раздел VI
образовательный потенциал проектной деятельности
УДК 004(072.3) ищенко Р.В.
Развитие информационной компетентности учащихся в проектной деятельности (из опыта работы учителя информатики)
В статье рассматриваются пути решения проблемы, связанной с развитием информационной компетентности учащихся в образовательной среде школы средствами проектной деятельности. Для учителя-практика, для руководителя школы будут интересны не только используемые нами разнообразные виды проектной деятельности, но и средства изучения динамики развития совокупности личностных качеств ученика в процессе разработки и реализации проектов. Ключевые слова: информационная компетентность, проектная деятельность, способы представления информации, межшкольное сотрудничество с помощью информационно-коммуникативных средств, проектные умения, универсальные учебные действия.
Современное информационное общество предъявляет к школе высокие требования к подготовке выпускников. В соответствии с ФГОС по окончании школы обучающие должны быть способны:
• гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания и применяя их на практике;
• самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;
• грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать выводы, применять полученные выводы для решения проблем);
• быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
• самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня [1].
Для достижения поставленных целей и задач, повышения качества знаний учащихся в своей педагогической деятельности мы используем: обучение в сотрудничестве, индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению, метод проектов.
Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, позволяет учитывать интересы учащегося. Интеграция метода проектов и традиционной классно-урочной системы является трудной задачей для преподавателя.
С целью решения исследовательских задач мы пошли по пути совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в стандартный урок. В реализации этой идеи мы исходим из того, что подобная интеграция обеспечит учёт индивидуальных особенностей учащихся, создаст возможность групповых объеди-
нений, послужит основанием эффективной индивидуальной помощи каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей.
Общие характеристики используемых нами на уроках проектов представлены в прил. 1.
Организована проектная деятельность обучающихся и во внеурочное время. Уже второй год продолжается сотрудничество между КГУ «Средняя школа №3» г. Рудного Республики Казахстан, начальной школой №9 г. Рудного Республики Казахстан и МАОУ «СОШ №102» г. Перми.
В 2013/14 учебном году была разработана специальная программа сотрудничества, в рамках которой проходили различные мероприятия. 8 мая 2014 года состоялся очередной телемост между школами. В преддверии Дня Победы разговор шел о войне: ученики школы №102 г. Перми рассказали о своих родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне, а ученики школ г. Рудного подготовили информацию о вкладе Казахстана в дело Победы.
Общение посредством программы Бкуре давно стало для учеников этих школ привычным, и было продолжено в дальнейшем. Приведем примеры проектов, используемых в рамках рассматриваемого подхода.
«Государственные праздники.
День Конституции»
Задание: учащимся предлагается провести «круглый стол» с учащимися из Казахстана. Тема диалога: «Государственные праздники: День Конституции».
Проблема: выяснить, что такое конституция; определить основные положения конституций Российской Федерации и Республики Казахстан; выявить, есть ли различия в конституциях разных стран.
Решение:
- дать определение конституции;
- ознакомиться с содержанием статей «Конституции Российской Федерации»;
- подготовить выступления на 3-5 минут по содержанию основных глав;
- подготовить вопросы для слушателей.
Результат: при проведении «круглого
стола» выявлены сходства и различия конституций двух государств.
«Акция "Бессмертный полк"»
Задание: предлагается провести телемост с учащимися из Казахстана.
Проблема: выяснить, как повлияла Великая Отечественная Война на жизнь моей семьи, страны.
Решение:
- подготовить материал о родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне, работниках тыла;
- подготовить выступления на 3-5 минут;
- подготовить вопросы для участников телемоста.
Результат: после проведения телемоста выяснилось, что Великая Отечественная Война оставила след в каждой семье, проживающей в России и в Казахстане.
Перед началом работы над проектом с учащимися проводилась предварительная подготовка: был изучен теоретический материал по проектной деятельности и разработаны следующие документы:
1. Анкета для выявления проектных умений.
2. Перечень этапов работы над проектом.
3. Примерный план работы (алгоритм работы над созданием проекта).
4. Критерии оценивания проекта.
Документы представлены в прил. 2.
Мы привели примеры проектов, выполненных учащимися с использованием различных информационных средств. В ходе работы над проектами развивалась информационная компетентность учащихся, прежде всего умения активной, самостоятельной обработки информации, принятия новых решений в различных ситуациях, а также технические навыки компьютерного ввода, использования электронных энциклопедий,
библиотек, написания текста, умения, относя- Результативность описанных выше видов
щиеся к устному выступлению, осмысленному деятельности была обобщена, все данные запоминанию фактов. представлены графически на рисунке.
Рис. Сравнительный анализ оценки уровня владения учащимися проектными умениями
в 2012/13 и 2013/14 учебном году
Вслед за Г.Р. Водяненко [4] мы считаем, что выполнение проектов способствует формированию следующих УУД:
1. Личностные универсальные учебные действия:
• самоопределение - личностное, жизненное самоопределение.
2. Регулятивные универсальные учебные действия:
• целеполагание - как постановка проблемы данной учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата, составление плана и последовательности действий;
• начало прогнозирования - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения спо -соба действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
• коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
3. Познавательные универсальные учебные действия:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• структурирование знаний.
4. Коммуникативные универсальные учебные действия:
• постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли [1].
В ходе работы над проектами обучающиеся учатся приобретать знания самостоятельно и пользоваться приобретенными навыками для решения практических задач, развивают свои коммуникативные навыки. Обучающемуся требуется умение пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, анализировать их, делать выводы.
Если наши ученики приобретут хотя бы некоторые их указанных выше УУД, они будут более приспособленными к постоянно меняющимся условиям нашей жизни, смогут лучше ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в разных коллективах, получать дистанционно консультации и повышать уровень образования.
В заключение хотелось бы сказать, что именно в процессе информационно-познавательная деятельности, организованной в русле проектно-исследовательского поиска, развивается информационная компетентность учащихся.
Приложение 1
Проект «Эмблема для клуба юных исследователей»
Задание: учащимся предлагается создать эмблему для клуба юных исследователей, которую можно будет представить на краевом конкурсе. Решение:
- выбрать тему;
- определить программное обеспечение для создания эмблемы;
- создать эмблему.
Проект «Безопасность в интернете»
Задание: учащимся предлагается создать буклет, который будет знакомить детей и родителей с правилами безопасной работы в Интернете.
Проблема: наличие потенциальных опасностей при работе в сети, а именно:
- вирусных программ;
- открытого доступа к личной информации. Решение:
- сбор и анализ информации;
- подбор программного продукта;
- создание буклета.
Проект«Экономическая игра»
Задание: учащимся предлагается представить, что они участвуют в подготовке к школьной экономической игре, где они будут организовывать предприятие (кафе или
магазин для продажи самодельных товаров). От продажи планируется получить Х рублей прибыли.
Проблема: требуется рассчитать, как получить запланированную сумму. Для этого необходимо определить:
- какую сумму надо вложить в покупку материала для производства товара;
- какую цену установить на каждый товар с учетом его себестоимости;
- сколько изделий каждого типа нужно продать и т.д.
Решение:
- учащиеся заполняют электронную таблицу (оформляют заголовки, формируют необходимые колонки, вводят предполагаемые данные количества продаваемых товаров и их цену), затем приступают к решению проблемы;
- для достижения требуемого результата учащиеся неоднократно изменяют введенные данные, анализируют промежуточные суммы и конечный итог до тех пор, пока не будет достигнут желаемый или приемлемый результат.
Проект «Представление текстовой информации в графическом виде»
Задание: учащимся предлагается представить в виде таблицы данные о судоходных каналах (подготовить информацию для урока географии), вычислить значение всех параметров для их сравнения (среднее, максимальное, минимальное).
Проблема: требуется найти информацию в тексте, составить таблицу, выбрать нужные формулы.
Решение:
- оформить результаты своей работы в виде сравнительной таблицы;
- используя функции СРЗНАЧ, МАКС и МИН, вычислить:
• среднее значение длины, глубины и ширины каналов (фарватеров);
• минимальное значение длины, ширины и глубины каналов (фарватеров);
• максимальное значение длины, ширины и глубины каналов (фарватеров).
Для работы учащимся предлагается карточка:
Важные судоходные каналы
Волго-Балтийский водный путь имеет ширину 25-120 м. Южный канал находится во Франции. Панамский канал построен в 1914 г. Суэцкий канал имеет длину 161 км. Кильский канал построен в 1895 г. Южный канал имеет глубину на фарватере 2 м. Великий (Даюньхе) канал находится в Китае. Канал Рона - Рейн имеет длину 320 км. Беломоро-Балтийский канал находится в России. Панамский канал имеет ширину 150-305 м. Береговой канал имеет длину 5580 км. Южный канал имеет длину 241 км. Волго-Балтийский водный путь имеет длину 1100 км. Канал Рона - Рейн имеет ширину 25-100 м. Суэцкий канал находится в Египте. Панамский канал имеет длину 82 км. Береговой канал построен в 1972 г. Великий (Даюньхе) канал имеет длину 1782 км. Волго-Балтийский водный путь имеет глубину на фарватере 4 м. Среднегерманский канал имеет ширину 30-40 м. Кильский канал имеет ширину 104-214 м. Беломоро-Балтийский канал имеет глубину на фарватере 5 м. Береговой канал находится в США. Суэцкий канал имеет глубину на фарватере 16 м. Панамский канал находится в Панаме. Панамский канал имеет глубину на фарватере 12 м. Кильский канал имеет длину 99 км. Беломоро-Балтийский канал построен в 1933 г. Береговой канал имеет ширину 40-60 м. Среднегерманский канал построен в 1938 году. Кильский канал имеет глубину на фарватере 11 м. Волго-Балтийский водный путь построен в 1810 г. Канал Рона - Рейн находится во Франции. Великий (Даюньхе) канал имеет глубину на фарватере 2-3 м. Суэцкий канал имеет ширину 120-318 м. Среднегерманский канал находится в ФРГ. Южный канал построен в 1681 г. Канал Рона - Рейн имеет глубину на фарватере 2 м. Среднегерманский канал имеет длину 325 км. Беломоро-Балтийский канал имеет длину 227 км. Береговой канал имеет глубину на фарватере 3-13 м. Великий (Даюньхе) канал построен в 13 в. Южный канал имеет ширину 20 м. Волго-Балтийский водный путь находится в России. Среднегерманский канал имеет глубину на фарватере 3-6 м. Суэцкий канал построен в 1869 г. Великий (Даюньхе) канал имеет ширину 40-350 м. Кильский канал находится в ФРГ. Беломоро-Балтийский канал имеет ширину 180-230 м. Канал Рона - Рейн построен в 1833 г.
Результат работы представляется в виде сравнительной таблицы.
Сравнительная таблица:
Название канала Место Дата Длина (км) Шнрнна Глубина
нахождения построения (м> (М)
Волго-Балтийскнй Россия 1810 г. 1100 25-120 4
Южный Франция 1681 г 241 20 2
Панамский Панама 1914 г. 82 150-305 12
Суэцкий Египет 1869 г. 161 120-318 16
Кндьскнй ФРГ 1895 г. 99 104-214 11
Великий Китай 13 век 1782 40-350 2-3
(Дакшьже)
Рона-Рейн Франция 1833 г. 320 25-100 2
Беломоро- Россия 1933 г. 227 180-230 5
Балтийский
Береговой США 1972 г. 5580 40-60 3-13
Среднегерманский ФРГ 1938 г. 325 30-40 3-6
Среднее значение: 991,7 175,7 7,4
Максимальное 5580 305 16
значенне:
Минимальное 82 20 2
значенне:
Проект «Текст в виде схемы»
Задание: в тексте перечислены названия деревьев, данную информацию представьте в виде иерархической схемы.
Текст: яблоня, клен, сосна, плодовое дерево, береза, груша, хвойное дерево, пихта, ель, лиственное дерево, дуб, осина, тополь.
Проблема: для представления текстовой информации в виде иерархической схемы учащиеся должны прийти к следующим понятиям: «класс», «классификация объектов», «основание классификации».
Решение:
- определить понятия «класс», «классификация объектов», «основание классификации»;
- классифицировать текстовый материал;
- используя возможности текстового редактора, создать схему.
Результат: иерархическая схема
Приложение 2
1. Анкета для выявления проектных умений
Оцени свои умения в использовании метода проекта по следующим критериям: 3 - умею; 2 - иногда получается; 1 - чаще не получается; 0 - не умею
Ф.И. ученика, класс_
Учебный проект_
Проектные умения начало проекта окончание проекта
1. Формулировать проблему
2. Ставить цель
3. Ставить задачи
4. Выбирать методы и способы решения задач
5. Планировать работу
6. Организовать работу группы
7. Участвовать в совместной деятельности: выслушивать мнение других, отстаивать своё мнение, принимать чужую точку зрения и др.
8. Выбирать вид конечного продукта проекта
9. Выбирать форму презентации конечного продукта
10. В проделанной работе видеть моменты, которые помогли успешно выполнить проект
11. В проделанной по проекту работе находить «слабые» стороны
12. Видеть, что мне лично дало выполнение проекта
1. Перечень этапов работы над проектом
Этап I. Подготовительный. Выбор темы.
Учитель проводит беседу с учащимися, задается проблемный вопрос. Формирование групп и выбор темы исследований. Составление плана работы над проектом. Обсуждение возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав. Определение формы представления результатов: буклет, презентация, web-сайт, программа.
Роль учителя - консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.
Этап II. Аналитико-практический. Сбор информации по заданной теме из различных источников. Анализ и систематизация информации.
Реализация идей средствами информационных технологий (разработка презентаций, буклетов и т.п.) Учащиеся в группах проводят самоанализ результатов деятельности. Предварительный просмотр полученных результатов.
Этап III. Защита проектов.
Каждой группе или ученику на защиту проектов представляется 5-7 минут.
Далее - ответы на вопросы присутствующих. Присутствуют все участники проекта: учителя и ученики. Проект оценивают и ученики, и учитель. Рекомендуется заранее разработать оценочные листы проектов.
Рефлексия. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Результативность каждого выступает здесь как фундамент для новых исследований по темам проекта.
Подведение итогов.
3. Алгоритм работы над созданием проекта
4. критерии оценивания
Оценка дается по 3-х бальной системе. 2 балла - критерий раскрыт полностью 1 балл - критерий раскрыт частично 0 баллов - не раскрыт
критерии оценивания баллы
I. Выбор темы проекта
Раскрытие темы
Информированность
II. Оформление проекта
Читаемость, выбор цветовой гаммы
Соответствие дизайна содержанию проекта
Подбор иллюстраций, фотографий и т.п.
III. Защита проекта
Чувство времени, удержание внимания
Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность
Итого (Сумма баллов)
список литературы
1. Фурсенко А. Федеральный государственный стандарт основного общего образования [электронный ресурс]. ЫРЬ: Ийр://минобрнауки.рф/документы/543
2. Аршинов В.И. Методология сетевого мышления: феномен самоорганизации [электронный ресурс]. ЫРЬ: http://spkurdyumov.narod.ru/ArshDantav.htm
3. Богословский В.И., Извозчиков В.А., Потемкин М.Н. Информационно-образовательное пространство или информационно-образовательный хронотоп // Наука и школа. 2000. №5. С. 41-46.
4. Водяненко Г.Р. Информационно-познавательная деятельность как образовательная технология: учеб.-метод.пособие // Перм. гос.-пед. ун-т. Пермь, 2013. 116 с.
5. Роберт И.В. Теория и методика информационного образования: (психолого-педагогический и технологический аспекты). М., 2007. 234 с.