Научная статья на тему 'Синергетика в образовании'

Синергетика в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5687
782
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИНЕРГЕТИКА / СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ / SYNERGETICS / MODERN EDUCATION SYSTEM / METHODOLOGY OF MODERN SCIENCE / HUMANITARIAN SCIENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курейчик В. М., Писаренко В. И.

Данная статья посвящена рассмотрению синергетики как основы нового подхода к функционированию современной образовательной системы. Появление такого подхода связано, прежде всего, с синергетикой. Рассматриваются различные точки зрения на синергетику как методологию современных научных исследований. Предложены примеры действия синергетических принципов в гуманитарных науках. Рассматривается синергетика образования, в образовании и для образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Synergetics in education

This article is devoted to the consideration of a new approach to the modern education system. This approach is connected with synergetics. Different points of view on synergetics as the methodology of modern science are considered. Examples of ynergetic principles application in humanitarian sciences are proposed. Synergetics of education, in education and for education are considered.

Текст научной работы на тему «Синергетика в образовании»

УДК 167.0 ББК 26

СИНЕРГЕТИКА В ОБРАЗОВАНИИ

В. М. Курейчик, д. т. н., профессор Тел.: (8634) 39-32-60, 31-14-87, e-mail: [email protected] В. И. Писаренко, д. п. н., профессор кафедры иностранных языков Тел.: (8634)612463, e-mail: [email protected] Технологический институт Южного федерального университета

http://www.tsure.ru

This article is devoted to the consideration of a new approach to the modern education system. This approach is connected with synergetics. Different points of view on synergetics as the methodology of modern science are considered. Examples of ynergetic principles application in humanitarian sciences are proposed. Synergetics of education, in education and for education are considered.

Данная статья посвящена рассмотрению синергетики как основы нового подхода к функционированию современной образовательной системы. Появление такого подхода связано, прежде всего, с синергетикой. Рассматриваются различные точки зрения на синергетику как методологию современных научных исследований. Предложены примеры действия синергетических принципов в гуманитарных науках. Рассматривается синергетика образования, в образовании и для образования.

Ключевые слова: синергетика; современная образовательная система; методология научных исследований; гуманитарные науки.

Key words: synergetics, modern education system, methodology of modern science, humanitarian sciences.

Природа - и, прежде всего, растительный и животный мир - вновь и вновь поражает нас разнообразием своих форм и изяществом их структур, взаимодействие отдельных элементов которых исполнено глубочайшего смысла.

Г. Хакен

Педагогическая наука и образовательная практика характеризуются не простым сложением отдельных наук вместе, не последовательным соединением анализа и синтеза, а инте-гративным слиянием различных областей знания в единое целое при изучении общего для них объекта - образовательного процесса. Сказанное приобретает особую значимость в связи с формированием новой парадигмы образования, в соответствии с которой приоритетной целью воспитания и обучения выступает не совокупность знаний, умений и навыков, а создание оптимальных условий для свободного саморазвития личности человека. В этих условиях на первый план выступает формирование базовой культуры обучаемого, решение которой позволило бы устранить в структуре личности обучающихся противоречия между технической и гуманитарной культурой, обеспечить их деятельное включение в сложные социально-экономические условия жизни современного общества. Современное высшее образование,

выполняя социальный заказ на подготовку специалистов, способных в профессиональной деятельности адаптироваться к социально-экономическим преобразованиям, переживает состояние качественного изменения, в котором первостепенное значение имеет реализация целостного образовательного процесса, адекватного методологии деятельности специалиста в условиях демократизации и гуманизации жизнедеятельности.

Дифференциация наук в сочетании с синтезом научных знаний, переносом методов исследований из одной области в другую и инте-гративными процессами характеризует развитие современного научного познания. Эти особенности современной науки помогают искать новые пути развития образования XXI века, главная цель которого -

вырастить не узкого специалиста, владеющего большим объемом информации, а многомерную творческую личность, целостно воспринимающую мир, способную активно действовать в профессиональной и социальной сфере. Реализация данной цели осуществляется в следующих условиях:

• дифференциация наук сочетается с интегративными процессами, синтезом научных знаний, комплексностью, переносом методов исследования из одной области в другую;

• лишь на основе интеграции выводов частных наук и результатов исследований специалистов разных областей знания возможно всестороннее системное освещение научной проблемы;

• науки становятся все более точными благодаря широкому использованию математического аппарата;

• современная наука стремительно развивается во времени и пространстве, сокращается разрыв между появлением научной идеи и ее внедрением в производство;

• сегодня научные достижения являются результатом коллективной деятельности, объектом общественного планирования и регулирования;

• исследование объектов и явлений ведется системно, комплексно и способствует формированию синтетического мышления.

В целом нынешний постнеклассический этап развития науки характеризуется пониманием крайней сложности исследуемых объектов, а также глубокой ограниченности наших интеллектуальных и технических средств. Термин «постнеклассическая наука» не означает отхода от современного неклассического мировоззрения или его очередной революционной трансформации. Он означает вхождение неклассической науки в некую новейшую фазу. Понятие «постнеклассическая наука» появилось в отечественной философско-науковедческой литературе под влиянием работ В. С. Степина; именно отечественные науковеды указали на начало новейшего периода научной истории. Становление постне-классической науки связывают с возникновением синергетики. Синергетика представляет собой не отдельную научную дисциплину, а интегративное научное направление, или научно-исследовательскую программу [1], приобретающую целостный вид. Еще полтора десятилетия назад эти вопросы относили к компетенции философии. Сейчас они встают в конкретном контексте физических, химических, биологических задач. В их решении всё больше помогает теория самоорганизации, или синергетика.

В синергетическом направлении нашли общую концептуальную почву самые разнообразные научные области и направления. Сторонники синергетики высказывают надежды, что она подходит на роль новой программы объединения наук.

Проблематика, содержание, методы исследований и результаты, относимые к синергетике, характеризуются неоднозначными оценками и неопределенностью. Вместе с тем синергетика как научное направление исследований востребована обществом. Органическая потребность современной науки в обобщающих междисциплинарных исследованиях продолжает стимулировать дальнейшее развитие синергетики и выход ее на новый уровень интеграционных взаимодействий. Синергетика действует сегодня как категория научного знания. Контекст синергетики дает возможность плодотворно взаимодействовать ученым разных специализаций на языке системного осмысления и поиска новых решений. Обоснованием целесообразности синерге-тических исследований в разнообразных областях человеческой деятельности является установленный факт, что кооперация многих подсистем какой-либо системы подчиняется одним и тем же принципам независимо от природы подсистем.

Различия между системами, существующими в природе, и теми, что созданы человеком, очевидны. Первым свойственна возможность к самоусложнению, самообновляемость, согласованность всех составных частей, устойчивость к воздействиям, росту, развитию. Для вторых характерно резкое ухудшение функционирования даже при сравнительно небольшом изменении внешних воздействий или ошибках в управлении. Следовательно, накопленный природой опыт построения организации необходимо использовать в нашей деятельности. Одна из задач синергетики - выяснение законов построения организации, возникновения упорядоченности. В отличие от кибернетики здесь акцент делается не на процессах управления и обмена информа-

цией, а на принципах построения организации, ее возникновении, развитии и самоусложнении [1].

В научных исследованиях термин синергетика впервые был использован в XIX веке английским физиологом Шеррингтоном при анализе управления мышечными системами со стороны спинного мозга. В 70-х годах XX века немецкий физик Герман Хакен предложил называть синергетикой новую научную дисциплину: «Я назвал новую дисциплину «синергетикой». В ней исследуется совместное действие многих подсистем, в результате которого на макроскопическом уровне возникает структура и соответствующее функционирование» [12]. Он следующим образом охарактеризовал синергетику: «Синергетику можно рассматривать как форум, на котором ученые разных дисциплин встретились друг с другом для того, чтобы обменяться своими идеями, как справиться с большими системами» [12]. По мнению Хакена, синергетика -междисциплинарное направление научных исследований, в рамках которого изучаются общие закономерности процессов перехода от хаоса к порядку и обратно (процессов самоорганизации и самопроизвольной дезорганизации) в открытых нелинейных системах физической, химической, биологической, экологической, социальной и др. природы. Это научная дисциплина, которая рассматривает закономерности процессов системной интеграции и самоорганизации в различных системах. Синергетика опирается на сходство математических моделей, игнорируя различную природу описываемых ими систем, в отличие от других научных направлений, обычно возникавших на стыке двух наук, когда одна наука давала новому направлению предмет, а другая - метод исследования [12].

Синергетика - далеко не единственное научное направление, которое занимается изучением сложных систем. Синергетика как научное направление близка к ряду других направлений, таких как нелинейная динамика, теория сложных адаптивных систем, теория диссипативных структур (И. Пригожин), теория детерминированного хаоса, или фрактальная геометрия (Б. Мандельброт), теория автопоэзиса (X. Матурана и Ф. Варела), теория самоорганизованной критичности (П. Бак), теория нестационарных структур в режимах с обострением (А. А. Самарский, С. П. Курдюмов). Если сравнивать синергетику с системным подходом, где основное внимание акцентируется на связях частей в целом, синергетика исследует причины свойств системы. Как правило, в системном подходе анализ ведется на качественном уровне. Синергетика изучает количественные отношения и параметры, занимается исследованием систем, состоящих из большого (очень большого, огромного) числа элементов, сложным образом взаимодействующих между собой. Используемые в синергетике понятия делают синергетический подход уникальным, причем не только в концептуальном, но и в операциональном плане.

Как определил В. Г. Буданов, сущность синергетического подхода заключается в том, что сложноорганизованные системы, состоящие из большого количества элементов, находящихся в сложных взаимодействиях друг с другом и обладающих огромным числом степеней свободы, могут быть описаны небольшим числом существенных типов движения (параметров порядка), а все прочие типы движения оказываются «подчиненными» (принцип подчинения) и могут быть достаточно точно выражены через параметры порядка. Сложное поведение систем может быть описано при помощи иерархии упрощенных моделей, включающих небольшое число наиболее существенных степеней свободы [1].

Приводимые ниже принципы, предложенные В. Г. Будановым, возникли при обобщении опыта многолетнего преподавания синергетики в самых различных гуманитарных аудиториях (Буданов, Мелехова 1998, Буданов 2000, 2006), а также синергетического моделирования ан-тропной сферы (Буданов 1998, 2002, 2006). Это расширенный блок предметных принципов синергетики, впервые предложенных В. Г. Будановым в 1995 г. (Буданов 1997, 1998, 2000, 2006). Математические, логические и философские особенности принципов также обсуждались в работах В. И. Аршинова и В. Э. Войцеховича (1995).

Процесс эволюции характеризуется сменой условных состояний порядка и хаоса в системе, между которыми располагаются промежуточные фазы перехода к хаосу (гибели структуры) и выхода из хаоса (самоорганизации). Только одну, стабильную, наиболее протяженную по времени стадию относят к Бытию, гомеостазу системы. Остальные три связаны с хаосом и относятся к Становлению или кризису. Необходимо учитывать условность такого разбиения, поскольку во всяком порядке присутствует доля хаоса и, наоборот, в хаосе всегда есть элементы порядка, проблему представляет мера их смешения. В. Г. Буданов предлагает 7 основных принципов синергетики: два принципа бытия, и пять - становления.

К структурным принципам бытия относят 1) гомеостатичность и 2) иерархичность. Они характеризуют фазу «порядка», стабильного функционирования системы, ее «жесткую онтологию, прозрачность и простоту описания» [1].

Под принципами становления понимают: 3) нелинейность, 4) неустойчивость, 5) незамкнутость, 6) динамическую иерархичность, 7) наблюдаемость. Они характеризуют этапы, которые проходит система: гибель старого порядка, хаос испытаний альтернатив и рождение нового порядка. При этом В. Г. Буданов предлагает различать порождающие принципы становления (3, 4, 5), которые являются необходимым и достаточным условием его реализации, и конструктивные принципы становления (6, 7), которые описывают сборку, детали и конструкцию процесса становления, а также его понимание наблюдателями и сопряжение со средой [1].

Гомеостатичность. Гомеостаз - это явление поддержания программы функционирования системы в некоторых рамках, позволяющих ей следовать к своей цели. Согласно Н. Винеру, всякая система имеет цель существования. Система получает от цели корректирующие сигналы, позволяющие ей не сбиться с курса. Цель-программу поведения системы в состоянии гомеоста-за в синергетике называют аттрактор (притягиватель). Подчеркнем, что аттракторы существуют только в открытых диссипативных системах, т. е. рассеивающих энергию, вещество, информацию, и описывают финальное поведение системы, которое обычно намного проще переходного процесса.

Иерархичность. Наш мир иерархизирован по многим признакам, например по масштабам длин, времен, энергий. Основным смыслом структурной иерархии является составная природа вышестоящих уровней по отношению к нижестоящим. То, что для низшего уровня есть структура-порядок, для высшего есть бесструктурный элемент хаоса, строительный материал. Например, нуклоны образованы кварками, ядра - нуклонами, атомы - ядрами и электронами, молекулы - атомами, общество - людьми. Существуют и нематериальные иерархии, например в языке это слова, фразы, тексты, в мире идей это мнения, взгляды, идеологии, парадигмы.

Нелинейность - принцип, противоречащий классической методологии, позволяющий системе «войти в креативную фазу» [1]. Линейность долго была идеалом простоты многих поколений методологов, сводивших все задачи к линейному поведению. Невозможно представить себе мир, состоящий только из линейных систем, поскольку в линейности нет развития, нет эволюции.

Незамкнутость (открытость) означает невозможность пренебрежения взаимодействием системы со своим окружением. Данное свойство довольно долго отталкивало исследователей. Первоначально понятие системы подразумевало систему закрытую, замкнутую, не взаимодействующую с окружающим миром. Однако в природе все системы в той или иной степени открыты.

Неустойчивость связана с предыдущими принципами и долго считалась отклонением системы от нормы. В состоянии неустойчивости система становится открытой, подвергается воздействию других уровней бытия, получает информацию, ранее ей недоступную. Состояния неустойчивости принято называть точками бифуркации, в которых осуществляется выбор пути дальнейшего развития системы.

Следующие два принципа организуют предыдущие пять в «самосогласованное кольцо принципов, предъявляя механизмы их сборки и понимания» [1].

Динамическая иерархичность (эмерджентность) - это обобщение принципа подчинения на процессы становления - рождение параметров порядка, когда приходится рассматривать взаимодействие более чем двух уровней. Это основополагающий принцип, характеризующий прохождение системой точек бифуркации. Система проходит этапы становления, рождения и гибели иерархических уровней. Данный принцип описывает появление нового качества системы на одном уровне, когда постепенное изменение управляющих параметров мегауровня приводит к бифуркации, неустойчивости системы на макроуровне и перестройке его структуры [1].

Наблюдаемость - относительность интерпретаций к масштабу наблюдений и ожидаемому результату, ограниченность и относительность представлений о системе в конечном эксперименте. Например, в теории относительности метры и секунды свои для каждого движущегося наблюдателя. То, что представляется нам хаосом на макроуровне, становится структурой на микроуровне. По выражению В. Г. Буданова, сами понятия порядка и хаоса, Бытия и Становления относительны к масштабу-окну наблюдений [1]. В таком случае целостное описание иерархической системы возникает как результат коммуникации наблюдателей, находящихся на различных уровнях подобно тому, как общаются наблюдатели разных инерциальных систем

отсчета в теории относительности или из элементов представления мира в различных дисциплинах складывается общая научная картина мира. Данный принцип рассматривается как открытый комплексный эпистемологический принцип, открывающий систему синергетических принципов к пополнению философскими и методологическими понятиями и позволяющий в сочетании с шестью другими принципами проследить весь цикл познания сложной реальности с постнеклассических позиций.

По мнению ряда ученых, развитие синергетики сталкивается сегодня со следующими основными проблемами [1-3, 6-8]:

• метафорическая синергетика все больше отслаивается от ее строгого классического варианта; все большая часть ее сторонников предпочитает ограничиться модной синергетической метафорой, не обращаясь к классическому варианту науки;

• сама методология синергетики недостаточно широко известна; в частности, только согласованное применение принципов синергетики позволяет окончательно уйти от метафорического уровня к системно-структурным понятиям;

• появились синергетики в гуманитарных науках, которые готовы возглавить метафорическую революцию, отказаться от математики и моделирования вообще, утверждая его неприменимость в науках о человеке; но этот процесс происходит независимо от их желания, «применять или не применять» необходимо решать не запретами, а сравнением результата моделирования с социогуманитарным эмпирическим опытом; совсем недавно появились первые серьезные опыты синергетического моделирования и прогноза в истории, психологии, экономике, в совместных работах гуманитариев и математиков.

Таким образом, становление синергетики как нового образа мышления и методологии входит в фазу «конструктивной зрелости и окончательного завоевания междисциплинарной легитимности, особенно в глазах гуманитариев» [1].

Синергетика в образовании - тема, появление которой абсолютно логично отражает новый этап развития синергетического знания - этап вступления в фазу «нормальной науки». На этом этапе необходимо не только систематизировать накопленные методологические и теоретические наработки, технологизировать способы их использования в различных сферах знания путем выработки стандартных приемов решения исследовательских задач, но и разработать механизмы обучения этим приемам, иными словами, обеспечить не только производство, но и адекватное воспроизводство синергетического знания [1, 3].

Система образования - одна из социальных подсистем общества. Она входит в общественную структуру как социальный институт, ее функционирование обусловлено взаимосвязями с другими духовными и материальными элементами социальной структуры. Современное педагогическое сообщество, обеспечивающее подготовку специалистов с высшим образованием, нуждается в конкретных рекомендациях педагогической науки, основанных на обобщении разрозненных инноваций, на методологических выводах, синергетических подходах, объясняющих процессы, происходящие в системе высшего образования [3, 18].

Социокультурное пространство, в котором функционирует система образования, необычайно богато разнообразным наполнением. Многочисленные социальные системы, традиционно существующие и вновь появившиеся, взаимодействуют между собой, вступают в определенные отношения, пребывают в состоянии постоянной деятельности. Сочетание традиций и инноваций - главная социокультурная норма отношений старого и нового, исключающая их противопоставление и утверждающая их дополнительность. Преобладание традиций чередуется с приоритетом инноваций.

Автор работы «Образование в будущем: семь неотложных задач» Э. Морен - основатель концепции «сложного мышления» и Центра трансдисциплинарных исследований (Франция, Париж). Его стиль коренным образом отличается от классической манеры изложения и расширяет наши представления о том, как можно писать о сложных вещах. Морен [19], говоря о необходимости реформирования образования, отмечает: «Познание мира как мира целостного становится одновременно интеллектуальной и жизненной необходимостью. Познания изолированных информационных сведений недостаточно. Надо располагать эти сведения в контексте, в котором они только и обретают смысл». Задачи, поставленные Мореном для образования будущего, являются макромасштабными задачами инновационного типа мышления (симбиосо-фии), формирующего планетарную идентичность как условие солидарности человеческого рода, мышления, преодолевающего эгоцентризм и социоцентризм, принимающего неопределенность как обязательный атрибут познания и «экологического действия» [19]. Решение постав-

ленных задач предполагает радикальные изменения во всей системе образования, включая цели, функции, структуры и организации. В ближайшем будущем решение этих проблем встретит мощное сопротивление сторонников строгих дисциплинарных границ, а также идеи образования как услуги на рынке труда, требующего прагматического знания узкой специализации. Морен рассматривает синергетику как междисциплинарное и трансдисциплинарное знание, соответствующее уровню постнеклассической науки, что дает ей основание претендовать на роль ядра современной общенаучной картины мира. Эта тенденция коррелирует с логикой трансформации научного знания в современной культуре, ведущей к новому типу интеграции естественных наук и наук о человеке.

В. Г. Буданов в целом ряде своих публикаций, в том числе и в статье «Синергетическая методология в постнеклассической науке и в образовании», определяет и обосновывает методологические принципы синергетики и выделяет три направления введения синергетики в образовательный процесс:

• синергетика образования, применяемая к анализу самого процесса образования, становления личности и знания; проблема состоит в том, чтобы на основе синергетических принципов научить преподавателя создавать авторские методики и свой преподавательский стиль, основываясь на всём спектре наук о человеке; подразумевается не просто системный подход к образованию, но учет динамики и механизмов самоорганизации субъектов образовательных пространств, управление образованием, единство образования и воспитания;

• синергетика для образования - создание интегративных курсов по синергетике на всех этапах обучения, предполагающих наличие разнообразных моделей и технологий обучения; реализуется в форме интегративных курсов синергетики на всех уровнях обучения: подготовительная, начальная, средняя школа, цикл фундаментальных дисциплин в высшей школе, цикл специальных дисциплин, аспирантура, факультеты переподготовки и повышения квалификации учителей и преподавателей, адаптивные курсы, получение второго образования; многие авторы, работающие в области синергетики, отмечают, что синергетика покидает стены высшей школы, всё больше синергетических и методологических курсов адаптируется к различным уровням и этапам обучения;

• синергетика в образовании - внедрение в отдельные дисциплины материалов, иллюстрирующих действие принципов синергетики в соответствующих предметных областях; в каждой дисциплине существуют разделы, изучающие процессы становления, возникновения нового, что позволяет вводить многие понятия данных дисциплин на синергетическом языке, примером таких курсов является дисциплина «Концепция современного естествознания» для гуманитариев, в которой синергетика является синтезирующим началом.

Приведем пример действия принципов синергетики в самой синергетической, на наш взгляд, науке - лингвистике. По определению язык представляет собой:

• определенный класс знаковых систем;

• некоторую реально существующую знаковую систему, используемую в некотором социуме, в некоторое время и в некотором пространстве;

• естественно возникшую (на определенной стадии развития человеческого общества) и закономерно развивающуюся семиотическую (знаковую) систему, обладающую свойством социальной предназначенности;

• основную общественно значимую форму отражения окружающей человека действительности и самого себя, т. е. форму хранения знаний о действительности, а также средство получения нового знания о действительности.

Все определения сходятся в трактовке языка как знаковой системы. Рассмотрим язык как систему в контексте синергетической парадигмы.

Один из принципов синергетики - целое больше суммы частей. Он прослеживается с древних учений даоизма и философии Лао-Цзы. Целое не равно сумме частей. Оно качественно иное по сравнению с частями, которые в него интегрированы. Следовательно, формирующееся целое видоизменяет части. Приведем примеры.

Отдельные звуки [e], [i], [t], [b], [l], представляющие фонетический строй английского языка, в комбинации [t], [e], [i], [b], [l] образуют слово ['teibl], обозначающее уже конкретный предмет или класс предметов, т. е. отражают реальность. Целое - слово table - несомненно больше составляющих его частей - звуков [e], [i], [t], [b], [l], - так как оно несет смысловую нагрузку.

Набор звуков французского языка [r], [t], [z], [e:] превращается в слово [tre:z], имеющее значение «тринадцать» и несущее смысловую нагрузку.

Звуки русского языка [а], [р], [ш] при определенном расположении становятся словом «шар».

Наблюдение за порядком образования различных слов из одних и тех же звуков подтверждает еще одно синергетическое положение - нелинейность синергетических систем. Из одних и тех же звуков могут быть образованы разные слова.

Например, набор звуков английского языка [k], [э], [m], [p], [j], [u:], [t] может быть словом [kam'pju:t9], а также словом ^mp] и словом [pju:] и т. д.

Если обозначить звуки номерами, получится последовательность 1—-2—-З—-4—-5—-б—-7—-2 для первого слова; 1—>2—>З—>4 для второго слова; 4—-5—-б для третьего слова.

Этот синергетический принцип, только на уровне букв, лежит в основе известной игры «в слова», в правилах которой - составление из одного набора букв как можно большего количества слов, например слово «структура» дает нам другие слова: рука, тур, сук, ар, рак и т. д.

Пример из французского языка: слово «tableau» дает нам слова: bleu, beau, le, la, tu, eau и т. д.

Приведем примеры на более высоком уровне - на уровне предложений. Например, набор отдельных английских слов

question, to be, or, not, that, is, the

превращается во фразу

«That is the question»,

или во фразу

«Is that the question?»,

или

«Is that the question or not?»,

каждая из которых имеет конкретное, отличное от других значение. Более того, составленная из этих слов фраза

«To be, or not to be, that is the question... »

принадлежит великому Шекспиру (William Shakespeare «Hamlet», Act Three, Scene One). К смысловой нагрузке фразы, означающей гораздо больше, чем составляющие ее элементы, прибавляется «культурологическая» нагрузка.

Пример из французского языка. Набор слов

Charles, plate, la, conversation, trottoir, de, était, comme, un

превращается в бессмертную фразу великого Флобера из романа «Госпожа Бовари»:

«La conversation de Charles était plate comme un trottoir». А набор слов

je, ne, savais, pas, encore, lire, mais, étais, assez, snob, pour, exiger,de, avoir, mes, livres оказывается фразой великого французского писателя

«Je ne savais pas encore lire mais j'étais assez snob pour exiger d'avoir mes livres» (Jean-Paul Sartre «Les mots»).

Другие интересные примеры можно привести с фразеологизмами, в которых определенный набор слов не просто выстраивается в предложение, но в семантически связанные сочетания слов и предложений, которые, в отличие от сходных с ними по форме синтаксических структур, не производятся в соответствии с общими закономерностями выбора и комбинации слов при организации высказывания, а воспроизводятся в речи в фиксированном соотношении семантической структуры и определенного лексико-грамматического состава.

Еще один принцип синергетики - исследуемые системы состоят из нескольких или многих одинаковых или разнородных частей, которые находятся во взаимодействии друг с другом. Язык состоит из языковых подсистем - целого, составленного из частей. Современное представление о системе языка включает ряд взаимосвязанных понятий - уровни языка, единицы языка, парадигматические и синтагматические отношения, знаковость языка, форма и функция, структура и субстанция, внешние и внутренние связи в языке, синхрония и диахрония и т. д. Например, аспекты языка - фонетика, грамматика, лексика и т. д. - это системы, находящиеся в тесной взаимосвязи, состоящие из конкретных разделов. Это триада, организующая язык в целом, - в его звуковой, лексико-фразеологической и собственно формальной системах.

Особенности современной науки, где главными принципами научного исследования становятся интеграция, синергетика и человеческое измерение, помогают понять закономерности и перспективы развития современного образования как одной из систем воспроизводства человеческой цивилизации в целом.

В данном контексте кратко напомним о главной прогностической цели современного образования - о подготовке специалистов, способных к проективной детерминации будущего, о взращивании интеллектуальной элиты страны, о формировании творческой личности, целостно воспринимающей мир, способной активно влиять на процессы, происходящие в социальной и профессиональной сферах.

Современное развитие образования как системы создания образов, адекватных реальности Мира, должно реализовываться через системные знания, необходимые для выработки целостного, системного мышления. Эти знания могут быть получены на основе интеграции гуманитарных, фундаментальных и технических наук и должны быть ориентированы на мировой уровень развития науки. Такой подход предполагает, прежде всего, многомерность и единство образования, одновременное функционирование трех его компонентов: обучения, воспитания, творческого развития личности в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Современное образование нуждается в разработке новой методологии, глобальной теории, в которой объектом исследования становятся все звенья образовательной системы в их взаимодействии с обществом и человеком. Комиссией ЮНЕСКО по образованию введен термин «эдукалогия», под которым подразумевается методология образования - наука о принципах формирования образованного человека и определения фундаментального знания как части общечеловеческой культуры, с одной стороны, и являющаяся основой для профессиональной подготовки - с другой.

В этом определении отчетливо прослеживается неразрывная связь фундаментального, гуманитарного и профессионального знания в образовательном процессе. Различные способы освоения мира (искусство, философия, наука и т. д.) дают возможность многомерного видения проблемы. Именно потому сегодня определяющей тенденцией познавательного процесса является интеграция.

Представление о дискретных спектрах эволюционных путей развития образования составляет базис синергетической методологии. Это влечет:

• множественность будущего (подходов к реализации моделей образования);

• наличие моментов нестабильности, связанных с выбором пути дальнейших принципов обучения;

• особую роль преподавателя и студента в нелинейных ситуациях ветвления эволюционных путей;

• выбор желаемого и осуществляемого пути развития в обучении.

Будущее в образовании неоднозначно, но в то же время существуют определенные спектры целей развития, имеющиеся в открытой и нелинейной системе. Структуры-аттракторы это цели эволюции, «молчаливое знание» самой системы образования. После прохождения точки бифуркации определенная структура аттрактор определяет ход событий в образовании. Будущее оказывает влияние сейчас, в некотором смысле оно уже существует в настоящем. Будущие формы сложных организаций в образовании открыты в виде возможностей. Коридор в будущее узок. Многие внутренние цели не могут быть достигнуты при данных параметрах нелинейной среды общества. Дерево эволюции может в большей или меньшей степени перестраиваться в зависимости от внутренних свойств системы.

Чтобы эффективно действовать в сложном и нестабильном мире, необходимо принимать во внимание контекст изучаемых явлений и событий, то есть уметь контекстуализировать свои знания. Чтобы стимулировать студента к поиску знаний, сознание должно оперировать не столько заученным значением знания, сколько поиском источников его смысла, соотнесением его сущности с актуальными значениями, установлением причинно-следственных и интуитивных связей и т. д., т. е. осуществлять самоорганизацию методологической профессиональной культуры будущего специалиста. Методологическая культура, определяемая умением искать смысл, формируется не посредством заучивания, а посредством осмысления и переосмысления содержания знаний и формирования на этой основе их личностного восприятия и понимания. Особый интерес в этом направлении представляет раскрытие механизмов смыслообразования в учебном процессе как приоритетного направления современной дидактики, особенно того его направления, которое называют смысловой дидактикой [10, 11]. В качестве объединяющего основания внешнего и внутреннего смысл можно рассматривать с точки зрения его понимания

«в контексте концептуальной интегрированной модели смыслообразования, включающей в себя наиболее обобщенные, характерные для всех направлений исследования смысла компоненты и закономерности. Именно такая интегрированная модель позволяет раскрыть смысловую динамику и особенности смыслообразования в различных реальностях в соответствии со спецификой поля смысловой самоактуализации» [10, 11]. Динамика смыслового развития и личностного роста порождает непрерывное взаимодействие между ситуативными смысловыми проявлениями и смысловыми структурами, претендующими на устойчивый уровень и определяющими поведение смысла. По мере роста личностный смысл трансформируется в личностную ценность. Окружающая человека реальность несет в себе его потенциальные смыслы и при возникновении определенных факторов начинает «расширять и уплотнять его смысловые образования, насыщая смыслами его сознание и личностные составляющие - это поле расширения и уплотнения смысла» [10]. Обобщая различные подходы к трактовке смысла, И. В. Абакумова предлагает рассматривать его в двух состояниях: ситуативном (личностные смыслы, установки, смыслообразующие мотивы) и устойчивом, стабильном, «надситуативном» (смысловые конструкты, смысловые диспозиции, ценности) [10, 11].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И. В. Абакумова с соавторами отмечают, что в психологическом контексте смыслообразо-вание отождествляется с развитием смысловой сферы личности. В психологии развитие трактуется как психические новообразования в человеке, которые включают непосредственно новые смыслы, постигнутые из окружающей жизни, культуры, общения, а также создаваемые им самим смыслы, а также множество других субъективных смысловых модификаций. Смысловые проявления являются теми смысловыми новообразованиями личности, которые изменяют всю ее смысловую структуру. Взаимодействие устойчивой смысловой структуры и жизненных смыслов в одном смысловом континууме порождает все более сложные смысловые уровни - от простых личностных смыслов и смысловых установок до устойчивых смысловых образований. «Смыслы одновременно присутствуют во всех контурах психики, образуя своего рода смысло-сферу, и столь же одновременно действуют, позволяя человеческому «Я» как интегративному и устойчивому смысловому образованию осуществлять процессы регуляции жизнедеятельности человека... Сам же человек, с его психикой, не ограниченной отражением реальности, а выступающей как новая реальность, предстает как «смысловая модель мира» [10, 11]. В этом контексте студент может рассматриваться как смысловая модель мира, а тогда проблема смыслообра-зования становится одной из значимых в психолого-дидактических исследованиях. Исследователи отмечают диадную природу смысла, его континуумную динамику от минимального к максимальному насыщению: от становящегося смысла - к ставшему, от неопределенного смысла -к определенному, от постигаемого - к постигнутому. В учебном процессе смыслообразование оказывается управляемым, по крайней мере - до некоторой степени. В обстоятельствах реальной жизни мы наблюдаем естественный ход смыслообразования, в условиях организуемой учебной деятельности с использованием дидактических средств смыслообразование приобретает закономерный характер. Учебный процесс максимально продуктивен, когда он исходит из общих психологических закономерностей. Дидактические закономерности смыслообразования - одна из таких конкретных форм. По выражению И. В. Абакумовой, психика может быть раскрыта только с позиции ее рассмотрения как системы со «встроенным» метасистемным уровнем. Метасистемный подход позволяет через механизм смыслообразования осмыслить сущность интроекции внешнего и внутреннего, по-новому подойти к анализу учебного процесса как целостной системы. Смысловая дидактика [10, 11] реализует стремление современной науки к полимодальности, интеграции в методологическом осмыслении ее предмета, ориентации на различные научные подходы и направления, изучающие осмысление природы процесса познания в контексте учебного процесса.

Как и многие другие современные направления развития психологической науки, смысловая дидактика испытывает на себе влияние синергетики как теории самоорганизации систем.

Самоорганизация, рассматриваемая с позиций синергетики, это способность слабоструктурированной, нестабильной, открытой системы к самонадстраиванию, самоперерастанию в новое, более жизнеспособное качество. Основной источник развития самоорганизуемых систем - внутренние ресурсы. Это свойство вполне применимо к любой педагогической структуре, в связи с чем ее понятия получают принципиально новую и более точную в гуманистическом контексте трактовку - возникновение «порядка из хаоса» в человеке. Идеи Г. Хакена, И. Пригожина и И. Стенгерс были экстраполированы на науки о человеке, что способствовало появлению психосинергетики и педагогической синергетики.

В частности, воспитание может быть рассмотрено как процесс самоорганизации личности средствами своих внутренних ресурсов, требующих определенной внешней инициации. Внутренние ресурсы представляют собой личностные структуры сознания: критичность, мотивирование, рефлексия, коллизийность, опосредование, автономность и др. Она формирует личностный опыт создания собственной картины мира. Феномен самоорганизации сознания опосредуется процессами осмысления, переосмысления и определенной дискредитации традиционного содержания педагогической деятельности, а также осмысления ее новых ориентиров, «включающих» личностные структуры сознания в режим осмысленного, достаточно автономного поиска. Саморазвитие приобретает статус принципа, определяющего способность системы образования к непрерывному самообновлению посредством преодоления противоречий своего развития усилиями самих участников педагогического процесса. Особое значение приобретает гуманистический контекст этого положения: студентам необходимо доверять ответственность за свою профессиональную подготовку. Преодолевать противоречия своего профессионального развития они смогут только тогда, когда будут полностью вовлечены не в деятельность запоминания, а в деятельность производства смысла сообщаемых знаний.

Методологическое значение для разработки различных аспектов личностной самоорганизации имеют следующие синергетические положения:

• система в образовательном пространстве (система личности, система образования и т. д.) сама формирует свою границу;

• новое возникает из неопределенности; данное обстоятельство определяет характер организации смыслотворческой деятельности студентов в учебном процессе;

• развитие личностной системы характеризуется такими свойствами, как нелинейность, неравновесность, альтернативность и хаотичность; становление и развитие предполагают как постепенный, эволюционный, так и скачкообразный характер; в контексте смыслообразования интерес представляет дидактическая технология, основанная на резком, остром смысловом столкновении;

• концепции самоорганизации открывают новые возможности в управлении стихийными процессами самовоспитания, используя элементы тонкого и мягкого регулирования, которое, в свою очередь, призвано активизировать механизмы самоорганизации, потенциально заложенные в личностной системе индивида.

Современное состояние образовательного пространства российской высшей школы может быть описано терминами синергетики. Оно имеет бифуркационные (критические) точки разрушения старых структур и возникновения новых возможностей для перехода системы в новое качество. Оно обладает свойством нелинейности, т. е. многовариантностью и непредсказуемостью перехода системы из одного состояния в другое. Образовательная система неустойчива и сильно неравновесна, флуктуативна, открыта для развития и т. д. Аттракторами представляются более значащие смыслы, процесс смыслообразования должен быть организован таким образом, чтобы внутри этой организации имела место смысловая самоорганизация, становление смысловой основы студента в соответствии с синергетическими закономерностями. Самоорганизация осуществляется, если система неравновесна, что возникает в том случае, если через систему «прокачивается» вещество, энергия или информация. В системе образования это - информация. В синергетике говорят о зонах притяжения, попав в которые фазовые траектории будут стремиться прийти к тому или иному аттрактору - области, которая как бы притягивает траекторию развития [1, 2, 5-8]. В результате неустойчивое равновесие оказывается минимальным, а сведение его к этому уровню является показателем развития системы. Развитие продолжается при условии возникновения нового неравновесного состояния системы. С фактом притяжения в условиях неравновесных систем, обосновываемым в синергетике, связывают факт «смыслового притяжения» в условиях смысловой неопределенности человека, смысловой «борьбы», в которой «побеждают» более значащие для него смыслы [10].

Различные дидактические модели, ориентированные на инициацию личностного, такие как «личностно-ориентированная» (В. В. Сериков, И. С. Якиманская), «личностно-деятельностная» (И. А. Зимняя), «персонализированная» (В. П. Беспалько), «гуманистическая, центрированная на мире детства» (А. Б. Орлов), «развивающая» (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, А. В. Запарожец), «смыслообразующая» (И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков, В. Т. Фоменко), сохраняя многообразие, основываются на отказе от традиционного обучения и нацелены на переход от «адаптивно-дисциплинарной модели унифицированного образования к личностно-ориентированной детоцентристской модели вариативного образования

(А. Г. Асмолов). В перечисленных моделях в ранг ценностей образования возводятся целостность личности и ее индивидуальный опыт, свобода, сотрудничество и совместное творчество участников педагогического процесса.

Рис. 1. Упрощенная виртуальная структура взаимодействия «студент - преподаватель» в информационно-коммуникационной среде с использованием принципов синергетики

Современный этап развития образования тесно связан с информатизацией. Получение новых научных знаний можно рассматривать как самоорганизующийся процесс, реализующийся на основе новых информационных технологий (рис. 1). Информационные технологии (ИТ) дают дополнительный инструмент анализа и синтеза в образовании. ИТ - это технологический инструмент получения новых знаний в образовании. Главный инструмент - человеческий интеллект (педагог).

В соответствии с синергетической парадигмой жизнедеятельности социума, являющейся основой новой логики формирования мировоззрения, и смыслоцентрированным подходом, предлагаемым в качестве методологической основы, приведем основные синергетические принципы инновационного образования:

• принцип эволюционного движения, в соответствии с которым естественный порядок образования не является единственным возможным;

• принцип гармонизации, согласно которому формальный математический язык не может рассматриваться как универсальный без взаимодействия с понятийными, духовными, гуманитарными методами, т. е. гуманизация и гуманитаризация должны стать основополагающими в инновационном образовании;

• принцип вариативности: образование и подготовка высококлассного специалиста осуществляется на многовариантной и альтернативной основе; наличие моментов нестабильности, связанных с выбором дальнейшей траектории обучения; конфликт стилей в процессе обучения приводит к необходимости смены траектории обучения;

• принцип компаративного анализа системы ценностей: развитие личности студента реализуется на основе сравнения собственной системы личностных смыслов (ценностей) с тем, что накоплено в культуре; особым потенциалом в данном случае обладает дисциплина «иностранный язык», позволяющая осуществлять сравнение в поликультурном пространстве;

• принцип множественности в сопровождающей учебный процесс операции выбора ценностей и дальнейших путей развития; выбор, как правило, определяется смысловой значимостью для студента изучаемых реалий; процесс подготовки специалиста включает в себя разнообразные тенденции, сопровождаемые стихийными и управляемыми процессами разрушения старых и возникновения новых систем, поиска и приобретения новых смыслов;

• принцип нелинейности взаимодействия: образование может считаться инновационным, если оно будет представлять собой процесс нелинейного взаимодействия человека с интеллектуальной средой, при котором личность воспринимает ее для обогащения собственного внутреннего мира и благодаря этому созревает для умножения потенциала самой среды;

• принцип открытости: инновационная образовательная среда должна быть открытой системой (состоять из подсистем, между которыми происходит постоянный обмен информацией; являться подсистемой системы более высокого порядка и обмениваться информацией с другими ее подсистемами);

• принцип саморазвития: в инновационной образовательной среде должен быть обеспечен переход от управления к самоуправлению, от развития под влиянием внешних факторов к саморазвитию под влиянием внутренних факторов.

В соответствии с синергетической парадигмой жизнедеятельности целое всегда больше составляющих его частей. В проектировании и реализации инновационного обучения это озна-

чает, что инновационное образовательное пространство, частями которого являются взаимодействующие отдельные образовательные системы, представляет собой феномен, обладающий качественно новыми свойствами по сравнению с каждой отдельно взятой системой. В обучении иностранным языкам синергетический подход реализуется, например, в формировании коммуникативной компетенции, составляющие части которой - языковая, речевая, социокультурная и другие - взаимодействуя, образуют вторичную языковую личность, не просто владеющую знаниями по лексике, грамматике, стилистике и т. д., а реализующую это все в речи на определенном социокультурном фоне.

Таким образом, высшее образование позволяет усвоить правила самоорганизации самого себя и социальных систем, если преподаватель осуществляет свою инновационную педагогическую деятельность на базе синергетической парадигмы, на основе смыслоцентрированного подхода, в соответствии с теорией сложных систем, их самоорганизации, динамики хаоса и порядка, устойчивого состояния, если он владеет инновационными педагогическими технологиями и соответствующими им моделями педагогического взаимодействия.

В современной науке совершенно четко прослеживается тенденция интеграции естественных и гуманитарных наук, о чем мы уже говорили выше. Разрешению многих проблем взаимодействия двух культур - естественно-научной и гуманитарной - способствует становление эво-люционно-синергетической парадигмы. Она дает новое направление интеграции естественнонаучного и социально-гуманитарного знания и в то же время сама является результатом такой интеграции.

Литература

1. Буданов В. Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и образовании. 3-е изд., доп. - М.: ЛИБРОКОМ, 2009. - 240 с.

2. Суворов В. В. Синергетическая концепция самоорганизации // Синергетика: Труды семинара. Т. 3. Материалы круглого стола «Самоорганизация и синергетика: идеи, подходы и перспективы». - М.: МГУ, 2000. С. 325-337.

3. Громкова М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 415 с.

4. Вербицкая Л. А., Лисовский В. Т. Некоторые проблемы современного высшего образования в России // Высшее образование в России, 2002. С. 8-11.

5. Лозовский В. Н., Лозовский С. В. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. 2-е изд., испр. - СПб.: Лань, 2006. - 224 с.

6. Синергетика: Труды семинара. Т. 3. Материалы круглого стола «Самоорганизация и синергетика: идеи, подходы и перспективы». - М.: МГУ, 2000. - 368 с.

7. Синергетика и методы науки. - СПб.: Наука, 1998. - 439 с.

8. Синергетика и психология. Вып. 1. Методологические вопросы / Под ред. И. Н. Трофимовой, В. Г. Буданова. - М.: МГСУ «Союз», 1997. - 361 с.

9. Кульневич С. В. Философия жизни, тринитарность и синергетика как неклассические основы гуманитарного образования // Личностно-ориентированная педагогика. № 3. - Воронеж, 1999.

10. Абакумова И. В., Ермаков П. Н., Рудакова И. А. Смыслоцентризм в педагогике: новое понимание дидактических методов. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 2006. - 256 с.

11. Абакумова И. В., Ермаков П. Н. Психосинергетические проблемы смысловой дидактики // Северокавказский психологический вестник, 2005. № 3. С. 221-229.

12. Хакен Г. Тайны природы. Синергетика: учение о взаимодействии. - Москва-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2003. - 320 с.

13. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии, 1992. № 12.

14. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. - М.,

1994.

15. Капица С. П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. - М., 1997.

16. Князева Е., Туробов А. Единая наука о единой природе // Новый мир, 2000. № 3.

17. Князева Е. Н. Синергетика как симптом // Синергетическая парадигма. Синергетика образования: Рецензия. - М.: Прогресс-Традиция, 2007.

18. Курейчик В. М., Писаренко В. И. Синергетический подход в инновационном образовании // Открытое образование, 2007. № 3. С. 20-29.

19. Моран Э. Образование в будущем: семь неотложных задач. - Париж: ЮНЕСКО, 2000. - 85 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.