Научная статья на тему 'К вопросу о педагогической сущности процесса профессиональной подготовки военных дирижёров'

К вопросу о педагогической сущности процесса профессиональной подготовки военных дирижёров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
485
372
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ВОЕННЫЙ ДИРИЖЁР / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОСОБЕННОСТИ / КАЧЕСТВА / ЛИЧНОСТЬ / РУКОВОДИТЕЛЬ / ДИРИЖИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цупиков Игорь Викторович

В статье представлено авторское видение особенностей педагогического процесса профессиональной подготовки военных дирижёров. Рассмотрены приоритеты образовательной деятельности по формированию личности будущего дирижёра в военного вуза. Описаны компоненты профессиональной модели руководителя военного оркестра, требующие новых педагогических подходов к их развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о педагогической сущности процесса профессиональной подготовки военных дирижёров»

Цупиков Игорь Викторович - начальник военно-дирижерской кафедры Военного института (военных дирижеров) ФГКВОУ ВПО «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва.

123001, г. Москва, Большая Садовая ул., д. 14.

Тел.: 8-926-204-81-82. E-mail: zupikov@mail.ru © Армия и общество. 2012. № 2. С. ?- ?.

И.В. Цупиков

К ВОПРОСУ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ ДИРИЖЕРОВ

Вопросы подготовки высококвалифицированного специалиста и развитие его как личности всегда находились в центре внимания отечественной педагогической науки. В данной статье предлагается остановиться на некоторых аспектах подготовки военных дирижеров в современных условиях.

Профессия военного дирижера имеет свои особенности. В одном лице это и офицер, и командир воинского подразделения, и музыкальный деятель, возглавляющий важный участок работы по эстетическому воспитанию военнослужащих. Он должен постоянно проявлять высокую требовательность к специальной подготовке оркестра, качеству его звучания и уровню исполнительской культуры музыкантов, а также оказывать квалифицированную помощь коллективам художественной самодеятельности.

Одним из наиболее сложных видов музыкально-исполнительского искусства является дирижирование, которое представляет собой управление оркестром, хором, ансамблем, музыкально-сценическим действием в процессе репетиций и выступлений. Главным в дирижерском искусстве является способность дирижера воспринимать и переживать музыку, а также при помощи пластики и мимики выражать ее содержание и эмоционально воздействовать на исполнителей. В этом смысле дирижирование следует рассматривать как психофизический процесс, включающий в себя интеллектуальный, эмоциональный, слуховой и моторный уровни. Дирижер раскрывает замысел композитора и стилистические особенности произведения, стремится передать свои художественные намерения и обеспечивает ансамблевую слаженность исполнения.

Профессиональное мастерство дирижера складывается на основе комплекса знаний, умений и навыков. Для успешной практической деятельности ему необходимо изучить партитуру, знать технические и художественные

возможности оркестра, обладать большой музыкальной культурой. Дирижеру необходимы организаторские и педагогические навыки, которые вместе с волевой устремленностью к живому контакту с людьми создают целостную картину его творческой личности.

Одной из составляющих практической деятельности современного военного дирижера является управление оркестрово-ансамблевой игрой. Владение искусством руководства оркестровой игры служит важнейшей квалификационной характеристикой профессионального дирижера. Если в общей теории отечественного дирижерского мастерства значительное место уже отведено разработке вопросов управления музыкальным коллективом, то в сфере современных подходов к обучению военных дирижеров еще имеется немало неразрешенных проблем. Очевидно, что назрела необходимость более детально проанализировать сложный и многообразный процесс деятельности по подготовке военного дирижера в рамках комплексного педагогического исследования. Современное военно-дирижерское искусство, имеющее достаточно глубокие традиции, еще не стало предметом всестороннего научнотеоретического осмысления в части подготовки кадров, поэтому такое исследование призвано восполнить этот пробел.

Становление профессионального военного дирижера и достижение им высокого эстетического и командирского мастерства в рамках общих закономерностей исполнительского процесса - одна из целей активности инициирующей свою энергию и способности личности дирижера.

Слагаемые профессионального мастерства современного военного дирижера включают в себя знания, навыки и умения, базирующиеся на таких «трех китах», как история, теория и практика дирижирования. При этом важное значение имеет военно-музыкальная и физическая подготовка будущего специалиста. Лишь собрав воедино, образно говоря, на одном «монтажном столе» все доступные факты, осмыслив их взаимозависимость, «векторную направленность» причинно-следственных связей между ними и расширив уже имеющиеся знания, можно надеяться на переход количества научной информации в новое качество.

Подготовка руководителя военного оркестра - одна из сложнейших проблем в музыкальной педагогике [2]. Специфика профессии руководителя-дирижера оркестрового коллектива заключается в том, что, выполняя художественно-творческие, организационно-управленческие и научно-

методические функции, он должен не только приобщать человека к военной эстетике и культуре, но и уметь работать с творческим коллективом, личностью, понимая чувства другого человека, его возможности. Недостаточность знаний в области военно-музыкального искусства, организации, руководства, методики работы с музыкально-инструментальным коллективом приводит к разочарованию в собственной профессиональной деятельности. Поэтому в военно-музыкальных учебных заведениях необходимо создавать такие педагогические условия формирования профессиональной готовности, которые способствует созданию возможностей для всестороннего становления будущих специалистов [1].

Руководство военно-музыкальным коллективом в наши дни является одной из областей специальной практики. Это понятие профессиональной принадлежности, так как оно указывает на вид и содержание служебнотворческой деятельности человека, определяет существо профессии, которая имеет свою внутреннюю структуру и специфику. С помощью данной профессии обеспечивается создание художественных ценностей, организация творческого процесса и удовлетворение духовных потребностей как отдельных личностей, социально-профессиональных групп, так и общества в целом. Но деятельность по решению каждой из этих взаимосвязанных задач является профессиональной прерогативой педагога, воспитателя, художника-творца, организатора. Деятельность руководителя военно-музыкального коллектива своеобразно сочетает функции каждого из них. Она предстает как оригинальный, самостоятельный труд, требующий специальной подготовки, соответствующих компетенций, знаний и умений.

В силу специфических условий работы роль военного дирижера весьма многогранна. В первую очередь, он является организатором коллектива. В его функции входит создание коллектива (оркестра), решение организационных вопросов, связанных с этим. Организация художественного творчества и осуществление посредством его воспитательных задач имеют свои особенности. Они определяют тесную связь организаторской деятельности с художественной, исполнительской и психолого-педагогической подготовкой. Однако приходится иметь в виду, что педагогическая и исполнительская деятельность, с одной стороны, организуются, с другой стороны, выступают своеобразной основой проявления и осуществления организаторской деятельности военномузыкального руководителя. Наличие организаторских данных для руководителя художественного коллектива имеет первостепенное значение. Организации

подвержены все аспекты работы коллектива и его участников. Чем бы ни приходилось заниматься - репетиционной работой, обучением нотной грамоте, проведением военно-ритуальных и культурно-массовых мероприятий, -руководителю необходимо проделать для их обеспечения большую предварительную организаторскую работу.

Педагогический и творческий процессы в военно-музыкальном коллективе опираются на художественно-исполнительское и методическое мастерство его руководителя, которые, в свою очередь, основаны на соответствующих специфических качествах и способностях, навыках и умениях. Художественноисполнительские способности также можно рассматривать как общие и специальные. К первым можно отнести способности, связанные с особыми психическими свойствами личности, предрасположенностью к восприятию искусства, художественно-образным мышлением, воображением, фантазией, эмоциональной отзывчивостью, способностью к сопереживанию искусства. К специальным качествам относится способность к овладению соответствующими профессиональными навыками и умениями.

Организация многогранной и сложной деятельности военно-музыкального коллектива, обеспечение его перспективного развития, а также полное и своевременное удовлетворение духовно-эстетических и творческих потребностей аудитории во многом зависят от личностных нравственно-педагогических и профессиональных качеств дирижера, уровня его общей подготовки и специальной квалификации. Можно сказать, что организация и само существование такого коллектива, его творческие успехи связаны с именем конкретного руководителя, его профессионально-педагогической и культурнопросветительной подготовкой.

Еще одной составной частью деятельности руководителя военного оркестра является собственно дирижирование. Подготовка курсанта как дирижера осуществляется посредством индивидуальных занятий в классе дирижирования. «Всестороннему контакту с коллективом способствуют профессиональный авторитет, волевые качества руководителя творческого коллектива, его целеустремленность и решительность действий, направленных на достижение цели как художественной, так и организационной. Поэтому чувство руководителя должно воспитываться у будущего дирижера заранее, т.е. уже в классе дирижирования» [3, с. 153]. Преподавателю необходимо обращать внимание на то, как курсант входит в класс, готовит ноты, какие указания дает.

Преподаватель должен постоянно напоминать курсанту о руководящей роли дирижера в коллективе и способствовать формированию индивидуального стиля деятельности.

Стиль формируется как осознанная потребность поиска методов и форм перехода от эмоционального, иррационального к рациональному познанию среды, условий деятельности, преодоления противоречий в процессе постановки и достижения целей. Выбор стиля руководства военно-музыкальным коллективом включает стиль мышления, стиль поведения, манеру общения, стиль речи, технику личной работы. Принятый стиль руководства служит характеристикой качества деятельности дирижера, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а также создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения членов коллектива. Формируя индивидуальный стиль руководства, каждый руководитель должен исходить из того, что ни один из общих стилей не является оптимальным. Оптимален лишь динамичный стиль, меняющийся сообразно изменению ситуации и объектов руководства.

Для формирования индивидуального стиля деятельности будущих военных дирижеров необходимы условия, обеспечивающие раскрытие творческих способностей и самореализацию личности курсантов. Сознательное и целенаправленное развитие у курсантов навыков руководства, умение осуществлять свои организаторские функции, по-разному используя различные стили руководства и применяя их в зависимости от сложившихся обстоятельств, существенно для их служебно-профессиональной подготовки.

Такая подготовка к коллективной творческой и педагогической деятельности осуществляется на протяжении всего обучения посредством прохождения практики работы с творческими коллективами - учебным оркестром в вузе и с внешними коллективами баз практики. Учебный коллектив ставит перед собой задачи музыкального образования, приобретения молодыми исполнителями навыков совместной игры, активной дирижерской практики для будущих руководителей оркестров, его целью является воспитание, прежде всего, самих участников оркестра. Воссоздание в учебном процессе активизирующей среды коллективного исполнительского и педагогического творчества, погружение обучаемых в условия различных режимов работы творческого коллектива (репетиция, концерт) позволяют не только совершенствовать профессиональные знания и умения курсантов, но и развивать коммуникативную

культуру, навыки педагогического общения, межличностного взаимодействия будущих руководителей-дирижеров. Прохождение курсантами дирижерской практики позволяет им стать более уверенными в себе, хорошо осознать требования профессиональной деятельности.

В заключение следует отметить, что специалист - это не только работник, получивший подготовку к избранному им виду трудовой деятельности в профессиональном учебном заведении, но и личность, обладающая высокими профессионально личностными качествами, имеющая творческий потенциал, профессиональную самостоятельность, способная к саморазвитию в процессе профессиональной деятельности. Обучение такого специалиста связано с формированием компетенций, являющихся главным фактором успешной профессиональной деятельности. Таким образом, формирование целостной системы профессионально значимых качеств у будущего военного дирижера является узловым моментом становления его как гармонично развитой личности.

* * *

1. Гуляев В.Н. Обучение в высшей школе: проблемно-деятельностный подход // Народонаселение. 2003. № 1. С. 74 - 80.

2. Немирский А.М. Педагогическая модель профессионального образования военных

дирижеров на современном этапе // Интеграция - основа продуктивных моделей современного гуманитарно-художественного образования: сб. науч. трудов. М.:

Спутник +, 2010. С. 215 - 219.

3. Рахлин Н. Статьи. Интервью. Воспоминания. М.: Советский композитор, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.