"Oriental Art and Culture" Scientific-Methodical Journal / ISSN 2181-063X Volume 4 Issue 1 / February 2023
ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЭСТРАДНОЙ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ
ОБРАЗОВАНИЯ
Фарход Абдуллаев [email protected] Государственная консерватория Узбекистана
Аннотация: Эстрада стала неотъемлемой частью современной культурной ситуации в Узбекистане, и она прочно вошла в местную систему функционирования массовой музыкальной культуры. Современную музыкальную культуру Узбекистана невозможно представить вне многообразия стилей эстрадной музыки (эстрадная песня и инструментальная музыка с разнообразием жанров, киномузыка, саундтреки, рекламная музыка. видеоклипы, аранжировки узбекской музыки и др.). Узбекской эстрадное музыкальное искусство сегодня является не только органической принадлежностью быта, но и своего рода атрибутикой современного художественного творчества и исполнительства, что наглядно выражено при изучении запросов музыкально-эстетических потребностей современной молодежи.
Ключевые слова: культура, искусство, эстрада, музыка, образование, стиль, жанр, композиция, коллектив
INTERPRETATIONS OF VARIETY MUSIC IN THE PROCESS OF
EDUCATION
Farhod Abdullayev [email protected] State Conservatory of Uzbekistan
Abstract: Variety has become an integral part of the modern cultural situation in Uzbekistan, and it has firmly entered the local system of functioning of mass musical culture. The modern musical culture of Uzbekistan cannot be imagined outside the variety of styles of pop music (pop songs and instrumental music with a variety of genres, film music, soundtracks, advertising music, video clips, arrangements of Uzbek music, etc.). Uzbek pop musical art today is not only an organic part of everyday life, but also a kind of attribute of modern artistic creativity and performance, which is clearly expressed in the study of the musical and aesthetic needs of modern youth.
Keywords: culture, art, stage, music, education, style, genre, composition, group
Музыкальное искусство Узбекистана на рубеже столетий характеризуется углублением художественной проблематики, смелым расширением жанрово-стилевого диапазона (от массовой песни до музыкально-сценических жанров, как музыкальная драма, опера, балет), обогащением выразительных средств и композиционных приемов. Стремительный подъем национального самосознания в музыкальном творчестве, начиная от традиционной музыки до композиторского творчества, их глубокое образное содержание, оригинальность стиля и высокое художественное воплощение стали первопричиной выхода, созданных в республике музыкальных произведений и направлений исполнительства на мировую арену.
Музыкальная культура Узбекистана на нынешний день достигла такого уровня развития, при котором появилась объективная возможность для определения и решения тех или иных проблем, в том числе и в сфере музыкально-массовых жанров, поскольку та рубеже ХХ-ХХ1 столетий здесь явно формируются определенные жанры с присущими только им особенностями творчества и интерпретации.
Эстрада стала неотъемлемой частью современной культурной ситуации в Узбекистане, и она прочно вошла в местную систему функционирования массовой музыкальной культуры. Причем в истории музыки она ознаменована особой интенсификацией процесса эстрализации искусства; при этом первенство среди прочих жанров принадлежит эстрадной песне. Интерес в этому жанру объясняется тем, что именно песня стала носителем универсального содержания, которое получило индивидуальное проявление музыкальном творчестве разных стилей и направлений. К тому же эстрадная песня - одна из немногих жанров, отличающихся широтой своего распространения, и географическая карта жанра на рубеже столетий стремительно расширяется. В процессе распространения эстрадной песни формируются национальные центры его интенсивного развития, появляются новые творческие фигуры (творцы, аранжировщики, исполнители), возникают произведения, которые входят в число значительных образцов эстрадной песенности [1].
Вышеизложенное приводит к мысли о проблеме индивидуально-авторской эстрадной музыки, требует от исследователей научно-теоретического и музыкально-исполнительского, а в целом по своей значимости - и культурологического осмысления. Эта проблема связана с вопросом жизненности эстрадной музыки в условиях современности, которая силу выраженных в нем устойчивых стабильных признаков способна вызвать к жизни многочисленные его образцы, связанные с проблематикой творчества и исполнительства.
И сегодня узбекская эстрадная музыка функционирует во всем спектре своих традиционных форм, форм обновленных и принципиально новых форм, в оболочке которых она получает как бы вторую жизнь; свидетельством тому, функционирование Института узбекского эстрадного искусства при Госконсерватории Узбекистана по подготовке высококвалифицированных специалистов творчества и исполнительства эстрадной музыки, проведения фестивалей и конкурсов по направлениям эстрады, функционирование ряда профессиональных коллективов и ансамблей, создания композиторами Узбекистана произведений в различных жанрах эстрадной музыки (А.Икрамов, Н.Норходжаев, В.Сапаров, Д.Амануллаева, Х.Хасанова и др.), организация и проведения в Узбекистане Международных фестивалей, в частности, современной джазовой музыки (например, последний в ноябре 2022 года в Большом зале консерватории). Причем «морфология сегодняшней узбекской музыки гораздо богаче, многосоставнее, нежели в XIX столетии» (Н.Янов-Яновская). Но тем не менее, «когда мы ведем разговор об эстрадном искусстве сегодняшнего и его развитии в будущем, - отмечал Первый Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов, - следует обратить особое внимание на значение термина «национальная эстрада», и оберегать её от влияния различных течении «массовом культуры» (1111 по эстрадному искусству от 2001 года).
Представленные на суд слушателей «произведения» ряда молодых исполнителей и творческих групп не отвечают критериям и запросам искусства, не только содержанием и музыкой, стилями исполнения, где даже и сценические движения в открытую подражают зарубежным аналогам «массовой культуры». А постоянно встречающаяся «звездная болезнь» омрачает подлинных ценителей данного искусства.
О значении музыки при создании кинофильма, хотелось бы привести слова известного режиссера Квентина Тарантино: «Я не могу работать над сценарием, пока не решу для себя, какой мелодией откроется фильм, какое настроение она создает у зрителя. Именно музыка помогает мне найти правильный ритм у зрителя. Именно музыка помогает мне найти правильный ритм фильма». Этот процесс продолжается и во время съемок. Режиссер дает актерам послушать музыку, чтобы помочь настроиться на данную сцену или включает её фрагмент, чтобы задать ритм определенного эпизода или сцены. Такое «почтительное отношение музыке, понимание её способности заряжать зрителя своей мощной эмоционально энергией» и создает взрывную, психологически напряженную атмосферу действия, что превращает фильмы в захватывающее зрелище, которое смотрится на одном дыхании.
И именно живое звучание эстрадной музыки - это путь прямого контакта с публикой. Её важнейшие показатели - массовость их аудитории, высокая степень
I ¡ЬЛЦ^^В! 920 http://oac.dsmi-qf.uz
информативности, органическая взаимосвязь творческих и технологическо-исполнительских процессов. В ней оперируется предельно простой, отработанный предшествующей культурой, техника. Она обращена к огромной зрительско-слушательской аудитории и ориентирована на среднюю языковую семиотическую норму. И изучение вопросов творчества и интерпретации эстрадной музыки, примат практического навыка, интуиция ансамблевого музицирования вместо индивидуальной композиторской логики, профессионализм «группы» (творец-аранжировщик, исполнитель-певец, ансамбль инструментальный, звукооператор компьютерной техники; ныне все это в одном лице!) и по существу, анонимность; недифференцированность композиторских и исполнительских способностей [2].
Глобальное воздействие, оказываемое эстрадной (более шире массовой) музыкой на современное общество, показатель её популяризации. И в Узбекистане эстрадная музыка занимает значительную часть культурного пространства, начиная от клипов по телевидению, звучащей музыки по радио каналам и ТВ, публичных концертов и выступлений эстрадных певцов на всех праздниках и презентациях. Она включает в себя разные стилевые направления (поп и рок музыки, джаз, рэп и пр.), обладает широким спектром музыкально-выразительных средств, обусловленных разными стилевыми истоками. И эта музыка существует только для слуха; её бытие в постоянном звучании.
Современную музыкальную культуру Узбекистана невозможно представить вне многообразия стилей эстрадной музыки (эстрадная песня и инструментальная музыка с разнообразием жанров, киномузыка, саундтреки, рекламная музыка. видеоклипы, аранжировки узбекской музыки и др.). Узбекской эстрадное музыкальное искусство сегодня является не только органической принадлежностью быта, но и своего рода атрибутикой современного художественного творчества и исполнительства, что наглядно выражено при изучении запросов музыкально-эстетических потребностей современной молодежи [3].
Ведь эстрада - это вид сценического искусства преимущественно популярно-развлекательного направления, включающее в себя такие сферы творчества, как музыка, слово, пение, танец, театральность, исполнительство; и как правило рассчитанное на массовое восприятие. Именно в своем многообразии и неповторимости жанрового состава эстрадное искусство (эстрадная музыка, эстрадная песня, джаз, дискотека, шоу-программы, видеоклипы, ВИА и др.) оно пользуется широкой популярностью среди массового слушателя. Оно занимает основное место на концертной сцене, радио, телевизионных шоу-программах, молодежных дискотеках, в массовых праздничных представлениях; в проведении фестивалей, конкурсов; кроме того
I ГсОТ^^^^Н 921 http://oac.dsmi-qf.uz
оно широко проникло в сферу традиционной культуры - народные гуляния (сайиль), праздники - Навруз, Мехрижон, Мустакиллик, семейные торжества -свадьбы. Эстрадное искусство Узбекистана является наиболее развитым направлением, позволяющей исполнителям - певцам, музыкантам, коллективам привлекать широкий круг слушателей и оказывать огромное эмоционально-психологическое и эстетико-воспитательное воздействие на аудиторию, благодаря богатейшим возможностям самой эстрадной музыки.
Эстрадное искусство Узбекистана является наиболее развитым направлением, позволяющей исполнителям - певцам, музыкантам, коллективам привлекать широкий круг слушателей и оказывать огромное эмоционально-психологическое и эстетико-воспитательное воздействие на аудиторию, благодаря богатейшим возможностям самой эстрадной музыки.
И сегодня изучение и разработка проблем, возникающих в области эстрадного музыкального исполнительства - важная, насущная задача музыкальной науки Узбекистана.
Использованная литература
1. История узбекской музыки. М., 1979.
2. История узбекской советской музыки. 1-3 тома. Ташкент, 1972-1973, 1991.
3. Матякубов О. Додекаграмма. Ташкент, 2005.