DOI: 10.31862/1819-463X^019-5-185-190
УДК 101.2; 371.322.3 ББК 87.2; 74.04
ДЕТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЛОСОФИИ ДЕТЯМ
Н. П. Суханова
Аннотация. Начиная с самого раннего возраста, дети .задаются философскими вопросами, существует феномен детской философии. Философствование рассматривается как важный фактор становления и роста личности. Анализируется традиционная образовательная стратегия, основанная на трансляции готового, имеющегося знания, как не отвечающая запросам сегодняшнего времени. Современное общество ставит перед образованием задачу подготовки критически мыслящего субъекта, готового к новациям, стремящегося к повышению своего образования. Исследовательское образование, эффективно противостоящее глобальному цивили-зационному кризису, направлено на формирование самостоятельно и рефлексивно мыслящего человека. С учетом данной образовательной стратегии преподавание философии детям с самого раннего возраста позволяет сделать мышление человека самостоятельным и социально ответственным. Акцентируется внимание на проблемном характере, критичности, рефлексивности философского знания. Показывается обладание философии инструментами, являющимися уникальными для развития мыслительных способностей ребенка. Изучается программа «Философия для детей», в рамках которой философия выступает в качестве приоритетной дисциплины в обучении детей разумному мышлению. Делается вывод о том, что критическое мышление не формируется автоматически в процессе обучения и методологический конструкт философии, находящийся в основании современной образовательной стратегии, позволяет сделать эту задачу решаемой.
Ключевые слова: образование, философия, критическое мышление, процесс обучения, преподавание философии, детское философствование, философия для детей.
CHILDREN'S PHILOSOPHY AND TEACHING PHILOSOPHY TO CHILDREN
N. P. Sukhanova
Abstract. From an early age, children ask philosophical questions, there is a phenomenon of child philosophy. Philosophy is considered as an important factor in the formation and development of personality. The article analyzes the traditional educational strategy based on the translation of ready-made, existing knowledge, as the one that doesn't meet
the needs of today Modern society sets before education the task of preparing a critically thinking subject, ready for innovations, seeking to improve his education Research education, which effectively resists the global civilizational crisis, is aimed at the formation of an independent and reflexively thinking person Given this educational strategy, teaching philosophy to children from a very young age makes it possible to make human thinking independent and socially responsible. The focus is on the problematic nature, criticality reflexivity of philosophical knowledge. The article presents philosophy as having the tools that are unique to the development of a child's thinking abilities. 'The Philosophy for Children' program is being studied, in which philosophy acts as a priority discipline in teaching children intelligent thinking. It is concluded that critical thinking is not automatically formed in the course of training and methodological design of philosophy, which is at the basis of modern educational strategy, makes this task possible.
Keywords: education, philosophy, critical thinking, learning process, philosophy teaching, children's philosophizing, philosophy for children.
Яискуссии о природе философии и о том, является ли каждый человек философом, продолжаются с дав. Примечательно то, что уже в самом раннем возрасте ребенок ставит вопросы, которые являются именно философскими. Эти вопросы направлены на выяснение того, есть ли душа у животных, существует ли бог, что происходит с человеком после смерти, наличествует ли какая-то иная реальность, нужно ли быть добрым и др. Детское вопрошание касается таких проблем в философии, как проблема бытия, сознания, ценностей, человека, и нельзя просто сказать, что ребенок слышал нечто подобное от взрослых и только транслирует их идеи. К. Ясперс считает, что мы можем говорить «о богатой детской философии» [1, с. 226], если соберем воедино размышления детей, но почему-то происходит так, что, взрослея, дети утрачивают свои философские способности, как будто попадают в плен мнений и условностей, вступая во взрослый мир, в котором эти вопросы отодвигаются, уходят на задний план. Все выглядит таким образом, что философствование изначально присуще ребенку, который живет с широко открытыми глазами, но оно утрачивается посредством «шлифовки» образованием и воспитанием.
Философствование необходимо для развития человека, поскольку посредством философии «человек становится самим со-
бой, в то время как он становится сопричастным действительности» [1, с. 228]. Для XXI столетия эта мысль особенно актуальна, поскольку сегодня уже не приходится сомневаться в том, что традиционная образовательная стратегия, которая является информационной, основанной на передаче готовых знаний, не может эффективно противостоять глобальному цивилизационному кризису. Для традиционной образовательной парадигмы характерно то, что научные знания здесь имеют объективированные и универсальные характеристики, а учебный процесс в основной своей части ориентирован на репродуктивную познавательную деятельность [2]. Современное общество среди задач, поставленных перед образованием, выделяет особенно подготовку человека критически мыслящего, творческого, разрешающего проблемные ситуации, подготовленного к постоянным новациям, стремящегося к самообразованию, и если вспомнить Э. Тоффлера, то речь идет об ориентации образования на то, что подкинет будущее, образовании как стратегии выживания [3].
Приоритетная цель образования на сегодняшний момент заключается в формировании самостоятельно и рефлексивно мыслящего человека, который способен к анализу собственных действий и поступков, а также действий других людей. Школьники испытывают сложности, осваивая все увеличивающийся объем информации, в
итоге они знают все меньше и меньше, не всегда пользуются на практике полученными знаниями, отступают, обнаруживая нестандартные проблемные ситуации. Невозможность традиционной образовательной стратегии как имеющей ориентацию на накопление знания становится совершенной ясной: «парадигмальной целью современного образования должен быть не просто человек знающий, умеющий, но и человек понимающий, способный к самопроектированию и самореализации, самостоятельному выбору ценностей и смыслов, которые в процессе образования приобретают личностную значимость» [4, с. 145].
Образовательная стратегия, отвечающая вызовам времени, именуется по-разному, ее называют исследовательской, рефлексивной, активистской, проблемно-центристской; «суть ее состоит в смещении основного акцента с усвоения объема информации на «раскрутку мозгов» [5, с. 5]. Размышления о том, что стандартное образование задействует далеко не все потенциалы человека, не новы. Педагоги, методологи всегда находились в поиске способов, позволяющих эффективно достигать образовательных целей, эксплицировать креативные возможности человека и его потенциальные мыслительные способности [6]. С учетом вышесказанного в классической досоветской гимназии производился упор на греческий и латинский язык, а в реальных училищах обучение было ориентировано на естественнонаучные дисциплины, математику и изучение современных языков; «культура представляется возможной для рассмотрения в качестве своеобразной "иммунной системы" человека и общества» [7, с. 92]. Процессы технологизации и цифровизации способствовали ориентации образования на достижения компьютерных наук и технологий, однако со временем оказалось, что все не так просто и необходимы дополнительные инструменты для раскрытия возможностей человеческого интеллекта.
Обращение к философии, способной сделать самостоятельным и социально ответственным мышление человека, вполне
оправданно, поскольку философское знание всегда было ориентировано на критический анализ, проблемность, множественность ответов, рефлексивный характер, гибкость мышления [8]. Философия обладает инструментами, являющимися уникальными для формирования мышления, которое было бы и пластичным, и аргументированным, и строго заданным. Философская категориальная система универсальна, а это немаловажно, поскольку позволяет изжить фрагментарность школьных знаний. С сожалением стоит констатировать тот факт, что общеобразовательная школа сегодня преподносит ученику массив знаний специального характера, однако по большей части эти знания существуют отдельно друг от друга, разрозненно. В школьном расписании урок геометрии приходит на смену уроку химии, затем литература и английский язык, география и технология. В шестидневной учебной неделе уроки постоянно чередуются, не имея связи друг с другом, каждый педагог считает свою дисциплину самой значимой, в итоге мы получаем самоизоляцию дисциплин и отсутствие интереса к процессу обучения у учащихся. Что же получится, если мы введем философию в учебный процесс? Философия не должна стать еще одним предметом в рамках школьного расписания, миссия философии иная: стать методологическим фундаментом обучения в целом. Философия учит человека критически мыслить, рассуждать, выстраивать связи, спорить и эти инструменты применимы ко всем другим наукам; «детское философствование - это когнитивно-эмоциональный механизм упорядочения имеющихся у ребенка представлений о мире и стимул для получения новых» [9, с. 127]. Принципиально важным моментом здесь является то, как следует преподавать философию, ведь корпус философских построений позволяет высказываться по самым различным темам, в числе которых мировоззренческие, научные, этические, метафизические. Философия может и должна выступать в статусе помощника в таких вопросах, как определение своих жизненных программ, и в этом состо-
ит уникальность философии, отличающая ее от физики, анатомии или алгебры.
В рамках программы «Философия для детей» философия есть приоритетная дисциплина в обучении детей разумному мышлению [10]. Эта программа нацелена на обучение философии в школе, но еще продуктивнее преподавание философии начинать с дошкольного возраста. Преподавание философии задает образец для других школьных дисциплин и служит формированию исследовательского мышления. Для того чтобы обучать ребенка философствованию, нельзя просто идти по принципу изучения истории философии, сообщения сведений о развитии философии, это крайне непродуктивно, поскольку в итоге у ученика останутся в памяти лишь имена великих философов. Необходимо обучать ребенка создавать философию (doing philosophy), видеть в ней инструмент, который позволит ему выстраивать размышления о мире и ориентироваться в этом мире. Заучивание информационных данных, равно как и пассивное их восприятие, есть крайне неэффективные методы в обучении философии. «Истоком детского философствования является воля к коммуникации, где философствование в форме специфической интеллектуальной игры предполагает общение и самовыражение» [11, с. 105]. Преподавание философии необходимо выстраивать так, чтобы оно было ориентировано на проблемные ситуации, загадки и диспуты, философский турнир, интеллектуальную мозаику, требующую самостоятельности мышления, творчества и фантазирования. Традиционная подача материала, ориентированная на сообщение ученикам достижений Платона и Бэкона, может быть лишь материалом к сведению. Проблемность в обучении не означает отмену истории философии, однако смещаются акценты с достижений философов на
те инструменты, работающие практически, которые помогают рассуждать разумно за пределами философской практики в ежедневной жизни.
Поскольку философия выражена и продуцируется посредством философского текста, то особенно важным будет вопрос того, какие философские тексты необходимо использовать в обучении философии детей. Ребенку вполне доступны абстрактные рассуждения, но философские тексты должны быть адаптированы, следует использовать художественные тексты вместо традиционных философских текстов, сюжетная линия которых может быть проецирована на реалии жизни учеников [12]. Важно понимать, что ребенок не является взрослым человеком, для него очень важна эмоциональная окраска происходящего, жажда сделать свое собственное небольшое открытие, получить удовлетворение от найденного ответа [13].
«В диалоге-взаимодействии осуществляется "рефлексивный выход" различных философских систем, преодолевается их замкнутость, метафизичность» [14, с. 87]. Преподавание философии детям нацелено на «сократический диалог», что способствует развитию критического мышления, технологии внедрения которого в систему образования представляются на данном этапе крайне значимыми. Диалогическая форма позволяет сделать доступным философский дискурс для детского понимания [15, с. 12]. Критическое мышление не может сформироваться автоматически в ходе учебного процесса, ему необходимо обучать. Рефлексивное погружение в глубинные вопросы философского знания служит формированию навыков разумного мышления. Перспективность философии в качестве методологической базы современной образовательной парадигмы видится вполне возможной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ясперс К. Введение в философию // Путь в философию. Антология. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001. С. 224-235.
2. Суханова Н. П. Современный образовательный процесс: интерактивность, саморазвитие, целостность // Человек: границы бытия: материалы междунар. науч.-практ. конф., г. Барнаул, 13-14 сент. 2018 г. / под науч. ред. С. А. Ан. Барнаул: АлтГПУ, 2018. С. 323-326.
3. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: ACT, 2002. 557 с.
4. Беляева Л. А. Философское образование школьников в контексте современной философии образования // Педагогическое образование в России. 2014. № 3. С. 144148.
5. Юлина Н. С. Философия для детей. М.: «Канон+»: РООИ «Реабилитация», 2005. 464 с.
6. Кудрова И. А. Преподавание философии для детей: модель исследовательского сообщества // Философские науки. 2006. № 1. С. 137-140.
7. Суханова Н. П. «Экология науки» - методологическая исследовательская программа изучения науки // Ценности и смыслы. 2019. № 3 (61). С. 88-98.
8. Труфанова Е. О., Яновская О. Р. Институт образования в обществе знаний // Педагогика и просвещение. 2012. № 3. С. 3-43.
9. Васильева Е. В. Детское философствование и современное образование // Преподаватель XXI век. 2009. № 1. С. 127-131.
10. Hovhannisyan H. The Perspectives of Developing Philosophical Thinking Starting from Early Childhood in Armenian Reality // Wisdom. 2014. Vol. 3, No. 2 (3). C. 56-75.
11. Ан С. А., Ушакова Е. В., Наливайко Н. В. Формирование философского мировоззрения обучающихся в современном образовании // Философия образования. 2015. № 5 (62). С. 101-112.
12. Детская литература и философия / В. В. Головин, Е. И. Благодатова, А. А. Троицкая, С. А. Троицкий // Мысль: Журнал Петербургского философского общества. 2014. Т. 17. С. 115-126.
13. Борисов С. В. Философствуют ли дети? // Философия - детям: интеллект и творчество: материалы V междунар. науч.-практ. конф.: отв. ред. Л. Т. Ретюнских. Челябинск: Вита-пресс, 2012. С. 84-86.
14. «Философия для детей» - диалогический учебный проект. Сообщение I / А. А. Марголис, С. Д. Ковалев, М. В. Телегин, Е. А. Кондратьев // Психологическая наука и образование. 1997. № 4. С. 83-102.
15. Болотов А. Т. Детская философия. СПб.: Петрополис, 2012. 854 с.
REFERENES
1. Jaspers K. Vvedenie v filosofiyu. In: Put v filosofiyu. Antologiya. Moscow: PER SE; St. Petersburg: Universitetskaya kniga, 2001. Pp. 224-235. (in Russian)
2. Sukhanova N. P. Sovremennyy obrazovatelnyy protsess: interaktivnost, samorazvitie, tselostnost. In: An S. A. (ed.) Chelovek: granitsy bytiya. Proceedings of International scientific-practical conference, Barnaul, 13-14 Sep. 2018. Barnaul: AltGPU, 2018. Pp. 323-326.
3. Toffler A. Shok budushchego. Moscow: ACT, 2002. 557 p. (in Russian)
4. Belyaeva L. A. Filosofskoe obrazovanie shkolnikov v kontekste sovremennoy filosofii obrazovaniya. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014, No. 3, pp. 144-148.
5. Yulina N. S. Filosofiya dlya detey. Moscow: "Kanon+": ROOI "Reabilitatsiya", 2005. 464 p.
6. Kudrova I. A. Prepodavanie filosofii dlya detey: model issledovatelskogo soobshchestva. Filosofskie nauki. 2006, No. 1, pp. 137-140.
7. Sukhanova N. P. "Ekologiya nauki" - metodologicheskaya issledovatelskaya programma izucheniya nauki. Tsennosti i smysly. 2019, No. 3 (61), pp. 88-98.
8. Trufanova E. O., Yanovskaya O. R. Institut obrazovaniya v obshchestve znaniy. Peda-gogika i prosveshchenie. 2012, No. 3, pp. 3-43.
9. Vasilyeva E. V. Detskoe filosofstvovanie i sovremennoe obrazovanie. Prepodavatel XXI vek. 2009, No. 1, pp. 127-131.
10. Hovhannisyan H. The Perspectives of Developing Philosophical Thinking Starting from Early Childhood in Armenian Reality. Wisdom. 2014, Vol. 3, No. 2 (3), pp. 56-75.
11. An S. A., Ushakova E. V., Nalivayko N. V Formirovanie filosofskogo mirovozzreniya obuchayushchikhsya v sovremennom obrazovanii. Filosofiya obrazovaniya. 2015, No. 5 (62), pp. 101-112.
12. Golovin V. V., Blagodatova E. I., Troitskaya A. A., Troitskiy S. A. Detskaya literatura i filosofiya. Mysl: Zhurnal Peterburgskogo filosofskogo obshchestva. 2014, Vol. 17, pp. 115-126.
13. Borisov S. V Filosofstvuyut li deti? In: Retyunskikh L. T. (ed.) Filosofiya - detyam: intellekt i tvorchestvo. Proceedings of the V International scientific-practical conference. Chelyabinsk: Vita-press, 2012. Pp. 84-86.
14. Margolis A. A., Kovalev S. D., Telegin M. V., Kondratiev E. A. "Filosofiya dlya detey" - dialogicheskiy uchebnyy proekt. Soobshchenie I. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 1997, No. 4, pp. 83-102.
15. Bolotov A. T. Detskaya filosofiya. St. Petersburg: Petropolis, 2012. 854 p.
Суханова Наталья Петровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии и гуманитарных наук Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ»
e-mail: [email protected]
Sukhanova Natalia P., PhD in Philosophy, Associate Professor, Philosophy and Humanities Department, Novosibirsk State University of Economics and Management
e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.07.2019 The article was received on 26.07.2019