Научная статья на тему 'Развитие информационной компетентности учащихся в проектной деятельности (из опыта работы учителя информатики)'

Развитие информационной компетентности учащихся в проектной деятельности (из опыта работы учителя информатики) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПОСОБЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ / МЕЖШКОЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ СРЕДСТВ / ПРОЕКТНЫЕ УМЕНИЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ищенко Руслана Викторовна

В статье рассматриваются пути решения проблемы, связанной с развитием информационной компетентности учащихся в образовательной среде школы средствами проектной деятельности. Для учителя-практика, для руководителя школы будут интересны не только используемые нами разнообразные виды проектной деятельности, но и средства изучения динамики развития совокупности личностных качеств ученика в процессе разработки и реализации проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие информационной компетентности учащихся в проектной деятельности (из опыта работы учителя информатики)»

раздел VI

образовательный потенциал проектной деятельности

УДК 004(072.3) ищенко Р.В.

Развитие информационной компетентности учащихся в проектной деятельности (из опыта работы учителя информатики)

В статье рассматриваются пути решения проблемы, связанной с развитием информационной компетентности учащихся в образовательной среде школы средствами проектной деятельности. Для учителя-практика, для руководителя школы будут интересны не только используемые нами разнообразные виды проектной деятельности, но и средства изучения динамики развития совокупности личностных качеств ученика в процессе разработки и реализации проектов. Ключевые слова: информационная компетентность, проектная деятельность, способы представления информации, межшкольное сотрудничество с помощью информационно-коммуникативных средств, проектные умения, универсальные учебные действия.

Современное информационное общество предъявляет к школе высокие требования к подготовке выпускников. В соответствии с ФГОС по окончании школы обучающие должны быть способны:

• гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания и применяя их на практике;

• самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;

• грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать выводы, применять полученные выводы для решения проблем);

• быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

• самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня [1].

Для достижения поставленных целей и задач, повышения качества знаний учащихся в своей педагогической деятельности мы используем: обучение в сотрудничестве, индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению, метод проектов.

Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, позволяет учитывать интересы учащегося. Интеграция метода проектов и традиционной классно-урочной системы является трудной задачей для преподавателя.

С целью решения исследовательских задач мы пошли по пути совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в стандартный урок. В реализации этой идеи мы исходим из того, что подобная интеграция обеспечит учёт индивидуальных особенностей учащихся, создаст возможность групповых объеди-

нений, послужит основанием эффективной индивидуальной помощи каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей.

Общие характеристики используемых нами на уроках проектов представлены в прил. 1.

Организована проектная деятельность обучающихся и во внеурочное время. Уже второй год продолжается сотрудничество между КГУ «Средняя школа №3» г. Рудного Республики Казахстан, начальной школой №9 г. Рудного Республики Казахстан и МАОУ «СОШ №102» г. Перми.

В 2013/14 учебном году была разработана специальная программа сотрудничества, в рамках которой проходили различные мероприятия. 8 мая 2014 года состоялся очередной телемост между школами. В преддверии Дня Победы разговор шел о войне: ученики школы №102 г. Перми рассказали о своих родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне, а ученики школ г. Рудного подготовили информацию о вкладе Казахстана в дело Победы.

Общение посредством программы Бкуре давно стало для учеников этих школ привычным, и было продолжено в дальнейшем. Приведем примеры проектов, используемых в рамках рассматриваемого подхода.

«Государственные праздники.

День Конституции»

Задание: учащимся предлагается провести «круглый стол» с учащимися из Казахстана. Тема диалога: «Государственные праздники: День Конституции».

Проблема: выяснить, что такое конституция; определить основные положения конституций Российской Федерации и Республики Казахстан; выявить, есть ли различия в конституциях разных стран.

Решение:

- дать определение конституции;

- ознакомиться с содержанием статей «Конституции Российской Федерации»;

- подготовить выступления на 3-5 минут по содержанию основных глав;

- подготовить вопросы для слушателей.

Результат: при проведении «круглого

стола» выявлены сходства и различия конституций двух государств.

«Акция "Бессмертный полк"»

Задание: предлагается провести телемост с учащимися из Казахстана.

Проблема: выяснить, как повлияла Великая Отечественная Война на жизнь моей семьи, страны.

Решение:

- подготовить материал о родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне, работниках тыла;

- подготовить выступления на 3-5 минут;

- подготовить вопросы для участников телемоста.

Результат: после проведения телемоста выяснилось, что Великая Отечественная Война оставила след в каждой семье, проживающей в России и в Казахстане.

Перед началом работы над проектом с учащимися проводилась предварительная подготовка: был изучен теоретический материал по проектной деятельности и разработаны следующие документы:

1. Анкета для выявления проектных умений.

2. Перечень этапов работы над проектом.

3. Примерный план работы (алгоритм работы над созданием проекта).

4. Критерии оценивания проекта.

Документы представлены в прил. 2.

Мы привели примеры проектов, выполненных учащимися с использованием различных информационных средств. В ходе работы над проектами развивалась информационная компетентность учащихся, прежде всего умения активной, самостоятельной обработки информации, принятия новых решений в различных ситуациях, а также технические навыки компьютерного ввода, использования электронных энциклопедий,

библиотек, написания текста, умения, относя- Результативность описанных выше видов

щиеся к устному выступлению, осмысленному деятельности была обобщена, все данные запоминанию фактов. представлены графически на рисунке.

Рис. Сравнительный анализ оценки уровня владения учащимися проектными умениями

в 2012/13 и 2013/14 учебном году

Вслед за Г.Р. Водяненко [4] мы считаем, что выполнение проектов способствует формированию следующих УУД:

1. Личностные универсальные учебные действия:

• самоопределение - личностное, жизненное самоопределение.

2. Регулятивные универсальные учебные действия:

• целеполагание - как постановка проблемы данной учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

• планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом

конечного результата, составление плана и последовательности действий;

• начало прогнозирования - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

• контроль в форме сличения спо -соба действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

• коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще

подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

3. Познавательные универсальные учебные действия:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

• структурирование знаний.

4. Коммуникативные универсальные учебные действия:

• постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли [1].

В ходе работы над проектами обучающиеся учатся приобретать знания самостоятельно и пользоваться приобретенными навыками для решения практических задач, развивают свои коммуникативные навыки. Обучающемуся требуется умение пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, анализировать их, делать выводы.

Если наши ученики приобретут хотя бы некоторые их указанных выше УУД, они будут более приспособленными к постоянно меняющимся условиям нашей жизни, смогут лучше ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в разных коллективах, получать дистанционно консультации и повышать уровень образования.

В заключение хотелось бы сказать, что именно в процессе информационно-познавательная деятельности, организованной в русле проектно-исследовательского поиска, развивается информационная компетентность учащихся.

Приложение 1

Проект «Эмблема для клуба юных исследователей»

Задание: учащимся предлагается создать эмблему для клуба юных исследователей, которую можно будет представить на краевом конкурсе. Решение:

- выбрать тему;

- определить программное обеспечение для создания эмблемы;

- создать эмблему.

Проект «Безопасность в интернете»

Задание: учащимся предлагается создать буклет, который будет знакомить детей и родителей с правилами безопасной работы в Интернете.

Проблема: наличие потенциальных опасностей при работе в сети, а именно:

- вирусных программ;

- открытого доступа к личной информации. Решение:

- сбор и анализ информации;

- подбор программного продукта;

- создание буклета.

Проект«Экономическая игра»

Задание: учащимся предлагается представить, что они участвуют в подготовке к школьной экономической игре, где они будут организовывать предприятие (кафе или

магазин для продажи самодельных товаров). От продажи планируется получить Х рублей прибыли.

Проблема: требуется рассчитать, как получить запланированную сумму. Для этого необходимо определить:

- какую сумму надо вложить в покупку материала для производства товара;

- какую цену установить на каждый товар с учетом его себестоимости;

- сколько изделий каждого типа нужно продать и т.д.

Решение:

- учащиеся заполняют электронную таблицу (оформляют заголовки, формируют необходимые колонки, вводят предполагаемые данные количества продаваемых товаров и их цену), затем приступают к решению проблемы;

- для достижения требуемого результата учащиеся неоднократно изменяют введенные данные, анализируют промежуточные суммы и конечный итог до тех пор, пока не будет достигнут желаемый или приемлемый результат.

Проект «Представление текстовой информации в графическом виде»

Задание: учащимся предлагается представить в виде таблицы данные о судоходных каналах (подготовить информацию для урока географии), вычислить значение всех параметров для их сравнения (среднее, максимальное, минимальное).

Проблема: требуется найти информацию в тексте, составить таблицу, выбрать нужные формулы.

Решение:

- оформить результаты своей работы в виде сравнительной таблицы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- используя функции СРЗНАЧ, МАКС и МИН, вычислить:

• среднее значение длины, глубины и ширины каналов (фарватеров);

• минимальное значение длины, ширины и глубины каналов (фарватеров);

• максимальное значение длины, ширины и глубины каналов (фарватеров).

Для работы учащимся предлагается карточка:

Важные судоходные каналы

Волго-Балтийский водный путь имеет ширину 25-120 м. Южный канал находится во Франции. Панамский канал построен в 1914 г. Суэцкий канал имеет длину 161 км. Кильский канал построен в 1895 г. Южный канал имеет глубину на фарватере 2 м. Великий (Даюньхе) канал находится в Китае. Канал Рона - Рейн имеет длину 320 км. Беломоро-Балтийский канал находится в России. Панамский канал имеет ширину 150-305 м. Береговой канал имеет длину 5580 км. Южный канал имеет длину 241 км. Волго-Балтийский водный путь имеет длину 1100 км. Канал Рона - Рейн имеет ширину 25-100 м. Суэцкий канал находится в Египте. Панамский канал имеет длину 82 км. Береговой канал построен в 1972 г. Великий (Даюньхе) канал имеет длину 1782 км. Волго-Балтийский водный путь имеет глубину на фарватере 4 м. Среднегерманский канал имеет ширину 30-40 м. Кильский канал имеет ширину 104-214 м. Беломоро-Балтийский канал имеет глубину на фарватере 5 м. Береговой канал находится в США. Суэцкий канал имеет глубину на фарватере 16 м. Панамский канал находится в Панаме. Панамский канал имеет глубину на фарватере 12 м. Кильский канал имеет длину 99 км. Беломоро-Балтийский канал построен в 1933 г. Береговой канал имеет ширину 40-60 м. Среднегерманский канал построен в 1938 году. Кильский канал имеет глубину на фарватере 11 м. Волго-Балтийский водный путь построен в 1810 г. Канал Рона - Рейн находится во Франции. Великий (Даюньхе) канал имеет глубину на фарватере 2-3 м. Суэцкий канал имеет ширину 120-318 м. Среднегерманский канал находится в ФРГ. Южный канал построен в 1681 г. Канал Рона - Рейн имеет глубину на фарватере 2 м. Среднегерманский канал имеет длину 325 км. Беломоро-Балтийский канал имеет длину 227 км. Береговой канал имеет глубину на фарватере 3-13 м. Великий (Даюньхе) канал построен в 13 в. Южный канал имеет ширину 20 м. Волго-Балтийский водный путь находится в России. Среднегерманский канал имеет глубину на фарватере 3-6 м. Суэцкий канал построен в 1869 г. Великий (Даюньхе) канал имеет ширину 40-350 м. Кильский канал находится в ФРГ. Беломоро-Балтийский канал имеет ширину 180-230 м. Канал Рона - Рейн построен в 1833 г.

Результат работы представляется в виде сравнительной таблицы.

Сравнительная таблица:

Название канала Место Дата Длина (км) Шнрнна Глубина

нахождения построения (м> (М)

Волго-Балтийскнй Россия 1810 г. 1100 25-120 4

Южный Франция 1681 г 241 20 2

Панамский Панама 1914 г. 82 150-305 12

Суэцкий Египет 1869 г. 161 120-318 16

Кндьскнй ФРГ 1895 г. 99 104-214 11

Великий Китай 13 век 1782 40-350 2-3

(Дакшьже)

Рона-Рейн Франция 1833 г. 320 25-100 2

Беломоро- Россия 1933 г. 227 180-230 5

Балтийский

Береговой США 1972 г. 5580 40-60 3-13

Среднегерманский ФРГ 1938 г. 325 30-40 3-6

Среднее значение: 991,7 175,7 7,4

Максимальное 5580 305 16

значенне:

Минимальное 82 20 2

значенне:

Проект «Текст в виде схемы»

Задание: в тексте перечислены названия деревьев, данную информацию представьте в виде иерархической схемы.

Текст: яблоня, клен, сосна, плодовое дерево, береза, груша, хвойное дерево, пихта, ель, лиственное дерево, дуб, осина, тополь.

Проблема: для представления текстовой информации в виде иерархической схемы учащиеся должны прийти к следующим понятиям: «класс», «классификация объектов», «основание классификации».

Решение:

- определить понятия «класс», «классификация объектов», «основание классификации»;

- классифицировать текстовый материал;

- используя возможности текстового редактора, создать схему.

Результат: иерархическая схема

Приложение 2

1. Анкета для выявления проектных умений

Оцени свои умения в использовании метода проекта по следующим критериям: 3 - умею; 2 - иногда получается; 1 - чаще не получается; 0 - не умею

Ф.И. ученика, класс_

Учебный проект_

Проектные умения начало проекта окончание проекта

1. Формулировать проблему

2. Ставить цель

3. Ставить задачи

4. Выбирать методы и способы решения задач

5. Планировать работу

6. Организовать работу группы

7. Участвовать в совместной деятельности: выслушивать мнение других, отстаивать своё мнение, принимать чужую точку зрения и др.

8. Выбирать вид конечного продукта проекта

9. Выбирать форму презентации конечного продукта

10. В проделанной работе видеть моменты, которые помогли успешно выполнить проект

11. В проделанной по проекту работе находить «слабые» стороны

12. Видеть, что мне лично дало выполнение проекта

1. Перечень этапов работы над проектом

Этап I. Подготовительный. Выбор темы.

Учитель проводит беседу с учащимися, задается проблемный вопрос. Формирование групп и выбор темы исследований. Составление плана работы над проектом. Обсуждение возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав. Определение формы представления результатов: буклет, презентация, web-сайт, программа.

Роль учителя - консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.

Этап II. Аналитико-практический. Сбор информации по заданной теме из различных источников. Анализ и систематизация информации.

Реализация идей средствами информационных технологий (разработка презентаций, буклетов и т.п.) Учащиеся в группах проводят самоанализ результатов деятельности. Предварительный просмотр полученных результатов.

Этап III. Защита проектов.

Каждой группе или ученику на защиту проектов представляется 5-7 минут.

Далее - ответы на вопросы присутствующих. Присутствуют все участники проекта: учителя и ученики. Проект оценивают и ученики, и учитель. Рекомендуется заранее разработать оценочные листы проектов.

Рефлексия. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Результативность каждого выступает здесь как фундамент для новых исследований по темам проекта.

Подведение итогов.

3. Алгоритм работы над созданием проекта

4. критерии оценивания

Оценка дается по 3-х бальной системе. 2 балла - критерий раскрыт полностью 1 балл - критерий раскрыт частично 0 баллов - не раскрыт

критерии оценивания баллы

I. Выбор темы проекта

Раскрытие темы

Информированность

II. Оформление проекта

Читаемость, выбор цветовой гаммы

Соответствие дизайна содержанию проекта

Подбор иллюстраций, фотографий и т.п.

III. Защита проекта

Чувство времени, удержание внимания

Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность

Итого (Сумма баллов)

список литературы

1. Фурсенко А. Федеральный государственный стандарт основного общего образования [электронный ресурс]. ЫРЬ: Ийр://минобрнауки.рф/документы/543

2. Аршинов В.И. Методология сетевого мышления: феномен самоорганизации [электронный ресурс]. ЫРЬ: http://spkurdyumov.narod.ru/ArshDantav.htm

3. Богословский В.И., Извозчиков В.А., Потемкин М.Н. Информационно-образовательное пространство или информационно-образовательный хронотоп // Наука и школа. 2000. №5. С. 41-46.

4. Водяненко Г.Р. Информационно-познавательная деятельность как образовательная технология: учеб.-метод.пособие // Перм. гос.-пед. ун-т. Пермь, 2013. 116 с.

5. Роберт И.В. Теория и методика информационного образования: (психолого-педагогический и технологический аспекты). М., 2007. 234 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.