Научная статья на тему 'Современная политика налоговой нагрузки российских коммерческих организаций'

Современная политика налоговой нагрузки российских коммерческих организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / ВИДЫ НАЛОГОВ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ / НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / TAX INCIDENCE / TYPES OF TAXES / SPECIAL TAX TREATMENT / TAX PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борискина Юлия Игоревна, Кардаш Дмитрий Юрьевич

В данной статье приведена теоретическая и документарная основа налоговой нагрузки в России, приводится порядок расчета для всех основных налогов и специальных налоговых режимов и определяется алгоритм допустимого уровня нагрузки на налогоплательщика. Также проанализированы основные типы отклонений от нормативных значений налоговой нагрузки и её важность при налоговом планировании в организации.This article presents the theoretical and documentary basis of the tax incidence in Russia, provides the calculation procedure for all major taxes and special tax regimes, and determines the algorithm for the allowable level of pressure on the taxpayer. It also analyzed the main types of deviations from the normative values of the tax incidence and it’s importance in tax planning in the organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная политика налоговой нагрузки российских коммерческих организаций»

УДК 336.201

СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИКА НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ РОССИЙСКИХ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Борискина Юлия Игоревна, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Калуга

E-mail: Yluy8897@mail.ru

Кардаш Дмитрий Юрьевич, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Калуга

E-mail: тitya. kardash@yandex. ru

Аннотация. В данной статье приведена теоретическая и документарная основа налоговой нагрузки в России, приводится порядок расчета для всех основных налогов и специальных налоговых режимов и определяется алгоритм допустимого уровня нагрузки на налогоплательщика. Также проанализированы основные типы отклонений от нормативных значений налоговой нагрузки и её важность при налоговом планировании в организации.

Ключевые слова: налоговая нагрузка, виды налогов, специальный налоговый режим, налоговое планирование

Abstract. This article presents the theoretical and documentary basis of the tax incidence in Russia, provides the calculation procedure for all major taxes and special tax regimes, and determines the algorithm for the allowable level of pressure on the taxpayer. It also analyzed the main types of deviations from the normative values of the tax incidence and it's importance in tax planning in the organization.

Key 'words: tax incidence, types of taxes, special tax treatment, tax planning

Целью данного исследования является анализ фактора налоговой нагрузки для российских коммерческих организаций по состоянию на 2019 год, выявление его недостатков на законодательном уровне.

Верно подобранная система налогообложения и, соответственно, налоговая нагрузка на коммерческую организацию является одним из главных факторов грамотной экономической политики субъекта предпринимательства. Более того, он является самым главным оценочным критерием для инспекций Федеральной налоговой службы при принятии решении о проведении выездной налоговой проверки. В связи с активной политикой оптимизации трудовых ресурсов за 2014-2019 гг., нередко расчет данных показателей ложится на вышестоящих руководителей, подчас не имеющих профильного образования, поэтому необходим более точное понимание экономического смысла налоговой нагрузкой.

Большинство экономических субъектов понимает под налоговой нагрузкой определенную сумму денежных средств, которое оно обязано уплатить в бюджет за определенный период. По мнению авторов, данная мысль является неполной, так как в современных условиях налоговой политики государства имеется возможность экономическим субъектам прямо и/или косвенно видоизменять налогооблагаемую базу, являющуюся основой налоговой нагрузки, причем законными способами.

Обращаясь к экономической литературе, можно сделать вывод о единогласном мнении происхождения понятия «налоговая нагрузка» от понятия «налоговое бремя», которое, в свою очередь, трактуется с двух позиций:

- как относительная величина в качестве степени отвлечения денежных средств на уплату налоговых платежей;

- как абсолютная величина в качестве обременения, возникающего с обязанности платить налоги [4, с. 32].

Для исследования наиболее интересна первая позиция, потому что объектом изучения здесь является оценка и сравнительный анализ, соответствующая информации об алгоритме расчета налоговой нагрузки, содержащейся в специализированных документах ФНС России. Отсюда и возник официальный термин налоговой нагрузки как «доля суммы уплачиваемых за какой-то период налогов в какой-либо экономической базе за тот же период, позволяющая оценить влияние величины налоговых платежей на доходность и рентабельность оцениваемого субъекта» [4, с. 55].

Основополагающими документами, определяющие налоговую нагрузку как взаимоотношения «налогоплательщик - налоговый орган», являются:

1. Приказ ФНС РФ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (с изменениями приказом ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@). Актуальность состоит в том, что налоговая нагрузка - это основной фактор в критериях отбора налогоплательщиков для выездной проверки. Также здесь стоит обратить внимание на приложение № 3, где отражаются показатели совокупной налоговой нагрузки по отраслям народного хозяйства и стране в целом. Данная информация ежегодно обновляется и вывешивается на интернет-сайт Федеральной Налоговой Службы не позднее 5 Мая следующего года.

2. Письмо ФНС РФ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@. Данный документ является регламентирующим в порядке работы комиссий по оценке и анализу динамики показателей хозяйственной деятельности налогоплательщиков, зависящей от их налоговой нагрузки. В приложении 7 данного документа приводятся формулы расчета налоговой нагрузки (в т. ч. по страховым взносам).

Расчет налоговой нагрузки принято подразделять на пять экономических уровней:

- государство и его субъекты;

- отрасли хозяйства в целом и по регионам;

- группа предприятий, занимающих одинаковое положение;

- отдельное предприятие;

- индивидуальный налогоплательщик [6, с.28].

Также различна база расчета налоговой нагрузки в зависимости от конкретных целей объекта расчета. В российской практике принято подразделять на 5 таких баз:

а) доходы;

б) выручка (с учетом или без учета НДС);

в) источник уплаты налога (прибыль до налогообложения или себестоимость);

г) вновь созданная стоимость;

д) ожидаемый доход или планируемая прибыль [5, с. 137].

В таблице 1 наиболее подробно указаны принципы расчета налоговой нагрузки.

Федеральная налоговая служба дает привилегии в случае самостоятельного учета и поддержании среднеотраслевых значений величины налоговой нагрузки. Наиболее распространенная из них являются высокая вероятность избегания вхождения в план выездных проверок на следующий налоговый период. Помимо этого анализ позволяет своевременно обнаружить резервы для уменьшения налогового бремени, или выбрать наиболее благоприятный режим налогообложения. Следует учесть, что все необходимые промежуточные данные берутся из налоговой декларации, подаваемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Таблица 1

Принципы расчета для самых распространенных видов налоговых режимов [2]

Налоговый режим

Индивидуальный предприниматель Начисленный НДФЛ Доход по декларации 3-НДФЛ

Упрощенная система налогообложения УСН-налог, начисленный к уплате Доход по УСН

Единый сельскохозяйственный налог ЕСХН-налог, начисленный к уплате Доход по ЕСХН-декларации

Общая система налогообложения Сумма НДС и НДФЛ к уплате Выручка по отчету о финансовых результатах (без НДС)

Еще одним примечанием к таблице следует считать, что при уплате налогоплательщиком иных налогов (за исключением НДФЛ), то их начисления тоже учитываются в расчете. НДС налогового агента не учитывается, так как по правилам заполнения декларации в итоговую сумму, начисленную к уплате, этот налог не входит.

Вышеуказанные формулы применяются для расчета налоговой нагрузки до 31 Декабря 2019 года. Данная специфика аргументируется постоянными изменениями в отраслевых нормативно-правовых документах. По информации Федеральной налоговой службы, на 2020 год планируется отмена упрощенной системы налогообложения, что приведет к определенным изменениям в области начисления налоговой нагрузки.

Для налогоплательщиков, решивших самостоятельно производить оценку и анализ налогового бремени, федеральная налоговая служба рекомендует обратить внимание на следующие детали:

1. Определяя свою общую налоговую нагрузку, необходимо сравнить ее с аналогичными показателями последних трех лет по своему основному виду деятельности [1]. Если данных по вашей или аналогичным отраслям нет, принято сравнивать на уровне налоговой нагрузки по Российской Федерации. Самые свежие данные датируются 2017 годом на уровне 10,8% [3].

2. При расчете нагрузки по налогу на прибыль учитываем минимальную границу для организаций. Для производственной сферы он составляет 3%, для торговых - 1%;

3. Максимальная доля вычетов по НДС должна составлять 89% от суммы рассчитанной налоговой базы;

4. Необходимо составить динамику изменения показателей налоговой нагрузки за предыдущие 3-5 лет и сопоставить полученные данные с теми, что приводятся Федеральной Налоговой Службой в письме № ЕД-4-15/14490@.

При наличии существенных отклонений от данных правил в невыгодную сторону для налогоплательщика нужно повторно проверить данные по расчету налоговой базы, на наличие арифметических и системных ошибок. Если данные верны, подготовить для ФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Наиболее распространенными причинами в российской практике являются:

- неправильно определенный код вида деятельности;

- внециклические проблемы с реализацией продукции;

- рост расходов в связи с повышением цен поставщиками;

- активный прирост инвестиционных вложений в организацию;

- рост запасов продукции;

- появление экспортных операций [7, с. 40].

Итогом вышеперечисленного можно считать, что основной первопричиной данной проблемы прямо или косвенно связано с ошибками и недостатками налогового планирования проверяемой организации. Её сущность выражается во взаимном учете операционной и финансовой деятельности организации с системой налогообложения государства. Наиболее универсальной системой налоговой политики следует считать сочетание налоговых платежей, которая может, как оптимизировать налоговое бремя (актуально для госкорпораций, предприятий в сфере услуг), так и минимизировать его (актуально для промышленных предприятий). Грамотная налоговая политика организации улучшает экономические показатели в организации, повышает общую рентабельность производства при оптимальном количестве начисленных и уплачиваемых налогов и сборов.

Также стоит учесть положения ст. 56 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой налогоплательщик имеет право отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов [8].

Показатель налоговой нагрузки важен не только для налоговых органов для принятия решения о проведении выездной налоговой проверки, но со

стороны налогоплательщика. Последние исследования в этой отрасли показывают возможность верного выбора системы налогообложения и оценки налогового риска самой организации, для избегания статуса надежного агента со стороны налоговой службы через подаваемую отчетность. На данный момент существует несколько методик расчета налогового бремени и налоговой нагрузки, но касаемо налогового анализа принято принимать относительный анализ, где в роли числительного принимается начисленная сумма к уплате налогов, в качестве знаменателя - величина полученного за соответствующий период дохода.

В заключении следует сказать, что современная политика налоговой нагрузки для отечественных коммерческих организаций находится в удовлетворительном состоянии, поэтому пока что не требуется глобальных изменений в документарной части. Однако требуются определенные изменения на законодательном уровне. В первую очередь для улучшения ведения предпринимательской деятельности необходимо немного смягчить критерии налогового бремени для выездной проверки для сфер реального производства из-за дороговизны комплектующих материалов и сырья. Во-вторых, в связи с отменой УСН с 2020 года мы считаем обоснованной политику по привлечению организации работавших организаций на данной системе на 2 режима: ЕНВД или ИП. Так субъекты предпринимательской деятельности избегут чрезмерного повышения налоговой нагрузки, что позволить функционировать бизнесу дальше

Список использованной литературы:

1. Ляпина Т.М. Теория и история налогообложения: учебное пособие / Т.М. Ляпина; ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет». - 2-е изд., доп. и перераб. - Тюмень: Изд-во Тюменского государственного ун-та, 2016. - 236 с.

2. Ордынская Е.В. Трансформация налоговой системы в период кризиса. Российский и зарубежный опыт: монография / Е.В. Ордынская. - Москва: Проспект, 2017. - 110 с.

3. Масаков В.М. Прогнозирование и планирование в налогообложении: учебное пособие / В.М. Масаков; В.И. Суслов; ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова». - Москва: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. - 163 с.

4. Письмо ФНС России от 25.07.2017 N ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам».

5. Приказ ФНС России от 30.05.2007 NMM-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

6. Письмо ФНС России от 22.08.2018 г. N ГД-3-1/5806@ «О расчете налоговой нагрузки в отношении деятельности санаторно-курортных организаций».

7. Орлова М.Е., Кашапова P.P. Налоговая задолженность и ее современное состояние в России // European multi sciencejournal. -2018. - № 17.-С. 38-47

8. Интернет-ресурс Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/ (дата обращения: 01.08.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.