Научная статья на тему 'Развитие образования в открытом социокультурном пространстве региона как стратегический приоритет федерального университета'

Развитие образования в открытом социокультурном пространстве региона как стратегический приоритет федерального университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ОБРАЗОВАНИИ / PEDAGOGIC EDUCATION / OPEN EDUCATION / INNOVATION EDUCATIONAL WORK / SOCIAL PARTNERSHIP IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаповалов Валерий Кириллович, Игропуло Ирина Федоровна

Представлена совокупность приоритетных направлений деятельности федерального университета по развитию образования в открытом социокультурном пространстве Северо-Кавказского региона. Подчеркивается необходимость социального партнерства основных субъектов образовательных процессов на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаповалов Валерий Кириллович, Игропуло Ирина Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is represented the combination of the priority areas of work at a federal university in education in the open sociocultural space of the North Caucasus region. There is emphasized the necessity of social partnership of the main subjects of educational processes at the regional level.

Текст научной работы на тему «Развитие образования в открытом социокультурном пространстве региона как стратегический приоритет федерального университета»

известия вгпу. педагогические науки

and Internationalization // New Zealand National Commission for UNESCO Ethics of Knowledge Production Conference Otago University, Dunedin, New Zealand. 2006. [Electronic resource]. URL : https://researchbank.rmit.edu.aU/eserv/rmit:3848/ n2006005140.pdf (Accessed 3.02.2015).

10. Criteria for accrediting engineering programs [Electronic resource] // ABET. 2013. URL:http://www. abet.org/uploadedFiles/Accreditation/ Accreditation_ Step_by_Step/Accreditation_Documents/Current/ 2014_-_2015/E001%2014-15%20EAC%20Criteria% 203-13-14%282%29.pdf (Accessed 3.02.2015).

11. Our Code of Ethics [Electronic resource] // Engineers Australia. 2010. URL : http://www. engineersaustralia.org.au//sites/default/files/shado/ About%20Us/ Overview/Governance/codeofethics 2010.pdf (Accessed 3.02.2015).

12. Finelli C. J., Holsapple M. A., Ra E., Bielby R. M., Burt B. A., Carpenter D. D., Harding T. S. and Sutkus J. A. An Assessment of Engineering Students' Curricular and Co-Curricular Experiences and Their Ethical Development // Journal of Engineering Education. 2012. No.101. P. 469-494.

13. Fleischmann S. Embedding ethics into an engineering curriculum // Science and Engineering Ethics. 2004. No. 10(2). P. 369-381.

14. Harris C. E., Davis M., Pritchard M. S. and Rabins M. J. Engineering Ethics: What? Why? How? And When? // Journal of Engineering Education. 1996. No. 85. PP. 93-96. doi: 10.1002/j.2168-9830.1996. tb00216.x

15. Code of Ethics for Civil Engineers [Electronic resource]. // Japan Society of Civil Engineers. 1999. URL:http://www.jsce-int.org/about/p_engineer(Acces-sed 3.02.2015).

16. Martin M. W., Schinzinger R. Ethics in engineering. Boston: McGrawHill. 2005.

17. NSPE Code of Ethics for Engineers [Electronic resource] // National Society of Professional Engineers. URL : http://www.nspe.org/resources/ethics/code-ethics (Accessed 3.02.2015).

18. Ocone R. Engineering ethics and accreditation // Education for Chemical Engineers. 2013. No. 8(3). P. e113-e118.

19. Sugihard K. How to start engineering ethics education in Japan: from a new commer's point of view // International conference on engineering education. 2002. Manchester, UK. [Electronic resource]. URL : http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/downloa d?doi=10.1.1.12.3306&rep=rep1&type=pdf (Accessed 3.02.2015).

20. Vesilind, P. A. Using Academic Integrity to Teach Engineering Ethics. Journal of Engineering Education. 1996. No. 85. P. 41-44. doi: 10.1002/ j.2168-9830.1996.tb00206.x

Professional and moral education of students at an engineering and technical higher school in Russia and abroad

There are considered the issues of ethos development of future engineers in the course of training at a higher school by the example of technical education in some countries of the world. There are highlighted the existing engineering ethic codes which provide a useful framework for engineering ethics education.

Key words: professional engineering ethics, professional values of engineering activity.

В.к. шаповалов, и.ф. игропуло

(ставрополь)

развитие образования в открытом социокультурном пространстве региона как стратегический приоритет федерального университета

Представлена совокупность приоритетных направлений деятельности федерального университета по развитию образования в открытом социокультурном пространстве СевероКавказского региона. Подчеркивается необходимость социального партнерства основных субъектов образовательных процессов на региональном уровне.

Ключевые слова: педагогическое образование, открытое образование, инновационная образовательная деятельность, социальное партнерство в образовании.

В программе развития Северо-Кавказского федерального университета подчеркивается, что его стратегической целью является формирование человеческого и интеллектуального капитала, способного обеспечить конкурентное социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа. Результатом развития университета станет появление на Северном Кавказе конкуренто-

© Шаповалов В.К., Игропуло И.Ф., 2015

способного на образовательном рынке ведущего университета, работающего на принципе единства научных, образовательных, экономических и социальных процессов. С учетом необходимости более интенсивного использования в решении задач развития образования всех возможностей открытого социокультурного пространства в СКФУ создан институт образования и социальных наук. В настоящей статье мы остановимся на некоторых наиболее приоритетных направлениях деятельности по достижению указанной стратегической цели университета.

В условиях динамичного развития образования как стратегического ресурса системной трансформации экономической, политической и социокультурной сфер российского общества особую миссию выполняет педагогическое образование. Разрабатывая ведущие концептуальные идеи развития института образования и социальных наук, мы исходили из того, что педагогическое образование Северо-Кавказского федерального округа в целом и входящих в его структуру субъектов РФ - это часть общенациональной образовательной системы, бережно сохраняющей и развивающей интеллектуальное, историко-культурное, этническое, природно-географическое наследие регионов. Педагогическое образование предполагает межнациональную, межэтническую солидарность, уважение к национальным традициям и культуре, всемерное поощрение этнокультурных образовательных инициатив при сохранении целостности общероссийского образовательного пространства.

Сложившиеся структурно-содержательные и процессуально-технологические компоненты педагогического образования не в полной мере соответствуют возросшим социокультурным запросам общества к качеству подготовки педагогов в условиях ценностно-смысловой трансформации образования [2]. На новом этапе цивилизационного развития педагогическое образование призвано выступить в качестве реального преобразующего социокультурного механизма и обрести статус доминантной социокультурной системы, направленной на овладение будущими педагогами новыми социокультурными, образовательными, профессионально-педагогическими компетенциями.

Анализ изменяющихся требований к открытому образованию в условиях социокультурных трансформаций позволил сформулировать миссию института образования и соци-

альных наук как формирование новой образовательной элиты, представители которой способны стать лидерами опережающих инновационных преобразований в системе непрерывного образования Северо-кавказского федерального округа в целом и его отдельных регионов.

Стратегическая цель развития института образования и социальных наук - формирование открытой, гибкой, способной к устойчивому инновационному развитию системы профессионально-педагогического образования, ориентированной на достижение высоких результатов, соответствующих мировым стандартам; создание механизмов непрерывного повышения качества и конкурентоспособности педагогического образования, соответствующих потребностям общества и экономики знаний.

Для достижения стратегической цели институт призван задавать образцы и стандарты новых компетенций и установок, которыми должны обладать выпускники вуза, чтобы отвечать требованиям перспективных сегментов рынка знаний и технологий. Ведущим условием достижения стратегических целей развития института является концептуальное единство образовательной, научной и инновационной деятельности.

Ведущие задачи в области образовательной деятельности:

- обеспечение фундаментальности предметной и психолого-педагогической подготовки будущих педагогов к работе в условиях вариативной динамичной образовательной среды с ориентацией на ценности процесса личностного и профессионального развития всех субъектов образовательного процесса;

- обеспечение содержательного и структурно-функционального единства образовательного процесса на основе проблемно-содержательной взаимосвязи психолого-педагогических, социогуманитарных и культурологических дисциплин;

- институционализация образцов и стандартов новых компетенций педагогов, отвечающих требованиям растущих сегментов рынка знаний и технологий (продюсирова-ние онлайн-курсов, геймификация образования, тьюторское сопровождение, виртуализация предметных сред, коучинг и фасилитация в образовании, проектный и инновационный менеджмент в образовании и др.);

- гибкое сочетание обязательных базовых курсов и дополнительных дисциплин по выбору с широким спектром специа-

лизированных учебных предметов психолого-педагогического и гуманитарно-культурологического профилей, многообразие алгоритмов обучения в соответствии с индивидуальными возможностями студентов, свободный выбор объема, темпов и форм образования [1].

Ключевой задачей в области образовательной деятельности является развитие системы непрерывного образования, создание эффективной системы стимулов и условий (инфраструктуры) для постоянной переподготовки и повышения квалификации всех категорий работников образования, что позволяет интегрировать прохождение переподготовки и повышения квалификации в их жизненные и карьерные траектории.

В рамках развития системы послевузовского профессионального образования разрабатывается опережающая система поддержки образовательных программ обучения взрослых, в том числе в области повышения квалификации специалистов различных отраслей экономики и социальной сферы и их подготовки по смежным специальностям, а также экономике, праву, иностранным языкам, компьютерным технологиям, инжинирингу, психологии и другим современным областям знания. Особое внимание обращается на совершенствование переподготовки населения в связи с реструктуризацией производственных систем и угрозой безработицы, а также реализации образовательных программ для пожилых людей [3].

Для осуществления вышеперечисленных видов деятельности предполагается создание разветвленной сети учебно-научных, исследовательских лабораторий, научно-образовательных центров по проектированию инновационных психолого-педагогических тех нологий общего и профессионального образования при переходе к стандартам нового поколения; по научно-методическому обеспечению и сопровождению подготовки менеджеров образования в системе непрерывного педагогического образования; по разработке и апробации гуманитарной экспертизы образовательных систем и технологий.

Ведущие задачи в области инновационной деятельности - это создание инновационно-образовательной среды, устойчивой, самоподдерживающейся и восприимчивой к образовательным нововведениям и их коммерциализации; условий для формирования у будущих педагогов компетенций инновационной деятель-

ности; сети консультационно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогов (в том числе с использованием механизма сетевых профессиональных сообществ).

С целью интенсификации и повышения качества инновационной деятельности в институте образования и социальных наук будут созданы специализированные подразделения в структуре технопарка СКФУ, призванные осуществить формирование инновационной среды на основе создания материально-технической, экономической и социальной базы для становления, развития, поддержки и подготовки к самостоятельной деятельности организаций и предприятий, занимающихся социальным предпринимательством, практическим освоением научных знаний и наукоемких образовательных технологий. Первым шагом в этом направлении является создание Агентства научно-образовательного партнерства, основными видами деятельности которого являются: образовательный консалтинг (для руководителей образовательных организаций, педагогов, родителей); комплексный аудит деятельности образовательных организаций; гуманитарная экспертиза образовательных проектов и программ; образовательные события для школьников, студентов, взрослых (тренинги, обучающие семинары, мастер-классы и др.), в том числе в дистанционном формате; социально-педагогическое проектирование (систем, технологий, событий); научное обоснование и разработка концепций инновационной деятельности образовательных организаций (инновационных площадок); научное и научно-методическое руководство инновационными проектами; издательская деятельность (междисциплинарный электронный журнал).

Развитие образования в открытом социокультурном пространстве трудно представить без совершенствования социального партнерства всех основных субъектов образовательных практик. Большинство авторов, занимающихся исследованиями проблем социального партнерства в сфере образования, подчеркивают, что именно в условиях новых, рыночных отношений, в которых проявляется разгосударствление многих сфер социальной действительности, партнерство приобретает особую значимость. В современной социальной ситуации наиболее перспективно межсекторное социальное партнерство, являющееся механизмом диалога, «как правило, очень разных

по своей природе и социальному предназначению сторон» [4, с. 17].

В то же время ресурсы социального партнерства в условиях динамичного развития системы образования пока не стали предметом полноценного теоретического анализа или эмпирического исследования. Некоторый аналог социальному партнёрству в российской педагогике прослеживается в существовавшем ранее шефском взаимодействии (помощи) субъектов образования с различными учреждениями социума. Но современные социокультурные, образовательные реалии, не отвергая данную идею, переносят вектор значимости партнёрства на субъект-субъектное пролонгированное взаимодействие участников социально-образовательного сотрудничества через тактики сотрудничества, кооперации, командного, корпоративного взаимодействия, договорной практики, консенсуса, паритетной ответственности и др. (Б.В. Авво, Е.А. Александрова, H.A. Голиков, Н.З. Камалиев, С.Г. Марфин, В.М. Сохабе-ев и др.).

Большое разнообразие социокультурных ситуаций в современной России требует привязки любой научно-практической разработки к условиям региональных и локальных сообществ. Авторское видение одного из важных аспектов такого партнерства - взаимодействия субъектов социального партнерства на региональном уровне - можно продемонстрировать на примере социально-экономической поддержки учительства. ключевыми субъектами здесь являются министерство образования и молодежной политики ставропольского края; органы государственной власти; организации профессионального педагогического образования.

Возможные варианты распределения степени ответственности субъектов социального партнерства по поддержке учительства на региональном уровне:

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края: разработка достоверного и обоснованного прогноза потребности в педагогических кадрах и оформление предложений по их целевой подготовке в вузах и колледжах края; кардинальное снижение бюрократической нагрузки на учителей и школы, существенное расширение самостоятельности образовательных организаций в выборе современных образовательных моделей, широкое внедрение принципов открытого вариативного образования как важнейшего фактора привлекательности педаго-

гической профессии, способа самореализации педагогов и их закрепления в профессии; разработка системы мер по активизации профессиональной мобильности педагогов как фактора повышения удовлетворенности трудом, определения перспектив профессионального развития в профессии; стимулирование создания сети базовых образовательных организаций как «точек роста и развития» принципиально новых подходов к образованию и развития новых профессиональных компетенций педагогов; развитие частногосударственного партнерства по целевой поддержке инновационных образовательных проектов молодых педагогов и руководителей образовательных организаций.

Органы государственной власти Ставропольского края: правовое обеспечение решения проблем поддержки учителей; инициация создания специального фонда поддержки образовательных инициатив в крае.

Организации высшего и среднего профессионального образования Ставропольского края: подготовка специалистов для общеобразовательных организаций, их переподготовка и повышение квалификации с учетом перспективных тенденций развития современного образования; разработка и реализация новых образовательных программ подготовки и переподготовки педагогов на основе научно обоснованных прогнозов изменения их профессиональных функций, в том числе через целевое обучение в магистратуре и аспирантуре; профориентационная работа с учащимися школ, ориентация школьников на осознанный выбор профессий педагогического профиля; научная и методическая поддержка инновационной и экспериментальной деятельности учителей и др.

Анализ рассматриваемого партнерства позволяет выявить следующие ограничения социального партнерства по поддержке учительства на региональном уровне:

- убежденность некоторых представителей депутатского корпуса в том, что ответственность за закрепление молодых учителей в школах лежит на вузах и колледжах;

- отставание качества подготовки нового поколения учительства в вузах и колледжах от современных требований и тенденций развития общего образования как социального института;

- отсутствие заказа на фундаментальные научные исследования перспективных тенденций развития образования в регионе;

- отсутствие интереса бизнес-структур к инновационному предпринимательству в сфере образования;

■ слабая информированность бизнес-структур о тенденциях развития образования.

Социальное партнерство, ориентированное на поддержку учительства, будет успешно развиваться, если будет реализована комплексная система мер по преодолению выявленных ограничений на муниципальном и региональном уровнях:

- распределение регионального задания по целевой подготовке кадров общеобразовательных организаций с учетом ресурсов организаций высшего и среднего образования, реализующих программы педагогического, психолого-педагогического и психологического образования;

- существенное усиление роли профессиональных объединений педагогов при решении вопросов, связанных с развитием образования в регионе, при разработке процедур оценки качества деятельности образовательных организаций, аттестации педагогов и др.;

- разработка и принятие региональной концепции развития педагогического образования;

- создание научно-методического координационного совета по развитию системы непрерывного педагогического образования;

- рассмотрение возможности установления налоговых льгот для бизнес-структур, оказывающих системную поддержку молодым педагогам, отдельным образовательным организациям, активно внедряющим новые модели и технологии и др.;

- проведение эксперимента в нескольких муниципальных образованиях края по введению местного налога на образование;

- организация опережающих исследований по наиболее актуальным проблемам развития образовательной сферы в регионе;

- комплексное консультирование авторов образовательных инициатив;

- профессионализация педагогов и представителей региональных элит в области современных образовательных технологий;

- разработка экономических механизмов создания сервисных служб поддержки учительства (социально-педагогической, социологической, психологической, экспертной, научно-консультативной и др.).

Из приведенного примера видно, что в условиях растущей актуальности объединения ресурсов регионального сообщества при решении наиболее сложных социальных проблем, в том числе таких, как поддержка учительства, партнерство становится важнейшей позитивной тенденцией, формирующей новый тип взаимоотношений в сфере опережающего развития системы образования.

Важным направлением деятельности по развитию образования в открытом социокультурном пространстве является оказание информационно-консультативных и аналитических услуг организациям, работодателям и потребителям сферы образования в области оценки соответствия образовательной системы инновационным моделям развития. Выделим здесь только два направления консалтинговой деятельности, на которых сосредоточено наше внимание.

1. Консультации и аналитическая экспертиза организаций профессионального и общего среднего образования в области: современных технологий управления образовательными организациями; проектирования принципов отбора современного содержания образования; внедрения независимых систем контроля качества образования; инновационной деятельности.

2. Консультации и аналитическая экспертиза субъектов образовательной деятельности (в том числе преподавательского состава вузов и колледжей, учителей средних школ) в области: проектирования современного содержания образования; разработки и использования инновационных образовательных технологий; формирования программ профессионального роста; программ психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с особыми потребностями; аудита системы управления образовательными организациями.

Таким образом, развитие образования в открытом социокультурном пространстве региона, признанное в качестве приоритетного направления деятельности Северо-Кавказского федерального университета, ставит последовательность задач научного, технологического и организационного характера, успешно решить которые можно при условии оптимизации социального партнерства всех акторов образовательных процессов различных видов и форм.

Список литературы

1. Igropulo I. F., Semina I.S., Sorokopud Yu., Shapovalov V. K. The use of Tuning methodology for designing master's degree programes in teacher education // World Applied Sciences Journal (Education, Law, Economics, Language and Communication). 2013. № 27. P.116-121.

2. Сергеев Н.К., Сериков В.В. Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе: монография. М.: Логос, 2013

3. Шаповалов В.К. Социальное обучение взрослых: история, теория, технология. М.: Дашков и К, 2014.

4. Якимец В.Н. Межсекторное социальное партнерство: основы, теория, принципы, механизмы. М.: Изд-во УРСС, 2004.

* * *

1. Igropulo I. F., Semina I.S., Sorokopud Yu., Shapovalov V. K. The use of Tuning methodology for designing master's degree programes in teacher education // World Applied Sciences Journal (Education, Law, Economics, Language and Communication). 2013. № 27. P.116-121.

2. Sergeev N.K., Serikov V.V. Pedagogicheskaja dejatel'nost' i pedagogicheskoe obrazovanie v innovacionnom obshhestve: monografija. M.: Logos, 2013

3. Shapovalov V.K. Social'noe obuchenie vzroslyh: istorija, teorija, tehnologija. M.: Dashkov i K, 2014.

4. Jakimec V.N. Mezhsektornoe social'noe partnerstvo: osnovy, teorija, principy, mehanizmy. M.: Izd-vo URSS, 2004.

Education development in the open sociocultural space of the region as the strategic priority of the federal university

There is represented the combination of the priority areas of work at a federal university in education in the open sociocultural space of the North Caucasus region. There is emphasized the necessity of social partnership of the main subjects of educational processes at the regional level.

Key words: pedagogic education, open education, innovation educational work, social partnership in education.

Е.В. бондаревскля

(ростов-на-Дону)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ КАК ИНСТРУМЕНТ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Обосновывается методология разработки образовательно-профессионального стандарта Южного федерального университета, новизна которого обусловлена его ориентацией на подготовку педагога новой формации, реализацию гуманитарно-деятельностной образовательной парадигмы и адекватного ей педагогического образования - опережающего педагогического образования университетского типа. Особое внимание уделено подготовке педагога к инновационной деятельности и выявлению специфики университетских требований к педагогическому образованию.

Ключевые слова: стандарт, образовательно-профессиональный стандарт, инновации, педагог новой формации, гуманитарно-деятельностная парадигма образования, тип образования, опережающее педагогическое образование университетского типа.

Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012) качественно изменил правовые основы образовательной деятельности в целом и высшего образования в частности. В целях повышения качества образования федеральным и исследовательским университетам делегировано право «разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования» (ст. 11, п. 10).

Необходимость и возможность деятельности университетов по разработке собственных образовательных стандартов обусловлены рядом обстоятельств, напрямую связанных с решением задач модернизации и качества общего и высшего образования. Первое из них касается роли университетов как Центров развития образования, науки, культуры, инноваций и высоких технологий.

Федеральный университет по своему предназначению призван продуцировать новые идеи, теории, гипотезы, инновационные проекты, экспериментальные технологические

© Бондаревская Е.В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.