Педагогика
УДК:378.147
кандидат педагогических наук, доцент Артюхина Мария Сергеевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского» (Арзамасский филиал) (г. Арзамас); кандидат педагогических наук, доцент Артюхин Олег Игоревич Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского» (Арзамасский филиал) (г. Арзамас); магистрант Усимова Дарья Юрьевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский
государственный университет имени Н. И. Лобачевского» (Арзамасский филиал) (г. Арзамас)
СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В КОНТЕКСТЕ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ
НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЫ
Аннотация. Внедрение в педагогику парадигм постнеклассической науки привело к новому пониманию процессов обучения и формирования личностных структур человека и видоизменению образовательной среды в новых условиях. Опираясь на главные принципы постнеклассической философии образования: интеграцию, синергетику и человеческое измерение, образовательная среда предстает как открытая саморазвивающаяся система, построенная на синергетических принципах. Самоорганизация образовательной среды выступает как процесс или совокупность процессов, способствующих поддержанию ее оптимального функционирования, содействующих самодостраиванию, самовосстановлению и самоизменению данного системного образования, например, появление новых методов или приемов обучения.
Ключевые слова: образовательная среда, постнеклассическая наука, образовательная парадигма.
Annоtation. Introduction in pedagogics of paradigms of post-nonclassical science led to new understanding of processes of training and formation of personal structures of the person and modification of the educational environment in new conditions. Relying on the main principles of post-nonclassical philosophy of education: integration, synergetrics and human measurement, the educational environment appears as the open spontaneous system constructed on the synergetic principles. Self-organization of the educational environment acts as process or set of the processes promoting maintenance of its optimum performance, promoting self-completion, self-recovery and self-change of this system education, for example, emergence of new methods of training.
Keywords: educational environment, post-nonclassical science, educational paradigm.
Введение. Основной задачей философии образования является анализ динамичных философско-социологических концепций образования и выявление несоответствия между различными составляющими образовательной системы: философской, педагогической, организационной, когнитивной, общекультурной, социальной, чтобы обеспечить устойчивость общества, его динамичное развитие и коэволюционное развитие всех его уровней. Среда является одним из основных факторов развития личности и одним из компонентов любой теории личности. Внедрение в педагогику парадигм постклассической и постнеклассической науки привело к новому пониманию процессов обучения и формирования личностных структур человека и видоизменению образовательной среды в новых условиях.
Изложение основного материала статьи. Под средой подразумевается совокупность каких-либо условий и влияний, окружающих индивида. Средовой подход нашел отражение и в педагогике, особое внимание современных исследователей направлено на образовательную среду как педагогический феномен. В настоящее время нет единого подхода и направления к раскрытию понятия «образовательная среда», поскольку она представляет собой многокомпонентный и многофакторный педагогический феномен и определяется в различных контекстах. Несмотря на повышенное внимание ученых к проблеме образовательной среды, единого понимания сущности и содержания данного понятия не сложилось. Следует отметить, что современная образовательная среда является сложной системой и определяющаяся с позиции постнеклассической научной парадигмы.
Новый тип рациональности, новая постнеклассическая наука и постнеклассический образ науки характерны для самоорганизующихся систем. Но, в то же время, и другие виды системных объектов не исчезли из образовательного пространства. Поэтому классическая и неклассическая философия образования не исчерпали свой потенциал и эффективность в пределах своей научной рациональности. Выделим характерные черты классической, некласичесской и постнеклассической философии образования и определение личности в контексте данных теорий.
История науки различает классический, неклассический и постнеклассический стили мышления. По В.С. Степину, они связаны с тремя формами рациональности, которые определяют три парадигмы научной рациональности и три периода в развитии научного знания [10, 11]. В целом классическая, неклассическая и постнеклассическая теории характеризуют этапы и типы философствования. Классический тип философствования предполагает наличие системы образцов, определяющих соизмерение и понимание основных аспектов и сфер бытия: природы, общества, жизни людей, их деятельности, познания, мышления. Классическое мышление в образовании понимается как линейная цепочка рассуждений, как дедуктивно-аксиоматический метод изложения. Основная проблема классического средо-ориентированного подхода состоит в противоречиях, вызванных используемым в нем методологическим аппаратом классической рациональности, который не пригоден для описания сред, включающих самоорганизующиеся рефлексивные элементы и системы, к которым относятся человек и социально-коммуникативные отношения [9].
Неклассическое философствование - это не направление, а тип мышления и действия, сопряженный с реакцией на классические образцы, с кризисом классики и его преодолением. Неклассическая философия образования базируется на принципах неклассического типа рациональности: плюрализм, методологизм, субъективизм, реляционизм, коммуникативность. Неклассический способ мышления дает осознание зависимости характера получаемого знания от своей мыслительной позиции. Образование понимается как
процесс, направленный на развитие индивидуального, творческого начала в обучающемся с тем, чтобы способствовать становлению его как уникальной личности. Здесь происходят отказ от создания универсальных образовательных систем и разработка педагогических приемов, учитывающих своеобразие личности обучающегося и социокультурный контекст. Рассматривается целостность личности, где внерациональное, бессознательное, являясь источником творческой активности, играет не меньшую роль, чем рациональное мышление, что обусловило стирание границ между обучением и воспитанием. Внимание к развитию эмоционально-образной сферы личности как основы индивидуального творчества привело к усилению внимания к эстетическому воспитанию. Для всех направлений неклассической философии образования было характерно требование перестройки образования таким образом, чтобы оно отвечало жизненным интересам общества и человека, чтобы оно позволяло каждому обучающемуся в перспективе найти место в жизни, которое в максимально возможной степени отвечало его способностям и возможностям. В рамках неклассической философии образования обучающийся уже не рассматривается как исключительно объект педагогического воздействия со стороны преподавателя, выступавшего прежде транслятором готового знания. Отношения между ними понимаются не как субординационные, а как отношения сотрудничества на основе взаимного уважения и признания прав на свое собственное мировидение. Вместе с тем признание ценностных оснований всякой рациональной деятельности предполагает, что интеллектуальное развитие включает в себя развитие творческого воображения, основанного на внерациональных способностях человека, умение оценить знания, предоставляемые наукой с точки зрения их значения для жизни людей, с позиций нравственных норм. Сам процесс получения знаний рассматривается как диалогический по своему характеру процесс понимания, т.е. выявления смысла этих знаний для человека, общества и человечества в рамках того или иного исторического контекста. Неклассический способ мышления в образовании во главу угла ставит коммуникацию, диалог между учителем и учениками. В этом случае ученик из пассивного объекта педагогического воздействия становится активным участником коммуникации, имеющим свои установки, приоритеты, ориентации. Знание, приобретаемое в процессе образования, становится «личностным», продуманным и прочувствованным, соотнесенным с интересами обучающегося, с его представлениями о последствиях применения полученного знания для природы, общества, человека. Соответственно, обучение рассматривается как принципиально воспитывающее, а воспитание органически включается в процесс обучения. Свобода выбора, обусловленная плюрализмом ценностных систем, предполагает своей оборотной стороной развитие в обучающемся самостоятельности, принципиальности, ответственности за осуществляемый выбор [12].
Радикальные мировые изменения, происходящие на рубеже ХХ-ХХ1 веков: состояние нестабильности в мире, проявляющееся в формировании и распространении особого типа умонастроения и мироощущения, концептуализированного в науке в теории нелинейной динамики, синергетике; в философских, социологических, литературоведческих и культурологических теориях под общим названием «постмодернизм» и активное вхождение в жизнь общества новейших информационных технологий, произошедшее в результате бурного развития электроники, обусловили переход к стадии постнеклассики, к основным особенностям которой относится ее основание - новая рациональность с принципами неравновесности, неустойчивости, нелинейности.
Постнеклассическая реальность проявила себя во всех сферах социокультурного бытия человека и общества - в области политики, права, идеологии, и экономики, художественной и религиозной жизни. Наиболее общая оценка этих качественных изменений состоит в признании кризисного состояния всей толщи жизни социума, всех его этажей и пластов. В настоящее время тема постнеклассики стала одной из приоритетных не только в современной философии, но и в антропологии, социологии, психологии, культурологии и образовании [2].
Постнеклассическая наука тяготеет к принципам вероятности, стохастичности, поливариантности, нестабильности. Она является своеобразным «третьим этапом» в исследовании мира. Представления неустойчивости, нелинейности, необратимости мира нашли свое отображение в моделях самоорганизации, представленных синергетикой и теорией диссипативных структур. На основе неклассической стратегии мышления зародилась синергетика как ядро новой постнеклассической ментальности, главный смысл которой - отражение необратимых процессов в сложных самоорганизующихся системах, характерных для природы, общества, культуры. Э. Морен - основатель концепции «сложного мышления» и Центра трансдисциплинарных исследований, рассматривает синергетику как междисциплинарное и трансдисциплинарное знание, соответствующее уровню постнеклассической науки, что дает ей основание претендовать на роль ядра современной общенаучной картины мира [3, 4, 8].
Новый тип знания постнеклассической парадигмы отличен от неклассической науки по двум основным параметрам: объекту/предмету и типу рациональности. По первому постнеклассическая наука отличается тем, что исследует не только сложноорганизованные, но и сверхсложные системы, открытые и способные к самоорганизации. Её объектом становятся и «человекоразмерные» природные комплексы, неотъемлемым компонентом которых выступает человек. По второму параметру постнеклассическая наука отлична от предшествующей тем, что соотносит знания об объекте не только со средствами познания, как это было присуще неклассической науке, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности [10, 11]. Старые представления не соответствуют новым глобальным изменениям мира и социума с его институциями, в том числе и образования [1]. Осознание этих перемен требует конструирования новых концепций и моделей развития образования, новых инновационных стратегий, ориентированных на взаимное пересечение областей исследования, на принципиальную междисциплинарность исследований [5, 6, 13].
Опираясь на главные принципы постнеклассической философии образования: интеграцию, синергетику и человеческое измерение, образовательная среда предстает как открытая саморазвивающаяся система, построенная на синергетических принципах:
1) принцип эволюционного движения, в соответствии с которым естественный порядок образования не является единственно возможным;
2) принцип гармонизации, согласно которому формальный математический язык не может рассматриваться как универсальный без взаимодействия с понятийными, духовными, гуманитарными методами, т. е. гуманизация и гуманитаризация должны стать основополагающими в современном высшем образовании;
3) принцип вариативности: образование и подготовка высококлассного специалиста осуществляется на многовариантной и альтернативной основе; наличие моментов нестабильности, связанных с выбором дальнейшей траектории обучения; конфликт стилей в процессе обучения приводит к необходимости смены траектории обучения;
4) принцип компаративного анализа системы ценностей: развитие личности студента реализуется на основе сравнения собственной системы личностных смыслов (ценностей) с тем, что накоплено в культуре;
5) принцип множественности в сопровождающей учебный процесс операции выбора ценностей и дальнейших путей развития; выбор, как правило, определяется смысловой значимостью для студента изучаемых реалий; процесс подготовки специалиста включает в себя разнообразные тенденции, сопровождаемые стихийными и управляемыми процессами разрушения старых и возникновения новых систем, поиска и приобретения новых смыслов;
6) принцип нелинейности взаимодействия: образование может считаться инновационным, если оно будет представлять собой процесс нелинейного взаимодействия человека с интеллектуальной средой, при котором личность воспринимает ее для обогащения собственного внутреннего мира и благодаря этому созревает для умножения потенциала самой среды;
7) принцип открытости: образовательная среда должна быть открытой системой (состоять из подсистем, между которыми происходит постоянный обмен информацией; являться подсистемой системы более высокого порядка и обмениваться информацией с другими ее подсистемами);
8) принцип саморазвития: в образовательной среде должен быть обеспечен переход от управления к самоуправлению, от развития под влиянием внешних факторов к саморазвитию под влиянием внутренних факторов [7].
По мнению В. М. Курейчик и В. И. Писаренко, образовательная среда позволяет усвоить правила самоорганизации самой себя и социальных систем, но только в том случае, если педагогическое взаимодействие направлено на развитие личности студента, определение смысла и мотивов обучения не только для будущей профессиональной деятельности, но и на развитие и активизацию личностных структур сознания: критичность, мотивирование, рефлексия, коллизийность, опосредование, автономность и пр., другими словами, на самоактуализацию личности студента. Ориентированность на процесс самоорганизации личности средствам своих внутренних ресурсов, требующих внешней инициативы [7].
Структура образовательной среды не является статичной, она постоянно обновляется и видоизменяется под воздействием внешних факторов (сред), компоненты взаимодействуют и взаимовлияют друг на друга, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности. Важно отметить, что системообразующим элементом этой модели выступает педагогическая интеракция в процессе продуктивной деятельности участников образовательного процесса. Причем, обучающийся, на которого направлена деятельность в образовательной среде, изменяет среду. Чем больше обучающийся влияет на цели, содержание и ход своего образования в образовательной среде, тем большее влияние она на него оказывает.
Выделим характерные признаки открытой саморазвивающейся образовательной среды:
- направленность на личность обучающегося, на самоактуализацию как цель;
- максимально благоприятные условия для саморазвития личности;
- самообразование, самообучение и саморазвитие как ведущие формы образования;
- гибкий индивидуализированный характер образования;
- насыщенное профессионально-ориентированное содержание;
- компетенстный подход в обучении, опирающийся на генерализированное умение субъектов образовательного процесса к универсальной практической деятельности;
- критериями функционирования образовательной среды являются качества личности обучающегося, формирующиеся в данной среде;
- самоорганизация среды, обусловленная как расширением образовательных ресурсов среды, так и построением разнообразных связей различными средами (компонентами), ресурсами и участниками;
- коллективное сотрудничество и сотворчество с привлечением различных социальных, профессиональных и научных сообществ;
- активное использование глобальных сетевых технологий, среди которых приоритетными являются технологии и сервисы Интернет, обеспечивающие доступ к ресурсам среды с любого устройства (компьютер, планшет, сотовый телефон);
- доступность различных ресурсов среды, определяемая возможностью обратиться к ним в любое время из любой географической точки;
- организация сетевых образовательных программ с другими образовательными учреждения (российскими и зарубежными).
Выводы. Образовательная среда предстает как самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, за счет гибкой и недетерминированной иерархии структурных элементов, предполагающих информационно-энергетическую открытость и активность компонентов системы за счет постоянного взаимодействия с другой системой или внешней средой. Самоорганизация образовательной среды выступает как процесс или совокупность процессов, способствующих поддержанию ее оптимального функционирования, содействующих самодостраиванию, самовосстановлению и самоизменению данного системного образования, например, появление новых методов или приемов обучения.
Литература:
1. Алиева Н.З. Постнеклассическое естественнонаучное образование: концептуальные и философские основания / Н. З. Алиева. - М.: Издателство Академия Естествознания, 2008. - 512 с.
2. Архипова О.В. Идея образования в контексте постнеклассической парадигмы / О.В. Архипова, Ю.М. Шор // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2013. - №4. - С. 3-12.
3. Дворяткина С.Н. Этапы становления синергии математического образования в контексте мирового и отечественного опыта / С.Н. Дворяткина, А.М. Лопухин // Continuum. Математика. Информатика. Образование. - 2016. - № 2 (2). - С. 64-69.
4. Дворяткина С.Н. Совершенствование методов педагогической диагностики и контроля математических знаний на основе современных достижений в науке / С.Н. Дворяткина, О.Н. Масина, С.В. Щербатых // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2017. - № 37 (1). - С. 71-77.
5. Дмитриева М.Н. Организация исследовательской деятельности студентов как основа подготовки высококвалифицированного специалиста нового поколения / М.Н. Дмитриева // Материалы всероссийской конференции студентов и молодых ученых с международным участием «Естественнонаучные основы медико-биологических знаний». - Рязань: Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова, 2017. - С. 259-262.
6. Дорохова Т.Ю. Практико-ориентированная подготовка: модель образовательной среды / Н.П. Пучков, Т.Ю. Дорохова // Сборник научных статей Всероссийской научно-методической конференции «Инновационные образовательные технологии в техническом вузе». - Тамбов: Тамбовский государственный технический университет, 2016. - С. 22-30.
7. Курейчик В.М. Синергетика в образовании / В.М. Курейчик, В.И. Писаренко // Открытое образование. - 2010. - №4. - С. 33-44.
8. Смирнов Е.И. Технология проявления синергии математического образования в школе и вузе на основе адаптации современных достижений в науке / Е.И. Смирнов, В.Н. Осташков, Г.И. Худякова // Евразийское Научное Объединение. - 2018. - Т. 3. - № 10 (44). - С. 207-212.
9. Сергеев С. Ф. Образовательные среды в постнеклассических представлениях когнитивной педагогики / С.Ф. Сергеев // Открытое образование. - 2012. - №1. - С. 90-99.
10. Степин В.С. О философских основаниях синергетики / В.С. Степин // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. - М.: Прогресс - традиция, 2007. - С. 97-102.
11. Степин B.C. Теоретическое знание: Структура, историческая эволюция / В.С. Степин. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 743 с.
12. Федоров Б.И. Философия образования [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/text/33444375.html
13. Шмонова М.А. Методическая система обучения математике студентов медицинских вузов / М.А. Шмонова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-4. - С. 383-386.
Педагогика
УДК: 378.1, 004.922
кандидат педагогических наук Бахлова Наталья Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского» (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Виноградский Вадим Геннадиевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского» (г. Калуга)
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННАЯ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ
Аннотация. В статье рассматриваются информационно-технологическая деятельность и заданная компетенция будущих дизайнеров. Авторы уточняют понятия: «информационно-технологическая деятельность будущих дизайнеров», «информационно-технологическая компетенция будущих дизайнеров», а также перечисляют требования, учитываемые при их построении. Авторами установлена инфраструктура информационно-технологической компетенции, включающая внешнюю и внутреннюю составляющие. Особое внимание в статье уделяется выявлению критериев и уровней сформированности каждого компонента указанной компетенции.
Ключевые слова: информационно-технологическая деятельность дизайнера, информационно-технологическая компетенция будущего дизайнера, структура информационно-технологической компетенции будущего дизайнера.
Annоtation. The article deals with information technology activities and the given competence of future designers. The authors clarify the concepts: "information and technological activities of future designers", "information and technological competence of future designers", as well as list the requirements taken into account in their construction. The authors established the infrastructure of information technology competence, including external and internal components. Particular attention is paid to the identification of criteria and levels of formation of each component of this competence.
Keywords: information technology activities of the designer, information technology competence of the future designer, the structure of information technology competence of the future designer.
Введение. Одной из характерных черт современного этапа развития цивилизации можно назвать распространение информационных технологий практически во всех областях деятельности человека, в том числе и в дизайне.
Понятие «Информационная технология» возникло в последние десятилетия XX века как ответ на возникновение нового типа общества - информационного, в основе социальной динамики которого выделяются информационные ресурсы: знания, наука, интеллектуальные и творческие способности и т. д. На сегодняшний день при определении этого понятия специалисты не пришли к единому мнению, но с нашей точки зрения, наиболее лаконичную и в тоже время емкую трактовку предложила М.С. Барабаш, определив ее как науку о производстве информации, где информация рассматривается как «реальный производственный ресурс» [1]. Данное определение позволяет выделить две категории информационной технологии, а именно: во-первых, информация - это предмет и продукт труда информационной технологии; во-вторых, к орудиями труда информационной технологии относятся технические, аппаратные, инструментальные программные средства, системы и устройства, которые действуют на основе вычислительной техники, кроме этого в их состав входят локальные сети (Internet), глобальные сети (Internet, Glusnet, Runnet и др.), спутниковые связи.
Считаем также необходимым уточнить, что уровень распространения информационных технологий в современном обществе позволяет рассуждать о развитии определенной информационно-технологической культуры современного специалиста. В.Д. Симоненко дает определение информационно-технологической культуры как интегративной характеристике личности, отражающей уровень развития общества и