Научная статья на тему 'Формирование кадрового состава на государственной гражданской службе: современные подходы, зарубежный и отечественный опыт'

Формирование кадрового состава на государственной гражданской службе: современные подходы, зарубежный и отечественный опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1071
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / КАДРОВЫЙ СОСТАВ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусинова Нина Николаевна, Любина Ольга Николаевна

В статье рассмотрены подходы к формированию кадрового состава органов государственного управления на основе использования современных кадровых технологий и лучших зарубежных и отечественных практик подготовки и дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING THE CADRE OF PUBLIC SERVICE: MODERN CADRE TECHNOLOGIES, FOREIGN AND DOMESTIC EXPERIENCE

The article describes the method of forming the cadre of governmental authorities employing modern cadre technologies and the best foreign and domestic experience for higher education and additional vocational education of public servants.

Текст научной работы на тему «Формирование кадрового состава на государственной гражданской службе: современные подходы, зарубежный и отечественный опыт»

УДК 323.37

Н.Н. Мусинова О.Н. Любина

ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО СОСТАВА НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ, ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ

Аннотация. В статье рассмотрены подходы к формированию кадрового состава органов государственного управления на основе использования современных кадровых технологий и лучших зарубежных и отечественных практик подготовки и дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, кадровый состав, подготовка кадров, профессиональное развитие, дополнительное профессиональное образование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации, международный опыт обучения.

Nina Musinova

FORMING THE CADRE OF PUBLIC SERVICE: MODERN CADRE TECHNOLOGIES, FOREIGN AND DOMESTIC EXPERIENCE

Olga Lyubina

Abstract. The article describes the method of forming the cadre of governmental authorities employing modern cadre technologies and the best foreign and domestic experience for higher education and additional vocational education of public servants.

Keywords: Public service, the cadre, higher education, professional development, additional vocational education, professional retraining, advanced training, foreign experience of education.

Сегодня вопрос подбора и отбора квалифицированных специалистов на государственную службу в городе Москве стоит достаточно остро. С приходом к власти в столице в 2011 г. С.С. Собянина произошли многочисленные кадровые изменения, касающиеся не только увольнений, найма новых сотрудников и их ротации, но и способов подбора и отбора персонала.

Вопрос кадрового обеспечения государственной гражданской службы города Москвы профессионалами на сегодняшний день является одним из приоритетных в политике города. Правительство Москвы внедряет современные технологии формирования кадрового состава органов исполнительной власти и его профессионального развития. Повышение профессионализма кадров руководство столицы относит к числу приоритетных вопросов организации гражданской службы.

Несомненно, повышение уровня знаний, компетентности, профессионализма государственных гражданских служащих обеспечивает более грамотное и оперативное предоставление государственных услуг, эффективную реализацию поставленных руководством задач и принятых государственных программ, способствует внедрению инновационных технологий, оптимизации структуры расходов бюджетных средств, привлечению в город инвестиций и многое другое, в конечном итоге способствующее повышению качества жизни населения.

Решение задачи формирования высокопрофессиональной команды государственных управленцев осуществляется по двум основным направлениям: подготовка кадров для государственной гражданской службы и их профессиональное развитие на протяжении всего срока службы (непрерывное профессиональное образование).

Город Москва занимает лидирующее место среди всех регионов Российской Федерации по охвату населения высшим профессиональным образованием. По состоянию на начало 2012/13 учебного года 941,1 тыс. студентов (около 7,8% от населения города Москвы и 13,8% от численности экономически активного населения в городе Москве) обучаются в 101 государственном и муниципальном образовательном учреждении высшего профессионального образования и 147 негосударственных вузах [8, с. 47, 88, 297].

Однако город Москва ограниченно использует потенциал образовательных учреждений для решения задач кадрового обеспечения государственной гражданской службы. Именно

© Мусинова Н.Н., Любина О.Н., 2014

поэтому принятые в городе государственные программы на 2012-2016 гг. «Открытое Правительство» и «Столичное образование» ставят задачи по реализации мероприятий в данном направлении.

Так, в государственной программе города Москвы «Столичное образование» отмечается, что, несмотря на наличие в мегаполисе государственных образовательных учреждений высшего и непрерывного профессионального образования с мировым именем, имеющих высокие показатели качества подготовки студентов, в городе Москве ощущается переизбыток специалистов, получивших высшее образование, но обладающих недостаточно высокой квалификацией для успешного трудоустройства по специальности, в том числе и по специальностям «юрист», «экономист», «менеджер» [2]. А это именно те специальности, которые являются наиболее востребованными в структурах государственного управления. Кроме того, будущие управленцы должны быть инновационными и креативными, готовыми решать нетрадиционные задачи по приоритетным направлениям развития города. Такой подход к формированию кадрового состава государственной гражданской службы требует от образовательных учреждений новых принципов построения учебного процесса и более активного использования инновационных образовательных технологий.

Интеграция всех государственных образовательных учреждений, реализующих программы высшего и непрерывного профессионального образования на территории города Москвы, в единый образовательный комплекс также позволит существенно усилить вклад вузов в социально-экономическое и культурное развитие города Москвы, внедрить новые инструменты управления качеством образования с участием работодателей - органов государственной власти, создать механизмы использования потенциала обучающихся -будущих управленцев в интересах развития города Москвы.

В то же самое время, государственная программа «Открытое Правительство» одной из основных целей обозначает развитие кадрового потенциала государственной гражданской службы города Москвы, что предполагает не только обеспечение государственной службы города Москвы квалифицированными кадрами, готовыми эффективно реализовывать стратегию развития города Москвы, но и их постоянный профессиональный рост и развитие [3].

Основываясь на цели и приоритетах политики, проводимой Правительством Москвы, для разработки плана по становлению качественной чиновничьей школы в городе Москве следует не только проанализировать современную деятельность Правительства Москвы в этой сфере, но, прежде всего, обратиться к международному опыту.

К концу прошлого века во многих развитых европейских и американских странах были созданы специальные программы подготовки кадров для государственной службы, укладывающиеся в единый стандарт. Основоположником западноевропейского подхода в обучении государственных служащих является Великобритания. Здесь отсутствует единая централизованная система подготовки кадров для государственной службы, однако существует множество курсов, программ, семинаров с учетом индивидуального подхода к выбору образовательной программы [10].

Вопросы подготовки и дополнительного профессионального образования управленцев находятся в центре внимания ряда учебных заведений Германии. Так, Высшая школа управления и права финансируется из бюджета Берлина и осуществляет профессиональное обучение студентов для государственной службы города на основе ежегодно осуществляемого расчета потребностей в кадрах органов государственного управления. Академия управления Берлина реализует программы дополнительного профессионального образования чиновников, ориентированные на развитие четырех основных компетенций (профессиональной, методологической, социальной, личностной) .

Если устремить взгляд на страны северной Европы, такие как Дания, Норвегия, Финляндия, то здесь существует конкретная система обучения будущих государственных служащих. Обучение проводится в таких университетах, как: Хельсинки (юридический факультет, политехнический факультет) и Темпере (факультет экономики и государственного управления). Важно отметить, что это государственные университеты с большим количеством

Подготовлено по итогам участия в семинаре: «Управление персоналом государственных служащих и кадровая политика Правительства Берлина», март 2007 г.

разных специализаций. В их структуре имеются специальные факультеты, куда могут поступить люди, желающие попасть на государственную службу [5, с.56-57].

В некоторых других странах существует определенная система обучения потенциальных государственных служащих. Например, в Сингапуре этот процесс проходит по принципу меритократии. Руководство страны сделало акцент на зависимости продвижения по службе от способностей человека. Государство выявляет перспективных учеников в раннем возрасте, наблюдает и поощряет их на протяжении их учебы. Они получают гранты поступления в университеты, некоторые уезжают за границу. В свою очередь, многообещающие ученики обязуются работать на правительство в течение четырех - шести лет, и некоторых из них заманивают вступить в Партию народного действия. Так, самые лучшие и одаренные поступают на государственную службу, а связанные с государством компании в Сингапуре имеют доступ к этому «банку человеческих ресурсов». И действительно, некоторые чиновники высшего ранга являются членами правления таких компаний и могут быть привлечены к работе в них на постоянной основе. Благодаря существующей системе подготовки и отбора Сингапурского служащего можно описать следующим образом: честный, компетентный, эффективный, хорошо оплачиваемый [4].

Представляется интересным опыт Канады в сфере профессионального развития государственных служащих. Созданное в стране специализированное образовательное учреждение, являясь одновременно и структурным подразделением государственной службы, осуществляет дополнительное профессиональное образование служащих. Основной целью деятельности Канадской школы государственной службы (КШГС) является повышение профессиональной компетентности государственных служащих и развитие их индивидуальных качеств, способствующих активному внедрению инноваций в различные сферы жизнедеятельности государства и повышению эффективности государственного управления [9, с.245-256]. Максимально приближенные к практике программы обучения, ориентированные на различную тематику и широкий спектр категорий обучаемых, являются предметом изучения руководителей кадровых структур государственных аппаратов различных стран. Используемые КШГС подходы к обучению позволяют выявлять потенциальных руководителей и развивать их потенциал на протяжении всего срока службы в государственных структурах.

Для российской, в частности московской, практики обучения, подбора и развития государственных служащих целесообразно использовать отдельные элементы каждой из рассмотренных систем.

Прежде всего, на наш взгляд, необходимо и дальше опираться на опыт стран северной Европы относительно создания в различных университетах специализированных факультетов для подготовки госслужащих. Правильность такого подхода ставилась под сомнение при разработке российских государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения. Только благодаря вмешательству российского образовательного сообщества (Совета Учебно-методического объединения вузов России в области менеджмента) такие факультеты по-прежнему имеются в образовательных учреждениях системы ВПО России. На наш взгляд, образование на данных факультетах должно предоставляться либо бесплатно, либо с большими льготами, но при этом необходим строжайший отбор абитуриентов.

При подборе и отборе абитуриентов целесообразно использовать опыт Сингапура, в котором, прежде всего, интересен индивидуальный подход к каждому претенденту на государственную службу. Другими словами, необходимо из одаренных выпускников, способных получить высшее образование, отбирать обладающих соответствующими личностными качествами, необходимыми на государственной службе (честность, коммуникабельность, добропорядочность, служение обществу и т.п.).

Безусловно, при отборе необходимо использовать различные критерии, учитывающие как умственные возможности, так и социальное поведение, политические приоритеты претендента и другие, исходя из необходимых компетенций государственного служащего. При этом следует обеспечить прозрачность механизмов отбора в вуз. Заметим, что в настоящее время с введением ЕГЭ для многих вузов за редким исключением, этот механизм стал нереализуем.

И, наконец, в системе подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих в соответствии с Федеральным

законом «Об образовании в Российской Федерации» [1] необходимо участие трех субъектов: обучающегося (будущего специалиста или проходящего обучение гражданского служащего); учебного заведения, реализующего образовательные программы; заказчика - государственного органа, заинтересованного в получении квалифицированного и компетентного специалиста.

В настоящее время представляется весьма затруднительным решение вопроса по отбору еще в период поступления в высшие учебные заведения обучающихся, желающих работать в органах государственной власти. Такой отбор возможен в процессе обучения студентов по востребованным на государственной службе направлениям подготовки, а также в период прохождения ими практики в органах государственного управления. Здесь работодатель может отдать предпочтение специалистам, владеющим требующимся набором навыков, компетенций и личностных качеств. Подбор же государственных гражданских служащих весьма эффективно осуществляется с использованием современных методов кадровой работы.

Образовательные учреждения предлагают на сегодняшний день широкий спектр образовательных программ как высшего, так и дополнительного профессионального образования. Разработка программ с учетом требований заказчиков, а также систематический и всесторонний контроль качества их реализации будет способствовать повышению уровня подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов.

Сегодня безусловным лидером в России по подготовке высших руководящих кадров для государственных структур является Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Основные принципы деятельности РАНХиГС: непрерывность и индивидуализация образования, интернационализация образовательных программ, использование новых образовательных технологий и компетентностного подхода, выделение центров превосходства - позволяют осуществлять подготовку конкурентоспособных и адаптивных управленческих кадров для государственных структур с целью решения задачи инновационного развития общества [7].

Специализированным учебным заведением по подготовке и профессиональному развитию государственных гражданских служащих города Москвы является Московский городской университет управления Правительства Москвы. Использование в учебном процессе лучших практик московского, отечественного и мирового опыта обучения государственных служащих, практикоориентированность образовательных программ стали визитной карточкой университета и действительно позволяют достичь высоких результатов по итогам обучения и в дальнейшей профессиональной деятельности [6].

Третьим субъектом образовательной системы являются заказчики - государственные органы, получающие специалистов и участвующие в процессе их становления и развития. Участие заказчиков в разработке государственного задания образовательным учреждениям (формулирование требований к специалистам - выпускникам вузов, определение тематики и содержания дополнительного профессионального образования и т.д.), а также непосредственное участие в учебных программах - вот обязательные составляющие процесса подготовки квалифицированного и компетентного специалиста органов государственного управления.

Таким образом, кадровое обеспечение персоналом государственной гражданской службы города Москвы должно основываться на использовании имеющегося зарубежного и отечественного опыта. При этом необходимо:

• практиковать для особо одаренных и прошедших специальный конкурсный отбор предоставление льготного и бюджетного обучения на специализированных факультетах государственных вузов, используя механизм государственного заказа;

• осуществлять отбор претендентов на государственную службу по определенным критериям, исходя из ключевых компетенций гражданского служащего;

• организовать и обеспечить непрерывное профессиональное развитие гражданских служащих, в том числе профессиональную переподготовку и повышение квалификации, на протяжении всей деятельности.

«Эффективная школа чиновничества» в Москве, о которой говорят в Правительстве Москвы, может быть создана, если подходить к этой проблеме, используя системный и комплексный подход.

Внедрение указанных выше способов «взращивания» государственных служащих является долгосрочным проектом, но от этого его эффективность не снижается. При условии правильной реализации, будет достигнута поставленная Правительством Москвы цель -

повышение профессионализма государственных гражданских служащих для улучшения качества жизни населения столичного мегаполиса.

Библиографический список

1. ФЗ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 // Правовая система «Консультант».

2. Постановление Правительства Москвы №450-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» от 27.09.2011 // Правовая система «Консультант».

3. Постановление Правительства Москвы №64-ПП «О внесении изменений в государственные программы города Москвы и об утверждении государственной программы «Открытое Правительство» на 2012-2016 гг.» от 22.02.2012 // Правовая система «Консультант».

4. Государственная служба в разных странах мира [Электр. ресурс]: http://www.countryreport.org.

5. Зенков М.Ю. Зарубежный опыт управления: Государственная служба: учебное пособие. -Новосибирск: НГАУ, 2004.

6. Официальный сайт МГУУ Правительства Москвы [Электр. ресурс]: http://mguu.ru.

7. Официальный сайт РАНХиГС при Президенте РФ [Электр. ресурс]: http://www.ranepa.ru.

8. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: стат. сб. - М.: Росстат, 2013.

9. Савощенко Н.В. Обучение государственных служащих Канады // Труды МГУУ Правительства Москвы. - 2008. - №.12.

10. Тараканов А. Гарантии для государственных служащих: понятие и соотношение с другими категориями // Государственная служба. - 2009. - №1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.