Научная статья на тему 'Зарубежный опыт профессиональной подготовки государственных служащих'

Зарубежный опыт профессиональной подготовки государственных служащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4313
707
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ / ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ И АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ / TRAINING OF CIVIL SERVANTS / WESTERN EUROPEAN AND AMERICAN MODELS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Правдин А. А.

В статье рассматривается зарубежный опыт профессиональной подготовки государственных служащих. Приводится описание англосаксонского, французского и американского подходов к подготовке специалистов государственной службы, рассматриваются различия в концептуальных подходах к обучению государственных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Правдин А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE OF PROFESSIONAL TRAINING OF CIVIL SERVANTS

The article considers foreign experience of professional training of civil servants. The description of Anglo-Saxon, French and American approaches to the training of public service discusses the differences in conceptual approaches to the training of civil servants.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт профессиональной подготовки государственных служащих»

УДК 35.08

Правдин A.A.1

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Аннотация. В статье рассматривается зарубежный опыт профессиональной подготовки государственных служащих. Приводится описание англосаксонского, французского и американского подходов к подготовке специалистов государственной службы, рассматриваются различия в концептуальных подходах к обучению государственных служащих.

Ключевые слова: подготовка государственных служащих, западноевропейские и американская модели обучения.

Pravdin A.A.

FOREIGN EXPERIENCE OF PROFESSIONAL TRAINING OF CIVIL SERVANTS

Abstract. The article considers foreign experience of professional training of civil servants. The description of Anglo-Saxon, French and American approaches to the training of public service discusses the differences in conceptual approaches to the training of civil servants.

Key words: training of civil servants, Western European and American models of education.

На сегодняшний день в рамках реализации Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 предусмотрена необходимость формирования гибкой и диверсифицированной системы профессионального образования, отвечающей требованиям рынка труда и потребностям инновационной экономики, как в части образовательных программ, так и в части условий и материально-технического оснащения процесса обучения [1]. С этой целью программой предусмотрено решение задач с достижением высокого стандарта качества содержания и технологий для всех видов образования - профессионального, общего и дополнительного.

Вместе с тем современному российскому образованию со стороны потребителей услуг присущи и такие недостатки как рассогласование номенклатуры предоставляемых образовательных услуг и требований к качеству и содержанию образования, что в свою очередь приводит к низкому уровню влияния образования на социально-экономическое развитие, как субъектов Российской Федерации, так и страны в целом. Наиболее явно это выражено в среднем профессиональном и дополнительном профессиональном образовании.

Дополнительное профессиональное образование представляет собой важную составляющую непрерывного образования государственных служащих, призвано мобильно и эффективно реагировать на новые требования отечественной и мировой экономики, возрастающие запросы населения на приобретение дополнительных компетенций, в первую очередь на повышение квалификации и профессиональную переподготовку. Однако в настоящее время это не обеспечивается в полной мере.

С целью совершенствования системы непрерывного образования (дополнительного профессионального образования), создания и распространения структурных и технологических инноваций в профессиональном образовании, обеспечивающих высокую мобильность современной экономики, предусматривается изучение моделей и открытых образовательных ресурсов зарубежного опыта профессиональной подготовки государственных служащих.

Анализ современных систем квалификационных требований к государственным служащим в европейских странах и США, позволил определить, что он основан на компетентност-

1 Правдин Алексей Александрович, магистрант, Северо-Кавказский институт-филиал РАНХиГС, г. Пятигорск. Pravdin Aleksev, undergraduate. The North Caucasus Institute-branch of RANEPA, Pyatigorsk

ном подходе, его основой внедрения является модель компетенций, представляющая собой перечень компетенций и инструментов.

Вместе с тем, необходимо отметить, что в системе западноевропейских традиции образования существуют и свои особенности, заключающиеся в адаптации образовательных программ под местные политические, социально-экономические и культурные условия. Исходя из этого, необходимо говорить о двух основных западноевропейских подходах к подготовке специалистов государственной службы - англосаксонском и французском. Для выстраивания целостной картины системы подготовки кадров для государственной службы за рубежом необходимо рассмотреть все три подхода: англосаксонский, французский и американский [2].

Англосаксонский подход. Основоположником этого достаточно традиционного подхода к подготовке кадров для государственной службы является Великобритания.

В Великобритании Министерствами занятости и образования и науки, занимающимися вопросами непрерывного профессионального образования была реализована идея профессионального саморазвития специалистов, нашедшая свое реализацию в учебных планах повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Содержание учебного плана дополнительного профессионального образования включает в себя: выявление индивидуальных особенностей государственных служащих и построение индивидуального образовательного маршрута для конкретного специалиста; повышение базовых профессиональных компетенций государственного служащего; развитие умения определять и ре-ализовывать профессиональное самоограничение в словах, поступках; в области профессиональной компетентности; рациональное распределение своего времени, управление собственными ресурсами, фиксацию своих достижений и неудач, определение приоритетных направлений в своей профессиональной деятельности, работу в команде.

Для государственных служащих от министров до рядовых чиновников на местах в 2003 году был утвержден комплекс PSG (далее - Professional Skills for Government), опреде-92

ляющий перечень компетенций [3]. Данный комплекс представляет собой руководство кадровыми службами государственных органов, позволяющий определить требования к должности государственного служащего, включающий компетенции: управление персоналом; финансовый менеджмент; клиентский менеджмент; проектный менеджмент; стратегическое мышление.

Важная роль отведена информационной компетентности, позволяющей проводить исследования в области работы с информацией, включающей эффективную коммуникацию и информационную безопасность. В качестве основных ценностей деятельности чиновников всех уровней в 2006 году был утвержден Кодекс гражданской службы Великобритании, определяющий целостность, честность, объективность и беспристрастность, позволяющий ввести в модель компетенций аксиологическое измерение.

Таким образом, необходимо отметить тот факт, что единая централизованная система подготовки кадров для государственной службы в Ве икобритании отсутствует, однако существует множество курсов, программ, семинаров с учетом индивидуального подхода к выбору образовательной программы.

Французский подход. Модель государственного управления Франции тесно связана с особенностями её государства. Ей характерна: общественная автономия государства; социальное доминирование государства; противоречие в культуре между установок на плебисцитарную и репрезентативную модели демократии; устойчивые централизаторские тенденции в устройстве государства и в проведении государственной политики; роль бюрократии.

Развитие системы дополнительного профессионального образования осуществляется на основе общенационального прогнозирования потребности в квалифицированных рабочих кадрах за счет министерства, координирующего свою работу с Комитетом планирования. Переподготовка осуществляется в государственных учебных заведениях, имеющие специальные выездные центры.

Государственные служащие могут осуществлять выбор любой образовательной програм-

мы, в рамках плана корпоративного обучения или во время индивидуальных оплачиваемых учебных отпусков. Во Франции обычной формой непрерывного образования для специалистов является обучение в учреждениях (от нескольких дней до 3-5 недель) с получением подтверждающего квалификацию документа.

Исходя из особенностей модели государственного управления, подготовка государственных служащих осуществляется в политических и административных науках.

Американский подход. В новых социально-экономических условиях центральным вопросом является профессиональное обучение и переобучение, заключающееся в способности образовательных структур реагировать на спрос в отношении навыков и уровня квалификации. Но главной проблемой для учебных заведений профессионального обучения и переобучения становится непрерывное приспособление программ профессиональной подготовки к меняющемуся спросу. Безработица и значительно более широкое предложение специалистов разных профессий делают «целевое планирование» профессионального обучения важнейшей проблемой.

Определение политики государства в профессиональной подготовке, контроля государства за профессиональными учебными заведениями не исключает возможности создания механизмов саморегуляции профессионального обучения, которые способны учитывать предложение и спрос на подготовленных специалистов. Средствами саморегулирования профессионального обучения и переобучения представляются в потребности профессионального обучения и переобучения; в предоставлении выбора работодателям при принятии решений; в передаче функций принятия решений учебным центрам по обучению и переобучению; в стимулировании учебных центров Федеральной службой занятости к удовлетворению спроса; в расширении роли частных учебных заведений профессиональной подготовки и переподготовки.

Повышение квалификации строиться на основе самостоятельной работы, учитывающей темп обучения, освоение изучаемого материала и совершенствование профессионально-личностных качеств, таких как ком-

муникабельность, дисциплинированность, стремление к профессионально-личностному саморазвитию и самообразованию; развитию профессионально значимых способностей специалиста как субъекта трудовой деятельности: способности к интеграции профессионально важных знаний и навыков и их адап-тированность к реальным условиям трудовой деятельности; перцептивные способности к профессиональному взаимодействию с клиентами, коллегами; способности к успешному осуществлению конкретного вида профессиональной деятельности; способности к предвидению перспектив профессиональной деятельности.

Развитие систем дополнительного образования в США стало одной из его приоритетных задач. Закон США «Workforce Investment Act / Adult Education and Literacy» в ст. 201-251 обозначил приоритеты политики государства в развитии системы образования. Мотивом для специалиста является сохранение заработной платы в следующем финансовом году который в своем самоотчете (Self-evaluation) представляет отчет о процессе непрерывного образования. Показателем непрерывного образования считается профессиональное развитие (Professional development). Непрерывное повышение квалификации в США стимулируется систематическими аттестациями специалистов. Мотивами для получения дополнительного образования являются: непрерывные экономические изменения, стремительное наступление информационных технологий, возросшая необходимость в получении новой квалификации, повышенная потребность в приобретении новых навыков, желание улучшить свое положение на меняющемся рынке труда.

В США для высших руководителей была принята модель управленческой компетентности, представляющая собой для всех общий уровень государственного управления. Структура модели включает три элемента: пять сфер компетентности (руководство изменениями, руководство персоналом, управление ресурсами, достижение результатов в работе, коммуникации и формирование коалиций); качества руководителя; описания ключевых характеристик деятельности и поведения ру-

ководителя в соответствии с квалификационными требованиями [3].

Основой компетентностной модели является выполнение профессиональных задач руководителем, включающей его профессиональные личные качества. Предъявляемые квалификационные требования к руководителю включают наличие высшего образования уровня специалитет, магистратура.

В соответствии с тем, что виды работ, выполняемых руководителем государственного органа, дифференцируются в зависимости от вида государственного органа и направления его деятельности, было выделено три уровня профессиональных компетенций: базовые, основывающиеся на тех видах деятельности, которые являются общими для всех должностей руководителей государственных органов; специальные, отражающие специфику деятельности отдельных видов государственных органов; функциональные, основанные на выделении профессиональных задач по направлениям деятельности, осуществляемым в государственном органе.

Как показал опыт зарубежных стран, эффективность подготовки государственных служащих зависит от обязательности и непрерывности процесса обучения и его непосредственной связи с продвижением по карьерной лестнице. Сравнение профессиональных компетенций для государственных служащих зарубежных стран показывает, что структурно они представляют собой практически идентичные модели, состав которых меняется в

зависимости от специфики управленческой деятельности [4].

Таким образом, рассмотренный нами зарубежный опыт профессиональной подготовки государственных служащих, позволил сделать следующие выводы.

Во-первых, на сегодняшний день существуют различия в концептуальных подходах к обучению государственных служащих. Европейская концепция предлагает формирование административно-управленческой элиты, состоящей из лиц, прошедших подготовку в основном в сфере управления (государственные менеджеры). Американская концепция предусматривает обучение государственных служащих на основе опыта работы крупных компаний.

Во-вторых, профессиональная подготовка и переподготовка осуществляться в обязательном порядке, и сроки обучения зависят от периода подготовки или переподготовки государственного служащего. Обучение предполагает сочетание теоретического и практического, конкретно-профессионального подходов, что оказывает позитивное влияние на подготовку специалистов.

В-третьих, процесс обучения построен таким образом, что он позволяет осуществлять технологию перевода целей профессионального образования в практическую плоскость служебной деятельности государственных служащих на основе набора соответствующих компетенций, необходимых для исполнения ими конкретной должности.

КИКЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р.

2. Научно-политический журнал «Государственная служба», Программа подготовки кадров для государственной службы, №4(36), 2005. С. 136.

3. Турняк К.В., Шакина М.А. Моде ли профессиональных компетенций работников государственного и муниципального управления в условиях нового государственного менеджмента: отечественный и зарубежный опыт // [Электронный ресурс]. ARS ADMINISTRANDI. 2012. №4. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/modeli-professionalnyh-kompetentsiy-rabotnikov- gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-upravleniya-v-usloviyah-novogo-gosudarstven nogo (дата обращения: 30.11.2016 г.)

4. Пестерева Н.М., Цветлюк Л.С., Надеина О.С. Формирование профессиональных компетенций государственных служащих: монография / Н.М. Пестерева, JI.C. Цветлюк, О.С. Надеина - М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2014. С. 41-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.