УДК 37.016:811.111-028.31 Юсупова Н. Р.
Опыт формирования англоязычной компетенции учащихся средствами информационно-познавательной деятельности
Аннотация: В статье представлен опыт успешного применения технологии информационно-познавательной деятельности к углубленному преподаванию английского языка в средней школе. Анализируется эффективность организации мыследеятельности, проектно-исследователь-ского поиска, работы с информацией на уроке и во внеурочной деятельности для формирования иноязычной компетенции обучающихся.
Ключевые слова: информационно-познавательная деятельность, инновационная деятельность в педагогике, развитие проектно-исследовательской деятельности, Кембриджский курс английского языка в школе, коммуникативно-когнитивный подход в преподавании английского языка, реализация требований ФГОС ОО, проблемные задачи на уроке, проектная деятельность на уроке.
Стремительное развитие современного общества приводит к информационному и технологическому развитию, а появление новых информационных источников требует от современного человека умения эффективно взаимодействовать с информацией. В связи с этим требуются качественные изменения содержания образования, что сегодня находит отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). В частности, в качестве приоритетных изменений выдвигаются:
- развитие у выпускника школы мотивации к образованию и самообразованию в течение всей жизни, к современной инновационной деятельности, к учебному сотрудничеству, осуществлению исследовательской, проектной и информационной деятельности;
- умение учащихся самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы [4].
Информационно-познавательная деятельность, понимаемая нами вслед за Г. Р. Водяненко как модель интеллектуальной деятельности человека, направленной на познание информационной реальности, позволяет достичь данных образовательных результатов [2].
Обсуждаемая деятельность является познавательной, но вместе с тем она реализует проектно-исследовательскую позицию взаимодействия человека с миром и компетентно оснащена деятельностью по работе с информацией [6, с. 7-10]. В основу ИПД положена мыслительная деятельность (процесс деятельностного развития различных форм и видов мышления). На ней базируется информационная деятельность (поиск, сбор, систематизация, анализ, синтез, хранение и распространение информации) [6, с. 20]. Третий компонент модели ИПД -проектно-исследовательская деятельность.
Сегодня современный мир представляется нам без границ, так как происходит интеграция культур и человек преодолевает
барьеры международного общения благодаря современным технологиям и информации, которая повсюду окружает человека. Нам приходится иметь дело с информацией, а следовательно искать нужную нам информацию, собирать и обрабатывать ее, осмысливать, перерабатывать, интерпретировать и представлять ее окружающим. Умение работать с информацией является значимым для современного человека. Знание иностранного языка является необходимым для развития его личности. При этом иностранный язык выступает одним из основных инструментов работы с информацией. Информационно-познавательная деятельность выступает одним из основных видов деятельности на уроке, которые позволяют научить школьника пользоваться языком за рамками школы, освоить языковые навыки и речевые умения в различных ситуациях.
В основной школе (5-9-е классы) развивается интерес к иностранному языку как средству дальнейшего образования, получения профессии и последующего успешного трудоустройства. Введение курсов иностранного языка в пространство дополнительного образования представляет сегодня интерес со стороны всех субъектов образовательного процесса. В связи с этим мы решили апробировать институциональную модель обучения английскому языку на продвинутом уровне в основной школе.
Цель работы, представленной в рамках программы Cambridge English, - освоение английского языка школьниками, проявляющими интерес и склонности к иностранному языку, на уровне, обеспечивающем успешную сдачу международных Кембриджских экзаменов данной возрастной группы -Cambridge English: Starters, Movers, Flyers, КЕТ, PET, FCE [9].
Курс английского языка в рамках институциональной модели является дополнительным к основному курсу английского языка.
Занятия проводятся во внеурочное время один раз в неделю, в начальной школе продолжительность занятия 45 минут, в основной школе - 90 минут. На занятиях уделяется внимание всем компонентам коммуникативной компетенции - речевой, языковой, социокультурной/межкультурной, компенсаторной, учебно-познавательной. Занимаясь на занятиях, учащиеся развивают языковые умения и речевые навыки, учатся воспринимать английский язык как средство общения и самореализации. Данная модель помогает раскрывать личность ребенка в соответствии с его качествами и предпочтениями, мотивирует к изучению английского языка, помогает осваивать формат международных экзаменов, готовит к государственным экзаменам по английскому языку.
Результатом обучения в данной модели можно считать развитие метапредметных умений, таких как планирование своего речевого поведения, взаимодействие с окружающими, работа с информацией, смысловое чтение, самоконтроль и самооценка. На занятиях используются разнообразные тексты: отрывки из статей, литературных произведений, буклеты. Работа с разными видами текстов учит прогнозировать их содержание, подбирать заголовки, продолжать предложенную сюжетную линию, все это способствует развитию умения смыслового чтения. Учащиеся на занятиях учатся аргументировать и доказывать свою точку зрения, сравнивать, анализировать полученную информацию, контролировать свое речевое поведение и других учащихся.
Предметные результаты изучения данного курса соответствуют ФГОС общего образования в коммуникативной сфере. У учащихся развивается речевая компетенция во всех видах речевой деятельности.
В программе курса предусмотрены тренировочные тесты, которые помогают учащимся подготовиться и успешно сдать соответствующий уровень Кембриджских экзаменов.
Подготовка к созданию модели началась в 2011/12 учебном году, когда проект был разработан и впоследствии успешно прошел защиту на методическом совете школы. В течение года была проведена методическая подготовка учителей на базе ЯЦ «Британия». Следующим шагом было проведение информационных родительских собраний и организация детей в учебные группы. Мы начали занятия с двумя группами пятиклассников общим количеством 30 человек в 2012/13 учебном году. На первом занятии было проведено тестирование для определения стартовых возможностей учащихся. Занятия велись по рабочей программе, составленной на основе учебного пособия «FUN for Movers», Cambridge University Press. В течение учебного года проводились промежуточные тестирования для анализа успехов школьников. К концу учебного года учащимся было предложено сдать международный Кембриджский экзамен YLE Movers.
15 учащихся согласились пройти это испытание и успешно сдали экзамен со средним результатом 78,8%. Результаты были представлены родителям, учащимся и педагогическому коллективу. Большинство учащихся и их родителя выразили желание продолжить обучение в рамках данной модели. В 2013/14 учебном году по просьбе родителей новых пятиклассников работа была продолжена, то есть модель охватила 5-6-е классы. С 2014 года нами были включены в модель учащиеся начальной школы.
В целом с 2012 года в рамках институциональной модели углубленного изучения английского языка с применением средств информационно-познавательной деятельности в школе прошли обучение 356 учащихся с 1-го по 9-й класс; 68 учащихся проверили свои знания и навыки владения английским языком, успешно сдав Кембриджские экзамены уровня А1, А2, В1 (см. таблицу 1).
Год Класс/Уровень Кол-во уч-ся, чел. Сдавало КЭ, чел. Уровень экзамена Результат (% выполнения)
2012/13 5/A1 Elementary 30 15 YLE Movers 78,8
2013/14 5/A1 Elementary 19
6/А2 Pre-Intermediate 26 10 YLE Flyers 73
Всего участников 45
2014/15 3/Beginner 20 2 YLE Movers 89
4/A1 Elementary 25 2 YLE Flyers 80
6/ A1 Elementary 21 1 KET for schools 73
7/ А2 Pre-Intermediate 18
Всего участников 84
2015/16 1/ Beginner 26 4 YLE Movers 96
4/ A1 Elementary 16 1 YLE Flyers 70
5/ A1 Elementary 15 1 KET for schools 84
6/ А2 Pre-Intermediate 15
7/ А2 Pre-Intermediate 25
8/B1 Inermediate 20
Всего участников 117
Таблица 1
Результативность обучения участников институциональной модели изучения иностранного языка
Окончание таблицы 1
2016/17 2/Beginner 16 4 YLE Movers 85
5/ A1 Elementary 12 6 YLE Flyers 94
6/ А2 Pre-Intermediate 11 4 KET for schools 84
7/ А2 Pre-Intermediate 13
8/B1 Inermediate 15 4 PET for schools 81
9/ B1 Inermediate 13
Всего участников 80
Всего участников за 5 лет 356 54
Большинство обучающихся имеют высокий уровень мотивации к изучению английского языка, 90% участников модели обучаются по предмету на «4» и «5». Наблю-
дается положительная динамика среднего балла государственной итоговой аттестации по английскому языку в 9-х классах (см. таблицу 2).
Таблица 2
Результаты государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов по английскому языку с использованием заданий
стандартизированной формы
Учебный год Средний балл по предмету Кол-во выпускников, сдававших экзамен ГИА Кол-во набравших 75 и более баллов
2015/16 75,2 6 50%
2016/-17 90,7 7 100%
Человека постоянно окружает информационное пространство. Нам приходится искать нужную нам информацию, отбирать, систематизировать ее и представлять окружающим в обработанном виде. Обучение информационной деятельности представляется нам важным не только в урочной деятельности.
В рамках реализации муниципальной модели основной школы «Пространство выбора» мы разработали краткосрочный курс по выбору «Турагентство». Данный курс носит метапредметный и продуктивный характер, его целью является овладение обучающимися комплексом информационных умений, навыками дизайнерского мастерства, развитие дружелюбного подхода и толерантного отношения к ценностям других культур, увеличение и систематизация знаний о языке. Продуктом курса является созданный
туристический буклет с описанием выбранного учащимся туристического объекта.
Программа краткосрочного курса «Турагентство» содержит ряд разделов.
1. Знакомство с видами рекламных туристических буклетов. Выбор макета. Выбор туристического направления. Ребята знакомятся с различными буклетами, предназначенными туристам, после чего выбирают интересное им туристическое направление (страна, город, объект). Это может быть место, где они уже побывали, или то место, которое они хотят посетить. Далее идет процесс поиска, выделения нужной информации, обобщение и фиксация данной информации.
2. Разработка своего макета (стиль, форма, информация, тип карты, достопримечательности). Можно оформить буклет как на русском, так и на иностранном языке.
3. Поиск фотографий, необходимой информации, составление разговорника (предлагается составить разговорник туриста, где будут представлены необходимые человеку фразы и выражения для «выживания» в незнакомом месте).
4. Создание чернового варианта.
5. Оформление буклета.
6. Презентация буклета на итоговом занятии.
За период реализации курса «Турагентство» обучающимися были созданы буклеты «Пермь», «Пермский зоопарк», «Пермский цирк», «Галилео», «Лондон», «Стокгольм», «Берлин», «Мадагаскар», «Музей Мадам Тюссо», «Ватикан» и др.
Во время курса «Турагентство» учащиеся проходят различные этапы работы с информацией: устанавливают проблему, находят источники информации, осуществляют поиск информации, оценивают и производят отбор полученной информации, обрабатывают полученный материал, подготавливают и презентуют итоги своей работы. Кроме освоения разнообразных информационных умений в ходе работы над буклетом учащиеся также реализуют свои творческие способности, учатся грамотно планировать свою работу и трудиться в соответствии с намеченным планом.
В рамках модели информационно-познавательной деятельности образовательный процесс реализуется на трех уровнях: формирование мыслительной деятельности, развитие понимания через информационную деятельность и становление субъектности учащегося через проектно-исследователь-скую деятельность [6]. На первом этапе толчком для процесса мышления выступает проблемная ситуация, на следующем этапе информационной деятельности происходит выявление проблемы и способов ее решения. При проверке гипотез и выборе лучшего решения на первые позиции выходит процесс проектирования, исследования и модели-
рования. Применение проблемных задач на уроках благоприятно влияет на формирование у обучающихся необходимой системы знаний, умений и способностей, а кроме того, формирование интеллектуального развития подростков, приобщение их к самообучению и самообразованию. Обе эти задачи могут быть выполнены с успехом непосредственно в ходе проблемного обучения, так как овладение учебным материалом осуществляется в процессе интенсивной поисковой деятельности учащихся, в ходе решения ими системы проблемно-познавательных задач.
При обучении английскому языку про-блемность возникает при выборе информационных источников в процессе обучения, во время общения с учителем и другими учащимися на уроке с помощью английского языка. Это способствует формированию коммуникативной, прагматической и социокультурной компетенции.
Основным принципом проблемного обучения является предоставление обучающимся проблемных ситуаций, которые им следует осознать, принять и разрешить в совместной или индивидуальной деятельности. При этом учащимся предоставляется самостоятельность, а роль учителя заключается в наблюдении и корректировке деятельности школьников. При этом учащиеся учатся самостоятельности в анализе проблемной ситуации, видеть ее проблематичность и находить наиболее правильное решение данной проблемной ситуации.
Мы используем следующие проблемные задания на разных этапах урока.
1. На этапе формулировки и уточнения запроса на поиск информации предлагаются задания на составление кластера, выделение общего признака, определение отличительного признака, формулировка своих определений (дефиниций) различным понятиям, группировка слов с объяснением принципа группировки, например:
• Make of the words as many groups as possible. Explain your choice.
Распределите слова по группам. Объясните принцип группировки.
An egg, milk, meat, an apple, an orange, sugar, butter, oil, broccoli, a carrot, peas, potatoes, a banana, cheese, a watermelon, tea, a pear, grapes, an onion, a garlic, coffee, juice, a hamburger, rice, chips, chicken, chocolate, ice-cream, bonbons, water.
• Underline the odd word out. Explain why it is different.
Выберите лишнее слово. Объясните свой выбор.
1) boots shoes sandals trainers
2) jeans trousers shorts pans
3) shirt blouse T-shirt sweater
4) dress skirt blouse polo shirt
5) suit jacket socks tie
2. На этапе поиска и локализации информации учащиеся должны дать определение ключевого слова в предложении, составить схемы фишбоун, например:
Read the text "What can we do to reduce traffic in our city?"
Compete the scheme "fishbone".
State the problem, find the suggestions and their results, summarize all ideas and draw a conclusion.
Прочитай текст «Что мы можем сделать, чтобы уменьшить кол-во транспорта в городе?» Используй схему "fishbone". Определи проблему, выпиши предложения по решению этой проблемы и предполагаемые результаты. Обобщи все идеи, сделай вывод.
3. На этапе обработки, интерпретации информации подбираются проблемные задания на составление денотатного графа, схем, диаграмм, таблиц, определение сходства и отличия, например:
Read two texts about the educational systems in Russia and Great Britain.
Find the similarities and the differences in these systems. Make a table and compare it with your partner's table.
Прочитай два текста о системах образования в России и Великобритании. Найди общие черты и различия в этих системах. Составь таблицу и сравни с таблицей партнера.
На третьем этапе информационно-познавательной деятельности одной из важнейших форм работы для расширения информационного пространства учащихся является проектная деятельность. Данная деятельность развивает целеполагание, планирование, рефлексию, самоанализ, умение самостоятельно делать выбор, принимать решение, нести ответственность за его выполнение. Проектная работа помогает учащимся развивать инициативу, самостоятельно получать знания и уметь ориентироваться в огромном объеме информации и повышает мотивацию к изучению иностранного языка, например:
1. Imagine you have won a world tour. Plan your journey so that you should visit as many countries as you can in all continents in two weeks. Make a presentation of your journey. Explain your choice of the visited countries.
Представь, что ты выиграл кругосветное путешествие. Спланируй свое путешествие таким образом, чтобы ты смог посетить как можно больше стран на всех континентах за две недели. Сделай презентацию своего путешествия. Объясни свой выбор стран.
2. Work in groups. Find out the information about traditional costumes in our region/ country. Write a short paragraph about it. Illustrate it with pictures. You can make a computer presentation or poster.
Работа в группах. Соберите информацию о традиционном костюме в вашем регионе/стране. Напишите короткую статью о нем. Проиллюстрируйте ваше описание картинками. Используйте плакат или компьютерную презентацию.
3. Make a research among your classmates/ friends/schoolmates "What types of media
do they use to do their homework?" Carry out a survey. Make a graph. Report your findings.
Проведи исследование среди твоих одноклассников/друзей о том, какими медиа-средствами они пользуются для выполнения
домашнего задания. Составь диаграмму. Сообщи о результатах исследования.
За период нашей деятельности увеличилось количество обучающихся, реализующих учебные (исследовательские) проекты по английскому языку (таблица 3).
Таблица 3
Динамика проектной деятельности по английскому языку
Учебный год Общее количество обучающихся Кол-во обучающихся, выполняющих учебные проекты % от числа всех обучающихся
2013/14 136 52 38%
2014/15 105 57 54%
2015/16 115 60 52%
2016/17 132 74 56%
На наш взгляд, приведенные данные свидетельствуют о продуктивности информационно-познавательной деятельности как образовательной технологии в формировании англоязычной компетенции учащихся. Мы убедились, что технологии ИПД, в частности проблемные задания и проектно-исследовательская деятельность, не только способствуют прочному усвоению содержания и формированию предметных компетенций области «Английский язык», но и позволяют использовать иностранный язык как инструмент для получения, обработки и передачи информации с целью решения определенных задач. Кроме того,
технологии ИПД помогают развивать критическое мышление: учащиеся, владея на определенном уровне иностранным языком, имеют возможность получать информацию из разных источников, как отечественных, так и зарубежных, поэтому им приходится критически оценивать информацию, проверять ее достоверность и делать логические выводы. Таким образом, информационно-познавательная деятельность как образовательная технология может успешно применяться в преподавании английского языка в основной школе и позволяет учителю и обучающимся успешно решать современные образовательные задачи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ
1. Басков С. В. Структура и сущность информационно-познавательной деятельности учащихся. Челябинск: Вестник ЮУрГУ. Серия: образование. Педагогические науки. 2014. №1. Том 6.
2. Водяненко Г. Р. Информационно-познавательная деятельность человека. Наука и мир. 2013. № 1 (1).
3. Водяненко Г.Р. Информационное пространство человека // Интеграция образования. 2012. №3. С. 40-48.
4. Водяненко Г. Р. Информационно-исследовательская деятельность школьников как образовательная технология ФГОС. Пермь: Учитель, 2016. - 186 с.
5. Водяненко Г. Р. Формирование информационной образовательной среды школы на основе диверсификации содержания школьного образования // Российский научный журнал. 2012. № 2 (27). С. 206-211.
6. Водяненко Г. Р., Никитин И. Г. Информационно-познавательная деятельность как образовательная технология. Учебно-методическое пособие. Пермь: ПГГПУ, ПНИПУ, 2013. - 114 с.
7. Громыко Ю. В. Метапредмет «Проблема». М.: Институт учебника Пайдейя, 1999. - 382 с.
8. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. 3-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2005. - 112 с.
9. Городецкая Л. А., Кожевникова Л. А., Полякова И. В., Скугарова Ю. В. Cambridge English. Вариативные программы дополнительного образования по английскому языку. Методическое пособие. М.: ООО «БРИТАНИЯ ХОЛДИНГ», 2011. - 290 с.