Научная статья на тему 'Современная образовательная стратегия: обучение навыкам эффективного мышления'

Современная образовательная стратегия: обучение навыкам эффективного мышления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
347
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КУЛЬТУРА / ОБЩЕСТВО / ЦЕННОСТИ / EDUCATION / EDUCATIONAL STRATEGY / EDUCATIONAL SPACE / CULTURE / SOCIETY / VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суханова Н. П.

Ситуация кризиса, характерная для образования, актуализирует рассмотрение современной образовательной стратегии с целью выявления ее методологических основ. Анализируются образовательные стратегии, сложившиеся в период Античности, Средних веков, Нового времени. В рамках традиционной образовательной стратегии показывается субъект-объектный характер взаимодействия педагога и учащегося. Демонстрируется недостаточность традиционной парадигмы в условиях общества знания. Постиндустриальное общество, прокламирующее информатизацию, создает культурную среду, с соответствующей ей системой ценностей, где образование занимает особое место, но существенными его характеристиками становятся такие, как «творческое», «рефлексивное», «критическое». Исследуется понятие образовательного пространства, пребывающего в развитии, способствующего вычленению «образа» индивидуальности в человеке. Делается вывод о том, что формирующаяся современная образовательная стратегия зависима, в частности, от развития информационных технологий, что находит отражение в организации образовательного процесса и системы образования в целом.The situation of crisis characteristic of education actualizes the consideration of a modern educational strategy in order to identify its methodological foundations. The educational strategies developed in the period of Antiquity, the Middle Ages, the New Age are analyzed. As part of the traditional educational strategy shows the subject-objective nature of the interaction of the teacher and the student. The failure of the traditional paradigm in the knowledge society is demonstrated. The post-industrial society proclaiming informatization creates a cultural environment, with a value system corresponding to it, where education occupies a special place, but its essential characteristics are such as “creative”, “reflexive”, “critical”. The concept of an educational space that is in development, contributing to the isolation of the “image” of individuality in man is investigated. It is concluded that the emerging modern educational strategy is dependent, in particular, on the development of information technologies, which is reflected in the organization of the educational process and the educational system as a whole.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная образовательная стратегия: обучение навыкам эффективного мышления»

УДК 167; 37.012

йй! 10.24147/1812-3996.2020.25(1).59-63

СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ: ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ ЭФФЕКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ

Н. П.Суханова

Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», г. Новосибирск, Россия

Информация о статье

Дата поступления

21.12.2019

Дата принятия в печать

04.02.2020

Дата онлайн-размещения 15.05.2020

Ключевые слова

Образование, образовательная стратегия, образовательное пространство, культура, общество, ценности

Аннотация. Ситуация кризиса, характерная для образования, актуализирует рассмотрение современной образовательной стратегии с целью выявления ее методологических основ. Анализируются образовательные стратегии, сложившиеся в период Античности, Средних веков, Нового времени. В рамках традиционной образовательной стратегии показывается субъект-объектный характер взаимодействия педагога и учащегося. Демонстрируется недостаточность традиционной парадигмы в условиях общества знания. Постиндустриальное общество, прокламирующее информатизацию, создает культурную среду, с соответствующей ей системой ценностей, где образование занимает особое место, но существенными его характеристиками становятся такие, как «творческое», «рефлексивное», «критическое». Исследуется понятие образовательного пространства, пребывающего в развитии, способствующего вычленению «образа» индивидуальности в человеке. Делается вывод о том, что формирующаяся современная образовательная стратегия зависима, в частности, от развития информационных технологий, что находит отражение в организации образовательного процесса и системы образования в целом.

MODERN EDUCATIONAL STRATEGY: SKILL TRAINING IN EFFECTIVE THINKING

N. P. Sukhanova

Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk, Russia

Article info

Received 19.08.2019

Accepted

08.10.2019

Available online

15.05.2020

Keywords

Education, educational strategy, educational space, culture, society, values

Abstract. The situation of crisis characteristic of education actualizes the consideration of a modern educational strategy in order to identify its methodological foundations. The educational strategies developed in the period of Antiquity, the Middle Ages, the New Age are analyzed. As part of the traditional educational strategy shows the subject-objective nature of the interaction of the teacher and the student. The failure of the traditional paradigm in the knowledge society is demonstrated. The post-industrial society proclaiming informatization creates a cultural environment, with a value system corresponding to it, where education occupies a special place, but its essential characteristics are such as "creative", "reflexive", "critical". The concept of an educational space that is in development, contributing to the isolation of the "image" of individuality in man is investigated. It is concluded that the emerging modern educational strategy is dependent, in particular, on the development of information technologies, which is reflected in the organization of the educational process and the educational system as a whole.

1. Введение

В ситуации кризиса в образовании особенно актуально осмысление современной образовательной стратегии, ее методологических опор. В различные исторические периоды общественного развития выделяются соответствующие идеи, идеалы, образы и цели образования, называемые образовательными стратегиями. В настоящий момент первостепенное значение отводится культурной и гуманитарной функциям образования, соответственно, и фено-

мену преемственности сложившихся исторических знаний и культурных ценностей. Система образования высшей школы находится под особым контролем государственной политики [1]. Организация учебной, методической, научной и воспитательной деятельности в вузе подвержена постоянным изменениям также ввиду наблюдаемого кризиса ценностей, который необходимо преодолеть. Отсюда понятно значительное внимание, уделяемое проблеме

понимания образовательной стратегии и образовательного пространства [2-5].

Целью статьи является анализ методологических установок современной образовательной стратегии, исследовательской в своей основе, направленной на развитие критического мышления, проблемно ориентированной. Акцентируется внимание на рефлексивном характере образовательной стратегии, нацеленность на обучение с позиции развития навыков эффективного мышления. Опорный принцип современной образовательной стратегии: необходимо обучать разумно мыслить, формировать навыки мыслительной деятельности, позволяющие успешно ориентироваться при решении разнородных задач. Современная образовательная стратегия противопоставляется традиционной, носящей информационный характер и ориентированной на передачу готового знания в процессе обучения.

Гуманитарная методология предопределяет научный поиск с учетом выстраивания межпредметных связей, продуктивное освоение научного материала осуществляется посредством интегративных тенденций философского, педагогического, культурологического дискурса.

2. Изложение основного материала статьи

Многие процессы протекают «по непосредственным живым образцам» [6, с. 16], воспроизводятся путем подражания. Это имеет отношение и к социальным системам, ввиду чего используется понятие «образовательная стратегия» для анализа образовательного пространства и образовательных систем. Как образец социокультурной модели взаимодействия и поведения образовательные стратегии возникают на определенных этапах человеческого развития. Компонентная составляющая образовательной стратегии включает в себя фундаментально-мировоззренческий уровень, способствующий социально-групповой и личностной идентификации, и утилитарно-практический, обращенный к представлениям о роли и положении в обществе индивида. Посредством мировоззренческих установок, оформившихся в культуре, образовательная стратегия форматируется в качестве организации деятельности, заданной совокупностью парадигм, идей, образов в области образования, обусловленной социокультурными и историческими факторами [7].

Стратегии образования не подлежат рассмотрению вне контекста социально-знаниевых парадигм, среди которых будут мифологическая, теоцен-трическая, наукоцентрическая и др. Социально-зна-ниевые парадигмы взаимосвязаны с образователь-

ной областью и обнаруживают интенции к формированию и рефлексии в отношении образовательной стратегии на заданном этапе исторического развития. Образовательные стратегии подвержены изменениям и обновлениям, отвечающим вызовам времени. Обратившись к терминологии Т. Куна, мы можем сказать, что процесс смены образовательной стратегии есть революционная деятельность, связанная со сменой эталонов в организации учебного и прочих процессов.

Существуют исторически различные виды образовательных стратегий. Античная образовательная стратегия, сформировавшаяся в Древней Греции, была космоцентрична по своему характеру. В ее основе находятся такие познавательные методы, как дискурс и интуиция, что нашло свое отражение в диалектической философии Платона. Для следующей за античной средневековой стратегии характерен синкретизм философской работы и религиозной догматики. Классический вариант образовательной стратегии - индустриальный, складывающийся на фоне промышленного развития и капиталистической экономики. Выражаясь на языке марксистской методологии, можно сказать, что образование необходимо практически для увеличения производительности труда, экономического и промышленного роста. В рамках традиционной образовательной стратегии учащийся воспринимается как объект для воздействия педагога, его задача состоит в усвоении знаний, предложенных наставником, преподавателем. Педагог здесь выступает в роли проводника в мир знаний и науки [4].

Переход к постиндустриальному обществу сопровождается переходом от традиционной образовательной стратегии к исследовательской, интерактивной. На первый план здесь выдвигается саморазвитие, критическое мышление, индивидуализм, творчество в организации обучения. Учащийся в рамках современной образовательной стратегии становится активным субъектом образовательного процесса, его задача состоит в том, чтобы научиться учиться, добывать новые знания самостоятельно, а не просто получать их готовыми. «Образовательную стратегию XXI в. называют исследовательской, рефлексивной, где учащийся и педагог выстраивают рамки субъект-субъектного взаимодействия, поскольку преподавательская задача состоит не в передаче знаний и умений, но в обучении искусству учиться» [8, с. 61]. Данная образовательная стратегия есть порождение двадцатого столетия, его информационной культуры и, конечно, интернет-

среды. Отечественный философ М. А. Розов совершенно справедливо указывает на то, что «студента надо научить методологическому мышлению, в рамках которого конкретное содержание тех или иных концепций "испаряется" вплоть до принципиальных категориальных структур» [6, с. 19].

Неправомерно утверждение о том, что методологически расширившийся инструментарий в образовании позволяет нам говорить о создании необходимых предпосылок для успешного решения проблем, возникающих в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни общества [9]. Компьютеризация и информатизация образовательной среды сами по себе еще не являются залогом формирования высококвалифицированного специалиста, духовно и нравственно воспитанного. Все расширяющиеся информационные потоки порождают множество новых проблем. Современные образовательные стандарты призваны направить учащегося к самостоятельной работе, поиску информации. Сегодня студент должен быть активным и постоянно работающим над собой, иначе успех ему не гарантирован [10]. Эти идеи заложены в образовательные стандарты, рабочие программы, учебные и методические пособия, но в реальной жизни все может быть не вполне так, поиск информации может начаться и закончиться в сети Интернет. Сегодня информация становится все более открытой и доступной. Конечно, свободный доступ к информации есть достижение современной цивилизации, но как быть с бесконечным бездумным копированием, плагиатом, многократным использованием своих и чужих работ, привлечением недостоверных сведений? Виртуальная среда становится неотъемлемой составляющей вещного мира. Образование также виртуализируется, порождаются новые трудности, связанные, например, с дистанционной системой обучения [11].

Преподавание в эпоху информатизации становится отнюдь не простым занятием. Педагогу необходимо очень творчески подходить к своей деятельности, дабы не попасть в зону рутины и штампа. «Педагог-исследователь в процессе методологической подготовки выстраивает связи с социокультурным содержанием» [12, с. 25], относясь к обучаемому как к субъекту образовательной деятельности, готовому к самостоятельности в поиске знания. Педагог и сам постоянно находится в развитии, разрабатывает и оттачивает приемы, методы, творческие задания, стимулирующие учащихся к критическому, рефлексивному мышлению. Такая педагогическая деятельность должна быть убедительной и для тех обучаю-

щихся, которые скептически настроены в отношении получаемого образования, видят в нем необходимое препятствие на пути к своей карьере. Студента приходится убеждать в том, что его позиция должна быть активной, исследовательской, направленной на «сократический диалог» [4].

Анализируя понимание современной образовательной стратегии, нельзя обойти стороной такое понятие, как «образовательное пространство человека». Понимание пространства, в частности, И. Кантом, задается через априорное представление, составляющее основу чувственного восприятия мира. Если перенести это на феномен образовательного пространства, то можно отметить возникновение его в момент погружения человека в образовательную среду, связанный с формированием отношения к учебному процессу и всему, что сопутствует этому. Формирование отношения к составляющим образовательной среды появляется у человека в ситуации четкого понимания и осознания информации, представленной ему. Происходит выявление «внутреннего человека», раскрывается личность, обретается собственное «Я» через приобщение к ценностям науки, культуры и искусства, морали и религии, права и экономики. Образовательное пространство пребывает в развитии, способствует вычленению «образа» индивидуальности в человеке. Человеку, устремленному к идее самовыражения, обнаружения своей самости, необходимо выйти за пределы самого себя и совершить подъем в «сверхиндивидуальную целостность человечества» [13, с. 377].

Под образовательным пространством могут также пониматься образовательные учреждения, обеспечивающие получение знаний и создающие необходимую среду для обучающих программ. Существует и иная позиция, с точки зрения которой образовательное пространство представляется взаимодействием человека с миром и оценивается как необходимое условие его саморазвития. Здесь образовательное пространство имеет очертания системы, обнаруживающей пространство для личного, иначе -субъектного, характеризуемого через перманентную работу субъекта над собой, взращивание своей индивидуальности и способностей, сопутствующих становлению личности. Х. Ортега-и-Гассет, в принципе, видит миссию университета предельно широко: «Чтобы воздействовать на массу, нужно перестать быть ею, нужно стать живой силой» [14, с. 56].

3. Выводы

Современная стратегия образования, исследовательская в своей основе, только выстраивается, и

существуют самые разные вопросы, неразрешенные относительно ее методологических параметров. Наличествуют ли возрастные рамки перехода от субъект-объектного к субъект-субъектному отношению учащегося и преподавателя? Данная образовательная стратегия нужна повсеместно, для всех специальностей или есть какие-либо сдерживающие факторы и ограничения? Какие инструменты и методики представляются наиболее действенными в развитии навыков эффективного мышления? Данные вопросы представляются дискуссионными и необходимыми к разрешению с учетом процесса модернизации института образования.

Образовательная стратегия как направляющий компонент в организации и осуществлении учебного

процесса на различных этапах общественного развития подлежала видоизменению. Закономерно то, что современная исследовательская образовательная стратегия подвержена дальнейшим трансформациям, в частности ввиду стремительного развития информационных технологий, что не может не отразиться на организации образовательного процесса, задач и целей системы образования как таковой. Значительное внимание сегодня уделяется исследованиям образовательного пространства как важнейшего компонента образовательной системы. Каждый человек является создателем своего пространства образования, которое является составной частью единого пространства современного образовательного кластера.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Кудряшова Е. В., Сорокин С. Э. Модели трансформации российских университетов: факторы выбора // Философия образования. 2019. Т. 19. № 3. С. 14-30.

2. Вишнева И. В., Сингатулин Р. А. Трансформация образования: тенденции, перспективы // Высшее образование в России. 2016. № 2 (198). С. 142-147.

3. Воробьева М. В., Кочухова Е. С. Зачем преподавателю философии методики из системы либерального образования. Случай регионального вуза // Вопр. образования. 2017. № 1. С. 167-183.

4. Юлина Н. С. Новая образовательная парадигма // Филос. науки. 2005. № 9. С. 132-145.

5. Korobkina T. V., Rodicheva I. S. Synergetic Approach and the Theory of Integral Paradigm in Post Non-Classical Philosophy // Nauka i studia. 2015. № 15 (146). P. 56-60.

6. Розов М. А. Методологическое мышление и задачи университетского образования // Философия: Материалы для выполнения учебных заданий по курсу «История и философия науки» : в 3 ч. Новосибирск : Но-восиб. гос. ун-т, 2004. Ч. 3. С. 4-21.

7. Суханова Н. П. Институционализация науки в России: золотой XIX век // Вестн. Ом. ун-та. 2019. Т. 24, № 4. С. 90-95.

8. Суханова Н. П. Проблемное обучение и преподавание философии // Alma mater (Вестн. высш. шк.). 2019. № 10. С. 61-63.

9. Svyatokhina G. B. The Philosophy of Cosmic Thinking as Research and as a Life Style // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. 2013. № 2 (2). С. 133-138. URL: http://fikio.ru/wp-content/up-loads/2013/06/Filosofija-i-gumanitarnyie-nauki-v-informatsionnom-obschestve-2013-02.pdf (дата обращения: 14.11.2019).

10. Зборовский Г. А., Шуклина Е. А. Самообразование - парадигма XXI века // Высшее образование в России. 2003. № 5. С. 25-32.

11. Миронов В. В. и др. Онлайн- и офлайн-образование: методология и принятие решений. Материалы круглого стола // Проблемы современного образования. 2019. № 4. С. 9-49. URL: http://www.pmedu.ru/ images/2019-4/01.pdf (дата обращения: 14.11.2019).

12. Закирова А. Ф., Володина Е. Н. Исследование тенденций и перспектив модернизации образования: герменевтический подход // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 9. С. 9-34.

13. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М. : Школа-Пресс, 1995. 370 с.

14. Ортега-и-ГассетХ. Миссия университета. 2-е изд. М. : Издат. дом Высш. шк. экономики, 2019. 144 с.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Суханова Наталья Петровна - кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии и гуманитарных наук, Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», 630099, Россия, г. Новосибирск, ул. Каменская, 56; e-mail: konfngi@yandex.ru.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Суханова Н. П. Современная образовательная стратегия: обучение навыкам эффективного мышления // Вестн. Ом. ун-та. 2020. Т. 25, № 1. С. 59-63. DOI: 10.24147/1812-3996.2020.25(1).59-63.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Sukhanova Natalya Petrovna - Candidate of Phylo-sophical Sciences, Docent, Novosibirsk State University of Economics and Management, 56, ul. Kamenskaya, Novosibirsk, 630099, Russia; e-mail: konfngi@ yandex.ru.

FOR STATIONS

Sukhanova N. P. Modern educational strategy: skill training in effective thinking. Vestnik Omskogo univer-siteta = Herald of Omsk University, 2020, vol. 25, no. 1, pp. 59-63. DOI: 10.24147/1812-3996.2020.25(1).59-63. (in Russ.).

бЗ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.