И.А. Сиялова
Современная методология профессионального развития соотечественников, проживающих за рубежом
Стратегическая поддержка соотечественников за рубежом является одним из основных приоритетов и важной составляющей внутренней и внешней политики Российской Федерации.
В результате исторических событий российские соотечественники оказались распределены по различным государственным образованиям. Российская диаспора, вторая по величине в мире, составляет около 30 миллионов человек, из которых около 20 млн проживают в странах СНГ и Балтии. Крупнейшее зарубежное этнокультурное образование в силу исторических и политических причин является в значительной степени разобщенным, чему способствует позиция некоторых государств, направленная на ассимиляцию либо маргинализацию российских соотечественников, создание преград на пути их самоорганизации и консолидации.
Положение русскоязычного населения в некоторых странах «ближнего» зарубежья остается фактором, существенно осложняющим развитие отношений с указанными государствами. Соотечественники в странах СНГ и Балтии испытывают трудности в реализации гражданских прав, не всегда имеют возможность влиять на принятие решений, касающихся положения российской диаспоры.
Серьезную озабоченность вызывает вытеснение русского языка из образовательной, культурной, общественной и повседневной жизни стран, еще недавно являвшихся частью русскоязычного пространства. Общей тенденцией для стран Балтии и СНГ, кроме Белоруссии, является сокращение количества русскоязычных школ и отрицательная динамика числа тех, кто считает русский язык родным.
Государственная политика в отношении соотечественников за рубежом осуществляется в Ленинградской области в рамках мероприятий культурного, образовательного и информационного характера, особое внимание уделяется взаимодействию с русскоязычным населением в сопредельных приграничных районах Эстонии и Финляндии, связанных с Ленинградской областью тесными историческими, деловыми, культурными, родственными связями.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации, постановлением губернатора Ленинградской области образована комиссия по работе с соотечественниками за рубежом, которой разработаны проект плана мероприятий долгосрочной целевой программы по осуществлению государственной политики в отношении соотечественников за рубежом.
129
Преимуществами программно-целевого подхода к решению задач реализации государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, являются:
• повышение эффективности реализуемых мероприятий за счет скоординированности их реализации органами исполнительной власти Ленинградской области;
• расширение спектра реализуемых мероприятий за счет скоординированности их реализации органами исполнительной власти Ленинградской области;
• наличие конкретных и измеримых результатов оценки реализации мероприятий Программы.
Реализация Программы путем осуществления комплекса конкретных мероприятий по приоритетным направлениям позволит укрепить связи Ленинградской области с соотечественниками за рубежом, придаст системный, целенаправленный характер отношениям Ленинградской области с российской диаспорой, обеспечит сотрудничество конкретными механизмами и технологиями.
Реализация Программы обеспечит содействие процессу консолидации российских соотечественников за рубежом, сохранению русского языка и русской культуры, привлечению экономического, творческого и духовного потенциала соотечественников для укрепления экономического и культурного сотрудничества Ленинградской области с зарубежными партнерами, а также развитию деловых связей хозяйствующих субъектов Ленинградской области с бизнесструктурами соотечественников, проживающих за рубежом.
Основной целью Программы является осуществление комплекса мер по взаимодействию с соотечественниками, проживающими за рубежом, в интересах сохранения их этнокультурной самобытности, укрепления культурных, образовательных, деловых и иных связей с Россией, а также усиления роли в расширении сотрудничества Ленинградской области со странами их проживания.
Основными задачами Программы являются:
• развитие взаимодействия с соотечественниками, проживающими за рубежом, и созданными ими организациями, содействие установлению их связей с органами государственной власти, организациями, учреждениями, хозяйствующими субъектами Ленинградской области;
• оказание поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом, созданным ими организациям и объединениям в сохранении этнокультурной самобытности, укреплении роли русского языка и российской культуры за рубежом;
130
• продвижение имиджа Ленинградской области как региона с устойчивым социально-экономическим развитием, богатым культурным потенциалом и опытом поддержки этнокультурных традиций.
В рамках реализации этой программы университет разработал программу курсов профессиональной переподготовки для педагогов «Специалист по инновационным технологиям в условиях информатизации образования» (504 ч) с применением дистанционных образовательных технологий.
Данные курсы профессиональной переподготовки предназначены для педагогов, проживающих за рубежом и владеющих информационными технологиями.
Целью образовательной программы является формирование инновационных профессиональных компетенций в области информатизации образования.
В 2011-2013 гг. в Ленинградском государственном университете им. А.С. Пушкина прошли обучение по данной программе пятнадцать соотечественников, проживающих за рубежом: девять человек из Эстонии (учителя Ахтмеской гимназии и Славянской основной школы), один человек из Молдовы (учитель русской СШ № 7 им. Л.Н. Толстого) и пять человек из Приднестровской Молдавской Республики (преподаватель из Дубоссарского многопрофильного профессионального лицея, учителя МОУ «Бендерская гимназия № 2 и МОУ «Дубоссарская русская СОШ № 2, директор МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, «Детский дом» г. Тирасполя, директор ГОУ СПО «Бендерский педагогический колледж»).
Разработка Программы дополнительного профессионального (педагогического) образования «Специалист по инновационным технологиям в условиях информатизации образования» обеспечивает включение действующих педагогических кадров в решение задач модернизации общего образования, а также решает кадровую проблему и позволяет подготовить педагогов и управленцев к работе в современных социально-экономических условиях.
Содержание данной образовательной программы предназначено для подготовки специалистов, обладающих современными методами и технологиями обучения, основанными на информационных технологиях.
Целью образовательной программы является формирование профессиональных компетенций в области информатизации образования.
Задачи программы:
• раскрыть теоретические основания проектирования, конструирования и анализа процесса обучения;
131
• познакомить с существующими программными продуктами и электронными учебными материалами, которые обеспечивают разработку и проведение процесса обучения;
• сформировать навыки создания библиотеки учебных материалов, представленных в электронном виде;
• сформировать практические навыки создания электронного дидактического материала.
Содержание образовательной программы было представлено следующими модулями:
• современные информационные технологии;
• компьютерные сети, INTERNET и мультимедиа технологии;
• технические и аудиовизуальные средства обучения;
• информационные и коммуникационные технологии в образовании;
• дидактические основы построения курсов дополнительного образования и существующие образовательные ресурсы;
• технология разработки контролирующих материалов.
В качестве итоговой работы слушатели подготовили аттестационные работы по использованию информационных технологий на различных уроках, для формирования ключевых компетенций учащихся, для разработки системы тестовых заданий и создания учебного сайта, для управления учебно-воспитательным процессом и развития образовательного учреждения.
Е.Е. Журинская, О.И. Обухова
Международное сотрудничество как фактор стратегии регионального развития непрерывного профессионального образования в филиале университета
Международное сотрудничество в области образования является неотъемлемой частью внешнеэкономической деятельности приграничных территорий и Российского государства.
Международное сотрудничество - это исторически обусловленное и общественно необходимое средство взаимодействия стран и наций для совместного достижения взаимовыгодных результатов. Оно имеет разнообразные организационные формы в зависимости от области и специфики совместной деятельности. Поиск наиболее прогрессивного, оптимального и актуального побуждает педагогов за рубежом и в России устанавливать деловые контакты и выгодно использовать предоставившиеся возможности.
132