Научная статья на тему 'Современная коррупция в России: масштабы и угрозы'

Современная коррупция в России: масштабы и угрозы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1800
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО / BRIBERY / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / CORRUPTION COUNTERACTION / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ANTICORRUPTION POLICY / CORRUPTION SCALES / CORRUPTION THREATS / МАСШТАБЫ КОРРУПЦИИ / КОРРУПЦИОННЫЕ УГРОЗЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кумышева Марина Кадировна

В статье на основе анализа современного состояния борьбы с коррупцией оцениваются масштабы коррупционных проявлений в российском обществе, которые несут угрозы нормальному функционированию политической системы страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN CORRUPTION IN RUSSIA: MEASURE AND THREATS

In offered article the author on the basis of the spent analysis of a current state of struggle against corruption displays in the world and Russia investigates developed scales of corruption displays in the Russian society and has tried to formulate threats bearing to it for normal functioning of the Russian political system.

Текст научной работы на тему «Современная коррупция в России: масштабы и угрозы»

4. Авдеев Ю. И. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: монография / Ю. И. Авдеев, С. В. Ален-кин и др.; под ред. А. В. Опалева. М., 2012.

5. Бабурин С. Н., Дзлиев М. И., Урсул А. Д. Стратегия национальной безопасности России: теоретико-методологические аспекты: монография. М., 2012.

6. Валовая М. Д. Политология: учебник. 2-е изд. М., 2011.

7. Смирнов А. С. К проблемам национальной безопасности найден системный подход // Борьба с терроризмом: актуальные проблемы законодательного обеспечения: сборник научных статей. Ростов н/Д, 2003.

8. Указ Президента Российской Федерации от 06.05.2011 №№ 590 «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации» // СПС Консультант-Плюс.

9. policemagazine.ru/showhread.php&t=4902

© 2014 г. М. К. Кумышева

СОВРЕМЕННАЯ КОРРУПЦИЯ В РОССИИ: МАСШТАБЫ И УГРОЗЫ

В статье на основе анализа современного состояния борьбы с коррупцией оцениваются масштабы коррупционных проявлений в российском обществе, которые несут угрозы нормальному функционированию политической системы страны.

Ключевые слова: коррупция, взяточничество, противодействие коррупции, антикоррупционная политика, масштабы коррупции, коррупционные угрозы.

В современном мире коррупция является сложной проблемой для любой страны, озабоченной благополучием граждан и нравственным здоровьем нации, она доставляет массу проблем правоохранительным органам, призванным защищать права и свободы граждан, оказавшихся беспомощными наблюдателями откровенного, хотя и глубоко скрытого коррупционного грабительства. Поэтому 8 апреля 2014 года, выступая на расширенном заседании коллегии МВД России, Президент Российской Федерации В. В. Путин особо отметил, что актуальными задачами МВД являются «декриминализация экономики и противодействие коррупции».

При относительно стабильном количестве преступлений государственных служащих-взяточников, по официальной статистике, становится меньше*. Однако статистические данные за 2013 год свидетельствуют об обратном. Так, по информации МВД России, «количество выявленных фактов взяточничества возросло на 18 %, взяток в крупном и особо крупном размере задокументировано в полтора раза больше» [ 1].

В постоянно меняющемся списке из 90, затем 159 стран, тестированных на уровень коррупции,

Россия занимает соответственно 83 и 126 места. По мировым стандартам индекс восприятия коррупции (ИВК) России равен 2,4 баллов из 10 возможных, которыми располагают Дания, Финляндия и другие страны. В 2000 году по уровню коррупции Россия находилась на 82 позиции, в 2007 году -на 143 [2], в 2012 году она заняла 133 место из 176 стран, набрав 28 баллов [3].

«Индекс восприятия коррупции, - записано на официальном сайте Transparency International за 2012 год, - показывает, что по всему миру это явление продолжает оказывать разрушительное воздействие на общество.

Не менее тревожные сигналы поступают из отечественных источников. В частности, по данным МВД России, «ежегодный ущерб от коррупции в экономике составляет 40 млрд рублей. При этом данная проблема касается не отдельных бизнесменов, а большинства россиян. Согласно опросам, 70 процентов граждан сталкивались с вымогательством взяток» [4].

Данный процесс особенно захватил сферу предпринимательства, не давая возможности развиваться здоровому, конкурентоспособному бизнесу и усугубляя криминальный имидж пред-

* «За последние 4 года, - сообщается в официальной прессе, - количество лиц, осужденных в целом за коррупционные преступления, неизменно сокращается. В 2009 году их было 10 700, в 2010 году - 10 тыс., в 2011 году - 7,5 тыс., а в 2012 - 5,5 тыс. Аналогичным образом сокращалось и число осужденных: за получение взятки с 1 800 человек в 2009 году до 1 300 в 2012 году, а за дачу взятки с 3 600 до 2 тыс. осужденных соответственно». Рассудим честно. Тысячи раскрытых дел по коррупции не совпадают с судебной статистикой (Российская газета. Неделя. 2013. 21 февраля).

принимательства как такового. По заявлению министра внутренних дел В. А. Колокольцева, средний размер взятки в России в 2013 году составил 145 тыс. руб., что почти вдвое больше показателя 2012 года [5].

Таким образом, Россия оказалась не просто коррумпированной страной, но и опасно зараженным обществом, требующим повышенного внимания со стороны относительно здорового мирового сообщества.

«Коррупция, - по оценке представителя Всемирного банка Дж. Стиглица, - принимает самые разнообразные формы, а значит, при борьбе с ней приходится действовать сразу по нескольким направлениям» [6].

Главная угроза, которая, по нашему мнению, может предстать суммарным результатом современной коррупции, заключается в следующем.

1. В экономической сфере угрозы коррупции выступают, во-первых, извращением механизма ценообразования, когда «легкие деньги» отдаются коррупционерами за малозначимую работу, и тем самым, во-вторых, провоцируется искусственный рост цен, развивается опасность коррупционной инфляции. В-третьих, центр тяжести в экономике перемещается на производство высоко востребованных коррупционерами предметов искусственно выработанной потребности в дорогостоящих развлечениях, азартных играх, наркотиках.

2. В политической сфере угрозы коррупционной практики непоправимы. Они прежде всего возникают перед самим поддавшимся коррупционному соблазну политическим деятелем, продажность которого обязывает его быть послушным слугой «денежного мешка». Вместе с тем она парализует политическую конкуренцию, подменяет процесс политики как реализации национальных интересов процессом политиканства, за которым скрывается частный интерес покупателя политических услуг.

3. В государственно-правовой сфере коррупция подрывает сами основы общественно государственного управления, запускает необратимый процесс превращения законной, легитимной и легальной государственной власти в систему организованной преступности с жесткими и непререкаемо исполняемыми, но уже «воровскими законами», «как и все преступления против государственной власти, интересов» [7, с. 166].

Особенно опасно, когда коррупция проникает на верхние этажи государственной власти, знаменуя окончательное разрушение общественно-государственной системы, утрату ею даже символа справедливости и национальной ответственности. «Общественная опасность взяточничества как преступления, посягающего на интересы нормальной деятельности публичного аппарата управления, подрывающего его авторитет, существенно увеличивается в зависимости от занимаемого субъектом должностного положения. Чем более высокий и авторитетный пост он занимает, тем шире и важнее его полномочия и тем выше степень вины работника, получающего взятку» [7, с. 189].

Современная коррупция России знаменита широко развитым представительством в ряду коррупционеров должностных лиц государственно-правовых структур, управленческого аппарата федерального, регионального и муниципального уровней. Коррупция здесь проявляется в виде:

- совместительства в коммерческих структурах;

- непосредственного и опосредованного (консультационного, покровительственного, рекомендательно-организационного) участия в организации коммерческих структур с использованием своего статуса и полномочий;

- злоупотребления процессом приватизации, завладение акциями, организация привилегированного положения близким частным лицам, участие в преступных сговорах;

- спонсирования государственными средствами коммерческих организаций и льготного кредитования;

- незаконной сдачей в аренду служебных помещений, транспорта, средств связи и другого имущества;

- обеспечение фиктивными льготами, выдача премий, комиссионных, гонораров.

4. В сфере морали коррупция предстает истинной бедой. С одной стороны, провоцируя относительно честных членов общества, свидетелей роста коррупционных доходов своих коллег по службе и соседей по месту жительства, принять участие в приобретении «шальных денег». С другой стороны, сдерживает необдуманный коррупционный порыв угрозой наказания и всеобщего осуждения со стороны коррумпированного окружения. То есть сама мораль становится предметом торга*.

* «Процент тех людей, - пишет А. В. Мазур, - которые соглашаются на участие в коррупции, определяет развитие коррупции в государственном аппарате. И зависит он от уровня морали чиновников. Этот уровень сегодня крайне низкий. Даже те чиновники, которые отказались от участия в сомнительных "схемах", держат рот на замке. Сохранив личную репутацию, они не спешат стать париями в чиновническом сообществе, вынося сор из избы» (Мазур А. В. Как победить коррупцию? // Политический класс. 2008. № 7. С. 32).

Значит, опасность коррупции состоит не только в том, что происходит незаконный процесс обогащения двух лиц за счет общества, но и в том, что она проявляется побочными, непредвиденными и тяжелыми последствиями для всех общественных сфер. Тем самым коррупция проявляется вначале угрозами. Она угрожает серьезным нарушением сложившегося правопорядка, резко ломая правовые стереотипы и правовые нормы.

Коррупция угрожает стратегическим задачам общества, которые по долгу службы осуществляет должностное лицо политико-государственных структур, в данном случае подменивших свои должностные цели и функциональные ориентиры. Таким образом, под угрозой оказывается национальный интерес, подменяемый частным интересом решения возникшей проблемы.

Наконец, коррупция угрожает перерождением публично-государственного процесса, который осуществляется общественными средствами, налогоплательщиком, оплачивающим собственных грабителей. Соответственно, общественное мнение еще может выступить против очевидно враждебной каждому политической коррупции как явного предательства национальных интересов. Но уже терпимее оно относится к экономической коррупции, когда трудно определить, насколько реальна возможность решить полукриминальную затею предпринимателя другим способом, кроме криминального. При этом невозможно рассчитать, какое отношение имеет все вышеперечисленное к свидетелю преступной сделки. И, наконец, административная коррупция требует не просто протеста, но кардинального преобразования всей системы отношений «гражданин - государство». Однако к этому не готова ни одна ни другая сторона.

Данная форма коррупции наиболее терпимо воспринимается общественным мнением и объясняется с позиций «понимающей толерантности» как крайняя необходимость, когда «предотвращенный вред» - потраченное время, силы, энергия на невероятно бюрократизированное прохождение канцелярских лабиринтов просителем явно превышает «причиненный вред» - средства на «коррупционные чаевые».

Начало третьего тысячелетия ознаменовалось беспрецедентным ростом российской коррупции. В литературе отмечаются гигантские размеры воровства в одной только системе госзакупок: «более 1 триллиона рублей в год (порядка 40 млрд долларов), что составляет одну восьмую часть годового бюджета страны» [8]. На первый взгляд, данный процесс происходит в стороне от граж-

дан, которым безразличны заботы правящей элиты. В действительности же он касается всех.

Как в системе госзакупок, так и в системе розничной торговли коррупционные «откаты» в конечном счете оплачивает рядовой налогоплательщик*. В результате общество постепенно освобождается от исторических перспектив. Идет процесс его самоуничтожения. И это главная угроза для общества, зараженного коррупцией. Социальные последствия коррупционного управления предстают суммарным результатом ситуационно-временных завоеваний коррупции.

Отсюда понятна та озабоченность, которую высказывают политические лидеры страны. Например, из восьми антикоррупционных задач, поставленных Президентом России перед сотрудниками Министерства внутренних дел, три имеют приоритетное значение:

- обеспечение безопасности граждан и общества;

- повышение качества оперативной и следственной работы;

- неотвратимость ответственности за вождение автомобиля в нетрезвом виде и тем самым преодоление бытовой коррупции на дорогах;

- борьба с экстремизмом, ксенофобией, национальной нетерпимостью;

- борьба с организованной преступностью;

- декриминализация экономики и противодействие коррупции;

- оздоровление сферы ЖКХ, очистка ее от воровства и коррупции;

- социальное, материальное и моральное обеспечение сотрудников [9].

В связи с этим усиливается всесторонний контроль доходов и расходов государственных служащих всех уровней и ведомств. На повестку дня для госслужащих ставится обязанность отчитываться о своих расходах, быть предельно открытыми для контроля. «Необходимость предотвращения конфликта интересов предполагает учет и контроль экономической деятельности должностных лиц» [10, с. 12].

Так, 10 января 2014 года руководство страны объявило, что все чиновники, получившие подарки стоимостью свыше 3 тысяч рублей, обязаны отчитаться об этом и сдавать их на оценочную экспертизу с возможностью последующего выкупа [11]. Очередь за высшими чиновниками, за теми, кто, по замечанию, сделанному еще Конфуцием, «подает дурной пример для всех остальных» наподобие рыбы, которая гниет с головы. «Уголовные дела против бывших и нынешних чиновников возбуждаются чуть ли не каждую не-

* «Продукты в России могли бы стоить на 15 % дешевле, - считают эксперты правительства, связь - на 10 % дешевле, а недвижимость - на 25-30 % дешевле. Виноваты бюрократия и легализованная коррупция».

делю и имеют мощное информационное сопровождение в государственных СМИ, которые до недавних пор не слишком интересовались коррупцией среди высшей бюрократии» [12, с. 23].

Поэтому под прицелом оказались судьи, прокуроры, депутаты Государственной Думы, мэры и губернаторы. По данным Генпрокуратуры, за второе полугодие 2013 года в стране осуждено 3,6 тысяч коррупционеров. Говоря о реализации На-ства и общества. ционального плана противодействия коррупции на 2012-2013 годы, Генеральный прокурор Ю. Я. Чайка отметил, что за 9 месяцев 2013 года привлечены к дисциплинарной и административной ответственности 59 тысяч должностных лиц. В настоящее время в средствах массовой информации все большее внимание уделяется «комфортной» коррупции среди представителей вертикали власти, министров, депутатов и их окружения. Так, например, в поле зрения периодического издания «Коммерсантъ-Власть» попали А. Сердюков, Е. Скрынник и другие.

«Уголовные дела против подчиненных, атака со стороны государственного телевидения и скромный статус свидетеля по уголовному делу, два года назад такая схема приводила к отставке губернаторов, а теперь - к обсуждению коррупции в двух министерствах с участием Анатолия Сердюкова, а теперь и бывшего главы Мин-сельхоза Елены Скрынник» [13].

При этом информация о положении дел с коррупцией в Администрации Президента дает возможность увидеть тяжелую реальность, которая создает тепличные условия для коррупционной взаимоподстраховки топ-менеджеров высшего российского политического управления. «В Администрации Президента, - пишут Е. Сур-начева и А. Габуев, - работают почти 2,5 тысячи

чиновников. Зарплаты большинства из них в начале 2000-х с трудом позволяли сводить концы с концами. Это открывало огромный простор для коррупции» [14, с. 22].

Нам представляется, что успешная борьба с современной коррупцией требует кардинальной переработки основных направлений антикоррупционной правовой политики Российского государ-

Литература

1. novavagazeta.ru/news/1679726/htmi

2. Вертикаль взяток // Новая газета. 2008. 7 июля.

3. www. .transparency.org.ru/.../rossiia-v-inde-kse-vospriiatiia-korruptcii-2012

4. http://www.vedomosti.ru/podcast/

5. Новая газета. 2014. 21 марта.

6. http://www.vedomosti.ru/podcast/

7. Волженкин Б. В. Служебные преступления. М., 2001.

8. РИА Новости. М., 2010. 29 октября.

9. Президент поставил задачи // Профессионал. 2013. № 1.

10. Соловьев И. Доходы измерят покупками // Щит и меч. 2013. 11 января.

11. http//top.rbk.ru/politics/10/01/2014/898596.

12. Сурначева У., Габуев А., Барабанов И. В чемоданных обстоятельствах // Коммерсантъ-Власть. 2013. № 11.

13. Ситнина В., Сурначева Е. И за борт ее бросают // Коммерсантъ-Власть. 2012. № 48.

14. Сурначева Е., Габуев А. Появлялись термосы, фольга, бутерброды // Коммерсантъ-Власть. 2013. № 13.

© 2014 г. А. В. Дашин,

Н. Н. Пономарев

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПУБЛИЧНЫХ И ЧАСТНЫХ ИНТЕРЕСОВ КАК ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

В статье рассматриваются категории «публичные и частные интересы» в контексте национальной безопасности современного Российского государства. Подвергнуты анализу теоретико-правовые аспекты формирования и функционирования механизма обеспечения национальной безопасности.

Ключевые слова: публичные и частные интересы, национальная безопасность, механизм обеспечения безопасности, концепция национальной безопасности.

Действующие сегодня нормы, получившие материальное выражение в положениях, теориях, концепциях, законах и подзаконных актах, но не нашедшие своего воплощения в жизни, не могут

выполнить своего основного предназначения как регулятора общественных отношений, поэтому важнейшую роль приобретает вопрос о механизме их реализации, а в контексте исследуемой про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.