В. А. Васильев
Вместе с хором
В 2008 году кафедре академического хора факультета искусств исполняется 50 лет со дня ее основания.
Для учебно-творческой деятельности кафедры в исторической перспективе возраст «молодой», но в то же время достаточно зрелый и знаменательный.
Кафедрой академического хора (хорового дирижирования) со дня ее основания последовательно руководили известные хоровые деятели, профессора: Иван Иванович Полтавцев (1958-1980), Петр Петрович Ле-вандо (1980-1993), Валентин Петрович Ильин (1993-1995).
В данной статье речь пойдет о последнем периоде работы кафедры (1995-2008), когда ее возглавила известный хоровой дирижер, замечательный музыкант и выдающаяся личность - профессор Татьяна Георгиевна Томашевская1.
Ее отличают высокие профессиональные и деловые качества. Она обладает большими организаторскими способностями, мощной энергией, сильной волей и огромной целеустремленностью в достижении поставленной цели.
Вместе с тем для нее характерно чувство реальности современной обстановки, видение перспективы развития кафедры, мера профессионального воздействия для повышения качества педагогического процесса, что органично соединяется со стремлением к порядку, системе, объективности и чистоте во всех делах, устремлениях и отношениях со студентами, педагогами хорового дирижирования и коллегами по университету. Действия, решения и поступки характеризуют Татьяну Георгиевну как человека глубоко заинтересованного в большом успехе любимого дела.
Для творческого дирижерского почерка Татьяны Георгиевны Тома-шевской характерны яркая эмоциональность, образность, контрастность и рельефность исполнения, вместе с тщательностью отделки и умением охватить произведение в целом.
Хоры, руководимые Т. Г. Томашевской, отличаются искренностью и осмысленностью исполнения, тонким вкусом, глубоким проникновением в замысел и стиль исполняемого сочинения.
1 Татьяна Георгиевна Томашевская - хоровой дирижер, профессор, канд. пед. наук, засл. работник культуры России, зав. кафедрой академического хора факультета искусств СПбГУКИ с 1995 г. 32
Ценным качеством Т. Г. Томашевской является постоянное стремление к совершенствованию всех звеньев и сторон профессионального обучения студентов, поиск новых форм и методов интенсификации учебного процесса. Руководством к действию и девизом заведующей кафедрой -никогда не успокаиваться на достигнутом.
Одним из главных принципов дирижерской школы Т. Г. Томашевской является органичное перенесение (экстраполяция) хормейстерского мастерства, вокально-хоровых навыков, умений в дирижерский класс (т. е. воспитание вокально-хоровой жестикуляции). Ее учеников отличает ясная мануальная техника, вокальность жеста (чувство кантиленности, дыханий, цезур и т. д.); выразительная ритмическая пульсация, четкость, осмысленность жестикуляции; яркость, контрастность, рельефность, выразительность и одухотворенность манеры дирижирования.
Главным объектом творческой деятельности за последние пятнадцать лет стала для Т. Г. Томашевской организация и совершенствование системы педагогической работы кафедры академического хора факультета искусств.
Татьяна Георгиевна возглавила кафедру в 1995 году, когда существенно изменились целевые установки подготовки хоровых специалистов для музыкальной культуры России. Ректорат института и деканат факультета искусств дает установку принимать на кафедру академического хора абитуриентов со средним специальным музыкальным образованием. Перед кафедрой была поставлена задача готовить педагогов-хормейстеров, учителей пения и преподавателей хоровых дисциплин не только для любительских, но и профессиональных хоров и музыкальных учебных заведений. Для осуществления данной идеи вузовской профессиональной подготовки таких специалистов понадобилась выработка определенной стратегии хорового образования на кафедре и разработка нового учебного плана.
Основываясь на лучших, прогрессивных традициях хорового образования на кафедре, Т. Г. Томашевская совместно с профессорско-преподавательским составом кафедры постепенно вырабатывает тактику педагогических действий и принципов подготовки хоровых специалистов новой формации.
1. Хор (хоровой класс) главный учебный предмет в воспитании и подготовке специалистов высокой квалификации.
2. Высокий профессиональный уровень подготовки по всем дисциплинам дирижерско-хорового цикла.
3. Поиск и внедрение новых форм, подходов, методов профессионального обучения с целью повышения качества «педагогического продукта».
4. Усиление педагогического направления подготовки хоровых специалистов.
5. Подготовка специалистов-хормейстеров для детского хора.
Главной учебной дисциплиной, объединяющей и пронизывающей все другие специальные предметы, по-прежнему является учебный хор. Роль хорового класса и хоровой практики студентов на учебных хорах значительно усиливается. Хор становится центром музыкально-образовательного и художественно-исполнительского воспитания студентов-хормейстеров. За последние пять лет по учебному плану в работе с хором принимают участие студенты IV и, что важно, III курсов с заключительным творческим показом - зачетом. В результате непосредственное общение с хором, а не только дирижирование под фортепиано, повысило профессиональный статус студентов.
Все хоры студентов: женский хор (худ. рук. Т. Г. Томашевская, хормейстеры Беляева Е. К., Жукова Е. Ю.), смешанный хор (рук. С. Ю. Свойский, хормейстер Яруцкая Л. Н.), хоры заочного отделения (рук. доц. Н. А. Лихоманова) находятся под пристальным вниманием зав. кафедрой, профессора Т. Г. Томашевской.
Учебные хоры являются в первую очередь творческой базой и лабораторией хоровой практики студентов, а также проводят активную концертную деятельность, демонстрируя высокий уровень художественного и вокально-хорового мастерства.
Участие студентов дневного отделения в различных концертах в залах Санкт-Петербургской Филармонии, Капеллы, БКЗ «Октябрьский», дворце Белосельских-Белозерских, Академии художеств и других воспитывают у них профессиональные музыкально-исполнительские качества, художественный вкус, что необходимо им как будущим педагогам-хормейстерам.
За последние два десятилетия значительно расширились рамки концертной деятельности женского хора под художественным руководством профессора Т. Г. Томашевской. Хоровой коллектив продолжает творческое сотрудничество с оркестром Санкт-Петербургской филармонии (трехкратное исполнение симфонии Г. Малера под управлением Ю. Темирканова, М. Янсонса, А. Титова). Хор кафедры под руководством Т. Г. Томашевской принимает активное участие в концертах, посвященных 300-летию Санкт-Петербурга и 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, с большим успехом выступает в юбилейных концертах композиторов и дирижеров профессоров Т. Г. Томашевской, В. П. Ильина, Ю. Б. Богданова, Ю. А. Корнакова, Я. И. Дубравина, В. Д. Бибергана, И. А. Цветкова.
Яркой страницей в художественно-исполнительской биографии женского хора являются его гастроли в польском городе Кнуров на фестивале «Дни хоровой музыки» в 2002 г. и выступление в Доме правительства в рамках Московского фестиваля «Откровение», посвященного 2000-летию христианства. Женский хор становился многократным лауреатом
учрежденного губернатором городского конкурса «Музы Санкт-Петербурга». Все это говорит об известности женского хора кафедры академического хора факультета искусств СПбГУКИ и признании его творческих успехов.
На отделении академического хора факультета искусств Санкт-Петербургского гос. университета культуры и искусств преимущественно готовят педагогов-хормейстеров для любительских взрослых и детских хоров. Для таких хоровых специалистов музыкально-педагогическая сторона деятельности имеет не менее важное значение, чем исполнительская. Специфика подготовки хоровых специалистов музыкально-просветительского направления на кафедре академического хора предполагает дальнейшее усиление и совершенствование методико-педагогических специальных курсов и разработка новых. Потому одной из важных установок кафедры, определяющей ее прогрессивное профессиональное развитие, является внедрение в учебный план и учебный процесс новых дисциплин, форм и методов обучения студентов.
Наряду с традиционными предметами дирижерско-хорового обучения (хоровой класс, дирижирование, чтение хоровых партитур, хоровая аранжировка, хороведение, постановка голоса, хоровая литература) были введены новые специальные курсы: «История русской хоровой культуры» (проф. В. П. Ильин), «Становление и развитие дирижерско-хорового образования в России» (проф. В. А. Васильев), «Основы музыкального просвещения» (доц. Е. Д. Светозарова), «Методика работы с любительским хоровым коллективом» (проф. В. Ф. Чабанный), «Методика преподавания дирижерско-хоровых дисциплин» (Хоровая аранжировка - проф. Я. И. Дубравин; Чтение хоровых партитур - доц. О. П. Кеериг; Дирижирование - проф. Т. Г. Томашевская, проф. В. А. Васильев).
Особенно актуальным представляется введение новых дисциплин «Методика музыкально-эстетического воспитания детей» и «Музыкально-педагогическая практика с детьми» (доц. Л. Н. Боброва), цель которых усиление профиля профессиональной подготовки хормейстеров-педагогов для детских и юношеских хоров.
Новыми перспективными формами общения со студентами, способствующими их профессиональному росту стали мастер-классы ведущих педагогов кафедры (Т. Г. Томашевская, Д. Н. Ардентов, В. Ф. Чабанный, В. А. Васильев, Н. А. Лихоманова, В. Е. Ровнер и др.), а также педагогическая практика студентов в классах дирижирования и чтения хоровых партитур.
Эффективным методическим приемом стало воспитание у учащихся чувства художественного ансамбля посредством совместной игры студентов с концертмейстером хоровых сочинений в классе дирижирования под фортепиано.
Поиск и формирование репертуара для учебных хоров и его подготовка со студентами IV курса стало одним из действенных средств и сторон предварительной подготовки к выпускному Гос. экзамену, введенной Т. Г. Томашевской, которая неизменно дает положительные результаты.
Значительное повышение профессионального уровня обучения студентов дневного и заочного отделений кафедры академического хора определили в конце XX и начале XXI веков содержание и форму проведения Гос. экзаменов2.
Впервые гос. аттестация выпускника кафедры стала состоять из четырех взаимосвязанных разделов, включенных в два гос. экзамена:
1. Гос. экзамен по дирижированию хором.
а) Дирижирование концертной программой3.
б) Защита выпускной квалификационной (письменной) дипломной работы.
2. Гос экзамен по методике работы с хором.
а) Практический показ навыков и приемов работы с хором;
б) Коллоквиум по истории, теории хорового искусства, образования и просвещения, по методике руководства хоровым коллективом и обзора учебно-методической литературы по хороведению и хороуправлению. Ценным дополнением к представленной довольно сложной и разнообразной по стилям и жанрам концертной программе явилась за последние 10-летие защита выпускной квалификационной работы. Выпускные письменные дипломные работы (кураторы доценты, канд. наук Е. Д. Светозарова и О. П. Кеериг) представляют теоретические исследования (выполненные под началом назначенного кафедрой научного руководителя), на темы, охватывающие как вопросы практической деятельности дирижера-хормейстера (детское музыкальное воспитание, формирование идейно-художественного репертуара для различных хоров, руководство вокальным ансамблем, хоровое сольфеджио и др.), так и разделы музыкознания, связанные с хоровым творчеством и исполнительством. В квалификационных работах выпускники должны проявить способность определения научно-методической ценности избранной темы, навыки работы с первоисточниками, материалами фондов библиотек и архивов, а также умение обобщать собранный материал и последовательно его излагать.
2 Подробно см.: Положение об итоговой государственной аттестации выпускника по специальности «Дирижирование» 051100, специализация «Дирижер академического хора» / отв. за вып. Т. Г. Томашевская. - СПб., 2000.
3 На заочном отделении показательный исполнительский концерт-зачет осуществляется по месту музыкально-хоровой работы выпускников (детский хор, вокальный ансамбль и др.). Гос экзамен по дирижированию проходит под фортепиано (развернутое произведение а'сарре11а, хоровая оперная сцена, либо часть из кантатно-ораториальных сочинений).
Другой комплексный Гос. экзамен «Методика работы с хором», не имеющий аналогов в других музыкально-хоровых учебных заведениях, призван оценить уровень многосторонней хормейстерской подготовки студента-выпускника.
Экзамен должен показать разносторонние методические знания и практические умения и навыки работы с хором (лектор-консультант и организатор-методист доцент Лихоманова Н. А.).
К гос. экзамену, проводимому на курсовом хоре, выпускники подготавливают также собственные хоровые переложения авторского сочинения или обработку народной песни (выполненную под руководством преподавателя хоровой аранжировки), которую они должны за 15 минут разучить, демонстрируя приобретенные хормейстерские знания и навыки.
После практического показа работы с хором выпускник на коллоквиуме отвечает на творческие и методические вопросы экзаменационного билета.
Разделы Гос экзаменов дают возможность всесторонне оценить профессиональные знания и навыки, приобретенные выпускниками в процессе обучения, определить уровень усвоения ими материала важнейших хоровых дисциплин учебного цикла, обеспечивающих необходимую музыкально-педагогическую, хормейстерскую подготовку.
Данная структура и содержание гос. экзаменов дает также возможность определить насколько глубоко выпускник воспринял и осознал значение хоровой профессии и главную суть практической деятельности дирижера-педагога.
Большое внимание за последние десятилетия уделялось на кафедре научно-методической и учебно-методической работе. Данный период времени, в этой педагогической области, был плодотворным для кафедры, что говорит о зрелости и высоком профессионализме ее ведущих преподавателей.
В 2000 году Т. Г. Томашевской, совместно с группой ведущих преподавателей, было выработано Положение об итоговой государственной аттестации выпускника по специальности «Дирижирование», где достаточно подробно раскрыты основные требования, предъявляемые к выпускнику кафедры академического хора на гос. экзаменах.
Новый учебный план и высокие задачи, поставленные зав. кафедрой по преподаванию дирижерско-хоровых дисциплин потребовали пересмотра и корректировки всех учебных программ (дирижирование, хоровой класс, хороведение, хоровая литература и др.), создания новых учебных программ: «История русской хоровой культуры» - авторы-составители: профессор В. П. Ильин, доцент, канд. иск. Т. А. Чернышева и «Методика детского музыкально-эстетического воспитания» - автор-составитель доцент, канд. пед. наук Л. Н. Боброва, издание методических рекомендаций по написанию дипломной работы (составитель доцент,
канд. пед. наук О. П. Кеериг) и методических разработок по целому ряду специальных дисциплин.
В целях обеспечения учебного процесса учебно-методическими и научно-методическими материалами за отмеченный выше период времени (с 1995 г.) были опубликованы преподавателями следующие научные сборники, статьи, монографии, учебные пособия и хрестоматии учебного репертуара.
Научно-методическая деятельность кафедры академического хора за период 1995-2008 гг. (основные публикации творческих трудов)
Томашевская Т. Г. - составитель и научный редактор сб. научных трудов «Русская хоровая культура» (4 выпуска):
I. Русская хоровая культура. История. Традиции. Современные проблемы. - СПбГАК, 1995.
II. Выдающиеся хоровые деятели и педагоги. История, традиции, современные проблемы хорового искусства. - СПбГУКИ, 2000.
III. Хоровое искусство и современные проблемы дирижерско-хорового образования. - СПбГУКИ, 2005.
IV. 50 лет кафедре академического хора факультета искусств Санкт-Петербургского гос. университета культуры и искусств. Современные проблемы русского хорового искусства и образования. - СПбГУКИ, 2008.
Репертуар хорового класса (для женского хора): «Русская духовная музыка»:
I. Выпуск I. - СПбГИК, 1991.
II. Выпуск II. - М, 1995.
III. Выпуск III. - М., 1996.
Составители: Т. Г. Томашевская, С. В. Абдулов.
Дубравин Я. И. - автор, редактор и сост. сб. хоровых произведений:
Русский романс. Обработка для смеш. хора a cappella. - СПб.: Композитор, 2004.
Глинка М. И. Музыка для хора. К 200-летию со дня рождения великого композитора / вступ. ст. В. А. Васильева). - СПб.: Композитор, 2004.
Нам не нужна война. Патриотические произведения для хора. 60-летию Великой Победы посвящается. - СПб.: Композитор, 2005.
Сочинения М. Мусорского в свободной обработке для смешанного хора a cappella Якова Дубравина. - СПб.: Композитор, 2006.
Грибков С. Ф. - составитель и автор хоровых переложений и обработок сб. хоровых произведений:
3 выпуска сборников репертуара детского хора телевидения и радио Санкт-Петербурга «Вместе с хором», 2003-2006 гг.
Ильин В. П.
1. Очерки истории русской хоровой культуры первой половины XX века. - СПб.: Композитор, 2003.
2. Хрестоматия. Хоры a cappella русских композиторов первой половины XX века / сост. В. П. Ильин, Е. К. Беляева. - СПб., 2003.
Васильев В. А.
1. Автор-составитель: Георгий Александрович Дмитревский: к 100-летию со дня рождения: сб. статей, материалов, документов. - СПб., 2000.
2. Традиции и тенденции развития дирижерско-хорового образования в России. Учебное пособие по хоровой педагогике. - СПбГУКИ, 2006.
Лихоманова Н. А.
1. Учебное пособие. Практические рекомендации. - СПбГАК, 1998.
2. Работа хормейстера над звуком. Методическая разработка. -СПбГУКИ, 2003.
Чабанный В. Ф.
1. Музыкально-педагогическое руководство хоровым любительством. Учебное пособие. - СПбГУКИ, 1999.
2. Организация вокальной работы в любительском академическом хоре. Методическое пособие. - СПб.: Дом народного творчества и досуга, 2005.
Кеериг О. П., Боброва Л. Н. - авторы-составители.
Репертуар для детского хора в классе дирижирования. Учебное пособие в трех частях: 1. Народные песни. 2. Произведения русских композиторов. 3. Произведения зарубежных композиторов. - СПбГУКИ, 2002.
Кеериг О. П.
Хороведение. Учебное пособие. - СПбГУКИ, 2004.
Ровнер В. Е.
Произведения композиторов в обработке для вокального ансамбля в пяти частях:
1. Обработки и переложения для вокального ансамбля. - СПбГУКИ, 1995.
2. Репертуар вокально-ансамблевого класса / автор-сост. В. Е. Ровнер. Обработки и переложения. - СПбГУКИ, 2002.
3. Вокально-джазовые упражнения для ансамбля с сопровождением фортепиано. Учебное пособие. - СПбГУКИ, 2004.
4. Искусство вокала «Легко на сердце...». Популярная музыка для вокального ансамбля. Переложения. - СПб.: Нота, 2005.
5. Вокально-джазовые упражнения для голоса в сопровождении фортепиано. - СПб.: Нота, 2006.
Светозарова Е. Д.
1. Дирижерско-хоровое отделение Музыкального училища при консерватории в воспоминаниях педагогов и выпускников. - СПб., 1999.
2. Хоровые произведения композиторов для детского хора / сост. Е. Д. Светозарова. - СПб., 2003.
3. Нотографический справочник. Русская светская хоровая музыка a cappella XIX начала XX века. - СПб., 2004.
4. Всенощное бдение. Православная литургия. Католическая месса. -СПбГУКИ, 2005.
Таким образом, создание преподавателями кафедры академического хора за прошедший период с 1995 года по настоящее время учебно-методических материалов и крупных, масштабных научно-методических работ явились крепкой базой для научного осуществления профессиональной подготовки хоровых специалистов.
Успешность педагогического дела, его результативность и продуктивность зависят во многом от степени квалификации профессорско-преподавательского состава.
Под художественно-методическим руководством зав. кафедрой, профессора, канд. пед. наук, заслуженного работника культуры РФ Т. Г. Томашевской подготовку хормейстеров-педагогов осуществляла большая группа высококвалифицированных хоровых специалистов. Это кандидаты искусствоведческих наук, профессора В. П. Ильин и В. А. Васильев, кандидаты искусствоведения, доценты Т. А. Чернышева, В. Е. Ровнер, Е. Д. Светозарова, доктор пед. наук, профессор В. Ф. Чабанный, кандидаты пед. наук, доценты Ю. П. Кустов, О. П. Кеериг, Л. Н. Боброва, заслуженный деятель искусств России, худ. руководитель детского хора радио ТРК «Петербург», профессор С. Ф. Грибков, доценты Д. Н. Арден-тов и Н. А. Лихоманова, организатор-методист, ответственная по заочному отделению, ст. преподаватель Л. В. Красовская, концертмейстер, зав. кабинетом и библиотекой, ст. лаборант кафедры М. А. Литовская, народный артист России, известный композитор, член союза композиторов Санкт-Петербурга, почетный профессор Нью-Йоркской академии наук, заслуженный деятель искусств России, профессор Я. И. Дубравин и другие.
На период заведования Т. Г. Томашевской падает начало весьма сложного и неотвратимого процесса смены преподавательского состава кафедры. Перед ней встала проблема постепенного обновления преподавательских кадров. Необходимо было найти, подготовить новых преподавателей дирижерско-хоровых дисциплин и плавно включить их в педагогический процесс, соблюдая в то же время, органичный баланс между глубиной и мудростью опыта и свежего романтичного порывистого задора молодых музыкантов-педагогов.
Такая мудрая кадровая «политика» дала положительные результаты.
За это время (1995-2008 гг.) на кафедре успешно проявили себя в работе с учебными хорами и показали результативную педагогическую работу в классах дирижирования старшие преподаватели:
Беляева Е. К. (Победитель Санкт-Петербургского конкурса Грантов для молодых специалистов - 2002);
Жукова Е. Ю. (Победитель Санкт-Петербургского конкурса Грантов для молодых специалистов - 2001; лауреат II Международного хорового фестиваля-конкурса «Поющий мир» Санкт-Петербург - 2-я премия, 2006);
Свойский С. Ю. (Победитель конкурса Грантов «Музы Санкт-Петербурга» - 1996);
Голиков М. С. (Лауреат международного - 2001 и всероссийского -2002 конкурсов хоровых дирижеров; Победитель Санкт-Петербургского конкурса Грантов для молодых специалистов - 2006), а также лучшие выпускники кафедры академического хора факультета искусств СПбГУ-КИ преподаватели:
Яруцкая Л. Н. (Победитель Санкт-Петербургского конкурса Грантов «Музы Санкт-Петербурга» - 2004; лауреат всероссийских - 2002 - Одесса, 2003 - Калуга, 2003 - Санкт-Петербург и международных - 2002 -Воцлавск, Польша, 2005 - обладатель двух «золотых медалей» - Оломо-уц, Чехия, 2006 - I место - Пефкохори, Греция);
Поляков В. Ю. - композитор, преподаватель курса «Хоровая аранжировка» (Победитель Санкт-Петербургского конкурса Грантов для молодых ученых и специалистов - 1998).
Значительную роль в формировании молодых специалистов, дирижеров-хормейстеров играет музыкальный «Корпус» замечательных музыкантов-концертмейстеров кафедры академического хора, которые вместе с хоровыми педагогами принимают непосредственное участие в музыкальном воспитании студентов в хоровом и дирижерском классах, в классах постановки голоса и учебных концертах: Т. И. Даниленко, Е. С. Шамрей, Э. С. Шаргородская, Л. И. Ильина, М. А. Литовская, В. В. Нарубень, Н. В. Баршевич, Е. Э. Суетина, Ю. В. Тарасевич, Н. И. Емельянова и другие.
Кафедра академического хора за 50 лет подготовила более трех тысяч специалистов, активно и результативно проявивших себя в разных сферах российской художественной культуры и зарубежом. Это руководители детских и взрослых хоровых коллективов, преподаватели в школах, училищах и вузах, ведущие работники культурно-просветительских учреждений, артисты хоров, театров.
Многие из них руководят хоровыми коллективами и добились интересных творческих результатов.
Это народный артист России Ю. Васильев, художественный руководитель государственного ансамбля песни и танца Чувашской республики; заслуженный артист Карельской автономной республики А. Лехмус;
руководители ведущих детских хоров г. Киров (Вятка) Л. Гусева и
B. Кремнев; создатели интересных творческих ансамблей в г. Апатиты, засл. раб. культуры РСФСР П. Ларин и А. Богданова; руководитель Ульяновской хоровой капеллы Тосненского района Ленинградской области ЗРК РСФСР Г. Платонов; заслуженный учитель РСФСР В. Клименко (г. Ленинград); В. Плисс - преподаватель хоровых дисциплин Муз. пед. училища г. Вологда и главный кантор синагоги г. Москва; Л. Лодочникова - завуч и преподаватель хоровых дисциплин в КПУ г. Кострома; Е. Иванова - преподаватель и концертмейстер класса дирижирования в СПб гос. муз.-пед. колледже; Е. Телькириди - артистка хора Мариинского театра оперы и балета СПб; И. Михеева-Слепенкова -руководитель детского хора ДТЮ Василеостровского района СПб; О. Горенкова - преп. музыки в хореографическом колледже СПб.;
C. Поддубный - композитор, почетный академик «Петровской академии СПб», преподаватель детской музыкальной школы СПб., М. Александров - преподаватель кафедры народного хора ЛГИК; Т. Холодило - зав. отделом художественного воспитания детей Санкт-Петербургского городского Дворца Творчества Юных, художественный руководитель хора «Капельки»; И. Зайцева и В. Марюхич - руководители среднего и младшего хора ТРК «Петербург»; Н. Денисова - заслуженный учитель России, учитель музыки петербургской гимназии № 195 им. Я. Брюса; Н. Гречанова - директор детско-юношеского комплекса музыкально-эстетического воспитания Приморского р-на Санкт-Петербурга; И. Бархатова - руководитель вокальной эстрадно-джазовой группы «Джайв» дипломанта и лауреата Международных конкурсов, обладательницы Гран-При международного фестиваля «Русское чудо» в Тунисе и специального приза «Жасмин» правительства Туниса; О. Москвина - лауреат Международных конкурсов вокалистов, хормейстер вокально-инструментального ансамбля «Невский стиль»; В. Кантор - дирижер, декан факультета коррекционной педагогики, доктор пед. наук, профессор; М. Ланда - художественный руководитель МТД «Радуга», автор и ведущая популярных теле и радио программ на канале «Россия», композитор, член Союза журналистов, занесена в книгу 1000 самых известных людей Петербурга «Кто есть кто»; Т. Уфимцева - дипломант российского конкурса-фестиваля юных исполнителей «Невская лира» и дипломант 4-го городского (СПб) конкурса «Маленькие звездочки»; Т. Ручинская и Н. Фокина - преподаватели СПбГУКИ на кафедре эстрадного искусства; Е. Синеченкова -главный регент Кафедрального Крестовоздвиженского собора г. Калининграда; Т. Злобина - регент церкви; М. Архангельская - худ. руководитель детского хора школы искусств «Тутти»; К. Комарова - хормейстер хоровой студии «Искра» СПб; Т. Кузьмина-Антонова - хормейстер академического хора ДК им. Газа АО «Кировский завод»; Домингос
Давид де Лапас Кобо - профессор консерватории г. Мехико (Мексика); Халди Муаяд - преподаватель в Султанской школе в Иемене; Рампрес Мартин Ирвинг Фуэкес - дирижер любительского оркестра в Сальвадоре и многие другие.
Свое 50-летие педагогический коллектив и зав. кафедрой академического хора профессор, канд. пед. наук, засл. работник культуры России Т. Г. Томашевская встречают воспитательно-образовательными, музыкально-исполнительскими и научно-методическими достижениями, полные художественных сил, творческой энергии, научного потенциала для дальнейших педагогических свершений в целях повышения качества профессиональной подготовки кадров педагогов-хормейстеров для российской музыкально-художественной культуры.