Научная статья на тему 'Философская практика как новый язык философского знания'

Философская практика как новый язык философского знания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
164
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФСКАЯ ПРАКТИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / СОКРАТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ / АРТ-ПРАКТИКИ / ГЕРМЕНЕВТИКА / ФИЛОСОФСКИЙ ТЕКСТ / PHILOSOPHICAL PRACTICE / EDUCATION / SOCRATIC DIALOGUE / ART PRACTICES / HERMENEUTICS / PHILOSOPHICAL TEXT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пащенко О. В., Кленовская В. А.

Актуальность исследования обусловлена процессами трансформации не только научного знания, но и системы образования. Общество все больше ориентируется на прикладной характер получаемого знания. Философия, являющаяся прежде всего теоретической наукой, ищет пути для дальнейшего развития. Общественный интерес к философии сохраняется, но формы трансляции философского знания для многих становятся недоступными. Практическая значимость исследования заключается в том, что философская практика предлагает новые формы философствования, отражающие запросы современного человека.The relevance of the research is conditioned by the processes of transformation not only of scientific knowledge, but also of the education system. Society is increasingly oriented towards the applied nature of the knowledge it receives. Philosophy, which is, first of all, theoretical science, is looking for ways for further development. Public interest in philosophy is preserved, but the forms of translation of philosophical knowledge become inaccessible for many people. The practical significance of the research lies in the fact that philosophical practice offers new forms of philosophy reflecting the needs of modern man.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Пащенко О. В., Кленовская В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философская практика как новый язык философского знания»

УДК 101.1+17

DOI 10.24147/1812-3996.2020.25(1).64-69

ФИЛОСОФСКАЯ ПРАКТИКА КАК НОВЫЙ ЯЗЫК ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ О. В. Пащенко, В. А. Кленовская

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена процессами трансформации не только научного знания, но и системы образования. Общество все больше ориентируется на прикладной характер получаемого знания. Философия, являющаяся прежде всего теоретической наукой, ищет пути для дальнейшего развития. Общественный интерес к философии сохраняется, но формы трансляции философского знания для многих становятся недоступными. Практическая значимость исследования заключается в том, что философская практика предлагает новые формы философствования, отражающие запросы современного человека.

образование, сократический диалог, арт-практики, герменевтика, философский текст

PHILOSOPHICAL PRACTICE AS A NEW LANGUAGE OF PHILOSOPHICAL KNOWLEDGE

O. V. Pashchenko, V. A. Klenovskaia

South Ural state University, Chelyabinsk, Russia

Annotation. The relevance of the research is conditioned by the processes of transformation not only of scientific knowledge, but also of the education system. Society is increasingly oriented towards the applied nature of the knowledge it receives. Philosophy, which is, first of all, theoretical science, is looking for ways for further development. Public interest in philosophy is preserved, but the forms of translation of philosophical knowledge become inaccessible for many people. The practical significance of the research lies in the fact that philosophical practice offers new forms of philosophy reflecting the needs of modern man.

Keywords

Philosophical practice, education, Socratic dialogue, art practices, hermeneutics, philosophical text

Информация о статье

Дата поступления

30.09.2019

Дата принятия в печать

04.02.2020

Дата онлайн-размещения 15.05.2020

Ключевые слова

Философская практика,

Article info

Received 07.10.2019

Accepted

08.10.2019

Available online

15.05.2020

Современная культура - это момент перехода к новому типу взаимоотношений между людьми, основанному на идеях всеобщего равенства, толерантности, диалогичности. Подобные отношения выходят далеко за рамки повседневности и межличностного общения, распространяясь в том числе на такие институты, как наука и образование. В наиболее

У философии иное положение: ей, как учительнице жизни, подобает не чуждаться ни игры, ни какого-либо отрадного развлечения, но во все вносить меру и своевременность

Плутарх. Застольные беседы

сложном положении оказывается философия -наука о мудрости, которой больше нет места. Мудрость перестала быть целью человеческого познания, а стала лишь средством для достижения поставленных человеком целей. Философии в информационном мире отведено место в тесных кругах образовательного процесса.

Традиционное понимание образования основывается на представлении о том, что путь человека от незнания к знанию пролегает через живое общение с учителем. Важно отметить, что знание не тождественно информации. Информация - это то, что может быть схематизировано, разложено на элементы, знаки и закреплено механически, т. е. усвоено поверхностно. Познание включает в себя прежде всего осмысление информации [1]. Философия в образовательном процессе, соответствующая традиционным канонам, перестала удовлетворять общественные запросы и требует переосмысления способов трансляции знания. Приобретение мудрости традиционно связано с апелляцией к классическим философским текстам, которые стимулируют мыслительные процессы. Но люди, привыкшие к дозированной информации, не способны усваивать громоздкие философские тексты, написанные научным языком. Именно поэтому преподаватели философии обеспокоены поиском новых форм и методов преподавания предмета.

Современные исследователи ищут новые возможности для трансляции философского знания. Одним из таких каналов является новое направление -философская практика, главными задачами которой являются: обогащение академической философии критическим мышлением; повышение мотивации к накоплению практического опыта; восстановление диалога между людьми и развитие способности мирного выхода из конфликтов. Философская практика позволяет увидеть практическое применение философии в жизни, обращая взгляд человека на мировоззренческие вопросы и проблемы, которыми наполнен мир повседневности, где главные аспекты философствования представлены с точки зрения практической значимости для личности. Философская практика выбрана научным направлением кафедры философии Южно-Уральского госуниверситета с 2015 г. Она включает следующие виды преподавательской деятельности: работа с философским текстом (герменевтический подход к разбору философских текстов; метод «медленного чтения»); философская дискуссия (интерактивные лекции, метод сократического диалога); популяризация философского знания (цикл мероприятий «Дни философии в ЮУрГУ», киномарафон «Философская практика в кино», заседания «Философского кафе», выездные школы и семинары); арт-практики (проект «Философия+», где философия соприкасается с театром, поэзией, музыкой, живописью и другими видами искусства, создавая поле философского во-прошания и осмысления).

Само понятие «практика» в сознании человека связано с материальной культурой, с материальным производством. Но если мы обратимся к философии К. Маркса, то увидим, что в «широком смысле в основе человеческого бытия лежит праксис - единая материально-духовная, сознательная, целеполагаю-щая, социальная, предметно-преобразующая деятельность людей. И в этом плане не существует ни каких "чисто материальных" и "чисто духовных" видов праксиса» [2].

Философскую практику можно отнести к виду духовной деятельности, который заставляет человека менять мир вокруг себя, меняя жизненные установки. Народная мудрость гласит: «Если хочешь изменить мир - начни с себя!»

Первой реакцией любого философа на философскую практику становится отвержение, сомнение, неприятие новой формы трансляции знания. Но если внимательно присмотреться к этому направлению, то становится ясно, что философская практика позволяет донести знание широкому кругу людей. «Философия больше не является элитистской деятельностью, доступной только представителям интеллектуальной и академической среды, она рассматривается, скорее, как естественное развитие мыслей, актуальных для всех людей» [3].

Еще в Античности стоики заговорили о том, что философия есть «упражнение». «В их глазах философия заключается не в преподавании абстрактной теории и еще меньше в экзегезе текстов, а в искусстве жизни, в конкретной установке в сообразном стиле жизни, затрагивающем все существование» [4]. Например, такой вид философской практики, как арт-практика, позволяет студенту увидеть масштаб и актуальность философского осмысления в различных формах искусства - театре, музыке, поэзии, живописи, т. е. затронуть все существование. Стоит отметить, что арт-практики - это процедуры и методы различных форм искусства, выходящие за пределы привычного, направленные на создание эстетически-выразительных форм, главным принципом которых становится действенность, способная привлечь внимание человека и вызвать эмоциональный отклик.

В рамках проекта кафедры философии ЮУрГУ «Философия+» регулярно проходят мероприятия, посвященные в первую очередь осмыслению актуальных вопросов современной культуры. В медиаре-альности становится важной область вопрошания, которая долгое время оставалась забытой. Это поле, где человек, осмысляя, приближается к пониманию мира, взаимоотношений между «я» и миром и по- 65

ниманию самого себя. Мероприятия, проведенные по кластеру «Философия+поэзия» («Рифмотворче-ство как практика самопознания» с уральским поэтом Янисом Грантсом, «Детская поэзия как способ познания внутреннего мира взрослого» с детским поэтом Еленой Сыч), позволили студентам заглянуть внутрь таинства поэзии, где поэзия выступила как практика самопознания в форме игры и позволила окунуться в мир внутреннего ребенка, увидев мир взрослых его глазами. Такой формат встреч со студентами актуализирует философию посредством философского вопрошания и имеет практический смысл. Опыт создания небольших четверостиший на протяжении мероприятия, которые потом каждый объединяет в поэму, дает увидеть целостность привычного в непривычном и является своеобразным выходом из платоновской пещеры посредством творческого катарсиса. Мероприятия по кластеру «Философия+театр» (сценические опыты Нового Художественного театра «Бесы», сценическая фантазия по произведениям Н. В. Гоголя «Нос в белую ночь») погрузили студентов в атмосферу, где посредством художественных образов происходит разрыв с действительностью, возникает ощущение смещения границ и ощущение присутствия в двух мирах одновременно. Смещение привычного или наложение на привычное другого мира дает увидеть целостность мира как такового, возникает чувство полноты, которое требует теперь этой полноты и целостности от привычного, в котором целостность была потеряна. В результате происходит катарсис, внутренняя трансформация личности. Принцип пространства Нового Художественного театра устроен таким образом, что зритель не отделен от театрального действия сценой, а включен в него, интерпрета-тивное видение произведений позволяет внести в них свежую струю и увидеть актуальность поднимаемых проблем. Для зрителя включенность необходима, поскольку в эпоху медиа человек чаще вынужден «скользить по поверхности», теряя глубину.

Необходимость применения арт-практик в образовании обуславливается наличием в них перфор-мативности, экспериментального характера и принципа коллажа, которые заставляют студента вовлечься в действие, испытать углубление в поднимаемые проблемы посредством процесса анализа, воссоздавать утраченную целостность.

Зарождение философской практики связывают с именем немецкого философа Г. Ахенбаха, открывшего в 1981 г. свою философскую практику (Philosophische Praxis) [5]. С каждым годом данное

направление становится все более популярным не только в России, но и во всем мире [6].

Применительно к России философскую практику можно рассматривать как путь реорганизации гуманитарной составляющей в системе современного российского образования. Тем более в условиях смены педагогических парадигм, которая выражается в отказе от советской системы коллективного образования и переходе к личностно-ориентирован-ной педагогике, философская практика может стать одним из главных направлений в преподавании философской мысли.

Философия во всех вузах нашей страны является обязательным предметом. Преподавание философии, как правило, - это преподавание истории философской мысли в максимально сжатом виде. Такой подход приводит к тому, что не все студенты способны освоить предмет и тем более заинтересоваться им. Поэтому оказалось значимым использование некоторых форм философской практики в образовании, которые дают возможность по-новому увидеть актуальность философии в современном мире, например, применение герменевтического метода при работе с философскими текстами, позволяющего благодаря обнаружению «темных мест» (сильных словосочетаний, строящих неоднозначный образ, значение которого читателю предстоит найти собственное) в тексте и в вопросах к ним, находить скрытые смыслы. Этот скрытый смысл-гипотеза будет являться только частью смысла текста, следующим этапом метода будет сопоставление части со смыслом целого произведения. При такой работе происходит привлечение личного опыта, поскольку посмотреть на весь текст относительно вопроса возможно благодаря контексту самого текста и контексту жизни читателя, а также опыту, связанному с этим вопросом. Таким образом,использование герменевтического метода при работе с философскими текстами дает студенту возможность вовлечься в анализ мировоззренческих вопросов и проблем, определить отношение к тому или иному вопросу повседневности. А главное в медиареальности, в которой человек вынужден все время иметь дело с частями вечно ускользающей действительности. Такой принцип сопоставления части с целым и нахождением целого дает возможность увидеть полноту мира, а не его разобщенные фрагменты.

Философская практика основывается на обучении мышлению, а следовательно, обучении философствованию. Причем в основе мышления лежит концентрация на своих мыслях, умение рефлексиро-

вать, понимать свое поведение. Прежде всего философская практика ориентируется на интеллектуальные упражнения, которые включают сложные мыслительные конструкции. «Целью же практики является добро, так как с помощью практики философия украшает нравы, творя добро путем отвержения страстей» [7].

Рассуждая о философской практике, невольно обращаешься к античной философии, в которой были намечены два пути трансляции философского знания. «Платон и Аристотель были ориентированы на разные типы публичной презентации: Аристотель - через книги, а Платон - через непосредственное общение. Конечно, Платон писал диалоги, но для него это было нечто второстепенное по отношению к живому диалогу» [8].

В философской традиции закрепился аристотелевский вариант «книжной учености». Но пришло время обратиться и к платоновскому варианту, основанному на живом общении. Именно беседа являлась формой активизации умственной деятельности человека. «В сущности, книги оказываются подобными произведениям живописи, которые можно принять за живые, однако, если им задать какой-нибудь вопрос, они торжественно молчат» [9].

И здесь хотелось бы подчеркнуть, что философская практика как обучение искусству мыслить во многом опирается на платоновские установки.

Большая роль в философской практике отведена искусству общения. «Книжная культура» преимущественно учит человека длинным, красивым речам, зачастую напрямую не затрагивающим суть вопроса. Но всегда ли это необходимо? Сократ в диалоге с Прота-гором говорил: «Вот так и бывает с ораторами: даже когда их спрашивают о мелочах, они растягивают свою речь как долгий пробег. А вот Протагор хоть и умеет, само собой ясно, говорить длинные и прекрасные речи, однако умеет и кратко отвечать на вопросы, а задавая вопросы сам, выжидать и выслушивать ответ; это дано лишь немногим» [10].

Философская практика направлена на выявление логических ошибок в постановке вопроса, в ответе на него. У человека формируется логика мышления, он учится обращаться внутрь себя, а не брать за аксиому идеи «извне».

В этой связи ведение дискуссии на философских семинарах по принципу сократического диалога позволяет студенту погрузиться в проблему и разобраться в ней гораздо более детально, развить навыки обоснованного, аргументированного рассуждения в ситуации диалога. Как отмечает доктор

философских наук А. И. Макаров в видеолекции «"Сократический диалог" - метод познания себя и других», «информация является только условием для получения знания, но информация не равна знанию, для того чтобы получить знание, необходимо добавить метод». Метод сократического диалога направлен на поиск истины с помощью наводящих вопросов. Сократ стремился научить подлинной мудрости, а не искусству выглядеть мудрым, чем отличался от софистов. Философ считал, что существует единый нравственный фундамент, общезначимый для всех людей, и поэтому задача философии - помочь человеку обрести этот нравственный фундамент, познать самого себя. В диалоге Сократ опирался на три основных метода: диалектика, ирония, майевтика.

Диалектику он рассматривал как средство строить умозаключения на основе наиболее правдоподобных из имеющихся посылок. Диалектика, по Сократу, используется в первом значении этого слова -искусство ведения спора. Это умение подвергать испытанию рассуждения собеседника, умение выслушивать чужие доводы и защищать свои, отстаивать тезис при помощи как можно более правдоподобных посылок [11]. Ирония заключается в том, чтобы не указывать собеседнику прямо на заблуждения, а подбрасывать ему аргументы, усиливая заблуждение, чтобы он мог самостоятельно прийти к правильному ответу. Майевтика - принцип Сократа, опирающийся на искусство наводящих вопросов, которые помогают родиться истине.

Упражнения по формированию (у студентов), закреплению (у студентов и аспирантов) и совершенствованию (у дипломированных специалистов с опытом работы) этих навыков строится на базе следующих трех методических принципов [1]:

1) Принцип дискуссионности и консенсуса: беседа ведется в форме дискуссии между различными вариантами ответов на вопросы; дискуссия заканчивается, когда из множества ответов выбирается один, который квалифицируется аудиторией как «правильный» (относительно истинный) ответ в результате консенсуса (по необходимости применяется процедура голосования); если возникают возражения, то дискуссия продолжается.

2) Принцип активности (аудитории) и пассивности (ведущего) при ответах на вопросы: аудитория самостоятельно дает ответы на все возникающие по ходу дискуссии вопросы, ведущий только задает вопросы, воздерживаясь от ответов.

3) Принцип рефлективности: конечным этапом каждого упражнения является анализ процессов, происходивших по ходу выполнения упражнения в речи, сознании, психике, а также степень полезности для конкретного индивида того, что происходило.

Таким образом, отвечая на вопрос: зачем философия необходима как дисциплина, нужно сказать следующее. Основной задачей философии во все времена был поиск истины, а целью - формирование мировоззрения людей. Формирование мировоззрения не мифологического и даже не строго научного, а философского, т. е. критического мышления. И не только радикально критического мышления (как в случае «герменевтики недоверия» Декарта и Маркса), но и доверчиво-критического. Недоверие, подозрительность сегодня вырабатывается в колоссальных объемах, а здравого доверия к миру нет. Это плохо для социально-психологического состояния человечества. Вторая задача философии -производить концепты и методы их производ-

ства: концепты и концепции - для простых людей, методы - для интеллектуальных элит. Такова задача философии, постоянная задача, которая никогда не теряет актуальности. Когда она будет снята, исчезнет сама философия, на ее месте образуется что-то другое - наука, идеология [12].

Философы-практики - это люди, находящиеся в поиске, вполне оправданном в условиях современного мира. Человек, как никогда в истории, стал уязвим и подвержен разного рода манипуляциям. Находясь в процессе поиска, свойственно цепляться за существующие механизмы, социальные институты, предоставляющие возможность определиться со своим местом в обществе. Это и религия, и идеология, и безудержное потребление вещей материальной культуры, и разного рода психологические тренинги, которые обещают решить проблемы человека. Но решить проблемы человек может, только заглянув внутрь себя, а не усваивая «рецепты», предлагаемые обществом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Макаров А. И. Социализирующая функция философских практик (на примере метода сократического диалога). URL: https://cyberleninka.ru/article/v/sotsializiruyuschaya-funktsiya-filosofskih-praktik-na-primere-metoda-sokraticheskogo-dialoga (дата обращения: 17.06.2019).

2. КондрашовП. Н. Философия практики Карла Маркса и материализм // Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 3 (77). С. 79-84.

3. Бренифье О. Практическая философия Оскара Бренифье. URL: http://www.socrat-online.ru/category/ dialog (дата обращения: 11.05.2019).

4. Пьер А. Духовные упражнения и античная философия. URL: http://fanread.ru/book/7940337/?page=9 (дата обращения: 01.04.2019).

5. Лахав Р. Философская практика - quo vadis? // Социум и власть. 2016. № 1 (57). С. 7-14.

6. Борисов С. В. Философская практика: от слов - к делу! Raleigh, North Carolina : Open Science Publishing, 2019. 240 с.

7. Анахт Д. Определения философии. М. : Мысль, 1975. 262 с.

8. Семенков В. Е. Об оптимальных условиях производства и трансляции философского знания // Вестн. Санкт-Петербург. ун-та. 2008. Сер. 12. Социология. № 2. С. 199-211.

9. Доватур А. И. Платон об Аристотеле. URL: http://einai.ru/PDF/2012-01-Dovatur.pdf (дата обращения: 15.05.2019).

10. Платон. Протагор. URL: http://www.magister.msk.ru/library/babilon/greek/platon/platon02.htm (дата обращения: 05.05.2019).

11. Аристотель. Соч. : в 4 т. М. : Мысль, 1978. Т. 4. 593 с.

12. Макаров А. И. Философствовать - говорить из немоты. URL: https://philosophiya.ru/makarov_ interview_2019 (дата обращения: 23.06.2019).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Пащенко Ольга Витальевна - кандидат философских наук, доцент кафедры философии, ЮжноУральский государственный университет, 454080,

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Pashchenko Olga Vitalevna - Candidate of Philosophical Studies, Associate Professor of the Department of Philosophy, South Ural State University, 76, ul. Lenina,

Россия, г. Челябинск, ул. Ленина 76; e-mail: Chelyabinsk, 454080, Russia; e-mail: o.pashchenko@ o.pashchenko@list.ru. list.ru.

Кленовская Василиса Александровна - ассистент кафедры философии, Южно-Уральский государственный университет, 454080, Россия, г. Челябинск, ул. Ленина 76; e-mail: vasilisa-pogorelaja@ yandex.ru.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Пащенко О. В., Кленовская В. А. Философская практика как новый язык философского знания // Вестн. Ом. ун-та. 2020. Т. 25, № 1. С. 64-69. DOI: 10.24147/ 1812-3996.2020.25(1).64-69.

Klenovskaia Vasilisa Aleksandrovna - Assistant of the Department of Philosophy, South Ural State University, 76, ul. Lenina, Chelyabinsk, 454080, Russia; e-mail: vasilisa-pogorelaja@yandex.ru.

FOR CITATIONS

Pashchenko O. V., Klenovskaia V. A. Philosophical practice as a new language of philosophical knowledge. Vestnik Omskogo universiteta = Herald of Omsk University, 2020, vol. 25, no. 1, pp. 64-69. DOI: 10.24147/ 1812-3996.2020.25(1).64-69. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.