Научная статья на тему 'Инновационные подходы в разработке и реализации программ подготовки государственных служащих'

Инновационные подходы в разработке и реализации программ подготовки государственных служащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
526
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАТЕГОРИИ И ГРУППЫ ДОЛЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ / ИКТ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / THE CATEGORIES AND GROUPS OF POSITIONS OF PUBLIC ADMINISTRATORS / IT AND DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матюкин С. В., Канеева Ю. Р.

Авторами рассмотрены подходы к разработке программ подготовки государственных служащих, а также их реализации с использованием ИКТ и дистанционного обучения. В целях формализации разработки образовательных программ предложена матрица сопоставления компетенций и направлений подготовки в разрезе категорий и групп должностей гражданской службы. Обоснованы преимущества использования ИКТ и дистанционного обучения, а также предложены технологии их реализации в программах непрерывной подготовки государственных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матюкин С. В., Канеева Ю. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative approaches in designing and implementing the training programs for civil servants

The authors review the approaches to the development of training programs for public administrators, their implementation using IT and distant learning. Matrix comparing the competencies and training areas by category and groups of public administrators positions are offered in order to formalize the working out of educational content. The advantages of using ICT and distant learning are highlighted, and technologies for their implementation in programs of continuous training of public administrators are proposed.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы в разработке и реализации программ подготовки государственных служащих»

Международной конференции и дискуссионного научного клуба «Информационные технологии в науке. Социологии, экономике и бизнесе». - Украина, Крым, - 2009 г. - С. 235 - 237

3..Бершадский А. М., Бождай А. С., Осипова Н. В., Гудков А. Разработка методов информационноаналитического обеспечения процесса подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих в области информационных технологий с учетом социально-экономической специфики региона // Открытое образование. - №1.-2008г.- с. 23-34

4.Игнатов В. Г. Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность. Основы теории и организации: учебное пособие. - М.: ИКЦ «МарТ», 2006. - 448 с.

5.Ракитов А. И. Прогноз развития науки и технологии в России на период до 2025 года // Вестник РАН. - М., 1998. - № 8. - С.746-753.

6.Романенко В. С. О некоторых вопросах теории информационного права// Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2009. - №1.

7. Сытник А. А., Мельникова Н.И., Папшев С. В., Шульга Т. Э. Информационно-коммуникационные технологии в глобальном образовательном пространстве. Труды X Всероссийской научно-методической конференции «Телематика'2003». - М: изд-во ИТМО, 2002.- Т.2. - С 526-527.

УДК 316.4

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

С. В. Матюкин, аспирант Тел.: (963) 109 2566, e-mail: [email protected] Ю. Р. Канеева, научный сотрудник Тел.: (963) 109 2572, e-mail: [email protected] Российского государственного университета инновационных технологий

и предпринимательства http://www.itbu.ru

The authors review the approaches to the development of training programs for public administrators, their implementation using IT and distant learning. Matrix comparing the competencies and training areas by category and groups of public administrators positions are offered in order to formalize the working out of educational content. The advantages of using ICT and distant learning are highlighted, and technologies for their implementation in programs of continuous training of public administrators are proposed.

Авторами рассмотрены подходы к разработке программ подготовки государственных служащих, а также их реализации с использованием ИКТ и дистанционного обучения. В целях формализации разработки образовательных программ предложена матрица сопоставления компетенций и направлений подготовки в разрезе категорий и групп должностей гражданской службы. Обоснованы преимущества использования ИКТ и дистанционного обучения, а также предложены технологии их реализации в программах непрерывной подготовки государственных служащих.

Ключевые слова и словосочетания: категории и группы должностей государственных служащих, ИКТ и дистанционное образование.

Key words and word-combinations: the categories and groups of positions of public administrators, IT and distance learning.

Статья подготовлена в рамках государственного контракта № П60 от 2 апреля 2010г. ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.

Организация эффективной системы подготовки кадров государственной службы в целях повышения профессионализма и компетентности гражданских служащих является важнейшей задачей для системы государственного управления современной России. Это связано с тем, что эффективность деятельности органов власти непосредственно зависит от уровня профессиональной грамотности служащих, который формируется, прежде всего, по результатам прохождения специализированных образовательных программ.

Необходимость обучения государственных гражданских служащих зафиксирована на законодательном уровне [1]. В Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» перед современной системой гражданской службы поставлена задача формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики [2].

Действенным инструментом обновления знаний и повышения профессионализма государственных гражданских служащих является система дополнительного профессионального образования. Программы повышения квалификаций, профессиональной переподготовки и стажировки обеспечивают профессиональное освоение государственными гражданскими служащими новых форм и методов работы, постоянную актуализацию знаний в связи с регулярным обновлением нормативно-правовой базы, изменениями в социально-экономической сфере страны и региона. В связи с этим, актуальной проблемой является разработка программ дополнительного профессионального образования, определение оптимальных форм и технологий обучения слушателей.

Учитывая специфику служебных полномочий государственных гражданских служащих, содержание программ образовательной подготовки необходимо разрабатывать с учетом категорий и групп должностей государственной гражданской службы. При этом в качестве основы для определения круга вопросов, включаемых в содержание программ, целесообразно использовать компетентностный подход, предполагающий ориентацию подготовки на формирование у слушателей ключевых компетенций, необходимых для эффективного исполнения их должностных обязанностей [3]. Данный подход отражает практико-ориентированную направленность образовательных программ, мобилизацию личностного ресурса обучающихся, что способствует выработке действенных решений при исполнении профессиональных задач.

Набор компетенций, отражающих специфику деятельности государственных служащих, составляет компетентностный профиль сотрудников соответствующих групп и категорий должностей гражданской службы. Следует отметить, что компетентностный подход уже получил развитие в содержании федеральных государственных образовательных стандартов 3 поколения, в том числе в программах бакалавриата и магистратуры по направлению «Государственное и муниципальное управление».

Универсализация содержания компетентностных профилей по категориям и группам должностей государственной гражданской службы целесообразна, прежде всего, для общих (универсальных) компетенций. Специализированные же компетенции, связанные с отдельными направлениями и спецификой деятельности структурных подразделений органов исполнительной власти, следует учитывать при определении круга дополнительных вопросов и формировании отраслевых программ обучения слушателей [4].

Первым дифференцирующим признаком, определяющим специфику содержания образовательных программ, является категория государственных гражданских служащих. Законом № 79-ФЗ определены четыре категории государственных гражданских служащих: руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты [5]. Анализ основных требований к функциональной направленности профессиональной деятельности различных категорий государственных гражданских служащих позволил определить следующее ее содержание:

• руководители осуществляют функции прогнозирования, планирования, организации, координации, мотивации, контроля, анализа, регулирования в процессе реализации полномочий органа государственного управления;

• помощники (советники) руководителей оказывают содействие им в реализации их полномочий;

• специалисты обеспечивают решение установленных задач и функций органа государственной власти;

• обеспечивающие специалисты осуществляют правовое, финансово-экономическое, кадровое, информационное, материально-техническое, документационное обеспечение деятельности государственных органов.

Следующим дифференцирующим признаком содержания программы подготовки выступает группа должностей государственной службы. Они определяются продолжительностью стажа государственной службы или работы по специальности, уровнем профессионального образования, профессиональными знаниями и навыками, необходимыми для исполнения должностных обязанностей. Группы должностей подразделяются на высшие, главные, ведущие, старшие и младшие.

С учетом опыта работы с персоналом государственной гражданской службы кадровых ведомств органов исполнительной власти и Правительства Пензенской области, результатов реализованных научно-исследовательских работ в 2009-2010 гг. году в рамках «Программы развития государственной гражданской службы Пензенской области (2009 - 2012 годы)», авторами определены основные компетенции различных категорий и групп должностей государственной гражданской службы, а также соответствующие актуальные направления программ дополнительного профессионального образования.

Среди компетенций, которые являются актуальными для различных категорий и групп должностей государственной гражданской службы, можно определить следующие:

1. Владение вопросами законодательства о порядке размещения государственных заказов для государственных нужд.

2. Владение навыками оперативного принятия и реализации решений в рамках своей компетенции.

3. Владение навыками эффективного выполнения должностных обязанностей самостоятельно.

4. Владение современными методами и технологиями личностного развития.

5. Владение современными методами управления персоналом.

6. Владение справочными правовыми системами.

7. Владение технологиями документоведения и документационного обеспечения управления.

8. Владение технологиями работы с обращениями граждан.

9. Знание порядка подготовки, согласования и принятия нормативных правовых актов.

10. Знание системы государственной гражданской службы и кадровых технологий на государственной гражданской службе.

11.Навыки анализа и прогнозирования деятельности в порученной сфере.

12.Навыки аналитической работы по профилю деятельности.

13.Навыки ведения деловых переговоров.

14. Навыки взаимодействия со средствами массовой информации.

15. Навыки обеспечения выполнения поставленных руководством задач.

16.Навыки оперативного принятия и реализации управленческих решений.

17.Навыки планирования рабочего времени руководителя, организации его труда.

18. Навыки подготовки и проведения организационных мероприятий и совещаний.

19.Навыки публичного выступления.

20.Навыки разработки предложений для последующего принятия управленческих решений.

21.Навыки сбора и систематизации информации.

22.Навыки владения информационно-коммуникационными технологиями для подготовки управленческой документации.

23. Умения работы с ресурсами сети Интернет (включая официальные порталы органов власти и порталы предоставления государственных услуг).

24.Умения работы с электронной почтой, средствами совместной работы в сети, голосовых и видеокоммуникаций.

25. Умения применять специальные знания для собственной предметной области.

26. Умения делегирования полномочий подчиненным.

27. Умения постановки стратегических и тактических целей, организации и обеспечения их достижения.

Для полноценного формирования приведенного перечня компетенций, авторами предлагается следующие тематики программ дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих:

1. Антикоррупционные механизмы на государственной гражданской службе.

2. Документационное обеспечение управления.

3. Информационные технологии в управлении, развитие электронного правительства и информационного общества.

4. Управление персоналом. Кадровые технологии на государственной гражданской службе.

5. Организационное и нормативное обеспечение государственного управления.

6. Организация предоставления государственных услуг.

7. Правотворческая деятельность в органах государственной власти.

8. Работа с обращениями граждан.

9. Разработка и реализация управленческих решений.

10. Связи с общественностью в деятельности органа государственной власти.

11. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона.

12.Управление личностным развитием и карьерой.

Определив перечень наиболее значимых компетенций для государственных гражданских

служащих и соответствующие направления подготовки, можно предложить следующую матрицу их сопоставления в разрезе категорий и должностей государственной гражданской службы:

Группы должностей

Категории должностей высшие главные ведущие старшие младшие

руководи- тели I: 4, 5, 13, 16, 18, 19, 23, 26, 27 II: 1, 5, 7, 4, 9, 11 I: 4, 5, 9, 13, 16, 18, 23, 26, 27 II: 1, 7, 4, 11, 12, 18 I: 1, 5, 8, 9, 16, 23, 24 II: 1, 7, 12

Помощники (советники) I: 2, 5, 9,13, 16, 22, 23 II: 4, 7, 9, 10, 12 I: 2, 7, 8, 7, 9, 12, 14, 13, 20, 23 II: 4, 5, 7, 8, 9, 10, 12 I: 7, 8, 7, 9, 12, 18, 20, 23 II: 4, 5, 7, 8

Специали- сты I: 7, 8, 4, 9, 10, 12, 17, 20, 23, 24, 25 II: 1, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12 I: 4,7, 8, 9, 10, 12, 15, 20, 22, 23, 24, 25 II: 1, 2, 3, 4, 6, 8, 9, 12 I: 4, 5, 8, 12, 17, 22, 23, 24, 25 II: 2, 3, 4, 5, 6, 8 I: 4, 6, 7, 8, 12, 22, 23, 24, 25 II: 1, 2, 3, 6, 8

Обеспечи- вающие специали- I: 4, 7, 8,14, 17, 22, 23, 25 II: 3, 4, 5, 6 I: 4, 7, 8, 14, 15, 17, 22, 23, 24, 25 II: 2, 3, 4, 5, 6, 8 I: 6, 7, 8, 15, 22, 24, 25 II: 2, 3, 6, 8 I: 6, 7, 15, 22, 24, 25 II: 2, 3, 5, 8

Рис. 1. Матрица сопоставления компетенций и направлений подготовки в разрезе категорий и групп должностей государственной гражданской службы (I - Компетенции; II - Направления подготовки)

Авторы считают, что приведенное в матрице сопоставление компетенций и направлений подготовки государственных служащих позволяет предложить актуальные направления обучения представителей каждой категории и группы должностей гражданской службы.

Для гражданских служащих категории «руководители» необходим набор компетенции в области: стратегического и тактического целепологания, принятия управленческих решений, эффективного управления персоналом и владения современными технологиями управления личностным развитием. Основой для формирования и развития данных компетенций выступают программы подготовки в области управления персоналом и стратегического управления.

Основным набором компетенций государственных гражданских служащих категории «помощники» являются: организационно-исполнительские, регулирующе-регламентирующие, кон-тролирующе-учетные, инновационно-исследовательские, экспертно-консультационные. Формирование и развитие данных групп компетенций осуществляется за счет обучения данной категории по программам в области организационно-распорядительной работы, управления персоналом, связей с общественностью и т.д.

Для государственных гражданских служащих категории «специалисты» актуальным выступает: формирование и развитие таких групп компетенций как организационно-исполнительские, регулирующе-регламентирующие, координирующие, информационно-аналитические. Программы подготовки, призванные обеспечить необходимый уровень профессионализма государственных служащих данной категории, должны охватывать области организационнораспорядительной работы, связей с общественностью, работы с обращениями граждан, информационных технологий в управлении.

Основными группами компетенций государственных гражданских служащих категории «обеспечивающие специалисты» являются: организационно-исполнительские, координирующие и информационно-аналитические. Направлениями подготовки, содействующими формированию данных компетенций, можно определить следующие: организационное и нормативное обеспечение управления, информационные технологи в управлении, документационное обеспечение управления и архивоведение.

В тоже время необходимо отметить ряд ограничений и недостатков, связанных с организацией подготовки государственных гражданских служащих на основе разработки специфических образовательных программ для конкретных категорий и групп обучения. Прежде всего - это повышение стоимости программ подготовки за счет формирования, как правило, малокомплектных групп (особенно это актуально для категорий руководители и помощники) в сравнении с практи-

кующимся сегодня подходом выбора образовательных программ исключительно по признакам отраслевой тематической направленности. Исходя из этого, авторы рекомендуют активное использование в процессе подготовки форм обучения, основанных на использовании модульного подхода, а также дистанционных образовательных технологиях (ДОТ).

Модульный подход объединяет преимущества индивидуального и коллективного обучения и при этом позволяет реализовать концепцию направляемого и контролируемого самообучения. Данный подход обеспечивает формирование учебных образовательных программ различного уровня из уже готовых учебных модулей. Преподаватели системы дополнительного профессионального образования отмечают следующие достоинства модульных технологий: возможность адаптации содержания к потребностям слушателя, выбор содержания в соответствии с заявленной слушателем проблемой, учет интересов и проблем слушателей, гибкий график усвоения нового содержания и новых методов, накопительный принцип в самооценке [6]. Таким образом, модульный подход предоставляет значимые преимущества при разработке программ на различных уровнях обучения и различной тематической направленности.

Преимущества использования ДОТ в дополнительном профессиональном образовании состоят в том, что данные образовательные технологии позволяют сделать процесс непрерывного образования на любой его ступени более доступным, гибким и приспособленным к быстрым изменениям, происходящим в любой предметной сфере работы специалиста. Использование модульного подхода в сочетании с ДОТ позволяет сформировать индивидуальные образовательные траектории как различных категорий служащих, так и персонально для конкретных слушателей с учетом их уровня начальной подготовки и функциональных интересов.

В системе подготовки кадров государственной службы преимущественную практику сегодня получает «комбинированная» технология ДО в сочетании с ИКТ. Данная технология предусматривает предоставление обучаемым скомплектованных наборов (кейсов), состоящих из текстовых учебно-методических материалов (аналогично кейсовой технологии), с одновременным использованием средств телекоммуникаций для взаимодействия преподавателей и обучаемых (образовательные порталы ДО). На практике в рамках комбинированной технологии также встречаются и другие сочетания (например, наличие личных консультаций с тьюторами и доставка части учебно-методических материалов по сети). Основной формой дистанционного образования является прохождение электронных учебных курсов, при этом для организации обучения, контроля над процессом обучения и анализа результатов используются специальные программные продукты - системы ДО [6]. В образовательном процессе в системе подготовки кадров органов ГМУ активно используются образовательные порталы ДО, которые предоставляют слушателям следующее возможности: работа с электронными учебно-методическими материалами по программам подготовки, совместная работа слушателей в группах над групповыми проектами посредством Интернет-форумов, консультации преподавателей (посредством тематических форумов), возможность участия в оп-Нпе занятиях, прохождение тестовых заданий для контроля знаний. Следует отметить, что тестирование является оптимальной формой контроля за формированием и развитием конкретных компетенций слушателя по результатам прохождения модулей образовательной программы [7].

Авторы считают, что в данной работе новыми являются следующие результаты. Предложенные технологии формирования необходимых компетенций при определении содержания программ подготовки государственных гражданских служащих, с учетом специфики их работы по отдельным категориям и группам должностей, способны обеспечить актуальность и практическую значимость обучения кадров государственной службы по программам дополнительного образования. Данный подход к разработке и реализации программ непрерывного обучения обеспечивает инновационную форму организации образовательного процесса, адаптированного к состоянию, направленности и динамике развития профессиональных компетенций государственных гражданских служащих.

Литература

1. Федеральный закон РФ от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации». // СПС «КонсультантПлюс».

2. О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)». Указ Президента Российской Федерации № 261 от 10 марта 2009 года. //СПС «КонсультантПлюс».

3. Громкова М. Т. Модульное обучение в системном образовании взрослых // Материалы сайта «Элитариум: Центр дистанционного обучения» // http://www.elitarium.ru/2005/09/06/modulnoe_obuchenie_ v_sistemnom_obrazovanii_vzroslykh.html

4. Кревский И. Г., Матюкин С. В. Инновационные технологии в управлении системой дополнительного профессионального образования. // Экономика и управление, № 8 (58). 2010. С. 91-95.

5. Кревский И. Г., Матюкин С. В., Осташков А. В. Подготовка специалистов в области инновационной деятельности с использованием образовательных технологий на основе модульных образовательных программ. // Менеджмент инноваций, 2009. №4. С. 276-287.

6. Кревский И. Г. Инновационные модели организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий // Менеджмент инноваций, 2008. №3. С.222-231.

7. Бершадский А. М., Белов А. А., Вергазов Р. И., Кревский И. Г. Актуальные проблемы компьютерного контроля знаний // Вестник компьютерных и информационных технологий, 2005. № 1. С. 40-48.

УДК 378.147

РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХ И КОНТРОЛИРУЮЩИХ СРЕДСТВ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗАХ: НОВЫЙ ЭТАП

К. Р. Адамадзиев, д. т. н., профессор, зав. кафедрой Информационных технологий и моделирования экономических процессов Тел.: (8722) 67 59 22, e-mail: [email protected] С. А. Ахмедов, д. т. н., профессор, декан факультета Информатики и информационных технологий Тел.: (8722) 67 59 10, e-mail: [email protected] Г. Ш. Абдуллаев, к.э.н., доцент, начальник Информационно-вычислительного центра Тел.: (8722) 67 50 28, e-mail: [email protected] А. И. Шувалов, к.п.н., доцент, Директор Кизлярского филиала Даггосуниверситета Тел.: (8239)2-11-95,(8239)2-11-01, e-mail:[email protected] А. К. Адамадзиева, к. э. н., доцент кафедры Прикладной информатики

и математических методов Тел.:(8722) 67 59 21, e-mail: [email protected] факультет Информатики и информационных технологий Дагестанский государственный университет http://www.dgu.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The stages of informatization of educational process in regional high schools on the example of the Dagestan state university are considered. The features and basic results of two past stages, and also the problems of higher educational institutions connected with the information of educational processes and development and application of training and supervising means in regional high schools are shown.

Рассмотрены этапы информатизации учебного процесса в региональных вузах на примере Дагестанского государственного университета. Показаны особенности и основные итоги двух прошедших этапов, а также проблемы высших учебных заведений, связанных с информатизацией образовательных процессов и разработкой и применение обучающих и контролирующих средств в региональных вузах.

Ключевые слова: этапы информатизации, учебный процесс, обучающие и контролирующие средства.

Key words: stages of information, educational process, training and supervising means.

Началом информатизации образовательного процесса в Дагестанском государственном университете можно считать конец 80-х - конец 90-х годов 20-го века, когда были созданы кафедры Информатики и Экономической кибернетики и открыта специальность «Информационные системы в экономике», оказавшие большое влияние на развертывание работ, связанных с информационными технологиями. Прошедший 20-летний период информатизации учебного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.