Научная статья на тему 'Современная молодежь республики Башкортостан: идентификация идентичности (по материалам этносоциологических исследований)'

Современная молодежь республики Башкортостан: идентификация идентичности (по материалам этносоциологических исследований) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
145
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ МАТРИЦЫ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СЕМЕЙНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / Я-ОБРАЗ / САМООЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Камалова Гульдар Рашитовна

В статье рассматривается процесс формирования социальной идентичности у молодого поколения башкортостанцев. Когнитивно-мотивационное ядро личности рассматривается с применением метода М. Куна и Т. Макпартленда, что позволило проанализировать те идентификационные характеристики, которые уже нашли свое место в общей личностной структуре. Социальная идентичность выступает в качестве Я-концепции, исходя из самохарактеристик и самоописаний. Рассмотрены изменения, произошедшие в идентификационной матрице молодежи на материалах этносоциологических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Камалова Гульдар Рашитовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная молодежь республики Башкортостан: идентификация идентичности (по материалам этносоциологических исследований)»

УДК 316.64

Камалова Гульдар Рашитовна

кандидат политических наук guldar@mail.ru Guldar R. Kamalova candidate of the political sciences guldar@mail.ru

Современная молодежь Республики Башкортостан:

идентификация идентичности (по материалам этносоциологических исследований)

Modern youth of Bashkortostan Republic: identity identification (based on the materials of ethno-sociological research)

Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования социальной идентичности у молодого поколения башкортостанцев. Когнитивно-мотивационное ядро личности рассматривается с применением метода М.Куна и Т.Макпартленда, что позволило проанализировать те идентификационные характеристики, которые уже нашли свое место в общей личностной структуре. Социальная идентичность выступает в качестве Я-концепции, исходя из самохарактеристик и самоописаний. Рассмотрены изменения, произошедшие в идентификационной матрице молодежи на материалах этносоциологических исследований.

Ключевые слова: идентичность, молодежь, идентификационные матрицы, этническая идентичность, гражданская идентичность, семейная идентичность, самоидентификация, Я-образ, самооценки.

Annotation. In the article is analyzed the formation of social identity of the youth of Bashkortostan. Cognitive-motivational core of a person is considered by using of the Kuhn M. and McPartland's method, which allowed to analyze the identification of characteristics which have already found their place in the overall personality structure. Social identity acts as a self-concept based on self-concept. It was examined changes that occurred in the identity matrix of youth based on materials of ethno-sociological research.

Keywords: identity, youth, identification, ethnic identity, civil identity, family identity, self-identifications, self-image, self-concept.

Рассмотрением идентификационных процессов, происходящих в сознании людей в условиях трансформирующегося российского общества, занимаются многие исследователи - этнологи, антропологи, социологи, политологи, историки, психологи, культурологи (М.Н.Губогло, Л.М.Дробижева, Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова, Н.М.Лебедева, Т.Г.Стефаненко, В.В.Коротеева, Н.И.Иванова и др.). В Республике Башкортостан по данному

вопросу проводятся социологические исследования, мониторинги на базе различных институтов и научно-исследовательских центров. Так, на базе Института социально-политических и правовых исследований Республики Башкортостан совместно с Институтом социологии РАН было реализовано исследование в рамках общероссийского проекта по изучению гражданской, региональной и этнической идентичности. Башкирской частью исследования руководил Р.М.Валиахметов. Также на базе Института этнологических исследований им.Кузеева УНЦ РАН в рамках сети этнологического мониторинга реализуются замеры в данном сегменте. Автором статьи также проводятся этносоциологические исследования с применением количественных и качественных методов на базе Института социально-политических исследований РАН и Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте РБ.

В данной статье мы рассмотрим процесс формирования идентичности молодым поколением башкортостанцев. Анализ будет базироваться на данных, полученных в рамках этносоциологического исследования, реализованного в 2013 г.

В исследовательское поле были включены респонденты в возрасте от 18 до 25 лет - представители различных высших учебных заведений республики, как дневных, так и заочных отделений (Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан, Башкирского государственного университета, Башкирского государственного педагогического университета им.Мифтахетдина Акмуллы, Уфимского государственного авиационного технического университета, Уфимского филиала Сибирской автомобильно-дорожной академии, Уфимского филиала Уральской государственной академии физкультуры и спорта). Выборка составила 1020 респондентов. Из них 44% - молодых людей, 56% - девушек. Этнический состав выборки представленной возрастной категории составил: русские - 36%, башкиры - 29%, татары - 25%, представители других национальностей (чуваши, марийцы, украинцы, мордва, удмурты, белорусы и др.) - 10%. В выборку были включены городские и сельские жители. Среди молодых респондентов в исследовании приняли участие городские жители (г.Уфы - столицы республики, других городов республики - Стерлитамака, Сибая, Ишимбая, Нефтекамска, Агидели, Белебея, Бирска, Белорецка и др.) и сельские жители (жители различных районов: Альшеевского, Баймакского, Балтачевского, Дюртюлинского, Чишминского, Кармаскалинского, Федоровского, Нуримановского, Янаульского и др.). Из них 66% отнесли себя к городским жителям, 34% - к сельским. Однако необходимо учитывать, что из отметивших себя в качестве городских жителей присутствует небольшой процент тех молодых людей, кто продолжает проживать в сельской местности, но начал идентифицировать себя с городом, проходя обучение в мегаполисе.

Идентификационные характеристики, по мнению многих исследователей, систематизированы в структуре Я. В исследовании мы применили известный тест М.Куна и Т.Макпартленда (M. Kuhn, T.McPartland)

[1], который дает возможность анализа тех идентификационных характеристик, которые уже нашли свое место в общей личностной структуре и отмечаются испытуемыми на уровне самоописания. Этот метод успешно применяется многими исследователями, в том числе в этносоциологических исследованиях титульного и русского населения ряда республик Российской Федерации [2,3]. Техника проведения данного замера подробно рассмотрена Солдатовой Г.У.

[4].

Как показало исследование, общечеловеческая характеристика является общей для всех респондентов, вне зависимости от национальности, и занимает первую позицию в идентификационной шкале (русские - 47,4%, башкиры -42,2%, татары - 40,1 %, представители других национальностей (чуваши, марийцы, украинцы, мордва, удмурты, белорусы и др.) - 52,3%). Уровень семейной идентичности был близок у русских и башкир (3,9%). У татар данная позиция зафиксирована лишь у 3,3% молодых респондентов. Напротив, для представителей других национальностей данная позиция составила 8,9% , заняв третье место по значимости в общей идентификационной шкале (Таблица 1).

Таблица 1.

Распределение ответов по тесту Куна-Макпартленда «Кто Я?» среди респондентов 18-25 лет, в % от общего числа опрошенных

Национальность русский башкир татарин другое

Человек, личность,

индивид 47,4 42,2 40,1 52,3

Пол 3,5 2,9 4,4 -

Семейная

принадлежность 3,9 3,9 3,3 8,9

Профессиональная идентификация 8,2 16,8 14,9 6,1

Этническая

идентификация 5,6 5,9 5,7 5,2

Религия 1,8 1,7 1,8 1,4

Субкультура - - 0,4 -

Гражданин Республики Башкортостан 3,8 3,9 3,8 2,4

Гражданин Российской

Федерации 13,4 11,6 12,2 8,7

Патриотические самооценки 4,7 4,3 4,1 4,2

Позитивные и

негативные самооценки,

физическое Я, 7,3 6,8 8,9 10,8

характеристики-самооценки

Другие 0,4 - 0,4 -

Общим для башкир и татар стала профессиональная идентификация -социальный статус (16,8% и 14,9% соответственно). В данной категории молодые люди чаще фиксировали свои фактические социальные позиции на период исследования («студент», «учусь в университете»). При этом многие отмечали название высшего учебного заведения, в котором они учатся, что подчеркивало значимость данного факта для респондентов. Среди респондентов заочной формы обучения отмечалась профессия или позиция, которую они занимают. Личностные качества («добрый», «искренний»), позитивные («приятный») и негативные самооценки («ленивый»), физические данные о своей внешности («спортивный», «брюнетка») были значимыми для всех респондентов вне зависимости от национальности. При этом как девушки, так и молодые люди использовали в большей степени позитивные коннотации по отношению к своим внешним данным и личностным характеристикам.

В позицию «другие» вошли глобальные, экзистенциальные характеристики Я («человек разумный», «житель планеты», «сын земли»,), а также оригинальные позитивные высказывания, мечты-образы («будущее нашей республики», «мисс Башкортостана», «мистер Вселенной» и др.).

Уровень этнической идентичности был общим для представителей всех представленных национальностей (русские - 5,6%; башкиры - 5,9%; татары 5,7%, представители других национальностей - 5,2%). Гражданская идентичность - гражданин Российской Федерации - также была значима для всех респондентов вне зависимости от этнической принадлежности. Данная позиция была дополнена также самохарактеристикой «патриот» -патриотические самооценки у русских составили 4,7%, у башкир - 4,3%, у татар - 4,1%, у представителей других национальностей - 4,2%. Данная тенденция зафиксирована и в ходе других замеров. Так, по данным общероссийских исследований, реализованных Институтом социологии РАН на протяжении последних двадцати лет, гражданская идентичность вышла на первые позиции [5]. Данные исследования, реализованного в 2011-2012 гг. Институтом социологии РАН совместно с Институтом социально-политических и правовых исследований Республики Башкортостан (репрезентативная выборка составила 1030 респондентов), показали, что российская идентичность была значима для 68% башкир, 58% татар и 51% русских, проживающих в Башкортостане (в возрастной группе от 18 до 25 лет). Также была зафиксирована значимость региональной идентичности (русские -64%, башкиры - 70%, татары -65%) и локальной идентичности (русские - 66%, башкиры - 70%, татары - 65%). При этом необходимо отметить, что 41% русских, 48% татар и 68% башкир ощущают себя и россиянами, и жителями Республики Башкортостан [6, а42]. Значимость региональной идентичности была зафиксирована и в ходе нашего исследования. Показатели по данной

категории были общими у русских (3,8%), башкир (3,9%) и татар (3,8%) (Таблица 1).

Необходимо отметить, что тенденция изменения гражданской идентичности стала характерна для всего российского общества. Если по общероссийским опросам населения 2004г. она уступала и этнической идентичности, и профессиональной, и региональной, то данные 2011г. зафиксировали кардинальные изменения. Данные изменения коснулись всех возрастных групп, в том числе и молодых респондентов. Так, российская идентичность была отмечена как наиболее значимая - 95% респондентов воспринимают себя в качестве граждан РФ, из них 72% ощущают свою общность с гражданами РФ «в значительной степени». Для сравнения - в 2004г. данные показатели составили 78% и 31% соответственно [5, с.202, 203].

Как показало исследование, в идентичности молодых людей республики, вне зависимости от этнической принадлежности, большое место занимают общечеловеческие характеристики. Интересным представляется, что в ходе исследования не было зафиксировано показателей материального Я, владения собственностью, автономная деятельность («люблю решать задачи», «люблю играть в футбол»), деятельности, связанные с общением («люблю общаться с друзьями», «ходить в гости») и т.д. Именно эти позиции были выявлены в качестве одних из основных в исследовании социальной идентичности студентов-голландцев с применением теста Куна-Макпартленда [2, с.143].

В целом полученные результаты показали, что в идентичности молодежи республики традиционно значимое место занимают общечеловеческие характеристики и характеристики, связанные с социальным окружением. При этом зафиксированы изменения в идентификационных матрицах в сторону актуализации гражданской, региональной и локальной идентичности у представителей всех национальностей, включенных в исследовательское поле.

Литература:

1. KyH, M., MакПартланд T.Практическое исследование самооценки // American Sociological Review. 1954. Vol.19. N1. P.68-76; Кун М., Макпартланд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя// Современная зарубежная этнопсихология. М.: Изд-во МГУ, 1984.- С.180-187.

2. Иванова, Н.И. Исследование социальной идентичности у студентов педагогических вузов/Идентичность и толерантность: сб.статей/ подред.Н.М.Лебедевой. М., 2002. - С.134-150.

3. Дробижева, Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М.: Мысль, 1996. - 382 c.

4. Солдатова, Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. 389 c.

5. Двадцать лет реформ глазами россиян: опыт многолетних социологических замеров/ под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, В.В. Петухова. М., 2011.304 с.

6. Арутюнова Е.М. Идентичности и этнические установки

молодежи Башкортостана //Панорама Евразии. 2012. № 2. - С.39-49.

Literature:

1. Kuhn, M., McPartland T. An Empirical Investigation of Self-Attitudes // American Sociological Review. 1954. Vol.19. N1. P.68-76; Modern foreign ethno-psychology. M.:MSU, 1984. - P.180-187.

2. Ivanova, N.I. A study of the social identity of students of pedagogical colleges/Identity and tolerance. Ed. N.M.Lebedeva. М., 2002. - P. 134-150.

3. Drobizheva. L.M., Aklaev A.R., Koroteeva V.V., Soldatova G.U. Democratization and images of nationalism in the Russian Federation 90-ies. M: Mysl', 1996. - 382 p.

4. Soldatova, G.U. Psychology of ethnic tension. М.: Smysl, 1998. 389 p.

5. Twenty years of reform by eyes of Russians: the experience of sociological measurements/ Ed. M.K. Gorshkov, R. the Krumm, V. Petukhov. M., 2011.- 304 p.

6. Arutyunova, E.M Identity and ethnic attitudes of Bashkortostan's youth// Panorama Eurasia. 2012. № 2.- P.39-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.