Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА УЗБЕКИСТАНА'

СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
390
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыка / эстрада / песня / композитор / искусство / жанр / композиторское творчество / культура / традиция / специалист / традиционная музыка. / music / stage / song / composer / art / genre / composer's work / culture / tradition / specialist / traditional music.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шерматов Комилжон

деятельность традиционных музыкантов и эстрады это лишь отдельные эпизоды сложного процесса, бурлящего в мегаполисе Ташкента. Даже эти фрагменты показывают, насколько все взаимосвязана. Музыкальное искусство Узбекистана активно развивается, выбирая в себя всю мудрость поколений, народных и классических традиций. Одним из наиболее популярных жанров композиторского творчества, которому в наши дни уделяется большое внимание, является эстрадная музыка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN MUSICAL CULTURE OF UZBEKISTAN

the activities of traditional musicians and pop music are just separate episodes of a complex process that is seething in the metropolis of Tashkent. Even these fragments show how interconnected everything is. The musical art of Uzbekistan is actively developing, choosing all the wisdom of generations, folk and classical traditions. Pop music is one of the most popular genres of composing creativity, which is currently receiving much attention.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА УЗБЕКИСТАНА»

СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА УЗБЕКИСТАНА

Шерматов К.

Шерматов Комилжон - Заслуженный артист Узбекистана, доцент, кафедра инструментальное исполнительство, Государственный институт искусств и культуры Узбекистана, г Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: деятельность традиционных музыкантов и эстрады - это лишь отдельные эпизоды сложного процесса, бурлящего в мегаполисе Ташкента. Даже эти фрагменты показывают, насколько все взаимосвязана. Музыкальное искусство Узбекистана активно развивается, выбирая в себя всю мудрость поколений, народных и классических традиций. Одним из наиболее популярных жанров композиторского творчества, которому в наши дни уделяется большое внимание, является эстрадная музыка. Ключевые слова: музыка, эстрада, песня, композитор, искусство, жанр, композиторское творчество, культура, традиция, специалист, традиционная музыка.

MODERN MUSICAL CULTURE OF UZBEKISTAN Shermatov K.

Shermatov Komiljon - Honored Artist of Uzbekistan, Associate Professor, DEPARTMENT OF INSTRUMENTAL PERFORMANCE, STATE INSTITUTE OF ARTS AND CULTURE OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the activities of traditional musicians and pop music are just separate episodes of a complex process that is seething in the metropolis of Tashkent. Even these fragments show how interconnected everything is. The musical art of Uzbekistan is actively developing, choosing all the wisdom of generations, folk and classical traditions. Pop music is one of the most popular genres of composing creativity, which is currently receiving much attention. Keywords: music, stage, song, composer, art, genre, composer's work, culture, tradition, specialist, traditional music.

Динамика музыкальной культуры осуществляется на основе развития национальных традиций в синтезе с традициями мировой культуры. Активное впитывание разно национальных влияний, создание новых видов, жанров и форм то есть, по существу, создание системы искусств, которая соответствовала бы новому социальному опыту народа, стало ведущей линией развития узбекской культуры. Современная узбекская музыка развивалась на основе национальных вековых музыкально-исполнительских традиций и выработка свой музыкальный язык, используя при этом достижения европейских музыкальных культур.

Становление узбекской музыки в XX веке было очень специфичным и в силу ряда условий. Одно преемственно связанное с традиционной музыки узбеков, другое новое, зародившиеся в новом столетии, представляет собой профессиональное искусства европейского типа. Эти течения развиваются параллельно, и долгий порой в некоторой изоляции друг от друга. Традиционная музыка, понимание которого складывалось веками. Новое профессиональное искусство европейского типа, понимание которого требует особой подготовки, находит слушателей в основном, в среде городской интеллигенции. Но тем не менее, в начале века именно традиционная музыка способствовала формированию и развитие современного композиторского творчества.

В рамках устного бытового музицирования оформилось традиционное искусство, которое по художественному совершенству, по содержательности, а главное в узбекском обществе прошлого перешагнуло тесные рамки прикладных бытовых функций, оба течения воплощают как бы противоположные качества национального одно несет в себе тенденцию к кристаллизации унаследованных начал, другое стремится расширению внешних связей.

На процессе взаимодействия традиционного и современного по своему протекает в каждом из них. В силу огромного различия музыкальных систем эти течения развиваются параллельно, хотя и взаимно используют друг друга. Традиционная музыкальная культура, не обнаруживая склонности к решительной перестройке мышления под воздействием европейской музыки, однако широко используют неведом не ей ранее жанры и формы ансамблевого и оркестрового исполнительство. Узбекистан, как многонационально государство, став субъектом современного мира стремится к поиску собственной национальной идентичности, сохраняя исторически склонившуюся разнообразную культурную среду. Отсюда внимания к проблемам истерической памяти, интерес к культурному наследию, духовным сокровищам народа выдвинули на первый план темы духовности, религии, исторического прошлого, но с современным мироощущением и восприятием. И современное музыкальное творчество, объединяющее в себе два крупных пласта-традиционное и современное начинает постепенно завоевывать отведенное ему пространство в жизни современного общества, и это в свою очередь выдвинуло важную задачу для современного исследователя потребность заново осмыслить все то, что происходило в музыкальной

культуре республики. С этой позиции музыкальное наследие Узбекистана представляет собой огромную ценность. Именно в нем на протяжении веков не только отшлифовались совершенные образцы художественного творчества народов. Если взглянуть на музыку Узбекистана, как на единое совокупность целое, то увидим, насколько расширились круг её интонаций, возросли возможности форма творчества, как обратился её жанровый состав, который включает в себе и традиционно-восточные, и традиционно западные формы. В рамках одной культуры сохраняются две музыкальные традиции.

Резко изменился сам характер музыкальной жизни: традиционное музицирование уступают и уступили уже место общественной концертной музыкальной практике. Десятки и сотни концертных выступлений профессиональных и самодеятельных коллективов повлияли и на репертуар, и на манеру исполнения, и на восприятие, привнеся черты коллективности и концертной. Композиторское вслушивание в быт открывает в нем все новые слои музыки, представляющей разнообразные и необычайно интересные новообразования, такие как интонационно-мелодическое обновление привычных образов, ритмические сдвиги, новые жанровые сочетания, сближение самых различных видов бытовой музыки, влияние новой танцевальной музыки, воздействие нового инструментария, влияние джазовой музыки, привносящей повышенную от рядности, экспрессивность, новые вокальные приемы.

Но вот что реально существует в наши дни - это действительно музыкальный «потоп», точнее наводнение - глобальное распространение эпидемии эстрадной музыки с её «поп» группами, различного рода шансон, хит, реп, электро ансамблями, которая охватила в последнее время не только Узбекистан, но и весь регион. Ныне, чтобы именоваться композитором, не обязательно посвятить себя с детских лет изучения всего накопленного мировой историей музыкального искусства, не обязательно окончить консерваторию или колледжи. Достаточно вооружиться техническими средствами и прослушав десятки соответствующих образцов, начать самому продуцировать подобное «творчество». И все это мешает в первую очередь формированию музыкальных вкусов, особенно у подрастающего поколения. На это брошены все силы таких мощных средств пропаганды шоу бизнеса, как реклама, аудиовизуальное тиражирование, концерты поп музыки с фонограммами, а также радио и особенно телевидение. Само понятие «эстрада» заменяется современным «шоу-бизнес», более актуальным в условиях свободного рынка. Эстрада представляет собой традицию, появления современной массовой музыкальной культуры в Узбекистане.

Узбекистанская эстрада и сегодня продолжает существовать в лице таких исполнителей, как Ю. Усманова, Н. Абдуллаева, Г. Якубов, К. Каюмов, ансамблей «Ялла», «Нола», «Байрам» «Хужа» и другие.

Эстрада прочно укрепила свои позиции в сознания современного человека, она окружает нас повсюду - в эфире радио и телевидения, бытовая аудио и видеомузыка, массовые музыкальные шоу праздники и семейные торжества, где наряду с национальной обрядовой музыкой, жанрами фольклора, обязательно присутствуют образцы эстрадного песней творчества (точнее, «фоноргамтворчества»).

Основными преимуществами в плане бытия эстрадной песни представляется её общедоступности и легкость восприятие независимо от возраста слушателя. Являясь жанром, не требующем специальной музыкальной и интеллектуальной подготовки для прослушивания. Эстрада более чем какой-либо иной вид музыки, внедряется в повседневную жизнь.

Произведение, где происходит то или иное взаимодействие макома с европейскими принципами, даже с самыми незамысловатыми, например, в его оркестровой обработке, приобретают определенную специфику. В зависимости от особенностей претворения макома это специфика проявляется в большей или меньшей мере. Среди многообразия типов современного претворения макома из произведений, где так или иначе преломляется его черты, можно выделить по крайне мере, две группы. Одну из них составляют те сечения где внедрения макома не отражается на европейской музыки (симфония, поэма, концерт и т.д.). Примером тому, концерт для оркестра Ф.Янов-Яновского, где творчески используют формообразующие принципы инструментальных частей «Шашмакама», до сего времени. Являющимся оригинальным сечением нового времени. Другая группа включает собственно специфические разновидности, возникшие на основе синтеза макома и европейских принципов и жанров, послуживших образованию новых форм м видов.

В них уже название декларирует результат такого взаимодействие, например, симфонический маком, симфония маком, концерт маком, концерт-достоин и т.д. Они могут быть отнесены к разряду неевропейских, но они подчеркивают национальную принадлежность к культуре неориентированной на европейскую жизнь показала, что современные условия отнюдь не уничтожило предпосылки для дальнейшей эволюции народного сознания. Произошло адаптация традиционной культуры в современной художественной системы в результате чего в её народах были рождены новые формы. Это в определённой мере получило свое выражение в синтезе традиционной культуры с массовой музыкальной культурой. В результате родилось явление, входящего за рамки как народной музыки, так и традиционной массово-популярных жанров, куда обычно относят эстрадную вокальную и инструментальную музыку, массовые песни, джаз, бардовеную лирику, а также мощный пласт поп и рок музыки, являющейся частью поп культуры. Примером тому создание музыкальных этно клипов, основанных на традиционной культуры и современной поп и рок музыки, где подлинные мелодии народных песен интерпретируются с новыми технологиями. Это современная интерпретация макомов произведений Севарой Назархон, произведений узбекских бастакоров ансамблей «Нола» или осуществление в Узбекистане при поддержке Швейцарского агентства по сотрудничеству и развитие проектов «Репши» (синтез искусства народных сказителей - бахши и современного репа), «Мавриги» - своеобразного, свадебно-обрядного действия современных концертно-

театральных формах и т.д. При этом основными факторами национальной идентичности выступают: наличие творческих направлений, стилей, их взаимодействие и сочетание, жанровое многообразие и музыкальное исполнительство, на самое главное - это музыкальный язык, который должен будет сознание тревожить чувство и быть вестником главной идеи - жизнь продолжается.

Список литературы /References

1. Ю. Тураев «Эстрадное искусство Узбекистана». Ташкент 2017 г.

2. Ф.М. Кароматов «Макомы мугамы и современное композиторское творчество» Ташкент 1978 г.

3. О. Ибрагимов «Фергана-Ташкентские макомы» Ташкент 2006 г.

4. Н. Нархужаев «Современное эстрада» Ташкент 2001 г.

5. Е. Бронфин «О современной музыкальной критике» Москва 1977 г.

6. Д. Амануллаева «Эстрадное пение» Ташкент 2007 г.

7. А. Мелдебеков «Развитие эстрадной музыка в Узбекистане» Ташкент 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.