Научная статья на тему 'Современная методология профессионального развития соотечественников, проживающих за рубежом'

Современная методология профессионального развития соотечественников, проживающих за рубежом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная методология профессионального развития соотечественников, проживающих за рубежом»

И.А. Сиялова

Современная методология профессионального развития соотечественников, проживающих за рубежом

Стратегическая поддержка соотечественников за рубежом является одним из основных приоритетов и важной составляющей внутренней и внешней политики Российской Федерации.

В результате исторических событий российские соотечественники оказались распределены по различным государственным образованиям. Российская диаспора, вторая по величине в мире, составляет около 30 миллионов человек, из которых около 20 млн проживают в странах СНГ и Балтии. Крупнейшее зарубежное этнокультурное образование в силу исторических и политических причин является в значительной степени разобщенным, чему способствует позиция некоторых государств, направленная на ассимиляцию либо маргинализацию российских соотечественников, создание преград на пути их самоорганизации и консолидации.

Положение русскоязычного населения в некоторых странах «ближнего» зарубежья остается фактором, существенно осложняющим развитие отношений с указанными государствами. Соотечественники в странах СНГ и Балтии испытывают трудности в реализации гражданских прав, не всегда имеют возможность влиять на принятие решений, касающихся положения российской диаспоры.

Серьезную озабоченность вызывает вытеснение русского языка из образовательной, культурной, общественной и повседневной жизни стран, еще недавно являвшихся частью русскоязычного пространства. Общей тенденцией для стран Балтии и СНГ, кроме Белоруссии, является сокращение количества русскоязычных школ и отрицательная динамика числа тех, кто считает русский язык родным.

Государственная политика в отношении соотечественников за рубежом осуществляется в Ленинградской области в рамках мероприятий культурного, образовательного и информационного характера, особое внимание уделяется взаимодействию с русскоязычным населением в сопредельных приграничных районах Эстонии и Финляндии, связанных с Ленинградской областью тесными историческими, деловыми, культурными, родственными связями.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации, постановлением губернатора Ленинградской области образована комиссия по работе с соотечественниками за рубежом, которой разработаны проект плана мероприятий долгосрочной целевой программы по осуществлению государственной политики в отношении соотечественников за рубежом.

129

Преимуществами программно-целевого подхода к решению задач реализации государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, являются:

• повышение эффективности реализуемых мероприятий за счет скоординированности их реализации органами исполнительной власти Ленинградской области;

• расширение спектра реализуемых мероприятий за счет скоординированности их реализации органами исполнительной власти Ленинградской области;

• наличие конкретных и измеримых результатов оценки реализации мероприятий Программы.

Реализация Программы путем осуществления комплекса конкретных мероприятий по приоритетным направлениям позволит укрепить связи Ленинградской области с соотечественниками за рубежом, придаст системный, целенаправленный характер отношениям Ленинградской области с российской диаспорой, обеспечит сотрудничество конкретными механизмами и технологиями.

Реализация Программы обеспечит содействие процессу консолидации российских соотечественников за рубежом, сохранению русского языка и русской культуры, привлечению экономического, творческого и духовного потенциала соотечественников для укрепления экономического и культурного сотрудничества Ленинградской области с зарубежными партнерами, а также развитию деловых связей хозяйствующих субъектов Ленинградской области с бизнесструктурами соотечественников, проживающих за рубежом.

Основной целью Программы является осуществление комплекса мер по взаимодействию с соотечественниками, проживающими за рубежом, в интересах сохранения их этнокультурной самобытности, укрепления культурных, образовательных, деловых и иных связей с Россией, а также усиления роли в расширении сотрудничества Ленинградской области со странами их проживания.

Основными задачами Программы являются:

• развитие взаимодействия с соотечественниками, проживающими за рубежом, и созданными ими организациями, содействие установлению их связей с органами государственной власти, организациями, учреждениями, хозяйствующими субъектами Ленинградской области;

• оказание поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом, созданным ими организациям и объединениям в сохранении этнокультурной самобытности, укреплении роли русского языка и российской культуры за рубежом;

130

• продвижение имиджа Ленинградской области как региона с устойчивым социально-экономическим развитием, богатым культурным потенциалом и опытом поддержки этнокультурных традиций.

В рамках реализации этой программы университет разработал программу курсов профессиональной переподготовки для педагогов «Специалист по инновационным технологиям в условиях информатизации образования» (504 ч) с применением дистанционных образовательных технологий.

Данные курсы профессиональной переподготовки предназначены для педагогов, проживающих за рубежом и владеющих информационными технологиями.

Целью образовательной программы является формирование инновационных профессиональных компетенций в области информатизации образования.

В 2011-2013 гг. в Ленинградском государственном университете им. А.С. Пушкина прошли обучение по данной программе пятнадцать соотечественников, проживающих за рубежом: девять человек из Эстонии (учителя Ахтмеской гимназии и Славянской основной школы), один человек из Молдовы (учитель русской СШ № 7 им. Л.Н. Толстого) и пять человек из Приднестровской Молдавской Республики (преподаватель из Дубоссарского многопрофильного профессионального лицея, учителя МОУ «Бендерская гимназия № 2 и МОУ «Дубоссарская русская СОШ № 2, директор МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, «Детский дом» г. Тирасполя, директор ГОУ СПО «Бендерский педагогический колледж»).

Разработка Программы дополнительного профессионального (педагогического) образования «Специалист по инновационным технологиям в условиях информатизации образования» обеспечивает включение действующих педагогических кадров в решение задач модернизации общего образования, а также решает кадровую проблему и позволяет подготовить педагогов и управленцев к работе в современных социально-экономических условиях.

Содержание данной образовательной программы предназначено для подготовки специалистов, обладающих современными методами и технологиями обучения, основанными на информационных технологиях.

Целью образовательной программы является формирование профессиональных компетенций в области информатизации образования.

Задачи программы:

• раскрыть теоретические основания проектирования, конструирования и анализа процесса обучения;

131

• познакомить с существующими программными продуктами и электронными учебными материалами, которые обеспечивают разработку и проведение процесса обучения;

• сформировать навыки создания библиотеки учебных материалов, представленных в электронном виде;

• сформировать практические навыки создания электронного дидактического материала.

Содержание образовательной программы было представлено следующими модулями:

• современные информационные технологии;

• компьютерные сети, INTERNET и мультимедиа технологии;

• технические и аудиовизуальные средства обучения;

• информационные и коммуникационные технологии в образовании;

• дидактические основы построения курсов дополнительного образования и существующие образовательные ресурсы;

• технология разработки контролирующих материалов.

В качестве итоговой работы слушатели подготовили аттестационные работы по использованию информационных технологий на различных уроках, для формирования ключевых компетенций учащихся, для разработки системы тестовых заданий и создания учебного сайта, для управления учебно-воспитательным процессом и развития образовательного учреждения.

Е.Е. Журинская, О.И. Обухова

Международное сотрудничество как фактор стратегии регионального развития непрерывного профессионального образования в филиале университета

Международное сотрудничество в области образования является неотъемлемой частью внешнеэкономической деятельности приграничных территорий и Российского государства.

Международное сотрудничество - это исторически обусловленное и общественно необходимое средство взаимодействия стран и наций для совместного достижения взаимовыгодных результатов. Оно имеет разнообразные организационные формы в зависимости от области и специфики совместной деятельности. Поиск наиболее прогрессивного, оптимального и актуального побуждает педагогов за рубежом и в России устанавливать деловые контакты и выгодно использовать предоставившиеся возможности.

132

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.