Научная статья на тему 'Реализация программ профессиональной переподготовки средствами дистанционных образовательных технологий'

Реализация программ профессиональной переподготовки средствами дистанционных образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А В. Кайсина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация программ профессиональной переподготовки средствами дистанционных образовательных технологий»

IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование.

V. Требования к результатам освоения программ бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду профессиональной деятельности, на который ориентирована программа бакалавриата:

• педагогическая деятельность.

• проектная деятельность.

• исследовательская деятельность.

• культурно-просветительская деятельность.

VI. Требования к структуре программ бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование

VII. Требования к условиям реализации программ бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование

VIII. Оценка качества освоения программ бакалавриата

Список литературы

1. Государственные образовательные стандарты общего образования [Электрон. ресурс]. - URL: http://www.edu.ru/db/portal/obschee/ (дата обращения: 08.03.2017 г.).

2. Профессиональные стандарты [Электрон. ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/docs/101 /69/2/1 (дата обращения: 010.03.2017 г.).

3. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электрон. ресурс]. - URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1 ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1 %82% D1 %8B/543 (дата обращения: 10.03.2017 г.).

А. В. Кайсина

Реализация программ профессиональной переподготовки средствами дистанционных образовательных технологий

Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). «Содержание дополнительных про-

фессиональных программ формируется под влиянием многих факторов: квалификационных требований к специалисту, потребностей лица или организации, по инициативе которых осуществляется образование, ожиданий работодателя, возможностей образовательной организации» [1, с. 323] и определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Необходимость обновления подходов к дополнительному профессиональному (педагогическому) образованию определяется задачами, поставленными в Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года, Программе модернизации педагогического образования и других документах, а также внутренними закономерностями развития педагогического образования и перспективными потребностями развития личности педагога, образования и региона в целом.

Разработка программы дополнительного профессионального (педагогического) образования обеспечит включение действующих педагогических кадров в решение задач модернизации общего образования, а также решить кадровую проблему и позволит подготовить педагогов и управленцев к работе в современных социально-экономических условиях.

Содержание образовательной программы профессиональной переподготовки «Специалист по инновационным технологиям в условиях информатизации образования» предназначено для подготовки специалистов, обладающих современными методами и технологиями обучения, основанными на информационных технологиях.

Целью образовательной программы является формирование профессиональных компетенций в области информатизации образования.

Задачи программы:

- раскрыть теоретические основания проектирования, конструирования и анализа процесса обучения;

- познакомить с существующими программными продуктами и электронными учебными материалами, которые обеспечивают разработку и проведение процесса обучения;

- сформировать навыки создания библиотеки учебных материалов, представленных в электронном виде;

- сформировать практические навыки создания электронного дидактического материала.

Содержание образовательной программы представлено следующими модулями:

- современные информационные технологии;

- компьютерные сети, INTERNET и мультимедиа технологии;

- технические и аудиовизуальные средства обучения;

- информационные и коммуникационные технологии в образовании;

- дидактические основы построения курсов дополнительного образования и существующие образовательные ресурсы;

- технология разработки контролирующих материалов.

В качестве итоговой работы слушатели должны подготовить аттестационную работу с использованием информационных технологий.

В соответствии с Федеральным законом от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», в целях реализации государственной политики в отношении соотечественников за рубежом Правительство Ленинградской области постановляет: утвердить долгосрочную целевую программу «Реализация государственной политики в отношении соотечественников за рубежом». Основной целью Программы является осуществление комплекса мер по взаимодействию с соотечественниками, проживающими за рубежом, в интересах сохранения их этнокультурной самобытности, укрепления культурных, образовательных, деловых и иных связей с Россией, а также усиления роли в расширении сотрудничества Ленинградской области со странами их проживания. Основными задачами Программы являются:

- развитие взаимодействия с соотечественниками, проживающими за рубежом, и созданными ими организациями, содействие установлению их связей с органами государственной власти, организациями, учреждениями, хозяйствующими субъектами Ленинградской области;

- оказание поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом, созданным ими организациям и объединениям в сохранении этнокультурной самобытности, укреплении роли русского языка и российской культуры за рубежом;

- продвижение имиджа Ленинградской области как региона с устойчивым социально-экономическим развитием, богатым культурным потенциалом и опытом поддержки этнокультурных традиций.

Одним из мероприятий программы содействие соотечественникам, проживающим за рубежом, в сфере образования является, обучение зарубежных преподавателей по образовательной программе переподготовки специалистов "Специалист по инновационным технологиям в условиях информатизации образования". В связи с этим слушателями курсов профессиональной переподготовки, являются преподаватели, проживающие за рубежом. Территориальная удаленность обуславливает необходимость применения дистанционных образовательных технологий для реализации программы.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Содержание рассматриваемой дополнительной программы переподготовки обуславливает применение модели педагогического взаимодействия, при которой происходит частичное использование дистанционных образовательных технологий при реализации ДПП, очные занятия чередуются с дистанционными.

В связи с этим объем учебных часов распределяется следующим образом:

всего: 260 часов из них 130 с применением ДОТ: лекции: 90 из них 40 с применением ДОТ лабораторные работы: 170 часов из них 90 с применением ДОТ. В рамках программы рассматриваются следующие разделы: Информационные системы; компьютерные сети, INTERNET и мультимедиа технологии; технические и аудиовизуальные средства обучения; информационные и коммуникационные технологии в образовании; технология создания электронных учебных материалов; дидактические основы построения курсов дистанционного обучения; технология разработки контролирующих материалов.

В качестве итоговой работы слушателям необходимо подготовить аттестационные работы по использованию информационных технологий на различных уроках, для формирования ключевых компетенций учащихся, для разработки системы тестовых заданий и создания учебного сайта, для управления учебно-воспитательным процессом и развития образовательного учреждения.

Изучение предложенных разделов позволит получить слушателям курсов компетенции, необходимые для выполнения нового вида профессиональной деятельности и приобретение новой квалификации «Специалист по инновационным технологиям».

В период с 2011 по 2016 гг. в Ленинградском государственном университете имени А.С. Пушкина прошли обучение по данной программе более тридцати соотечественников, проживающих за рубежом: Эстония; Приднестровская Молдавская Республика; Казахстан; Белоруссия; Грузия.

Литература

1. Бороненко Т.А., Кайсина А.В., Пальчикова И.Н., Федотова В.С. Проектирование содержания дополнительной профессиональной программы «Информатика и информационные технологии» на основе профессионального стандарта педагога // Научный диалог: науч. журн. - Екатеринбург, 2016. - № 2 (50). - С. 323-334.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.