Научная статья на тему 'Создание условий для развития информационно-познавательной деятельности на уроке и во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе (из опыта работы методического объединения)'

Создание условий для развития информационно-познавательной деятельности на уроке и во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе (из опыта работы методического объединения) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
333
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ТИП МЫШЛЕНИЯ / МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ИПД / РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИПД / РАЗВИТИЕ СУБЪЕКНОСТИ УЧАЩИХСЯ / СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УУД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полуянова Людмила Егоровна

Статья посвящена описанию опыта реализации остро актуальной педагогической концепции информационно-познавательной в ходе преподавания русского языка и литературы. Раскрыты методические подходы к реализации упомянутой концепции. Дано описание конкретных методических приемов реализации инновационной концепции ИПД. Уделено внимание методикам отслеживания динамики развития ИПД учащихся. Показана действенность и перспективность выстраивания работы ШМО как иструмента подлинно инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание условий для развития информационно-познавательной деятельности на уроке и во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе (из опыта работы методического объединения)»

УДК 811.161.1(07) Полуянова Л.Е.

Создание условий для развития информационно-познавательной деятельности на уроке и во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе (из опыта работы методического объединения)

Статья посвящена описанию опыта реализации остро актуальной педагогической концепции информационно-познавательной в ходе преподавания русского языка и литературы. Раскрыты методические подходы к реализации упомянутой концепции. Дано описание конкретных методических приемов реализации инновационной концепции ИПД. Уделено внимание методикам отслеживания динамики развития ИПД учащихся. Показана действенность и перспективность выстраивания работы ШМО как иструмента подлинно инновационной деятельности.

Ключевые слова: информационно-познавательная деятельность; информационно-познавательная среда; тип мышления; методики развития ИПД; русский язык и литература как средство развития ИПД; развитие субъекности учащихся; система оценивания УУД.

Профессиональное образовательное пространство сегодня наполнено самыми разнообразными формами методической деятельности, продвигающими и развивающими работников отрасли. К сожалению, работе методических служб не хватает системности, единых подходов и соответствия профессиональным требованиям педагогов, находящихся в ситуации профессиональной и личностной самореализации. Педагоги теряются в многочисленных предложениях и часто просто не понимают смысла и практической значимости тех или иных форм методической работы, считая их избыточной нагрузкой, отнюдь не оптимизирующей образовательный процесс. Подготовка хорошо подготовленных и мотивированных работников обеспечивается в том числе системной внутришкольной методической работой путем предоставления широкого выбора траекторий профессионального саморазвития и самореализации, как в режиме эффективного функционирования, так и в условиях деятель-ностного инновирования.

В то же время в условиях перехода на новые федеральные образовательные

стандарты перестройка профессиональной деятельности представляется объективной необходимостью. В этом мы видим назначение школьного методического объединения. Приоритетными задачами школьного методического объединения учителей русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 102» являются формирование инновационной направленности в деятельности учителей-словесников, проявляющейся в системном изучении, обобщении и распространении педагогического опыта, в разработке существенно новой и актуальной темы, формирование информационного пространства ученика в образовательном пространстве школы. Опираясь на опыт центра инновационного опыта, действующего на базе нашей школы, мы в течение двух лет работаем над внедрением системно-деятельностного подхода в преподавание русского языка и литературы, считая такой подход необходимым условием формирования продуктивных типов мыслительной деятельности учащихся, в развитие их информационно-познавательной деятельности на уроке и за его рамками.

Концептуальная модель информационно-познавательной деятельности, предложенная Г.Р. Водяненко [1; 2; 3], направлена на формирование субъективного информационного пространства учащегося в условиях образовательной среды современной школы. Под образовательной средой понимается система определенным образом взаимосвязанных между собой условий и влияний, обеспечивающих образование человека. Эта среда интегрирует как внешнюю(информационную), так и внутреннюю (образовательную) ее составляющие. Для реализации заложенного в современную образовательную среду потенциала необходимо организовать взаимодействие ученика с этой средой, включить его в процесс деятельностного освоения потенциала, поскольку, чем «больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее свободное и активное саморазвитие» [2, с. 208]. Опираясь на такое понимание термина «образовательная среда», Г.Р. Водяненко выделяет три взаимосвязанных линии развития информационно-познавательной деятельности учащихся: развитие информационной деятельности (понимание учеником содержания воспринимаемой информации, ее смыслов в ходе освоения стратегий информационной деятельности); управляемое развитие мыслительной сферы учащихся (освоение операций мышления: анализ, синтез, классификация, обобщение; развитие алгоритмических и логических структур мышления); развитие субъектности учащегося (вырабатывание продуктивных типов мыследеятельности на основе проектной и исследовательской деятельности) [2, с. 9].

Эти линии развития информационно-познавательной деятельности учащихся легли в основу планирования деятельности методического объединения на 2013-2016 уч. г., и реализовались эти задачи на предметном содержании русского языка и литературы. Развитие информационной деятельности обеспечивается путем обучения приемам

и способам работы с текстом (без целенаправленного формирования умения пользоваться такими операциями мышления, как анализ, синтез, классификация, обобщение, невозможно достигнуть понимания информации, усвоения ее смыслов и выйти на качественно новые образовательные результаты). Насыщение образовательной среды проектными и исследовательскими видами деятельности способствует развитию субъектности учащихся. Исходя из предложенной концепции педагоги сформулировали темы своей методической работы, продумали предполагаемый результат деятельности по профессиональному саморазвитию:изменение приемов собственной педагогической деятельности, создание очагов особенной педагогической культуры, написание методических работ, в том числе и публикацию статей, методических рекомендаций и пособий.

Мы выделили специфические механизмы, позволяющие эффективно формировать навыки информационно-познавательной деятельности на уроках русского языка, это: проблемная задача; технология развития критического мышления; информационная модель; проект. Именно они легли в основу разработки наших методических материалов. Учителя создали пакет проблемных задач по русскому языку для 7-9 классов. Данный опыт позволил разработать единые подходы к отбору проблемных задач, понять опытным путем, каково место данных задач на уроке, роль и результат проблема-тизации предметного материала. Данный опыт получил положительную рецензию кандидата педагогических наук Л.А. Густо-кашиной и был представлен на городской ярмарке педагогических инноваций в 2013 г. В 2015/16 уч. г. словесники трудились над разработкой пакета метапредметных заданий для 5-7 классов.

В дальнейшем внимание было сосредоточено на вырабатывании у школьников умений работать с текстами разной природы (от загадок, пословиц и поговорок до ре-

кламных объявлений, публицистических и научных статей), проникать в смысл их содержания с помощью различных приемов (например, компрессии/декомпрессии, сканирования, скольжения и пр.); умений осуществлять процедуры информационного поиска, выполнять специальные приемы работы с информацией (используя графические формы ее представления), строить информационные модели. Выбрав в качестве приоритетной технологию РКМЧП, мы заложили в основу подпрограммы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»

приемы данной технологии. Распределив приемы по классам, мы не только обеспечиваем преемственность в обучении смысловому чтению, но и предупреждаем утомляемость учащихся. Четко сформулированные требования к формируемым умениям учащихся позволяют также четко сформулировать критерии оценки учебного продукта (схемы, таблицы, устного ответа и др.). Планируемые образовательные результаты соотнесены с методами и приемами, их достижения приведены в таблицах 1-3 (структурированы по возрастному признаку).

Таблица 1

Поиск информации и понимание прочитанного

5-6 классы Ученик научится: формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; предвосхищать содержание по заголовку; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; находить в тексте требуемую информацию Приемы: изучающее чтение; ключевые слова, толстые/тонкие вопросы; верные/ неверные утверждения; кластер, инсерт, таблица «знаю-хочу-умею»

7-9 классы Ученик научится: решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста Приемы: Ромашка Блума; двухчастные и многочастные таблицы; аннотация, слоганы; бортовой журнал; синквейн

Преобразование и интерпретация информации

Таблица 2

5-6 классы Ученик научится: 1) структурировать текст (абзацное членение), проводить проверку правописания, использовать в тексте таблицы, изображения; 2) обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок Приемы технологии РКМЧП: чтение с остановками; инсерт

7-9 класс Ученик научится: 1) выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста; 2) выявлять имплицитную информацию; 3) преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: графики, диаграммы, таблицы Приемы технологии РКМЧП: фишбон, «Идеал», синквейн, таблицы, верно-неверно, подбор эпиграфов, высказываний и афоризмов с аналогичной проблематикой

Таблица 3 Оценка информации

5-6 классы Ученик научится: 1)откликаться на форму текста: оценивать не только содержание, но и его форму; 2) оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире Прием «Общее-уникальное»; «Снежный ком»; дневники

7-9 классы Ученик научится: 1) обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; 2) высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте Трехчастный дневник; бортовой журнал

Мы работаем по УМК под ред. В.В. Бабай-цевой, включающему и учебник «Теория». Ученики поставлены перед необходимостью уже с 5 класса не только прочитать, но и осмыслить научно-популярный текст большого объема (параграф 1-5 страниц). Систематическое использование приемов РКМЧП способствует развитию алгоритмической и логической структуры мышления. У учащихся формируются особые интеллектуальные схемы сознания, что в совокупности позволяет вырабатывать у школьников мышление определенного типа (алгоритмического, логического, рефлексивного) [1; с. 50, 51].

В старшей школе внимание сосредоточивается на развитии у школьников мышления проектного типа, особенности которого проявляются в умении промысливать будущее, используя для этого определенные процедуры. Проектный тип мышления человека представляет собой некий интегрированный «продукт» деятельностного развития различных форм и типов мышления, который постепенно «вырастает и созревает», ба-

зируясь на алгоритмических и логических мыслительных структурах, совершенствуясь в процессе воспитания критического мышления и постепенно обретая черты системной мыслительной структуры. Концепция информационно-познавательной деятельности реализуется не только на уроке, но и во внеклассной работе по предмету. Так внеурочная работа в 2013/14 уч. г. реализовывалась через проект «Классика и современность». В течение каждого триместра мы проводили различные мероприятия, посвященные творчеству одного писателя.

Например, 1 триместр - «Шаг в мир Толстого»:

• Литературное путешествие по творчеству Л.Н. Толстого. 5-7 классы.

• Круглый стол «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства». 8 классы.

• диалог «Факт войны - убийство» (по «Севастопольским рассказам»). 9-10 классы.

• Конкурс эссе «мой Толстой». 11 класс.

• Выставка «Толстой глазами других». 5-11 классы.

Таблица 4

Этапы реализации проекта «Выпуск номера журнала, посвященного роману "Преступление и наказание"»

№ этапа название этапа

I этап «Погружение» в проблему (выбор «гвоздя» номера и осознание проблем, предлагаемых читателю журнала)

II этап Коллективная работа по составлению рубрик журнала, обязательно обращение к тексту

III этап Поиск и отбор материала, анализ текста классического произведения, изобразительная деятельность

IV этап Составление материала в единый журнал, оформление, обработка

V этап Придание журналу целостности, брошюрование журнала

VI этап Презентация проекта

VII этап Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления)

30 %

Совместная проектная и исследовательская деятельность ученика и учителя позволяет не только погрузиться в мир творчества, но и сформировать у учащихся навыки проектной деятельности. Кроме того, такая форма организации позволяет реализовать множество подпроектов: «путешествие», «круглый стол», «выставка», что позволяет привлечь большое количество учащихся.

В урочную же деятельность мы включаем такие проекты, как создание трейлера, читательского дневника, выпуск журнала, создание видеоролика и др. Например, в 10 классе на уроке литературы учащиеся выпускают номер журнала по итогам прочтения художественного произведения классической литературы большого объема. Предлагаем вашему вниманию этапы реализации проекта «Выпуск номера журнала, посвященного роману "Преступление и наказание"» (см.табл. 4).

Как видно, на первом и втором этапах наиболее эффективна групповая работа, третий этап предполагает индивидуальную поисковую, аналитическую работу учащегося, лишь часть работы, четвертый и пятый этапы, примерно 30% объема всего проекта, выносится на домашнюю работу.

Неординарно устроенная познавательная деятельность учащихся логически привела авторов к созданию новой системы оценивания. Формирование личностных универсальных учебных умений не оценивается критериально. Однако авторы твердо убеждены, что метод наблюдения позволяет сделать некоторые выводы о сформированности действий нравственно-эстетического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации. В качестве методической опоры педагог может использовать следующие маркеры, оценивая: какой герой выбран ребенком, какие черты героя и события произведения в центре его внимания; самостоятельность выбора (сам ребенок определял объект или

по совету учителя, друзей), стихийность или обоснованность выбора, сделанного учеником. Педагог, анализируя читательские предпочтения учащихся, легко вычленит круг проблем, понятных учащимся после прочтения произведения. Это позволит сделать выводы о ценностных ориентирах учащихся.

критерии оценивания

универсальных учебных действий

1. Формирование регулятивных универсальных учебных умений, в частности, действий, обеспечивающих организацию деятельности: целеполагание, планирование, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценивание.

Предложенная нами анкета поможет учителю определить уровень сформированности регулятивных УУД.

Анкета для учащихся

1. Почему я выбрал этот журнал для проекта?

A) возникли вопросы при чтении романа, и я хочу, чтобы одноклассники обратили внимание на эти проблемы;

Б) небольшой и понятный журнал, успеют прочитать многие;

B) случайно взял.

2. Как ты добивался того, чтобы твой журнал прочитали?

A) сделал яркую презентацию и качественно оформил;

Б) сделал яркую презентацию и регулярно напоминал одноклассникам;

B) пустил на самотек.

3. Отслеживал ли ты продвижение проекта в течение месяца?

А) да

Б) нет

4. Совпали ли твои ожидания и результат?

А) да; Б) нет

5. Если бы проект начался вновь, что бы ты изменил?

2. О сформированности специфического познавательного универсального учебного умения - умения преобразовывать инфор-

3. Сформированность коммуникативного универсального учебного умения -осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме - предлагается оценивать по четырем критериям: содержание выступления-резентации, форма выступления, наличие зрительной опоры, взаимодействие с аудиторией.

4. Предметные умения оцениваются исходя из понимания ключевых проблем романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• умение определить в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, демонстрировать понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа).

Результатом системной работы нашего ШМО явилось фиксируемое развитие про-

мацию - мы судим на основе анализа выпусков журнала (по количеству номеров и их качественным особенностям)

Уровни сформированности УУД «умение преобразовывать информацию» представлены в табл. 5.

фессионального потенциала учителей русского языка и литературы. Отметим некоторые характерные факты.

1. Все учителя получили подлинно инновационный опыт, на практике реализуя остро актуальную педагогическую концепцию информационно-познавательной деятельности учащихся.

2. Два учителя повысили свою квалификационную категорию в течение учебного года (прошли аттестацию на первую и высшую категории).

3. Опыт реализации упомянутой концепции был презентован опыта на уровне города и края. В рамках муниципального семинара «Из опыта работы по реализации муниципальной модели основной школы» А.А. Бадртдинова представила творческую мастерскую «По страницам повестей Н.В. Гоголя», где показала в качестве примера итоги работы над методической темой «Применение мультимедийных технологий как средство формирования универсальных учебных действий на уроке литературы» в контексте развития информационно-познавательной деятельности учащихся.

4. В 2015/16 уч. г. педагоги ШМО А.Г. Бабкина, Л.Е. Полуянова разработали и ре-

Таблица 5

1. Не приняли участие в проектной деятельности 2. Участвовал в проекте только как читатель 3. Создал рубрику журнала, участвовал в проекте как читатель 4. Создатель «продукта» (текст интервью, рисунок, рубрика, компьютерная презентация), а также активный читатель

Не умеет преобразовывать информацию Низкий уровень умения преобразовывать информацию Средний уровень умения преобразовывать информацию Высокий уровень умения преобразовывать информацию

ализовали проект по созданию и развитию читательской среды в основной школе. Проект был представлен на семинаре в рамках педагогической площадки для учителей-филологов на базе ПГГПУ.

5. В рамках семинаров городской проблемной группы учителей русского языка и литературы, а также в рамках краевых

семинаров педагоги-словесники успешно провели ряд открытых уроков в технологии РКМЧП, проблемного обучения, где продемонстрировали методику управляемого развития мыслительной сферы учащихся, развития их субъектности, способов функционирования продуктивного мышления.

список литературы

1. Водяненко Г.Р., Никитин И.Г. Информационно-познавательная деятельность как образовательная технология: учеб.-метод. пособие. Направление подготовки 540600 «Педагогика», квалификация (степень) выпускника - бакалавр / Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т; Перм. нац. исслед. политехн. ун-т. Пермь, 2013. 116 с.

2. Водяненко Г.Р. Формирование информационной образовательной среды школы на основе диверсификации содержания школьного образования // Российский научный журнал. 2012. №2(22). С.206-211.

3. Водяненко Г.Р. Формирование субъектного информационного пространства учащегося в образовательной среде школы: автореф. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2013. С. 26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.