Научная статья на тему 'Обеспечение публичных и частных интересов как динамическая система современного российского государства'

Обеспечение публичных и частных интересов как динамическая система современного российского государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
183
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПУБЛИЧНЫЕ И ЧАСТНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / PUBLIC AND PRIVATE INTERESTS / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ / SECURITY MECHANISM / КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / CONCEPT OF NATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дашин Алексей Викторович, Пономарев Никита Николаевич

В статье рассматриваются категории «публичные и частные интересы» в контексте национальной безопасности современного Российского государства. Подвергнуты анализу теоретико-правовые аспекты формирования и функционирования механизма обеспечения национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING OF PUBLIC AND PRIVATE INTERESTS AS DYNAMIC SYSTEM OF THE MODERN RUSSIAN STATE

The article deals with the category of "public and private interests" in the context of the national security of the modern Russian state. Analyzed theoretical and legal aspects of the formation and operation of a national security.

Текст научной работы на тему «Обеспечение публичных и частных интересов как динамическая система современного российского государства»

делю и имеют мощное информационное сопровождение в государственных СМИ, которые до недавних пор не слишком интересовались коррупцией среди высшей бюрократии» [12, с. 23].

Поэтому под прицелом оказались судьи, прокуроры, депутаты Государственной Думы, мэры и губернаторы. По данным Генпрокуратуры, за второе полугодие 2013 года в стране осуждено 3,6 тысяч коррупционеров. Говоря о реализации На-ства и общества. ционального плана противодействия коррупции на 2012-2013 годы, Генеральный прокурор Ю. Я. Чайка отметил, что за 9 месяцев 2013 года привлечены к дисциплинарной и административной ответственности 59 тысяч должностных лиц. В настоящее время в средствах массовой информации все большее внимание уделяется «комфортной» коррупции среди представителей вертикали власти, министров, депутатов и их окружения. Так, например, в поле зрения периодического издания «Коммерсантъ-Власть» попали А. Сердюков, Е. Скрынник и другие.

«Уголовные дела против подчиненных, атака со стороны государственного телевидения и скромный статус свидетеля по уголовному делу, два года назад такая схема приводила к отставке губернаторов, а теперь - к обсуждению коррупции в двух министерствах с участием Анатолия Сердюкова, а теперь и бывшего главы Мин-сельхоза Елены Скрынник» [13].

При этом информация о положении дел с коррупцией в Администрации Президента дает возможность увидеть тяжелую реальность, которая создает тепличные условия для коррупционной взаимоподстраховки топ-менеджеров высшего российского политического управления. «В Администрации Президента, - пишут Е. Сур-начева и А. Габуев, - работают почти 2,5 тысячи

чиновников. Зарплаты большинства из них в начале 2000-х с трудом позволяли сводить концы с концами. Это открывало огромный простор для коррупции» [14, с. 22].

Нам представляется, что успешная борьба с современной коррупцией требует кардинальной переработки основных направлений антикоррупционной правовой политики Российского государ-

Литер атура

1. novavagazeta.ru/news/1679726/htmi

2. Вертикаль взяток // Новая газета. 2008. 7 июля.

3. www. .transparency.org.ru/.../rossiia-v-inde-kse-vospriiatiia-korruptcii-2012

4. http://www.vedomosti.ru/podcast/

5. Новая газета. 2014. 21 марта.

6. http://www.vedomosti.ru/podcast/

7. Волженкин Б. В. Служебные преступления. М., 2001.

8. РИА Новости. М., 2010. 29 октября.

9. Президент поставил задачи // Профессионал. 2013. № 1.

10. Соловьев И. Доходы измерят покупками // Щит и меч. 2013. 11 января.

11. http//top.rbk.ru/politics/10/01/2014/898596.

12. Сурначева У., Габуев А., Барабанов И. В чемоданных обстоятельствах // Коммерсантъ-Власть. 2013. № 11.

13. Ситнина В., Сурначева Е. И за борт ее бросают // Коммерсантъ-Власть. 2012. № 48.

14. Сурначева Е., Габуев А. Появлялись термосы, фольга, бутерброды // Коммерсантъ-Власть. 2013. № 13.

© 2014 г. А. В. Дашин,

Н. Н. Пономарев

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПУБЛИЧНЫХ И ЧАСТНЫХ ИНТЕРЕСОВ КАК ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

В статье рассматриваются категории «публичные и частные интересы» в контексте национальной безопасности современного Российского государства. Подвергнуты анализу теоретико-правовые аспекты формирования и функционирования механизма обеспечения национальной безопасности.

Ключевые слова: публичные и частные интересы, национальная безопасность, механизм обеспечения безопасности, концепция национальной безопасности.

Действующие сегодня нормы, получившие материальное выражение в положениях, теориях, концепциях, законах и подзаконных актах, но не нашедшие своего воплощения в жизни, не могут

выполнить своего основного предназначения как регулятора общественных отношений, поэтому важнейшую роль приобретает вопрос о механизме их реализации, а в контексте исследуемой про-

блематики - о механизме обеспечения национальной безопасности. Механизм как порядок реализации норм призван обеспечить правильный ход взаимодействия между людьми.

Исходя из того, что составной частью национальной безопасности является безопасность личности, общества и государства, в ее обеспечении будут принимать участие как государство в лице уполномоченных органов, общество в лице общественных организаций и социальных групп, так и каждая личность в отдельности.

По мнению министра внутренних дел В. А. Ко-локольцева, механизм обеспечения национальной безопасности выступает некой обобщающей системой, в которую, по сути, входят два механизма: обеспечения безопасности и реализации интересов в условиях отсутствия опасности [1, с. 148].

С такой точкой зрения можно не согласиться, поскольку даже самое примитивное определение безопасности трактует ее нам как отсутствие опасности, таким образом, второй вид механизма предполагает реализацию интересов в условиях безопасности. Тогда возникает вопрос о целесообразности выделения двух «взаимосвязанных механизмов». В данном случае эти виды механизмов можно представить как две большие, имеющие, скорее, теоретическое значение стадии единого механизма обеспечения национальной безопасности.

Несмотря на то, что проблема безопасности является одной из древнейших, появившихся практически с самого зарождения человечества, вопросы, касающиеся механизма реализации безопасности, до сих пор остаются недостаточно разработанными.

Самостоятельная область государственного управления в сфере безопасности сформировалась лишь во второй половине XVII века. В то время безопасность стала обеспечиваться двумя путями: судебным преследованием и деятельностью высшей и частной полиции.

Современная Российская Федерация - это молодое и динамично развивающееся государство. Для того чтобы угрозы, которые исходят изнутри и извне, не нашли своей реализации, необходимо наличие действенного механизма обеспечения национальной безопасности.

Принимая во внимание положения Конституции Российской Федерации, в которых интересы личности ставятся на первый план и являются приоритетными по отношению к интересам общества и государства, возникает противоречие, поскольку анализ теоретических работ показывает, что в рамках вопроса о национальной безопасно-

сти первостепенное значение отводится безопасности государства. Для разрешения данного противоречия необходимо ввести в научный оборот понятия «цели обеспечения безопасности» и «средства обеспечения безопасности». Так, если речь идет о цели, то основным звеном в этом случае будет выступать личность и обеспечение ее интересов. При рассмотрении средств обеспечения интересов личности главная роль будет принадлежать государству, поскольку только у него имеются образования (государственные органы), предназначенные для решения таких проблем.

Положение государства по отношению к личности теперь определено. Само государство в стратегии национальной безопасности выступает и как объект со своими интересами, нуждающийся в защите, и как субъект, сам эту защиту осуществляющий. Как объект оно выступает потому, что является продуктом общественной деятельности и поэтому, как любой продукт, должно оберегаться. Субъектом же государство становится после начала формирования внутри него специальных образований, деятельность которых направлена на обеспечение безопасности общества.

При рассмотрении теоретико-правовых аспектов формирования и функционирования механизма обеспечения национальной безопасности следует выяснить смысловое наполнение самого термина «механизм». С одной стороны, его можно понимать как устройство для передачи и преобразования движений, представляющее собой систему тел (звеньев, элементов), в котором движение одного или нескольких тел (ведущих) вызывает вполне определенное движение остальных тел системы [2, с. 316]. С другой стороны, он может иметь значение системы, устройства, определяющего порядок какого-нибудь вида деятельности [3, с. 25, 346], либо трактоваться как способ, прием, совокупность приемов функционирования чего-либо [4, с. 33]. Однако общей чертой всякого механизма является его способность охарактеризовать систему в действии.

Механизм обеспечения национальной безопасности может быть представлен в узком и широком смыслах. При рассмотрении в узком смысле он выступает как составная часть государственного механизма и представляет собой систему государственных организаций, органов, учреждений, а также негосударственных институтов, специально создаваемых для обеспечения безопасности либо наделяемых специальной функцией на определенный период времени, взятую в их взаимодействии и практическом функционировании. Элементами механизма обеспечения безопасности в этом случае становятся:

1) государственные органы и организации, осуществление функции обеспечения безопасности для которых является основной;

2) государственные органы и организации, осуществление функции обеспечения безопасности для которых служит производной и реализуется в случае возникновения соответствующих угроз;

3) негосударственные организации, привлекаемые государством либо непосредственно создаваемые обществом для выполнения функции обеспечения национальной безопасности (например, общественные организации, ведущие борьбу за охрану окружающей среды).

В широком смысле механизм обеспечения национальной безопасности представляет собой систему средств, с их помощью осуществляется результативное воздействие на подвергшиеся угрозам общественные отношения и социальные процессы с целью защиты жизненно важных интересов общества и государства. В качестве таких средств помимо собственно организаций, осуществляющих функцию обеспечения безопасности, выступают: нормативно-правовая база, лежащая в основе формирования и функционирования соответствующих организаций и их взаимодействия по достижению цели обеспечения безопасности; методы, способы, приемы, используемые субъектами обеспечения безопасности для решения стоящих перед ними задач [1, с. 15-16].

В Стратегии национальной безопасности механизм обеспечения национальной безопасности получил детальную разработку, поскольку в каждой сфере общественных отношений, отмеченных в нормативном акте, указываются стратегические цели и примерный перечень действий, по их реализации. Так, в сфере национальной обороны стратегическими целями являются: предотвращение глобальных и региональных войн и конфликтов, а также осуществление стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны (ст. 26) [5].

В сфере общественной и государственной безопасности стратегические цели заключаются в защите основ конституционного строя Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности, а также сохранении гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе (ст. 35) [5].

Снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, стабилизация его численности в среднесрочной перспективе, а в долгосрочной перспективе коренное улучшение демографической ситуации являются стратеги-

ческими целями обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни населения (ст. 45) [5].

В тесной взаимосвязи с ними находятся стратегические цели в области экономического роста государства, поскольку качество жизни граждан определенного государства в значительной степени зависит от того, насколько экономически развита страна. Таким образом, главными направлениями деятельности в области экономического роста являются: вхождение России в среднесрочной перспективе в число пяти стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта, а также достижение необходимого уровня национальной безопасности в экономической и технологической сферах (ст. 53) [5].

Для укрепления и развития национальной экономики в современных условиях приоритетной выступает сфера науки, технологии и образования, поскольку оставаться страной с преобладанием экспортно-сырьевой модели экономического развития Россия не может безгранично долго. Срок такого направления развития ограничен сроком возможности обладания природными ресурсами. Таким образом, развитие государственных научных и научно-технологических организаций, способных обеспечить конкурентные преимущества национальной экономики и потребности национальной обороны за счет эффективной координации научных исследований и развития национальной инновационной системы; повышение социальной мобильности, уровня общего и профессионального образования населения, профессиональных качеств кадров высшей квалификации за счет доступности конкурентоспособного образования составляют цели государственной политики в сфере науки и технологии (ст. 66) [ 5].

В современном мире все острее стоит вопрос здоровья нации. Уже не один год актуальные проблемы в сфере здравоохранения поднимаются на государственном уровне. Данные проблемы обсуждались в контексте достижения основных целей в данном направлении, среди них: увеличение продолжительности жизни, снижение инвалидности и смертности; совершенствование профилактики и оказания своевременной квалифицированной первичной медико-санитарной и высокотехнологичной медицинской помощи; совершенствование стандартов медицинской помощи, а также контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств (ст. 71) [5].

На здоровье нации большое влияние оказывает состояние экологии окружающего мира. В данном направлении целями государства являются: сохранение окружающей природной среды и обес-

печение ее защиты; ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата (ст. 85) [5].

Достижение целей, как известно, осуществляется через решение соответствующих им задач. Задачи, решаемые при обеспечении национальной безопасности, могут носить весьма разнообразный характер. Одним из основных направлений политики обеспечения безопасности является установление и устранение внешних и внутренних угроз. Ведь безопасность представляет собой отсутствие опасности, то есть устранение такой опасности автоматически приведет к созданию состояния безопасности. Данная задача имеет большое значение на практике, поскольку превентивные меры зачастую оказываются более эффективными и менее трудоемкими, нежели меры по предотвращению и устранению негативных последствий. Однако данным действиям предшествует прогнозирование, то есть деятельность, направленная на выявление возможных внешних и внутренних угроз. Система мер, связанных с обеспечением территориальной целостности государства как одного из факторов обеспечения национальной безопасности в сфере обороны страны, своей задачей, в частности, определяет безопасность пограничного пространства страны. В рамках обеспечения экономической безопасности государственные органы должны решать задачу подъема экономики России путем проведения самостоятельного и независимого экономического курса. Это во многом относится к внешней экономике государства, поскольку перед ним в настоящий момент стоит задача интеграции в мировую экономику с целью приискания и приобретении рынков сбыта национальной продукции, что позволило бы стимулировать отечественное производство и в конечном счете изменить модель экономического развития России. И первым шагом в этом направлении может стать формирование единого экономического пространства с государствами - участниками Содружества Независимых Государств (гл. 4) [6].

К сожалению, в настоящее время Россия, некогда являвшаяся передовой страной в научно-техническом развитии, попала в зависимость от внешних источников. Преодоление такой зависимости - еще одна задача в области обеспечения национальной безопасности. При этом нельзя оставлять без внимания задачу обеспечения личной безопасности человека и гражданина путем защиты его прав и свобод в рамках обеспечения национальной безопасности страны.

Что касается прочих важнейших направлений государственной политики Российской Федерации,

то они весьма подробно представлены в Концепции национальной безопасности, содержащей достаточный перечень задач, при выполнении которых возможно достичь целей, сформулированных в Стратегии национальной безопасности.

В этой части указанные документы органично дополняют друг друга. Среди перечисленных в них задач следует назвать такие, как:

1) совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;

2) обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

3) создание условий для равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России, прежде всего, с ведущими государствами мира;

4) увеличение и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства, укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

5) принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации, а также переход к качественно новому облику вооруженных сил;

6) коренное улучшение экологической ситуации в стране (гл. 4) [6].

Решение задач, изложенных в первом пункте приведенного перечня, связано прежде всего с укреплением государственности, что является важнейшим фактором обеспечения национальной безопасности. Это представляется возможным при условии соблюдения конституционного принципа народовластия, путем установления четкого распределения полномочий между государственными институтами. В данном случае в механизме обеспечения соблюдения принципа народовластия приоритетное значение имеет контрольно-надзорная деятельность государственных органов.

Исходя из определения механизма обеспечения национальной безопасности как системы мер, направленной на находящиеся под угрозой социальные отношения с целью защиты жизненно важных интересов, следует отметить, что преступность как фактор, который может оказать негативное влияние на такие отношения, выступает угрозой для существования самих отношений. Поэтому в механизм обеспечения нацио-

нальной безопасности необходимо включить систему мер, направленных не только на борьбу с преступностью, но и на воспитание законопослушных граждан.

В рамках реализации указанных задач значимыми являются методы, способы и приемы обеспечения национальной безопасности.

Выделяют два метода обеспечения национальной безопасности:

- централизованный, характеризующийся иерархией построения элементов системы и изданием государством правоприменительных актов;

- децентрализованный, отличительными чертами которого являются, во-первых, отсутствие соподчиненности элементов и, во-вторых, самостоятельный выбор субъектами соответствующих приемов.

К способам обеспечения национальной безопасности относятся:

- властно-распорядительный (принятие решений в одностороннем порядке и их реализация с использованием государственного принуждения),

- консенсуальный (принятие решений путем применения согласительных процедур).

Относительно приемов следует отметить, что они носят тактический характер и определяются при непосредственном осуществлении деятельности по обеспечению национальной безопасности. Так, например, для обеспечения национальной безопасности в сфере обороны необходимо создать высокотехнологичные и многофункциональные комплексы. В сфере повышения качества жизни -усовершенствовать национальную систему защиты прав человека путем развития судебной системы и законодательства, улучшить и развить транспортную инфраструктуру, повысить защиту населения от чрезвычайных ситуаций. В сфере экономического роста - укрепить финансовые рынки и повысить ликвидность банковской системы, усовершенствовать миграционный учет. В сфере науки, технологии и образования - создать научные учреждения, занимающиеся разработкой конкурентоспособных программ. В сфере здравоохранения - обеспечить развитие системы управления качеством и доступностью медицинской помощи. В сфере культуры - укрепить духовное единство многонационального народа, создать систему духовного и патриотического воспитания граждан. В сфере экологии - внедрить экологически безопасное производство и так далее.

Механизм обеспечения национальной безопасности - динамическая система, в функционировании которой можно выделить следующие стадии:

- формулирование интересов с обеспечением их защиты;

- выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам общества и государства;

- выработка системы мер по противодействию угрозам;

- нейтрализация угроз;

- осуществление мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности.

Эффективность механизма обеспечения национальной безопасности во многом определяется тем, насколько он способен содействовать сохранению единства нации, стабильности общественных отношений, воспроизводству национально-культурных ценностей, преодолению политических, военных, экономических, социальных кризисов, может ли создать предпосылки стабильного развития. Это не только главный критерий эффективности механизма обеспечения государственных интересов и национальной безопасности, но и его непосредственная задача.

Однако помимо самого механизма обеспечения национальной безопасности большую роль в данной сфере деятельности играют различные факторы, способствующие как противодействию угрозам национальной безопасности, так и укреплению национальной безопасности.

Таким образом, механизм обеспечения национальной безопасности в научной литературе рассматривается двояко. В узком смысле он воспринимается как составная часть государственного механизма и представляет собой систему государственных организаций, органов, учреждений, а также негосударственных институтов, специально создаваемых для обеспечения безопасности либо наделяемых специальной функцией на определенный период времени, взятую в их взаимодействии и практическом функционировании. В широком смысле механизм обеспечения национальной безопасности представляет собой систему средств, с помощью которых осуществляется результативное воздействие на подвергшиеся угрозам общественные отношения и социальные процессы с целью защиты жизненно важных интересов общества и государства. В качестве таких средств помимо собственно организаций, осуществляющих функцию обеспечения безопасности, выступают нормативно-правовая база, лежащая в основе формирования и функционирования соответствующих организаций и их взаимодействия по достижению цели обеспечения безопасности, и различные инструменты (методы, способы, приемы), используемые субъектами обеспечения безопасности для решения стоящих перед ними задач.

Функционирование механизма обеспечения национальной безопасности связано с осуществле-

нием следующих стадий: 1) формулирование интересов с обеспечением их защиты; 2) выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам общества и государства; 3) выработка системы мер по противодействию угрозам; 4) нейтрализация угроз; 5) реализация мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности.

Литература

1. Колокольцев В. А. Структура механизма обеспечения национальной безопасности // Правоохранительная деятельность в России: теория и практика: сборник трудов докторантов, адъюнктов и соискателей / под ред. В. П. Сальникова. СПб., 1999.

2. Словарь иностранных слов. М., 1980.

3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1994.

4. Исаков М. К. Механизм советского общенародного государства: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1984.

5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 20. Ст. 2444.

6. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 года

№ 1300, в ред. Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24) // Российская газета. 1997. 16 декабря.

© 2014 г. И. В. Бобрицких

ОБ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕСУДЕБНЫХ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

В статье проводится оценка эффективности внесудебных средств защиты прав человека. Отмечается, что внесудебные средства защиты, как правило, отличаются от судебных большей оперативностью и меньшей затратностью и в силу упрощенности процедуры не требуют от лица, обращающегося за защитой своего права, такого уровня юридических знаний, как судебное разбирательство, что зачастую позволяет обходиться без помощи профессиональных юристов.

Ключевые слова: эффективность, оценка эффективности, внесудебные средства защиты прав человека.

Основной формой защиты прав человека, безусловно, является правосудие, однако это не означает невозможности или отсутствия необходимости наличия в государстве иных, альтернативных способов процессуальной защиты субъективных прав.

Внесудебные средства защиты прав человека, как правило, отличаются от судебных большей оперативностью и меньшей затратностью; в силу упрощенности процедуры они не требуют от лица, обращающегося за защитой своего права, такого уровня юридических знаний, как судебное разбирательство, что зачастую позволяет обходиться без помощи профессиональных юристов. Соответственно, степень доступности внесудебных форм защиты своих прав для населения объективно выше, нежели судебной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как указывает Г. С. Хайрова, ст. 13 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод [1] в отличие от ст. 6 по сфере своего действия не распространяется исключительно на судебные органы, а включает в себя, например, и

административные средства защиты. Поэтому к производству по административным делам применялась только ст. 13, но не ст. 6, посвященная праву на справедливое судебное разбирательство. В настоящее время также признается право национальных государств вводить по своему усмотрению различные механизмы защиты прав человека, однако для признания их эффективными средствами правовой защиты считается необходимым, чтобы они соответствовали стандартам справедливого судебного разбирательства по ст. 6 Конвенции [2, с. 7-8].

«Европейский Суд, - отмечает Т. В. Трубникова, - при этом не связывает эффективность только и исключительно с судебной формой защиты права. Он полагает, что, как правило, если какое-либо одно правовое средство защиты само по себе полностью не соответствует требованиям ст. 13 Конвенции, возможно, что совокупность правовых средств защиты, предусмотренных внутригосударственным правом, удовлетворяет требованиям ст. 13 Конвенции. В результате в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.