Научная статья на тему 'Требования к освоению программы повышения квалификации в области ИКТ для работников управления образованием и других государственных служащих на основе компетентностного подхода'

Требования к освоению программы повышения квалификации в области ИКТ для работников управления образованием и других государственных служащих на основе компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
667
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ / ИКТ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ТРЕБОВАНИЯ / ADVANCED TRAINING COURSES / COMPETENCE / ICT / REQUIREMENTS / STATE EMPLOYEES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Роговая Ольга Михайловна

Описываются последние тенденции к обучению работников управления образованием, других государственных и муниципальных служащих на курсах повышения квалификации. Рассматриваются нормативные документы, федеральные законы, квалификационные требования к государственным и муниципальным служащим в области использования ИКТ в профессиональной деятельности. Авторы описывают требования к освоению программ повышения квалификации в области ИКТ для государственных и муниципальных служащих на основе компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REQUIREMENTS FOR THE DEVELOPMENT OF ADVANCED TRAINING COURSES IN ICT FOR SPECIALISTS IN THE FIELD OF EDUCATION MANAGEMENT AND OTHER STATE EMPLOYEES ON THE BASIS OF COMPETENCE APPROACH

The article provides an overview of recent trends in training of specialists in the field of education management, other state and municipal employees at advanced training courses. The article reviews federal laws, qualification requirements to state and municipal employees in usage of ICT in their professional activities. The author describes the requirements for the development of advanced training courses in the field of ICT for state and municipal employees on the basis of competence approach.

Текст научной работы на тему «Требования к освоению программы повышения квалификации в области ИКТ для работников управления образованием и других государственных служащих на основе компетентностного подхода»

УДК 37.013:004 ББК Ч404.44

ГСНТИ 14.35.07

Код ВАК 13.00.08

Роговая Ольга Михайловна,

ассистент, Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина; 390000, г. Рязань, ул. Свободы, 46; e-mail: o.rogovaya@rsu.edu.ru.

ТРЕБОВАНИЯ К ОСВОЕНИЮ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБЛАСТИ ИКТ ДЛЯ РАБОТНИКОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ И ДРУГИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: государственные служащие; ИКТ; компетентность; повышение квалификации; требования.

АННОТАЦИЯ. Описываются последние тенденции к обучению работников управления образованием, других государственных и муниципальных служащих на курсах повышения квалификации. Рассматриваются нормативные документы, федеральные законы, квалификационные требования к государственным и муниципальным служащим в области использования ИКТ в профессиональной деятельности. Авторы описывают требования к освоению программ повышения квалификации в области ИКТ для государственных и муниципальных служащих на основе компетентностного подхода.

Rogovaya Olga Mikhailovna,

Assistant Lecturer, Ryazan State University named after S. A. Esenin, Ryazan, Russia.

REQUIREMENTS FOR THE DEVELOPMENT OF ADVANCED TRAINING COURSES IN ICT FOR SPECIALISTS IN THE FIELD OF EDUCATION MANAGEMENT AND OTHER STATE EMPLOYEES ON THE BASIS OF COMPETENCE APPROACH

KEY WORDS: advanced training courses; competence; ICT; requirements; state employees.

ABSTRACT. The article provides an overview of recent trends in training of specialists in the field of education management, other state and municipal employees at advanced training courses. The article reviews federal laws, qualification requirements to state and municipal employees in usage of ICT in their professional activities. The author describes the requirements for the development of advanced training courses in the field of ICT for state and municipal employees on the basis of competence approach.

П

роблема совершенствования профессиональной компетентности в области использования ИКТ специалистов сферы управления образованием и других служащих государственного управления приобрела особое значение в свете новых законодательных инициатив Правительства Российской Федерации. Данный процесс осуществляется во время самообразования, прохождения различного вида программ дополнительного образования, в частности при прохождении курсов повышения квалификации. В основном работы отечественных исследователей посвящены переподготовке и повышению квалификации учителей. В этих исследованиях не в полной мере рассмотрены вопросы организации курсов повышения квалификации работников управления образованием и других специалистов государственного управления в области использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности.

Потребность в повышении квалификации служащих государственного управления в аспекте использования средств ИКТ в профессиональной деятельности обусловлена как внутренними, так и внешними обстоятельствами: повышением требований работодателя к уровню образованности;

внедрением новых информационных ресурсов (электронное правительство; государственные и муниципальные информационные системы; интерактивные службы, упрощающие процедуры взаимодействия государства с гражданами и т. д.); необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач; личной потребностью слушателя в самообразовании и т. д. [1]. В федеральных законах Российской Федерации прописана обязанность служащего поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей, а также право на повышение квалификации в соответствии с правовыми актами за счет средств бюджета.

Г осударственные образовательные

стандарты дополнительного образования повышения квалификации и профессиональной переподготовки для работников любых специальностей устанавливают следующие виды программ в зависимости от сроков их прохождения:

1. Программы стажировки.

2. Программы повышения квалификации, включающие следующие виды обучения:

- краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение;

Работа выполнена в рамках базовой части государственного задания, код проекта 1317. © Роговая О. М., 2014

- тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научнотехническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам;

- длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социальноэкономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

3. Программы профессиональной переподготовки, включающие следующие виды обучения:

- программы профессиональной переподготовки, объем которых составляет от 500 до 1000 учебных часов;

- программы дополнительного образования до 5000 учебных часов.

С учетом специфики курсов повышения квалификации, по форме проведения занятий они делятся на очные, вечерние и дистанционные и проводятся как с отрывом от работы, так и без него [6].

Дополнительные профессиональные программы могут реализоваться на базе организаций дополнительного профессионального, высшего образования, научных и иных организаций, осуществляющих обучение.

Повышение квалификации должно быть согласовано как с индивидуальными целями, так и с задачами, стоящими перед организацией в целом; планируемым и управляемым систематическим процессом; направлено на совершенствование знаний, умений, навыков и компетенций служащего [4].

Федеральные государственные требования к дополнительным профессиональным образовательным программам не предусмотрены, однако федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие работу по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, могут устанавливать специальные квалификационные требования к служащим в различных областях знаний.

Повышение квалификации осуществляется в целях:

- освоения актуальных изменений по конкретным вопросам профессиональной деятельности гражданских служащих - тематические и проблемные конференции и семинары продолжительностью от 18 до 72 аудиторных часов (краткосрочное повышение квалификации);

- комплексного обновления знаний гражданских служащих по ряду вопросов в установленной сфере профессиональной служебной деятельности для решения соответ-

ствующих профессиональных задач - объем от 73 до 144 аудиторных часов.

По завершению курсов повышения квалификации предусмотрены, в зависимости от количества часов, следующие виды аттестации: экзамен в форме тестирования при прохождении краткосрочных программ; экзамен в форме тестирования и защита итоговой работы при прохождении программ длительностью от 73 до 144 часов.

Анализ исследований В. В. Огурцова, В. С. Нургалиева, В. В. Левшина и других показал, что в настоящее время происходит активное изменение системы повышения квалификации, для которого характерны следующие явления: модульное построение программ повышения квалификации; выбор и индивидуализация в программах обучения; внедрение ИКТ в повышение квалификации (дистанционные формы); построение программ обучения на основе проектного и компетентностного подхода и т. д. Кроме того, появляются новые формы организации курсов повышения квалификации: дистанционное обучение, семинары, вебинары и т. д. [2].

В настоящее время внедрение информационных технологий в систему муниципального управления обусловливает совершенствование профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций у служащих. Одним из основных условий для этого является использование средств ИКТ в профессиональной деятельности, поскольку это позволит эффективно и профессионально исполнять должностные обязанности.

При формировании требований к профессиональной компетентности в области использования ИКТ работников управления образованием и других государственных служащих необходимо учитывать особенности, связанные с различного рода профессиональной деятельностью служащих.

Профессиональные задачи государственного служащего определены в должностных регламентах. Их анализ позволил выделить требования к освоению программ повышения квалификации в области ИКТ для работников управления образованием и других государственных служащих. Служащий должен знать:

- федеральные и муниципальные законы, нормативные акты, регламентирующие работу государственных и муниципальных служащих;

- формы и методы работы с применением автоматизированных средств управления;

- правовые аспекты ИКТ;

- программные документы и приоритеты государственной политики в области ИКТ;

- правовые аспекты сферы предоставления государственных услуг населению и организациям посредством применения ИКТ;

- аппаратное и программное обеспечение;

- возможности и особенности применения современных ИКТ в государственных органах, включая использование возможностей межведомственного документооборота;

- общие сведения из области обеспечения информационной безопасности;

- основы проектного управления и т. д.

Государственным и муниципальным

служащим необходимы следующие навыки в области ИКТ:

- постановки задач и организации их выполнения, оперативного принятия и реализации управленческих решений;

- анализа, прогнозирования и планирования работы;

- подготовки правовых актов и служебных документов;

- использования компьютерной техники;

- стратегического планирования и управления групповой деятельностью с учетом возможностей и особенностей применения современных ИКТ в государственных органах;

- работы с внутренними и периферийными устройствами компьютера;

- работы с информационно-телекоммуникационными сетями, в том числе с сетью Интернет;

- работы в операционной системе;

- управления электронной почтой;

- работы в текстовом редакторе;

- работы с электронными таблицами;

- работы с базами данных;

- работы с системами управления проектами и т. д.

Основным документом, описывающим цель, задачи, принципы и основные направления государственной политики в области использования и развития информационных и телекоммуникационных технологий, науки, образования и культуры для продвижения страны по пути формирования и развития информационного общества, является «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации». Целью данной стратегии определено «повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социальнополитической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий».

Среди задач «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» выделим те, которые позволят определить направления использования

ИКТ в профессиональной деятельности работников управления образованием и других служащих государственного и муниципального управления:

- формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;

- повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;

- совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере;

- развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

- повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

- развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

- сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;

- противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России [5].

На базе приоритетных направлений реализации стратегии для повышения эффективности государственного и муниципального управления, особенно в сфере взаимодействия государства и общества, предоставления государственных услуг, определим основные из них в области использования ИКТ в государственной и муниципальной службе:

- обеспечение эффективного межведомственного и межрегионального информационного обмена;

- интеграция государственных информационных систем и ресурсов;

- увеличение объемов и качества государственных услуг, предоставляемых организациям и гражданам в электронном виде;

- совершенствование нормативно-правового обеспечения стандартизации и администрирования государственных услуг;

- совершенствование системы предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям.

Вышеперечисленное позволяет утверждать, что подготовка служащих государственного и муниципального управления на курсах повышения квалификации ориентирована на формирование профессиональной компетенции в области использования ИКТ.

Федеральные государственные требования к дополнительным профессиональным образовательным программам не предусмотрены, однако федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, могут устанавливать специальные квалификационные требования к служащим в различных областях знаний.

В частности, в приложении к приказу Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 27 декабря 2005 г. № 147 описываются квалификационные требования к различным категориям федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации в области использования информационных технологий.

Требования ко всем категориям государственных и муниципальных служащих содержат три уровня: базовый, расширенный и специальный.

Модули базового уровня квалификационных требований должны обязательно включаться в квалификационный экзамен для всех категорий государственных служащих (руководителей, помощников (советников), специалистов и обеспечивающих специалистов), однако их набор различается в зависимости от категории государственных служащих. Базовый уровень содержит 5 базовых модулей и 2 дополнительных: «1. Аппаратное и программное обеспечение. 2. Компьютерные сети и Интернет.

3. Общие понятия об информационной безопасности. 4. Навыки работы в операционной системе. 5. Основы офисных технологий. 6. Современные информационные технологии в государственных органах. 7. Правовые аспекты в сфере информационных технологий» [3].

Модули расширенного уровня квалификационных требований включаются в квалификационный экзамен по решению представителя нанимателя в соответствии с должностными регламентами, особенностями и сложностью работ, возложенных на государственных служащих любых категорий (руководителей, помощников (советни-

ков), специалистов и обеспечивающих специалистов). Расширенный уровень состоит из шести базовых модулей: «8. Управление электронной почтой. 9. Текстовый редактор. 10. Электронные таблицы. 11. Работа с базами данных. 12. Подготовка презентаций. 13. Планирование и управление персональной и групповой деятельностью» [3].

Модули специального уровня квалификационных требований формируются представителем нанимателя с учетом функциональных обязанностей и специфики работы государственных служащих любых категорий (руководителей, помощников (советников), специалистов и обеспечивающих специалистов) конкретного государственного органа, функциональные обязанности которых предполагают работу со специальным программным обеспечением, используемым в данном государственном органе. Специальный уровень состоит из девяти базовых модулей: «14. Системы взаимодействия с гражданами и организациями. 15. Учетные системы, обеспечивающие поддержку выполнения федеральными органами государственной власти основных задач и функций. 16. Системы межведомственного взаимодействия. 17. Системы управления государственными информационными ресурсами. 18. Информационно-аналитические системы, обеспечивающие сбор, обработку, хранение и анализ данных. 19. Системы управления электронными архивами. 20. Системы управления проектами. 21. Системы информационной безопасности. 22. Системы управления эксплуатацией» [3].

Наиболее востребованными являются базовый и расширенный уровень - в них отражаются основные знания, умения и навыки, необходимые служащему государственного и муниципального управления для успешного выполнения своих служебных обязанностей. На специальный уровень выведены распределенные по сферам деятельности темы, описывающие специализированные знания, умения, навыки, необходимые для выполнения конкретных управленческих задач. Без освоения первых двух уровней невозможно овладение темами третьего.

Базовый уровень содержит основные темы, которые должны быть уже изучены во время получения общего и профессионального образования, т. е. представляет собой краткое, обзорное повторение. Расширенный уровень посвящен более детальному раскрытию 2, 5 и 6 модулей, т. е. представляет собой углубленное изучение ИКТ в аспекте профессиональной деятельности. Без подробного изучения модулей с 8 по 13 невозможно освоение модулей с 14 по 22.

В заключение отметим, что подготовка работников управления образованием и других служащих государственного управления на курсах повышения квалификации должна быть ориентирована на совершенствование профессиональной компетенции в области использования ИКТ. Анализ современного состояния подготовки государственных служащих в области ИКТ показал, что одним из приоритетных направлений развития системы непрерывного образования является разработка и совершенствование курсов повышения квалификации в области использования ИКТ в профессиональной деятельности. Повышение квалификации является незаменимой структурной составляющей системы непрерывного образования, через которую осуществляется взаимодействие субъектов образовательного процесса.

Процесс повышения квалификации работников управления образованием и других государственных служащих ориентирован на совершенствование знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей служащего. Среди профессиональных задач служащего государственного и муниципального управления выделены

следующие, которые затрагивают применение средств ИКТ: знание федеральных и муниципальных законов, нормативных актов, регламентирующих работу государственных и муниципальных служащих; знание правовых аспектов в сфере предоставления государственных услуг населению и организациям посредством применения ИКТ; знание возможностей и особенностей применения современных ИКТ в государственных органах, включая использование возможностей межведомственного документооборота; навыки планирования групповой деятельности и управления ею с учетом возможностей и особенностей применения современных ИКТ в государственных органах и т. д. Определены задачи стратегии развития информационного общества в Российской Федерации и направления их решения, относящиеся к использованию ИКТ в профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих. Для реализации данной стратегии необходимо наличие кадров, обладающих профессиональной компетентностью в области использования ИКТ в профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Герова Н. В. Проблемы и пути совершенствования системы отечественного высшего профессионального образования // Российский научный журнал. 2010. № 14.

2. Лапенок М. В. Формирование умений дистанционного интерактивного взаимодействия // Педагогическое образование в России. 2012. № 1.

3. Приказ Мининформсвязи РФ от 27.12.2005 № 147 «Об утверждении квалификационных требований к федеральным государственным гражданским служащим и государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации в области использования информационных технологий».

4. Роговая О. М. Особенности организации курса повышения квалификации для служащих государственного и муниципального управления // Российский научный журнал. 2012. № 31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации : утв. Президентом РФ 7 февраля 2008 г. № Пр-212.

6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

Статью рекомендует канд. техн. наук, доц. М. В. Лапенок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.