Научная статья на тему 'Открытое образовательное пространство: понятие и сущностные характеристики'

Открытое образовательное пространство: понятие и сущностные характеристики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1464
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИЯ / КУЛЬТУРА / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / OPEN EDUCATION / OPEN EDUCATIONAL SPACE / INFORMATION / CULTURE / PERSONAL SELF-DETERMINATION / SOCIAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зинченко Виктория Олеговна

Рассматриваются подходы исследователей к сущности открытого образовательного пространства как одного из направлений модернизации современного образования, обусловленной стремительным развитием общества, науки и культуры. Выделены и очерчены сущностные характеристики открытого образовательного пространства, подано авторское определение исследуемого феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the researchers’ approaches to the essence of the open educational space as one of the directions of the modernization of modern education in the context of the rapid development of society, science and culture. There are revealed and defined the essential characteristics of the open educational space. There is suggested the author’s definition of the studied phenomenon.

Текст научной работы на тему «Открытое образовательное пространство: понятие и сущностные характеристики»

педагогические науки

в.о. ЗИНЧЕНКО (Луганск)

открытое образовательное пространство: понятие и сущностные характеристики*

Рассматриваются подходы исследователей к сущности открытого образовательного пространства как одного из направлений модернизации современного образования, обусловленной стремительным развитием общества, науки и культуры. Выделены и очерчены сущностные характеристики открытого образовательного пространства, дано авторское определение исследуемого феномена.

Ключевые слова: открытое образование, открытое образовательное пространство, информация, культура, самоопределение личности, социальные институты.

Стремительное развитие общества, происходящее как результат изменения геополитических и социально-экономических отношений, бурного научно-технического прогресса, расширения культурного потенциала человечества, выдвигает перед будущими специалистами все более широкий спектр требований к их личностному и профессиональному развитию. В связи с этим сам процесс образования не может считаться раз и навсегда завершенным в момент получения аттестата или диплома, а становится неотъемлемой частью бытия человека и условием его успешной социализации в обществе. Изменение требований к личности современного специалиста порождает и изменения в самой системе образования и, прежде всего, изменения целей и задач образовательной деятельности, взаимоотношений участников образовательного процесса, что предполагает более широкое внедрение идей педагогики сотрудничества и обуславливает создание в образовательных учреждениях открытого образовательного пространства.

* Статья публикуется в рамках 1-го Международного психолого-педагогического форума Юга России «Воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Юга России».

Проблемы перехода от образования традиционного к отрытому, создание открытого образовательного пространства в последние десятилетия интенсивно обсуждаются педагогическим сообществом, о чем свидетельствуют работы А.Г. Асмолова, Т.А. Артюхиной, И.Г. Захаровой, И.М. Ибрагимова, В.Н. Лупа-нова, М.А. Мериковой, А.Г. Оганесян, А.А. Попова, A.B. Савицкой, В.И. Соколова, В.И. Сол-даткина и др. При этом мы можем наблюдать две крайние позиции по созданию открытого образовательного пространства. Первая позиция состоит в попытке сформулировать те теоретические и методологические установки, которые в своей совокупности составят парадигму открытого образования, вторая - в реализации на практике конкретных форм образовательной деятельности, которые имеют ярко выраженные черты открытого образования. Как показывает многовековой опыт педагогической науки, одно не может существовать без другого.

Прежде всего, обратим внимание на тот факт, что до сих пор исследователи проблемы открытого образования не выработали единой позиции в отношении методологических основ ее парадигмы. одни берут за основу личностно ориентированный подход и рассматривают открытое образование в контексте гуманистической парадигмы. Другие связывают новую образовательную парадигму с культурологическим и аксиологическим методологическим подходами, что в определенном смысле выводит нас на основы социокультурной (культурологической) парадигмы. Третьи за основу берут методологию синергетики, рассматривая образование как открытый, творческий процесс, способствующий свободному выбору преподавателем форм и методов обучения, а обучающимися - индивидуальной образовательной траектории, в процессе освоения которой происходит открытый диалог и сотрудничество с преподавателем (гуманитарная парадигма). Перечень подходов исследователей к определению сущности парадигмы открытого образования и открытого образовательного пространства можно продолжить. однако, как справедливо замечает И.Б. Шляхова,

О Зинченко В.О., 2019

невозможность сегодня выработать единый взгляд на сущность и основные постулаты той или иной парадигмы связана с многогранностью самого феномена «педагогическая парадигма» и тех характерных признаков, которые исследователи используют для классификации [15]. Мы полностью согласны с И.Б. Шля-ховой в контексте того, что возникновение той или иной педагогической парадигмы обусловлено особенностями конкретного этапа развития человечества, теми педагогическими (теоретическими и практическими) проблемами, которые необходимо разрешать в процессе образования. При этом любая новая парадигма базируется на предыдущих достижениях педагогической науки и практики, поэтому не может развиваться вне своего взаимодействия с другими, уже сложившимися парадигмами. В свете этого выделим характерные признаки парадигмы открытого образовательного пространства.

Опираясь на идеи А.Г. Асмолова, некоторые ученые рассматривают открытое образовательное пространство как единство и многообразие пространств, предполагающих синергию учебного и воспитательного процессов, способствующих индивидуальному развитию личности обучающихся с учетом интересов, потребностей и способностей каждого из них [11]. К основным категориям, составляющим такое пространство, исследователи относят взаимодействие, отношения, деятельность и культурные связи. Последняя категория выделяется на основании того, что образование как таковое является транслятором и генератором культурных ценностей.

Л.А. Пронина, исходя из выраженного информационного характера открытого образования, считает возможным рассматривать его как гештальтобразование, которое должно обеспечить преемственность и сохранность всех «достижений и норм цивилизации», стать механизмом «передачи, закрепления, сохранения и умножения значимых для цивилизаци-онного развития культурных смыслов» [9]. По мнению исследователя, гештальтобразование может эффективно реализовываться только в культурно-образовательном пространстве как результат отношений, возникающих между субъектами в процессе образовательной деятельности. Данные отношения носят неустойчивый характер, поскольку индивид сам определяет ценность и потребность в той культурной информации, которая транслируется культурной средой.

КИЕ НАУКИ -

Фактически открытое образовательное пространство базируется на таких категориях, как культура, отношения, взаимодействие, информация. Не ставя под сомнения предложенное л.А. Прониной видение открытого образовательного пространства, мы хотели бы указать на то, что автором только гипотетически описывается механизм построения и взаимодействия культурных пространств педагога и обучающегося. Главный же вопрос состоит, на наш взгляд, в том, как традиционное обучение вывести на новый уровень и сделать его открытым; как организовать учебный процесс, аудиторную и самостоятельную работу, чем содержательно наполнить рабочие программы дисциплин, чтобы обучающийся ощутил осознанную потребность в поиске информации в интересах становления и саморазвития в профессии.

С точки зрения Т.М. Ковалевой, открытое образовательное пространство характеризуется совокупностью потенциальных образовательных возможностей, которые предоставляют не только традиционные образовательные институты, но и вся культурная и социальная среда, что позволяет личности выбрать собственную образовательную траекторию с целью самоопределения и самореализации в социуме [6]. Важным является то, что человек может использовать одновременно возможности, предоставляемые как учебными заведениями, так и другими социальными институтами, без жесткой привязки к месту и времени, с учетом личных потребностей, способностей и возможностей, а также понимания того образа человека, который он сам хочет сформировать.

Базовыми категориями открытого образовательного пространства, с позиции Т.М. Ковалевой, становятся самоопределение, культура, социальные институты, взаимодействие. однако данное видение открытого образовательного пространства, на наш взгляд, применимо только для человека взрослого, как минимум начавшего процесс выбора профессии и овладения нею. При этом Т.М. Ковалева ведет разговор о деятельности человека внутри открытого образовательного пространства на уровне садика и школы. И тут возникает противоречие, поскольку осознанно личность (а она вряд ли полноценно сформирована на возрастном этапе 4-14 лет) может самостоятельно принимать решения о построении индивидуальной образовательной траектории. Без консультационной помощи педагога и психо-

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ

лога родителям и детям на начальном этапе получения образования в его широком смысле построение такой траектории будет вызывать затруднения. Возникнут трудности и с реализацией деятельности в рамках самого открытого образовательного пространства, основами которого являются самостоятельная работа и информация в различных формах ее существования. В этом контексте мы полностью поддерживаем позицию исследователя, считающего необходимым организовать взаимодействие закрытого (традиционного) и открытого образования.

Безусловно, сегодня школьный учитель с его загруженностью и поиском возможности дополнительного заработка вряд ли сразу захочет брать на себя дополнительные функции по организации такого взаимодействия. На наш взгляд, без определенного государственного регулирования данного процесса на уровне дошкольного и общего среднего образования здесь не обойтись.

считаем, что речь должна идти о более тесном взаимодействии учреждений основного и дополнительного государственного образования (школы искусств, центры технического творчества, станции юных натуралистов, спортивные секции и т. д.) с постепенным вовлечением в эту орбиту негосударственных образовательных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность. основная задача органов государственного управления при организации взаимодействия закрытого и открытого образовательных пространств должна заключаться, прежде всего, в широком информировании граждан о возможностях различных образовательных организаций в сфере обучения и развития личности. Речь должна идти не о протекционизме отдельных образовательных учреждений, не о рекламировании государственных учреждений дополнительного образования, а о создании условий для обеспечения образовательных потребностей населения с учетом интересов государства, требований производства, достижений науки и культуры.

В.А. Касторнова и Д.А. Дмитриев в большей мере выделяют информационный институциональный характер современного образовательного пространства, в котором субъекты образовательного процесса находятся в системе отношений между собой и информационно-образовательной средой, где различные медиа выполняют функции транслятора «социаль-

ного и индивидуального опыта», достижений культуры [5]. В связи с этим базовыми понятиями открытого образовательного пространства становятся «взаимоотношения», «культура», «информация», «социальные институты» и «медиа».

Е.И. Бялекова и И.Г. Захарова акцентируют внимание на таких характеристиках открытого образовательного пространства, как самостоятельность, взаимодействие, информация и образовательный контент. Исследовательницы указывают на то, что для эффективной познавательной деятельности в открытом образовательном пространстве необходимо «наличие у обучающихся умений ориентации в информационной образовательной среде, навыков отбора и целесообразной эксплуатации ее ресурсов», а также активная позиция по отношению к своему образованию [1]. Данное видение согласуется с нашей позицией, высказанной выше.

Безусловно, исследование подходов ученых к пониманию сущностных характеристик открытого образовательного пространства можно продолжить. однако, на наш взгляд, очевидны основные черты такого пространства, а именно:

- самоопределение личности;

- отношения;

- взаимодействие;

- информация;

- культура;

- социальные институты.

Прежде чем представить собственный взгляд на понимание сущности открытого образовательного пространства, мы хотим остановиться на некоторых перечисленных выше основных его характеристиках.

В отечественной философии, психологии и педагогике существуют разные подходы к исследованию личности, определения ее сущности. Так, философия трактует личность как «человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, что формируются в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений» [13, с. 238]. В психологии личность рассматривается как субъект социальных отношений и активной деятельности, владеющий свойствами, качествами, способностями, реализация которых способствует развитию как самой личности, так и общества [3]. Педагогика исходит из понимания личности как представителя общества, субъекта социальных отношений и сознательной деятельности, что формируется в процес-

се взаимодействия с внешним миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой [10]. Однако ученые едины в том, что важным условием развития личности является процесс ее самоопределения, формирования того образа (человека, профессионала, члена общества), к которому она стремится. Именно открытое образовательное пространство позволяется личности увидеть широкий спектр возможностей и путей по формированию собственного образа.

При этом важными аспектами становятся отношения и взаимодействие. Мы намеренно не употребляем термин коммуникация, а говорим о взаимодействии педагогическом, предполагающем понимание участниками образовательного процесса друг друга, осуществление взаимной деятельности, в процессе которой происходят взаимопознание, взаимовлияние и взаиморазвитие. Такое взаимодействие возможно только на основе отношений сотрудничества, диалога, принимаемого обучаемым наставничества, где сам наставник зачастую становится в позицию ученика, познающего новую реальность.

В этом контексте важным элементом открытого образовательного пространства является информация. в педагогическом словаре информация рассматривается как «сведения об окружающем мире, протекающих в нем процессах, которые воспринимают живые организмы, управляющие машины и другие информационные системы в процессе жизнедеятельности и работы» [7, с. 111]. С точки зрения открытого образовательного пространства, развития в нем потенциала личности нам более импонирует определение, сделанное академиком И.И. Юзвишиным, который рассматривает информацию как «новое универсальное средство для объяснения мироздания, всех процессов и явлений природы» [4]. Достаточно близким является и видение сущности информации В.А. Чистяковым, для которого информация - одна из основных составляющих мироздания, что входит в «любой продукт мыслительной деятельности, в частности знания и образы» [14].

Мы полностью согласны с В.А. Тестовым, который говорит о неготовности большей части педагогов (в том числе и педагогов системы профессионального образования) к информатизации процесса обучения, а также отсутствии сформированной педагогической наукой, несмотря на массовое использование информационно-компьютерных технологий и

КИЕ науки -

средств, научно обоснованной новой методологии системы образования [12]. Кроме того, исследования Е.И. Бялекова и И.Г. Захарова, проводимые в последние несколько лет, свидетельствуют о преимущественном выборе студентами (за исключением будущих специалистов) традиционных форм образовательного контента [1]. Все это негативно влияет на полноценную передачу личности обучаемого как устоявшихся знаний, так и последних достижений науки, техники, культуры и не способствует развитию его потенциала. Говорить при этом о формировании и эффективном функционировании открытого образовательного пространства просто невозможно. Поэтому первоочередной задачей по созданию открытого образовательного пространства становится повышение уровня информационной компетентности субъектов образовательного процесса.

Если говорить о таком значимом элементе открытого образовательного пространства, как культура, то это понятие всегда ассоциируется в нашем сознании с совершенствованием человека, достижением им определенных вершин в жизненной или профессиональной деятельности, а также с приобщением к системе высших ценностей. Культура, как пишет В. Библер, является формой современного бытия и общения людей разных (прошлых, современных и будущих) культур, форма диалога и взаимного возникновения этих культур [2]. Культура представляет собой систему социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, благодаря которым люди организуют свою жизнедеятельность. Мы не можем правильно понять общество (социальную систему), если не знаем их.

Вообще понятие культуры является базовым для многих отраслей человеческого знания, но именно в силу этой многозначности не поддается четкому определению. В педагогическом энциклопедическом словаре под редакцией Б.М. Бим-Бада культура определяется как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, воплощенных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в созданных ими материальных и духовных ценностях [8, с. 130]. В соответствии с этим определяется взаимозависимость культуры и развития общества и индивида. Однако культура как общее

ИЗВЕСТИЯ вгпу

явление воспринимается, усваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально, влияя на его становление как личности.

Ученые указывают на определяющую роль образования в процессе овладения человеком общей и профессиональной культурой. В контексте организации открытого образовательного пространства содержательный аспект образования должен иметь культурную подоплеку, быть источником знаний о природе, обществе, способах деятельности, показывать эмоциональную, волевую и ценностную природу отношения человека к окружению, другим людям, труду и обществу [7, с. 150].

Проведенное исследование свидетельствует о том, что открытое образовательное пространство есть органичный синтез образовательного, информационного и культурного пространств, в котором происходят создание, перемещение и потребление информации об образцах мировой и отечественной культуры в широком смысле этого слова, при сохранении взаимосвязи и преемственности знания, распространяемого при помощи различных социальных институтов. В соответствии с этим открытое образовательное пространство рассматривается нами как система отношений субъектов образовательного процесса, реализуемая через их взаимодействие с различными социальными институтами с целью развития потенциала личности, что предполагает освоение осознанно выбранной ею образовательной траектории, главным элементом которой является информации о культуре человечества.

Таким образом, организация и функционирование открытого образовательного пространства являются объективной реальностью, обусловленной стремительным развитием общества и непрерывным накоплением и обновлением знаний о мире и различных сферах жизнедеятельности человека. основными его чертами являются самоопределение личности, отношения, взаимодействие, информация, культура и социальные институты.

открытое образовательное пространство для достижения своих целей и задач требует развития у субъектов образовательного процесса информационной компетентности, сети социальных институтов, вовлеченных в процесс открытого образования, а также определенного регулирования со стороны государства с целью организации взаимодействия традиционных и инновационных образовательных процессов.

Список литературы

1. Белякова Е.Г., Захарова И.Г. Взаимодействие студентов вуза с образовательным контентом в условиях информационной образовательной среды // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 3. С. 77-105.

2. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры. М.: Изд-во полит. лит., 1991.

3. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.

4. Ищенко М.В. Информационное общество: подходы к определению сущности категорий // Вестн. Омс. гос. ун-та. Сер.: Экономика. 2007. № 1. С. 47-54.

5. Касторнова В.А., Дмитриев Д.А. Информационно-образовательная среда как основа образовательного пространства // Вестн. Самар. гос. техн. ун-та. Сер.: Психолого-педагогические науки. 2012. № 2(18). С. 83-90.

6. Ковалева Т.М. Открытое образование и современные тьюторские практики [Электронный ресурс]. URL: https://studfiles.net/preview/2623190/ (дата обращения: 06.07.2019).

7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М. - Ростов н/Д., 2005.

8. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебов [и др.]. М.: Больш. рос. энцикл., 2003.

9. Пронина Л.А. Открытое культурно-образовательное пространство как образовательная парадигма общества знаний [Электронный ресурс] // Аналитика культурологии. 2007. № 8. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/otkrytoe-kulturno-obrazovatel noe-prostranstvo-kak-obrazovatelnaya-paradigma-obsc hestva-znaniy (дата обращения: 06.07.2019).

10. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. Минск: Современное слово, 2001.

11. Создание и использование открытого образовательного пространства как культурной и профессиональной социализации детей, подростков и молодежи / Мироненко ю.Д. [и др.]; под ред. Т.А. Артюхиной, Н.А. Нефедовой М., 2015.

12. Тестов В.А. Переход к новой образовательной парадигме в условиях сетевого пространства // Вестн. Нижегор. ун-та им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 4(1). С. 50-56.

13. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат, 1987.

14. Чистяков В.А. Понятие «информационно-образовательные технологии» и их классификация по способу взаимодействия учащихся с информационно-компьютерными средствами // Науч. журн. Кубан. гос. аграрн. ун-та. 2014. № 97(03). С. 1-11.

15. Шляхова И.Б. Педагогическая парадигма, теория, проблемы, поиски путей решения // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). СПб.: Свое изд-во, 2015. С. 54-64.

педагогические науки

* * *

1. Belyakova E.G., Zaharova I.G. Vzaimodejstvie studentov vuza s obrazovatel'nym kontentom v uslo-viyah informacionnoj obrazovatel'noj sredy // Obra-zovanie i nauka. 2019. T. 21. № 3. S. 77-105.

2. Bibler V.S. Ot naukoucheniya - k logike kul'-tury. M.: Izd-vo polit. lit., 1991.

3. Bol'shoj psihologicheskij slovar' / sost. i obshch. red. B. Meshcheryakov, V. Zinchenko. SPb.: Prajm-EVROZNAK, 2004.

4. Ishchenko M.V. Informacionnoe obshchestvo: podhody k opredeleniyu sushchnosti kategorij // Vestn. Oms. gos. un-ta. Ser.: Ekonomika. 2007. № 1. S. 47-54.

5. Kastornova V.A., Dmitriev D.A. Informacionno-obrazovatel'naya sreda kak osnova obrazovatel'nogo prostranstva // Vestn. Samar. gos. tekhn. un-ta. Ser.: Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2012. № 2(18). S. 83-90.

6. Kovaleva T.M. Otkrytoe obrazovanie i sovre-mennye t'yutorskie praktiki [Elektronnyj resurs]. URL: https://studfiles.net/preview/2623190/ (data obrashche-niya: 06.07.2019).

7. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Slovar' po pedagogike. M. - Rostov n/D., 2005.

8. Pedagogicheskij enciklopedicheskij slovar' / gl. red. B.M. Bim-Bad; redkol.: M.M. Bezrukih, V.A. Bo-lotov, L.S. Glebov [i dr.]. M.: Bol'sh. ros. encikl.,2003.

9. Pronina L.A. Otkrytoe kul'turno-obrazova-tel'noe prostranstvo kak obrazovatel'naya paradigma obshchestva znanij [Elektronnyj resurs] // Analitika kul'turologii. 2007. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/otkrytoe-kulturno-obrazovatelnoe-prostranst vo-kak-obrazovatelnaya-paradigma-obschestva-znaniy (data obrashcheniya: 06.07.2019).

10. Sovremennyj slovar' po pedagogike / sost. E.S. Rapacevich. Minsk: Sovremennoe slovo, 2001.

11. Sozdanie i ispol'zovanie otkrytogo obrazo-vatel'nogo prostranstva kak kul'turnoj i professional'-noj socializacii detej, podrostkov i molodezhi / Miro-nenko Yu.D. [i dr.]; pod red. T.A. Artyuhinoj, N.A. Ne-fedovoj M., 2015.

12. Testov V.A. Perekhod k novoj obrazovatel'noj paradigme v usloviyah setevogo prostranstva // Vestn. Nizhegor. un-ta im. N.I. Lobachevskogo. 2012. № 4(1). S. 50-56.

13. Filosofskij slovar' / pod red. I.T. Frolova. 5-e izd. M.: Politizdat, 1987.

14. Chistyakov V.A. Ponyatie «informacionno-obrazovatel'nye tekhnologii i ih klassifikaciya po spo-sobu vzaimodejstviya uchashchihsya s informacion-no-komp'yuternymi sredstvami // Nauch. zhurn. Kuban. gos. agrarn. un-ta. 2014. № 97(03). S. 1-11.

15. Shlyahova I.B. Pedagogicheskaya paradigma, teoriya, problemy, poiski putej resheniya // Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy VII Mezhdunar. nauch. konf. (g. Sankt-Peterburg, iyul' 2015 g.). SPb.: Svoe izd-vo, 2015. S. 54-64.

O Ky^epaBemo B.H., 2019

Open educational space: definition and essential characteristics

The article deals with the researchers' approaches to the essence of the open educational space as one of the directions of the modernization of modern education in the context of the rapid development of society, science and culture. There are revealed and defined the essential characteristics of the open educational space. There is suggested the author's definition of the studied phenomenon.

Key words: open education, open educational space, information, culture, personal self-determination, social institutions.

(Статья поступила в редакцию 28.08.2019)

в.и. кучерявенко

(Тирасполь)

психология как наука И практика: РЕАЛИИ, пРОБЛЕмы и перспективы развития в приднестровской молдавской республике*

Приводится анализ проблем развития и состояния психологии как науки и практики в Приднестровье, обосновывается необходимость создания экспертного совета по психологии как инструмента решения научно-прикладных задач, указывается на общий контекст научно-психологических задач, решаемых в Приднестровье с Российской Федерацией.

Ключевые слова: экспертный совет, проблемы развития психологии, практическая психология, экспертно-аналитическое обеспечение, нормативно-правовая база, стандарты психологов.

Современный этап развития отечественной психологической науки характеризуется тем, что психологические знания и методические рекомендации все чаще использу-

* Статья публикуется в рамках 1-го Международного психолого-педагогического форума Юга России «Воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Юга России».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.