Тимченко В.А., к. ист. н., доц.
(Пятигорский филиал СКАГС)
Интернет-пространство как инструмент повышения эффективности взаимодействия власти и общества
в России
Качественные изменения экономической, социальнополитической и духовной сфер общественной жизни, обусловленные интенсивным развитием и использованием современных информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ), ознаменовали переход человечества к новой, постиндустриальной фазе развития - информационному обществу. Серьезное внимание проблемам перехода к информационному обществу государственные органы власти и управления РФ начали уделять после подписания Президентом В. В. Путиным Окинавской хартии глобального информационного общества, принятой в июле 2000 года лидерами стран «большой восьмерки»1.
В настоящее время государственная политика России в области развития современных информационных и коммуникационных технологий получает все более конкретные очертания. В России основным шагом в направлении информатизации органов государственной власти стало принятие Постановления Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 о федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 гг.)». Основной целью этой ФЦП является повышение эффективности государственного управления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий, в том числе обеспечение прав на свободный доступ и распространение информации. Одной из поставленных задач перед ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 гг.)» выступает обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных информационных ресурсов, создание условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе использования информационных и коммуникационных технологий. Это выразилось в создании в рамках ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 гг.)» концепции электронного правительства, предполагающей
1 http://www. pravo. 1net. m/okmava. htm
кардинальное изменение принципа взаимоотношений государства с населением для обеспечения более эффективного взаимодействия. Это взаимодействие, прежде всего, основано на повышении открытости общегосударственных информационных ресурсов, расширении объема информации, которую государственные органы обязаны размещать в своих информационных системах общего пользования, в том числе в сети Интернет1.
Не менее важным результатом распространения ИКТ и проникновения их во все сферы общественной жизни является создание технологических предпосылок для развития гражданского общества за счет реального обеспечения прав граждан на свободный и оперативный доступ к информации через глобальную сеть Интернет. Право на доступ к сети Интернет и на использование размещенных в ней информационных ресурсов должно рассматриваться как одно из прав человека, соответствующее принципам конституционного строя России и гарантированное законом. В свою очередь, использование технологического и информационного потенциала сети Интернет должно быть направлено на ускорение социально-экономического и научнотехнического развития страны, повышение эффективности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений граждан Российской Федерации.
По данным отечественных социологов, на сегодняшний день доступ к всемирной паутине имеют 28 млн. россиян, причем каждый месяц число интернет-пользователей в России увеличивается примерно на 700 тыс. человек2. Кроме того, настоящий бум наблюдается в развитии онлайновых изданий, а также интернет-телевидения. Соединение возможностей печатного издания, телевидения и Интернета способно совершить и уже совершает революцию в государственных и общественных коммуникациях. Однако, отсутствие специализированной нормативно-правовой базы, регулирующей Интернет-коммуникацию, сдерживает этот процесс.
1 Коновченко С.В., Киселёв А.Г. Информационная политика в России. М.: РАГС, 2004.
2 http://www.fapmc.ru/material/statements/
Совершенная система информирования граждан о деятельности органов власти и управления способствует приумножению капитала общественного доверия, необходимого для эффективного функционирования государственных структур. Для формирования устойчивой обратной связи важным является то, что Интернет предоставляет возможность интерактивного взаимодействия, ведущего к наращиванию той формы социального капитала, которую можно обозначить как «моральные ресурсы» -т.е. ресурсы, объемы которых в процессе использования не столько сокращаются, сколько нарастают, а исчерпание наступает только в том случае, если ими не пользуются»1.
Важным фактором, влияющим на востребованность электронных услуг, является доступность для населения и бизнеса интерактивных технологий. Развитие российской интернет-аудитории демонстрирует в последнее время устойчивый рост. (см. табл.).
Таблица
Изменение численности российской аудитории интернета, млн. чел.2
Год Виды интернет-аудитории
суточная недельная месячная 3-месячная 6-месячная
2003 2.8 5,5 7,7 8.7 9.6
2004 3.8 8,2 11.6 13,3 14,6
2005 5,2 10,3 14,2 16.0 17.6
2006 8,0 15,1 20.1 22,2 23,8
2007 10,1 18,4 23,9 26,3 ы ОО о
В настоящее время назрела необходимость в создании национальных, межнациональных (межгосударственных) и международных порталов Интернета, позволяющих отслеживать опыт разных стран по крупным социальным проблемам, включая кардинальные срезы состояния гражданского общества. Они призваны накапливать сведения, поддающиеся сравнению и позволяющие выявлять специфику отдельных стран и регионов с точки
1 American Economic Review Proceedings. N.Y.,1984, p.74
2 Интернет в России: Основные результаты опросов /Фонд «Общественное мнение». http://www.fom.ru/projects/23.htm
зрения развития и значимости для формирования институтов гражданского общества. Это необходимо в целях отслеживания роста креативности современного человека и его различных социальных ассоциаций, определяющих состояние информационного и гражданского срезов общества и оценки взаимовлияния этих феноменов1.
В дискуссиях о выборе российского пути как в «гражданское», так и в «информационное» общество нельзя допускать преобладания иллюзий в безусловной применимости западной практики. Иногда действительно дело понимается так, что есть некая универсальная теория, уже подтвержденная практикой развития западной цивилизации, а нам достаточно эти достижения лишь применить с изменением некоторых деталей и приспособив к реалиям российской действительности2. Уровень развития информационной инфраструктуры (далее - ИИ) российского общества, использования ИКТ в государственном управлении и производственной деятельности существенно ниже, чем в ряде развивающихся стран мира. Неравенство в доступе к информации и ИКТ различных групп населения, отдельных регионов России все более превращается в фактор, тормозящий развитие экономики.
Создание равных возможностей для всех членов общества по доступу к информации, ИКТ независимо от места проживания на территории Российской Федерации, возраста и пола, должно предполагать осуществление таких мероприятий как: распространение компьютерной грамотности и культуры; создание единой, оперативной, интерактивной сети открытых государственных информационных ресурсов России и ее интеграция с сетями информационных ресурсов других стран; развитие системы российских открытых информационных ресурсов, включая научнотехнические и учебно-методические материалы, и обеспечение
1 Бачило И.Л. Гражданское общество в зеркале Интернета // Научно-практическая конференция «Массовая информация в Интернете: свобода и ответственность» Тезисы и материалы. Москва, 12-13 октября 2007 года.
2 Солонин Ю.Н. Гражданское общество в российском исполнении // Гражданский Форум. Вып. 2. СПб.: Изд-во СПб филос. общества, 2002. С.82-83.
доступа к ним российских граждан; развитие ИИ субъектов Российской Федерации в составе ИИ России на базе объединения открытых информационных ресурсов территориальных представительств федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и заинтересованных представителей частного сектора и гражданского общества; согласование, организация эффективного взаимодействия и координация при разработке и реализации региональных, федеральных и ведомственных программ и проектов развития, использования и распространения ИКТ на уровне регионов.
В настоящее время ИКТ широко используются во многих сферах экономической, политической, социальной и духовной сфер общественной жизни. Создание Интернет-ресурсов часто носит коммерческий характер предположительно окупаясь за счет размещаемой на сайтах «баннерной» рекламы. При этом формирование устойчивых сообществ пользователей - «комью-нити» вокруг тематически четко очерченного сайта получило наибольшее развитие в сфере маркетинга (идеальная сегментация рынка). 1
Однако не меньший интерес представляет формирование комьюнити вокруг некоммерческих ресурсов - научных, образовательных, политических, правозащитных, досуговых. Фактически они уже реально стали ядрами кристаллизации и развития реально работающих институтов гражданского общества. Создание Интернет-ресурсов оказывается значительно более эффективным инструментом формирования географически распределенных организаций по сравнению с традиционными СМИ: минимальные издержки на создание и поддержку, а также рекламу, при максимальной обратной связи. 2
1 См. например: Левенчук А. Коммунивер: от средств массовой информации к инфраструктуре массовой коммуникации. - http: // www .inter. net.ru/15/5. html, Бессуднов А. Community building: перспективный бизнес и гражданское общество http ://internet. ru/article/articles /2000/10/03/4214.html
2 Чепов М. Третий сектор виртуальной реальности: проблемы и решения. http://www.trainet.org/news/conference report.htm, Дж. Диб-
Перспективы роста влияния и значимости некоммерческих организаций как института гражданского общества особенно возрастает, учитывая наблюдаемый переход граждан современных развитых государств к постиндустриальной системе ценностей, могущей быть рассмотренной как сдвиг вверх в иерархии потребностей. Информированность россиян о специфике функционирования некоммерческих организаций остается на очень низком уровне. По результатам опросов общественного мнения1 более половины россиян (55%) ничего не знают и не слышали о деятельности некоммерческих организаций в регионе своего проживания. Более того, по данным опроса Фонда «Общественное мнение» более трети россиян (35%) заявили, что впервые услышали выражение «некоммерческая организация» в ходе интервью, и только каждый пятый респондент сообщил, что знает это словосочетание. Данные цифры также подтверждаются и результатами опроса, по которому только около четверти граждан (22%) посчитали, что в России существуют и развиты независимые организации. Большинство респондентов дали негативный ответ (49%), и еще треть затруднились с ответом .
Анализ состояния структур гражданского общества свидетельствует о том, что статистические данные отражают только ту часть общественной активности, которая осуществляется организациями, имеющими статус юридического лица. Но даже здесь эти данные не дают полного представления о многообразии форм и видов общественной самодеятельности. Проводимые в стране исследования состояния гражданского общества носят фрагментарный, часто субъективный и разовый характер, что не позволяет отследить динамику происходящих в этой сфере процессов.
Не менее актуальной является проблема доступности для НКО информации о деятельности государственных структур. Не-
белл. Конец виртуального сообщества? http ://www. intellectualcapital. ru/iss3-1/icopin1-1.htm
1 АНО «Социологическая мастерская Задорина» (группа ЦИРКОН) «Третий сектор России: оценка влиятельности», М., 2007.
2 Репрезентативный опрос населения Российской Федерации, проведенный Государственным университетом - Высшей школой экономики (ГУ-ВШЭ) совместно с Общероссийским общественным фондом «Общественное мнение». М., 2007.
смотря на наличие значительного числа нормативных актов, регламентирующих открытость и гарантирующих право НКО на получение информации, ознакомиться на практике с проектами решений исполнительной власти, текстами законопроектов на разных стадиях их рассмотрения представляется затруднительным. Это препятствует использованию экспертного потенциала общественности, что сказывается на качестве принимаемых решений.
Существенную роль в установлении открытого информационного диалога с органами власти и управления в полиэтничной России играют этнокультурные объединения. Среди региональных национально-культурных объединений РФ большую часть составляют самодеятельные общественные организации таких типов как землячества, национально-культурные центры, ассоциации, благотворительные общества. В России в 2007 г. действовало 2,3 тыс. общественных объединений этнокультурной направленности - национальные общественные объединения граждан. Из них почти половину составляют региональные объединения и 40% - местные, общероссийских и межрегиональных объединений насчитывается несколько десятков, также имеется ряд объединений соотечественников и казачьих организаций1. Особый статус среди национальных общественных объединений имеют национально-культурные автономии (далее - НКА), численность которых на конец 2007 года достигла 560 . Их деятельность регулируется федеральным законом3 и нормативными правовыми актами субъектов федерации. НКА действуют в 72 субъектах федерации, и в каждом федеральном округе действует примерно по 80 организаций данного типа. Более 50 или треть всех российских национальностей имеют свои национальнокультурные автономии. Примерно треть НКА обладает региональным статусом и две трети функционируют на местном уровне. Такое соотношение отражает позитивные процессы развития гражданского общества на основе инициативы «снизу» и свидетельствует о достаточно высоком уровне организационного развития сети НКА.
1 Доклад Общественной палаты РФ за 2007 год / www.oprf.ru
2 Там же.
3 ФЗ РФ от 17 июня 1996 г. № 74 - ФЗ «О национальнокультурной автономии» /www.garant.ru
Низкая информированность населения о роли, функциях, задачах, ценностях и деятельности НКО сказывается на уровне общественной активности, распространении демократической культуры и, в частности, на объективности оценки процессов взаимодействия гражданских институтов и органов власти и управления. В подобных условиях совершенствование освещения взаимодействия гражданских институтов с органами власти в печатных и электронных средствах массовой информации, а также использования современных средств телекоммуникации предполагает: создание специализированных изданий, агентств, центров, постоянных рубрик в СМИ, передач и т.д., освещающих деятельность гражданских союзов и их взаимодействие с государственными органами; государственную поддержку печатных и электронных СМИ, освещающих социальную тематику; совершенствование структуры данных, размещаемых на сайтах органов власти, с целью расширения возможностей получения информации об их деятельности; совершенствование технологии сбора и распространения информации, проведения исследований, обмена опытом на базе новых интернет-технологий; создание в интернете открытой всероссийской базы данных гражданских организаций; развитие в интернете web-ресурсов гражданских союзов, специализирующихся на освещении их деятельности и пропаганде лучшего опыта взаимодействия с органами власти и управления. В качестве подобного ресурса может выступить смоделированный интерфейс деятельности Общественного совета при Администрации города Пятигорска, представленный ниже.
Важной стороной проявления гражданской активности в интернет-пространстве является деятельность по сохранению и развитию этнокультурного многообразия российского общества. Она заслуживает поддержки со стороны органов власти и местного самоуправления и предпринимательского сообщества, ибо обеспечивает благоприятное духовное самочувствие граждан разных национальностей и межнациональное согласие.
Интернет может стать важнейшим средством сохранения и развития родного языка и культурной идентичности для соотечественников, проживающих за рубежом. Современная российская диаспора рассредоточена по всему миру. Колонии наших соотечественников можно встретить на пяти материках, в более чем 60 государствах.
www.otgolosok.ru
венный совет горе
Главная:
Российское законодательство об общественных объединениях Формирование институтов гражданского общества в Пятигорске
Институты гражданского •
общества в стабилизации общественно-политических отношений в Пятигорске
Взаимодействие общественных объединений с органами местного самоуправления
Участие пятигорских институтов гражданского общества в проектной деятельности Обеспечение интерактивной связи
Лента новостей:
Территориальная разобщенность является мощнейшим де-зинтеграционным фактором в жизни российской диаспоры, препятствующим ее консолидации. Однако появление и развитие новых информационных технологий существенно ослабили власть географических пространств и свели к минимуму налагаемые ими коммуникативные ограничения. В этих условиях можно говорить о возникновении в мире новой географии - «целостности, определяемой не столько совокупностью физических просторов, сколько возможностью синхронного мониторинга событий в различных точках планеты в режиме реального времени». В этой новой географии российская диаспора, прежде всего в дальнем зарубежье, активно осваивающая Интернет, постепенно превращается из всемирного рассеяния во всемирную систему - сетевую организацию - пока на виртуальном уровне. Интернет, с одной стороны, интегрирует зарубежных соотечественников в информационное поле стран проживания, с другой - дает им прекрасную возможность противостоять культурной ассимиляции и создавать в противовес собственное единое информационное поле, в котором они могут ежедневно пребывать и общаться.
В последней волне эмиграции из России 1990-х гг. был велик процент программистов, высококвалифицированных технических специалистов, в совершенстве владеющих компьютером.
Это во многом и предопределило столь динамичное освоение соотечественниками дальнего зарубежья Интернет-пространства за последнее время. За несколько лет они проделали путь от открытия домашних web-страниц, бытовых чатов и электронных журналов к созданию крупных порталов, охватывающих все стороны жизни русскоязычной колонии в отдельно взятой стране. Они включают в себя информацию о различных местных организациях соотечественников, Русской Православной церкви, русскоязычных СМИ и бизнесе, диппредставительствах РФ, форумы для общения, новостные страницы, а также каталоги ссылок на Интернет-ресурсы соотечественников в других странах. Интернет может предоставить зарубежным соотечественникам возможность получить дистанционное образование на родном языке. Так, по сообщению Московского Института Открытого Образования и некоммерческого образовательного учреждения «Открытая Русская Школа» (ОРШ), в 2001 г. осуществлена разработка «Программы дистанционного обучения соотечественников, проживающих за рубежом, по образовательным стандартам российской общеобразовательной средней школы с выдачей аттестата о среднем (полном) общем образовании государственного образца». Цель подобной Программы - предоставить возможность соотечественникам и ученикам русских школ государств СНГ, Балтии и дальнего зарубежья в соответствии с российским образовательным стандартом подготовиться и сдать экзамены для получения российского аттестата государственного образца. Обучение платное, осуществляется в форме экстерната и проводится посредством комплексного использования различных информационных, телекоммуникационных и образовательных технологий на базе образовательного ресурса www.vetka.ru. Для многих соотечественников в дальнем зарубежье, где число русских школ ограничено, а плата за обучение очень высока, подобный проект мог бы стать хорошей альтернативой.
Очевидно, что реальному, осуществленному в практической сфере объединению российской метрополии и диаспоры должно предшествовать объединение виртуальное - на уровне Интернета - как среди самих рассеянных по миру русскоязычных общин, так и с РФ. Создание единого портала, на котором разместилась бы информация обо всех русскоязычных общинах, имеющих свои электронные ресурсы, и который бы имел выход
через систему «ссылок» на крупнейшие российские серверы, приведет к появлению общего информационного поля и ментальному вовлечению диаспоры в орбиту российской культурной, общественной, политической жизни. Но движение к виртуальному объединению должно быть обоюдным движением навстречу: в зарубежье многочисленные русскоязычные ресурсы должны постепенно стягиваться по территориальному принципу в порталы, а в России - создаваться специализированные серверы и Интернет-проекты, предназначенные для сохранения культурной идентичности зарубежных соотечественников и их духовной связи с родиной.
В заключении необходимо отметить, что в условиях увеличения числа индивидуальных пользователей в РФ Интернет дает возможность качественно нового взаимодействия между органами власти и обществом в интерактивном пространстве. Формирование элементов такого рода системы в современной России несомненно будет способствовать повышению эффективности деятельности институтов гражданского общества и позволит РФ играть активную роль в построении европейского и мирового информационного общества. Повышение эффективности государственного и местного самоуправления, создание принципиально новых возможностей для мониторинга процессов в экономике и обществе обеспечит принятие своевременных решений по регулированию различных вопросов. Косвенным индикатором будет служить рост доли населения и организаций, использующих информационные и коммуникационные технологии во взаимоотношениях с органами управления для получения и передачи информации. На базе развития современных методов информационного обмена между органами государственной власти и обществом будут созданы принципиально новые возможности для обеспечения информационной открытости и гласности принятия решений, для повышения уровня доверия и взаимодействия между обществом и органами государственной власти.