов выбора и организации сложной дирижерской аппликатуры, рисунков, схем и т.п. Отметим, что основным методом привития технических навыков дирижирования для курсантов остается личный показ преподавателя. Копирование обучающимися положительных и отрицательных моментов в технике дирижирования преподавателя приводит к тому, что профессорско-преподавательский состав сталкивается с трудно поддающимися корректировке многочисленными дирижерскими «почерками», ошибочными наработками у курсантов, причем проблема применения метода («делай как я...») не всегда находит свое разрешение, а иногда еще больше усугубляется. В учебной практике типичным явлением при обсуждении переводных экзаменов по дирижированию является противоречивость мнений в оценке комплекса дирижерских данных курсантов, слагаемых дирижерской техники, средств выразительности, технических приемов работы и т. д., что говорит об отсутствии единых объективных параметров восприятия дирижерских качеств и навыков дирижирования, а также размытости самих оценочных подходов.

В подготовке военных дирижеров имеются проблемы и внепедагогического плана. К ним относятся снижение престижа службы, невысокие оклады, бытовая неустроенность, другие социально-экономические факторы. Должностной оклад опытного педагога-офицера, имеющего ученую степень и ученое звание, почти вдвое ниже зарплаты его гражданского коллеги в аналогичном госучреждении.

Анализ федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности 073507 - Дирижирование военным духовым оркестром показал неполное соответствие квалификационных характеристик потребностям военно-музыкальной практики в личностном компоненте профессиональной подготовки выпускника. В результате анализа традиционных подходов к разработке новых стандартов в высшем образовании выяснилось, что образовательные программы, в которых свойства выпускника «расписываются» по определенным учебным дисциплинам, не полностью соответствуют современным требованиям, а существующие модели специалиста были ориентированы и являлись достаточными для ГОС ВПО второго поколения, но не соответствуют потребностям нового поколения стандартов. В результате установлено, что современным требованиям интегрированной характеристики структуры, свойств, особенностей и результатов образовательного процесса отвечает модель готовности выпускников к профессиональной деятельности, которая способна стать основой разработки стандартов в высшем профессиональном образовании. В условиях противоречия между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом совершенствование специалиста на основе модели готовности выпускников военно-дирижерских вузов к профессиональной деятельности способно наметить пути перехода к новому образовательному идеалу в педагогической теории - максимальному развитию способностей человека, его самореализации в процессе профессиональной подготовки.

Таким образом, фундаментальная методологическая база, устоявшаяся система подготовки военных дирижеров значительно продвинули практику и научное обоснование военно-дирижерского искусства. Заметно возросший научный интерес к этой специальности актуализировал многие вопросы подготовки дирижеров военных

оркестров, переведя их на более высокий уровень обобщения - в область теории исполнительского искусства. Наряду с этим заметны новые тенденции в системе подготовки военных дирижеров, требующие обобщения и системного анализа, это касается не только профессиональной стороны обучения, но и ряда социальных моментов.

Литература

1. Интервью В.М. Халилова на радио «Эхо Москвы» 16.07.2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://echo.msk.ru/programs/voensovet/792982-echo/#element-text.

2. Малько Н. Основы техники дирижирования / Н. Малько. М.: Музыка, 1965.

3. Ивашкин А. Мы все время должны стремиться к новому... / А. Ивашкин // Музыкальная академия. 2004. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.