Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА САМОРАЗВИТИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ'

СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА САМОРАЗВИТИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

18
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическое моделирование / саморазвитие / программа подготовки / служебная деятельность. / pedagogical modeling / self-development / training program / professional activity.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобанов Илья Андреевич

Научная статья посвящена исследованию педагогического моделирования саморазвития военнослужащих различных категорий. В статье анализируется комплекс вопросов, связанных с педагогическими подходами при реализации самостоятельной познавательской деятельности военнослужащих в условиях современных реалий российской армии. Теоретически обосновывается необходимость в разработке интегрированной модели самостоятельного развития в армейской среде, приводятся её функциональные компоненты. Автор рассматривает факторы активизации способностей военных специалистов в процессе профессионально – личностного становления. Проводится оценка диагностического инструментария для определения текущего уровня саморазвития. Указываются источники в получении данных о результатах саморазвития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PRACTICE OF PEDAGOGICAL MODELING OF THE PROCESS OF SELF-DEVELOPMENT OF MILITARY PERSONNEL OF VARIOUS CATEGORIES

The scientific article is devoted to the study of pedagogical modeling of self-development of military personnel of various categories. The article analyzes a complex of issues related to pedagogical approaches in the implementation of independent cognitive activity of military personnel in the conditions of modern realities of the Russian army. The necessity of developing an integrated model of independent development in the army environment is theoretically justified, its functional components are given. The author considers the factors of activating the abilities of military specialists in the process of professional and personal formation. The diagnostic tools are evaluated to determine the current level of self-development. The sources for obtaining data on the results of self-development are indicated.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА САМОРАЗВИТИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ»

«Инновационные аспекты развития науки и техники» УДК 37.013.46

Лобанов Илья Андреевич Lobanov Ilya Andreevich

Аспирант Postgraduate student

Армавирский государственный педагогический университет

Armavir State Pedagogical University

СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА САМОРАЗВИТИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ

MODERN PRACTICE OF PEDAGOGICAL MODELING OF THE PROCESS OF SELF-DEVELOPMENT OF MILITARY PERSONNEL OF VARIOUS CATEGORIES

Аннотация. Научная статья посвящена исследованию педагогического моделирования саморазвития военнослужащих различных категорий. В статье анализируется комплекс вопросов, связанных с педагогическими подходами при реализации самостоятельной познавательской деятельности военнослужащих в условиях современных реалий российской армии. Теоретически обосновывается необходимость в разработке интегрированной модели самостоятельного развития в армейской среде, приводятся её функциональные компоненты. Автор рассматривает факторы активизации способностей военных специалистов в процессе профессионально - личностного становления. Проводится оценка диагностического инструментария для определения текущего уровня саморазвития. Указываются источники в получении данных о результатах саморазвития.

Annotation. The scientific article is devoted to the study of pedagogical modeling of self-development of military personnel of various categories. The article analyzes a complex of issues related to pedagogical approaches in the implementation of independent cognitive activity of military personnel in the conditions of modern realities of the Russian army. The necessity of developing an integrated model of independent development in the army environment is theoretically justified, its functional components are given. The author considers the factors of activating the abilities of military specialists

XIVМеждународная научно-практическая конференция in the process of professional and personal formation. The diagnostic tools are evaluated to determine the current level of self-development. The sources for obtaining data on the results of self-development are indicated.

Ключевые слова, педагогическое моделирование, саморазвитие, программа подготовки, служебная деятельность.

Keywords, pedagogical modeling, self-development, training program, professional activity.

Введение. Российская армия, которая находится в стадии модернизации, предъявляет повышенные требования к профессиональным и личностным качествам военных кадров. Специфические особенности воинской деятельности требуют всесторонней подготовки, поэтому формирование деловых, профессиональных, морально - боевых, общечеловеческих качеств личности военнослужащего должно основываться на новых потребностях армии. Изменение численного состава вооруженных сил в сторону его уменьшения, мотивации к прохождению воинской службы требует пересмотра моделей воспитания и качественно нового подхода к формированию личности военного. Успешное выполнение учебно-боевых задач в ходе службы зависит от эффективности профессионального воспитания, а продуктивная и качественная работа с личным составом может осуществляться только на основе комплексного, системного и личностно - деятельностного подходов в армейской среде. Для разносторонней подготовки военнослужащих на сегодняшний день разрабатываются и внедряются новые методы, модели, технологии с учетом особенностей несения воинской службы [1, с. 12]. Изменение численного состава вооруженных сил в сторону его уменьшения, мотивации к прохождению воинской службы требует пересмотра военных моделей развития и качественно нового подхода к формированию личности военного. Перед военно - педагогической наукой стоит задача модернизировать процесс развития военных

«Инновационные аспекты развития науки и техники» специалистов таким образом, чтобы повысить профессионализм военнослужащего, ответственность и готовность отстаивать интересы государства в боевых условиях, личную мотивированность в получении новых знаний и умений. По этой причине на сегодняшний день актуален вопрос о разработке такой модели саморазвития военнослужащих, которая бы соответствовала требованиям российской армии и общества и решала бы вопросы личностно -профессионального роста военнослужащих различных категорий. Адаптивность и вариативность программ боевой подготовки дают возможность военным специалистам быть более активными участниками личностно - профессионального развития [2, с. 47]. При выполнении задач, поставленных перед процессом развития и саморазвития в армейской среде, необходимо учитывать специфику несения воинской службы, при этом методы воздействия на все категории личного состава должны обеспечить единство государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового, экономического, эстетического, физического и других направлений воспитания.

Результаты исследования. Современный военно -педагогический процесс рассматривается как базовое интегративное понятие, выражающее организованную и целенаправленную деятельность командиров, офицеров органов воспитательной работы, штабов и служб, общественных и государственных институтов по воспитанию, обучению, развитию и психологической подготовке воинов к умелым действиям при выполнении поставленных задач. Условия достижения успеха в современном бою требуют от военнослужащих не допускать шаблонных и прямолинейных действий, побеждать не за счет превосходства в силах и средствах, а за счет военного и профессионального искусства. «К победе ведут

XIVМеждународная научно-практическая конференция нестандартные решения» - эта формула должна стать руководящим

правилом в подготовке военных кадров российской армии [3, с. 21].

На сегодняшний день процесс военно - профессиональной

подготовки включает в себя такую специфическую деятельность как

саморазвитие личного состава. Наглядно процесс саморазвития мы

представляем следующим образом (Рис. 1):

Взаимодействие с информационной средой, поиск информации, отбор наиболее значимого материала

Рис. 1 Процесс самостоятельной познавательской деятельности

Определение адекватного современным реалиям содержания процесса самостоятельной познавательской деятельности военнослужащих представляет собой сложную и многоплановую научную и практическую проблему, решение которой возможно применением следующих подходов в развитии личного состава [4, с. 234]:

системного, способствующего реализации процессов, форм передачи и взаимодействия между подсистемами и элементами, координацию уровней управления, выявлению правил функционирования и развитию объекта исследования, типов специфических связей;

компетентностного, который предполагает включение в содержание развития целостного опыта разрешения проблем жизнедеятельности, формирование ключевых надпредметных, надпрофессиональных компетенций, которые обеспечивают военному

«Инновационные аспекты развития науки и техники» специалисту эффективную реализацию его «Я» в военно - социальной сфере;

личностно - деятельностного, позволяющего определить основные цели для дальнейшего развития, внутренне мотивировать, активизировать свои способности и волевые качества к самостоятельному изучению для достижения конкретного результата; оценить готовность к лично - профессиональному росту, определить реальный уровень саморазвития; выбрать наиболее подходящие системы саморазвития применительно к индивидуальным особенностям личности.

Для активизации способностей военнослужащих в процессе профессионально - личностного становления важную роль играет формирование целевых установок. К внешним и внутренним факторам, формирующим основные цели развития личности, следует отнести:

1. Сферы внешней среды. Первая сфера - это макроокружение (общее внешнее окружение). Формирует цели для военнослужащих под влиянием политических, правовых, социально - культурных и экономических факторов: уважение к Конституции и законам Российской Федерации, сознательное отношение к исполнению воинского долга, формированию государственно - патриотических ценностей. Вторая сфера - непосредственное окружение (воинский коллектив). Целевой установкой в данном случае выступают: верность военной Присяге и уставам, развитие стремления к овладению военным делом, выработки у военнослужащих высокой дисциплинированности, упрочения воинского товарищества, а так же морально - боевых качеств, которые особенно необходимы военнослужащим в бою -стойкости, мужества, отваги.

2. Личная среда, определяет формирование следующих целей [5, с. 73]: стремление быть похожим на идеал, здесь в качестве примера может выступать известный полководец и его путь к вершине военного

XIVМеждународная научно-практическая конференция мастерства; развитие себя для признания другими; готовность

развиваться и улучшать качества личности; желание совершенствовать

себя для выполнения собственных целей; изменение себя для

выявления своих возможностей.

В связи с этим при разработке педагогической модели

саморазвития военнослужащих необходимо учитывать следующие

функциональные компоненты:

личностный компонент, связанный с мотивацией военных

специалистов к самосовершенствованию, использованием в полной

мере внутреннего потенциала в целях повышения уровня духовно -

нравственного развития личности;

профессиональный компонент, определяющий степень освоения

программ военно - профессиональной подготовки, овладения

профессионально важными качествами, определяющими характер

повседневной служебной деятельности в воинской части;

компонент получения навыков рефлексивно - прогностической

готовности самосознания военнослужащего, формирования системы

знаний о прогностике и рефлексии, умений применять эти знания для

решения задач в повседневной служебной деятельности,

функционирования системы самоконтроля военнослужащего.

Для определения начального уровня саморазвития и

дальнейшего анализа достигнутых результатов при подборе

диагностического инструментария необходимо учитывать

исследование следующих факторов [6, с. 382]:

степень мотивированности личности, готовность к

профессионально - педагогическому саморазвитию;

уровень саморазвития и профессионально - педагогической

деятельности (рефлексия на саморазвитие);

ценностные ориентации в профессиональной карьере, смысло -

жизненные ориентации;

потребность в самосовершенствовании, реализации потребностей в саморазвитии, способность к самопознанию.

Источниками в получении данных о результатах саморазвития могут выступать как данные, полученные путем наблюдения (опроса, тестирования, анкетирования), так и показатели в ходе служебной деятельности и военно - профессиональной подготовке военнослужащих. Таким образом, используя полученные данные о реальном состоянии процесса самостоятельного развития, возможно оценить эффективность получения положительного опыта (Рис. 2):

Рис. 2 Критерии положительного опыта саморазвития

В целях повышения эффективности процесса личностно -профессионального роста, так же отметим необходимость педагогического наставничества и передачи положительного опыта в воинских коллективах, закрепление наставников (военнослужащих, обладающих высоким уровнем личной ответственности, активно реализующих потребности в саморазвитии, имеющих сформировавшуюся установку на постоянную и систематическую работу над собой) за личным составом с низким уровнем стремления к совершенствованию своих умений и навыков.

XIVМеждународная научно-практическая конференция

Заключение. Разработка модели саморазвития военнослужащих вызывает ряд сложностей, поскольку существующие модели направлены на развитие определенных личностных качеств. Для формирования целостной системы самостоятельной познавательной деятельности необходима интегрированная педагогическая модель, направленная на формирование разносторонне развитой личности военнослужащего, профессионально ориентированной, способной выполнять поставленные задачи и уметь принимать самостоятельные решения. Создание полноценной модели предполагает прогноз развития программ военно - профессиональной подготовки; анализ внутренних и внешних факторов, определяющих успешность данного процесса; условий, способствующих реализации модели; этапов ее апробации; упреждения возможных рисков; учет характеристик качественных изменений личности военнослужащего. Педагогическое моделирование саморазвития военнослужащих различных категорий позволит скорректировать содержание процесса боевой подготовки, её формы, методы и технологии, будет способствовать созданию условий для открытого, опережающего типа военно - педагогического процесса в армейской среде.

Библиографический список:

1. Меховников В.Ю. Моделирование профессиональной подготовки курсантов в военном вузе: автореферат дис. ... канд. пед. наук. - Нижний Новгород, 2007. - с.24.

2. Концепция и опережающая стратегия системной модернизации педагогического образования в федеральном университете. Образовательный метапроект: монография / Е. В. Бондаревская // Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону, 2015. - 216 с.

3. Основы победы в бою. - М.: Министерство обороны Российской Федерации, 2017. - 22 с.

4. Сотосов А.А. Современные педагогические подходы к воспитанию военнослужащих внутренних войск МВД России // Вестник бурятского университета. - 2012. - № 1. - с. 234-235.

5. Алехин И. А. Военная педагогика. - М.: Министерство обороны Российской Федерации, 2008. - 286 с.

6. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М., 2002. - 362 с.

© И. А. Лобанов, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.