DOI: 10.24411/2076-4766-2018-12011
А. В. ПАСТУХОВ
Харьковский национальный университет искусств имени И. П. Котляревского
МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО ДВОЙНОЙ ТРОСТИ (IDRS): РОЛЬ В РАЗВИТИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА ФАГОТЕ
■' »С« '■
Фаготное исполнительство конца ХХ -начала XXI столетий переживает настоящий расцвет: растущий интерес слушателей и музыкантов, современные коммуникативные и технические возможности способствовали росту количества и качества исполнителей, появлению сообществ, конкурсов, обогащению оригинального репертуара, популяризации исполнительства на фаготе, развитию сферы музыковедения, посвящённого широкому кругу вопросов истории и теории фаготной практики. При этом научная мысль сегодня не охватывает весь комплекс современных тенденций и явлений фаготного исполнительства, вследствие чего возникает определенный разрыв между теорией и практикой. Одна из поставленных в данной статье задач состоит в освещении специфики деятельности обществ и ассоциаций фаготистов на примере Международного общества двойной трости (International Double Reed Society - IDRS), что позволяет выявить один из самых актуальных процессов в современной фаготной практике, определяющих нынешнее состояние исполнительства на фаготе и наметить векторы его дальнейшего развития.
Цель статьи - дать оценку деятельности Международного общества двойной трости (IDRS) в аспекте становления организационно-коммуникативных связей в современном фаготном исполнительстве.
Активное развитие исполнительства на фаготе повлекло за собой рост количества исследований о фаготном исполнительстве - научных, методических, социологических, публицистических. Показательно, что большинство теоретических публикаций посвящено, как правило, исследованию истории фаготного искусства: так, существует исследование Энтони Бэйнса (A. Baines) об истории деревянных духовых инструментов [4], работа В. Апатского по истории духового музыкального исполнительства [1], диссертации В. Попова [4] и А. Кизиляева [2], поднимающие проблемы истории фагота, и некоторые другие труды, чья тематика отвечает подобному истори-ко-методическому направлению.
Современное отечественное музыковедение не охватывает весь комплекс существующих сегодня
тенденций и явлений фаготного исполнительства, вследствие чего не полностью отражает ситуацию с исполнительством на деревянных духовых инструментах в нынешних культурно-исторических условиях. Важнейшее значение в развитии исполнительства на фаготе на современном этапе имеет деятельность обществ и ассоциаций фаготистов, которая до сих пор не становилась объектом комплексного научного исследования.
Одним из ярких маркеров состояния современного фаготного исполнительства (и шире -фаготной практики) является существование на сегодняшний день довольно большого количества обществ и ассоциаций фаготистов. Важно отметить, что многовекторная деятельность данных организаций лежит в русле передовых тенденций, характерных для процессов глобализации, в частности, в сфере культуры и искусства. Так, наиболее значимыми в этом отношении являются: International Double Reed Society (IDRS) - Международное общество двойной трости, а также национальные общества и ассоциации: Великобритании
- British Double Reed Society, Японии - Japanese Double Reed Society, Нидерландов -Nederlandstalig Dubbelriet Genootschap, Финляндии - Finnish Double Reed Society (Suomen Oboe-ja Fagottiseura ry), Австралии - Australasian Double Reed Society, Испании - Asociación de Fagotistas y Oboístas de España и др.
Как правило, подобные сообщества объединяют исполнителей, педагогов, музыковедов, композиторов всего мира, причем очень часто перечисленные функции представлены в одном лице. Так, в большинстве случаев преподаватели игры на деревянных духовых инструментах одновременно являются практикующими концертными исполнителями и авторами (редакторами) многих музыкальных произведений. Одна из важных форм функционирования данных организаций
- проведение конкурсов исполнителей на фаготе для различных возрастных категорий. Многие из членов таких обществ и ассоциаций продуктивно занимаются научной деятельностью, что выражается в большом количестве публикаций, участием в конференциях, семинарах, круглых столах, сим-
позиумах и т. д. Кроме того, в работе упомянутых сообществ активное участие принимают производители инструментов и аксессуаров в форме проведения выставок, презентаций, мастер-классов по изготовлению тростей и ремонту инструментов. Нельзя обойти вниманием и тот факт, что вокруг ассоциаций и обществ объединился широкий круг любителей духовой музыки.
Как мы видим, такая многовекторная организационно-коммуникативная деятельность выполняет значительную роль в процессе развития фаготного исполнительства, обеспечивая многоуровневую взаимосвязь между различными сферами фаготной практики - исполнительской, органологической, педагогической, научной, просветительской.
Все это способствует сохранению и росту интереса к академическому музыкальному искусству, что имеет особое значение в современных культурных условиях, для которых характерно огромное разнообразие стилевых направлений, новых явлений, жанров, форм и т. д.
Наиболее показательна в этом отношении деятельность самого крупного общества - International Double Reed Society (IDRS) - Международного общества двойной трости (основано в 1971 году, включает в себя более 4400 фаготистов из 56 стран). Данная организация представляет собой объединение широкого круга музыкантов, связанных с исполнительством на фаготе и гобое. Оргкомитет IDRS находится в США (г. Финксбург, штат Мэриленд), при этом различные формы работы (научные конференции, конкурсы и т. д.) проходят по всему миру.
Наиболее яркой формой деятельности IDRS является выпуск журнала «The double reed» - периодического издания научных статей, посвященного широкому кругу вопросов исполнительства на фаготе и гобое. Здесь представлена тематика, связанная с теорией и историей исполнительства на деревянных духовых инструментах, различными аспектами органологии, проблемами педагогики и методики, медицинскими проблемами, связанными с исполнительским аппаратом духовика, вопросами репертуара, презентацией новых записей исполнения на фаготе и гобое, а также с информацией о работе IDRS.
Первая публикация «The double reed» датируется 1969 г; сначала журнал выходил ежегодно, а, начиная с 1998 года - ежеквартально. На сегодняшний день насчитывается более 170 выпусков, каждый из которых содержит около 20 статей. Журнал публикует анонсы и отклики на музыкальные события, организованные обществом, информацию о новых нотных изданиях, записях исполнений и т. д.
IDRS проводит ежегодную международную научно-практическую конференцию, где представлены различные формы коммуникации между членами общества - научные доклады, круглые столы, семинары, мастер-классы и концерты ведущих исполнителей и педагогов мира.
С 1997 г. в рамках упомянутой конференции проходит международный конкурс исполнителей на фаготе и гобое Fernand Gillet-Hugo Fox International Competition for Bassoon and Young Artist Competition for Oboe (поочерёдно - один год конкурс проводится для исполнителей на фаготе, следующий год для исполнителей на гобое и т. д.). Конкурс посвящён памяти мастера-гобоиста, почетного члена IDRS Фернана Жилле и памяти мастера-фаготиста Хьюго Фокса, концертмейстера группы фаготов Чикагского симфонического оркестра с 1922 по 1949 год. Призовой фонд конкурса составляет более $10000. Конкурс строится на основе двух возрастных категорий - для исполнителей, не достигших 22 лет и для исполнителей, не достигших 31 года. Репертуар конкурса отличается достаточным разнообразием и включает как оригинальные произведения для фагота, так и переложения; жанровая палитра представлена концертами, сонатами, сюитами и партитами, пьесами композиторов от эпохи барокко до конца ХХ века. Необходимо отметить, что в программу конкурса входят и сочинения для фагота с аккомпанементом, и для фагота соло.
В 1994 году IDRS создала грантовую программу для своих членов. Цель гранта - помочь участникам IDRS в реализации проектов, связанных со всем комплексом видов деятельности исполнителей на фаготе и гобое.
Отдельного внимания заслуживает работа сайта общества IDRS (www.idrs.org), который состоит из таких разделов: условия членства в IDRS; конференции; события в международной музыкальной жизни, связанные с деятельностью ассоциации; публикации, представленные разными видами каталогов; информация об аудио- и видеозаписях исполнений произведений для фагота и гобоя в рамках ежегодной конференции IDRS; конкурсы исполнителей на фаготе и гобое, проводимые IDRS; справочная информация по широкому кругу вопросов исполнительства на деревянных духовых инструментах с поиском в интернете; форум членов общества, где обсуждаются актуальные проблемы музыкального искусства.
Работа Международного Общества двойной трости и подобных национальных обществ представляет весь спектр деятельности, связанной с исполнительством на фаготе и гобое. Данные процессы отражают современные тенденции глобализации в сфере культуры и искусства, которые
приобретают новое качество благодаря развитию технических возможностей обмена информацией. Кроме того, глобальная система Internet позволяет музыкантам посредством общения с помощью специальных программ, социальных сетей, форумов оперативно обмениваться мнениями, вопросами и ответами, записями (аудио и видео), нотами, методическими материалами, новостями и т. д.
Таким образом, возрастающий интерес к исполнительству на деревянных духовых инструментах, выражающийся в развитии национальных школ, появлении различных конкурсов исполнителей на данных инструментах, обогащении репертуара (в частности, оригинального), научно-теоретическом и научно-методическом освещении основных вопросов фаготного исполнительства, привел к возникновению нового организационно-коммуникативного явления - обществ и ассоциаций фаготистов. Объединяя исполнителей, педагогов, музыковедов, композиторов, производителей инструментов и аксессуаров, обеспечивая различные формы деятельности (конференции, мастер-классы, конкурсы, публикации и
т. д.), данные сообщества выполняют функции по становлению и развитию социокультурных связей в русле современных процессов глобализации.
Наиболее показательна и системна в этом отношении деятельность Международного общества двойной трости (IDRS) как ведущей организации в сфере современного фаготного исполнительства. Благодаря многообразию форм работы и сложившемуся авторитету, IDRS интенсифицирует коммуникативные процессы и способствует обеспечению многоуровневой связи между различными сферами музыкальной практики.
Обусловленный описанными в представленной статье связями и имеющимися результатами потенциал деятельности обществ и ассоциаций исполнителей на фаготе требует всестороннего анализа и научного осмысления в дальнейших исследованиях, посвященных изучению истории и теории современного исполнительства на деревянных духовых инструментах, в частности, на фаготе, в социологическом, культурологическом, историческом, интерпретологическом, методологическом аспектах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Апатский В. История духового музыкально-исполнительского искусства: учебное пособие. - К.: Задруга, 2010. 320 с.
2. Кизиляев А. Возникновение фагота и его развитие в эпоху барокко: дис. ... канд. иск. Спб., 2017. 221 с.
3. Попов В. Человеческий голос фагота: инструмент и его история, проблемы педагогики
и исполнительства: дис. ... канд. иск. М., 2014. 378 с.
4. Baines A. Woodwind instruments and their history. New York: W. W. Norton, 1957. 382 p.
5. Bowman S. An Annotated Catalog of Selected I.D.R.S. Bassoon Articles, with an Appendix of Categorized Bassoon Articles: A Treatise ... for the degree of Doctor of Music. Florida State University. 134 p.
» REFERENCES
1. Apatskij V. Istoriya dukhovogo muzykal'no-is-polnitel'skogo iskusstva: uchebnoe posobie [History of Wind Music and Performing Arts: Textbook]. - K.: Zadruga Press, 2010. 320 p.
2. Kizilyaev A. Vozniknovenie fagota i ego razvi-tie v ehpokhu barokko : Dis. ... kand. isk [The Emergence of Bassoon and Its Development in the Baroque Epoch: PhD Thesis]. Saint-Petersburg, 2017. 221 p.
3. Popov V. Chelovecheskij golos fagota: instrument i ego istoriya, problemy pedagogiki i ispolni-
tel'stva: dis. ... kand. isk [Human Voice of a Bassoon: the Instrument and Its History, the Problems of Pedagogy and Performance: PhD Thesis]. Moscow, 2014. 378 p.
4. Baines A. Woodwind instruments and their history. New York: W. W. Norton, 1957. 382 p.
5. Bowman S. An Annotated Catalog of Selected I.D.R.S. Bassoon Articles, with an Appendix of Categorized Bassoon Articles: A Treatise ... for the degree of Doctor of Music. Florida State University. 134 p.
_=_. МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО ДВОЙНОЙ--
ТРОСТИ (IDRS): РОЛЬ В РАЗВИТИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА ФАГОТЕ
Статья посвящена оценке деятельности фа- нений исполнителей, композиторов, педагогов, готных сообществ, ассоциаций, интернет-объеди- производителей инструментов и аксессуаров на
примере самой крупной и значимой организации - Международного общества двойной трости (IDRS). Автор характеризует деятельность обществ и ассоциаций, связанных с исполнительством на фаготе, в контексте современных тенденций развития академического музыкального искусства. В статье рассматриваются основные формы деятельности Международного общества двойной трости (IDRS), а также некоторые вопросы, связанные с активным становлением и развитием организационно-коммуникативных связей в современном фаготном исполнительстве. Анализируются процессы и результаты наблюдающегося в последние десятилетия активного развития фаготной практики, во многом обусловленного многовекторной деятельностью Международного общества двойной трости (IDRS) и подобных сообществ по всему миру. Последовательно рас-
сматриваются формы и направления деятельности IDRS, проявляющиеся в работе конференций, мастер-классов, конкурсов, выставок, форумов, публикаций научных статей.
В результате автор приходит к выводу, что поскольку академическая музыкальная наука не полностью отражает ситуацию с исполнительством на деревянных духовых инструментах в нынешних культурно-исторических условиях, вопросы влияния деятельности обществ и ассоциаций фаготистов на развитие фаготного исполнительства на современном этапе должны стать предметом отдельного исследования в области музыковедения (исполнительского, социологического, исторического).
Ключевые слова: Международное общество двойной трости, исполнительство на фаготе, коммуникативные связи.
—• INTERNATIONAL DOUBLE REED SOCIETY (IDRS): --
ITS ROLE IN THE DEVELOPMENT OF BASSOON PERFORMING
The article is devoted to the evaluation of the activity of the bassoon communities, associations, as well as Internet associations of performers, composers, teachers, producers of instruments and accessories, with the example of the largest and most important organization - International Double Reed Society (IDRS). The author characterizes the activity of associations and societies associated with bassoon performing in the context of modern trends in the development of academic music. The article discusses the main forms of activity of the International Double Reed Society (IDRS), as well as some issues related to the active formation and development of organizational and communicative ties in the sphere of modern bassoon performance. The article analyzes the processes and results of the active development of the bassoon practice observed in recent decades, largely due to the multi-vector activity
of the International Double Reed Society (IDRS) and similar communities around the world. The forms and activities of IDRS, which are manifested in the work of conferences, master classes, competitions, exhibitions, forums, publications of scientific articles, are consistently considered.
As a result, the author comes to the conclusion that since the academic music science does not fully reflect the situation with the woodwind instruments performance in the current cultural and historical conditions. It means that the issues of the activities by bassoon societies and associations, and their impact on the development of bassoon performance at the present stage should be the subject of a separate study in the field of musicology (performing, sociological, historical).
Key words: International Double Reed Society, bassoon performing, communicative connections.
Пастухов Александр Валерьевич
аспирант кафедры интерпретологии и анализа музыки, старший преподаватель кафедры оркестровых духовых инструментов и оперно-симфонического
дирижирования Харьковский национальный университет искусств имени И. П. Котляревского Украина, 61003, Харьков e-mail: wyrekfagotissimo@gmail.com
Alexander V. Pastukhov
post-graduate student at the Department of Music Interpretation and Analysis, senior lecturer at the Department of Orchestral Wind Instruments and Opera-Symphonic Conducting I. P. Kotlyarevsky Kharkiv National University of Arts
Ukraine, 61003, Kharkiv e-mail: wyrekfagotissimo@gmail.com