УДК 342.98
DOI: 10.24420/KUI.2017.28.6244 И.Ф. Амельчаков
СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ПОЛИЦИИ
THE MODERN CONCEPT OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS OF THE POLICE
В статье обосновывается авторское видение места и роли современной концепции административно-правового статуса полиции в науке административного права. Сформулирован вывод о необходимости создания полноценной теории административно-правового статуса полиции в науке административного права.
Ключевые слова: административная реформа, органы внутренних дел, административно-правовой статус, ученые-административисты, полицейское право.
The presented research is devoted to the study of the basic theoretical problems of the modern concept of the administrative and legal status of the police, as well as its place in the area of administrative law.
The author comes to the conclusion about the necessity of the creation of the high-grade theory of the administrative and legal status of the police in administrative law, which becomes a reliable scientific reference point for its further development.
Key words: administrative reform, law-enforcement bodies, administrative and legal status, scientists in the area of administrative law, the police law.
Научный интерес к проблеме современной концепции административно-правового статуса полиции очевиден. Он обусловлен, прежде всего, реформированием системы органов внутренних дел Российской Федерации, целью которого является повышение эффективности ее деятельности.
Процесс реформирования был начат в контексте административной реформы [1], предусматривающей планомерную реализацию задач по повышению эффективности функционирования органов государственной власти [2, Р. 139-162] в целях упрощения взаимоотношений государственных структур и граждан [3].
Современная теория государственного администрирования уже длительное время является предметом исследования как отечественных, так и зарубежных ученых в различных ее аспектах. На сегодняшний день значительное количество таких работ посвящено актуальным вопросам влияния реформ на процесс противодействия коррупции в государственном управлении, а также
исследованию иных негативных проявлений [4].
Обоснование необходимости проведения системных преобразований в ведомстве МВД России отражено в изданном в 2009 году Указе Президента Российской Федерации «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации»1, где было отмечено увеличение числа фактов нарушения сотрудниками милиции законности и служебной дисциплины, вызывающее обоснованную негативную реакцию в обществе и умаляющее авторитет власти в целом, а также то, что «существующая структура органов внутренних дел Российской Федерации, организация их деятельности, кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение милиции не отвечают современным требованиям и нуждаются в модернизации».
Серьезным шагом на пути реформирования системы МВД России стало принятие Федерального закона «О полиции»2, вступившего в силу 1 марта 2011 года. Российская милиция была преобразова-
Амельчаков Игорь Филиппович, кандидат юридических наук, доцент, начальник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина e-mail: [email protected] © Амельчаков И.Ф., 2017
Статья получена: 04.05.2017. Статья принята к публикации: 19.05.2017. Статья опубликована онлайн: 20.06.2017.
1 О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. № 1468 : в ред. указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 254 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 52 (1 ч.). Ст. 6536.
2 О полиции : Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ : в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 305-Ф3, с изм. от 19.12.2016 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.
на в полицию, что существенным образом отразилось на содержании ее административно-правового статуса [5]. Создается новый правоохранительный институт, основным предназначением которого видится защита прав и свобод человека и гражданина, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности [6].
Реформирование системы МВД России продолжается и сегодня, поскольку «государство стремится создать эффективную правоохранительную систему, а также сформировать административно-правовой механизм, направленный на реализацию конституционных положений, касающихся обеспечения прав и законных интересов личности в сфере внутренних дел» [7].
Так, за последние несколько лет проведены серьезные структурные преобразования и существенно расширены полномочия органов внутренних дел. В частности, в 2016 году соответствующим указом Президента Российской Федерации3 упразднены Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная миграционная служба, с передачей соответствующих функций Министерству внутренних дел Российской Федерации.
Необходимо отметить, что в условиях правового, демократического государства особую актуальность имеет также вопрос обеспечения взаимодействия публичной власти (в том числе полиции) и институтов гражданского общества, возникновение которого детерминировано разграничением прав человека (на жизнь, стремление к счастью) и прав гражданина (политические права) [8].
При этом характер взаимодействия государства и институтов гражданского общества во многом определяет состояние стабильности и безопасности в обществе и государстве [9, Р. 139-162], а также определяет признание и одобрение роли общества в оказании влияния на философию управленческой деятельности полиции [10, Р. 30-40].
В современных реалиях Министерство внутренних дел Российской Федерации придает огромное значение работе по изучению общественного мнения как одного из ключевых видов контроля. С одной стороны, это способствует обеспечению гласности и открытости деятельности органов внутренних дел, а с другой - помогает в борьбе с коррупцией, обеспечивает неукосни-
тельное соблюдение прав граждан со стороны сотрудников ведомства при выполнении ими своих должностных обязанностей. Нормы о мониторинге общественного мнения по вопросам деятельности полиции и ее взаимодействии с институтами гражданского общества напрямую зафиксированы в действующем федеральном законодательстве. Так, из смысла ч. 5 ст. 9 Федерального закона «О полиции» следует, что мониторинг общественного мнения осуществляется по двум направлениям (по вопросам деятельности полиции и по вопросам взаимодействия полиции с институтами гражданского общества), проводится на постоянной основе, а его результаты регулярно доводятся до сведения государственных и общественных структур. Законодателем предусмотрены различные способы информирования о результатах проводимого мониторинга, включая средства массовой информации и информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. Уже несколько лет эти нормы находят свое активное практическое воплощение. Так, в 2014 году на интернет-портале «Российская общественная инициатива» появилось предложение об образовании Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, нашедшее дальнейшую поддержку со стороны государства. В 2016 году указом Президента Российской Федерации в России создана новая государственная силовая структура на базе внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации - войска национальной гвардии Российской Федерации4.
И это далеко не полный перечень направлений реформирования системы и статуса органов внутренних дел, включая полицию. Отечественными учеными в области административного права сегодня высказываются мнения о необходимости дальнейшего совершенствования деятельности полиции [11].
Данная планомерная работа продолжается, и базироваться она должна на серьезных научных исследованиях, учитываемых впоследствии в ходе совершенствования правовой основы в области регламентации административно-правового статуса полиции. Однако в настоящий момент в отечественной науке административного права отсутствует комплексное, всестороннее исследование концепции административно-правового статуса полиции, что подтверждает актуальность и значимость выбранной тематики исследования.
3 О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции: указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г № 156 : в ред. указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 15. Ст. 2071.
4 Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157 : в ред. указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 510 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 15. Ст. 2072.
На современном этапе развития юридической науки ведется определенная научная работа по выявлению и описанию современной концепции административно-правового статуса полиции, но протекает она весьма сложно и хаотично, находясь лишь на начальном этапе своего научного пути. Нередко административно-правовой статус полиции исследуется не самостоятельно, а лишь в рамках характеристики отдельных направлений проводимой административной реформы, административно-правового статуса федеральных органов исполнительной власти в целом и органов внутренних дел в частности, а также организации и осуществления государственного управления в административно-политической сфере [12, С. 587-590].
Анализ учебных и научных изданий дает основание с сожалением признать, что в них затронуты лишь отдельные аспекты концепции административно-правового статуса полиции и направлений полицейской деятельности. На разных этапах развития российской науки стали появляться диссертационные работы, выполненные не только в рамках науки административного права [13], но и теории государства и права [14], конституционного права России [15] и др., предмет исследования которых составляло само понятие «правовой статус полиции» и его отдельные элементы [16]. Есть также специализированные учебные издания (учебные пособия [17] и учебники [18]), непосредственно характеризующие особенности административной деятельности полиции, формы и методы осуществления такой деятельности, а также внутриорганизационные основы функционирования органов внутренних дел.
Наличие подобных научных трудов свидетельствует о том, что сегодня в науке административного права сложилась устойчивая тенденция к научному исследованию проблем административно-правового статуса полиции. В то же время говорить о сформированности целостной, научно обоснованной концепции административно-правового статуса полиции не приходится, поскольку ученые все еще делают основной акцент на изучение проблем реализации этого статуса, фактически оставив без должного внимания решение его основных фундаментальных проблем, например, о его понятии, месте в системе правового статуса полиции в целом, что не позволяет должным образом систематизировать знания об этом статусе и четко отразить перспективы его развития.
Несмотря на наличие литературы по исследуемой проблематике, до настоящего момента в науке административного права ведутся активные дискуссии ученых относительно содержания самого термина «концепция административно-правового
статуса полиции». Прежде всего, следует уяснить, как же трактуется термин «концепция» с филологической точки зрения. В.И. Даль отмечает, что термин «концепция» (от лат. слова «сопсерйо») переводится, как «понятие, образ понятия, способ понимания, соображения и выводы» [19, С. 154]. Схожая по своему содержанию трактовка предлагается в Большой Советской Энциклопедии. Составители Большой Советской Энциклопедии включают в определение концепции такую категорию, как «система взглядов на те или иные явления» [20, С. 504]. По мнению А.Н. Головистиковой, концепция - это определенный способ понимания и трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, замысла, конструктивного принципа [21, С. 163].
Думается, что наиболее удачной, с точки зрения проведения параллелей с исследуемой нами концепцией административно-правового статуса полиции, является позиция авторов издания «Новая российская энциклопедия», которые отождествляют дефиницию «концепция» с такими терминами, как «идея», «теория», «система», указывая, что речь идет о соединении элементов, в своей совокупности образующих определенное единство, связанное с закономерностями действительности [22, С. 314]. В связи с этим полагаем, что термин «концепция» административно-правового статуса полиции целесообразно рассмотреть как минимум в двух, находящихся в тесной взаимосвязи, филологических значениях.
Прежде всего, концепция административно-правового статуса полиции представляет собой определенную совокупность знаний (точек зрения, ведущих замыслов) об административно-правовом статусе полиции. Подобная трактовка предполагает раскрытие и характеристику особенностей концепции административно-правового статуса полиции как части науки административного права, разрабатываемой учеными-административистами с помощью методологии этой науки. Она отличается устойчивой тенденцией к обособлению, обобщению и систематизации имеющихся представлений, знаний об административно-правовом статусе полиции в системе административно-правовых знаний в целом. Таким образом, можно признать, что концепция административно-правового статуса полиции представляет собой относительно самостоятельную часть знаний науки административного права, раскрывающую терминологию, сущность и особенности правового статуса полиции.
Во втором значении концепция административно-правового статуса полиции - это способ трактовки назначения этого статуса и знаний о нем. Представляется, что в рамках научного осмысления и всестороннего исследования концеп-
ции административно-правового статуса полиции следует также говорить не только о ее филологическом смысле. Уместно также сделать акцент на юридическое содержание административно-правового статуса полиции, раскрывающееся через совокупность его элементов, причем исследуемых с учетом их корректировки и модернизации. В результате творческой деятельности ученых к имеющимся знаниям об административно-правовом статусе полиции постепенно и последовательно прирастают новые знания о нем, чем объясняется поступательное развитие административно-правового статуса полиции.
С учетом сказанного о понятии современной концепции административно-правового статуса полиции, а также обобщения истории ее возникновения можно сделать вывод о том, что эта концепция представляет собой законодательное следствие, естественный результат исторического и политического продолжения, а в целом ряде случаев и отрицания предшествующих ей научных представлений о таком статусе, который наиболее полно и всесторонне выражается в рациональном перенесении предыдущих знаний об административно-правовом статусе полиции в современную административно-правовую науку и обогащение их новыми знаниями о нем, которые соответствуют требованиям и реалиям времени и прогнозируют его дальнейшее развитие. Иными словами, современная концепция административно-правового статуса полиции - это не что иное, как постепенно оформляющееся ныне системное научное административно-правовое образование, стремящееся при этом к разработке современных знаний об этом статусе, в полной мере соответствующее требованиям, которые предъявляют нынешнее общество и государство к административно-правовому статусу полиции.
Сегодня возникает весьма закономерный вопрос о месте в науке административного права современной концепции административно-правового статуса полиции. Решение этой проблемы имеет большое значение, поскольку позволяет определить один из главных конфигураторов разработки концепции административно-правового статуса полиции, подчеркивающий автономность ее знаний в современной науке административного права. Однако ответить однозначно на поставленный вопрос весьма проблематично по ряду причин.
Во-первых, никто уже не будет отрицать тот факт, что в научном обороте последних лет плотно укоренился термин «полицейское право» [23, С. 3-8]. Между тем следует констатировать отсутствие единства мнений ученых по вопросу соотношения административного и полицейского
права, а также дискуссионность вопроса о месте полицейского права в правовой системе современной России. Фактически сегодня можно говорить о наличии двух основных подходов к исследованию этих важных и значимых административно-правовых проблем. Сторонники первого подхода, назовем его условно традиционным, не находят достаточных оснований для признания самостоятельности полицейского права. Далее же позиции этих ученых принципиальным образом разнятся. Отдельная группа исследователей определяет полицейское право как подотрасль административного права [24, С. 24], другие авторы относят его к правовым институтам, причем не всегда делая «привязку» к конкретной отрасли российского права. Так, серьезные исследования в данном направлении проводит Ю.П. Соловей, называя полицейское право «моноотраслевым правовым образованием» и констатируя, что оно является подотраслью административного права. По мнению ученого, полицейское право отличается рядом особенностей предмета и метода регулирования, большого круга его субъектов, широчайшего объема правовых источников [25, С. 6]. Отдельные авторы, акцентируя внимание на том, что полицейское законодательство Российской Федерации включает в себя нормативные правовые акты, имеющие различную отраслевую принадлежность, характеризуют полицейское право как:
а) «сложный межотраслевой охранительный институт» [26]. В частности, подобную позицию обосновывает Ю.Е. Аврутин, замечая, что полицейское право «вбирает в себя взаимосвязанную совокупность объективно обособившихся внутри нескольких отраслей права юридических норм, регулирующих полицейскую деятельность» [27, С. 7];
б) «субинститут в системе российского права» [28, С. 36].
Второй подход сформировался в современной административно-правовой науке не так давно и претендует на роль инновационного. Его представители пишут об относительной самостоятельности полицейского права и приводят доводы, подтверждающие необходимость и целесообразность выделения полицейского права в качестве самостоятельной отрасли [29, С. 10-15].
Полагаем, что в поиске ответа на вопрос: «Полицейское право - это самостоятельная отрасль права, либо подотрасль административного права, либо ее правовой институт?» - уместно вспомнить основные критерии признания самостоятельности отрасли права в системе российского права, среди которых, как минимум, следует говорить о наличии собственного предмета (материального критерия) и метода правового регули-
рования (юридического критерия). Собственные ли они у полицейского права? Наверное, все же нет. В то же время считаем, что сегодня есть серьезные основания признавать весьма сформированным полицейское законодательство. Но говорить о самостоятельности полицейского права как полноценной отрасли в системе российского права все же рано, по крайней мере, на данном этапе развития юридической науки.
При этом противодействие полиции новым видам угроз национальной безопасности будет более успешным, если ученым административного права удастся выработать такую концепцию административно-правового статуса полиции, которая будет нацелена, в том числе, и на решение будущих проблем полицейской деятельности.
Безусловно, реальная теоретическая разработка проблем современной концепции административно-правового статуса полиции неразрывно связана и с четким выявлением и описанием тех задач, которые стоят сегодня перед этим учением.
С учетом значимости тематики и недостаточно высокой степени научной проработанности данной проблемы в науке административного права, на наш взгляд, требуется дальнейшее проведение:
1) научного осмысления современных процессов строительства российской полиции, а также особенностей его нынешнего административно-правового регулирования и достижений российской юридической науки в исследованиях правового статуса соответствующих субъектов права [30];
2) перенесения таких достижений в теорию административно-правового статуса полиции [31];
3) научного увязывания современной концепции административно-правового статуса полиции с достижениями мировой юридической науки [32]
в научном познании административно-правового статуса полиции иностранных государств [33] и трудов зарубежных ученых, касающихся вопросов отечественного права [34, Р. 112-119]; 4) систематизации знаний об административно-правовом статусе полиции и формулирование исчерпывающих ответов на целый ряд еще не решенных и малоизученных в науке административного права проблем этого статуса, таких, например, как его понятие, особенности, правовая регламентация и др. [35] Разработка и структурирование знаний о понятийном аппарате административно-правового статуса полиции позволит при обобщении его признаков выделить и показать специфику многочисленных особенностей и форм его реализации, а также обозначить некоторые перспективы дальнейшего развития знаний об административно-правовом статусе полиции, предлагая отдельные направления возможного совершенствования законодательства об этом статусе.
Полагаем, что решение подобных задач в сфере разработки современной концепции административно-правового статуса полиции приведет к созданию полноценной теории этого статуса в науке административного права, которая станет надежным научным ориентиром для дальнейшего его развития. Однако одного научного исследования названных проблем и выработки научной концепции явно недостаточно, поскольку этим теоретическим разработкам необходимо придать легитимный характер и внедрить их в правоприменительную практику. Более того, не исключаем и такую возможность, что в процессе апробирования таких положений на практике потребуются и дальнейшие законодательные корректировки отдельных составляющих административно-правового статуса полиции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ежов Ю.А. Административная реформа в Российской Федерации // Современный юрист. 2014. № 1. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения : 17.04.2017).
2. Wilson W. The Study of Administration // Political Science Quarterly 2. 1887. June.
3. Кирин А.В., Побежимова Н.И. Актуальные проблемы административной реформы // Административное право и процесс. 2014. № 3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения : 19.04.2017).
4. Rose-Ackerman S. Corruption and Government : Causes, Consequences, and Reform. N.Y. : Cambridge University Press, 1999. 282 p.
5. Митрохин В.В. Административно-правовой статус сотрудника органов внутренних дел как федерального государственного служащего и проблемы его реализации // Административное и муниципальное право. 2015. № 6. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения : 21.04.2017).
6. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный) / Ю.Е. Аврутин [и др.]. М. : Проспект, 2012. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения : 21.04.2017).
7. Адмиралова И.А. Правовое регулирование методов убеждения и принуждения в деятельности полиции как средств обеспечения прав и свобод граждан // Административное и муниципальное право. 2015. № 1. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения : 22.04.2017).
8. Rawls J.A. Theory of Justice. Revised edition. Cambridge, Massachusetts : The Belknap Press of Harvard University Press, 1999. 560 р.
9. Seligman A. The Fragile Ethical Vision of Civil Society // Citizenship and Social Theory. L. : Sage, 1993.
10. Seagrave J. What's in a World? Community Policing Britain, USA and Canada // The Police Journal. Great Britain. 1996. January.
11. Давыдов М.В. Проблемы правового регулирования исчисления срока задержания полицией : административный и уголовно-процессуальный аспект // Российская юстиция. 2016. № 10. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения : 23.04.2017).
12. Административное право Российской Федерации : учебник / под ред. А.В. Мелехина. М. : ЮСТИЦИЯ, 2016. С. 587-590 и др.
13. Никишкин А.В. Административно-правовой статус подразделений ГИБДД горрайорганов внутренних дел : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.14. М., 2011. 170 с. и др.
14. Абызова Е.Р. Правовой статус сотрудников органов внутренних дел : теоретические аспекты : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00. М., 2006. 212 с.
15. Бабаченко С.В. Конституционно-правовой статус правоохранительных органов Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02. М., 2009. 183 с. и др.
16. Виноградова В.С. Правовой статус полиции в современной России : теоретико-инструментальный и сравнительный анализ : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01. Краснодар, 2014. 34 с.
17. Зубач А.В. , Кокорев А.Н. Административная деятельность органов внутренних дел в вопросах и ответах : учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. М. : МосУ МВД России. Изд-во «Щит-М», 2007. 352 с.
18. Демидов Ю.Н., Костенников М.В., Куракин А.В. Административная деятельность органов внутренних дел: учебник : в 2 ч. - Ч. 1 : Общая часть. Домодедово : ВИПК МВД России, 2016. 285 с.
19. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4-х т. (И - О; Т.2). М. : ТЕРРА, 1994. 784 с.
20. Большая Советская Энциклопедия. Т.22. КОЛЛИМАТОР - КОРЖИНЫ / гл. ред. Б.А. Введенский. 2-е изд. М. : Большая Советская Энциклопедия, 1953. 628 с.
21. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Толковый словарь юридических терминов. М. : Эксмо, 2007. 448 с.
22. Новая Российская энциклопедия: в 12 т. Т. VIII (2). Когезия - Костариканцы / ред. кол. : А.Д. Неки-пелов, В.И. Данилов-Данильян [и др.]. М. : «Энциклопедия» : ИД «ИНФРА-М», 2010. 480 с.
23. Бекетов О.И., Филиппов О.Ю. Актуальные направления совершенствования российского полицейского права // Совершенствование законодательства о полиции и полицейской деятельности : материалы всероссийской научно-практической конференции (12 ноября 2015 г.). Омск : Омская академия МВД России, 2016.
24. Побежимова Н.И. К вопросу о полицейском праве в контексте дальнейшего развития административного права // Полицейское право. 2005. № 3 (3).
25. Соловей Ю.П. Полицейское право и его место в системе современного административного права // Полицейское право. 2005. № 1 (1).
26. Бельский К.С. Полицейское право : Лекционный курс / под ред. А.В. Куракина. М. : Дело и Сервис, 2004. 816 с.
27. Аврутин Ю.Е. Полицейское право современной России : всегда ли полезны аргументы «за» // Полицейское право. 2005. № 3 (3).
28. Черников В.В. Полицейское законодательство России : состояние и направления развития // Полицейское право. 2005. № 1 (1).
29. Никитин А.И. Предмет, метод и норма полицейского права // Вестник Санкт-Петербургского ун-та МВД России. 2011. № 1.
30. Осинцев Д.В. О субъектах административной деятельности // Юридический мир. 2015. № 10. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения : 24.04.2017).
31. Адмиралова И.А. Административно-юрисдикционная деятельность полиции по обеспечению прав и свобод граждан // Административное и муниципальное право. 2015. № 8. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения : 21.04.2017).
32. Международное право = Volkerrecht (книга 2) (перевод с немецкого) (2-е издание) / Вольфганг Граф Витцтум [и др.] // Инфотропик Медиа. 2015. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения : 21.04.2017).
33. Нуралиев С.Ш. Основы общего административно-правового статуса сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации и Республики Таджикистан // Административное право и процесс. 2015. № 12. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения : 21.04.2017).
34. Fishman D. Russian law and globalization // Russian law Journal. 2016. T. 4. № 4.
35. Адмиралова И.А. К вопросу о гарантиях прав граждан в административной деятельности полиции // Российская юстиция. 2014. № 10. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения : 21.04.2017).