Научная статья на тему 'Современная налоговая политика России: приоритеты и тенденции'

Современная налоговая политика России: приоритеты и тенденции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
460
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИКА / НАЛОГ / ПОЛИТИКА / НАГРУЗКА / АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фишер О.В.

В статье подведены промежуточные итоги реализации отечественной налоговой политики с 2008 по 2011 г. в контексте долгосрочного социально-экономического развития России, направленного на формирование инновационной экономики знаний и переход от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. Обоснована способность налоговой политики выступать эффективным стимулом модернизации экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная налоговая политика России: приоритеты и тенденции»

28(70) - 2011

Налоги и налогообложение

УДК 336 (025+027)

современная налоговая политика

россии: приоритеты и тенденции

о. в. фишер,

кандидат экономических наук, доцент кафедры теории финансов, кредита и налогообложения Е-mail: olgaflsher@yandex. ru Волгоградский государственный университет

В статье подведены промежуточные итоги реализации отечественной налоговой политики с 2008 по 2011 г. в контексте долгосрочного социально-экономического развития России, направленного на формирование инновационной экономики знаний и переход от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. Обоснована способность налоговой политики выступать эффективным стимулом модернизации экономики.

Ключевые слова: модернизация, экономика, налог, политика, нагрузка, администрирование.

Экономическое развитие общества представляет собой многоплановый процесс, охватывающий экономический рост, структурные сдвиги в экономике, совершенствование условий и качества жизни населения. Содержательно категория «модернизация» достаточно близка к категории «экономическое развитие». Однако если экономическое развитие понятие эволюционное, то модернизация связана с обновлением экономической, технико-технологической, политической, общественно-культурной сфер общества. Модернизация экономики делает возможным переход к инновационной модели развития, рассматриваемой в качестве одной из важнейших задач, стоящих перед Россией. При этом назревшая потребность ускорения модернизации экономического развития актуализируется необходимостью компенсации негативных эффектов глобализации

и повышения конкурентоспособности отечественной экономики.

По мнению О. С. Белокрыловой и А. А. Бочко-ва [2, с. 40], одним из факторов перехода от трансформации к модернизационному этапу развития хозяйственной системы является долговременная положительная динамика макроэкономических показателей в России, наблюдающаяся в последние 11 лет (табл. 1). Несмотря на очевидное замедление в последние годы темпов экономического роста, связанное с негативным влиянием мирового финансового кризиса, российская экономика обладает необходимым запасом прочности для модернизационного варианта развития.

Для сохранения сложившихся позитивных макроэкономических тенденций первостепенное значение в настоящее время приобретает государственное регулирование экономики, важнейшим инструментом которого, без сомнения, является налоговая политика.

Несмотря на произошедшее реформирование последнего десятилетия, стимулом которого служило стремление Правительства РФ приблизить отечественное налогообложение к образцам справедливости, простоты, эффективности, снять все препятствия на пути экономического роста, налоговая система России пока не соответствует мировым стандартам ведущих развитых экономик. Нужно отдать должное институциональным новациям первых лет существования Российской

Таблица 1

Динамика основных макроэкономических показателей России за 2000—2010 гг.

Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Валовой внутренний продукт: млрд руб. % к предыдущему периоду 7 306 10 8 944 5,1 10 819 4,7 13 208 7,3 17 027 7,2 21 610 6,4 26 917 8,2 33 248 8,5 41 265 5,2 38 797 —7,2 44 491 4

Промышленное производство, % к соответствующему периоду предыдущего года 11,9 4,9 3,7 8,9 8 5,1 6,3 6,8 0,6 —9,3 8,2

Инвестиции в основной капитал, % к соответствующему периоду предыдущего года 17,4 10 2,8 13,7 10,9 10,9 16,7 22,7 9,9 —16,2 6

Реальные доходы населения, % к соответствующему периоду предыдущего года 12,0 8,7 11,1 15 10,4 12,4 13,5 12,1 2,3 2,1 4,1

Инфляция, % к предыдущему периоду 20,2 18,6 15,1 12 11,7 10,9 9 11,9 13,3 8,8 8,8

Безработица, % экономически активного населения 10,5 9 8 8,6 8,2 7,6 7,2 6,1 6,4 8,4 7,5

Доходы федерального бюджета: млрд руб. % от ВВП 1 132 15,5 1 594 17,8 2 205 20,4 2 586 19,6 3 429 20,1 5 127 23,7 6 279 23,3 77 79 23,4 9 274 22,5 7 337 18,9 8 304 18,7

Профицит федерального бюджета: млрд руб. % от ВВП 103 1,4 272 3 151 1,4 228 1,7 730 4,3 1 613 7,5 1 994 7,4 1 796 5,4 1 708 4,1 —2 300 —5,9 —1 812 —4,1

Доходы консолидированного бюджета: млрд руб. % от ВВП 2 098 28,7 2 684 30 3 519 32,5 4 139 31,3 5 430 31,9 8 580 39,7 10 626 39,5 13 368 40,2 16 004 38,8 13 421 34,6

Профицит консолидированного бюджета: млрд руб. % от ВВП 138 1,9 264 3 97 0,9 174 1,3 760 4,5 1759 8,1 2251 8,4 1 990 6 2 012 4,9 —2 427 —6,3

Стабилизационный фонд, млрд руб. 522 1 237 2 347 3 849

Резервный фонд, млрд руб. 4 028 1 831 775

Цена нефти Urals, долл. /барр. 26,7 23 23,9 27,3 34,2 50 61,1 68,9 94,8 60,4 77,9

Экспорт: млрд долл. % от ВВП 105 40,4 101,9 33,2 107,3 31,1 135,9 31,6 183,2 31 243,8 31,9 303,6 30,7 354,4 27,3 471,6 28,4 303,4 24,8 398 27,2

Импорт: млрд долл. % от ВВП 44,9 17,3 53,8 17,5 61 17,7 76,1 17,7 97.4 16.5 125,4 16,4 164,3 16,6 223,5 17,2 291,9 17,5 191,8 15,7 248,8 17

Золотовалютные резервы, млрд долл. 28 36,6 47,8 76,9 124,5 182,2 303,7 478,8 427,1 439 479,4

Денежная масса M2, % к соответствующему периоду предыдущего года 61,5 39,7 32,4 50,5 35,8 38,6 48,8 47,5 1,7 16,3 28,5

Внешний долг РФ (государственный и частный): млрд долл. % от ВВП 160 61,6 146,3 47,7 152,3 44,1 186 43,1 213,5 36,1 257,2 33,6 313,2 31,6 463,9 35,8 480,5 28,9 467,2 37,9 483 33

Источник: составлено автором по материалам [1].

Федерации как суверенного государства. Налоговая система в кратчайшие сроки была выстроена фактически с нуля, и это на фоне трансформационных сдвигов в экономике. В дальнейшем действующая налоговая система способствовала достаточно высоким темпам экономического роста.

В настоящее время перед государством стоит не менее сложная и масштабная задача — разработка и реализация долгосрочной налоговой политики модернизационного типа с учетом специфики социально-экономического развития России. Такая налоговая политика, с одной стороны, должна стабилизировать экономику и социальные процессы, обеспечивать текущие бюджетные потребности, основываясь на партнерских отношениях с частным капиталом в налоговой сфере. С другой — одновременно создать предпосылки преодоления функционально-стабилизационного этапа и обеспечить скорейшее формирование инвестиционной налоговой системы, ориентированной на потребности развития как государства, так и частного капитала. Здесь налогообложение рассматривается как фактор расширенного воспроизводства, во главу угла ставится инвестиционный процесс, а налоговая политика интегрируется в общую экономическую политику [9].

Важнейшие ориентиры модернизации российской экономики были заложены распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [30] (далее — Концепция-2020). Новая налоговая политика должна полностью отвечать задачам формирования в России инновационной экономики знаний, выступать одним из стимулов к переходу от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития.

Очевидно, что достижение запланированных средне- и долгосрочных макроэкономических показателей требует дальнейшего реформирования налоговой системы, особенно в условиях завершения реализации срочных антикризисных действий и перехода к устойчивому развитию экономики [13]. Большинство специалистов сходятся во мнении, что текущие налоговые новации по-прежнему необходимо ориентировать на достижение паритета фискальной и регулирующей функций налогов. Эту позицию удачнее всего сформулировал И. А. Май-буров, выделив четыре основные экономические задачи налогового регулирования на современном этапе [10, с. 73]:

- упрощение налоговой системы;

- снижение налогового бремени и его наиболее эффективное межотраслевое перераспределение;

- создание демократических и вместе с тем эффективных процедур налогового администрирования;

- формирование действенного налогового механизма социально-экономического прогресса.

При переходе к очередному этапу реформирования национальной налоговой системы не менее важно подвести некоторые итоги для ясности понимания сложившейся ситуации в налоговой сфере с позиции достижения указанных ключевых ориентиров.

Среди стратегических посылок долгосрочного социально-экономического развития выделяется тезис о формировании механизма социального развития, основанного на сбалансированности предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности. Достижение этой цели предполагается посредством создания высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику.

Важнейшим направлением налоговой политики определены отказ от повышения совокупной налоговой нагрузки в экономике и снижение издержек, связанных с исполнением обязанностей по уплате налогов. Идею снижения налогов в период экономической и финансовой нестабильности предложил и обосновал американский экономист Дж. М. Кейнс во время Великой депрессии 1930-х гг., и последующая практика доказала его правоту.

Руководствуясь теоретическими положениями и соображениями целесообразности, Правительство РФ в период 2008—2010 гг. разработало и реализовало ряд мер по корректировке налоговой политики в сторону снижения налогового бремени, направленных на стабилизацию экономики. Подобный тезис высказал Д. А. Медведев в выступлении на пленарном заседании петербургского международного экономического форума [11], акцентируя внимание на том, что в условиях финансового кризиса многие страны вынуждены повышать налоговое бремя на свои экономики. Для нашей страны такой способ покрытия расходов бюджета неприемлем, более того, в настоящее время Россия обладает достаточным потенциалом для преодоления его негативных последствий иными способами. Если оценить налоговый пресс на экономику буквально, как налоговые доходы консолидированного бюджета РФ в процентах от ВВП, тогда такое заявление выглядит вполне

обоснованным. Налоговая нагрузка на экономику за изучаемый трехлетний период колебалась незначительно и даже имела устойчивую тенденцию к снижению (табл. 2).

Однако такой оценочный подход в определении совокупной налоговой нагрузки можно подвергнуть критике. Тенденции декодификации налоговой системы, появление в правовом обороте сферы налоговых отношений понятия «фискальный сбор» заставляют пересмотреть методологию оценки реального налогового бремени в отечественной экономике.

По мнению специалистов [4, 6], в России действует ряд обязательных платежей регулярного характера, которые имеют налоговую природу, но не причисляются к налоговым платежам. В настоящее время фискальные сборы установлены законодательными актами: Федеральным законом от 31.07.1998 № 146-ФЗ «Налоговый кодекс РФ», Федеральным законом от 28.05.2003 № 61-ФЗ «Таможенный кодекс РФ», Законом РФ от 23.09.1992 № 3517-1 «Патентный закон», Законом РФ от 23.09.1992 № 3520-1 «О товарных знаках и знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», Федеральным законом от 21.07.2005 № 114-ФЗ «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и иными нормативными правовыми актами.

Примерами скрытых налогов могут служить вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений

в личных целях [28], а также реформа единого социального налога. Многие методологические проблемы в определении налогового бремени все еще остаются нерешенными и нуждаются в дополнительном осмыслении, в том числе с позиции влияния на его величину квазиналогов.

Наиболее существенные преобразования налоговых условий предпринимательской деятельности были предприняты в 2009 г. В рамках управления налоговыми изъятиями с 2008 по 2011 г. в экономике были произведены следующие ключевые изменения.

1. С 01.01.2009 снижена ставка налога на прибыль организаций с 24 до 20 % за счет снижения федеральной части налога с 6,5 до 2 % [16, 17]. Эта мера была вызвана необходимостью поддержания отечественных товаропроизводителей и высвободила оборотные средства организаций в условиях финансовой нестабильности (табл. 3). Федеральный бюджет лишился 560 млрд руб. (поступления в 2009 г. составили 195,4 млрд руб. против 761,1 млрд руб. в 2008 г. [15]). Тем не менее снижение налога на прибыль, по мнению Минфина России, стало адекватной мерой в условиях мировой налоговой конкуренции в долговременной перспективе [7].

Новации, снижающие нагрузку по налогу на прибыль, коснулись не только ставок, но и механизма его исчисления и взимания. Расширен состав амортизируемого имущества для налогообложения прибыли (с 20 до 40 тыс. руб. увеличился лимит первоначальной стоимости имущества, позволяющий в совокупности с другими условиями отнести объект учета к основному средству для налогообложения прибыли организаций) [18]. Введен по-

Таблица 2

Динамика совокупной налоговой нагрузки в России за 2008—2010 гг.

Показатель 2008 2009 2010

Млрд руб. % от ВВП Млрд руб. % от ВВП Млрд руб. % от ВВП

Налог на прибыль организаций 2 513,05 6,09 1 264,45 3,26 1 774,4 3,99

Налог на доходы физических лиц 1 665,6 4,04 1 665,05 4,29 1 789,63 4,02

Единый социальный налог* 811,7 1,97 803,17 2,07 132,26 0,3

Налог на добавленную стоимость 1 038,67 2,52 1 207,21 3,11 1 383,98 3,11

Акцизы 314,68 0,76 327,41 0,84 441,36 0,99

Имущественные налоги 493,42 1,2 569,65 1,47 628,17 1,41

Налоги, сборы и регулярные платежи 1 742,6 4,22 1 080,95 2,79 1 440,76 3,24

за пользование природными ресурсами

Всего поступило в консолидированный бюджет РФ... 8 579,73 20,79 6 917,88 17,83 7 590,56 17,06

Валовой внутренний продукт 41 264,9 38 797,2 44 491,4

*Единый социальный налог отменен с 01.01.2010, для сопоставимости данных соответствующие показатели 2010 г. скорректированы на совокупную величину взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование, которые по сути носят характер налоговых изъятий.

Источник: составлено автором по материалам [3, 15, 33].

Таблица 3

Динамика объемов производства в экономике России за 2008 — 2010 гг., % к предыдущему периоду

Показатель 2008 2009 2010

Объем промышленной продукции 100,6 90,7 108,2

Продукция сельского хозяйства 110,8 101,4 88,1

Строительство 112,8 86,8 99,4

Грузооборот транспорта 100,7 89,9 106,9

Оборот розничной торговли 113,5 95,1 104,4

Источник: составлено автором по материалам [12].

вышенный размер амортизационной премии (до 30 % первоначальной стоимости основных средств третьей — седьмой амортизационных групп) и значительно урегулирован порядок ее применения. Урегулирован порядок признания убытков от реализации имущественных прав для налогообложения прибыли. В рамках стимулирования расходов организаций на научные исследования впервые в российской практике введена норма, позволяющая признавать для налогообложения расходы в размере, превышающем сумму фактических затрат. Продлено до 2012 г. действие нулевой ставки налога на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В соответствии с международной практикой налогообложения, а также для сближения бухгалтерского и налогового учета из Налогового кодекса РФ исключен метод оценки ценных бумаг по стоимости последних приобретений (лифо).

Снижен барьер для предоставления освобождения от налогообложения налогом на прибыль организаций доходов стратегических акционеров, получаемых в виде дивидендов [19].

Введена налоговая льгота для участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с [31] (далее — участники проекта «Сколково»), которые при определенных условиях освобождаются от обязанности налогоплательщика по налогу на прибыль организаций на срок 10 лет со дня получения ими статуса участника проекта «Сколково» [21, 22].

2. С 01.01.2010 отменена гл. 24 Налогового кодекса РФ и вместо единого социального налога компании и индивидуальные предприниматели уплачивают взносы:

- в Пенсионный фонд РФ (ПФР) на обязательное пенсионное страхование 20 % с 01.01.2011 — 26 %);

- в Фонд социального страхования РФ (ФСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 2,9 % (с 01.01.2011 — 2,9 %);

- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) на обязательное медицинское страхование 1,1 % (с 01.01.2011 — 2,1 %);

- в территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) на обязательное медицинское страхование 2 % (с 01.01.2011 — 3 %). В отношении каждого физического лица установлено ограничение размера налогооблагаемой базы в 415 тыс. руб. (планируется индексировать) нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм и выплат, превышающих 415 тыс. руб., страховые взносы взиматься не будут [25, 29].

Это изменение, с одной стороны, вывело обязательные пенсионные и социальные платежи из сферы интересов налоговой системы, номинально уменьшило налоговую нагрузку на экономику, с другой стороны, в русле реализации стратегического положения Концепции-2020 по развитию пенсионного обеспечения способствовало переходу от налогового к страховому принципу формирования доходов пенсионной системы. Правительство РФ наметило среднесрочные и долгосрочные меры. Так, для действующей пенсионной системы важнейшим ориентиром является повышение уровня пенсионного обеспечения граждан. К 2010 г. средний размер трудовой пенсии по старости должен составлять 1,47, а к 2020 г. — до 2,5 величины прожиточного минимума пенсионера одновременно с повышением среднего размера социальной пенсии до прожиточного минимума.

По данным ПФР, номинальный и реальный рост пенсии в 2009—2011 гг. был достигнут, и она составила в 2010 г. свыше 7,8 тыс. руб. — 1,72 размера прожиточного минимума пенсионера. С 01.02.2011 трудовые пенсии увеличились на 8,8 %, а с 01.04.2011 социальные пенсии выросли на 10,27 %.

Есть и другой целевой ориентир для тех, кто работает в настоящее время — это достижение европейских стандартов пенсионного обеспечения: после 30 лет уплаты страховых взносов (в том числе и за счет собственных средств) гражданин европейской страны может рассчитывать на пен-

сию не ниже 60 % от суммы заработка, с которой уплачивались взносы [5].

Также Концепция-2020 определила необходимость установления переходного периода, в течение которого для страхователей, применяющих специальные и льготные налоговые режимы в высокотехнологичном секторе экономики и сельском хозяйстве, предусматривается компенсация части страхового взноса за счет средств федерального бюджета. Переходный период установлен не только в высокотехнологичном секторе. Для отдельных категорий налогоплательщиков пониженные тарифы страховых взносов действуют до 2025 г. Так, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в 2010 г. были освобождены от уплаты взносов в ФСС и ФОМС [25].

Тем не менее негативное влияние увеличения квазиналоговой нагрузки на товаропроизводителей не преминуло сказаться на секторе малого бизнеса. В настоящее время его представители уплачивают на пенсионное и соцобеспечение в совокупности не 14 % от доходов, начисляемых в пользу работника, как раньше, а 23,1 % (31,1 % пока освобождены от взносов в ФСС). По окончании переходного периода (для основной массы плательщиков это 2015 г.) отчисления с фонда оплаты труда для них составят 34 %. Предприниматели, не подпадающие под действие льготных тарифов (а таких большинство) утверждают, что не смогут справиться с возросшими платежами и будут вынуждены либо уйти в теневой бизнес, либо вовсе свернуть его.

Несмотря на стимулирующий характер налоговой политики России, определенная социальная напряженность и приближающиеся выборы вынуждают политиков искать новые подходы к налогообложению и возможности пополнения бюджета. Меры налоговой политики, принятые в 2009—2011 гг. повысили нагрузку налогоплательщиков [32]:

- ускоренная индексация ставок акцизов на легковые автомобили и мотоциклы, переход к расчету акцизов на бензин исходя из классов топлива, соответствующих экологическим классам автомобилей [20] привели к тому, что рост ставок акцизов в 2011 г. на легковые автомобили и мотоциклы в 2 раза опережает планируемый уровень инфляции. Для бензина АИ-80 ставки акциза повысятся на 58,2 %, для АИ-92 — на 15,8 %. Для АИ-95 и АИ-98 изменение ставки в зависимости от качества топлива составит от 5,5 до 7,8 %;

- расширение возможного увеличения ставок транспортного налога по отношению к базовым ставкам в 5—10 раз. Снижение базовых ставок транспортного налога с 2011 г. в 2 раза [20, 26]. Окончательное решение о ставках транспортного налога передано на региональный уровень;

- повышение ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на добычу природного газа с 01.01.2011 со 147 до 237 руб. /тыс. м3. Предусмотрено повышение до 251 руб. с 2012 г. и до 265 руб. с 2013 г. [26]. Эта мера приведет к повышению затрат на газ для всех категорий потребителей, приобретающих природный газ по регулируемым тарифам;

- повышение ставок взносов работодателей на обязательное пенсионное и социальное страхование с 26 до 34 %, установление для малых предприятий, относящихся к определенным видам деятельности, пониженной 26 %-ной ставки социальных взносов на 2011—2012 гг. [26] приведут к повышению социальной нагрузки на работодателей в среднем на 30 %. Для малых предприятий, которые смогут воспользоваться пониженной ставкой, социальная нагрузка вырастет на 90 %, а для тех, которые не воспользуются этой ставкой, — вырастет в 2,43 раза;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- увеличение периода оплаты больничного за счет работодателя с двух до трех дней, переход к начислению взносов ФСС на лиц, работающих по гражданско-правовым договорам [27] приведет к тому, что дополнительные расходы работодателей на оплату третьего дня пребывания на больничном в условиях 2009 г. составили бы 10,3—17,2 млрд руб. в зависимости от стажа и уровня оплаты труда лиц, находящихся на больничном.

Снижение издержек, связанных с исполнением обязанностей по уплате налогов, напрямую зависит от эффективности налогового администрирования. Целевыми результатами этого направления следует считать, с одной стороны, сокращение возможностей и уменьшение масштабов уклонения от уплаты налогов, с другой стороны, снижение издержек и облегчение процедур исполнения налогоплательщиком налогового обязательства, а также совершенствование форм и методов налогового контроля за исполнением им этого обязательства. Доступными для анализа индикаторами здесь являются показатели задолженности по налогам и величины урегулированной налоговой задолженности. Из-за отсутствия официальных аналитических данных в области оценки эффективности налогового администрирования в табл. 4 приведены рассчетные данные.

Основные изменения, коснувшиеся этой сферы, следующие:

- начиная с 2009 г. введено обязательное досудебное урегулирование обжалования решений налоговых органов;

- установлен новый порядок принудительного взыскания задолженности по налогу, сбору, суммам пени и штрафов за счет имущества налогоплательщика — физического лица (гражданина России, иностранного гражданина, лица без гражданства), не являющегося индивидуальным предпринимателем [23];

- расширены полномочия налоговых органов при проведении налоговой проверки [18];

- проведена индексация санкций за налоговые правонарушения проверки [18];

- изменены компетенции органов власти при расследовании налоговых преступлений (Следственный комитет, его территориальные подразделения) [24];

- закреплены возможности налогоплательщика как самостоятельного субъективного права производить сверку расчета налогов с налоговым органом, а также право получать акты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам [18];

- расширены обязанности налогоплательщиков в отношении информирования налоговых

органов об открытии/закрытии обособленных подразделений.

Оценивая текущую налоговую ситуацию в целом, можно утверждать, что в налоговой политике России не просматривается тот модернизационный базис, которого требует амбициозная стратегическая цель, провозглашенная Концепцией-2020, т. е. достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI в., занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции.

Производственный сектор отечественной экономики испытывает влияние многократного налогового пресса (труд обложен налогами на наивысшем в мире уровне, ссудный капитал чрезмерно дорог и для среднего и малого бизнеса просто недоступен [8, с. 28]). При этом большим заблуждением в государственном регулировании экономического развития является ставка только на стимулы и бюджетные ассигнования — инструментарий, в терминологии Е. Ясина [34], модернизации сверху. За счет стимулов и преференций невозможно создать условия технологического прорыва, преодолеть инновационную отсталость экономики. Напротив, основная задача государства для успешной модернизации заключается в создании условий жесткой конкуренции, при которой компании, не желающие модернизироваться, просто не выживают.

Таблица 4

Динамика показателей эффективности налогового администрирования в России за 2008 — 2010 гг.

Показатель Всего По федеральным налогам и сборам По региональным и местным налогам и сборам

2008 2009 2010 2008 2009 2010 2008 2009 2010

Задолженность перед бюдже- 559,07 698,96 704,53 467,12 590,62 585,11 80,63 58,61 44,44

том по налогам и сборам, всего,

млрд руб.

Задолженность перед бюд- 1,35 1,8 1,58 — — — — — —

жетом по налогам и сборам,

всего, % от ВВП

Задолженность перед бюд- 7,03 11,12 9,15 13,08 23,6 18,24 1,84 1,55 0,99

жетом по налогам и сборам,

всего, % от доходов консолиди-

рованного бюджета

Возможная к взысканию — — 693,08 — — 575,76 — — 101,42

задолженность, млрд руб.

Недоимка, млрд руб. 223,5 323,39 315,49 165,69 251,65 232,85 50,26 35,32 30,67

Недоимка, % ВВП 0,54 0,83 0,71

Недоимка, % от доходов соот- 2,81 5,14 4,1 4,64 10,06 7,26 1,15 0,93 0,68

ветствующего бюджета

Урегулированная задолжен- — 366,59 377,59 — 332,44 342,9 — 29,63 19,93

ность, всего, млрд руб.

Урегулированная задолжен- — 0,94 0,85 — — — — — —

ность, % от ВВП

финансовая аналитика

проблемы и решения ^ 23

Окончание табл. 4

Показатель Всего По федеральным налогам и сборам По региональным и местным налогам и сборам

2008 2009 2010 2008 2009 2010 2008 2009 2010

Урегулированная задолжен- — 5,83 4,91 — 0,13 0,11 — 0,01 0

ность, % от доходов соответс-

твующего бюджета

Реструктурированная задол- 37,31 31,13 25,41 36,31 28,75 23,33 14,14 14,23 1,13

женность, млрд руб.

Реструктурированная задол- — 8,49 6,73 — 8,65 6,8 — 48,04 5,66

женность, % от урегулирован-

ной задолженности

Отсроченные (рассроченные) — 0,46 0,82 0,46 0,29 0,68 0,21 0,31 0,01

платежи, всего, млрд руб.

Отсроченные (рассроченные) — 0,13 0,22 — 0,09 0,2 — 1,06 0,07

платежи, % от урегулированной

задолженности

Задолженность перед бюд- 407,79 454,95 395,51 71,47 402,42 344,63 43,57 32,14 19,64

жетом по пеням и налоговым

санкциям, всего, млрд руб.

Урегулированная задолжен- — 454,95 183,05 — 402,42 172,44 — 44,71 19,23

ность, всего, млрд руб.

Урегулированная задолжен- — 100 46,28 — 100 50,04 — 139,1 97,9

ность, % от задолженности

перед бюджетом по пеням и

налоговым санкциям

Налоговые доходы консолиди- 7 948,94 6 288,3 7 695,79 — — — — — —

рованного бюджета, млрд руб.

В том числе: — — — — — —

— федерального бюджета, 3 571,92 2 502,6 3 207,2 — — — — — —

млрд руб.

— консолидированного бюд- 4 377,01 3 785,7 4 488,59 — — — — — —

жета субъектов РФ, млрд руб.

Источник: составлено автором по материалам [14].

Создание налоговой системы модернизацион-ного типа — сложная задача, требующая всестороннего экономического анализа перспектив такого шага и его возможных последствий. В настоящее время концептуальная трансформация налогообложения крайне необходима. Российский бизнес измучен точечными изменениями налогового законодательства, предпринимаемыми в последние годы. Отечественная налоговая среда страдает диспропорциями и несправедливостью в обложении и администрировании (налогообложение крупнейших налогоплательщиков не достаточно урегулировано, чрезмерно влияние налогового фактора на граждан, представителей малого и среднего бизнеса). Поэтому следующий этап налоговой реформы должен включать:

— обеспечение стабильности налогового законодательства, закрепление недопустимости любых изменений, усиливающих налоговое бремя в течение хозяйственного года; максимальная

конкретизация налогового законодательства, тем самым снижение вероятности его неверной интерпретации;

— устранение имеющейся дискриминации налогоплательщиков в зависимости от форм собственности, размеров, видов деятельности; обеспечение стимулирующего воздействия налоговой системы на развитие малого и среднего предпринимательства путем предоставления налоговых льгот, налоговых каникул, отсрочки уплаты, налогового кредита; упрощение учета, развитие специальных налоговых режимов; полное освобождение от налогообложения или снижение налоговой ставки в случае направления прибыли предприятия на развитие производства, содержание объектов социальной сферы и т. д.

Список литературы

1. База показателей социально-экономического развития России. Институт комплексных стра-

тегических исследований. URL: http://www. icss. ac. ru/macro.

2. Белокрылова О. С., Бочков А А Перспективы посткризисной модернизации экономики России // Экономический вестник РГУ. 2008. № 4. Т. 6.

3. Валовой внутренний продукт. База показателей социально-экономического развития России. Институт комплексных стратегических исследований. URL: http://www. icss. ac. ru/macro/ index_year. php?id=2.

4. Васянина Е. Л. Система фискальных сборов по законодательству Российской Федерации / / Правовая политика Российской Федерации в условиях современного социально-экономического развития. Материалы II международной научно-практической конференции (12—13 октября 2007 г.). Ростов-н/Д: РГЭУ, 2007.

5. Донин Ю. Валоризациия, что это такое? // Аудит и налогообложение. 2010. № 1.

6. Зарипов В. М. Закат реформы. Что дальше? // Налоговая неделя в России — Tax Week in Russia. URL: http://www. taxweek. ru/conference/2011-04-11-lecture. shtml.

7. Зубарева И. Е. Минфин России: снижение ставки налога на прибыль — не пожарная мера // Новое в бухгалтерском учете и отчетности.

2009. № 9.

8. Кашин В. А Вместо реформирования — модернизация // Налоговая политика и практика.

2010. № 11.

9. Кузьменко В. В., Ефимец Е. А. Институциональный подход к исследованию налогового потенциала и налогового бремени. URL: http://www. abiturient. ncstu. ru/Science/articles/ econom/14/32.pdf/file_download.

10. Майбуров И. А. Реформирование налоговой системы России: современный контекст и среднесрочные перспективы // Вестник УГТУ-УПИ. 2008. № 6.

11. Медведев Д. А Выступление на пленарном заседании петербургского международного экономического форума // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2010. № 2.

12. Объем производства. База показателей социально-экономического развития России. URL: http://www. icss. ac. ru/macro/index_year. php?id=3.

13. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов. URL: http://www. minfin. ru/common/img/uploaded/ library/2010/05/0NNP_20100526_0d0br. doc.

14. Отчет о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации за 2008— 2010 гг. URL: http://www. nalog. ru/nal_statistik/ analitika/budjet.

15. Отчеты о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации за 2008—2010 гг. URL: http://www. nalog. ru/ nal_statistik/stat_otch/3777820.

16. О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 26.11.2008 № 224-ФЗ.

17. О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2008 № 305-ФЗ.

18. О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования: Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ.

19. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 25.11.2009 № 281-ФЗ.

20. О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 28.11.2009 № 282-ФЗ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково»: Федеральный закон от 28.09.2010 № 243-ФЗ.

22. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2010 № 395-ФЗ.

23. О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 29.11.2010 № 324-ФЗ.

24. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия: Федеральный закон от 28.12.2010 № 404-ФЗ.

25. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от

24.07.2009 № 213-ФЗ.

26. О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2010 № 307-ФЗ.

27. О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»: Федеральный закон от

08.12.2010 № 343-ФЗ.

28. О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных про-

изведений в личных целях: постановление Правительства РФ от 14.10.2010 № 829.

29. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

30. О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.

31. Об инновационном центре «Сколково»: Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ.

32. Политика повышения налоговой нагрузки на бизнес с 2011 г. URL: http://www. icss. ac. ra/userffles/ffle/eventcom/20110112.pdf.

3 3. Поступление администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2008—2010 гг. URL: http:// www. nalog. ru/nal_statistik/analitika/budjet.

34. Ясин Е. Г. Государство и экономика на этапе модернизации. Доклад // VII Международная научная конференция «Модернизация экономики и государство». Государственный университет — Высшая школа экономики. С участием Всемирного банка и Международного валютного фонда. М.: ГУВШЭ, 2006. URL: http://www. hse. ru.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также

монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.

По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий

(495) 721-85-75 post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.