Научная статья на тему 'Физические лица как субъекты административных правонарушений в сети Интернет'

Физические лица как субъекты административных правонарушений в сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4049
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ПРАВООТНОШЕНИЯ / LEGAL RELATIONS / СУБЪЕКТ / INDIVIDUAL / ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ / LEGAL PERSONALITY / ПРАВОСПОСОБНОСТЬ / LEGAL CAPACITY / ДЕЕСПОСОБНОСТЬ / ДЕЛИКТОСПОСОБНОСТЬ / PARTY / LEGAL COMPETENCE / DELICTUAL CAPACITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новгородов Дмитрий Александрович

В административных правоотношениях в сети Интернет участвуют различные субъекты российского права, в том числе и физические лица. Статус физического лица составляет его правосубъектность (правоспособность, дееспособность и деликтоспособность), при этом существует ряд особенностей по реализации его правового статуса в сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL AS A PARTY TO ADMINISTRATIVE RELATIONS IN THE INTERNET

Various subjects of the Russian law are the parties to the administrative relations in the Internet, including individuals. The status of an individual consists in its legal personality (legal capacity, legal competence and delictual capacity), and is characterized by a number of features.

Текст научной работы на тему «Физические лица как субъекты административных правонарушений в сети Интернет»

УДК 342.922 ББК 67.401.01

ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ НОВГОРОДОВ,

преподаватель кафедры деятельности ГИБДД и информационных технологий Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: [email protected]

Научная специальность 12.00.14 — административное право, финансовое право, информационное право Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В административных правоотношениях в сети Интернет участвуют различные субъекты российского права, в том числе и физические лица. Статус физического лица составляет его правосубъектность (правоспособность, дееспособность и деликтоспособность), при этом существует ряд особенностей по реализации его правового статуса в сети Интернет.

Ключевые слова: сеть Интернет, правоотношения, субъект, физическое лицо, правосубъектность, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.

Annotation. Various subjects of the Russian law are the parties to the administrative relations in the Internet, including individuals. The status of an individual consists in its legal personality (legal capacity, legal competence and delictual capacity), and is characterized by a number of features.

Keywords: Internet, legal relations, party, individual, legal personality, legal capacity, legal competence, delictual capacity.

В соответствии с общей теорией права считается, что субъектами права являются обладающие определенным статусом носители субъективных прав и обязанностей. Т.Н. Радько пишет, что понятие «субъект права» означает признание правосубъектности адресата права как юридически значимого лица, обладающего возможностью быть носителем прав и обязанностей и соответственно субъектом правоотношения [5, с. 338—339].

Среди исследователей интернет-отношений нет единого мнения относительно состава, структуры и определения субъектов правоотношений в сети Интернет, в том числе административных правоотношений.

Но в том, что сеть Интернет не относится ни к субъектам права, ни к его объектам, мнения специалистов сходятся. Это подтверждается тем, что интернет как «совокупность оборудования и информационных ресурсов, представляющая собой организованную структуру или даже автоматизированную

информационную систему (АИС) в виде сети, не является ни международной организацией, ни государственным образованием, ни общественным объединением, ни юридическим лицом, ни иной юридически образованной структурой, которая вступала бы в правоотношения с какой-либо иной структурой» [2, с. 236].

Схожей позиции придерживается М.А. Якушев: «У интернета невозможно выделить признаки, обычно характеризующие юридическое лицо. Интернет не обладает организационным единством, не инкорпорирован ни в одной из стран мира и не создан как международная организация. Интернет не имеет собственного обособленного имущества. Не способен интернет и иметь какие-либо самостоятельные права и нести обязанности, так как за каждым возникающим при работе в интернете правоотношением стоит конкретный правоспособный субъект» [8, с. 69].

Интернет не является физическим или юридическим лицом.

Следовательно, сеть Интернет самостоятельно не является субъектом права, т.е. участником каких-либо правоотношений, в правоотношениях, складывающихся посредством сети Интернет, участвуют только пользователи сети, провайдеры, собственники информационных ресурсов и т.д. Представляется, что субъект административно-правовых интернет-отношений не отличается от субъекта права в целом, но сам по себе обладает определенной спецификой.

В соответствии с административным законодательством, в том числе КоАП РФ, можно выделить следующие субъекты административных правоотношений в сети Интернет:

1) физические лица (граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства);

2) государство как отдельный субъект правоотношений;

3) должностные лица органов исполнительной власти, в круг обязанностей которых входит организация работ, предоставление услуг либо выполнение действий в сети Интернет;

4) юридические лица.

Считаем обоснованным полагать, что приведенный перечень содержит все необходимые и достаточные основания для выявления общих признаков субъектов административно-правовых интернет-отношений и их административно-правовой характеристики.

Общими признаками субъектов административно-правовых интернет-отношений могут быть такие его правовые черты, которые придают ему качество обладать (правоспособность) совокупностью прав и обязанностей в сети Интернет, самостоятельно реализовывать (дееспособность) свои права и обязанности в киберпространстве, а также нести ответственность в случае нарушения права (деликтоспособность), т.е. правосубъектность.

Таким образом, можно сделать вывод, что административная правосубъектность в интернет-праве [6, с. 44] — это признаваемая административным правом способность лица (физического, юридического) быть субъектом интернет-отношений, иметь и реализовывать свои права и нести административную ответственность за нарушение действующего законодательства.

Итак, как показывает проведенный анализ, субъектом административно-правовых интернет-отношений может быть любой субъект административного права, имеющий доступ в интернет.

Государство как субъект административных правоотношений в сети Интернет нами было исследовано ранее [3, с. 204—205].

Значительную часть субъектов административно-правовых интернет-отношений составляют юридические лица.

По данным Федеральной налоговой службы России по состоянию на 1 декабря 2015 г. в России зарегистрированы 4 824 123 юридических лица [9].

Существует определенная сложность в регламентации административно-правового статуса юридического лица как субъекта интернет-отношений. Так, в порядке осуществления общего правового статуса юридическое лицо реализует свои права, обязательства и обязанности в соответствии с международным и национальным законодательством Российской Федерации, уставом конкретных организаций и учреждений и другими нормативными актами.

В соответствии с предложенной ранее классификацией наряду с юридическими лицами к субъектам исследуемых административных правоотношений следует относить физические лица. «С одной стороны, субъекты данной категории можно рассматривать как получателей услуг, которые получают информацию для личных целей, с другой стороны, они могут участвовать в модификации и передаче контента» [1, с. 99].

Физическое лицо — это термин для обозначения человека как субъекта административного права. В соответствии с российским законодательством к физическим лицам относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

В соответствии с теорией административного права административно-правовой статус физического лица составляет его правосубъектность (правоспособность, дееспособность и деликтоспособ-ность).

По российскому законодательству физическое лицо обретает правоспособность в момент рождения и утрачивает ее в момент смерти.

Правоспособность в интернете имеет свои особенности. Например, лишь с момента получения доступа в сеть Интернет физическим лицом у него появляется возможность работы с ресурсами сети. Раньше для этого требовалась заключение договора с провайдером доступа, но в настоящее время получил широкое распространение свободный беспроводной доступ в интернет. В результате этого любое лицо при наличии технической возможности (наличии Wi-Fi приемника или GPRS (3G, LTE) модема в мобильном телефоне, КПК или компьютере) может выйти в сеть в «любом месте», где находятся точки беспроводного доступа в интернет. В связи с этим в интернет-отношения зачастую вступают через компьютерные сети несовершеннолетние, психически больные и другие недееспособные лица.

Дееспособность в рассматриваемой области в отличие от правоспособности почти всегда возникает по достижении определенного возраста, который предусмотрен нормами права или морали, этики и т.д. Дееспособность в сети Интернет — это способность субъекта как участника интернет-отношений своими действиями приобретать и осуществлять принадлежащие ему права и обязанности (в том числе морально-этические) [7, с. 17].

Полная дееспособность приобретается после достижения лицом совершеннолетия или с момента вступления несовершеннолетнего в брак. Но дееспособность у человека наступает поэтапно, по мере достижения им определенного возраста. До 6 лет человек считается полностью недееспособным, с 6 до 14 лет — частично дееспособным (малолетний возраст), с 14 до 18 лет наступает неполная дееспособность, т.е. лицо может самостоятельно распоряжаться доходами, вносить вклады в кредитное учреждение, осуществлять авторские права, с 16 лет признается трудоспособным, имеет право вступить в брак при наличии уважительных причин, признать себя эмансипированным.

Таким образом, можно сделать вывод, что несовершеннолетние лица в возрасте от 6 до 14 лет вправе выходить в сеть Интернет, искать и распространять там информацию и пользоваться некоторыми услугами, которые предоставляются в сети Интернет, но полноценными субъектами административного права они являться не будут.

При реализации прав несовершеннолетних в сети Интернет нужно иметь в виду, что лица в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия своих родителей, опекунов и попечителей, так же как и совершеннолетние лица:

1) свободно искать, получать, передавать и распространять информацию любым способом в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) создавать информационную продукцию, размещать ее в интернете как за вознаграждение, так и безвозмездно;

3) обращаться посредством сети Интернет в государственные и муниципальные органы и получать в данных органах услуги, как безвозмездные, так и облагаемые государственной пошлиной.

Элементом правосубъектности физического лица, является его деликтоспособность. Деликто-способность в сети Интернет — это способность отвечать за совершенные правонарушения в виртуальном пространстве, которая определяется на основе тяжести последствий и охватывается понятием «правонарушения в сети Интернет». Посредством сети Интернет можно совершить достаточно большое количество противоправных деяний [4, с. 349355], за которые предусмотрена уголовная, административная, дисциплинарная ответственность. В российском уголовном праве ответственность за любые преступления, в том числе и в сети Интернет, совершенные гражданами, наступает по достижении 16 лет, а за наиболее тяжкие — 14. Общий возраст, с которого наступает административная ответственность, определен КоАП РФ и составляет 16 лет.

Среди физических лиц — субъектов административно-правовых интернет-отношений необходимо выделить специальные субъекты, обладающие особым правовым статусом. Так, в соответствии с Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» определен статус блогера — владельца сайта и (или) страни-

цы сайта в сети Интернет, на которых размещается общедоступная информация, и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети Интернет. В свою очередь блогер, в отличие от «обычных» физических лиц, имеет установленные в указанном законе определенные права и обязанности. Но, по мнению некоторых исследователей, такое представление блогера внесло в регулирование киберпространства больше вопросов, нежели ответов [1, с. 100].

Таким образом, физическое лицо, для того чтобы участвовать в административно-правовых отношениях посредством сети Интернет, должно:

• обладать административной правосубъектностью, а именно правоспособностью и дееспособностью в их совокупности;

• иметь возможность подключения к точкам доступа в сеть Интернет;

• обладать необходимыми для доступа в Интернет и осуществления в нем свободного волеизъявления, реализации административных прав и исполнения обязанностей программными и аппаратными средствами.

Кроме этого, физические лица: в зависимости от возраста имеют различные административные права и обязанности в сети Интернет, подвергаются административным наказаниям за правонарушения, совершенные посредством сети Интернет, с 16 лет, как субъекты административно-правовых интернет-отношений могут являться владельцами информационных ресурсов (сайтов) или потребителями (пользователями) информации, в связи с чем могут приобретать дополнительные права и обязанности.

Литература

1. Жернова В.М. Субъекты правоотношений в сети Интернет // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2015. Т. 15. № 3.

2. Копылов В.А. Информационное право. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2002.

3. Новгородов Д.А. Государство как субъект правоотношений в сети Интернет // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 3.

4. Новгородов Д.А. Противоправные деяния в сети Интернет // Общественные науки. 2011. № 4.

5. Радько Т.Н. Теория государства и права. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2004.

6. Рассолов И.М. Право и Интернет. Теоретические проблемы. 2-е изд., доп. М.: Норма, 2009.

7. Талимончик В.П. Правовое регулирование использования INTERNET // Журнал международного частного права. СПб., 1997. № 4.

8. Якушев М.А. Интернет и право // Законода-тельство.1997. № 1.

9. Сведения о работе по государственной регистрации юридических лиц по состоянию на 01.12.2015 // Сайт федеральной налоговой службы. URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/ statistics_and_analytics/forms/5404042.

References

1. Zhernova V.M. Sub»ekty pravootnoshenii v seti Internet // Vestnik Yuzhno-Ural>skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo. 2015. T. 15. № 3.

2. Kopylov V.A. Informatsionnoe pravo. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Yurist», 2002.

3. Novgorodov D.A. Gosudarstvo kak sub»ekt pravootnoshenii v seti Internet // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2011. № 3.

4. Novgorodov D.A. Protivopravnye deyaniya v seti Internet // Obshchestvennye nauki. 2011. № 4.

5. Rad>ko TN.Teoriya gosudarstva i prava. Uchebnik dlya vuzov. M.: YuNITI-DANA. 2004.

6. Rassolov I.M. Pravo i Internet. Teoreticheskie problemy. 2-e izd., dop. M.: Norma, 2009.

7. Talimonchik V.P. Pravovoe regulirovanie ispol>zovaniya INTERNET // Zhurnal mezhdunarodnogo chastnogo prava. SPb., 1997. № 4.

8. Yakushev M.A. Internet i pravo // Zakonodatel'stvo.1997. № 1.

9. Svedeniya o rabote po gosudarstvennoi registratsii yuridicheskikh lits po sostoyaniyu na 01.12.2015 // Sait federal>noi nalogovoi sluzhby. URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_ and_analytics/forms/5404042.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.