Научная статья на тему 'Операциональная сфера информационнопознавательной деятельности. Часть 2'

Операциональная сфера информационнопознавательной деятельности. Часть 2 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЙСТВИЯ / УМЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЫШЛЕНИЕ / МЫСЛЕКОММУНИКАЦИЯ / МЫСЛЕДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTION / SKILLS / COGNITIVE ACTIVITY / MENTAL ACTIVITY / THINKING / THOUGHT COMMUNICATION / THOUGHT ACTION / INFORMATION ACTIVITIES / PLANNING AND RESEARCH ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Водяненко Галина Рудольфовна

В статье рассматривается комплекс действий, входящих в оперативный состав ключевых видов деятельности системы информационнопознавательной практики. Для раскрытия ее интегративного характера внимание фиксируется не на действиях как таковых, а на способах их выполнения для более эффективного достижения цели деятельности, то есть на умениях эту деятельность выполнять.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPERATIONAL SPHERE OF COGNITIVE ACTIVITY: PART 2

The article considers a complex of actions that is an operational part of the key cognition activities. The author emphasizes its integrative nature by focusing not on actions, but the ways of the action execution aimed at the most efficient result of the activity, i.e. the ability to perform this activity.

Текст научной работы на тему «Операциональная сфера информационнопознавательной деятельности. Часть 2»

УДК 37.013

Водяненко Галина Рудольфовна

заведующий отделением Пермского национального исследовательского политехнического университета galina-vodyanenko@yandex.ru

ОПЕРАЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ИНФОРМАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЧАСТЬ 2

Vodyanenko Galina Rudolfovna

Head of the Department, Perm State Technical University galina-vodyanenko@yandex.ru

OPERATIONAL SPHERE OF COGNITIVE ACTIVITY: PART 2

Аннотация:

В статье рассматривается комплекс действий, входящих в оперативный состав ключевых видов деятельности системы информационнопознавательной практики. Для раскрытия ее интегративного характера внимание фиксируется не на действиях как таковых, а на способах их выполнения для более эффективного достижения цели деятельности, то есть на умениях эту деятельность выполнять.

Ключевые слова:

действия, умения, информационно-познавательная деятельность, мыследеятельность, мышление, мыслекоммуникация, мыследействие, информационная деятельность, проектно-исследовательская деятельность.

Summary:

The article considers a complex of actions that is an operational part of the key cognition activities. The author emphasizes its integrative nature by focusing not on actions, but the ways of the action execution aimed at the most efficient result of the activity,

i.e. the ability to perform this activity.

Keywords:

action, skills, cognitive activity, mental activity, thinking, thought communication, thought action, information activities, planning and research activities.

Информационно-познавательная деятельность (далее - ИПД) представляет собой современную модель познавательной деятельности человека и трактуется как ее особый вид - интеллектуальный, интегрирующий в своем составе мыслительную и информационную деятельности, реализация которых осуществляется в русле проектно-исследовательского подхода [1].

Раскрытию интегративного характера ИПД способствует анализ ее операциональной (инструментальной) сферы, что предполагает процесс более детального рассмотрения входящих в нее действий. По мысли А.Н. Леонтьева, действия - относительно самостоятельные процессы (безразлично-внешние, практические, или внутренние, умственные), признаком которых является их направленность на достижение сознательной цели. Действия подчиняются мотиву той деятельности, содержание которой они образуют. Относительная самостоятельность действий выражается в том, что одно и то же действие может входить в состав разных деятельностей. Сохраняя при этом свою прямую цель, оно меняется по своей мотивации и, собственно, по своему смыслу для субъекта [2]. Опираясь на это суждение и понимая, что субъект деятельности стремится самостоятельно выбирать и действие, и способ его осуществления, представляется важным сосредоточить внимание не на действиях как таковых, а на способах их выполнения для более эффективного достижения цели конкретной деятельности, то есть на умениях эту деятельность выполнять.

Сначала рассмотрим комплекс основных способов выполнения мыслительной деятельности (мыследеятельности), взяв за основу их интерпретацию в исследованиях по мыследеятельностной педагогике (Г.П. Щедровицкий, Н.Г. Алексеев, Ю.В. Громыко, Т.М. Губанова и другие) [3].

Принципиальное устройство акта мыследеятельности, как и самой мыследеятельностной формы предполагает выделение трех основных блоков: мышления, мыслекоммуникации, мыследействия. Эти блоки функционально связываются и отображаются друг в друге за счет актов понимания и рефлексии. Для описания способов мыследеятельности (как умений ее выполнения) перечислим действия, входящие в ее операциональный состав, распределив их в соответствии с каждым из блоков.

Так, способ мыследействования формируется, как умение качественно выполнять: анализ ситуации и целеполагание; планирование и организация действования; самоконтроль и самооценка; рефлексия результатов.

Способ мыслекоммуникации вырабатывается, как умение применять освоенные варианты осуществления действий: удержание предмета коммуникации, краткое и точное его выражение (в слове, понятии, схеме); выделение аргументов «за» и «против» определенного суждения о предмете; воспроизведение позиции партнера по коммуникации; выделение оснований позиции партнера и своей собственной, использование результатов этого действия для организации диалога; осуществление понятийного различения, задающего отношение точек зрения коммуникантов к предмету диалога.

Способ мышления складывается как умение совмещать реализацию действий в двух планах. Первый план - понятийная систематизация и схематизация - составляют такие действия, как: использование таблиц для фиксации логики дискурса (таблицы вида «утверждение-аргументы», «по-

нятие-примеры-контрпримеры»); использование блок-схем (схем-кластеров) для прорисовки родовидовой логики изложения; использование смысловых схем для фиксации предмета мысли. Второй план - идеализация и моделирование - образуют следующие действия: полагание мыслительного предмета (в виде примера, образа, схемы, понятийного текста, фрагмента предметной действительности); фиксация вопроса, знания о своем незнании; преобразование предмета с целью выделения связей и отношений в нем, схематизация и понятийное оформление смысла; мыслительный анализ и преобразование схемы, рефлексия действий и операций, изоляция идеи; схематизация идеального содержания в модели объекта; отнесение модели объекта к исходному предмету и построение классов предметов; рефлексия способа моделирования, конструирование языка модели, выделение правил преобразования и соответствующей системы знаний.

Освоение комплекса действий каждого из трех названных блоков формы мыследеятельности и многократное их повторение, опирающееся на осмысление и сопровождающееся сознательным контролем и корректировкой в ходе специальных упражнений, дает человеку возможность производить изменения в приемах выполнения действий и выстраивать различные варианты (способы) их осуществления, стимулируя образование оперативного комплекса мыследеятельностных умений (как освоенных способов реализации соответствующих действий).

Следующий объект нашего внимания - способы (как умения) выполнения информационной деятельности, основная цель которой - обеспечение информационных потребностей человека путем поиска, сбора, систематизации, аналитико-синтетической переработки и хранения информации, ее воспроизведения, размножения и распространения. Информационная потребность может быть охарактеризована как осознанная нужда в информации, требующейся для решения поставленной задачи, при этом под образом задачи (или внутренней моделью) понимается гипотеза, которая является средством организации информационного поиска. Информационный поиск - цепь логических процедур, определяющих стратегию поиска, то есть способы достижения результата (представленные в умениях выполнения нужных действий), и рассматривается как процесс решения поставленной задачи. При этом стратегия решения информационной задачи трактуется как целенаправленное продвижение к результату путем выполнения последовательного ряда «универсальных действий» с информацией [4].

Представим схему реализации стратегии работы с информацией, интерпретируя ее этапы, как установленный набор умений выполнять надлежащие действия на каждом этапе решения информационной задачи для получения конечного результата.

1. Умение «Определение (идентификация) информации» включает следующий набор действий: точно интерпретировать и детализировать вопрос; найти в тексте информацию, заданную в явном или неявном виде; идентифицировать необходимые термины и понятия.

2. Умение «Доступ к информации (поиск)» охватывает действия: выбрать термины поиска с учетом уровня детализации; определить способ оценки соответствия результата поиска запрашиваемым терминам; формировать стратегию поиска; грамотно использовать синтаксис запросов.

3. Умение «Управление информацией» состоит из действий: создать (или использовать готовую) схему классификации для структурирования информации, предварительно воспользовавшись описанием параметров или самостоятельно выделив (описав) признаки-параметры, по которым информационный объект можно отнести к конкретному множеству.

4. Умение «Оценка информации» объединяет действия: выработать критерии для отбора информации в соответствии с потребностью; выбрать ресурсы согласно выработанным или указанным критериям; вовремя остановить поиск.

5. Умение «Интеграция информации» заключается в действиях: сравнить и сопоставить информацию из нескольких источников, исключая лишнюю; обобщить информацию, изложить ее сжато и логически грамотно.

6. Умение «Создание информации» состоит из действий: выработать рекомендации по решению конкретной проблемы на основании полученной информации; сделать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы; обосновать свои выводы; сбалансировано осветить вопрос при наличии противоречивой информации; структурировать созданную информацию с целью повышения убедительности выводов.

7. Умение «Сообщение (передача) информации» соединяет в своем составе действия: адаптировать информацию для конкретной аудитории; грамотно цитировать источники; передать информацию с использованием правил общения, относящихся к стилю конкретной ситуации общения.

Таким образом, стратегия решения информационной задачи (как деятельности по работе с информацией) представляет собой цикл. Многократное повторение таких циклов способствует не только осмыслению процесса поиска информации, усвоению базовых поисковых стратегий и отработке конкретных действий с информацией, но также созданию собственных стратегий поиска информации и приемов работы с ней.

И, наконец, рассмотрим способы (как умения) реализации проектно-исследовательской деятельности, объединяющие в своем составе умения выполнения проектных и исследовательских действий на соответствующих этапах. Так, для поэтапного осуществления деятельности проектирования, с позиции современных научных представлений, человеку необходимо освоить ряд основных умений:

1) концептуализация, включая действия: выбор области проектирования, выделение проблемы;

2) целеполагание, объединяющее действия: создание идеального образа результата, постановка целей и формулирование задач;

3) ресурсообеспечение, как действия по определению необходимых средств, ресурсов, возможностей;

4) планирование, предполагающее действия по созданию поэтапного плана реализации проекта;

5) реализация, как осуществление действий, приемов и стратегий по воплощению созданного

плана;

6) рефлексия, охватывающая действия: подведение итогов, фиксация хода реализации, выявление положительных и отрицательных аспектов.

Соотнесем указанные этапы проектирования с основными этапами исследования (представляя их как умения выполнять алгоритмы действий):

1) ориентировка, как действия по выделению предметной области осуществления исследования;

2) проблематизация, включая действия по выявлению и осознанию проблемы и постановке цели исследования;

3) определение методов, предполагающее действия по подбору и обоснованию приемов и методик исследования, ограничению пространства и выбору принципа отбора материалов для него;

4) планирование, охватывающее действия по формулировке задач исследования и распределению последовательности его действий;

5) приобретение опытного знания, включая в свой состав действия по сбору эмпирического материала; постановке и проведению эксперимента; первичной систематизации полученных данных;

6) анализ и рефлексия, объединяя следующие комплексы действий:

- обобщение, сравнение, интерпретация данных;

- соотнесение собственных выводов с полученными результатами, процессом проведения исследования и ранее существующими знаниями и данными.

Сопоставляя алгоритмы действий проектирования и исследования, нетрудно заметить, что механизм «запуска» каждой из этих деятельностей базируется на анализе проблемной ситуации и выявлении проблемы в ней содержащейся. Далее деятельностный процесс разворачивается либо в русле проектной деятельности, когда происходит выработка способа решения проблемы в виде замысла (проекта), либо в русле исследовательской деятельности, когда необходимо более глубоко и разносторонне проанализировать проблемную ситуацию и возникающие гипотезы.

Таким образом, процессы исследования и проектирования переплетаются и перетекают друг в друга, что дает возможность обоснованно объединять их в едином проектно-исследовательском процессе (с сохранением свойственных каждой из деятельностей схем реализации, на определенных этапах решения задачи). Такое объединение позволяет школьникам более эффективно осваивать как процесс, так и компонентный состав рассматриваемых деятельностей, открывая их сходство и различие в ходе приобретения ими опыта осуществления действий в контекстных ситуациях (применяя различные способы выполнения).

Итак, определив совокупность действий, входящих в оперативный состав ключевых видов деятельности системы ИПД (мыслительной, информационной, проектно-исследовательской) и акцентируя внимание на умениях осуществлять нужные действия, мы можем судить об интегративном характере ИПД, поскольку их операциональная (инструментальная) сфера представляет собой комплексное сочетание деятельностных умений, репрезентирующих соответствующие действия.

Ссылки:

1. Водяненко Г.Р. Современная модель познавательной деятельности человека (учащегося). Ч. 1 // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1. URL: http://www.teoria-practica.ru/-1-2014/pedagogics/vodyanenko.pdf (дата обращения: 10.01.2014).

2. Леонтьев А.Н. Деятельность и личность // Психология личности: хрестоматия. Самара, 2008. Т. 2. 544 с.

3. Мыследеятельностная педагогика. URL: http://www.fondgp.ru/lib/chteniya/xiv/abstracts/2 (дата обращения:

10.12.2013).

4. Бурмакина В.Ф., Зелман М., Фалина И.Н. Большая семерка (Б7). ИКТ-компетентность // Методическое руководство для подготовки к тестированию учителей. URL: http://ifap.ru/library/book360.pdf (дата обращения: 10.12.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.