Научная статья на тему 'К вопросу о правосубъектности как элементе административно-правового статуса участкового уполномоченного полиции'

К вопросу о правосубъектности как элементе административно-правового статуса участкового уполномоченного полиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1070
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС / ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS / УЧАСТКОВЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПОЛИЦИИ / DISTRICT POLICE INSPECTOR / ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ / LEGAL PERSONALITY / ПРАВОСПОСОБНОСТЬ / ДЕЕСПОСОБНОСТЬ / LEGAL CAPACITY / ДЕЛИКТОСПОСОБНОСТЬ / LEGAL COMPETENCE / DELICTUAL CAPACITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Теория И. Практика Правоохранительной Деятельности

В статье исследуется правосубъектность, ее составные части и виды. На основании исследований автор делает вывод о том, что специальная административная правосубъектность является одним из элементов административно-правового статуса участкового уполномоченного полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with legal personality, its components and its types. The author concludes basing on his research that the special administrative legal personality is the part of the administrative and legal status of the district police inspector.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правосубъектности как элементе административно-правового статуса участкового уполномоченного полиции»

S

н и о X

л

<

ы

н «

:|S

о X

л

<

ы н S X

X о о вэ

с

<

S н

iC л

с

к S а

о

И

н

58

6. Мышкис А.Д. Линейные дифференциальные 7. Осипов М. Влияние численности сражающих-уравнения с запаздывающим аргументом. М., ся сторон на их потери // Военный сборник. 1998. № 6-9. М., 1915.

E-mail: [email protected]

* А.А. ЗАЙЦЕВ,

адъюнкт* кафедры управления деятельностью служб общественной безопасности

(Академия управления МВД России)

К вопросу о правосубъектности как элементе административно-правового статуса участкового уполномоченного полиции

В статье исследуется правосубъектность, ее составные части и виды. На основании исследований автор делает вывод о том, что специальная административная правосубъектность является одним из элементов административно-правового статуса участкового уполномоченного полиции.

административно-правовой статус, участковый уполномоченный полиции, правосубъектность, правоспособность, дееспособность, деликто-способность.

Правосубъектностъ — достаточно исследованная правовая категория. Определяя понятие и содержание правосубъектности ученые едины во мнениях, однако по вопросу включения правосубъектности в структуру правового статуса как одного из его элементов наблюдаются расхождения.

В юридической науке под правосубъектностью понимается способность лица быть субъектом права [9, с. 416] или — носителем юридических прав и обязанностей [7, с. 379; 15, с. 31]. Н.В. Витрук под правосубъектностью понимает закрепленную правом способность личности быть носителем правового статуса [14, с. 13]. Правосубъектность, по его мнению, в конечном счете, связана со способностью личности осознавать как поведение в целом, так и свои поступки и руководить ими [14, с. 13]. А.Ю. Якимов считает, что «правосубъектность можно представить в виде своеобразного «буфера» между реальным лицом и статусом субъекта права. Этот «буфер» является правовой конструкцией, отражающей состав юридических фактов, наличие которых позволяет конкретному лицу или вынуждает его выступить в качестве субъекта права, имеющего соответствующий правовой статус». По его

* Ранее — старший специалист по профессиональной подготовке цикла общеправовых и социальных дисциплин Центра профессиональной подготовки УВД по Белгородской области.

мнению, «суть правосубъектности заключается в том, что она определяет те юридически значимые характеристики, обладание которыми делает реальное (персонально индивидуализированное) лицо носителем того или иного правового статуса» [27, с. 20]. Содержание правосубъектности заключается в признанной государством способности лица иметь права и обязанности, осуществлять их и нести ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

В юридической литературе различается правосубъектность общая, отраслевая и специальная [7, с. 383]. Под общей правосубъектностью понимается способность лица быть субъектом права вообще, ею обладают все лица. Отраслевая правосубъектность заключается в способности лица быть участником правоотношений в той или иной отрасли права. Специальная правосубъектность, как отмечает В.К. Бабаев, необходима для некоторых правоотношений, субъекты которых должны иметь специальные звания, определенный возраст, соответствовать каким-то дополнительным требованиям [9, с. 418].

Теоретические исследования правосубъектности как элемента административно-правового статуса участкового уполномоченного полиции представляют особую актуальность ввиду того, что их результаты определят направления реформы его деятельности.

Участковый уполномоченный полиции как субъект права обладает общей правосубъектностью, как гражданин — отраслевой, административной и специальной — как сотрудник органов внутренних дел. Для административно-правового статуса участкового уполномоченного полиции характерна специальная административная правосубъектность, которая производна от специальной правосубъектности. Ученые, исследовавшие данную правовую категорию, обоснованно считают, что специальная административная правосубъектность является «важным юридическим свойством любого индивидуального субъекта административного права» [10], «составной частью

административно-правового статуса индивидуального субъекта» [19]. По мнению Л.В. Смирнова, специфической чертой административно-правового статуса сотрудника милиции является наличие в его составе такого элемента, как специальная административная правосубъектность [20], и с этим следует согласиться. По нашему мнению, специальная административная правосубъектность для гражданина Российской Федерации является юридически обязательным условием, и ее наличие будет определять административно-правовой статус участкового уполномоченного полиции на протяжении всей службы, является ее фундаментальной основой.

Однако для достижения объективных результатов исследования правовой связи специальной административной правосубъектности с административно-правовым статусом участкового уполномоченного полиции необходимо рассмотреть состав правосубъектности.

Правосубъектность, по мнению большинства ученых, состоит из правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.

Под правоспособностью учеными понимается признаваемая государством возможность человека (гражданина) приобретать субъективные права и юридические обязанности [24, с. 484; 8, с. 292; 14, с. 53; 15, с. 32-35; 9, с. 417]. Правоспособность человека возникает с момента рождения и прекращается со смертью.

Административная правоспособность про-изводна от общей. Под административной правоспособностью учеными понимается способность (возможность) гражданина (субъекта административного права) иметь права и обязанности, признаваемые государством [11, с. 62; 12, с. 128; 21, с. 36; 16, с. 12]. Однако если общая правоспособность граждан РФ одинакова, то административная правоспособность может зависеть, например, от возраста, состояния здоровья, образования. Так, в соответствии со ст. 35 Федерального закона Российской Федерации «О полиции» на службу в полицию имеют право поступать граждане РФ не моложе 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке, образованию и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности [1]. В дореволюционной юридической литературе особенно выделялись такие качества государственного служащего, как здравый рассудок, бескорыстие [17, с. 401].

По нашему мнению, участковый уполномоченный полиции должен обладать специальной административной правоспособностью, которая заключается в способности сотрудника органов внутренних дел исполнять обязанности по занимаемой должности. Приказом МВД России «О совершенствовании деятельности участковых уполномоченных милиции» от 16 сентября 2002 г. № 900 закреплено 96 обязанностей участково-

го уполномоченного полиции. Так, например, здесь присутствует обязанность знать законодательные и иные нормативные правовые акты РФ, нормативные правовые акты МВД России, законы и иные нормативные правовые акты органов местного самоуправления, изданные в пределах их полномочий, регламентирующих деятельность полиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью; территорию административного участка, его особенности, систему дорог, расположение и режим работы организаций всех форм собственности объектов хранения культурных ценностей, баз, складов, иных мест хранения товарно-материальных ценностей и денежных средств, места хранения огнестрельного оружия и взрывчатых материалов, аптеки, другие места хранения наркотических средств и психотропных веществ, порядок охраны, места стоянок автотранспорта и т. д. [6]. Следовательно, гражданин, принятый на службу в органы внутренних дел и назначенный на должность участкового уполномоченного полиции, должен иметь способность к исполнению всех своих обязанностей по должности, а именно: обладать способностью запомнить большой объем информации, уметь обобщать, анализировать ее и применять в практической деятельности, т. е. обладать должным профессионализмом.

Н.М. Коркунов писал, что для успешной деятельности органов государственной власти требуется прежде всего, чтобы они состояли из лиц, надлежащим образом подготовленных для такого рода деятельности, для чего, по его мнению, требуются знание и опытность. Знание дается специальным образованием, а опытность -предварительной практической подготовкой. Профессионализм определяется Н.М. Корку-новым как первый элемент государственных учреждений [17, с. 401].

Понятие профессионализма как основы государственной службы закреплено в Федеральном законе Российской Федерации «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ [4]. Принцип профессионализма является ведущим началом организации и функционирования государственной службы в вопросах подбора, расстановки и перемещения кадров государственных служащих [22].

Таким образом, участковый уполномоченный полиции, как гражданин Российской Федерации, обладает общей и административной правоспособностью, которые являются основой для вступления его в административный коллектив сотрудников органов внутренних дел, и специальной административной правоспособностью, подтверждающей его способность по своим личным профессиональным качествам выполнять должностные обязанности.

Следующим элементом правосубъектности является дееспособность. Учеными данный эле-

К н и о X

л

<

и н к

О X

л

<

и н к

X

а, X о о

03

с

<

к н

Ьй

с

к к

а О и н

59

S н и о X

л

<

И

н «

:|S

о X

л

<

И

н S X

л

X О

о

оэ %

С

<

bS S н

bS л

с

к S а

о

И

н

60

мент понимается как признаваемая государством способность субъекта самостоятельно приобретать права и обязанности, осуществлять их для себя и в интересах других субъектов права [12, с. 130; 26, с. 175; 24, с. 484; 8, с. 292-293; 14, с. 93]. Дееспособность, в отличие от общей правоспособности, не одинакова для всех граждан. Гражданин может быть ограничен в дееспособности только судом [2]. Недееспособными, как правило, признаются граждане, не достигшие 14 лет. Дееспособность также может зависеть не только от возраста, но и от психического состояния индивида [13, с. 12].

Исходя из ст. 9 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, участковый уполномоченный полиции должен иметь полную дееспособность [5]. Граждане недееспособные и ограниченные в дееспособности по решению суда на службу в органы внутренних дел не принимаются.

Участковый уполномоченный полиции, как субъект административного права, обладает административной дееспособностью. По мнению ученых, административная дееспособность является условием реализации гражданином его административной правоспособности [23, с. 424; 11, с. 63; 16, с. 14; 21, с. 36]. Наличие административной дееспособности дает субъекту возможность персонально, своими действиями осуществлять права, выполнять обязанности в области публичного управления. Административная дееспособность участкового уполномоченного полиции определяется его способностью осуществлять свои права и обязанности как сотрудника органов внутренних дел. Обоснованно, на наш взгляд, мнение Ю.Н. Старилова о том, что административная дееспособность заключается в осознании и правильной оценке своих действий, имеющих правовое значение, руководстве ими и гарантии законности их применения [23, с. 424].

Участковый уполномоченный полиции должен также обладать не только общей и отраслевой (административной) дееспособностью, но и специальной, заключающейся в способности осуществлять права и обязанности непосредственно по занимаемой им должности. Именно специальная дееспособность является необходимым условием при назначении гражданина Российской Федерации на должность участкового уполномоченного полиции.

В юридической науке также выделяют деликтоспособность как составную часть правосубъектности. Под деликтоспособно-стью учеными понимается способность нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение [8, с. 292; 18, с. 289; 25, с. 230-231]. Участковый уполномоченный полиции, обладая общей дееспособностью, способен нести уголовную, административную,

гражданско-правовую ответственность как общий субъект права.

Участковый уполномоченный полиции, являясь субъектом административного права, наряду с общей деликтоспособностью обладает административной (отраслевой). Под административной деликтоспособностью Ю.Н. Старилов понимает способность нести в случае совершения административного или дисциплинарного правонарушения (проступка) соответственно административную или дисциплинарную ответственность [12, с. 130]. Б.Н. Бахрах считает, что административная деликтоспособность - это способность претерпевать меры административного и дисциплинарного принуждения, установленные административно-правовыми нормами [11, с. 63].

Применительно к участковому уполномоченному полиции административная деликтоспо-собность заключается в его способности нести ответственность за совершение административного правонарушения или дисциплинарного проступка, установленную нормами административного права. За ряд административных правонарушений, в соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ [3], он несет не административную ответственность, а дисциплинарную, как сотрудник органов внутренних дел, имеющий специальное звание.

Кроме того, участковый уполномоченный полиции обладает специальной административной деликтоспособностью, которая выражается в его способности нести ответственность (как правило дисциплинарную) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по должности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следовательно, специальная административная правосубъектность, состоящая из специальной административной правоспособности, дееспособности и деликтоспособности, представляет собой элемент административно-правового статуса участкового уполномоченного полиции. Специальная административная правосубъектность находится в неразрывной связи с административно-правовым статусом участкового уполномоченного полиции и является основанием для его обладания, без чего гражданин не может замещать должность участкового уполномоченного полиции и иметь соответствующий административно-правовой статус.

Список литературы

1. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 февр.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч. 1): Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

3. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 Ч. 1. Ст. 1.

4. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 2003 г. № 58—ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.

5. Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации: Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202—1 (с изм. и доп.) // ВСНД и ВС РФ. 1993. № 2. Ст. 70.

6. О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции: Приказ МВД России от 16 сентября 2002 г. № 900.

7. Алексеев С.С. Общая теория права: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2009.

8. Алексеев С.С. Теория государства и права: учебник. М., 1998.

9. Бабаев В.К. Общая теория права: курс лекций. Н. Новгород, 1993.

10. Барышников М.В. Административно-правовой статус участников дорожного движения: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.

11. Бахрах Д.Н., Татарян В.Г. Административное право России: учебник. М., 2009.

12. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007.

13. Большой юридический словарь / под ред. А.В. Малько. М., 2009.

14. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М., 1996.

15. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: учеб. пособ. М., 1997.

16. Демин А.А. Субъекты административного права Российской Федерации: учеб. пособ. М., 2010.

17. Коркунов Н.М. Русское государственное право. СПб., 1909.

18. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: курс лекций. М., 2001.

19. Мучкина Н.В. Административно-правовой статус граждан Российской Федерации, обеспечение его реализации органами внутренних дел: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.

20. Смирнов Л.В. Административно-правовой статус сотрудника милиции: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1996.

21. Солдатов А.П., Мельников В.А. Административное право Российской Федерации: учебник. Ростов-на-Дону, 2006.

22. Спектор А.А., Туманов Э.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58—ФЗ. М., 2009.

23. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. I: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. М., 2002.

24. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997.

25. Теория государства и права: учебник / отв. ред. А.В. Малько. 4-е изд., стереотипное. М., 2011.

26. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебник. М., 2008.

27. Якимов А.Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации: монография. М., 1999.

E-mail: [email protected]

В.В. ЗЫКОВ,

*

соискатель по кафедре управления органами внутренних дел (Академия управления МВД России)

Роль подразделений специального назначения МВД России в обеспечении общественной безопасности

В статье выявляются отличительные признаки подразделений специального назначения (далее - ПСН) в составе органов внутренних дел России, а также дается определение терминам «чрезвычайная ситуация социального характера» и «социальный конфликт». По мнению автора, существующее законодательство и нормативная база, регулирующие служебно-боевую деятельность ПСН, должны учитывать изменения, происходящие в общественных отношениях, и условия несения служебно-боевой деятельности.

* Инспектор по особым поручениям Центра руководства деятельностью специальных подразделений МВД России.

подразделения специального назначения в составе органов внутренних дел, чрезвычайная ситуация социального характера, социальный конфликт.

В России резко изменились качественные характеристики преступности, что выражается в дерзости, жестокости, возрастающем профессионализме преступников, улучшении их организованности и вооруженности.

Эффективность борьбы зависит от совокупности многих взаимосвязанных факторов: полноты и объективности выявления причин и условий, благоприятствующих совершению противоправных деяний и, напротив, сдержи-

S н и о X

л

<

И

н к

:|5 О X

л

<

И

н S X

а, X о о

оэ %

С

<

bS S н

bS

Л

с

к S а

о

И

н

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.