IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование.
V. Требования к результатам освоения программ бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду профессиональной деятельности, на который ориентирована программа бакалавриата:
• педагогическая деятельность.
• проектная деятельность.
• исследовательская деятельность.
• культурно-просветительская деятельность.
VI. Требования к структуре программ бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование
VII. Требования к условиям реализации программ бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование
VIII. Оценка качества освоения программ бакалавриата
Список литературы
1. Государственные образовательные стандарты общего образования [Электрон. ресурс]. - URL: http://www.edu.ru/db/portal/obschee/ (дата обращения: 08.03.2017 г.).
2. Профессиональные стандарты [Электрон. ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/docs/101 /69/2/1 (дата обращения: 010.03.2017 г.).
3. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электрон. ресурс]. - URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1 ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1 %82% D1 %8B/543 (дата обращения: 10.03.2017 г.).
А. В. Кайсина
Реализация программ профессиональной переподготовки средствами дистанционных образовательных технологий
Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). «Содержание дополнительных про-
фессиональных программ формируется под влиянием многих факторов: квалификационных требований к специалисту, потребностей лица или организации, по инициативе которых осуществляется образование, ожиданий работодателя, возможностей образовательной организации» [1, с. 323] и определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Необходимость обновления подходов к дополнительному профессиональному (педагогическому) образованию определяется задачами, поставленными в Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года, Программе модернизации педагогического образования и других документах, а также внутренними закономерностями развития педагогического образования и перспективными потребностями развития личности педагога, образования и региона в целом.
Разработка программы дополнительного профессионального (педагогического) образования обеспечит включение действующих педагогических кадров в решение задач модернизации общего образования, а также решить кадровую проблему и позволит подготовить педагогов и управленцев к работе в современных социально-экономических условиях.
Содержание образовательной программы профессиональной переподготовки «Специалист по инновационным технологиям в условиях информатизации образования» предназначено для подготовки специалистов, обладающих современными методами и технологиями обучения, основанными на информационных технологиях.
Целью образовательной программы является формирование профессиональных компетенций в области информатизации образования.
Задачи программы:
- раскрыть теоретические основания проектирования, конструирования и анализа процесса обучения;
- познакомить с существующими программными продуктами и электронными учебными материалами, которые обеспечивают разработку и проведение процесса обучения;
- сформировать навыки создания библиотеки учебных материалов, представленных в электронном виде;
- сформировать практические навыки создания электронного дидактического материала.
Содержание образовательной программы представлено следующими модулями:
- современные информационные технологии;
- компьютерные сети, INTERNET и мультимедиа технологии;
- технические и аудиовизуальные средства обучения;
- информационные и коммуникационные технологии в образовании;
- дидактические основы построения курсов дополнительного образования и существующие образовательные ресурсы;
- технология разработки контролирующих материалов.
В качестве итоговой работы слушатели должны подготовить аттестационную работу с использованием информационных технологий.
В соответствии с Федеральным законом от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», в целях реализации государственной политики в отношении соотечественников за рубежом Правительство Ленинградской области постановляет: утвердить долгосрочную целевую программу «Реализация государственной политики в отношении соотечественников за рубежом». Основной целью Программы является осуществление комплекса мер по взаимодействию с соотечественниками, проживающими за рубежом, в интересах сохранения их этнокультурной самобытности, укрепления культурных, образовательных, деловых и иных связей с Россией, а также усиления роли в расширении сотрудничества Ленинградской области со странами их проживания. Основными задачами Программы являются:
- развитие взаимодействия с соотечественниками, проживающими за рубежом, и созданными ими организациями, содействие установлению их связей с органами государственной власти, организациями, учреждениями, хозяйствующими субъектами Ленинградской области;
- оказание поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом, созданным ими организациям и объединениям в сохранении этнокультурной самобытности, укреплении роли русского языка и российской культуры за рубежом;
- продвижение имиджа Ленинградской области как региона с устойчивым социально-экономическим развитием, богатым культурным потенциалом и опытом поддержки этнокультурных традиций.
Одним из мероприятий программы содействие соотечественникам, проживающим за рубежом, в сфере образования является, обучение зарубежных преподавателей по образовательной программе переподготовки специалистов "Специалист по инновационным технологиям в условиях информатизации образования". В связи с этим слушателями курсов профессиональной переподготовки, являются преподаватели, проживающие за рубежом. Территориальная удаленность обуславливает необходимость применения дистанционных образовательных технологий для реализации программы.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Содержание рассматриваемой дополнительной программы переподготовки обуславливает применение модели педагогического взаимодействия, при которой происходит частичное использование дистанционных образовательных технологий при реализации ДПП, очные занятия чередуются с дистанционными.
В связи с этим объем учебных часов распределяется следующим образом:
всего: 260 часов из них 130 с применением ДОТ: лекции: 90 из них 40 с применением ДОТ лабораторные работы: 170 часов из них 90 с применением ДОТ. В рамках программы рассматриваются следующие разделы: Информационные системы; компьютерные сети, INTERNET и мультимедиа технологии; технические и аудиовизуальные средства обучения; информационные и коммуникационные технологии в образовании; технология создания электронных учебных материалов; дидактические основы построения курсов дистанционного обучения; технология разработки контролирующих материалов.
В качестве итоговой работы слушателям необходимо подготовить аттестационные работы по использованию информационных технологий на различных уроках, для формирования ключевых компетенций учащихся, для разработки системы тестовых заданий и создания учебного сайта, для управления учебно-воспитательным процессом и развития образовательного учреждения.
Изучение предложенных разделов позволит получить слушателям курсов компетенции, необходимые для выполнения нового вида профессиональной деятельности и приобретение новой квалификации «Специалист по инновационным технологиям».
В период с 2011 по 2016 гг. в Ленинградском государственном университете имени А.С. Пушкина прошли обучение по данной программе более тридцати соотечественников, проживающих за рубежом: Эстония; Приднестровская Молдавская Республика; Казахстан; Белоруссия; Грузия.
Литература
1. Бороненко Т.А., Кайсина А.В., Пальчикова И.Н., Федотова В.С. Проектирование содержания дополнительной профессиональной программы «Информатика и информационные технологии» на основе профессионального стандарта педагога // Научный диалог: науч. журн. - Екатеринбург, 2016. - № 2 (50). - С. 323-334.