Научная статья на тему 'Развитие критического мышления и профилактика фанатизма'

Развитие критического мышления и профилактика фанатизма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

548
62
Поделиться
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ФАНАТИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / ПРОФИЛАКТИКА ФАНАТИЗМА / PHILOSOPHY FOR CHILDREN / CRITICAL THINKING / FANATICISM / EXTREMISM / PREVENTION OF FANATICISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ким В.В.

В статье предлагается анализ проблемы развития критического мышления в «Философии для детей» и возможность ее применения в профилактике фанатизма. Рассматриваются идеология и образование как механизмы формирования фанатичной личности; философские концепции, затрагивающие вопросы необхо- димости развития самостоятельного критического мышления людей. Определяются характеристики кри- тического мышления, которые могут способствовать профилактике фанатизма в современном обществе. В результате автор приходит к выводу, что развитие детского философствования является путем снижения экстремизма и фанатизма в обществе.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ким В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING AND PREVENTION OF FANATI

This article presents an analysis of the problems of the development of critical thinking in Philosophy for Children and the possibilities of using it in the prevention of fanaticism. The ideology and education are considered as mechanisms of formation of a fanatical personality; philosophical conceptions involving issues of necessity of the development independent critical thinking of people. Characteristics of critical thinking that may help to prevent fanaticism in a contemporary society are determined here. As a result, the author comes to a conclusion that the development of childrens philosophizing is a way of reducing extremism and fanaticism in the society.

Текст научной работы на тему «Развитие критического мышления и профилактика фанатизма»

УДК 172.3

UDC 172.3

В.В. КИМ

кандидат философских наук, доцент кафедры философии Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета E-mail: vkv-viktory@mail.ru

V.V. KIM

candidate of philosophical sciences, associate professor of Philosophy and Social-political science, Amur State University of Humanities and Pedagogy E-mail: vkv-viktory@mail.ru

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ФАНАТИЗМА THE DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING AND PREVENTION OF FANATI

В статье предлагается анализ проблемы развития критического мышления в «Философии для детей» и возможность ее применения в профилактике фанатизма. Рассматриваются идеология и образование как механизмы формирования фанатичной личности; философские концепции, затрагивающие вопросы необходимости развития самостоятельного критического мышления людей. Определяются характеристики критического мышления, которые могут способствовать профилактике фанатизма в современном обществе. В результате автор приходит к выводу, что развитие детского философствования является путем снижения экстремизма и фанатизма в обществе.

Ключевые слова: философия для детей, критическое мышление, фанатизм, экстремизм, профилактика фанатизма.

This article presents an analysis of the problems of the development of critical thinking in "Philosophy for Children" and the possibilities of using it in the prevention offanaticism The ideology and education are considered as mechanisms of formation of a fanatical personality; philosophical conceptions involving issues of necessity of the development independent critical thinking of people. Characteristics of critical thinking that may help to prevent fanaticism in a contemporary society are determined here. As a result, the author comes to a conclusion that the development of children's philosophizing is a way of reducing extremism and fanaticism in the society.

Keywords: philosophy for Children, critical thinking, fanaticism, extremism, prevention offanaticism

Современное общество представляет собой мир, в котором сосуществуют и противопоставляются различные идеологии, в нем есть место и для радикальных, и для консервативных представлений. В обществознании идеологии рассматриваются как системы идей, активно влияющих на общество с помощью различных механизмов, одним из которых является школьное образование. К тому же формирование сознания молодежи является важной стратегической задачей любого государства. Однако здесь возникает проблема: как соотнести в одном обществе интересы государства и личности, как соблюсти меру в идеологическом воздействии, не допуская производства фанатизма?

Идеология как часть мировоззрения человека представляет собой закономерный и необходимый элемент человеческого мышления. Сознанию человека свойственно стремиться к цельности, а иногда и к доминированию, абсолютизированию. Здесь одним из механизмов является догматизация сознания, при котором недоказуемые положения принимаются на веру и подкрепляются ссылками на авторитеты. Процесс воспитания исторически связан с формированием и формулированием правил, норм, многие из них становятся фактически догмами в сознании подрастающих, которые играют, в первую очередь, охра-

нительную функцию. Таким образом, образование оказывает определяющую роль в развитии сознания. А потом - когда ребенок становится старше и самостоятельнее - им предпринимаются попытки мыслить независимо, без опоры на авторитеты.

Образование представляется как механизм воспроизводства общества и культуры, его целью называют трансформацию личности, которая позволит ей быть успешной в наличной культурной среде. При этом оно с одинаковым успехом используется как в развитии независимой, критически мыслящей личности, так и в формировании зависимого человека - фанатика. Потенциал образования в воспитании фанатиков не стоит недооценивать. Да, фанатик - человек, посвятивший свою жизнь и сознание одной ведущей идее, однако часто в процессе фанатизации индивида большую роль играют технологии образования и воспитания, которые соединяются с механизмами психологического манипулирования.

Так, например, является очень тонкой грань между патриотизмом и национализмом, которые могут стать идеологией экстремистов и террористов. Большую роль в формировании патриотов играет система образования, где особое внимание уделяется школе как институту идеологического воздействия на умы подрастающих поколений. Ярким примером

© В.В. Ким © V.V. Kim

является Япония, где начиная с детского сада (примерно с 3 лет) ребенок помещается в особую среду, культивирующую все значимые элементы идеологии патриотизма (национализма), соединенной с ценностями группы. Результатом такого воспитательного процесса является патриотичная личность, абсолютно уверенная в том, что принадлежит к одному из лучших народов и государств [6]. Так называемый «здоровый патриотизм» (в данном случае японский национализм, этноцентризм) является отправной точкой в сознании гражданина. При этом в случае внешней или внутренней угрозы «продукт» такого воспитания активно отстаивает интересы своего народа, государства, становится националистом, фанатиком.

Многочисленные базы по подготовке экстремистов и террористов используют те же самые методики. Абсолютная верность идее, группе, догматизация сознания, низкий уровень самостоятельности мышления, готовность принести свою жизнь на «алтарь» группы и идеи идентифицируют таких людей как фанатиков. Большую роль в этом играют средневековые педагогические приемы, когда основным методом научения было зазубривание истин, а малейшая попытка рефлексии пресекалась. Громкое совместное чтение религиозных текстов (например, Библии, писаний святых отцов и т. д.) заменяло обучение или, точнее, составляло суть обучения в средние века. Истина была уже известна, она представляла собой абсолютную ценность, поэтому у большинства людей не возникало никакой потребности в дальнейшем познании. Предрассудки, предубеждения, стереотипы были неотъемлемой «частью» воспитания, их культивирование поощрялось. Важными для неофитов были авторитеты, являющиеся образцами поведения, мыслей и т.п. Однако и в настоящее время данные приемы и методы составляют технологию формирования фанатизма и догматизма.

В истории человечества были примеры, когда для воспитания фанатика применялись образовательные методики, связанные с методами идеологического и психологического воздействия на индивида. В XI веке на территории Персии (современный Иран) начинает действовать орден убийц (ассасиды), основателем которого был Гасан ибн Сабах. Рядовые последователи ордена - федави - воспитывались в горах, оторванные от семьи, в духе абсолютного повиновения Учителю. Федави объяснялось, что смерть по воле шейха - это высший подвиг, что главный смысл существования - служение Аллаху, что принесение жертвы в его честь - счастье. Появление ассасидов, камикадзе и других фанатиков является результатом манипулирования сознания, соединенного с низкими уровнями самостоятельности мышления, образования и научной картины мира, которая может вообще отсутствовать. Их отличает религиозность и/или ми-фологичность сознания, у них формируется специфическая картина мира, мировоззрение, в котором определяющим становится фанатизм. Ведущими мо-

тивами экстремистской деятельности, основанной на фанатизме, становятся: романтизм, высшие идеалы, благо всего человечества или социальной группы, отдаленное прекрасное будущее, жертвенность. Как говорил О. Розеншток-Хюсси: «На принесение жизни в жертву нужно отважиться. Ибо лишь тот, кто умирает за свой образ жизни, делает этот образ жизни бессмертным» [4, с. 33]. Фанатик идентифицирует себя в качестве героя и спасителя жертвы, что дает ему дополнительный стимул и смысл жизни. Еще одной мощной мотивацией фанатичного поведения является долг, который вкупе с верностью, преданностью Учителю заставляет приносить свою жизнь на благо ведущей идее.

В настоящее время процессы реформирования системы образования, делающей упор на узкую специализацию человека, в отличие от классического универсального образования, в сочетании с современным кризисом духовности создали почву для дезориентации сознания подрастающих поколений. Личностная гражданственная идентификация чаще всего происходит не в рамках официально признанных теоретических систем, то есть в школе как образовательном учреждении, а в виртуальном пространстве сети Интернет, где растерянному, колеблющемуся подростку (юноше), ищущему смысл жизни и определяющему меру активности своей социальной позиции предлагается огромное количество сайтов экстремистского толка. Последние интерпретируют информацию в нужном ключе и предлагают ее ищущим. В чем же заключается привлекательность экстремистских идей для молодежи? Простота и доступность данных сайтов притягивает так же, как и возможность получить готовые цели и смыслы жизни, теперь подростку не нужно задумываться над мировоззренческими проблемами. К тому же готовые рецепты для жизни соединяются в экстремистских организациях с активностью в достижении цели, своеобразным служением - что тоже романтично, в итоге формируется фанатик, готовый умереть, чтобы доказать, например, истинность своих представлений и веры, тем самым абсолютизировать себя. Таким образом, идеологическое воздействие, соединенное с образованием, может стать благоприятной почвой для развития фанатизма.

Самые распространенные характеристики, которые упоминаются при анализе фанатизма, - вера, преданность, догматизм. Сознание человека живет исходя из одного смысла: фанатической ценности, веры, идеи. Именно это говорит о необходимости введения профилактических мероприятий в обществе. Ведь когда человек стал фанатиком, его трудно вернуть в обычное независимое состояние. Здесь возникает проблема депрограммирования сознания, действующее огромное количество данных разнообразных программ, к сожалению, не так эффективно. В результате получается либо ломка и формирование чувства вины, комплексов у бывшего фанатика, либо возвращение в фанатизм как возврат к цельности

духа, души и тела, что позволяет вновь обрести себя человеку. Поэтому наиболее продуктивным будет не реакция на существующие проблемы в виде депро-граммирования, а попытка решить их до момента возникновения с помощью профилактики. И тогда развитие критического мышления и т.п. будет своеобразной «прививкой» от фанатизма.

Задачей современного образовательного процесса является формирование всесторонне развитой личности, обладающей широкими познаниями и умениями во многих сферах человеческого существования. Формальные этапы в процессе обучения, которые проходит человек, говорят нам статистические данные о наборе информации, усваиваемом школьником, но практически ничего не говорят нам о развитии мышления личности, о том, насколько его ум независим и может сопротивляться социальному давлению. Именно эта проблема была в центре внимания некоторых философов XX века. К тому же эксплуатация предрассудков, стереотипов, предубеждений в средствах массовой информации, идеологиях и разных социальных организациях приводит к появлению фанатических настроений в обществе, что говорит о необходимости и актуальности анализа образовательных методик, позволяющих сформировать независимое, критическое, рациональное (разумное) мышление, позволяющее избежать дог-матизации сознания, а значит и фанатизма.

В связи с этим возникают вопросы: что можно сделать, чтобы не допустить фанатизации общества и что может «защитить» разум от предрассудков? Еще в античности данный вопрос изначально ставился в рамках гносеологии. Звучал он следующим образом: что такое истина и как ее достичь? Сократ призывал мыслящих не доверять, не полагаться на авторитеты, майевтика и сократическая ирония служили достаточно эффективным способом продвижения к истине. Постепенно в истории философии формировалось представление о том, что истина является процессом, а не раз и навсегда данным знанием. Фр. Бэкон и Р. Декарт обратились к вопросу о том, что мешает познающему субъекту получить истинное знание? Ответ крылся в заблуждениях (или идолах у Бэкона), мешающих субъекту в движении к истине, поэтому от них нужно было избавиться.

В середине ХХ века постановка вопроса была несколько видоизменена. Истина так и осталась целью познания, однако теперь больше усилий сосредоточили на характеристиках мышления, способного эту истину получить. Здесь одной из причин обращения к такой постановке вопроса стали результаты исследования авторитарной личности Франкфуртской школы (Т. Адорно и др.), которые гласили, что феномен авторитарной личности наряду с другими причинами был связан с отсутствием самостоятельного мышления. Впоследствии, с 1970 гг., в разных странах мыслители стали говорить о необходимости введения философского обучения для детей (в первую очередь логики и этики), поскольку именно оно

улучшает качество мышления, способствует успешности усвоения всех школьных дисциплин.

Известный испанский философ Х. Ортега-и-Гассет («Человек и люди» 1948 г.) писал, что мышление - это работа человека, уделом которого является сомнение [3, с. 490-493]. С его точки зрения, человек обречен на мышление, уровень самостоятельности которого можно считать своеобразным критерием, свидетельствующим о потенциальной близости сознания к фанатизму и экстремизму. При этом, конечно, не ставится знак равенства между отсутствием самостоятельного мышления и фанатизмом с экстремизмом. Не размышляющий человек, не самостоятельный человек уверен в одном, в этом его сила, но в этом же и его слабость, продолжает развивать свою мысль философ, придя к выводу: без самостоятельного мышления нельзя избавить личность от экстремизма и фанатизма. Тогда закономерным следствием является потребность общества в философском образовании, в том, что люди должны учиться мыслить, именно это приведет не только к развитию независимого критического мышления, но и к формированию терпимости и моральных качеств личности.

Другой автор - Э.В. Ильенков в 1960-70 гг. написал ряд работ, посвященных образованию подрастающих поколений, в первую очередь, обращая внимание на проблемы развития мышления учащихся («Школа должна учить мыслить», «Учитесь мыслить смолоду» и другие). Он считал, что философию можно рассматривать как духовную потребность, потребность для ума. Мыслитель исходит из понятия духовного здоровья, помогающего личности выжить в стремительном потоке информации. Ум рассматривается как «способность выносить суждение о единичном факте с высоты усвоенной тобою общей культуры», таким образом, ум - результат социально-исторического развития человека. Ильенков задает вопрос: что способствует развитию ума? И отвечает, что этому не способствует зазубривание истин: «Ум надо воспитывать так, чтобы противоречие служило ... толчком к самостоятельной работе, к самостоятельному рассмотрению вещи. Культура спора, культура дискуссии, имеющая своей целью выяснение объективной, каждый раз конкретной истины. - это очень трудно усваиваемая культура. . А самокритичность - это синоним самостоятельности мышления. Без нее твой ум навсегда останется зависимым от чужого ума, от другого человека. догматик зазубривает готовые истины. при встрече с противоречиями жизни догматик, не справившись, становится скептиком. догматик упорствует, видя одну истину, отвергая другую» [1]. Выходом здесь является диалектика мышления, под которой, в частности, подразумевается критическое отношение ко всему, даже к уже усвоенным истинам. Именно поэтому Ильенков призывает к возвращению начал философии, логики, этики в школы, которые систематизируют ум, создав возможность не только для развития самостоятельного независимого мышления, но и для

открытого к критике разума. Диалектика мышления как специфическая логика человеческого мышления воспитываться должна, по мнению мыслителя, с детства, иначе будет уже поздно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М. Липман, основатель нового философского направления «Философия для детей» (США, 1970 гг.), пришел к необходимости введения философского школьного образования в связи с попыткой осмыслить уроки вьетнамской войны и других социальных проблем. Он «ужаснулся качеством аргументации, которые высказывали хорошо образованные граждане». Эти факты заставили Липмана обратиться к философии, к ее эвристическому и нравственному потенциалу, который может помочь личности обрести навыки критического мышления, способного адекватно реагировать на критику, терпимо относиться к окружающим людям. Программа «Философии для детей» направлена на формирование мышления у детей, включающего в себя множество характеристик: от овладения логическими процедурами до навыков саморазвития личности. В настоящее время данная программа широко распространилась по всему миру, появились Международная и региональные организации «Философия для детей», объединяющие мыслителей, преподавателей, практиков и детей с целью философского просвещения.

Под критическим мышлением понимается разумное отражающее мышление, ориентированное на принятие решения во что верить или что делать [2]. Оно характеризуется целеустремленностью, саморегуляцией, интерпретацией, анализом, выводами, логическими критериями, желанием найти истину, поиском информации, разумным выбором критериев, комплексом вопросов, достижением результата; в итоге появляется любознательный разум, хорошо информированный, открытый, гибкий, справедливый в оценке, честный без предубеждений. На сайте «Philosophy for children Alberta» указаны многочисленные навыки и знания, которые может развить в личности реализация программы «Философия для детей»: когнитивные навыки, оценивание доводов и аргументов, изучение и анализ концепций, опора на выводы, определение основных предположений и допущений, определение различий, определение связей, выявление заблуждений, анализ обобщений, формулирование вопросов, уточнение идеи, построение аргументов, уточнение и изменение аргументов в ответ на критику, осознание теоретических и практических последствий, поиск примеров (приведение) и контрпримеров, поиск аналогий и контраналогий, видение широких перспектив, разработка и тестирование критериев, последовательность во всем, придерживаться точки зрения, самостоятельная коррекция (представлений, знаний, убеждений), навыки кооперации (совместной деятельности), слышать других, открытое мышление, изменение отношений к другим и с другими людьми, опора на идеи других, уверенность в самовыражении, быть готовым предложить критику, быть готовым принимать и отвечать

на критику, стать совершеннее (развиваться), оценивать обоснованность, разработка интеллектуального мужества [7].

«Философия для детей» начинается с естественного для ребенка удивления и любознательности. Для этой программы, по мнению авторов и энтузиастов-практиков, нет возрастных и интеллектуальных ограничений. Истина достигается в процессе совместного поиска усилиями взрослых и детей, здесь нет неправильных ответов, главным считается «движение» мысли, аргументация учащегося. В профилактике фанатизма становятся важными вопросы, не только касающиеся критического мышления, диалога и спора, но и того, что философские занятия помогают взглянуть на собеседника или оппонента другими глазами, изменить взгляд на человека, к которому ранее относился с предубеждением. Умение слышать другого не менее значимо, ведь фанатизм, наделяя человека абсолютной верой и уверенностью в своих представлениях, делает его тем, кто не слышит никого, кроме самого себя. Тем более что фанатик не может быть толерантен - ведь толерантность означает и примирение с иной точкой зрения, что невозможно. Философия как часть детского образования (в любой форме) способствует тому, что человек видит не единственный вариант решения задачи или проблемы, а множество, его мышление становится гибким, в отличие от однонаправленного мышления фанатика. К тому же человек, ставший частью экстремистской организации и находящийся под влиянием руководителя - учителя, не может обладать самостоятельным мышлением, а философствование предполагает развитие навыков независимого критического мышления.

Важную часть «Философии для детей» представляет этика, точнее знакомство учащихся с этическими категориями, анализ морально-нравственных ситуаций, не дающих однозначного вывода или решения. Дети, занимающиеся по программе, обсуждают важные мировоззренческие вопросы: что такое добро, зло, справедливость, мужество и т.д. И здесь значим даже не сам факт того, что дети узнают значения этих понятий, а то, что они «пропускают» их через себя, предлагают свои формулировки, превращая их тем самым в часть своего нравственного «багажа», что они задумываются над моральными проблемами.

Что же в этих теориях обладает наибольшим потенциалом в формировании независимой, критически мыслящей личности? Опыт работы «Философии для детей» во многих странах мира показал, что достигнуты результаты, которые можно использовать в профилактике фанатизма. Это важно также в связи с тем, что методы депрограммирования сознания, применяемые в антикультовой практике, не всегда успешны. Самостоятельное мышление, рефлексия и уважение к чужому мнению способствуют развитию антидогматизма. В центре методики «Философии для детей» находится возможность проанализиро-

вать ситуации (предлагаемые для обсуждения) с нескольких сторон, что позволяет не допустить односторонности оценок (которые могут привести к догматизму). Таким образом, практическое внедрение «Философии для детей» дает возможность учитывать множественность факторов в анализе. Важны для профилактики фанатизма следующие характеристики критического мышления, которые могут быть достигнуты в процессе философствования: умение слышать других, быть готовым принимать и отвечать на критику, открытое мышление, изменение отношения к другим людям, выявление заблуждений, осознание теоретических и практических последствий, видение широких перспектив и т. д. В итоге получается любознательный разум, открытый, гибкий, справедливый в оценке, честный без предубеждений.

Вот это детское философствование, обсуждение предоставленных ситуаций сквозь призму собствен-

ного опыта и знаний, соединенное с творчеством, дает возможность получить независимую личность, которая вряд ли сможет стать фанатиком. Именно поэтому программа «Философия для детей» может применяться в профилактике фанатизма, ведь своеобразной «защитой» сознания от него будет устойчивая привычка к критическому мышлению. Упорное следование вере и сверхценной ведущей идее в фанатизме сменяется в «Философии для детей» на свободное следование собственным убеждениям, уважение к иному мнению, терпимость, поэтому развитие детского философствования может способствовать снижению фанатизма в обществе. Таким образом, своеобразной «защитой» сознания от фанатизма будет сочетание навыков критического самостоятельного мышления и терпимости, достигаемые в «Философии для детей».

Библиографический список

1. Ильенков Э.В. Учитесь мыслить смолоду, М., 1977. [Электронный ресурс] // Э.В. Ильенков. Школа должна учить мыслить [сайт]. - Режим доступа: www.koob.ru/ilenkov/uchites_mislit, свободный. - Загл. с экрана.

2. Институт по развитию «Философии для детей» [Электронный ресурс]: [сайт]. - Режим доступа: http://cens. montclair.edu/academic/iaps, свободный. - Загл. с экрана.

3. Ортега-и-ГассетХ. Человек и люди. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. М., Весь мир, 2000. С. 480-698.

4. Розеншток-Хюсси О. «Идет дождь», или Язык стоит на голове. Розеншток-Хюсси О. Бог заставляет нас говорить. М., 1998.

5. Философия для детей [Электронный ресурс]: [сайт]. - Режим доступа: http://plato:stanford.edu/entreis/chil-dren/, свободный. - Загл. с экрана.

6. Цветов В.Я. Пятнадцатый камень сада Рёандзи. М., 1986. 302 с.

7. Philosophy for children Alberta [Электронный ресурс]: [сайт]. - Режим доступа: http://www.ualberta. ca/~phil4c/, свободный. - Загл. с экрана.

References

1. Ilyenkov E.V. Learn to think since youth, M., 1977. [Electronic resource] // E.V Ilyenkov. School should teach thinking [site]. - Mode of access: www.koob.ru / ilenkov / uchites_mislit, free. - Caps. Screen

2. Institute for the Development of "Philosophy for Children" [electronic resource]: [site]. - Mode of access: http:// cens.montclair.edu/academic/iaps, free. - Caps. Screen

3. Ortega-y-GassetH. Man and people Selected Works. - M., Whole World, 2000. Pp. 480-698.

4. Rosenstock-Huessy O. "The rain is falling," or the language stands on its head // O. Rosenstock-Huessy. God makes us speak. - M., 1998.

5. Philosophy for Children [electronic resource]: [site]. - Mode of access: http://plato:stanford.edu/entreis/children/, free. - Caps. Screen

6. Tsvetov V.Ya. The fifteenth stone of Ryoanji garden. - M., 1986. 302 p.

7. Philosophy for children Alberta [electronic resource]: [site]. - Mode of access: http://www.ualberta.ca/ ~ phil4c /, free. - Caps. Screen