Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (НА ПРИМЕРЕ РД)'

СОВРЕМЕННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (НА ПРИМЕРЕ РД) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арсланов Шамиль Джавадович

Целью настоящего исследования является попытка определить состояние и пути развития инвестиционной сферы региона, а также выявить факторы и проблемы, снижающие эффективность проводимой инвестиционной политики. В работе исследована инвестиционная сфера Республики Дагестан, с учетом анализа ее рейтинга среди регионов РФ по основным инвестиционным и социально-экономическим показателям. Выявлены основные проблемы и тенденции региональной инвестиционной политики, на основе исследования деятельности органа государственной власти, формирующего и реализующего инвестиционную политику региона, а также на основе анализа закономерностей формирования и развития инвестиционного законодательства региона. Результаты исследования могут быть применены в ходе формирования и реализации как региональной инвестиционной политики в целом, так и ее структурных элементов в отдельности. По итогам исследования выявлены негативные тенденции формирования и реализации инвестиционной политики РД, отрицательно сказывающиеся на региональном инвестиционном климате и привлекательности. Установлено, что РД необходимо преодолеть негативные тенденции своего инвестиционного развития, оптимизировав деятельность органов государственной власти, повысив качество принятых и принимаемых региональных инвестиционных законов, а также стимулируя развитие цифровизации инвестиционной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Арсланов Шамиль Джавадович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN INVESTMENT POLICY OF THE REGION: PROBLEMS AND PROSPECTS (ON THE EXAMPLE OF RD)

The purpose of this study is an attempt to determine the state and ways of development of the investment sphere in the region, as well as to identify factors and problems that reduce the effectiveness of the investment policy. The paper examines the investment sphere of the Republic of Dagestan, taking into account the analysis of its rating among the regions of the Russian Federation on the main investment and socio-economic indicators. The main problems and trends of the regional investment policy are identified on the basis of the study of the activities of the state authority that forms and implements the investment policy of the region, as well as on the basis of the analysis of the patterns of formation and development of the investment legislation of the region. The results of the study can be applied in the course of the formation and implementation of both the regional investment policy as a whole and its structural elements separately. According to the results of the study, negative trends in the formation and implementation of the investment policy of the Republic of Moldova were identified, which negatively affect the regional invest- ment climate and attractiveness. It is established that the Republic of Moldova needs to overcome the negative trends of its investment development by optimizing the activities of state authorities, improving the quality of adopted and adopted regional investment laws, as well as stimulating the development of digitalization of investment activities.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (НА ПРИМЕРЕ РД)»

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

УДК 330.322 АРСЛАНОВ ШАМИЛЬ ДЖАВАДОВИЧ

к.э.н., доцент, старший научный сотрудник Института социально-экономических исследований ДФИЦ РАН,

e-mail: аrs_dgu@mail.ru

D0l:10.26726/1812-7096-2021 -2-123-131 СОВРЕМЕННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (НА ПРИМЕРЕ РД)

Аннотация. Целью настоящего исследования является попытка определить состояние и пути развития инвестиционной сферы региона, а также выявить факторы и проблемы, снижающие эффективность проводимой инвестиционной политики. В работе исследована инвестиционная сфера Республики Дагестан, с учетом анализа ее рейтинга среди регионов РФ по основным инвестиционным и социально-экономическим показателям. Выявлены основные проблемы и тенденции региональной инвестиционной политики, на основе исследования деятельности органа государственной власти, формирующего и реализующего инвестиционную политику региона, а также на основе анализа закономерностей формирования и развития инвестиционного законодательства региона. Результаты исследования могут быть применены в ходе формирования и реализации как региональной инвестиционной политики в целом, так и ее структурных элементов в отдельности. По итогам исследования выявлены негативные тенденции формирования и реализации инвестиционной политики РД, отрицательно сказывающиеся на региональном инвестиционном климате и привлекательности. Установлено, что РД необходимо преодолеть негативные тенденции своего инвестиционного развития, оптимизировав деятельность органов государственной власти, повысив качество принятых и принимаемых региональных инвестиционных законов, а также стимулируя развитие цифровизации инвестиционной деятельности.

Ключевые слова: регион, инвестиции, инвестиционная политика, развитие

ARSLANOVSHAMIL DJA VADOVICH

Ph. D. in Economics, associate Professor, senior researcher at the Institute of socio-economic research of the Russian Academy of Sciences,

e-mail: ars_dgu@mail.ru

MODERN INVESTMENT POLICY OF THE REGION: PROBLEMS AND PROSPECTS (ON THE EXAMPLE OF RD)

Abstract. The purpose of this study is an attempt to determine the state and ways of development of the investment sphere in the region, as well as to identify factors and problems that reduce the effectiveness of the investment policy. The paper examines the investment sphere of the Republic of Dagestan, taking into account the analysis of its rating among the regions of the Russian Federation on the main investment and socio-economic indicators. The main problems and trends of the regional investment policy are identified on the basis of the study of the activities of the state authority that forms and implements the investment policy of the region, as well as on the basis of the analysis of the patterns of formation and development of the investment legislation of the region. The results of the study can be applied in the course of the formation and implementation of both the regional investment policy as a whole and its structural elements separately. According to the results of the study, negative trends in the formation and implementation of the investment policy of the Republic of Moldova were identified, which negatively affect

the regional investment climate and attractiveness. It is established that the Republic of Moldova needs to overcome the negative trends of its investment development by optimizing the activities of state authorities, improving the quality of adopted and adopted regional investment laws, as well as stimulating the development of digitalization of investment activities. Keywords: region, investment, investment policy, development

В современных условиях, с учетом негативного влияния пандемии на региональную экономику, возрастает роль государства в налаживании инвестиционных процессов, поскольку оживление инвестиционной деятельности - одно из основных условий выхода из экономической нестабильности и создания предпосылок для социально-экономического развития.

Инвестиционное развитие региона напрямую связано с формированием и развитием государственной инвестиционной политики, которая призвана формировать механизмы и рычаги административно-правового воздействия на инвестиционный климат посредством введения новых и усиления действующих механизмов управления, а также совершенствования актов нормативно-правового регулирования инвестиционной деятельности.

Рассматривая социально-экономическое развитие региона необходимо, в первую очередь, определить насколько позитивна его инвестиционная политика и жизнеспособна инвестиционная сфера. [1] Для чего необходимо определить ключевое направление работы государства в инвестиционной сфере - содействие росту уровня жизни населения, обеспечение занятости населения и развития самозанятости, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, увеличение налоговых поступлений от субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.

На сегодняшний день инвестиционная привлекательность РД находится на самом низком уровне [2,3], здесь, необходимо отметить, что при относительно неплохих показателях РД по социально-экономическому развитию ее инвестиционный рейтинг в 2018г. был понижен до самого низкого показателя.

Рассматривая инвестиционную привлекательность нельзя обойти инвестиционные риски присущие региону, которые имеют на сегодняшний день практически максимальные показатели, так: ранг социального риска -80, финансового- 82, криминального - 85, управленческого -81. Такая ситуация говорит о необходимости усиления работы государства по снижению инвестиционных рисков на основе корректировки всей государственной политики социально-экономического развития региона.[4]

В тоже время, данные «РИА Рейтинг»[2] по «социально-экономическому положению регионов» также показывают, что республика находится в аутсайдерах рейтинга. Так, например, РД имеет: по рейтингу «Социально-экономическое положение» - 57 ранг; по рейтингу «Качество жизни населения» - 64 ранг; по рейтингу «Уровень благосостояния семей» - 78 ранг; по рейтингу «Вовлеченность населения в малый бизнес» - 82 ранг; по рейтингу «Численность среднего класса» - 83 ранг; по рейтингу «Доступность приобретения жилья» -83 ранг;

Учитывая все выше перечисленное, мы можем прийти к заключению о том, что на сегодняшний день:

- РД имеет низкий уровень социально-экономического развития и столь же низкий уровень жизни населения;

- инвестиционная привлекательность РД имеет самый низкий показатель, (высокие инвестиционные риски и низкий инвестиционный потенциал).

В сложившихся условиях задача создания благоприятного инвестиционного климата региона не просто остается вопросом стратегической важности, а приобретает характер жизнеобеспечивающей всей социально-экономической системы. [5,6,7]

Современная специфика инвестиционного климата региона заключается в том, что ключевые индикаторы инвестиционного климата являются не только предметом регулярного мониторинга, но и объектом государственного регулирования, посредством реализации государственной инвестиционной политики.

Обобщенная структура государственно-правового регулирования инвестиционной сферы

Рис. 1. Структура государственно-правового регулирования инвестиционной сферы региона

Рассмотрим государственно-правовое регулирование инвестиционной сферы в РД, для которой специализированным органом государственной власти в инвестиционной сфере является Агентство по предпринимательству и инвестициям (далее - Агентство) [8], образованное Указом Главы РД от 22 января 2016г. № 14, в ведомственном подчинении которого находятся 9 учреждений и организаций.

Исследование деятельности Агентства проведено нами на основе данных проверки Счетной палаты РД [9] за 2018-2019 года. Результаты исследования и выводы, полученные нами,

АГЕНТСТВО IIO ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ II 111IHEC 1НЦИЯМ РД

—- Результаты деятельности _

не эффективное/не целевое освоение бюджетных инвестиций

на 1 января 2020г. Неиспользованные бюджетные средства 788 029,1 тыс. р.

низкая эффективность привлечения частных инвестиций, снижение инвестиционной привлекательности региона

Из 34-х приоритетных пнвестцнокных проектов 31-но заключено с нарушениями, но не были лишены статуса приоритетного проекта лаже при отсутствии финансирование частными инвесторами Срыв работы по подготовке научно-обоснованных предложений по разработке Стратегии социально-экономического развития РДдо 2035 года и Плана мероприятий по ее реализации.

Следствие

недостижение целевых показателей/ срыв мероприятий по нац. проектам/ ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ/ снижение инвестиционных рейтингов

РАЗВИТИЕ ГОС РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯ-ТИ НА ОСНОВЕ: повышения качества работы органов государственной власти в инвестиционной сфере / развития системы гарантий безопасности инвесторов / стабилизации инвестиционного рынка /осуществления мониторинга реализуемых инвест проектов

Рис. 2. Государственное регулирование инвестиционной

За рассматриваемый период Агентство не освоило значительный объем бюджетных ассигнований, что не позволило достигнуть целевых индикативных показателей государственной программы РД «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2018-2020 годы», что привело к срыву реализации мероприятий национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Только по этой причине за 2018 год были наложены штрафные санкции в сумме 32 517,6 тыс. рублей.

В тоже время Агентство отчиталось по подпрограмме «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Республики Дагестан» указав реализацию 1 (одного) инвестиционного проекта, хотя по паспорту Программы, в состав которой включена Подпрограмма, за период 2018-2020гг, предполагалось реализация 10 инвестиционных проектов, в том числе: в 2018 году - 1 проект, в 2019 году - 2 проекта, в 2020 году - 7 проектов.

Указанный Агентством проект в 2018 году фактически не реализован, а достигнута лишь реализация 1-го этапа строительства, таким образом, не обеспечено достижение целевого индикатора - «Реализация инвестиционных проектов».

На 1 октября 2019г. Правительством РД заключено 34 инвестиционных соглашения о присвоении статуса приоритетного из которых 31-но было заключено с нарушением установленных сроков, вместе с тем, инвестиционные проекты, по которым в установленном порядке не были заключены инвестиционные соглашения в двух месячный срок и не начато его финансирование инвесторами в течение 12 месяцев, не были лишены статуса приоритетного проекта.

29 августа 2019г. было заключено соглашение № 1/ир-2019 между Агентством и ОАО «Корпорация развития Дагестана» в целях финансового обеспечения затрат, связанных с выполнением работ по подготовке документов стратегического планирования РД в сумме 30 000,0 тыс. рулей.

11 марта 2019г «Корпорация развития Дагестана» заключила договор №127-НИР/19 с ФГБОУ «Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ» на выполнение научно-исследовательской работы «Подготовка научно-обоснованных предложений по разработке Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2035 года и Плана мероприятий по ее реализации», согласно которому выполнение работ осуществляется в 3 этапа с оплатой 25 000,0 тыс. рублей, в том числе: в срок по 31 марта 2019 года, цена - 5 000,0 тыс. рулей; в срок по 31 мая 2019 года, цена - 12 000,0 тыс. рублей; в срок по 20 августа 2019 года, цена - 8 000,0 тыс. рублей.

Однако, по состоянию на 1 октября 2019 года завершены и профинансированы только 2 этапа на общую сумму 17 000, тыс. рублей».

Всего, по состоянию на 1 января 2020г. неиспользованный остаток бюджетных средств на счете Агентства и его подведомственных учреждений составил 788 029,1 тыс. рублей.

Далее рассмотрим инвестиционно-значимое законодательство РД, как региона имеющего высокий уровень рейтинга по качеству осуществления ОРВ НПА в инвестиционной сфере среди субъектов РФ за 2018г.

Результаты исследования правового поля РД и выводы, полученные нами, представлены на рисунке 3.

Основополагающим, для инвестиционной сферы РД, выступает Закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Дагестан» [10], который направлен на повышение инвестиционной привлекательности, создание благоприятного инвестиционного климата и закрепление форм государственной поддержки инвестиционной деятельности [11,12].

Закон о поддержке инвестиционной деятельности в РД содержит всего одно определение «инвестиционная площадка» и отсылку по всей терминологии к федеральному законодательству. По факту законодатель, отсылая к федеральному законодательству, в самом законе вводит как минимум 2 термина, а в статье 3 законодатель говорит о «инвестиционной деятельности» и перечисляет ее формы, разрешенные на территории РД, в список которых входит «приобретение паев, акций, облигаций и других ценных бумаг». Примечательно, что законодательный массив РД не имеет закона, посвященному обороту ценных бумаг на территории республики, однако в полномочия Минфина РД [13] входит пункт 4.2. - «обеспечивает государственную политику в области рынка ценных бумаг в Республике Дагестан».

СИСТЕМА 1АКОНОДАГЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РД

Закон РД «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории РД» Закон «О государственных гарантиях РД» Закон РД «О государственно-частом партнерстве, мушщвмыю-часпюы партнерстве в РД»

, | 1_______

Большая часть икона посвяшена приоритетным инвестиционным проектам. (1а сегодняшний день отсутствуют легитимные приоритетные инвестиционные проекты С 2009г по 2011г. Госгарантии не выдавались С 2012г. по 2015г. Выдано 10 госгарантий на сумму 2895,3 млн р на 03 09 2019т с правительства РД списано 1 853 млн. руб на погашение госгарантий С 2016 г госгарантии не выдавались Отсутствие учета действующи* государственно 1 муниннпально) - частных партнере»

отсутствие инвестиционных правоотношений I несовершенство НП базы / неэффективность ИП/ снижение инвестиционной привлекательности региона

РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА ОСНОВЕ: детализации «инвестиционных» законов/ уточнения субъектного состава инвесторов по отраслям деятельности/ расширения мер государственной поддержки/ развития институтов страхования инвестиционных рисков

Рис. 3. Инвестиционное законодательство РД и направления его развития

Следом статья 8 вводит понятие «инвестиционное соглашение» и что именно должно входить в соглашение, а ч.5 статьи 8 определяет условия прекращения оказания государственной поддержки согласно инвестиционному соглашению.

Статьи 9, 10, и 11 посвящены формам господдержки и налоговым льготам (кредиту) инвесторам, реализующим приоритетный инвестиционный проект. Статья 13 также предусматривает государственные гарантии под приоритетные проекты, а статья 15 посвящена предоставлению государственных инвестиций под приоритетные проекты, при наличии средств на них в бюджете РД.

Необходимо учесть и тот факт, что законодателем, также в общих чертах с отсылкой на федеральное законодательство, перечислены налоговые льготы инвестору, инвестиционный налоговый кредит и нефинансовые меры господдержки инвестиционной деятельности.

Завершая рассмотрение основного «инвестиционного» закона РД, можно отметить, что большая его часть посвящена приоритетным инвестиционным проектам. Однако с учетом того, что в 2020 году в республике не реализуется ни один приоритетный проект, можно с определенной долей уверенности, сказать, что этот закон «не работает» в нынешнем году.

Следом рассмотрим Закон «О государственных гарантиях Республики Дагестан» [14,15,16]. Закон о госгарантиях вводит такие понятия как «государственная гарантия», «бенефициар» и «принципал», указывая, что государственная гарантия может быть представлена для обеспечения исполнения обязательств принципалов, принимаемых ими в целях реализации инвестиционных проектов и программ развития субъектов предпринимательской деятельности в Республике Дагестан.

Согласно статьи 4 рассмотрение вопроса о предоставлении государственной гарантии осуществляется на основании письменного обращения принципала к Правительству Республики Дагестан, с учетом соответствия перечню требований в который не входит участие в приоритетном инвестиционном проекте.

Согласно письму Агентства от 19 августа 2019 года №47-2301/19 «...с момента создания Агентства (2016г.) государственные гарантии РД юридическим лицам, реализующим инвестиционные проекты на территории РД, не выдавались...». Согласно приведенным данным институт государственных гарантий в РД не проявил себя, а закон о госгарантиях простаивает, будучи «несколько несогласованным» с законом о поддержке инвестиционной деятельности в РД.

Далее рассмотрим Закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном парт-

нерстве в Республике Дагестан» [17]. Закон содержит шесть статей первые три, из которых, являются отсылочными к федеральному закону о ГЧП и МЧП, статья 4 определяет полномочия РД в сферах ГЧП и МЧП, а статьи 5 и 6 включают в себя формальные заключительные положения.

Анализ деятельности Агентства как уполномоченного органа исполнительной власти РД, осуществляющим полномочия соответствии пунктом 3 статьи 4 Закона о ГЧП, МЧП в РД, показывает, что работа по учету действующих государственно (муниципально)-частных парт-нерств не проводится на должном уровне, то есть мы имеем еще один закон действенность которого находится под сомнением.

Чуть позднее в 2020 году были приняты нормативно правовые документы существенно изменяющие подход государства к развитию инвестиционной сферы, а в частности:

1) Федеральный Закон от 31 июля 2020г. №259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [18], который вступает в силу с 1 января 2021г., (за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок) и регулирует оборот цифровых финансовых активов и цифровой валюты.

2) Дополнен новой главой Закон о промышленной политике, посвященной специальным инвестиционным контрактам (СПИК).

3) Федеральный закон от 31 июля 2020г. №263-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [19], который исключил положения о Фонде развития.

4) Федеральный закон №258-ФЗ от 31 июля 2020 г. «Об экспериментальных правовых режимах (ЭПР) в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» [20], который определил:

- перечень целей и принципов ЭПР в сфере цифровизации инновационной деятельности,

- круг участников ЭПР в сфере цифровизации инновационной деятельности.

- привлечение инвестиций в развитие предпринимательской деятельности в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации.

Все перечисленные изменения в правовом регулировании, так или иначе, сказываются на осуществлении инвестиционной деятельности в регионе и как следствие формируют новое направление развития инвестиционной сферы.

Таким направлением на сегодняшний день выступает развитие экспериментальных/ инновационных форм и механизмов осуществления инвестиционной деятельности, которая должна включать:

Рис. 4. Направления развития современной инвестиционной политики региона 128 www.rppe.ru

Результаты. Выявлены и обоснованны негативные тенденции формирования и реализации инвестиционной политики Республики Дагестан, отрицательно сказывающиеся на региональном инвестиционном климате и привлекательности, такие как:

1) Перманентно низкий уровень качества работы специализированных органов государственной власти, реализующих государственно-правовое регулирование инвестиционной деятельностью, что проявляется в:

- отсутствии учета инвестиционных проектов, их анализа и экономической перспективности;

- несоблюдении требований законодательства в процессе привлечения частных инвесторов:

- неэффективной организации государственного стимулирования и поддержки инвесторов;

- низком уровне бюджетной дисциплины и в отсутствии контроля за деятельностью подведомственных организаций;

- не налаживании работы по освоению бюджетных ассигнований на развитие инвестиционной деятельности и как следствие не достижение установленных показателей результативности использования бюджетных средств.

2) Низкий уровень проработки принимаемых «инвестиционных» законов, который проявляется в широчайшем охвате целей и задач по привлечению инвестиций и поддержке инвестиционной деятельности при фатальном отсутствии конкретно прописанных механизмов и мер, позволяющих реализовать эти цели и задачи. Это стало возможным, вследствие перевода государственно-правового регулирования на подзаконный уровень, что привело к принятию подзаконных актов, регламентирующих различные формы государственной поддержки.

Выводы. С учетом всего выше перечисленного, мы можем прийти к выводу что основными направлениями развития государственно-правового регулирования инвестиционной деятельности, на основе их нормативно-правового закрепления в региональном инвестиционном законодательстве, должны стать:

1) Совершенствование законодательных основ осуществления инвестиционной деятельности.

2) Совершенствование направлений государственной поддержки инвестиционной деятельности.

3) Развитие существующих и возможных инвестиционных ниш в экономике региона, с учетом влияния мировых трендов развития на социально-экономические процессы на основе стимулирования цифровизации инвестиционной деятельности, поскольку цифровые инвестиции позволят достичь следующих качественных социально-экономических показателей:

- увеличить вовлеченность всех слоев населения в инвестиционную деятельность;

Литература

1. Ниналалова Л.Г., Арсланова Х.Д., Гаджиева А.Г. Анализ современной инвестиционной политики в регионах СКФО. // Материалы Международной научно-практической заочной конференции «Актуальные проблемы развития финансового сектора». Ответственный редактор Я.Ю. Радюкова. 2015. С. 17-26.

2. Регионы России. Рейтинговое агентство РИА Рейтинг. [Электронный ресурс], URL: https:// riarating.ru/ (дата обращения 21.10.2020г.).

3. Сагидов А.К. Современное состояние и проблемы развития инновационной сферы Республики Дагестан. // В сборнике: Теоретические основы оптимизации управления социально-экономическими процессами в современных условиях. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Ш.Т. Исмаиловой. 2018. С. 69-70.

4. Инвестиционный риск российских регионов в 2019г. Рейтинговое агентство Аналитика. [Электронный ресурс], URL: https://raex-a.ru/ (дата обращения 21.10.2020г.).

5. Bents D., Silova E., Barkhatov V.An Industrial Region: Nature, Criteria, and Indicators//Procedia -Social and Behavioral Sciences, Volume 238, 2018, Pages 293-302. Brock G. Foreign

6. Drucker J., Feser E. Regional industrial structure and agglomeration economies: An analysis of productivity in three manufacturing industries//Regional Science and Urban Economics, Volume 42, Issues 1-2, January 2012, Pages 1-14.

7. Iwasaki I., Suganuma K. Regional Distribution of Foreign Direct Investment in Russia // Post-Communist Economies. 2005. Vol. 17. P. 153-172

8. Агентство по предпринимательству и инвестициям РД. [Электронный ресурс], URL: http:// mspinvestrd.ru/ (дата обращения 21.10.2020г.).

9. Годовые отчеты. Бюллетень Счетной палаты РД №1 (86) 2020г. Счетная палата РД. [Электронный ресурс], URL: http://www.spdag.ru/ (дата обращения 21.10.2020г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Консультант плюс. Закон РД от 07 октября 2008г. №42 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Дагестан». [Электронный ресурс], URL: http:// www.consultant.ru/ (дата обращения 21.10.2020г.).

11. Арсланова Х.Д., Ниналалова Л.Г. Институциональные основы эколого-ориентированного социально-экономического развития регионов СКФО. // Региональные проблемы преобразования экономики. 2015. № 3 (53). С. 76-82.

12. Петросянц В.З., Арсланова Х.Д., Ниналалова Л.Г. Зарубежный опыт государственного регулирования регионального развития. // Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. № 10 (72). С. 99-105.

13. Направления деятельности. Министерство финансов РД. [Электронный ресурс], URL: http:// minfmrd.ru/osnovnye_zadachi i_napravleniya_deyatelnosti (дата обращения 21.10.2020г.).

14. Консультант плюс. Закон РД от 11 марта 2009г. № 9 «О государственных гарантиях Республики Дагестан». [Электронныйресурс], URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 21.10.2020г.).

15. Петросянц В.З., Шахтаманова Л.Г. Методы и инструменты регулирования регионального развития. //Региональные проблемы преобразования экономики. 2017. № 6 (80). С. 18-27.

16. Allen J. Scott. Economic geography: the great half-century // Cambridge Journal of Economics. 2000. Vol. 24. P. 483-504.

17. Консультант плюс. Закон РД от 02 февраля 2017г. №5 «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Республике Дагестан». [Электронный ресурс], URL: http:// www.consultant.ru/ (дата обращения 21.10.2020г.).

18. Консультант плюс. Федеральный Закон от 31 июля 2020г. №259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». [Электронный ресурс], URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 21.10.2020)

19. Консультант плюс. Федеральный закон от 31 июля 2020г. №263-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». [Электронный ресурс], URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 21.10.2020г.).

20. Консультант плюс. Федеральный закон №258-ФЗ от 31 июля 2020г. «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации». [Электронный ресурс], URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 21.10.2020г.).

References:

1. Ninalalova L.G., Arslanova H.D., Gadzhieva A.G. Analiz sovremennoj investicionnoj politiki v regionah SKFO. // Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj zaochnoj konferencii «Aktual'nye problemy razvitiyafinansovogo sektora». Otvetstvennyj redaktor YA.YU. Radyukova. 2015. S. 17-26.

2. Regiony Rossii. Rejtingovoe agentstvo RlA Rejting. [Elektronnyj resurs], URL: https://riarating.ru/ (data obrashcheniya 21.10.2020g.).

3. Sagidov A.K. Sovremennoe sostoyanie i problemy razvitiya innovacionnoj sfery Respubliki Dagestan. // V sbornike: Teoreticheskie osnovy optimizacii upravleniya social'no-ekonomicheskimi processami v sovremennyh usloviyah. Materialy VI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod redakciej SH.T. Ismailovoj. 2018. S. 69-70.

4. Investicionnyj risk rossijskih regionov v 2019g. Rejtingovoe agentstvo Analitika. [Elektronnyj resurs], URL: https://raex-a.ru/ (data obrashcheniya 21.10.2020g.).

5. Bents D., Silova E., Barkhatov V.An Industrial Region: Nature, Criteria, and Indicators//Procedia -Social and Behavioral Sciences, Volume 238, 2018, Pages 293-302. Brock G. Foreign

6. Drucker J., Feser E. Regional industrial structure and agglomeration economies: An analysis of productivity in three manufacturing industries//Regional Science and Urban Economics, Volume 42, Issues 1 -2, January 2012, Pages 1-14.

7. Iwasaki I., Suganuma K. Regional Distribution of Foreign Direct Investment in Russia // Post-Communist Economies. 2005. Vol. 17. P. 153-172

8. Agentstvo po predprinimatel'stvu i investiciyam RD. [Elektronnyj resurs], URL: http://mspinvestrd.ru/ (data obrashcheniya 21.10.2020g.).

9. Godovye otchety. Byulleten' Schetnojpalaty RD №1 (86) 2020g. Schetnayapalata RD. [Elektronnyj resurs], URL: http://www.spdag.ru/ (data obrashcheniya 21.10.2020g.).

10. Konsul'tant plyus. Zakon RD ot 07 oktyabrya 2008g. №42 «O gosudarstvennoj podderzhke investicionnoj deyatel'nosti na territorii Respubliki Dagestan». [Elektronnyj resurs], URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya 21.10.2020g.).

11. Arslanova H.D., Ninalalova L.G. Institucional'nye osnovy ekologo-orientirovannogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya regionov SKFO. //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2015. № 3 (53). S. 76-82.

12. Petrosyanc V.Z., Arslanova H.D., Ninalalova L.G. Zarubezhnyj opyt gosudarstvennogo regulirovaniya re-gional'nogo razvitiya. //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2016. № 10 (72). S. 99-105.

13. Napravleniya deyatel'nosti. Ministerstvo finansov RD. [Elektronnyj resurs], URL: http://minfinrd.ru/ osnovnyezadachiinapravleniyadeyatelnosti (data obrashcheniya 21.10.2020g.).

14. Konsul'tant plyus. Zakon RD ot 11 marta 2009g. № 9 «O gosudarstvennyh garantiyah Respubliki Dagestan». [Elektronnyj resurs], URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya 21.10.2020g.).

15. Petrosyanc V.Z., SHahtamanova L.G. Metody i instrumenty regulirovaniya regional'nogo razvitiya. //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2017. № 6 (80). S. 18-27.

16. Allen J. Scott. Economic geography: the great half-century // Cambridge Journal of Economics. 2000. Vol. 24. P. 483-504.

17. Konsul'tant plyus. Zakon RD ot 02 fevralya 2017g. №5 «O gosudarstvenno-chastnom partnerstve, munici-pal'no-chastnom partnerstve v Respublike Dagestan». [Elektronnyj resurs], URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya 21.10.2020g.).

18. Konsul'tant plyus. Federal'nyj Zakon ot 31 iyulya 2020g. №259-FZ «O cifrovyh finansovyh aktivah, cifrovoj valyute i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii». [Elektronnyj resurs], URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya 21.10.2020)

19. Konsul'tant plyus. Federal'nyj zakon ot 31 iyulya 2020g. №263-FZ «O vnesenii izmenenij v Byudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federacii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii». [Elektronnyj resurs], URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya 21.10.2020g.).

20. Konsul'tant plyus. Federal'nyj zakon №258-FZ ot 31 iyulya 2020g. «Ob eksperimental'nyh pravovyh rezhi-mah v sfere cifrovyh innovacij v Rossijskoj Federacii». [Elektronnyj resurs], URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya 21.10.2020g.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.