Научная статья на тему 'Культурные предпосылки к становлению и развитию исполнительства на духовых инструментах в европейских странах'

Культурные предпосылки к становлению и развитию исполнительства на духовых инструментах в европейских странах Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
480
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ / ДУХОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / РЕФОРМЫ / МЕНЕСТРЕЛИ / ФАГОТ / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО НА ДУХОВЫХ / ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ / ТЕХНИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ / ГОБОЙ / CULTURAL PRECONDITIONS / WIND MUSICAL INSTRUMENTS / REFORMS / MINSTRELS / BASSOON / MUSICAL CULTURE / WIND INSTRUMENTS PERFORMANCE / EUROPEAN COUNTRIES / PROFESSIONAL MUSIC MAKING / TECHNICAL IMPROVEMENT OF MUSICAL INSTRUMENTS / OBOE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Маликов Г.Р.

В данной статье рассматриваются культурные предпосылки к развитию и появлению исполнительства на духовых музыкальных инструментах в Европейских странах. Описываетсяособое значение духовых инструментов в музыкальной культуре странствующих музыкантов, трубадуров, миннезингеров, менестрелей. Особое внимание автор статьи уделяет вопросузарождения и формирования целых духовых ансамблей, в состав которых входили трубы, тромбоны, шалмеи. В статье даётся основополагающее определение формирования культурных предпосылок в развитии духовых инструментов, что выражается в появлении многочисленных реформ различных европейских композиторов, для усовершенствования духовой исполнительской культуры, атакже появлению новых инструментов, таких как фагот, гобой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL PREREQUISITES FOR THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE EXECUTION ON THE SPIRITUAL INSTRUMENTS IN THE EUROPEAN COUNTRIES

This article considers the cultural prerequisites for the development and emergence of performance on wind musical instruments in European countries.The special significance of wind instruments in the musical culture of wandering musicians, troubadours, minnesingers, minstrels is described.The author pays special attention to the issue of the birth and formation of whole wind ensembles, which included pipes, trombones, and shalmei.The article gives a fundamental definition of the formation of cultural prerequisites in the development of wind instruments, which are reflected in the appearance of numerous reforms of various European composers, for the improvement of the wind performing culture, and the emergence of new instruments such as bassoon and oboe.

Текст научной работы на тему «Культурные предпосылки к становлению и развитию исполнительства на духовых инструментах в европейских странах»

9. Azoury N. Le Réveil de la nation arabe dans l'Asie turque en présence des intérêts et des rivalités des puissances étrangères, de la curie romaine et du patriarcat œcuménique: partie asiatique de la question d'Orient et programme de la Ligue de la patrie arabe. Paris: Plon-Nourrit, 1905. 257 p.

10. Copland I. The Princes of India in the Endgame of Empire. 1917-1947. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. 302 p.

11. Documents and Speeches on the Indian Princely States. Vol. 1. Delhi: B.R. Publishing Corporation, 1985, 394 p.

12. Paul E.J. The Unforgettable Maharajas. New Delhi: Roli Books, 2003. 276 p.

13. Ruling Princes and Chiefs of India. A Brief Historical Record of the Leading Princes and Chiefs of India together with a Description of Their Territories and Methods of Administration. By Sir W. Lawrence. Reprint Edi-tion. Lahore: Sang-e-Meel Publications, 2005. 416 p.

14. Ал-Кавакиби, Абд ар-Рахман. Умм ал-кура ли-с-сайид ал-Фурати ва хува дабт муфавадат ва мукарарат му'тамар ан-нахда ал-исламийа ал-мун'акид фи Макка ал-мукаррама санат 1316 (Мать городов господина ал-Фурати: протоколы переговоров и постановлений конгресса исламского возрождения состоявшегося в благородной Мекке в 1316 г. по хиджре) (на араб. яз.). Каир: Ал-Матба'а ал-мисрийа би-л-Азхар, 1350 г. х. (1931). 217 с.

References

1. Kirillina S.A. Bunabardi-basha i «voinstvo shaytana»: islam v politike Vostochnoy ekspeditsii Bonaparta (17981801 gg.) // Frantsuzskiy Ezhegodnik 2017: Frantsiya i Sredizemnomor'ye v Novoe i Noveyshee vremya. M.: Institut vseobshchey istorii RAN, 2017. S. 35-54.

2. Neru Dzh. Otkrytie Indii. Per. s angl. Kniga vtoraya. M.: Izd-vo polit. lit-ry, 1989. 507 s.

3. Orlov V.V. Samootozhdestvlenie v arabskom mire: etnicheskoe, konfessional'noe, natsional'noe / / Natsii i nat-sionalizm na musul'manskom Vostoke. M.: Institut vostokovedeniya RAN, 2015. S. 147-158.

4. Safronova A.L. Yuzhnaya Aziya v makrostrukture Britanskoy imperii // Vsemirnaya istoriya v 6 tomakh. T. 6. Mir v KhKh veke: epokha global'nykh trans-formatsiy. Kn. 1. M.: Nauka, 2018. S. 551-574.

5. Stepanyants M.T. Musul'manskie kontseptsii v filosofii i politike (XIX-XX vv.). M.: Nauka, 1982. 247 s.

6. Syukiyaynen L.R. Islamskaya kontseptsiya khalifata: iskhodnye nachala i so-vremennaya interpretatsiya // Islam v sovremennom mire. 2016. T. 12. № 3. S. 139-154.

7. Uolpert S. Dzhinna - tvorets Pakistana. Per. s angl. M.: Izd-vo «Rudomino», 1997. 480 s.

8. Ahmed A.S. Jinnah, Pakistan and Islamic Identity. The Search for Saladin. London-N.Y.: Routledge, 2001. 274 p.

9. Azoury N. Le Réveil de la nation arabe dans l'Asie turque en présence des intérêts et des rivalités des puissances étrangères, de la curie romaine et du patriarcat œcuménique: partie asiatique de la question d'Orient et programme de la Ligue de la patrie arabe. Paris: Plon-Nourrit, 1905. 257 p.

10. Copland I. The Princes of India in the Endgame of Empire. 1917-1947. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. 302 p.

11. Documents and Speeches on the Indian Princely States. Vol. 1. Delhi: B.R. Publishing Corporation, 1985, 394 p.

12. Paul E.J. The Unforgettable Maharajas. New Delhi: Roli Books, 2003. 276 p.

13. Ruling Princes and Chiefs of India. A Brief Historical Record of the Leading Princes and Chiefs of India together with a Description of Their Territories and Methods of Administration. By Sir W. Lawrence. Reprint Edi-tion. Lahore: Sang-e-Meel Publications, 2005. 416 p.

14. Al-Kavakibi, Abd ar-Rakhman. Umm al-kura li-s-sayid al-Furati va khuva dabt mufavadat va mukararat mu'tamar an-nakhda al-islamiya al-mun'akid fi Makka al-mukarrama sanat 1316 (Mat' gorodov gospodina al-Furati: pro-tokoly peregovorov i postanovleniy kongressa islamskogo vozrozhdeniya sostoyavshegosya v blagorodnoy Mekke v 1316 g. po khidzhre) (na arab. yaz.). Kair: Al-Matba'a al-misriya bi-l-Azkhar, 1350 g. kh. (1931). 217 s.

УДК 78 (100)

Г.Р.Маликов

КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К СТАНОВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ

В данной статье рассматриваются культурные предпосылки к развитию и появлению исполнительства на духовых музыкальных инструментах в Европейских странах. Описываетсяособое значение духовых инструментов в музыкальной культуре странствующих музыкантов, трубадуров, миннезингеров, менестрелей. Особое внимание автор статьи уделяет вопросузарождения и формирования целых духовых ансамблей, в состав которых входили трубы, тромбоны, шалмеи. В статье даётся основополагающее определение формирования культурных предпосылок в развитии духовых инструментов, что выражается в появлении многочисленных реформ различных европейских композиторов, для усовершенствования духовой исполнительской культуры, атакже появлению новых инструментов, таких как фагот, гобой.

Ключевые слова: культурные предпосылки, духовые музыкальные инструменты, реформы, менестрели, фагот, музыкальная культура, исполнительство на духовых, Европейские страны, профессиональное музи-цирование,техническое совершенствование музыкальных инструментов, гобой.

G.R.Malikov CULTURAL PREREQUISITES FOR THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE EXECUTION ON THE SPIRITUAL INSTRUMENTS IN THE EUROPEAN COUNTRIES

This article considers the cultural prerequisites for the development and emergence of performance on wind mus-

ical instruments in European countries.The special significance of wind instruments in the musical culture of wandering musicians, troubadours, minnesingers, minstrels is described.The author pays special attention to the issue of the birth and formation of whole wind ensembles, which included pipes, trombones, and shalmei.The article gives a fundamental definition of the formation of cultural prerequisites in the development of wind instruments, which are reflected in the appearance of numerous reforms of various European composers, for the improvement of the wind performing culture, and the emergence of new instruments such as bassoon and oboe.

Keywords: cultural preconditions, wind musical instruments, reforms, minstrels, bassoon, musical culture, wind instruments performance, European countries, professional music making, technical improvement of musical instruments, oboe.

Культурные предпосылки к развитию и появлению исполнительства на духовых музыкальных инструментах в Европейских странах были созданы ещё во второй половине XI века. Этому способствовало несколько тенденции, одна из которых эта народная исполнительская поэтическая культура менестрелей, трубадуров, труверов, миннезингеров и т.п.,

Трубадуры, труверы, миннезингеры, менестрели - средневековые поэты и музыканты, которые тоже очень активно повлияли на развитие исполнительства в странах Европы.

Их искусство стало популярно в таких странах как Тасканья, Германия, Франция и др.) с конца XI до XIII веков, а расцвет пришёлся на XII — начало XIII века [7]/

Основным видом их деятельности было сочинение стихов, благодаря которым сложился и первый литературный романский язык. Они также постоянно и активно участвовали во всех аспектах жизни. Интересовались вопросами социальной, религиозной и политической составляющей народной жизни. Их творчество явило своего рода «глас народа». К сожалению, в силу многих обстоятельств, после альбигойского крестового похода! Вотответих творчество стало исчезать, оставив после себя большое культурное наследие, в том числе и первые в Европе предпосылки к развитию исполнительской инструментальной культуры.

Произошло это благодаря тому, что важное значение в их творчестве имела музыка. Любое сочинённое ими стихотворение обязательно должно было иметь инструментальное сопровождение. С музыкой и мелодией связаны в их стихахоснова структуры стиха, а также сама структура строфы. В связи с их слуховыми представлениями наибольший интерес для народных поэтов - музыкантов представляли струнные инструменты. К тому же они были очень удобны для того, чтобы переносить их в длительных странствиях или для исполнения прямо на улице.

Распространение духовых музыкальных инструментов и развитие культуры исполнительства на духовых, происходит по большей части в связи с тем, что странствующие музыканты - шпильманы, жонглёры, менестрели, оседали в средневековых городах и несли исполнительскую культуру в массы. Безусловно, духовые инструменты имели при этом совершенно особое значение. Ведь в их сущности, в их тембрах для средневековых музыкантов заключалось единство разума и чувств.

«В эпоху средневековья духовые инструменты используются в повседневной практике, выполняя жанрово-ситуативные функции, служат для эстетического наслаждения и воспитания (их эстетические и этические функции); оцениваются как инструменты, обладающие многогранным эмоциональным воздействием, что воссоздано в куртуазной лирике и романах» [7].

Существенными культурными предпосылками для развития духового исполнительства в Европе стало творчество менестрелей. Именно с них началось зарождение и формирование целых духовых ансамблей, в состав которых входили трубы, тромбоны, шалмеи, которые уже к концу XIV столетия заняли видное место в городской общественной жизни.

Менестрели со своими духовыми ансамблями являлись неотъемлемой частью народной жизни, участниками городских праздников, торжеств. К тому же многие из более богатых горожан стремились заиметь постоянный ансамбль на городском балансе: «...окрепшие магистраты, заводя у себя постоянных музыкантов, стремились подражать великолепию королевских и княжеских дворов, епископатов, а сами инструменталисты искали в городе большего, чем в скитаниях, материального и правового благополучия.» [6с.42].

В XV-XVI веках духовые ансамбли набирали необыкновенную популярность, а лучшие из странствующих музыкантов постепенно становиться оседлыми профессиональными музыкантами при различных дворах и на службах у городских управ.

Также обучение исполнительству на духовых инструментах велосьи в церковных школах, где мальчики получали разностороннее музыкальное образование, включая навыки игры на различных инструментах. Многие после такого обучения оставались служить при дворянах и даже могли надеяться на получение своего жилья.

Городские, а тем более придворные музыканты, имели стабильный, порой весьма существенный доход. Менестрели становились приближенными монархов. Практика найма менестрелей для сопровождения торжеств существовала и раньше, однако, одно дело нанимать музыкантов по особому случаю, и совсем другое - иметь постоянный ансамбль на городском балансе [6с .42].

Нередко им даже платили жалование за хорошую игру. Это было очень большой привилегией для простого ремесленного музыканта, поэтому каждый менестрель старался передать все свои умения и навыки своим наследникам. Это вошло в традицию, благодаря чему, образовывались даже целые менсетрельные династии.

Другая тенденция была заключена в традициях меценатства и касалась светской жизни общества. Предпосылки для развития и распространения исполнительства на духовых инструментах в Европейских странах глубоко сложились в светской среде меценатов.

Королевские особы и представители знати, а также очень богатые особы и высшие духовные саны испокон веков оказывали внимание и материальную поддержку искусству в целом.

Их влияние распространялось и на строительство различных помпезных дворцов и храмов, по их желанию и прихоти создавались многие выдающиеся предметы художественного искусства. Благодаря им широко и многоликобыло представлено и музыкальное, театральное искусство.

Традиция меценатства глубоко укоренилась и передавалась по наследству каждому последующему поколению. В разные исторические периоды, в зависимости от общих тенденций и мировых веяний было различным и отношениек музыкальному исполнительству, культурные предпочтения высокой знати.

Наряду с этим семимильными шагами происходило и развитие духовой исполнительской культуры. С помощью произведений искусств, виртуозной игры на музыкальных инструментах в глазах народа, окружающего высокопоставленное лицо, формировался определенный образ того или иного правителя, связанный с античностью, рыцарской доблестью или даже святостью.

При этом, нужно отметить, меценатство и благотворительность отнюдь не являлось бескорыстным. Каждый из великих особ и представителей знати хотел прославить таким образом свою фамилию. Наконец, постоянно происходившие переделы границ и борьба за власть требовали, чтобы власть в глазах, своих подчинённых выглядела авторитетной и сильной. Добится этого помогали и произведения искусства.

С их помощью в глазах окружающих формировался определенный образ того или иного правителя, связанный с античностью, рыцарской доблестью или даже святостью. В связи с этим становление и развитие исполнительской культуры развивалось серьёзными и ускоренными темпами.

Одной из существенных культурных предпосылок для развития и распространения духового инструментального исполнительства стала всё возрастающая связь вокального и духового искусства. В связи с этим духовое исполнительство перенимает некоторые особенности вокального исполнительства с её тонкой украшательной распевной природой. Игра на духовых инструментахприобретает всё более сложный и виртуозный характер. Прежде всего, это характеризуется возникновением виртуозных ярких пассажей у духовых.

Постепенно все эти перемены приводят к настоящему перевороту в сознании композиторов и духовиков-исполнителей, которые начинают большое внимание уделять значение тембрам того или иного духового инструмента. Начинает ярко выделяться тембральная сущность, с помощью которой композиторы могли изобразить множество оттенков чувств или описать в звуках самые разнообразные картины.

В конце концов, культурные предпосылки развития и распространения исполнительства на духовых инструментах в Европе, привели к зарождению и теоретических трактатов о духовых инструментах и их особенностях. Одним из первых и значительных на тот период являлся Трактат С.Фирдунга.

Также с точки зрения теоретической мысли важное значение занимает трактат Преториуса (1618) как описание развития музыкального инструментария вплоть до начала XVII столетия [4, т. 1].

В отношении других стран Европы важно отметить инструментальное искусство Италии XVI века и распространившееся там, профессиональное композиторское творчество.

Роль духовых инструментов в профессиональной итальянской музыке трудно переоценить. В них мы находим как отдельные партий духовых, так и ансамблей нового типа, состоящих из инструментов, близких друг другу по тембрам и соображениями художественного порядка, что собственно явилось первым шагом к формированию симфонического оркестра.

Важным этапом становления исполнительства явилось то, что былавведенасистема конкурсов в

оркестр. Это нововведениесразу же подняло исполнительскую практику на духовых музыкальных инструментах на более высокий уровень. С этогго момента любой исполнитель знал, что точное следование оркестровой партии - закон для того, кто играет воркестре. На этом этапе сразу же появились и прославились выдающиеся исполнители-духовики на различных духовых инструментах.

Наиважнейшим из этапов культурного становления явилось зарождение и появление некоторых духовых музыкальных инструментов, в частности фагота и семейства фаготов. Продолжается активное стремление кхроматизации духовых инструментов и совершенствование клапанного механизма духовых инструментов. Нередко происходит использование духовых инструментов в интермедиях музыкальных драм, что в конечном итоге приведёт к зарождению оперы. В культурных аспектах выявляются и определённые правила, и законы применения инструментов в ранних произведениях этого музыкального жанра.

Необходимо также отметить, что в этот период развиваются и огранизовываются самые первые организации по созданию публичных коцертных выступлений. Создаются различные оркестровые коллективы.

На протяжении последующих веков культурные предпосылки в отношении исполнительства на духовых инструментах приводят к появлению многочисленных реформ различных европейских композиторов, среди которых можно отметить, К. Монтеверди, В. Глюк, И.С.Бах, В.А Моцарт, Г. Берлиоз, Р. Вагнер и многие другие, с целью большего усовершенствования духовой исполнительской культуры.

Дальнейшие культурные предпосылки ознаменовали новый этап в развитии музицирования на духовых инструментах. Развиваются две тенденции в развитии духового инструментария: количественный рост в семействах духовых и появление новых видов инструментов.

Продолжается техническое совершенствование музыкальных инструментов (продольной флейты). Появляется такой инструмент как гобой, его конструктивное совершенствование и разновидности: альтовый и теноровый гобои, завершается совершенствование многих духовых медных инструментов.

Литература

1.Березин В. Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма. - М.: Институт общего среднего образования РАО, 2000.

2.Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. - Л.: Музыка, 1973

3.Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник. В 2-х т. Т. 2. XVIII век. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Музыка, 1982

4.Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник. В 2-х т. Т. 1. По XVIII век. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Музыка, 1983

Б.СапоновМ.А. «Менестрели. Книга о музыке средневековой Европы».- М, 2004

6.Усов Ю. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах. - Изд. 2. - М.: Музыка, 1989.

7. https: / / cyberleninka.ru/ Музыкальные инструменты в Эпоху Средневековья

References

1.Berezin V. Dukhovye instrumenty v muzykal'noy kul'ture klassitsizma. - M.: Institut obshchego srednego obra-zovaniya RAO, 2000.

2.Levin S. Dukhovye instrumenty v istorii muzykal'noy kul'tury. - L.: Muzyka, 1973

3.Livanova T. Istoriya zapadnoevropeyskoy muzyki do 1789 goda: Uchebnik V 2-kh t. T. 2. XVIII vek - Izd. 2-e, pe-rerab. i dop. - M.: Muzyka, 1982

4.Livanova T. Istoriya zapadnoevropeyskoy muzyki do 1789 goda: Uchebnik. V 2-kh t. T. 1. Po XVIII vek. - 2-e izd., pererab. i dop. - M.: Muzyka, 1983

5.SaponovM.A. «Menestreli. Kniga o muzyke srednevekovoy Evropy».- M, 2004 6.Usov Yu. Istoriya zarubezhnogo ispolnitel'stva na dukhovykh instrumentakh. - Izd. 2. - M.: Muzyka, 1989.

7.https: / / cyberleninka.ru/ Muzykal'nye instrumenty v Epokhu Srednevekov'ya

УДК 745+008 (091)

Е.Н. Менгден

ВОЗМОЖНОСТИ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕМЁСЕЛ В МЕСТАХ ИХ ТРАДИЦИОННОГО БЫТОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕБАКСИНСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОВКИ)

В данной статье на примере Чебаксинской художественной ковки обозначены основные возможности актуализации ремесленных традиций на исторической территории их зарождения и бытования, которые могут обогатить современную культуру, открыть новые направления развития искусства и общества.

Ключевые слова: художественная обработка металла, Чебаксинская художественная ковка, декоративно-прикладное искусство Татарстана, ремёсла, культурно-познавательный туризм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.