Научная статья на тему 'Современная модель познавательной деятельности человека (учащегося). Часть 1'

Современная модель познавательной деятельности человека (учащегося). Часть 1 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
645
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY / INFORMATION RETRIEVAL ACTIVITY / MENTAL ACTIVITY / INFORMATION ACTIVITY / PLANNING AND RESEARCH ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Водяненко Галина Рудольфовна

В статье рассматривается актуальность и способ создания новой модели познавательной деятельности, направленной на взаимодействие человека (учащегося) с современным, постоянно обновляющимся, информационно и технологически насыщенным миром. Изменение структуры традиционной модели предлагается произвести за счет усиления сопряженности компонентов мыслительной, информационной и проектноисследовательской деятельностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Водяненко Галина Рудольфовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODERN MODEL OF COGNITIVE ACTIVITY OF A PERSON (A STUDENT): PART 1

The article considers relevance and a method of development of a new model of cognitive activities aimed at the communication of a person (a student) with the contemporary world constantly updating with information and technologies. The author suggests to transform the traditional model structure by means of conjugation of the intellectual, informational and research activities.

Текст научной работы на тему «Современная модель познавательной деятельности человека (учащегося). Часть 1»

УДК 37.013 Водяненко Галина Рудольфовна

заведующий отделением

Пермского национального исследовательского

политехнического университета

СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА (УЧАЩЕГОСЯ). ЧАСТЬ 1

Vodyanenko Galina Rudolfovna

Head of the Department, Perm State Technical University

A MODERN MODEL OF COGNITIVE ACTIVITY OF A PERSON (A STUDENT): PART 1

Аннотация:

В статье рассматривается актуальность и способ создания новой модели познавательной деятельности, направленной на взаимодействие человека (учащегося) с современным, постоянно обновляющимся, информационно и технологически насыщенным миром. Изменение структуры традиционной модели предлагается произвести за счет усиления сопряженности компонентов мыслительной, информационной и проектноисследовательской деятельностей.

Ключевые слова:

познавательная деятельность, информационнопознавательная деятельность, мыследеятель-ность, информационная деятельность, проектно-исследовательская деятельность.

Summary:

The article considers relevance and a method of development of a new model of cognitive activities aimed at the communication of a person (a student) with the contemporary world constantly updating with information and technologies. The author suggests to transform the traditional model structure by means of conjugation of the intellectual, informational and research activities.

Keywords:

cognitive activity, information retrieval activity, mental activity, information activity, planning and research activities.

Развитие глобальных процессов информатизации обусловливает изменение социокультурной среды жизнедеятельности людей, перманентно насыщающейся информационно и технологически и, следовательно, требующей от субъекта взаимодействия с нею актуализации и развития специфических личностных качеств, которые формируются в ходе освоения и реализации человеком многообразных видов деятельности.

Из всех существующих видов деятельности ключевую позицию в процессе развития личности человека занимает познавательная, поскольку в ходе познания формируется сознание человека, что предполагает осознание им объектов и предметов познания, самого себя субъектом познания, собственных возможностей распоряжаться имеющимся знанием. В философском аспекте сознание - это целенаправленное отражение внешнего мира, предварительное мысленное построение действий и предвидение их результатов, правильное регулирование и контролирование человеком своих взаимоотношений с действительностью.

Осваивая познавательную деятельность (которая в специально создаваемых условиях образования трактуется как учебно-познавательная деятельность), растущий и взрослеющий человек постигает в деятельностном процессе обучения социокультурный опыт человечества, постепенно делая его своим личным опытом, что способствует процессу социальной адаптации школьника, его вхождению в пространство культуры общества. Следует отметить, что сегодня, в обстановке постоянно меняющихся условий жизни и деятельности человека, непрерывного обновления системы знаний, появления и установления новых способов взаимодействия с реальностью - современная ситуация обучения изменилась. Все более актуальным становится не только познавательный (исследовательский), но и преобразовательный (проектный) подход к познанию действительности. В наше время исследование (познание) и проектирование (преобразование) выступают значимыми способностями человека, являясь не только средствами активного постижения мира, но и средствами сохранения устойчивости и стабильного существования человека в изменчивом мире.

Кроме того, для познания человеком все более технологически и информационно насыщающейся окружающей реальности особое значение приобретает его информационная деятельность, которая позволяет осуществлять поиск, сбор, агрегирование и накопление информации об окружающем мире (его объектах, событиях и явлениях). Представление переработанной информации в требуемом виде способствует переводу ее в новое знание путем осмысления, интерпретации и использования. При этом человеку важно не только уметь быстро находить необходимую информацию и верно представлять ее, но и быть способным своевре-

менно и правильно ею распоряжаться, обращая полученные сведения на повышение качества собственной жизни и деятельности. Это, в свою очередь, напрямую зависит от качества мышления человека, от его умения правильно реализовать нужные мыслительные действия в процессе решения возникающих задач.

Очевидно, что сегодня для совершенствования процесса взаимодействия человека с перманентно меняющейся информационной реальностью нужна иная, более современная модель познавательной деятельности. Эту новую модель мы называем информационно-познавательной деятельностью (далее - ИПД) и трактуем ее как особый вид интеллектуальной деятельности человека, интегрирующий в своем составе мыслительную и информационную деятельности, реализация которых осуществляется в русле проектно-исследовательского подхода.

Для понимания сущности ИПД рассмотрим ее функциональную структуру, сосредоточив внимание на определении ключевых компонентов, входящих в ее систему, установлении их взаимоотношений и совокупности их взаимосвязей.

Важно подчеркнуть, что фундаментальной основой ИПД выступает познавательная деятельность, которая, по суждению Н.Ф. Талызиной, представляет собой «систему определенных действий ученика и входящих в них знаний» [1]. Действия, входящие в деятельность учения школьника (его учебно-познавательную деятельность), объединяют в своем составе общие (в том числе, логические и психологические) и специфические виды действий (деятельностей). В ходе учения (учебно-познавательной деятельности) все виды познавательных действий (деятельностей) функционируют во взаимосвязи друг с другом, поскольку использование специфических и общих познавательных действий предполагает полноценное усвоение знаний. Однако сегодняшняя ситуация обучения требует не столько усвоения готовых знаний, сколько умения их искать, исследовать, преобразовывать и применять в различных, постоянно изменяющихся условиях, что и обусловливает расстановку приоритетов и усиление сопряженности ключевых компонентов системы познавательной деятельности, к которым мы относим мыслительную, информационную и проектно-исследовательскую деятельности.

Изменение традиционной модели познавательной деятельности мы предлагаем произвести путем преобразования ее структуры за счет:

- углубления и расширения сферы мыслительной деятельности (понимания ее как мыс-ледеятельности);

- передвижения компонента информационной деятельности (входящей в состав любой деятельности) на самостоятельную позицию;

- изменения направленности вектора взаимодействия человека с окружающим изменчивым миром в русло активного проектно-исследовательского поиска.

Рассмотрим кратко каждый из основных компонентов структуры ИПД.

Ключевым звеном (ядром) системы ИПД мы определяем мыследеятельность (мыслительную деятельность), под которой понимаем процесс деятельностного развития различных форм и видов мышления (как главного инструмента человека для достижения цели). Наше суждение о деятельностном развитии мышления опирается, в частности, на позицию Ю.В. Громыко, который, обобщая мнения многих ученых, сделал следующий вывод: представление о мышлении как о деятельности означает, что мышление можно и нужно целенаправленно строить как деятельность; в мышлении можно ставить цели, создавать инструменты, средства и технологии; необходимо постоянно вырабатывать нормы мышления, создавать его схематические, знаково-символические языки, а также анализировать и описывать процессы употребления знаний о мышлении [2].

Следующий важный компонент функциональной структуры ИПД - информационная деятельность (ИД), осваивая которую ученик базируется на мыследеятельности, вбирая приобретенный опыт действования в последней, ее понимания и рефлексии, способов использования ее мыслительных инструментов. Выбор такого структурного расположения информационной деятельности определяется тем, что она, являясь одновременно и самостоятельным видом, и составной частью любого вида деятельности, выступает, с позиции информационного подхода (фундаментального метода научного познания), в качестве интегрирующего фактора всех деятельностных процессов ИПД, обеспечивая повышение их продуктивности. Цель информационной деятельности заключается в многоаспектном поиске, наиболее полном сборе источников (документов, содержащих нужные сведения), систематизации, аналитико-синтетической переработке, хранении, размножении и распространении информации, а также предоставлении этой информации в соответствующее время и в нужной форме, что обеспечивает эффективность производимых человеком исследований и разработок (то есть познания и преобразования реальности).

Третий компонент функционально-структурной модели ИПД - проектноисследовательская деятельность. Под «проектированием» мы понимаем «процесс промысли-вания того, чего еще нет, но должно быть» [3], а под «исследованием» - «восстановление неко-

торого порядка вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах» [4]. Сопоставление смыслов этих понятий позволяет сформулировать следующее: при проектировании продумывается и моделируется еще несуществующее, а в исследовании анализируется осуществленное, то есть проектирование и исследование - две стороны единого процесса - процесса познания и преобразования человеком современного мира. Следовательно, проектно-исследовательская деятельность, представляя собой особую форму познавательной деятельности, организует ход процесса ИПД и выстраивает структуру ее системы путем установления совокупности взаимосвязей, взаимодействий и взаимопереходов всех видов деятельности, выделенных нами в качестве ключевых.

Итак, представленные компоненты структуры ИПД - мыслительная, информационная и проектно-исследовательская деятельность - являются ключевыми составляющими ее системы. Функционально-структурная модель ИПД, позволяя более четко представить функцию каждой выделенной деятельности (мыслительной, информационной, проектно-исследовательской) и ее роль в развитии структуры своей системы, показывает способ преобразования традиционной модели познавательной деятельности человека в ее современный вариант - информационно-познавательную деятельность, направленную на более продуктивное взаимодействие человека с новой информационной реальностью.

Ссылки:

1. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998. 288 с.

2. Громыко Ю.В. Метапредмет «Проблема». 11Р1_: http://s-nest.narod.ru/ ЫЬ/1УЫ1^ГСгот_РгоЫет^ос (дата

обращения: 10.11.2013).

3. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. С. 24-33.

4. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. М., 2006. 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.