Научная статья на тему 'Направления совершенствования уровня подготовки профессиональных кадров для государственной службы'

Направления совершенствования уровня подготовки профессиональных кадров для государственной службы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1515
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ПРОГРАММА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свирина Людмила Николаевна

В статье рассматриваются вопросы повышения качества подготовки управленческих кадров для государственного управления, федерального кадрового резерва, анализируются эффективные направления внедрения и практического использования передовых технологий в образовательном процессе лидирующих институтов профессиональной подготовки управленческих кадров: компетентностный подход в системе подготовки кадров для государственной службы, обучение по инновационным образовательным программам подготовки высококвалифицированных управленцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования уровня подготовки профессиональных кадров для государственной службы»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ Свирина Л.Н.

Свирина Людмила Николаевна - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Институт экономики РАН, г. Москва

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы повышения качества подготовки управленческих кадров для государственного управления, федерального кадрового резерва, анализируются эффективные направления внедрения и практического использования передовых технологий в образовательном процессе лидирующих институтов профессиональной подготовки управленческих кадров: компетентностный подход в системе подготовки кадров для государственной службы, обучение по инновационным образовательным программам подготовки высококвалифицированных управленцев.

Ключевые слова: президентская программа, федеральный кадровый резерв, компетентностный подход в подготовке управленческих кадров, инновационные образовательные программы.

На пути повышения качества государственного управления первоочередной к решению является проблема низкого профессионализма служащих органов государственной власти. Многие из сотрудников не имеют профессионального образования по профилю работы, хотя степень важности, ответственности, уровень требований в системе государственного управления, однозначно, требуют этого. Подбор и ротация кадров для государственной и муниципальной службы в современной России, к сожалению, в значительной части осуществляются не посредством отбора лучших по профессиональным и личностным качествам претендентов, а по принципу протежирования. Многие из сотрудников управленческих структур не имеют соответствующего профильного образования, тогда как далеко не все выпускники учебных заведений, готовящих специалистов в сфере государственного и муниципального управления, получают возможность работы по специальности.

Таким образом, одним из наиболее распространенных недостатков является все еще широко распространенная практика протекционизма при отборе специалистов, а иногда, и самих управленческих команд. В этих случаях нередко действуют принципы так называемого «телефонного права». Что касается смены управленческих команд, то это происходит волнообразно после очередных выборных компаний (эффект «новой метлы»). Нередко в этих случаях приходящая за новым лидером команда, в силу нарушения принципа непрерывности и преемственности руководства, оказывается менее компетентной и опытной, чем предыдущая. В результате чего, структуры власти пребывают достаточно долго в состоянии далеком от оптимального. При этом особенно в предвыборный и после выборный периоды значительный круг вопросов, так или иначе, не связанных с выборами, остается вне внимания руководства, целиком сосредоточенного на предвыборной борьбе или «дележе портфелей» (после выборов). Аналогичная ситуация возникает и при назначении руководителей (например, губернаторов). Надо отчетливо понимать, что протекционизм представляет собой процесс формирования нынешней элитой страны элиты завтрашнего дня. Условно говоря, той элиты, которая будет управлять страной через 15-20 лет. Такая перспектива вызывает тревогу, ибо действующая элита, не

отличающаяся профессионализмом, нравственной устойчивостью, честностью и порядочностью, готовностью бескорыстно служить стране, способна оставить после себя только худшее наследство.

В современных условиях особенно остро встает вопрос о более качественной государственной кадровой политике, об эффективной подготовке и использовании профессиональных и личностных способностей служащих государственной службы. Нарекание со стороны общественности по поводу неэффективности системы государственного управления относится, также, к содержанию огромного бюрократического аппарата государственного управления. Бюрократия не заинтересована в принимаемых решениях, не стремится максимизировать общественное благосостояние. Число бюрократов зависит от объёма бюджета, выделяемого государством, поэтому чиновники стремятся увеличить размер государственных средств и получить материальные выгоды за счет как общества в целом, так и отдельных лиц, добивающихся принятия определенных решений. В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России В. В. Путин четко отметил, что государственный аппарат «должен быть эффективным, компактным и работающим»1.

В контексте проводимых в современной России реформ в области государственного и муниципального управления особое значение приобретает совершенствование системы профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих. Потребность в подборе и обучении кадров, соответствующих растущим в современном мире требованиям к квалификационному уровню и личностно-деловым качествам сотрудника государственного или муниципального органа управления, обусловливает необходимость оптимизации системы профобразования за счет использования принципиально новых подходов к самой организации обучения управленцев. В настоящее время большинством развитых стран мира активно используется в качестве основополагающего компетентностный подход в подготовке управленческих кадров, открывающий более широкие перспективы профессионального развития государственных и муниципальных служащих, нежели традиционный подход к образованию, ориентированный прежде всего на обучение теоретическими знаниями в соответствующих отраслях и сферах государственного управления. Государственные и муниципальные органы управления Российской Федерации нуждаются в высококвалифицированных и компетентных служащих, обладающих не только широким спектром профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых в управленческой деятельности, но и владеющих набором компетенций, позволяющих полноценно взаимодействовать на внутриорганизационном и межорганизационном уровнях, коммуницировать с гражданами и общественными организациями, выполнять свои профессиональные обязанности, способствуя повышению престижа государственной и муниципальной службы, росту уважения к ней в обществе.

Реализация данной задачи требует совершенствования самой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, в том числе посредством внедрения в систему профессионального образования инновационного по сути компетентностного подхода, отвечающего современным стандартам качества образования, потребностям современного общества в квалифицированных специалистах-управленцах. В России термин «компетенция» появился в последние 6 - 7 лет. Работа по компетенциям ведется в совместных западно-российских и в большинстве крупных российских компаний Москвы и Санкт-Петербурга. Но интерес к этому инструменту управления персоналом растет повсеместно. Под компетентностным подходом предлагается

1 Послание Президента Федеральному Собранию. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/19825.

понимать не просто знания, умения и навыки, приобретенные за время обучения (профессиональной подготовки, повышения квалификации), но знания, умения и навыки, которые необходимы для работы специалиста в конкретных условиях, т.е. исходя из заказа на обучение, в том числе - государственного [7]. При обучении персонала - модель компетенций служит основанием для построения программы обучения, на основании модели оформляется запрос на обучение: компетенции служат критерием выбора чему и как обучать. Причем практика показывает, что воздействовать на профессиональные знания, опыт (т.е. компетентность) легче и проще, чем на компетенции. Достаточно отправить сотрудника на курсы переподготовки, повышения квалификации, где он сможет приобрести опыт и повысить свои профессиональные знания. Несмотря на сложность изменения внутренних установок поведения человека, воздействия на его мотивы, специалисты предлагают обучать персонал именно компетенциям.

На протяжении уже многих лет Правительство РФ занимается модернизацией и реформированием системы образования управленческих кадров в стране. Так, начиная с 1997 года в России реализуется «Программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ (Президентская программа)»1, стратегической целью которой является создание федерального резерва высококвалифицированных, компетентных руководителей и формирование управленческого потенциала, способного обеспечить развитие предприятий всех отраслей экономики России. Важнейшей из этих тенденций менеджмента является профессионализация управленческой деятельности, подготовка менеджеров, создание условий для их деятельности. Официальные задачи программы подразумевают ежегодную переподготовку в России и за рубежом 5000 руководителей высшего и среднего звена; создание (федерального) кадрового резерва для работы на высших управленческих должностях в организациях реального сектора экономики страны; а также создание единой информационной базы данных обо всех участниках программы с целью обеспечения их максимально эффективного дальнейшего сотрудничества [2]. Создание кадрового резерва - это возможность будущего выбора лучших их лучших: наиболее квалифицированных, инициативных и перспективных представителей резерва. Принципиальным моментом здесь является выработка единых подходов к формированию кадрового резерва. Из содержания Федеральной Программы «Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (2010-2018 годы)»2 следует, что одной из важнейших задач повышения качества формирования резерва управленческих кадров является проведение целенаправленной работы по повышению профессионального уровня лиц, включенных в резерв.

Результаты реализации Федеральной программы объединены в пять блоков: 1) создание условий профессиональной коммуникации и обмена успешным управленческим опытом между участниками Программы (показатель результативности - количество очных и дистанционных коммуникационные мероприятий); 2) создание условий для отработки на практике полученных знаний и навыков (показатель результативности - количество зарубежных стажировок); 3) повышение уровня навыков и знаний участников программы в сфере управления (показатель результативности - не менее 10% прироста управленческих знаний у участников программы); 4) внедрение современных методов обучения (показатель результативности - количество сквозных проектных работ, объем индивидуального консультирования, использование информационных технологий); 5) реализация мероприятий по профессиональному развитию участников Программы в соответствии

1 Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 1997 года №774 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации».

2 Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2010 года №636-р.

с их индивидуальными планами развития. С точки зрения главного приоритета кадровой политики - формирования профессионально подготовленного кадрового состава - все большую актуальность приобретают аттестационные и адаптационные программы для лиц, впервые поступающих на госслужбу, стажерские программы для молодых специалистов, наставнические формы обучения. Координатором федеральной программы является Аппарат Правительства Российской Федерации, государственным заказчиком -Министерство труда и социальной защиты РФ, исполнители реализации Программы -образовательные, научные и иные организации, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Стоит обратить внимание на то, что Президентская программа - одна из тех, которые производят переподготовку управленческих кадров российского государства. Программа предусматривает обучение и стажировку учащихся за пределами страны: во Франции, Германии, Финляндии и прочих государствах на ведущих предприятиях, в том числе и российских. В состав участников Президентской программы входят Вузы1, на которые возложена одна из важных миссий по формированию и развитию кадрового потенциала государственной службы как стратегического фактора, во многом определяющего успех реализации государственной стратегии социально-экономического развития России. Одним из значимых факторов повышения качества образования в этих вузах является внедрение в образовательный процесс программ в сфере государственного и муниципального управления. Программы обучения соответствуют современным международным стандартам подготовки и переподготовки управленческих кадров, включая: систему оценки управленческих компетенций слушателей и встроенного мониторинга качества обучения; приглашение ведущих российских и зарубежных экспертов; выполнение слушателями сквозных проектных работ, тематическая направленность которых соответствует основным направлениям региональных программ модернизации здравоохранения и образования Российской Федерации; применение инновационных образовательных технологий (проектное обучение, кейсовая методика, тренинги, применение имитационных игр в процессе обучения); привлечение к обучению ведущих экспертов, в том числе иностранных, а также руководящих работников федеральных органов исполнительной власти [4].

Поэтапная реализация программы для высшего резерва управленческих кадров осуществляется в Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХ и ГС) при Президенте Российской Федерации с 2010 г. В рамках реализации I этапа программы (2010-2011 годы) на базе РАНХ и ГС состоялось обучение 20 человек пилотной группы высшего уровня резерва управленческих кадров. По итогам реализации II этапа программы (2012-2015 годы) успешно завершили обучение участники четырех потоков лиц, включенных в резерв управленческих кадров (всего 838 человек). В рамках реализации III этапа программы (2016-2018 годы) запланировано обучение трех потоков лиц, включенных в резерв управленческих кадров (480 человек). Кроме того, предусмотрено дополнительное участие в программе новой категории слушателей - участников отдельных мероприятий программы из числа лиц, включенных в резерв управленческих кадров, находящихся под патронажем Президента Российской Федерации. 29 мая 2017 года в Президентской академии состоялось официальное открытие федеральной программы

1 ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», АНО ВО «Международный институт менеджмента ЛИНК», ОАНО ВО «Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС» (Институт), ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», ФГБОУ «Всероссийская академия внешней торговли».

«Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров высшего уровня (2010-2018)» для шестого потока слушателей. Следует отметить тот факт, что на повышение качества подготовки резервистов высшего уровня по этой программе несомненно скажется организация процесса обучения в рамках проектной работы. Это означает, что учебные проекты слушателей должны быть ориентированы на решение конкретных, актуальных задач, которые могут быть предложены в органы исполнительной и законодательной власти.

Федеральная программа «Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (2010-2018 годы)» базового и перспективного уровней резерва управленческих кадров реализуется также в Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова при координирующей роли Аппарата Правительства Российской Федерации. Заказчиком является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Ведущую роль в реализации программы играет факультет государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова. Программа нацелена на создание новой системы работы с резервом управленческих кадров, включающей подготовку и переподготовку, а также дальнейшее привлечение в систему государственного управления наиболее квалифицированных, инициативных и перспективных представителей резерва. Участниками программы стали перспективные молодые сотрудники и руководители структурных подразделений федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также корпораций с государственным участием — всего свыше двухсот человек из более чем пятидесяти регионов России. Программа подготовки и переподготовки резерва управленческих кадров, реализуемая факультетом государственного управления МГУ, является образовательным проектом самого высокого уровня. В ней используются новейшие образовательные технологии, инновационная система лекций, проектные и тренинговые форматы, а также зарубежные стажировки в ведущих мировых центрах подготовки управленческих кадров.

На сегодняшний день в России делаются существенные шаги в направлении качественной и целенаправленной подготовки государственных служащих, где в основе заложены основные принципы опережающего обучения - фундаментализация, интеллектуализация и индивидуализация процесса обучения. Сегодня создано практически уникальное учебное заведение высшего образования с огромной сетью филиалов и образовательными центрами в виде институтов, имеющее современную учебно-инновационную инфраструктуру. Такой образовательной организацией является Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХ и ГС). Эту академию, по сути, можно считать преемником знаменитых учебных заведений, своих предшественников, призванных в разные исторические периоды готовить кадровую основу государственного управления - профессиональных управленцев. Президентская академия - лидер по подготовке кадров высшей квалификации для федеральных и муниципальных органов власти. Более 70% руководителей регионов РФ -выпускники Академии. По программам РАНХ и ГС прошли обучение и переподготовку более 45% госслужащих страны. Проведена оценка более 10 тысяч госслужащих, среди которых представители высшего управленческого звена. РАНХ и ГС является основным оператором программы подготовки высшего резерва управленческих кадров. Единство организационных и учебно-методических приоритетов РАНХ и ГС обеспечивает подготовку государственных и муниципальных служащих с едиными представлениями об образе современного чиновника, со сформированным восприятием изменяющейся действительности и осознанием значимости своей профессии для интересов страны, высоким профессионализмом, отраженным в уровне необходимых знаний, умений и навыков. Также на базе РАНХ и ГС создана Высшая школа государственного управления -

единый центр подготовки управленческих кадров, обеспечивающий формирование единого научно-образовательного пространства и координацию образовательной и научно-исследовательской деятельности. Подобная практика реализуется и в МГУ им. М.В. Ломоносова в работе Высшей школы государственного администрирования. Существующий в Академии набор образовательных программ в сфере государственного и муниципального управления охватывает все уровни образования - от бакалавриата до программ дополнительного профессионального образования, содержит как базовые образовательные программы, призванные обеспечивать повышение общего уровня образования и подготовки государственных служащих, так и инновационные программы, выступающие опорными точками для развития новых актуальных компетенций, формирования управленцев в сфере публичного администрирования нового формата, способных эффективно отвечать на новые вызовы государственного управления регионального уровня и муниципальных служащих.

Повышение профессионализма госслужащих можно подразделить на несколько последовательных действий. В первую очередь необходимо осуществить создание бизнес-школ, благодаря которым наука и практика государственного управления в России поднялась бы на более высокий уровень. В Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020г.1 включен тезис о реформировании существующих высших школ по подготовке управленческих кадров, в том числе на базе включения в образовательный процесс программ, сопоставимых по содержанию и качеству с лучшими зарубежными программами в области публичного менеджмента.

На сегодняшний день успешно реализуются в России и пользуются значительной популярностью ряд зарубежных программ, позволяющих российским управленцам соответствовать международным стандартам и требованиям. Опираясь на зарубежный опыт профессионального подхода к подготовке управленческих кадров, в России в образовательный процесс вводятся такие престижные программы как «Специалист по государственному и муниципальному управлению» (Master of Public Administration (MP А)) [6], Master of Busintss Administration (MBA). Если программы MBA - Master of Business Administration - давно стали привычными в России, то к разработке аналогичных программ для управленцев - MPA - в России приступили лишь в 2008 году, когда Министерство образования и науки РФ приняло государственный стандарт программы подготовки кадров для государственного и муниципального управления и сформировало Совет по научно-методическому обеспечению реализации этой программы в России» [1]. Программа МРА «Специалист по государственному и муниципальному управлению - Master of Public Administration» направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов в области государственного и муниципального управления и публичной политики. Такие специалисты обладают современными знаниями, умениями и навыками, которые обеспечивают эффективное функционирование органов власти, общественных институтов, некоммерческих организаций. Президентская академия является лидером в данном направлении образования. Именно в РАНХ и ГС был создан первый в России Центр программ МРА, который занимается реализацией программы и ее научно-методическим обеспечением. Программа МРА готовит специалистов общественно-государственного управления, в том числе государственных и муниципальных служащих, замещающих должности руководителей и их заместителей, а также лиц, включенных в кадровый резерв для замещения указанных должностей. Преимущественной сферой деятельности выпускников, которым присвоена квалификация «Специалист по государственному и муниципальному управлению - Master of Public Administration (MPA)», является работа в

1 Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662.

государственных и муниципальных органах, в сфере публичной политики, общественных организациях. Эта программа нацелена на развитие управленческих и исследовательских компетенций и профессиональных навыков и на формирование у руководителей высшего и среднего уровня умения осуществлять долгосрочное стратегическое планирование, находить баланс преимуществ и недостатков при принятии решений, использовать современные технологии государственного управления, производить оценку эффективности государственно-общественной политики. Особенность обучения по программе МРА заключается еще и в том, что оно нацелено на подготовку специалистов, способных управлять структурами и организациями не в интересах собственного финансового благополучия, а ради общественного блага.

Решение проблем подготовки управленческих кадров государственной службы должно быть направлено на укрепление и повышение качества работы в сфере современного государственного управления, качественное и количественное изменение государственного аппарата, повышение качества профессиональной подготовки и переподготовки, формирование нравственных качеств государственных служащих. Нерешенной проблемой в сфере кадровой политики государственной службы остается все же недостаточная разработка теоретических и практических основ, оптимальных моделей внедрения инновационных социальных технологий, а также критериев комплексной оценки их результативности.

Список литературы

1. Барциц И. Подготовка кадров для государственного управления: от бакалавра до доктора // Государственная служба, 2015. № 1 (93).

2. Гришин И.А., Николаева Е.А. Профессиональная подготовка менеджеров в России и за рубежом: современные тенденции и перспективы развития в условиях инновационной экономики // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса, 2013. № 2 (23).

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf/ (дата обращения: 30.07.2018).

4. Меркулов П.А. Актуальные проблемы подготовки управленческих кадров в современной России // Вестник государственного и муниципального управления, 2014. № 3 (14).

5. Послание Президента Федеральному Собранию. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/19825/ (дата обращения: 30.07.2018).

6. Программа МРА «Специалист по государственному и муниципальному управлению - Master of Public Administration». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ranepa.ru/podgotovka-gossluzhashchikh/master-of-public-administration-mpa/ (дата обращения: 30.07.2018).

7. Савченко Т.Ю. Компетентностный подход к подготовке резерва управленческих кадров для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы в Челябинской области // Вопросы управления, 2009. Выпуск № 3 (8).

8. Федеральная Программа «Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (2010-2018 годы)». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902213137/ (дата обращения: 30.07.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.