Научная статья на тему 'Современные практики переподготовки государственных служащих с применением инновационных технологий'

Современные практики переподготовки государственных служащих с применением инновационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
583
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ПЕРЕОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чичварова А. В.

В статье рассматриваются практики переподготовки государственных служащих с применением инновационных технологий. Рассмотрен опыт зарубежных стран и опыт дистанционного обучения государственных служащих в России, а также программа РАНХиГС по переобучению государственных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные практики переподготовки государственных служащих с применением инновационных технологий»

«Профессиональная ориентация»

2018, №1

научный журнал

Чичварова А.В.

Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина — филиал РАНХиГС,

г. Саратов, Россия

СОВРЕМЕННЫЕ ПРАКТИКИ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В статье рассматриваются практики переподготовки государственных служащих с применением инновационных технологий. Рассмотрен опыт зарубежных стран и опыт дистанционного обучения государственных служащих в России, а также программа РАНХиГС по переобучению государственных служащих.

Ключевые слова: обучение, переобучение, дистанционное обучение.

Вопрос организации процесса обучения, переобучения и профессионального развития государственных гражданских служащих, на сегодняшний день, является одним из самых ключевых в системе государственной службы и кадровой политики. Государственные служащие должны иметь специальный уровень профессиональной, деловой и моральной подготовки, обладать необходимыми знаниями, навыками и компетенциями, которые соответствовали бы их занимаемым должностям и обеспечивали качественное выполнение должностных обязанностей.

Для полного рассмотрения вопроса изучим опыт России, а также зарубежных стран, что дает возможность посмотреть на практику переподготовки кадров с непривычной точки, а именно со стороны зарубежных коллег. Конечно система государственных органов за рубежом существенно отличается, однако именно изучение нестандартного для России подхода важно для понимания возможных путей решения переподготовки кадров в российских государственных органах.

Во Франции и США широко развита единая сеть специализированных учреждений по подготовке и повышению квалификации чиновников. Наиболее известные и часто посещаемые из них: Национальная школа администрации или Школа публичного управления / Ecole nationale d'Administration (ведется подготовка непосредственно государственных служащих высших категорий и групп должностей), Центр развития лидерских качеств / Center for Leadership Development (ведется развитие ключевых квалификаций руководителей на любом этапе карьеры), Национальный центр дистанционного обучения / CNED (деятельность центра направлена на экономию временного ресурса, служит для популяризации практического опыта центра на международном уровне и принимает активное участие в европейских программах (обмен опытом): он -

«Профессиональная ориентация»

2018, №1

научный журнал

лайн семинары, электронные лекции, программы повышения квалификации, модули, мини - MBA).

При сравнении зарубежной и российской системы дополнительного профессионального образования выявлено следующее:

- В России программы обучения, переобучения и повышения квалификации направлены на развитие ситуативного мышления, в то время как опыт Германии показывает, что данные программы разработаны с целью формирования и дальнейшего развития системного мышления.

- Правительство Германии и Великобритании заинтересовано в постоянном обучении и повышении квалификации чиновников, в то время, как в России государственных гражданских служащих обучают, преимущественно, в связи с необходимостью, которая закреплена в федеральных законах [1].

Именно из - за этих аспектов на сегодняшний день, начинает меняться отношение к вопросу подготовки, переподготовки и повышения квалификации чиновников и происходит постепенное обновление стандартов, основой которых все больше и больше служит практика зарубежных стран.

Одним из инновационных подходов переподготовки кадров в Российской Федерации является использование дистационного обучения.

Дистанционное обучение - это образовательные технологии, реализующиеся в основном с помошью применения информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном, то есть на расстоянии, или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника [2, с. 12].

Практика использования дистанционного обучения используется во многих субьектах Российской Федерации.

В целях увеличения уровня компьютерной грамотности государственных гражданских служащих города Москвы за счет применения информационно - коммуникационных технологий, Правительством Москвы постановлено:

1. Создание автоматизированной информационной системы "Система дистанционного обучения" (АИС СДО).

2. Утверждение Положения об автоматизированной информационной системе "Система дистанционного обучения" [3].

С 1 января 2015 года дистанционное обучение государственных гражданских служащих города Москвы производится, преимущественно с помощью АИС СДО.

АИС СДО - это автоматизированная информационная система, которая включает в себя комплекс программно - аппаратных средств, а также содержит информацию о дистанционном обучении государственных гражданских служащих города Москвы.

«Профессиональная ориентация»

2018, №1

научный журнал

Применение дистанционного обучения активно используется и в Калиниградской области. Опираясь на «Программу дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Калиниградской области на 2017 год», можно выделить три программы дистанционного обучения:

1. Профессиональная переподготовка государственных гражданских служащих по программе: «Государственное и муниципальное управление». Форма обучения - очная, с применением дистанционных технологий; более 500 часов, количество обучаемых - 10 человек.

2. Повышение квалификации государственных гражданских служащих по программе: «Контрактная система в сфере закупок - актуальные изменения с обзором судебной практики и рассмотрением спорных ситуаций, возникающих в процессе осуществления закупок» (продвинутый уровень). Форма обучения - очная с элементами дистанционного обучения; не менее 108 часов, количество обучаемых - 17 человек.

3. Повышение квалификации государственных гражданских служащих по программе: «Обучение и проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов». Форма обучения - дистанционная; не менее 40 часов, количество обучаемых - 27 человек [4].

В настоящее время РАНХиГС является единственным в России исполнителем программы профессиональной переподготовки резерва управленческих кадров высшего уровня. Обучение ведется в соответствии с поручением президента РФ № Пр-3484 от 25.12.2009 года и распоряжением Правительства РФ № 636-р от 22.04.2010 года.

Программы дополнительной профессиональной подготовки и переподготовки, нацелены на обучение госслужащих со средним и высшим образованием (обеспечивающих специалистов, руководителей). Их право на профпереподготовку закреплено Трудовым кодексом Российской Федерации. Необходимость переподготовки или дополнительного обучения сотрудников для нужд организации определяет работодатель.

Учебные программы дополнительного профессионального образования для государственных служащих в РАНХиГС включают три уровня:

1. Базовый - переподготовка по основным положениям российского законодательства;

2. Функциональный - дополнительное обучение по профессиональным направлениям;

3. Специальный - курс для дополнительного развития управленческих компетенций [5].

Профессиональная переподготовка ведется по наиболее востребованным программам:

1. Управление развитием, повышение инвестиционной привлекательности региона;

«Профессиональная ориентация»

2ВД ЩИ

2. Противодействие коррупции;

3. Национальная политика;

4. Управление в сфере ЖКХ;

5. ВТО и торговая политика;

6. Управление муниципальными и государственными финансами, в том числе в сфере закупок;

7. Управление развитием муниципалитета, внедрение новых кадровых технологий.

Дополнительное образование для госслужащих, реализованное в РАНХиГС, помогает систематизировать опыт, полученный в результате управленческой деятельности, аккумулировать знания российских и зарубежных коллег. Курс профессиональной переподготовки дает слушателям фундаментальную практическую и теоретическую базу для успешного карьерного роста.

Итак, в данный момент в Российской Федерации прогрессирует дистанционное обучение, которое активно вводится повсеместно. Однако не стоит забывать про зарубежный опыт, а также его плюсы и минусы. Данный опыт, возможно частично перенять для повышения качества переобучения государственных служащих в Российской Федерации.

Библиографический список:

1. Лобода А.Е. Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих: российский опыт и практика зарубежных стран//ЭГО: Экономика. Государство. Общество. 2015. // Режим доступа: [http://ego.uapa.ru/ru/issue/2015/04/11/]

2. Вайндорф - Сысоева, М. Е. Методика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / М. Е. Вайндорф - Сысоева, Т. С. Грязнова, В. А. Шитова; под общ. ред. М. Е. Вайндорф - Сысоевой. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 194 с.

3. Постановление Правительства Москвы от 17 сентября 2014 г. N 547-ПП «Об автоматизированной информационной системе «Система дистанционного обучения» // Режим доступа: [Консультант плюс]. - Загл. с экрана.

4. Программы дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Калиниградской области на 2017 год// Режим доступа: [Консультант плюс]. - Загл. с экрана.

5. РАНХиГС // Режим доступа: [http://www.ranepa.ru/gosslugassiy/profperepodgotovka

Научный руководитель: канд. психол. наук, доцент Моисеенко Н.В.

Электронный научный журнал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.