УДК 316.613 Камалова Гульдар Рашитовна
кандидат политических наук,
доцент кафедры политологии, социологии
и философии
Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте РБ
МОЛОДЕЖЬ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН: ЭТНИЧЕСКИЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПОРТРЕТЫ И АВТОПОРТРЕТЫ
Kamalova Guldar Rashitovna
PhD in Political Science, Assistant Professor, Political and Social Sciences and Philosophy Subdepartment, The Bashkir Academy of public service and management under the President of the Republic of Bashkortostan
THE YOUTH OF BASHKORTOSTAN REPUBLIC: ETHNIC AND INSTITUTIONAL PORTRAITS AND SELF-PORTRAITS
Аннотация:
Статья посвящена анализу этнических установок и институциональных портретов и автопортретов, которые формируются в молодежной среде российского общества. Рассмотрены особенности институциональных установок, трансформирующихся в современный период. На материале трех исследований (2010, 2012, 2014) подробно проанализированы изменения, выявленные в идентификационных установках и самоидентификации молодежи одного из полиэтничных субъектов Российской Федерации - Республики Башкортостан.
Ключевые слова:
этнокультурная идентичность, молодежь, идентификация, самоидентификация, Я-образ, этнические портреты, автопортреты, этнич-ность, этнокультурные особенности, аттитюды, Республика Башкортостан.
Summary:
The article deals with the ethnic attitudes and institutional portraits and self-portraits, which are formed in the contemporary Russian youth society. The author considers the institutional attitudes, which are transforming nowadays. Based on the data of three researches (years 2010, 2012, 2014) the author analyzes in details the changes in the youth’s identity attitudes and self-identities in a multiethnic territory of the Russian Federation - the Republic of Bashkortostan.
Keywords:
ethnic cultural identity, youth, self-identity, self-image, ethnic portraits, self-portraits, ethnicity, ethnic and cultural characteristics, attitudes, Republic of Bashkortostan.
Исследованием процессов идентификации и самоидентификации занимаются многие ученые (социологи, психологи, лингвисты, политологи и т. д.), используя различные методы, тактики и техники замеров и последующего анализа. Нередко применяется полипарадигмальный подход, который позволяет выявить латентные процессы, происходящие на вербальном уровне.
С целью изучения и выявления характера восприятия образа другого (идентификация) и Я-образа (самоидентификация) нами была разработана анкета по этническим портретам, которые формируются через этнокультурный аспект. Данное исследование проводится автором статьи на протяжении многих лет, что позволяет провести сравнительный анализ данных разных периодов - постсоветского и современного. По первому исследованию был получен интересный материал, который подробно изложен в ряде статей автора [1; 2; 3]. В отличие от других подобных исследований, мы применяем метод свободных характеристик. В данной статье будут рассмотрены данные, полученные в ходе исследований, реализованных в 2010, 2012 и 2014 гг. В исследовательское поле были включены молодые люди двух возрастных категорий - от 18 до 25 лет и от 25 до 35 лет. Выборка составила 250 человек.
Исследование было нацелено на изучение институциональных портретов представителей различных народов мира: англичан, немцев, французов, итальянцев, испанцев, поляков, чехов, болгар, турок, монголов, японцев, китайцев, вьетнамцев, собирательного образа - народы Америки («американцы») и автопортретов (русских, башкир, татар и др.).
Респондентам было предложено дать краткие, неподробные характеристики, используя набор качеств-оценок, которые наиболее полно, с их точки зрения, описывали бы представителя данного народа. Респонденты должны были дать не более пяти свободных характеристик (позитивных и отрицательных, с их точки зрения). Разделение характеристик на положительные и отрицательные было предпринято в связи с полученными результатами в ходе пилотажного исследования. Так, было выявлено, что часть респондентов принятые в обществе положительные характеристики воспринимают в качестве негативных и, наоборот, т. е. необходимо было понять,
- SB -
каким смысловым содержанием наполняли респонденты те или иные понятия. Например, понятие «бережливый» применялось как в отрицательном значении («скупой», «жадный»), так и в положительном значении - «хозяйственный».
В исследовании 2010 г. [4] общим для всех респондентов обеих возрастных групп было зафиксировано противопоставление мы и они (европейские народы и народы, проживающие в Российской Федерации) через ряд характеристик. Одной из наиболее часто используемых характеристик в положительной коннотации была характеристика и самохарактеристика «гостеприимные», которая была применена по отношению к народам, проживающим в Республике Башкортостан (русские, башкиры, татары и др.). В качестве отрицательной характеристики-противопоставления большинство респондентов отметили «негостеприимность» некоторых представителей европейских народов, раскрывая семантику данной характеристики через различия в ментальных кодах, -«очень расчетливые, если к ним приходят неожиданно гости, могут сказать: «Извините, мы на вас не рассчитывали, ужина не будет», «никогда не приглашают в гости попить чаю» и др. [5, с. 444]. В отличие от исследований 2010 г., в исследованиях 2012 и 2014 гг. появились новые характеристики, которые демонстрируют в качестве положительных оценок при представлении образов представителей других и своих культур - ведение здорового образа жизни, занятия спортом в качестве положительных факторов. Так, появились понятия «спортивный» в качестве положительной характеристики при представлении образа итальянцев, испанцев, а также при самохарактеристик (русских и башкир).
В исследованиях 2012 и 2014 гг. появились позиции о вреде курения и констатация этого явления в качестве отрицательного для современного общества (традиционно в качестве отрицательных характеристик и самохарактеристик присутствовала позиция алкоголизм / пьянство как негативное явление российского общества).
Тема здорового образа жизни и правильного питания была продолжена в характеристиках и в отношении к особенностям образа жизни, пищевым пристрастиям представителей различных культур. Так, большинство респондентов отметили в качестве отрицательного явления пищевые привычки американцев питаться фастфудовской едой («много едят, помешаны на гамбургерах», «много едят и все неполезное», «питаются полуфабрикатами», «любят покушать фаст-фуд» и др.). Также было зафиксировано отрицательное отношение к употреблению кофе (о французах и итальянцах: «кофе много пьют»; «кофеманы», «чрезмерно потребляют кофе»),
В исследованиях 2010, 2012 и 2014 гг. общим стало отношение к семейным ценностям и восприятие крепких семейных уз в качестве положительного явления при описании институциональных портретов и автопортретов русских, башкир, татар («семейные», «многодетные», «любят свою семью», «чтят семейные традиции» и др.). Представители других народов, прежде всего американцы, воспринимаются респондентами в качестве культур, в которых отсутствуют семейные ценности («не ценят институт семьи», «много разведенных», «нет связей с семьей» и др.).
Также общим всех трех периодов исследований стало присутствие понятий - уважение традиций и своего народа. При этом в исследованиях последних лет изменилась тенденция -если данная характеристика в положительном ее значении применялась только при описании портретов и автопортретов русских, башкир, татар («уважают традиции», «чтят свои традиции», «любят свои традиции»), то в исследованиях 2012 и 2014 гг. данная характеристика была применена по отношению к некоторым представителям алтайской, сино-тибетских и вьетмыонг-ских народов (турок, японцев, китайцев, вьетнамцев: «уважают традиции», «чтят культуру и традиции» и др.).
В исследовании 2014 г., в сравнении с двумя предыдущими (2010, 2012) увеличилось количество респондентов (с 5 % (2010), 8 % (2012) до 85 % (2014)), которые выделили позицию -патриотизм. При этом данная характеристика, по мнению респондентов всех трех периодов, была характерна для народов, проживающих в России («патриоты», «патриотичны», «любят свою страну» и др.).
Новой особенностью последних двух исследований также стало появление в большинстве анкет понятия - трудолюбие. Данная характеристика в положительном ключе была применена по отношению к китайцам (50 %), японцам (45 %), англичанам (30 %) («работяги», «трудяги», «трудолюбивые», «трудоголики», «работящие»). Для сравнения: в самохарактеристиках этот процент был существенно ниже и составил в среднем 6-8 %.
Общим для всех трех исследований стало присутствие характеристик (положительных и отрицательных), описывающих внешние физические данные и внешность представителей той или иной культуры. Среди положительных характеристик и самохарактеристик превалировали понятия «красивые», «симпатичные», «ухоженные» и др. Также внешние описания были дополнены такими чертами характера, как «веселые», «жизнерадостные» в описании представителей европейских культур (итальянцев, испанцев, французов).
Трудности, возникшие при описании образов некоторых представителей народов, были зафиксированы как в ходе первого исследования, так и при последних двух (2012, 2014). Так, большинство респондентов (86 %) не смогли дать ни позитивных, ни отрицательных характеристик при описании болгар, чехов, поляков.
Также во всех трех исследованиях была зафиксирована особенность ответов с неправильным использованием лексики и использованием несуществующих лексем. Например, респондент употребила лексему «единоличные» при описании англичан в качестве отрицательной характеристики, а также были использованы нечастотные лексемы, употребляемые в данном контексте, и даже создавались новые слова (например, в качестве положительной характеристики были использованы лексемы «домохозяйственные» (по отношению к итальянцам), «народолюбивые» (по отношению к полякам), «работолюбивые» (при описании китайцев) и др.).
Понятие открытости как нового тренда, используемое в качестве положительной характеристики образа современного человека, также стало наиболее частотным в нашем исследовании. Данная лексема - «открытые» в положительном ключе применялась по отношению к некоторым представителям европейских культур (итальянцам, испанцам, французам).
Таким образом, данные трех исследований позволили выявить изменения, произошедшие в этнокультурных установках и аттитюдах при описании образа представителя другой культуры. Изменения коснулись описаний, связанных с образом жизни, привычками, культурными особенностями представителей различных народов мира. В ранних исследованиях образ другого (этнические портреты) был представлен зачастую через описание внешнего облика и черт характера представителя иной культуры. Также было зафиксировано уменьшение количества негативных самохарактеристик и увеличение положительных. Положительные характеристики преобладали также при описании представителей народов Российской Федерации (например, появились такие понятия, как «патриоты», «истинные сыны Отечества», и др.). В целом сравнительный анализ трех периодов позволил рассмотреть изменения институциональных портретов и автопортретов в молодежной среде башкортостанцев.
Ссылки:
1. Камалова Г.Р. Этнические портреты: этнокультурный аспект (по материалам этносоциологического исследования) // Современные политико-трансформационные процессы и национальная политика в регионах России. Уфа, 2010. С. 266-268.
2. Камалова Г.Р. Этнические портреты: новые исследовательские парадигмы // Материалы IX Конгресса этнографов и антропологов России : тезисы докладов / редкол. В.А. Тишков и др. Петрозаводск, 2011. С. 157 [Электронный ресурс]. URL: http://www,krc,karelia,ru/doc_download,php?id=4369&table_ident=8653&table_name=publ (дата обращения 15.04.2014).
3. Камалова Г.Р. Этнические портреты и автопортреты в глобализирующемся обществе (по материалам этносоциологического исследования в Республике Башкортостан) // Социально-политические процессы и ценности в условиях глобализации : [сб. ст.] / под ред. А.С. Железнякова и З.П. Яхимович. М., 2012. С. 443-445.
4. Там же.
5. Там же.