Научная статья на тему 'Современное образование: некоторые размышления о состоянии и тенденциях развития'

Современное образование: некоторые размышления о состоянии и тенденциях развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1512
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГЕШТАЛЬТОБРАЗОВАНИЕ / СИНЕРГЕТИКА В ОБРАЗОВАНИИ / CONTINUING EDUCATION / ADVANCED EDUCATION / OPEN EDUCATION / GESTALT EDUCATION / SYNERGY IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пронина Л. А.

Анализируются образовательные концепции непрерывного образования, опережающего образования и открытого образования, обосновывается концепция гештальтобразования и на основе синергетического подхода построена его модель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN EDUCATION: SOME THOUGHTS ABOUT CONDITION AND TENDENCIES OF DEVELOPMENT

The educational concepts of continuing education, advanced education and open education are analyzed. The concept of Gestalt education is proved. The Gestalt education model on the basis of synergetic approach is formed

Текст научной работы на тему «Современное образование: некоторые размышления о состоянии и тенденциях развития»

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О СОСТОЯНИИ И ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ

Л. А. ПРОНИНА

Анализируются образовательные концепции - непрерывного образования, опережающего образования и открытого образования, обосновывается концепция гештальтобразова-ния и на основе синергетического подхода построена его модель.

Ключевые слова: непрерывное образование, опережающее образование, открытое образование, гештальтобразование, синергетика в образовании

Для понимания реального состояния образования и его тенденций мы выделили ряд образовательных концепций, которые, на наш взгляд, определяют пути его развития в XXI в.

Во-первых, в последние годы во многих странах получает распространение идея непрерывного образования. Перед образованием ставится задача превращения в такой социальный институт, который будет способен предоставлять разнообразные образовательные услуги и продукты, позволяющие учиться непрерывно, что дает широким массам людей возможность получения послевузовского и дополнительного образования. В качестве путей решения предлагается диверсифицировать структуру образовательных программ, дав возможность каждому построить собственную образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям и потребностям. Особенность непрерывного образования можно определить как возможность развития способности учащегося создавать и извлекать знания из получаемой информации, фундаментализацию образования и развитие творческих способностей личности. Обучающиеся учатся использовать не только готовые знания, но и создавать новые.

Следует отметить также проект ЮНЕСКО «Образование для XXI века», который в своей основе использовал идеи непрерывного образования. В проекте выдвинуты четыре тезиса: научиться жить вместе; научиться приобретать знания; научиться работать; научиться жить. ЮНЕСКО выдвинуло следующий тезис: «Образование для всех, образование через всю жизнь, образование без границ».

В условиях информатизации общества образование должно иметь опережающий характер,

что связано с несколькими причинами. Во-первых, следует отметить интеграцию образования и фундаментальной науки. Во-вторых, сегодня наука формирует новую мировоззренческую парадигму, в основе которой ноосферное сознание, системно-деятельностное и системно-информационное мировоззрение, а учение о ноосфере получает все большее распространение.

Идея опережающего образования и его роль в грядущей информационной цивилизации разрабатывается с 90-х гг. XX столетия. Нам близка модель А. Д. Урсула [10; 12]. Взаимосвязь устойчивого развития и образования положена в основу интегративной и в перспективе системной модели опережающего образования или ноосферной модели образования. Данная концепция предполагает устойчивое развитие общества, где предусматривается переход к такому развитию, которое ориентируется на трансформацию всех сфер жизнедеятельности человека и человечества и, в частности, любого направления и сферы деятельности. Относительно образования это означает, что должна быть создана такая модель образовательной системы, которая могла бы адаптировать ее к новым условиям цивилизационного развития. В этом случае образование должно представлять собой управляемую опережающую систему, которая предвидела бы и удовлетворяла потребности формирующегося общества.

В данных утверждениях очевидна связь опережающего образования с принципами развивающегося образования. «Само опережающее образование должно быть саморазвивающейся системой и одним из основных механизмов формирования ноосферной цивилизации на пути устойчивого развития» [11]. Таким образом, опережающее образование - важная составная часть

той образовательной системы, которая уже получила наименование ноосферное образование. Развитие данной концепции позволит, на наш взгляд, системе образования развиваться с большей ориентацией на образовательные потребности общества, использование мониторинга и прогнозирования окажет влияние на состав и содержание образовательных продуктов и услуг, сделает их более адекватными региональным, национальным и т. п. особенностям и потребностям. Ноосферное образование - это явно пробуждающее учение.

Наконец, третья концепция, которую мы посчитали необходимо выделить, - это открытое образование. Бурное развитие сети телекоммуникаций привело к возникновению и развитию дистанционного образования. В мире происходят глубинные объективные процессы формирования открытого образовательного пространства. В качестве яркого примера можно привести создание специализированных открытых университетов (например, Британский открытый университет, Каталонский открытый университет и др.). За последние годы многие страны значительно продвинулись в создании системы открытого образования, которая функционирует на следующих принципах: децентрализации; демократизации;

глобализации; регионализации; непрерывности; интеграции. Данные принципы успешно «вписываются» в синергетическую модель образования, так как отражают различные варианты «жизни» образовательной системы. Открытое образование в России - это уже реальность. «Открытое образование - это незамкнутая, самоорганизующая система, а само образование есть процесс развития свободных, самоактуализирующихся личностей. Философия открытого образования должна побуждать в ученике осознание себя полноправным субъектом образовательного процесса. Учащийся должен получить возможность свободного исследования в образовательной среде, где есть необходимые инструменты и материалы, есть и педагог, и ко всему этому есть открытый доступ» [9]. Модель открытого образования можно представить в виде познавательной среды, ориентированной на человека, способного к самоорганизации и развитию способностей на основе приобретения знаний и овладения методологией их использования в повседневной жизни и профессиональной деятельности с целью наиболее полной самореализации в условиях формирования и функционирования информационного общества.

В конце 80-х, в начале 90-х гг. XX столетия появляются фундаментальные работы по философии образования Б. С. Гершунского, А. П. Ершо-

ва, К. К. Колина, А. И. Ракитова, В. Н. Филиппова, В. А. Штоффа [2; 6-8]. Ключевыми идеями новой философии образования являются следующие: формирование у людей нового научного миропонимания и ноосферного мировоззрения; ориентация на инновационный тип развития общества на основе эффективного использования научных знаний и новых «прорывных» информационных технологий; принципиальная ориентация системы образования на будущее. Анализ основных идей и направлений модернизации системы образования позволяет сделать следующий вывод: во всех звеньях образовательных систем повышенное внимание уделяется проблемам создания и использования информации, информационных и информациологических ресурсов, которые выступают как стратегический ресурс развития образования, компонентов образовательной среды. Практически образовательную деятельность можно определить как культурно-иннова-ционно-информационную деятельность. На наш взгляд, все существующие образовательные концепции имеют ярко выраженную информационную основу. Поэтому образование XXI в. мы определяем как гештальобразование.

В данном случае процедура обучения, способ связи субъектов образовательного процесса мы рассматриваем как нелинейную ситуацию открытого диалога, прямой и обратной связи, солидари-стического образовательного продвижения, попадания (в результате разрешения проблемных ситуаций) в один самосогласованный темпомир. По мнению Е. Н. Князевой, гештальтобразование -это стимулирующее или пробуждающее образование, открытие себя или сотрудничество с самим собой и другими людьми [3-5]. Ее работы мы использовали и при разработке модели гештальтоб-разования.

Гештальтобразование - это передача целостных блоков информации, качественная смена схем-паттернов мышления, перестройка самой конфигурации ситуации обучения. Попытаемся пояснить, почему современное образование мы определяем как гештальтобразование. Благодаря синергетической парадигме можно сформулировать методологические принципы развития системы образования где, на наш взгляд, базовый параметр - открытость. Применительно к геш-тальтобразованию мы выделяем такие критерии, как неравновесность, нелинейность, ибо оно достаточно чувствительно к внешним воздействиям -потокам информации извне. Постоянный приток новой информации, новых знаний является причиной развития неустойчивости с соответствую-

щими периодами стабилизации, реформирования. В тоже время гештальтобразование, как система, достаточно консервативно, отличается многообразием, избыточностью элементов, поэтому можно наблюдать периоды относительной устойчивости (например, реализация конкретных методик, образовательных программ, подходов и т. п.). Благодаря этим качествам, гештальтобразование отличается адаптивностью, динамикой и развитием. Для сложноорганизованных систем открытого типа (к ним мы относим и гештальтобразование) характерна постоянная изменчивость и стохас-тичность. Гештальтобразование мы отнесли к такой системе, так как данные характеристики отражают его суть. Постоянное взаимодействие с изменчивым культурно-информационно-образовательным пространством стимулирует переменчивость в гештальтобразовании.

Смыслом педагогики постиндустриальной культуры стала подготовка человека к жизни в быстро меняющемся мире, к самообразованию и саморазвитию «через всю жизнь» адекватно динамике культуры. В связи с этим образовательную модель современности можно определить как креативную, принимая во внимание один из принципиальных признаков данной культуры -творчество, как индивидуальную и социальную ценность и производственный ресурс. Следовательно, происходит процесс вызревания новой образовательной модели (гештальтобразования) в рамках актуальной культуры в силу наличия в ней потенциала саморазвития. Гештальтобразо-вание, как открытая система, содержит подсистемы, которые постоянно флуктуируют, причем отдельная флуктуация или комбинация флуктуаций может стать (в результате положительной обратной связи) настолько сильной, что существовавшая прежде организация не выдерживает и разрушается. Начало XXI в. отличается небывалой образовательной мобильностью, все шире распространятся диверсификация образования, внедряются новые образовательные стандарты, одновременно изменяется подготовка по традиционным направлениям и т. д. Гештальтобразование достаточно четко структурируется по различным основаниям: например, учитель - ученик - процессы обучения и воспитания - среда - образованность или диверсификация по уровням и типам образовательных учреждений [1] и т. д. Каждая подсистема ведет себя по-разному в периоды обострения или стабилизации. В переломный момент, обозначаемый как точка бифуркации, принципиально невозможно предсказать, в каком направлении будет происходить дальнейшее разви-

тие: станет ли состояние гештальтобразования, как системы, еще более хаотическим, или оно перейдет на новый, более высокий уровень упорядоченности, или организации, который можно назвать диссипативной структурой. Именно данные тенденции в развитии образования привели к кризису образовательных систем во многих странах. Лаг и запаздывание в образовании можно классифицировать как флуктуацию или комбинацию флуктуаций. Культурный контекст гештальтобра-зования предполагает освоение культурных универсалий, системы «языков» культуры, выявление доминирующих идей и ценностей, которые являются стимулами развития познания в определенном направлении. Это позволяет сформировать проблемное поле наук и определить целевую направленность и смысловые акценты в эпоху знаний, связывать его с информационным типом цивилизации. Человек является сердцевиной культуры, а «посредником» и «потребителем» культуры является сфера образования и воспитания. Становление и развитие человека с развитыми культурными потребностями и способностями -это цель культуры и цель гештальтобразования. Когда цели совпадают, гештальтобразование переходит на более высокий уровень, а если нет, то начинает развиваться хаотически.

Гештальобразование мы классифицируем как диссипативную структуру, так как оно отличается когерентностью (ведет себя как единое целое и легко структурируется, где каждый компонент связан с другим и зависит от информационного состояния системы в целом). Происходящие в образовательной системе флуктуации могут усиливаться, и гештальтобразование эволюционирует в направлении «спонтанной» самоорганизации. Поэтому, несмотря на различные обстоятельства, образование остается стабильным институтом в обществе. Синергетика свидетельствует о том, что хаос является конструктивным механизмом самоорганизации гештальтобразования, так как рождение нового связано с нарушением привычной системы упорядоченности, с переструктури-рованием и достраиванием за счет элементов культурно-информационно-образовательной среды, с выходом за пределы исходной системы. Важная особенность гештальтобразования, как диссипативной структуры, состоит в том, что оно способно «запоминать» начальные условия своего формирования и, проходя через точки бифуркации, «выбирает» одно из нескольких возможных направлений дальнейшей эволюции. Неравновес-ность, как исходное состояние гештальтобразова-ния, представляет собой источник ее самодвиже-

ния. Гештальтобразование является средством освоения мира, поэтому может и должно обеспечить интеграцию различных способов освоения этого мира, увеличить творческий потенциал человека для свободных и осмысленных действий, целостного и открытого восприятия и осознания его. Современные образовательные технологии позволяют реализовать данную установку (например, мультимедийные образовательные технологии).

Гештальтобразование отражает тезаурус человеческого бытия, а его результативность заключается в том, что оно переводит человека из обыденного пространства реальных предметов в совершенно иное культурно-информационнообразовательное пространство, где каждый имеет дело с сотворчеством, сопониманием, соосмысле-нием и т. п. Ведь гештальтобразование приводит к перестройке конфигурации ситуации обучения. Гештальтобразование имеет дело с явлениями культурно-информационно-образовательного пространства, где обучение, обращенное к неизвестному будущему, предполагает изменение типа коммуникаций между поколениями, между обучающими и обучаемыми.

При рассмотрении процесса гештальтобразо-вания как открытого, творческого, в который включены разные составляющие (передача знаний, умений, навыков, схем-паттернов мышления, формирование отношения человека к миру, обретение смыслов, самовыражение, творчество и т. п.) обучение и воспитание предстают как единое целое, которое в принципе разделить невозможно. Реализация данных положений зависит от единства культурного, информационного и образовательного процессов.

Следовательно, синергетической парадигме соответствует следующая модель образования, которая предполагает: открытость будущему; интеграцию всех способов освоения человеком мира; развитие и включение в процессы образования синергетических представлений об открытости мира, целостности и взаимосвязанности человека, природы и общества; обращение к мировоззренческим и смысловым моделям; использование различных информационных систем, которые сегодня играют не меньшую роль в образовании, чем непосредственный учебный процесс; личностную направленность процесса обучения; развитие культуры коммуникации; психологическую установку обучающегося на сверхзадачу, в связи с этим образование находится в процессе постоянного поиска и изменения, формируя новые ориентиры и цели; изменение роли преподавателя (переход к совместным действиям в новых, небы-

валых ситуациях в открытом, изменяющемся, необратимом мире) [13].

На наш взгляд, современная модель гешталь-тобразования может быть следующая. Мы опираемся на методологию синергетики и считаем, что гештальтобразование - это сложная, открытая, неравновесная, нелинейная система. Если рассматривать гештальтобразование как сложную систему, то в качестве компонентов мы выделяем: субъекты - педагог, учащиеся и культурная среда; объект - учащиеся и соответствующие методики; процессы - обучение и воспитание; средства -каналы продвижения (система образовательных учреждений), методики, информационные технологии; результат - образованность, профессиональная культура, информационная культура, культура.

Безусловно, гештальтобразование - открытая система, так как активно взаимодействует с культурно-информационно-образовательным пространством, воспринимает и интерпретирует в своих изменениях процессы, происходящие в обществе. Причем, на наш взгляд, гештальтобразование, прежде всего, осваивает ядро культурно-информационно-образовательного пространства. Система гештальтобразования и пространство становятся взаимосвязанными, коэволюционирующими системами. Для обеспечения этой взаимосвязи гештальтобразование должно моделировать процессы, происходящие в культурно-информационно-образовательном пространстве. Ярким примером является развитие виртуальной части пространства и появление нового направления в образовании - дистанционного или виртуального образования. Освоив такую модель, учащийся сможет проецировать систему универсальных законов на актуальные состояния общества, обнаруживать спектр его возможных состояний, т. е. прогнозировать будущее, благодаря чему появляется реальная возможность предварить изменения в обществе готовностью к своим собственным изменениям. Развивающееся Интернет-образова-ние должно следовать основным принципам культурологии образования, отражающим фундаментальные свойства культуры и образования в их взаимосвязи. Такое образование должно обеспечивать систему культурных функций, выражающих суть интернет-культуры, ее содержание и основные компоненты, реализуя принцип культуросообразности. Открытость гештальтоб-разования создает многообразие интересов, обращенных к нему со стороны общества и многообразие форм учебной деятельности, обеспечивающей формирование личности педагога и уче-

ника, соответствующей не только сложившемуся культурному многообразию, но и возможному многообразию будущего. Открытость делает геш-тальтобразование способным воспринимать инновационные тенденции извне, со стороны изменившегося общества, встречать это воздействие внутренними потребностями и возможностями изменить формы преподавания учебных дисциплин и управления образовательным процессом.

Гештальтобразование - это неравновесная система, что связано с постоянным появлением новшеств и инноваций, но и сохранением традиций, что является причиной внутреннего многообразия. Наличие многообразных и взаимоисключающих тенденций в системе делают ее чувствительной к воздействиям социума, способной к эволюционным изменениям.

Наконец, гештальтобразование - нелинейная система, так как во всех формах взаимосвязи сохраняет свою специфику, относительную обособленность и единство. Поэтому реакция гешталь-тобразования на изменения в обществе не является однозначно детерминированной. Так, гешталь-тобразование не просто отражает изменения в обществе, а производит определенную их селекцию (на основе информационного анализа и синтеза). Поскольку гештальтобразование обеспечивает будущее, ее изменения отражают в первую очередь потенциальные состояния общества (чему, на наш взгляд, способствует расширение спектра информационных специальностей). Многообразие потенциальных состояний выражает неопределенность будущего, благодаря чему система гештальтобразования имеет несколько вариантов своего изменения и открыта не только настоящему, но и будущему. Сегодня мы наблюдаем реализацию различных образовательных концепций (но построенных на едином базисе), о которых говорилось выше.

Критерием эволюции гештальтобразования можно считать устойчивость. Безусловно, в данном случае этот критерий является «человекомерным». Он связан с увеличением меры свободы, самоопределения личности в культуре, что обеспечивается системой гештальтобразования.

Дальнейшая информатизация гештальтобра-зования сопровождается преобразованием профессиональных характеристик и созданием новых областей деятельности. Самый большой спрос возникает на специалистов междисциплинарного профиля, которые интегрируют в себе знания, умения и навыки в области технических, прежде всего, компьютерных и гуманитарных, управленческих технологий. На стыках технологий рож-

даются новые профессии, рынки труда буквально «взрываются», появляются новые специальности, по которым еще не создано новых программ и нет соответствующих средств обучения. Новые технологии диктуют новые типы профессий и специалистов нового уровня, способных к работе в команде, коммуникабельных, надежных, умеющих связать знания экономики с техническими навыками и творческим талантом. Информатизация привела к появлению профессий и должностей, которых раньше не было: это менеджер по управлению информацией и знаниями, медиадизайнер, ведущий Интернет-видеоконференций в режиме он-лайн; оформители и художники - специалисты по компьютерной графике, редакторы сети и т. д.; техники и администраторы сети, web-дизайнер, web-мастер, консультанты и продавцы-консультанты по электронной обработке данных, информационные брокеры и т. д. В связи с этим возникает проблема подготовки специалистов и повышении их квалификации, ведь в этом случае необходимы не только технические знания. Инновационность современных стратегий гештальтоб-разования опирается на информатизацию. Это обусловлено модификацией информационной культуры в новых условиях информационного развития общества и информатизацией профессиональной структуры общества. Стратегическое направление информатизации гештальтобразования - формирование и развитие информационной культуры как осознания и принятия разнообразия информационных феноменов, выработки информационного поведения в условиях информационного общества, понимание того, что неприятие информационного «диктата», информационных приоритетов развития вызовет сложности социализации, профессиональной и личностной реализации.

На выходе современное гештальтобразование должно иметь Человека культуры - свободную личность, способную к самоопределению в современном мире (результат образования). Тогда главная задача гештальтобразования - создание пространства свободного саморазвития личности и ее обучение пользоваться свободой как благом. Роль гештальтобразования состоит в том, чтобы стимулировать желание и волю к нравственному самосовершенствованию. Жизнеспособность личности в современных условиях складывается их двух блоков: усвоенных алгоритмов поведения и готовности к их преобразованию, то есть к творчеству. Человек культуры - личность творческая, вариативно мыслящая, постоянно сомневающаяся, с развитым чувством нового, стремлением к созиданию. Поэтому, на наш взгляд, гештальтобразование наибо-

лее перспективно и продуктивно как образовательная модель.

В условиях усиливающейся информатизации мы выделяем следующие аспекты значения геш-тальтобразования, которая предстает как гуманитарная модель действительности, средство эффективной социализации, путь самореализации и развития личности. В этой связи гештальтобразова-ние выступает как социокультурная система, обеспечивающая преемственность культурных норм, духовных ценностей, нравственных идеалов. На современном этапе можно выделить следующие гуманитарные функции гештальтобразо-вания: развитие духовных сил и способностей, позволяющих человеку жить в обществе; формирование эмоционально-ценностных установок при адаптации к социальным условиям, а также природным явлениям; обеспечение возможностей для духовного, профессионального развития и для осуществления самореализации; овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, творческой индивидуальности и личной автономии.

Исходя из цели и выполняемых функций, можно рассматривать содержание гештальтобра-зования как культуросообразную модель жизнедеятельности. В составе содержания гештальтоб-разования целесообразно выделить ряд компонентов. Во-первых, когнитивно-информационный компонент (знания) - совокупность фактических знаний, информационная база образовательного процесса. В результате мы имеем опыт учебной деятельности в форме умений и навыков. При усвоении этого опыта формируются информационные умения и навыки, функции которых состоят в воспроизведении и сохранении накопленных культурных достижений. Благодаря этому обеспечивается репродуктивная деятельность общества. В данном случае мы имеем дело с когнитивноинформационным потенциалом общества и тезаурусом отдельной личности. Во-вторых, можно выделить опыт осуществления эмоциональноценностных отношений (в форме ценностных ориентаций), т. е. способность оценивать любые события, высказывания, поведение, осмысленно выходить из ситуации, требующей нравственного выбора, предвидение последствий собственной деятельности. В результате формируются и развиваются толерантность, умение видеть рациональное в разных позициях, не противопоставлять себя окружающим, понимать пределы собственной компетентности, способность к самоограничению, контроль негативных эмоций, способность занять самостоятельную позицию по отношению

к внешним условиям и т. д. В данном случае мы имеем дело с мировоззрением (в том числе и с информационным) и мироощущением. В-третьих, мы выделяем креативность - перенос знаний в другую межпредметную ситуацию, определение новых свойств в уже изученных ранее явлениях с помощью других методов исследования, а также путем обобщения, преобразования, трансляции материала из одной формы выражения в другую, применение адекватных знаковых систем. Развитие креативности во многом зависит от уровня информационной культуры. Обозначенные компоненты образуют структуру содержания геш-тальтобразования, полное и органичное освоение которого позволяет сформировать у учащихся способности осуществлять сложные культуросообразные виды деятельности. Гештальобразование принципиально «работает» на будущее, предопределяя личностные качества каждого человека, его знания, умения, навыки, мировоззренческие и поведенческие приоритеты. Именно от такого образования зависит экономический, нравственный, духовный потенциал общества, цивилизации. Глобальный кризис и выделенные глобальные проблемы можно рассматривать как вызов сфере образования. Так, процесс модернизации российского образования может стать более успешным, если будет осуществляться в соответствии с эволюционными закономерностями, выявленными с позиций культурогенеза. Сегодня гештальтобра-зование выступает как фактор социальной дифференциации и мобильности. Впервые человек получил высокоэффективное и доступное средство для усиления своего интеллекта и творческих способностей. Гештальобразование - ценность и терминальная, и инструментальная, так как это уникальная технология достижения целей. Геш-тальтобразование - это способ передачи человеку культурного наследия, совокупность культурных составляющих, которые имеет личность для своего дальнейшего становления и развития в качестве субъекта деятельности, приумножающего культурный потенциал цивилизации, способ становления человека в культуре, это социокультурная система, обеспечивающая преемственность культурных норм, духовных ценностей, нравственных идеалов.

Литература

1. Байденко В. И. Диверсификация образования как объект образовательно-философской рефлексии: постановка проблемы // Квалиметрия человека и образования: методология и практика. Национальная система оценки качества образования в России. М., 1996. С. 12-16.

2. Гершунский Б. С. Готово ли современное образование ответить на вызовы XXI века? // Педагогика. М., 2001. № 10. С. 3-12.

3. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Антропийный принцип в синергетике // Вопр. философии. 1997. № 3. С. 62-79.

4. Князева Е. Н. От открытия к инновации: синергетический взгляд на судьбы научных открытий // Эволюция, культура, познание. М., 1996. С. 76-92.

5. Князева Е. Н. Саморефлективная синергетика // Вопр. философии. М., 2001. № 10. С. 99-113.

6. Колин К. Глобальные проблемы информатизации общества: информационное неравенство // Alma mater. 2000. № 6. С. 27-30.

7. Колин К. Контуры информационной цивилизации // Библиотековедение. 2001. № 7. С. 36-51.

8. Колин К. К. Опережающее образование и проблемы информатики // Международ. сотрудничество. 1996. № 2. С. 20-21.

9. Основы открытого образования. Т. 1 /отв. ред. В. И. Солдаткин. М., 2002. С. 85.

10. Урсул А. Д. Модель опережающего образования: ноосферно-экологический ракурс // Философия экологич. образования. М., 2001. С. 49.

11. Урсул А. Д. Переход России к устойчивому развитию. Ноосферная стратегия. М., 1998. С. 5.

12. Урсул А. Д. Становление информационного общества и модель опережающего образования // НТИ. Сер. 1. 1997. № 2. С. 1-11.

13. Шевелева С. С. Открытая модель образования (синергетический подход). М., 1997. С. 43-46.

* * *

MODERN EDUCATION: SOME THOUGHTS ABOUT CONDITION AND TENDENCIES OF DEVELOPMENT

L. A. Pronina

The educational concepts of continuing education, advanced education and open education are analyzed. The concept of Gestalt education is proved. The Gestalt education model on the basis of synergetic approach is formed.

Key words: continuing education, advanced education, open education, gestalt education, synergy in education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.