ПЕДАГОГИКА
DOI: 10.18287/2542-0445-2019-25-2-64-70 Дата поступления статьи: 15/IV/2019
УДК 378.147+101.1 Дата принятия статьи: 27/V/2019
С.И. Голенков
ФИЛОСОФИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
© Голенков Сергей Иванович — доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34. E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5792-0949
АННОТАЦИЯ
В статье обсуждается концепция преподавания вузовского курса философии. Сегодняшнее преподавание философии в университете не соответствует требованиям времени, так как оно ориентировано на получение знаний о философии. Такая ориентация характерна для классического университета, который может существовать лишь в ситуации стабильности и относительно медленных изменений в окружающем его социальном мире. Современный университет готовит своих выпускников к профессиональной деятельности в непрерывно и быстро меняющемся мире. Нынешняя динамичная жизнь требует от специалиста навыков самостоятельной, критической работы с информацией, ответственного ее использования. Цель статьи: определить концептуальные основания университетского курса философии, отвечающего современным реалиям. Обосновывается необходимость ориентации философии на формирование и развитие у студента навыка рефлексии проблем и вопросов профессиональной деятельности и повседневной жизни. В этой связи задачей вузовского курса философии видится оснащение выпускника философским инструментарием рефлексивной деятельности. Решению этой задачи способствуют такие методы овладения философией, как саморефлексия, чтение и анализ философских текстов и дискурсов. Опыт показывает, что наиболее эффективно эти методы работают в размышлении над вопросами о моральном и экзистенциальном выборе, об индивидуальной свободе, профессиональном предназначении, поиске смысла жизни и т. д., то есть в анализе реальных жизненных ситуаций.
В заключении делается вывод о том, что концептуальное основание преподавания философии в высшей школе сегодня должно быть трансформировано от изучения философии к практикованию философии.
Ключевые слова: концепция образования, классический университет, неклассический университет, преподавание философии, практикование философии.
Цитирование. Голенков С.И. Философия как инструмент рефлексивной деятельности студентов // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. Т. 25. № 2. С. 64—70. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2019-25-2-64-70.
© ®
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License Which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0)
DOI: 10.18287/2542-0445-2019-25-2-64-70 Submitted: 15/IV/2019
UDC 378.147+101.1 Accepted: 27/V/2019
S.I. Golenkov
PHILOSOPHY AS AN INSTRUMENT OF STUDENTS' REFLECTIVE ACTIVITIES
© Golenkov Sergei Ivanovich — Doctor of Philosophical Sciences, professor, professor of the Department of Philosophy, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation. E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5792-0949
ABSTRACT
The article discusses the concept of teaching university philosophy course. The current teaching of philosophy at the university does not correspond the requirements of the time, as it is focused on gaining knowledge of philosophy. Such an orientation is characteristic of a classical university, which can exist only in a situation of stability and relatively slow changes in the social world around it. Modern University prepares its graduates for professional activities in a continuously and rapidly changing world. The present dynamic life requires from a specialist the skills of independent, critical work with information, responsible use of it. The purpose of the article is to determine the conceptual foundations of a university philosophy course that correspond contemporary realities. The necessity of orientation of philosophy to the formation and development of the student's skill of reflection problems and issues of professional activity and daily life is justified. In this regard, the task of the university philosophy course seems to be equipping the graduate with the philosophical tools of reflexive activity. Solving this task is promoted by such methods of mastering philosophy as self-reflection, reading and analysis of philosophical texts and discourses. Experience shows that these methods work most effectively in thinking about questions of moral and existential choice, individual freedom, professional mission, the search for the meaning of life, etc., that is, in the analysis of real life situations.
In conclusion, it is concluded that the conceptual basis of teaching philosophy in higher education today must be transformed from the study of philosophy to the practice of philosophy.
Key words: concept of education, classical university, non-classical university, teaching philosophy, practicing philosophy.
Citation. Golenkov S.I. Filosofiya kak instrument refleksivnoi deyatel'nosti studentov [Philosophy as an instrument of students' reflective activities]. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia [Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology], 2019, Vol. 25, no. 2, pp. 64—70. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2019-25-2-64-70 [in Russian].
Введение
Вопрос о содержании вузовского курса философии стоит крайне остро. И острота его определена несколькими факторами как глобального, так и профессионального характера. Глобальным фактором, который отмечают все исследователи, выступает цивилизационный переход от общества индустриального к обществу информационному, который Тоффлер обозначил как «третья волна». В ходе этой «волны» происходит трансформация всех сфер человеческого существования, в том числе сферы высшего образования, наполняющая новым содержанием каждый ее элемент, каждое отношение, изменяющая саму концепцию образования, доставшуюся нам от классического университета. К факторам профессионального характера следует отнести изменения самой философии и способа философствования, которые произошли за последние тридцать лет. Об этом свидетельствуют дискуссии, посвященные поиску не только места философии в вузовском образовании [Гуманизация современной философии... 2018, с. 9—31], но и самого смысла преподавания философии [Кондратьева 2018, с. 27—33; Круглый стол. 2013, с. 5—38].
Эти изменения, естественно, имеют и страно-вую специфику. Преподавание философии в За-
падной Европе и Америке — в том ее содержании, в котором она преподается у нас в вузе, — там сдвинуто в старшие классы средней школы. По содержанию же вузовской философии — это скорее спецкурсы. Однако и там, особенно в англоговорящих странах, прежде всего в Великобритании, США, Канаде, да и в Австралии, есть проблемы с преподаванием философии. В частности, преобладание позитивизма и аналитической философии в этих странах ставит под сомнение необходимость существования философии как таковой. И все же, имея в виду этот глобальный контекст, речь в статье пойдет о проблемах с преподаванием философии в России, точнее, о проблеме содержания вузовского курса философии как обязательного федерального компонента образовательного стандарта для всех направлений бакалавриата. Именно в этом ракурсе будет рассмотрен вопрос, вынесенный в заголовок.
К концепции философии образования в современной России
Можно, сильно не ошибаясь, констатировать, что концептуально преподавание философии в России продолжается в русле классической традиции, которая в советское время существовала в диама-
товско-истматовском варианте. Достаточно посмотреть учебники по философии последних лет, рабочие программы, методические пособия, экзаменационные вопросы и т. д. Стало уже очевидным даже для адептов классического образования, что основания традиции преподавания философии, заложенные Кантом и Гегелем и реализованные в концепции классического университета Джоном Ньюменом и Вильгельмом фон Гумбольдтом, себя исчерпали. Необходим поиск новых концептуальных оснований для современного образования, в частности для преподавания философии.
Нам близка позиция, изложенная в Концепции образования, разработанной белорусскими коллегами из «Национальной школы Беларуси» под руководством М.А. Гусаковского. Главная идея этой концепции состоит в том, что сегодня происходит транзит от классического университета к университету неклассическому [Концепция образования 2013, с. 144]. Не стану здесь останавливаться на определении «неклассический» университета возникающего. Важнее рассмотреть обоснованность стратегии отказа от университета классического.
Своевременность идеи преодоления классического университета и классического образования минские коллеги видят в кризисе традиционной культуры как культуры с рациональной доминантой, которая в качестве авторитетного арбитра в Новое время избрала науку, а путь к культивированию индивида — научное познание [Концепция образования 2013, с. 137]. Более того, они считают, что сам кризис современной культуры не есть что-то переходное, а является самой сутью новой культуры, культуры становления, культуры непрерывных быстрых изменений [Концепция образования 2013, с. 138]. В этой связи они приходят к выводу, что «проблемы Классического Университета связаны не столько с недостаточностью его функционирования, сколько с изменением общекультурной и человеческой ситуации. Продолжая осуществлять привычные действия, Классический Университет выпадает не только из общественной ситуации, но и из культурной» [Концепция образования 2013, с. 143]. В этой ситуации ни о каком возрождении классического университета, классического образования, о возвращении классического образа студента как стратегии современного образования, по их мнению, речи быть не может. Классический университет со своими «классическими» студентами — это не просто движение в прошлое, это путь в никуда.
Не так радикально в отношении классического университета выглядит позиция коллектива из Томского университета под руководством Г.И. Петровой. Коллеги считают, что полный разрыв с традицией классического университета невозможен, что последний претерпевает фундаментальные изменения вслед за культурными и цивилизационными трансформациями современности и что наиболее адекватной формой современного университета является университет исследовательский [Петрова, Зыкова, Ершова, Бут, Стаховская 2017, с. 7]. Исследовательский университет, продолжая осуществлять культуру профессорского служения научной
истине, составлявшую суть классического университета, в новых культурно- и социально-исторических условиях формирует новую культуру — корпоративную, которая позволяет реализоваться исследовательскому университету в качестве субъекта в системе товарно-денежных отношений [Петрова, Зыкова, Ершова, Бут, Стаховская 2017, с. 42—44]. В этих отношениях истина, научное знание вообще должны показать свою эффективность, полезность, практичность.
Несмотря на разницу в подходах к определению образа современного университета, коллеги предлагают в основание образовательной концепции положить формирование у студентов самостоятельного мышления. Именно самостоятельность мышления как базовая жизненная стратегия может быть эффективной в быстро меняющемся мире. Лишь она позволяет студенту не только успешно реализовать творческие потенции вообще [Петрова, Зыкова, Ершова, Бут, Стаховская 2017, с. 104— 105], но и успешно овладевать профессиональными знаниями [Бакина 2016, с. 93]. Об этом же ведут речь и зарубежные коллеги. «Студенты должны быть независимыми учениками, чтобы успешно пройти свои образование и карьеру», — пишет Virginia Schutte из Морского Консорциума Университетов Луизианы [Schutte]. John Rudisill из колледжа Вустера подчеркивает, что лишь самостоятельный поиск как комплекс интеллектуальных навыков позволяет достигнуть большей ясности в отношении широкого круга вопросов [Rudisill 2011, р. 243].
От философии образования к преподаванию философии
Как это реализуется на практике, в частности в преподавании философии? В статье «"Философия" как учебный курс: смена концепта», ее авторы считают наиболее приемлемой сегодня проблемно ориентированную стратегию, которая позволяет рассмотреть различные практики мышления в их многообразии [Карелин, Кузнецова, Грифцова 2017, с. 65]. Представляется несомненным, что именно работа с мышлением является предметом дидактики философии. Что в их концепции вызывает возражение, так это колоссальное количество материала, которое должен освоить студент. Его объем складывается их из четырех фундаментальных (и поэтому обязательных) разделов: предмет философии как проблема, многообразие современных философских практик; философия познания; проблема человека в философии (философская антропология); социальная философия. Каждый из этих разделов должен быть развернут в шести аспектах: всемирно-историческом; историко-философском; социокультурном; общественно-политическом; активно-исследовательском (критическом); обзором социогуманитарных проблем современности. Более того, коллеги считают, что студенту крайне необходимо «краткое представление об основных течениях современной философии, таких как экзистенциализм, феноменология, герменевтика, прагматизм, неомарксизм, аналитическая традиция, религиозная философия [Карелин, Кузнецова, Гриф-
цова 2017, с. 69—71]. Именно это знакомство, с их точки зрения, является главным элементом предлагаемой концепции.
Однако при существенном сокращении времени на изучение курса философии в вузе (до одного семестра) само обучение, по меткому выражению P.A. Акимова, превращается в «экспресс-экскурс» по областям философского знания [Акимов]. Но есть и более существенный вопрос: как это все развивает мышление? Память и эрудицию — несомненно. Но грамотное самостоятельное (критическое) мышление — вряд ли. Это нововременная концепция классического университета, где философия рассматривается как научная дисциплина, в которой принципиальным является знание материала. Этот материал дается, пре-подается, а не мыслиться, осваивается, а не понимается, в лучшем случае студентом воспроизводится, а не творится и порождается. Студент здесь учится работать с информацией, а не со смыслом. Обилие предлагаемого к изучению материала с необходимостью будет «накачивать» студента информацией, тренировать его память, а не развивать самостоятельность и критичность его мышления
Какую альтернативу можно предложить? Новосибирский философ Ю.М. Немцев подверг анализу существующие в российских реалиях подходы к преподаванию философии. В результате он пришел к выводу, что в обучении философии необходимо «исходить из того, что содержание дисциплины "философия" не является набором знаний. это не набор определений понятий и/или значимых имен», «преподавание философии состоит не в передаче некоторых "сведений о философии", а в обучении практикованию философии» [Немцев 2011, с. 106]. Идея не нова. Еще в своих лекциях конца 70-х годов прошлого столетия М.К. Мамар-дашвили говорил, что «философия не может никому сообщить никакой суммы и системы знаний, потому что она просто не содержит ее, не является ею... Ибо только самому (из собственного источника), мысля и упражняясь в способности независимо спрашивать и различать, человеку удается открыть для себя философию.» [Мамардашвили 1996, с. 10]. И эту свою мысль он неоднократно повторял в статьях и интервью.
Идея философии как практики себя, как «правильного руководства жизнью» возникла с рождением самой философии. Анализ места и роли прак-тикования философии в античной культуре проведен мною ранее [Голенков 2018, с. 22—31]. Здесь ограничусь лишь теми моментами, которые необходимы для обоснования идеологии преподавания философии как инструмента разумного обустройства жизни.
Понимание философии как «правильного руководства» зародилось еще в античности и отлилось в чеканное определение у Цицерова cultura animi philosophia est*. В отличие от взгляда, сложившегося в Новое время, на природу философии как исключительно эпистемологическую античное понимание философии включало в себя представление
о ее терапевтической, то есть вполне прагматической, природе. Эпикур из Афин в письме Менекею писал: «Пусть никто в молодости не откладывает занятий философией, а в старости не утомляется занятиями философией: ведь для душевного здоровья никто не может быть ни недозрелым, ни перезрелым. Кто говорит, что заниматься философией еще рано или слишком поздно, подобен тому, кто говорит, будто быть счастливым еще рано или уже поздно. Поэтому заниматься философией следует и молодому, и старому: первому — для того, чтобы он и в старости остался молод благами и доброй памятью о прошлом, второму — чтобы он был и молод, и стар, не испытывая страха перед будущим» [Диоген Лаэртский 1986, с. 402]. Из текста письма ясно видно, что Эпикур ведет речь не об изучении философии, а о занятиях ею. Развивая тему философии как практики мудрой жизни, Эпик-тет говорит о том, что, «философ наставляет не довольствоваться только изучением, но присовокуплять и приучение себя, затем упражнение в осуществлении на деле» [Эпиктет]. Французский исследователь Пьер Адо замечает, что античные практики философии рассматривались прежде всего не как мудрое знание, а как способы организации разумной жизни, как состояния человека, существующего совершенно иначе, нежели остальные люди. «Если философия есть активность, смысл которой упражнение в мудрости, — пишет он, — то упражнение это по необходимости заключается не только в том, чтобы говорить и рассуждать определенным образом, но и в том, чтобы определенным образом быть, действовать, смотреть на мир. Следовательно, если философия не только дискурс, но и жизненный выбор, экзистенциальное предпочтение, деятельное упражнение, то именно потому, что она есть стремление к мудрости» [Адо 1999, с. 236—237]. Для античности общим местом было признание философии в качестве практического руководства жизни, так как она превращала знание о благе в саму добродетельную жизнь.
Если рассматривать философию в ракурсе прагматики, то задача вузовского курса философии состоит не столько в получении студентом знаний по истории философии, философских учений и направлений, сколько в обретении вполне определенных умений и навыков. Кант в «Критике чистого разума» писал, что философия существует как «природная склонность человека» [Кант 1994, с. 42]. Эту склонность необходимо превратить в инструмент «правильного руководства жизнью», что достигается лишь практикованием философии, философствованием, которому, пишет Кант, «можно научиться лишь благодаря упражнениям и самостоятельному применению разума» [Кант 1980, с. 333]. Философия в таком ее применении предстает как практика постижения студентом сущности сущего, прежде всего своей собственной и сущности окружающего его мира и обустраивания своей жизни (в том числе и профессиональной) в соответствии с этим постижением. Само постижение на пути философствования не есть чисто интел-
* Cultura animi philosophia est (лат.) — «возделывание души есть философия».
лектуальное занятие, оно выступает некой «техникой себя» (Фуко), имеющей целью преображение индивида, его самотрансформацию и самоидентификацию. Опыт упражнения, опыт «практикова-ния себя» с помощью философии есть дело исключительно практическое, сердцевиной которого выступает то, что М.М. Бахтин обозначал как «ответственный поступок». «Быть в жизни — значит поступать» [Бахтин 1994, с. 43]. Напомню, что под поступком М.М. Бахтин понимал не только действие, но и слово, мысль. Философский аспект ответственного поступка заключается в его рациональности, точнее, рефлексивности, его осознанном совершении. Иначе говоря, акт осознанного поступания (мышления, говорения) обязательно содержит в себе не только осознание содержания (что поступка) и цель (его ради-чего), но и осознанный метод (как поступка).
Преподавание философии в концепции прак-тикования философии имеет своей целью экзистенциальную (смысложизненную) трансформацию индивида. Совершенно правы Л.П. Сидорова и О.В. Шнырева, когда пишут, что «главным в усвоении философских знаний являются не понятия и категории, а их связь с "Я", пульсациями его мысли, живой и невообразимо самобытной» [Сидорова, Шнырева 2016]. Согласно Ю.М. Немцеву, именно использование философских средств (аргументов, понятий, категорий) в аналитике своей индивидуальной жизни способствует «развитию и изобретению способов понимания студентами себя...» [Немцев 2011, с. 116]. Иначе говоря, занятия философией дают студенту необходимый рабочий навык самоанализа, что очень важно в его профессиональном становлении.
Методы практикования философии в университете
Развитию у студентов умений и навыков самостоятельного, критического и ответственного по-ступания способствует прежде всего метод саморефлексии, который применялся уже в античности. Сегодняшнее его использование в преподавании философии может реализоваться в написании студентами эссе по темам, связанным с рефлексией над различными сторонами своей жизни. Примером могут служить темы: «Мои моральные принципы» и «Каким я вижу себя через двадцать лет». Подготовка эссе по первой теме развивает у студента навык размышления об этических основаниях своего поступания. В рамках темы он не только обязан сформулировать свои моральные принципы, но и обосновать их. Подготовка содержания второй темы развивает умение осознанно определять вектор своей жизни (в том числе и профессиональной).
Интересный метод овладения философией предлагает John Rudisill, который состоит в обучении философии через ее практикование [Rudisill 2011, pp. 241—271]. Практикование философии (Doing Philosophy) заключается в формировании и развитии студентами самостоятельного и критического мышления, реализующегося как в компетентном анализе текстов и дискурсов, так и в выстраива-
нии, обосновании и отстаивании своей собственной позиции (профессиональной, моральной, мировоззренческой и т. д.). Практикование философии, по мнению John Rudisill, позволяет развить навыки (1) интерпретации и анализа, (2) критической оценки аргументов, идей и предпосышок, (3) свободного применения философских концепций, различий и методов в процессе решения философских проблем и (4) творчески развивать благодаря средствам эффективного письменного и устного общения новые подходы к широкому классу вопросов [Rudisill 2011, p. 243].
Развитию критического мышления способствует метод чтения философских текстов, разработанный David Concepción из Университета Манси. Метод реализован не только в подробной инструкции для студентов и преподавателя, но и содержит обоснованную систему оценок уровня навыков чтения [Concepción 2004, pp. 351—368].
Заключение
Концептуальное содержание университетского курса философии должно претерпеть существенную трансформацию. Направление этой трансформации необходимо определить как переход от изучения философии, от простого знания о философии, к занятию философией, к практикованию ее как инструмента осознанного поступания. Задачу философии в современном университете можно сформулировать следующим образом: преподавание философии обязано помочь студенту разобраться в вопросах «кто я?», «откуда я?», «куда я иду?». Дизайн такого курса философии в университете должен иметь своей приоритетной целью оснащение студентов критическим, методическим и интеллектуальным инструментарием для решения этих вопросов.
Библиографический список
Concepción 2004 — Concepción D. W. Reading Philosophy with Background Knowledge and Metacognition // Teaching Philosophy, 2004, Vol. 27, Nr. 4 (December 2004), pp. 351—368. URL: https://www.pdcnet.org/ 8525737F00588478/fileC125737 F0061DCC6C125756D0060B335/%24FILE/ teachphil_2004_0027_0004_0055_0072.pdf.
Rudisill 2011 — Rudisill J. The Transition from Studying Philosophy to Doing Philosophy // Teaching Philosophy. Vol. 34. No. 3 (September 2011), pp. 241-271. URL: https:// www.pdcnet.org/8525737F00588478/file/ 872C17FB760DD408852578D900477BD4/$FILE/ teachphil_2011_0034_0003_0049_0079.pdf.
Schutte — Schutte V. URL: http://www.ctl.uga.edu/uploads/ future_faculty_docs/ Virginia_Schutte_Teaching_ Philosophy.pdf (дата обращения: 22.03.2019).
Адо 1999 — Адо П Что такое античная философия? М.: Издательство гуманитарной литературы, 1999. 320 с. URL: http://www.logic-books.info/sites/default/files/ ado._chto_takoe_antichnaya_filosofiya_0.pdf.
Акимов — Акимов Р.А. Вопросы преподавания философских дисциплин в высшем учебном заведении //
Международный научно-исследовательский журнал.
2017. № 01 (55) Ч. 3. С. 104-106. URL: https://research-journaLorg/philosophy/voprosy-prepodavaniya-filosofskix-disciplin-v-vysshem-uchebnom-zavedenii. DOI: https:// doi.org/10.23670/IRJ.2017.55.188 (дата обращения: 15.03.2019).
Бакина 2016 — Бакина В. И. Методологические особенности преподавания философии в высших учебных заведениях // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 10. С. 92—95. URL: http:// dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/spp/2016/10/ pedagogics/bakina.pdf.
Бахтин 1994 — Бахтин М.М. К философии поступка // Бахтин М.М. Работы 20-х годов. Киев: Next, 1994. С. 9—68.
Голенков 2018 — Голенков СИ. Философия как забота о себе // «Забота о себе» как образовательная практика современного классического университета: сб. ст. и материалов междунар. науч. конф. (24—25 ноября 2017 г.). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2018. С. 22—31. URL: http:// fsf.tsu.ru/wp test/wp-content/uploads/ %D0%A1%D0%B1.%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80% D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%BE-2.pdf.
Гуманизация современной философии... 2018 — Гуманизация современной философии и гуманитаризация общественных науК: материалы науч. конф. (17—18 мая 2018 г.). Екатеринбург: Деловая книга,
2018. 144 с. URL: https://csp-urgi.urfu.ru/fileadmin/ user_upload/site_15 83 1/imp/Gumanizacija_ sbornik_2018.pdf.
Диоген Лаэртский 1986 — ДиогенЛаэртский. О жизни, сочинениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1986. 571 с. URL: https://imwerden.de/pdf/ diogen_laertsky_o_zhizni_ucheniyakh_i_izrecheniyakh_ filosofov_1979.pdf.
Забота о себе. 2018 — «Забота о себе» как образовательная практика современного классического университета: сб. ст. и материалов междунар. науч. конф. (24—25 ноября 2017 г.). Томск: Изд-во Томского ун-та, 2018. 306 с. URL: http://fsf.tsu.ru/ wp test/wp-content/uploads/%D0%A1%D0% B1.%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE% D0%B2%D0%B0-%D0%BE-2.pdf.
Кант 1994 — Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. 591 с. URL: http://www.100bestbooks.ru/files/ Kant_Kritika_chistogo_razuma.pdf.
Кант 1980 — Кант И. Логика. Пособие к лекциям 1800 // Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. С. 319— 444. URL: http://philosophy.ru/library/traktaty-i-pisma.
Карелин, Кузнецова, Грифцова 2017 — Карелин В.М., Кузнецова Н.И., Грифцова И.Н. Философия как учебный курс: смена концепта // Высшее образование в России. 2017. № 10. С. 64-74. URL: https:// www.researchgate.net/publication/324706284_Karelin_V _M_Kuznecova_N_I_Grifcova_I_N_Filosofia_kak_ucebnyj_ kurs_smena_koncepta_Vyssee_obrazovanie_v_Rossii_-_2017_-_No_10_-_S_64-74.
Кондратьева 2018 — Кондратьева С. Б. Зачем студенту философия: проблемы преподавания философии в высшей школе // Проблемы современного образования. 2018. № 2. С. 27—32.
Концепции образования 2013 — Концепции образования. Минск: БГУ, 2013. 169 с.
Круглый стол. 2013 — «Круглый стол»: Смысл преподавания философии в университете // Идеи и идеалы. 2013. № 1. Т. 1. С. 5—38.
Мамардашвили 1996 — Мамардашвили М.К. Введение в философию // Мамардашвили М.К. Необходимость себя: Лекции. Статьи. Философские заметки. М.: Лабиринт, 1996. 432 с. URL: http://psylib.org.ua/books/ mamar02.
Немцев 2011 — Немцев М.Ю. Опыт построения университетского курса философии // Идеи и идеалы. 2011. Т. 2. № 3 (9). С. 105 — 119. URL: http:// ideaidealy.nsuem.ru/wp-content/uploads/2012/10/ M.Yu_.Nemtsev_39_2011_%D0%A2%D0%9E%D0%9C_2.pdf.
Петрова, Зыкова, Ершова, Бут, Стаховская 2017 — Петрова Г.И, Зыкова С.Н., Ершова И.А., Бут O.A., Стаховская Ю.М. Корпоративная культура современного университета: роль формирования профессиональной и личностной идентичности выпускника. Томск: Изд-во, Томского ун-та, 2017. 128 с. URL: http: / / ogon.rfbr.ru/sys/a/?colfilter=0&con text=_anonymous~ &fedcols= 1 &pgoffset= 0&ro_filter=_mai n.enrfh_tasks.syrecordidw%20%3D%20350r000Jac0h0E0 0WE2aLb00~&table=main.enrfh_tasks&target=show_ template&template=prg_card.htm.
Сидорова, Шнырева 2016 — Сидорова Л, Шнырева O. Проблемы преподавания философии в высшей школе. URL: http://www.intelros.ru/readroom/credo_new/kr3-2016/31328-problemy-prepodavaniya-filosofii-v-vysshey-shkole.html (дата обращения: 15.04.2019).
Эпиктет — Эпиктет. Беседы. Книга II, 9. Что обещает философия? URL: http://libes.ru/130570.html#__f_108.
References
Concepción 2004 — Concepción D. W. Reading Philosophy with Background Knowledge and Metacognition. Teaching Philosophy, 2004, vol. 27, no. 4 (December 2004), pp. 351 — 368. Available at: https://www.pdcnet.org/8525737F00588478/ file/C125737F0061DCC6C125756D0060B335/%24FILE/ teachphil_2004_0027_0004_0055_0072.pdf [in English].
Rudisill 2011 — Rudisill J. The Transition from Studying Philosophy to Doing Philosophy. Teaching Philosophy, Vol. 34, no. 3 (September 2011), pp. 241-271. Available at: https://www.pdcnet.org/8525737F00588478/file/ 872C17FB760DD408852578D900477BD4/$FILE/ teachphil_2011_0034_0003_0049_0079.pdf [in English].
Schutte — Schutte V. Available at: http://www.ctl.uga.edu/ uploads/future_faculty_docs/ Virginia_Schutte_Teaching_Philosophy.pdf (accessed: 22.03.2019) [in English].
Ado 1999 — Ado P. Chto takoe antichnaya filosofiya? [What is ancient philosophy?] M.: Izdatel'stvo gumanitarnoi literatury, 1999, 320 p. Available at: http://www.logic-books.info / sites/ default/files/ ado._chto_takoe_antichnaya_filosofiya_0.pdf [in Russian].
Akimov 2017 — Akimov R.A. Voprosy prepodavaniya filosofskikh distsiplin v vysshem uchebnom zavedenii [The teaching of philosophical disciplines in higher educational institutions]. Mezdunarodnyj naucno-issledovatel 'skij zurnal [International Research Journal], 2017, no. 01 (55), Part 3, pp. 104—106. URL: https://research-journal.org/philosophy/ voprosy-prepodavaniya-filosofskix-disciplin-v-vysshem-uchebnom-zavedenii (accessed: 15.03.2019). DOI: https:// doi.org/10.23670/IRJ.2017.55.188 [in Russian].
Bakina 2016 — Bakina V.I. Metodologicheskie osobennosti prepodavaniya filosofii v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh [Methodological peculiarities of teaching philosophy in higher schools]. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya,
pedagogika [Society: Sociology, Psychology, Pedagogics], 2016, no. 10, pp. 92-95. Available at: http://dom-hors.ru/ rus/files/arhiv_zhurnala/spp/2016/10/pedagogics/bakina.pdf [in Russian].
Bakhtin 1994 - Bakhtin M.M. K filosofiipostupka [Toward a Philosophy of the Act]. In: Bakhtin M.M. Raboty 20-kh godov [Works of the 20-ies]. Kiev: Next, 1994, pp. 9-68 [in Russian].
Golenkov 2018 — Golenkov S.I. Filosofiya kak zabota o sebe [Philosophy as taking care of oneself]. In: «Zabota o sebe» kak obrazovatel'naya praktika sovremennogo klassicheskogo universiteta: sb. st. i materialov mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (24—25 noyabrya 2017g.) [«Care of yourself» as an educational practice of a modern classical university: collection of articles and materials of the international research conference (November 24—25, 2017)]. Tomsk: Izd-vo Tomskogo unta, 2018, pp. 22—31. Available at: http://fsf.tsu.ru/wp test/ wp-content/uploads/%D0%A1%D0%B1.%D0%9F% D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%BE-2.pdf [in Russian].
Gumanizatsiya sovremennoi filosofii... 2018 — Gumanizatsiya sovremennoi filosofii i gumanitarizatsiya obshchestvennykh nauk: materialy nauchnoi konferentsii (17—18 maya 2018 g.) [Humanization of modern philosophy and humanitarization of social sciences: proceedings of a scientific conference (May 17—18, 2018)]. Ekaterinburg: Delovaya kniga, 2018, 144 p. Available at: https://csp-urgi.urfu.ru/fileadmin/user_upload/site_15831/imp/ Gumanizacija_sbornik_2018.pdf [in Russian].
Diogenes Laertius 1986 — Diogenes Laertius. O zhizni, sochineniyakh i izrecheniyakh znamenitykh filosofov [About the life, writings and sayings of famous philosophers]. M.: Mysl', 1986, 571 p. Available at: https://imwerden.de/pdf/ diogen_laertsky_o_zhizni_ucheniyakh_i_izrecheniyakh_ filosofov_1979.pdf [in Russian].
Zabota o sebe. 2018 — «Zabota o sebe» kak obrazovatel'naya praktika sovremennogo klassicheskogo universiteta: sb. st i materialov mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (24—25 noyabrya 2017 g.) [«Care of yourself» as an educational practice of a modern classical university: collection of articles and materials of the international scientific conference] (November 24—25, 2017). Tomsk: Izd-vo Tomskogo un-ta, 2018, 306 p. Available at: http:// fsf.tsu.ru/wp_test/wp-content/uploads/%D0%A1% D0%B1.%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80% D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%BE-2.pdf [in Russian].
Kant 1994 — Kant I. Kritika chistogo razuma [Critique of Pure Reason]. M.: Mysl', 1994, 591 p. Available at: http:// www.100bestbooks.ru/files/ Kant_Kritika_chistogo_razuma.pdf [in Russian].
Kant 1980 — Kant I. Logika. Posobie k lektsiyam 1800 [Logic. Guide to lectures 1800]. In: Kant I. Traktaty i pisma [Treatises and letters]. M.: Nauka, 1980, pp. 319—444. Available at: http://philosophy.ru/library/traktaty-i-pisma [in Russian].
Karelin, Kuznetsova, Griftsova 2017 — Karelin V.M., Kuznetsova N.I., Griftsova I.N. Filosofiya kak uchebnyi kurs: smena kontsepta [«Philosophy» as an Educational Course: [Change of the Concept]. Vysshee obrazovanie v
Rossii Higher Education in Russia], 2017, no. 10 (216), pp. 64—74. Available at: https://www.researchgate.net/ publication/324706284_Karelin_V_ M_Kuznecova_N_I_Grifcova_I_N_Filosofia_kak_ucebnyj_k urs_smena_koncepta_Vyssee_obrazovanie_v_Rossii_-_2017_-_No_ 10_-_S_64-74 [in Russian].
Kondrat'eva 2018 — Kondrat'eva S.B. Zachem studentu filosofiya: problemyprepodavaniya filosofii v vysshei shkole [Why the student needs philosophy: challenges of teaching philosophy in universities]. Problemy sovremennogo obrazovaniya [Problems of Modern Education], 2018, no. 2, pp. 27—32. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=32878327 [in Russian].
Kontseptsii obrazovaniya 2013 — Kontseptsii obrazovaniya [Education concept]. Minsk: BGU, 2013, 169 p. [in Russian].
Kruglyi stol... 2013 — «Kruglyi stol»: Smysl prepodavaniya filosofii v universitete [«Round Table»: The meaning of teaching philosophy at the university]. Idei i idealy [Ideas and ideals], 2013, no. 1, Vol. 1, pp. 5—38. Available at: http:// ideaidealy.nsuem.ru/wp-content/uploads/2013/04/ %D0%9A%D0%A1_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE% D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0 %B8%D0%B8_115_1%D1%82_.pdf [in Russian].
Mamardashvili 1996 — Mamardashvili M.K. Vvedenie v filosofiyu [Introduction to Philosophy]. In: Mamardashvili M.K. Neobkhodimost' sebya: Lektsii. Stat'i. Filosofskie zametki [The necessity of yourself: Lectures. Articles. Philosophical notes]. M.: Labirint, 1996, 432 p. Available at: http://psylib.org.ua/books/mamar02 [in Russian].
Nemtsev 2011 — Nemtsev M.Ju. Opyt postroeniya universitetskogo kursa filosofii [The experience of building a university course in philosophy]. Idei i idealy [Ideas and ideals], 2011, no. 3 (9), Vol. 2, pp. 105—119. Available at: http://ideaidealy.nsuem.ru/wp-content/uploads/2012/10/ M.Yu_.Nemtsev_39_2011_%D0%A2%D0%9E%D0%9C_2.pdf [in Russian].
Petrova, Zykova, Ershova, But, Stakhovskaya 2017 — Petrova G.I., Zykova S.N., Ershova I.A., But O.A., Stakhovskaya Ju.M. Korporativnaya kul'tura sovremennogo universiteta: rol' formirovaniya professional'noi i lichnostnoi identichnosti vypusknika [Corporate culture of modern university: the role of formation of the graduate's professional and personal identity]. Tomsk: Izd-vo Tom. un-ta, 2017, 128 p. Available at: http://ogon.rfbr.ru/sys/a/ ?colfilter=0&context=_anonymous~&fedcols=1&pg ofiset=0&rD_filter=_main.enrfh_tasks.syrecordidw%20%3D%20350r00 0Jac0h0E00WE2a^]0~&tab]e=main.enrfh_tasks&target=show_template& template=prg_card.htm [in Russian].
Sidorova, Shnyreva 2016 —Sidorova L, Shnyreva O. Problemy prepodavaniya filosofii v vysshei shkole [The problems of philosophical education in higher school]. Available at: http://www.intelros.ru/readroom/credo_new/ kr3-2016/31328-problemy-prepodavaniya-filosofii-v-vysshey-shkole.html (accessed 15.04.2019) [in Russian].
Epiktetus — Epiktetus. Besedy. Kniga II, 9. Chto obeshchaet filosofiya? [Conversations. Book II, 9. What does philosophy promise?]. Available at: http://libes.ru/130570.htmlt__f_108 [in Russian].