Научная статья на тему 'Историческические особенности подготовки профессиональных государственных служащих в России'

Историческические особенности подготовки профессиональных государственных служащих в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / CADRE POLICY / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / STATE ADMINISTRATION / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / CIVIL AGENT / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / THE SYSTEM OF TRAINING PERSONNEL / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО / POLITICAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казаков Алексей Дмитриевич, Тыртышников Андрей Юрьевич

В России порядок формирования и выдвижения кандидатур на лидерскую политико-хозяйственную позицию имеют свои исторические особенности. В России структура управленческого аппарата складывалась под влиянием преимущественно европейских ценностей. Развитие системы государственного управления требует усиления кадровой политики за счет повышения требований к кандидатам на вакантные должности государственных служащих и модернизации программ их подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL SPECIAL FEATURES OF TRAINING PROFESSIONAL CIVIL AGENTS IN RUSSIA

In Russia the order of formation and nomination for election to the liderskuyu politicaleconomic position have their historical special features. In Russia the structure of administrative staff was added under the effect of the predominantly European values. The development of the system of state administration it requires strengthening cadre policy due to an increase in the requirements for the candidates for the vacant posts of civil agents and modernization of the programs of their preparation.

Текст научной работы на тему «Историческические особенности подготовки профессиональных государственных служащих в России»

_Успехи в химии и химической технологии. ТОМ XXIX. 2015. № 9_

УДК 351/354

А. Д. Казаков*, А. Ю. Тыртышников

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия, 1125047, Москва, ул. Миусская пл., д. 9

* e-mail: 067007@mail.ru

ИСТОРИЧЕСКИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В РОССИИ

В России порядок формирования и выдвижения кандидатур на лидерскую политико-хозяйственную позицию имеют свои исторические особенности. В России структура управленческого аппарата складывалась под влиянием преимущественно европейских ценностей. Развитие системы государственного управления требует усиления кадровой политики за счет повышения требований к кандидатам на вакантные должности государственных служащих и модернизации программ их подготовки.

Ключевые слова: кадровая политика, государственное управление, государственный служащий, система подготовки кадров, государственное устройство.

Нет сомнений в том, что государственное управление - высокопрофессиональный труд, требующий особой подготовки, знаний и квалификации. Ответственность в делах управления столь же велика, как и в работе летчиков, минёров, хирургов, а ошибки влекут масштабные последствия. Выбор кандидатуры на пост управления -сложнейшая психолого-социальная задача, объективность решения которой всякий раз подлежит сомнению. Каждое государственное устройство ограждает свою деятельность установленным конституционном порядком, сводом законов и продуманной системы защиты. Поддержание и усиление этих функций входит в круг обязанностей государственных служащих.

В каждой стране порядок формирования и выдвижения кандидатур на лидерскую политико-хозяйственную позицию имеют свои исторические особенности. В России структура управленческого аппарата складывалась под влиянием внешних, преимущественно европейских ценностей [1].

Петровская эпоха, характеризуемая

«прорубанием окон в Европу», завершилась созданием сети административных учреждений высшего (коллегии) и среднего (школы) эшелона управления. Наступившая следом эпоха расцвета дворянства (до 1779 года) отличалась европейскими рыцарскими требованиям к выпускникам военных училищ, которые при содействии преподавателей Академии наук осваивали юриспруденцию, коммерцию и политику с философией. В гражданских училищах той эпохи, готовящих хозяйственных руководителей и дипломатов, большой упор делался на грамотность ведения бумажных дел, знание иностранных языков и общеобразовательных предметов.

Постепенно обучение управленцев стало внесословным, значение университетских предметов возросло, что позволило М. М. Сперанскому, ближайшему советнику царя Александра I, упорядочить систему подготовку госслужащих по образцу европейской. Для производства желаемого чина и получения высокой руководящей должности чиновник обязан был сдавать экзамен спустя

несколько лет после окончания университета или кадетского корпуса. Обычно экзамен выдерживал лишь тот, кто посещал без отрыва от службы летние (майско-октябрьские) курсы переподготовки. Обучение шло при университетах - прежде всего при Московском, Казанском и Академии наук. Специальная программа включала следующие разделы: грамматику - написание сочинения на заданную тему и выполнение перевода на русский иностранного текста; правоведение - естественное, римское, частное, гражданское с приложением к законодательству России; историю - отечественную, древнюю и новую с акцентом на географические открытия и ведение статистики; математику - в объеме знаний уездных училищ.

Экзамен у претендентов на «редкий чин» сдавался комиссии, состоящей из ректора университета и трех профессоров. На высшие государственные посты принимались лица с дворянской родословной, либо умеющие ученые степени, полученные только в русских университетах.

Важный документ, датируемый 28 декабря 1834 года - «Положения о порядке производства в чины по гражданской службе» регламентировал систему подбора госслужащих в России вплоть до начала первой Мировой войны.

Классовый переворот и приход советской власти привел к новой кадровой политике. Управленцы советской системы формировались в условиях ускоренной индустриализации, коллективизации сельского хозяйства и героизации партии. Будучи способными решать оперативные задачи методами партийных и силовых нажимов, новое поколение чиновников, прошедшее испытания 30-40-х годов, отличалось жесткой требовательностью к подчиненным и практичностью.

В 50-60-е годы страна добилась успехов, позволяющих ей претендовать на второе место в мире по уровню экономического развития. Подготовка управляющих кадров, вплоть до конца 80-х годов велась в экономических, технологических и технических ВУЗах отраслевой ориентации. Ведущими учебными кадровыми заведениями были -Академия народного хозяйства при Правительстве

Успехи в химии и химической технологии. ТОМ XXIX. 2015. № 9

СССР, Академия общественных наук при ЦК КПСС, Высшая школа профсоюзного движения, Высшая партийная и Комсомольская школа.

Пирамидальное построение структуры управления в случае смены идеологической программы на ее вершине, также как и при монархическом режиме, не гарантировало устойчивости существующей системы. В начале 90-х годов это привело к очередной смене кадровой политики и приходу к власти следующей генерации, исповедующей идеологию «демократического капитализма». В 1994 году была создана Академия государственной службы при Президенте РФ, которая управляет системой переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. Отраслевые ВУЗы также перестроили учебные программы, в том числе приступив к массовому выпуску специалистов по программе: «Государственное и муниципальное управление». В начале 90-х было создано 7 региональных кадровых центров, подведомственных организации Роскадры [2].

Резкое падение значения государственного сектора в экономике страны, достигнутое усилием класса международных управленцев, потребовало изменение государственного курса, что и стало происходить через 10-15 лет. Перестройка вертикали

государственного управления потребовало очередной перестройки в системе подготовки кадров. Важность торговли стала тесниться значимостью производственных отношений и научно-технических связей. Вновь возникла необходимость воссоздания плановой экономики, укрепления собственных финансов и взвешенной отраслевой политики, стали усиливаться межведомственные и межрегиональные противоречия, выросло недовольство центром управления.

Последующее развитие системы

государственного управления потребует усиления кадровой политики за счет повышения требований к кандидатам на вакантные должности государственных служащих и модернизации программ их подготовки, что будет способствовать консолидации российского общества, укреплению центрального аппарата власти, повышению роли военных ведомств и оборонных предприятий, значимости институтов собственной культуры. Новая когорта управленцев вновь должна стать производственно и научно значимой [3]. Одной из важных задач в системе кадровой политики РФ будет являться создание информационного объединения и улучшение взаимодействия между различными отраслями и областями народного хозяйства.

Казаков Алексей Дмитриевич, студент Факультета информационных технологий и управления РХТУ им. Д.И. Менделеева, Россия, Москва

Тыртышников Андрей Юрьевич, студент Факультета информационных технологий и управления РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Литература

1. Знаменский, Д.Ю. Общая теория права и государства : учеб. для магистров / Д.Ю. Знаменский, Н.А. Омельченко — М.: Издательство Юрайт, 2013. — С.34-41.

2. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления : учебник. — М.: Проспект, 2009.— С.116-156.

3. Андросова, А. Д. Влияние финансово-экономического кризиса на рынок труда и социально-трудовые отношения / А.Д. Андросова, Т.Н. Шушунова // Успехи в химии и химической технологии: сб. науч. тр. Т. XXVII, № 9(138). — М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2012. — С.30-32.

Kazakov Aleksey Dmitrievich*, Tyrtyshnikov Andrey Yurevich

D.I. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia. * e-mail: 067007@mail.ru

HISTORICAL SPECIAL FEATURES OF TRAINING PROFESSIONAL CIVIL AGENTS IN RUSSIA

Abstract

In Russia the order of formation and nomination for election to the liderskuyu political- economic position have their historical special features. In Russia the structure of administrative staff was added under the effect of the predominantly European values. The development of the system of state administration it requires strengthening cadre policy due to an increase in the requirements for the candidates for the vacant posts of civil agents and modernization of the programs of their preparation.

Key words: cadre policy, state administration, civil agent, the system of training personnel, political system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.