Научная статья на тему 'Современная исполнительская фаготовая культура в Казани. Проблемы и тенденции'

Современная исполнительская фаготовая культура в Казани. Проблемы и тенденции Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
303
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фагот / духовая исполнительская культура / духовые музыкальные инструменты / сольное исполнительство / репертуар / современные тенденции / проблемы исполнительства / государственный симфонический оркестр Республики Татарстан / Казань / bassoon / brass performing culture / wind instruments / solo performance / repertoire / modern trends / performance problems / State Symphony Orchectra of the Republic of Tatarstan / Kazan

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Г Р. Маликов

В данной статье рассматриваются проблемы и тенденции современной исполнительской фаготовой культуры в Казани, затрагиваются вопросы становления фаготовой исполнительской культуры за рубежом и в Республике Татарстан, даётся обоснование проблем и тенденций в исполнительстве на фаготе в Казани в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PERFORMING CULTURE FOR THE BASSOON IN KAZAN. PROBLEMS AND TRENDS

In this article the problems and trends of modern performing culture for the bassoon in Kazan are analyzed. Also the questions of bassoon development culture in the Republic of Tatarstan and abroad are researched. This piece also generalizes and deepens nowadays bassoon performing culture in Kazan.

Текст научной работы на тему «Современная исполнительская фаготовая культура в Казани. Проблемы и тенденции»

12. Cypin G. M. Obuchenie igre na fortepiano: Ucheb. posobie dlya studentov ped in-tov po spec. № 2119 «Muzyka i penie». - M.: Prosveshchenie, 1984. - 176 s.

13. Shamsutdinova D.V. Dosugovaya deyatel'nost' kak faktor social'no-kul'turnoj integracii lichnosti. Dis. ... dok-ra ped.nauk. - Kazan', 2 003.

УДК 78.04

Г. Р. Маликов

СОВРЕМЕННАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ФАГОТОВАЯ КУЛЬТУРА В КАЗАНИ.

ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ.

В данной статье рассматриваются проблемы и тенденции современной исполнительской фаготовой культуры в Казани, затрагиваются вопросы становления фаготовой исполнительской культуры за рубежом и в Республике Татарстан, даётся обоснование проблем и тенденций в исполнительстве на фаготе в Казани в настоящее время.

Ключевые слова: фагот, духовая исполнительская культура, духовые музыкальные инструменты, сольное исполнительство, репертуар, современные тенденции, проблемы исполнительства, государственный симфонический оркестр Республики Татарстан, Казань.

Gaisa R. Malikov MODERN PERFORMING CULTURE FOR THE BASSOON IN KAZAN. PROBLEMS AND TRENDS.

In this article the problems and trends of modern performing culture for the bassoon in Kazan are analyzed. Also the questions of bassoon development culture in the Republic of Tatarstan and abroad are researched. This piece also generalizes and deepens nowadays bassoon performing culture in Kazan.

Key words: bassoon, brass performing culture, wind instrumente, solo performance, repertoire, modern trends, performance problems, State Symphony Orchectra of the Republic of Tatarstan, Kazan

Современные процессы в социальной, культурной и экономической жизни России и регионов, обусловливают огромной интерес к духовой исполнительской культуре. Республика Татарстан, в частности Казань, не является исключением. Высокой популярностью среди населения в настоящее время пользуются массовые праздники на открытом воздухе, фестивали, театрализованные постановки, так называемые «ландшафтные спектакли», концерты на станциях метро и другие формы зрелищного искусства. Такого рода мероприятия несут в себе общедоступность культурных ценностей, что способствует повышению общекультурного уровня населения. На этой волне исполнительство на духовых инструментах, в частности на фаготе, начинает пользоваться большой популярностью.

Фагот в мировой исполнительской культурной практике, известный ещё с XVI века, широко применяется на протяжении уже многих веков в разного рода оркестровой, сольной и ансамблевой музыке. Фагот обладает совершенно уникальным и узнаваемым тембром и прекрасно сочетается со многими музыкальными инструментами других групп [10].

Активное становление фаготового исполнительства было связано с развитием западноевропейского профессионального искусства, с усовершенствованием устаревшей бомбарды и заменой её на фагот. Возникла острая необходимость создания инструмента с низким звучанием и с большими техническими характеристиками.

В результате непрерывной эволюции фагот прочно вошёл в композиторскую и исполнительскую практику. Многие известные композиторы очень любили использовать фагот как в своём сольном, так и в симфоническом творчестве:Л. Бетховен, Г. Берлиоз, М. Равель, П. Чайковский, И. Стравинский, Д. Шостакович, С. Губайдулина, Ю. Каспаров, Е. Подгайц, П. Булез, Д. Уильямс и многие другие.

Появление профессионального исполнительства на фаготе в Республике Татарстан было тесно связано с мировыми и российскими тенденциями в отношении исполнительства на фаготе. Основное влияние оказывали иностранные профессиональные фаготисты, зарубежные духовые «школы», а также музыканты из России.

Развитие фаготового исполнительства в нашей республике, прежде всего, стало возможным вследствии развития профессионального образования в Республике Татарстан. Первая частная музыкальная школа Казани, под руководством Р.А. Гумерта, где впервые в Казани были открыты музыкальные классы для обучения духовиков, музыкальное училище и

его духовое отделение, первые педагоги которого были военные музыканты, иностранные исполнители, работающие в частной опере П.М. Медведева. Большую роль в преподавании игры на музыкальных инструментах сыграло открытие Казанского университета в 1804 году[9].

Небывалый рост исполнительства на фаготе в Республике Татарстан в самом начале XX века был также обусловлен и общей идеологической концепцией «культурного строительства», в котором искусство рассматривалось как часть «общепартийного дела».

Культурное развитие должно было происходить в соответствии с чёткой стратегией в области развития национальных культур. В связи с этим в Республике Татарстан активно открывались музыкальные театры, филармонии, создавались симфонические оркестры, государственные коллективы песни и танца, развивалась система музыкального образования, стимулировалось самодеятельное творчество.

Открытие в 30-е годы в Казани оперного театра, освоение композиторами республики жанров европейской музыки, оперы, балета, симфонии. В связи с этими процессами и активным ростом музыкального образования, возникла необходимость в выращивании собственных национальных исполнителях. Инструментальное исполнительство было широко востребовано в ведущих, на тот момент, центрах музыкального искусства Республики: на радиостанции Татарской республики, в Татарском государственном академическом театре, в Татарском техникуме искусств, в малом симфоническом оркестре[9].

В 1930-е годы широко практиковалась прямая трансляция симфонических и эстрадных концертов. Артисты выступали на сценах городских домов культуры и театров, давали концерты в селах, на радио, которое как бы выполняло функции филармонии, которая была организована позже, в 1937 году.

К концу 1930-х годов часто транслировались тематические передачи о классической музыке, а также лекции-концерты, посвященные жизни и творчеству зарубежных и русских композиторов-классиков, либо современных композиторов (например, С. Сайдашева, В. Виноградова]. Широко практиковались сборные концерты, составленные из произведений И. Дунаевского, М. Музафарова, А. Ключарева, Ф. Яруллина, Дж. Файзи и т.д. [9]. Для их создания приглашались лучшие местные исполнители, и не только.

После открытия в Казани консерватории в 1945 году, её первый ректор Н.Г. Жиганов смог привлечь к работе в консерватории лучших музыкантов-исполнителей духовиков московской и петербургской школ. Казанская консерватория стала одной из первых, в которой активно развивалась духовая кафедра с классом фагота. Первыми педагогами этой кафедры были приглашённые музыканты из разных городов России.

Казань, культурный город с богатой историей фаготового исполнительства, со своей сложившейся определённой «школой» игры на фаготе, к которой принадлежит плеяда прекрасных музыкантов исполнителей-педагогов. Среди них артисты оркестров, преподаватели музыкального училища им. И.В. Аухадеева и Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова разных лет.

Все музыканты представляли в своей деятельности сплав музыкально-исполнительского и педагогического исторического воздействия западноевропейской (в первую очередь, немецкой и чешской] духовой школы и русских музыкальных исполнительских традиций в сочетании с яркой индивидуальностью и исполнительским стилем каждого фаготиста.

В числе первых профессиональных музыкантов духовиков, которые стояли у самых истоков создания кафедры духовых и много сделавших для развития искусства игры на духовых инструментах был Л. Н. Шлеймович (класс флейты и гобоя]. С 1919 года он работал в музыкальной школе при Казанском музыкальном училище, вел класс флейты, гобоя и фагота, а с 1921 года и до конца жизни преподавал в Казанском музыкальном училище и являлся заведующим кафедрой деревянных духовых инструментов[1].

Появление в Республике Татарстан «исполнительской школы» на духовых инструментах, в частности на гобое и фаготе, связано с именем Н.Г. Зуевича. (1907-1989)- выдающегося педагога-фаготиста, гобоиста.

В 1941 году окончил четыре курса Московской государственной консерватории по классу И. И. Костлана. Он был преподавателем специального класса фагота и гобоя, читал курс

методики преподавания игры на духовых инструментах, был автором ряда методических работ, сделал более семидесяти переложений и обработок произведений для гобоя, фагота с фортепиано. Его ученики достойно продолжили дело своего учителя. Среди них И. Айнатуллов, В. Вшивцев, В.Казанцев, Ф. Курпеков, В. Ластовка, Г. Маркиянов, М. Саматов, К. Степанов и

др.[7].

Активному формированию Казанского профессионального исполнительства на фаготе способствовал Хадеев Рашид Аминович (1953-2018] г. Будучи выпускником Валерия Сергеевича Попова, он представлял собой Московскую исполнительскую фаготовую школу. Активно работал в отношении обучения и формирования фаготовой исполнительской культуры Казани. Он много лет проработал в ССМШ при КГК, его выпускники в настоящее время работают в ведущих мировых оркестрах. Сам Рашид Аминович много лет работал в государственном симфоническом оркестре Республики Татарстан, а в последние годы жизни являлся артистом оркестра Татарского академического театра оперы и балета им. М. Джалиля. Рашид Аминович обладал яркой исполнительской манерой и профессиональным мастерством, выдающейся исполнительской техникой и яркой художественной индивидуальностью.

В настоящее время одним из ведущих фаготистов - педагогов Казани является Айнатуллов Ильсур Ибрагимович (1958г). Он явялется заведующим кафедры духовых инструментов Казанской Государственной Консерватории. В своё время Ильсур Ибрагимович сам заканчивал Казанскую консерваторию в классе преподавателя Зуевича[7]. За году работы им было выпущено большое количество учеников, которые не раз становились лауреатами различных конкурсов.

На сегодняшний день в Казани наметились некоторые тенденции в отношении фаготового испонительства. Прежде всего, тенденция к возрождению исполнительской культуры старинной музыки эпохи Барокко, средневековья и Возрождения. Этому способствует нахождение и издание многих неизвестных ранее или забытых музыкальных произведений, научное переосмысление и углубление анализа творчества таких великих композиторов как А.Вивальди, И.С.Бах, Г.Ф.Гендель и др.

Большой интерес к фаготу и к его тембру также связан с появлением разного рода музыки татарских композиторов для фагота, как соло, так и в составе ансамбля. Однако, татарские композиторы, переосмыслив отношение к тембру фагота, стараются совершенно по-новому взглянуть на технические и звуковые возможности этого инструмента.

Ещё одной тенденцией в нашей республике является появление новых исполнительских коллективов, которые способны исполнять музыку для фагота и других духовых, и стремятся к аутентичному музыкальному исполнительству, проводятся мастер-классы и фестивали старинной музыки, очень эффектно звучат целые фаготовые ансамбли.

Росту профессионализма духовиков способствует участие их в различных оркестрах. Так, например созданные студенческий симфонический, духовой и эстрадный оркестры, также открывшиеся классы камерного и духовых ансамблей.

Важнейшей тенденцией можно считать систематическое повышение требований к процессу обучения на духовых инструментах, появление большого количества различных учебных заведений начальной и средней подготовки, которые готовят кадры для консерватории, что приводит к увеличению состава классов духовых инструментов, к улучшению качества подготовки специалистов, к увлечению исполнительством на фаготе.

Всё выше сказанное, дало студентам большой толчок, для участия в различных конкурсах любого уровня. С самого начала и по сей день в Республике Татарстан велась большая методическая работа по классам духовых инструментов. Преподаватели создают учебно-методические пособия, сочетают большие составы ансамблей фаготов, с успехом дают концерты с данного рода коллективами. Огромную роль в улучшении качества образования духовиков внесли различные конференции, фестивали и олимпиады.

Вместе с тем, до настоящего времени проблемы, связанные с исполнительством на фаготе ещё существуют. Всё ещё остаются крайне мало изученными, вопросы становления и развития в Казани профессионального обучения игре на фаготе, скудные сведения о тех, кто стоял у истоков создания классов по обучению игре на фаготе, о формировании своей казанской исполнительской «школы» практически нет информации. Вместе с тем она

представляет огромную ценность и вызывает большой интерес у исследователей истории становления исполнительской духовой школы в Казани.

Среди не решённых проблем остаются вопросы сохранения и реализации национальной духовой исполнительской школы, вопросы популяризации испонительства на духовых инструментах особенно среди молодого поколения в Казани. Много существует проблем на этапе средних учебных заведений по отношению к финансированию и приобретению хороших духовых музыкальных инструментов для учащихся музыкальных школ и средних специальных учебных заведений.

Важнейшей проблемой фаготового исполнительства в Казани является смена поколений фаготистов-исполнителей. Выдающиеся музыканты-фаготисты, которые имели большое мастерство и обладали высокой исполнительской культурой постепенно уходят. Вместе с тем, смена поколений происходит довольно сложно ведь фаготисты это штучный товар. Но они есть, с ними нужно работать, для того, чтобы довести их до высокого уровня.

Таким образом, в современной музыкальной жизни Казани исполнительство на фаготе представляет собой, сложный и длительный процесс, который требует расширенных знаний не только в своей специальной области. Музыканту исполнителю необходим хороший багаж знаний и из других областей, изучать и знать биографии композиторов и музыкантов, методические труды известных музыкантов, знать азы методики и педагогики, учитывая, что в современном профессиональном обществе к исполнительству на фаготе предъявляются высокие требования, фаготист должен блестяще виртуозно владеть всем арсеналом исполнительских техник, а также прекрасно разбираться в музыкальных стилях и направлениях. Молодой исполнитель на фаготе должен быть универсальным и мобильным, уметь, если потребуется, выступать в любом коллективе с музыкантами разных направлений.

Литература

1. Березин В. Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма. - М.: Институт общего среднего образования РАО, 2000.

2. Казанская государственная консерватория (академия) имени Н.Г. Жиганова (1945 - 2010): Краткий биографический справочник: От А до Я // Ред.-сост. Л. В. Бражник, Е. В. Порфирьева. Казань, 2011. 292 с.

3. Карпухин Е. И. Кафедры духовых инструментов / / Казанская государственная консерватория (1945 -1995) / Сб. науч. тр. Казань, 1998. С. 134-151.

4. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник. В 2-х т. Т. 2. XVIII век - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Музыка, 1982

5. Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики // Труды ГМПИ им.Гнесиных. Вып. 45 (отв. ред. И. Пушечников). - М., 1979. - 223

6. Историческое развитие педагогики духовых инструментов. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.belcanto.ru/instruments.html

8. Салихова Л.И. Организация Татарского государственного оперного театра и первые годы его деятельности (1938-1941) / / Филология и культура. Philology and Culture. - Казань: Изд-во К(П)ФУ, 2012. - №1 (27). - С. 171-177.

9. Салихова Л.И., Явгильдина З.М., Муртазина Г.Р. Музыкальные организации Татарии в 1930-е гг.: Вопросы функционирования // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1.

10. В.С.Попов «Человеческий голос фагота» и А.А. Кизиляев «Возникновение фагота и его развитие в Эпозу Барокко» дисс Санкт-Петербург. 2017.

References

1. Berezin V. Duhovye instrumenty v muzykal'noj kul'ture klassicizma. - M.: Institut obshchego srednego obrazovaniya RAO, 2000.

2. Kazanskaya gosudarstvennaya konservatoriya (akademiya) imeni N.G. Zhiganova (1945 - 2010): Kratkij biograficheskij spravochnik: Ot A do Ya // Red-sost L. V. Brazhnik, E. V. Porfir'eva. Kazan', 2011. 292 s.

3. Karpuhin E. I. Kafedry duhovyh instrumentov // Kazanskaya gosudarstvennaya konservatoriya (1945 - 1995) / Sb. nauch. tr. Kazan', 1998. S. 134-151.

4. Livanova T. Istoriya zapadnoevropejskoj muzyki do 1789 goda: Uchebnik V 2-h t. T. 2. XVIII vek - Izd. 2-e, pererab. i dop. - M.: Muzyka, 1982

5. Ispolnitel'stvo na duhovyh instrumentah i voprosy muzykal'noj pedagogiki / / Trudy GMPI im.Gnesinyh. Vyp. 45 (otv. red. I. Pushechnikov). - M., 1979. - 223

6. Istoricheskoe razvitie pedagogiki duhovyh instrumentov. EHlektronnyj resurs. Rezhim dostu-pa: http://www.belcanto.ru/instruments.html

8. Salihova L.I. Organizaciya Tatarskogo gosudarstvennogo opernogo teatra i pervye gody ego deyatel'nosti (19381941) // Filologiya i kul'tura. Philology and Culture. - Kazan': Izd-vo K(P)FU, 2012. - №1 (27). - S. 171-177.

9. Salihova L.I., Yavgil'dina Z.M., Murtazina G.R. Muzykal'nye organizacii Tatarii v 1930-e gg.: Voprosy funkcionirovaniya // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2015. - № 1.

10. V.S.Popov «Chelovecheskij golos fagota» i A A. Kizilyaev «Vozniknovenie fagota i ego razvitie v Epokhu Barokko» diss. Sankt-Peterburg. 2017.

УДК 327(460)

А.Ш. Муллаянов

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА БРИТАНО-ИСПАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ: КАЗУС ГИБРАЛТАРА (2001 - 2012)

В статье рассматриваются особенности политической культуры в дипломатических отношениях между Соединённым Королевством Великобритании и Северной Ирландии, с одной стороны, и Королевством Испании, с другой стороны. Рассматривается удивительный казус де-факто последней колонии в Европе, Гибралтара. Этот полуостров, хоть и находится на «периферии» Европы, однако имеет важное геостратегическое, геополитическое и культурное значение для Лондона и Мадрида. На основании анализа документов и событий с начала XXI века и до старта 2013 года, когда вокруг Гибралтара в британо-испанских отношениях разгорелся дипломатический конфликт, анализируется специфика казуса Гибралтара.

Ключевые слова: Гибралтар, переговорный процесс, «Форум диалога», «Два флага - три голоса», политическая культура, геополитика

AydarSh. Mullayanov POLITICAL CULTURE OF RELATIONS BETWEEN SPAIN AND BRITAIN: THE CASE OF GIBRALTAR (2001 - 2012).

Abstract: There is still a colony in democratic Europe. This is Gibraltar, a tiny island battled between Great Britain, on the one hand, and Spain, on the other hand. That territory has indeed strategic importance for London and Madrid. It is fair to say who controls the Gibraltar has the upper hand over the link between the Mediterranean and the Atlantic Ocean. In fact Gibraltar has colossal geostrategic, geopolitical and cultural significance and relevance for both London and Madrid. On the basis of detailed analysis of modern events and documents from 2001 until 2013, a year when tensions over Gibraltar culminated into s diplomatic conflict between all the parties involved, -Britain, Spain, Gibraltar-, the peculiarities of the case of Gibraltar are analysed.

Keywords: Gibraltar, negotiation process, Dialogue Forum, Two Flags - Three Voices, political culture, geopolitics.

В современной мировой политике небольшой в физическом отношении размер и «незвездный» статус очень часто имеют большое значение: в борьбе ферзей на мировой шахматной доске не обойтись и без пешек, дабы заполучить заветную корону и обрести контроль над стратегическими точками. Известно, что в сегодняшней системе международных отношений нет незначительных, совсем «ненужных» точек на политической карте. Стереть «случайные черты» и избавиться от проблем, тотчас же улучшить геостратегическое, политико-экономическое положение одного актора невозможно. С точки зрения теоретического дискурса важно отметить, что стремление исследователя-международника исключить малое, небольшое, не столь значимое в географическом, социальном, экономическом, а главное, в политическом плане, вполне закономерно приведет к оскудению аналитической ткани и слабости предметно-объектных причинно-следственных связей. Закономерным результатом станет и фрагментарность раскрытия предмета исследования.

Предметом исследования нашей работы, как видно из названия, является плоскость британо-испанских межгосударственных отношений. При этом казус Гибралтара является лейтмотивным сюжетом. Концентрация на одном аспекте британо-испанских отношений позволяет нащупать и определить, показать проблемные точки англо-испанских взаимоотношений и убедиться, что за фасадом англо-испанского позитивного сотрудничества в Европейском Союзе скрывается сложная проблема.

Определение и анализ составных элементов этой проблемы вкупе с аналитическим осмыслением структуры казуса Гибралтара в британской и испанской внешней политике в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.