Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСОВО-ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ: АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВИДЫ ЦИФРОВОГО КРАУД-ИНВЕСТИРОВАНИЯ'

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСОВО-ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ: АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВИДЫ ЦИФРОВОГО КРАУД-ИНВЕСТИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / ИНВЕСТИЦИИ / РЕГИОН / КРАУДФАНДИНГ / КРАУД-ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арсланов Шамиль Джавадович, Максимова Светлана Юрьевна

Целью настоящего исследования является попытка рассмотреть возможности развития альтернативных источников формирования финансово-инвестиционных ресурсов в РФ и ее регионах, а также определить первоочередные задачи и цели развития мобильных цифровых инвестиций в регионе. Метод или методология проведения работы. В работе используются общенаучные методы, в т. ч. системный подход к решению проблем, комплексный анализ и обобщение. Результаты. В работе исследованы особенности реализации краудфандинговой деятельности в России с уточнением специфики ее правового регулирования. Определены возможные риски, присущие крауд-инвестициям, предложены первоочередные меры, реализация которых позволит реализовать крауд-технологии в регионах РФ. Результаты исследования могут быть применены как в ходе формирования и реализации региональной социально-экономической политики в целом, так и ее структурных элементов в отдельности. Выводы. По итогам исследования сформирован вывод о том, что реализация заданных стратегических ориентиров, основанных на особенностях и специфики краудфандинго-вой деятельности, позволит успешно реализовать механизмы крауд-инвестиций в регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Арсланов Шамиль Джавадович, Максимова Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL FINANCIAL AND INVESTMENT RESOURCES: ALTERNATIVE TYPES OF DIGITAL CROWDINVESTMENT

The purpose of this study is to try to consider the possibilities of developing alternative sources of financial and investment resources in the Russian Federation and its regions, as well as to determine the priorities and goals for the development of mobile digital investments in the region. The method or methodology of the work. The work uses general scientific methods, including a systematic approach to problem solving, complex analysis and generalization. Results. The paper examines the specifics of the implementation of crowdfunding activities in Russia with the specification of the specifics of its legal regulation. The possible risks inherent in crowd investments are identified, and priority measures are proposed, the implementation of which will allow the implementation of crowd technologies in the regions of the Russian Federation. The results of the study can be applied both in the course of the formation and implementation of regional socio-economic policy as a whole, and its structural elements separately. Conclusions. According to the results of the study, the conclusion is formed that the implementation of the set strategic guidelines based on the features and specifics of crowdfunding activities will allow us to successfully implement the mechanisms of crowdfunding in the regions.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСОВО-ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ: АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВИДЫ ЦИФРОВОГО КРАУД-ИНВЕСТИРОВАНИЯ»

УДК 330.322 АРСЛАНОВ ШАМИЛЬ ДЖАВАДОВИЧ

к.э.н., доцент, старший научный сотрудник Института социально-экономических исследований ДФИЦ РАН,

e-mail: аrs_dgu@mail.ru

МАКСИМОВА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА

к.э.н., доцент ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный аграрный университет»,

e-mail: is19191@mail.ru

DOI: 10.26726/1812-7096-2021-1-91 -97 РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСОВО-ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ: АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВИДЫ ЦИФРОВОГО КРАУД-ИНВЕСТИРОВАНИЯ

Аннотация. Целью настоящего исследования является попытка рассмотреть возможности развития альтернативных источников формирования финансово-инвестиционных ресурсов в РФ и ее регионах, а также определить первоочередные задачи и цели развития мобильных цифровых инвестиций в регионе. Метод или методология проведения! работы. В работе используются общенаучные методы, в т. ч. системный подход к решению проблем, комплексный анализ и обобщение. Результаты. В работе исследованы особенности реализации краудфандинговой деятельности в России с уточнением специфики ее правового регулирования. Определены возможные риски, присущие крауд-инвестициям, предложены первоочередные меры, реализация которых позволит реализовать крауд-технологии в регионах РФ. Результаты исследования! могут быть применены как в ходе формирования и реализации региональной социально-экономической политики в целом, так и ее структурных элементов в отдельности. Выводы. По итогам исследования сформирован вывод о том, что реализация заданных стратегических ориентиров, основанных на особенностях и специфики краудфандинговой деятельности, позволит успешно реализовать механизмы крауд-инвестиций в регионах. Ключевые слова: финансы, инвестиции, регион, краудфандинг, крауд-инвестиции.

ARSLANOVSHAMIL DJAVADOVICH

Ph. D. in Economics, associate Professor, senior researcher at the Institute of socio-economic research of the Russian Academy of Sciences,

e-mail: ars_dgu@mail.ru

MAXIMOVA SVETLANA YURIEVNA

Ph. D. in Economics, Associate Professor, Dagestan State Agrarian University,

e-mail: is19191@mail.ru

REGIONAL FINANCIAL AND INVESTMENT RESOURCES: ALTERNATIVE TYPES OF DIGITAL CROWDINVESTMENT

Abstract. The purpose of this study is to try to consider the possibilities of developing alternative sources of financial and investment resources in the Russian Federation and its regions, as well as to determine the priorities and goals for the development of mobile digital investments in the region. The method or methodology of the work. The work uses general scientific methods, including a systematic approach to problem solving, complex analysis and generalization. Results. The paper examines the specifics of the implementation of crowdfunding activities in Russia with the specification of the specifics of its legal regulation. The possible risks inherent in crowd investments are identified, and priority measures are proposed, the implementation of which will allow the implementation of crowd technologies in the regions of the Russian Federation. The results of the study can be applied both in the course of the formation and implementation of regional socio-economic policy as a whole, and its structural elements separately. Conclusions. According to the results of the study, the conclusion is formed that the implementation of the set strategic guidelines based on the features and specifics of crowdfunding activities will allow us to successfully implement the mechanisms of crowdfunding in the regions.

Keywords: finance, investment, region, crowdfunding, crowdfunding.

Дрсллнов Ш.Д., Максимова С.Ю.

СОВРЕМЕННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)

Введение. Мировые тенденции роста спроса на инвестиционные ресурсы актуальны и для России. Именно в условиях дефицита финансово-инвестиционных ресурсов российский законодатель подошел к необходимости развития мобильных цифровых инвестиций.

Современный мобильный финансово-инвестиционный рынок является для России и ее регионов явлением новым и поэтому напрямую зависящим от успешности реализации процесса цифровизации всей социально-экономической системы.

Необходимо уточнить, что процесс цифровизации экономики подразумевает изначальное проектирование и создание процессов, явлений либо субъектов экономических отношений в цифровом формате.

Для правильной оценки социально-экономических последствий цифровой трансформации необходимо понимать, что процесс цифровизации является длящимся (т. е. имеет определенный временной лаг), что затрудняет определение как экономического воздействия, так и социального эффекта от внедрения определенной цифровой технологии на конкретный момент времени.

Однако принято различать три этапа развития цифровизации в зависимости от времени внедрения технологических инноваций.

К первому этапу относят распространение персональных компьютеров, широкополосной связи и мобильной телефонии, результаты первого этапа проявились в экономическом росте, появлении новых рабочих мест и повышении уровня социального благосостояния.

Второй этап напрямую связан с созданием и распространением глобальной сети (Интернет), цифровых платформ и облачных вычислений, результат - сформировались цифровые отрасли, поглотившие «высококвалифицированную/высокотехнологическую» рабочую силу.

Третий этап связан с большими данными, искусственным интеллектом, робототехникой и машинным обучением, которые позволяют хозяйствующим единицам формировать накопление нематериального капитала.

Резюмируя вышеизложенное, можно утверждать, что процесс цифровой трансформации неотвратим, но его развитие происходит и будет происходить не линейно, а скачкообразно. Передовые фирмы и регионы, использующие новейшие цифровые технологии, будут более конкурентоспособны и эффективны в социально-экономическом пространстве страны.

Учитывая предыдущий опыт внедрения и развития процессов цифровизации, можно говорить о том, что будет стратегически верно предусмотреть механизмы, позволяющие снижать возможные риски развития цифровизации. Снижение рисков ускорит внедрение инноваций, что, в свою очередь, позволит скорректировать вектор развития инновационной политики на развитие цифрового бизнеса.

В мировой практике современные цифровые вызовы были приняты и решены за счет привлечения профессиональных венчурных инвесторов с последующим развитием краудфандин-говых инструментов.

Методы исследования. Современные социально-экономические вызовы предполагают поиск и развитие новых альтернативных инструментов инвестирования, позволяющих обеспечить финансовыми ресурсами прорывные инновационные проекты. Таким альтернативным инструментом привлечения финансово-инвестиционных ресурсов на сегодняшний день выступает краудфандинг (краудинвестинг), базирующийся на системе альтернативных механизмов вовлечения частного капитала в актуальные инновационные проекты [1,2,3].

Развитие процессов финансирования частными инвесторами инновационного бизнеса - это неотъемлемая часть развитой социально-экономической системы с сильно зарегулированными традиционными финансовыми инструментами и избыточными, ранее не задействованными, финансовыми ресурсами граждан.

Продолжающийся рост спроса на инвестиционные ресурсы повышает интерес как государства, так и хозяйствующих субъектов к механизмам активации краудфандинговых технологий, реализуемых посредством цифровых инвестиционных площадок.

Развитие этого сегмента финансово-инвестиционного рынка требует организационно-правовой систематизации деятельности государственного регулирования, в т. ч. в части изменения нормативной правовой базы и создания условий для эффективного расширения сектора

краудфандинга в России с учетом мирового опыта.

Рассматривая краудфандинг как альтернативный инструмент привлечения финансово-инвестиционных ресурсов, необходимо учесть мировой опыт исследования и реализации крауд-технологий. Большинство зарубежных ученых-исследователей, в т. ч. и Agarwal A., Catalini C., Goldfarb A., Davies R., Belleflamme P., Lambert T. и Schwienbacher A., считают, что современный термин краудфандинг и его производная крауд-инвестиции появились в 2006 г., хотя не отрицают, что сам феномен «народного финансирования» уходит своими корнями в далекое прошлое [4,5,6].

В РФ крауд-инвестиции («инвестиции по интересам», «народные инвестиции») обрели свою законодательную основу в 2020 г., то есть появилась законодательно закрепленная возможность реализации «цифровых» инвестиционных проектов, а, в частности, краудинвестинг был описан и закреплен в следующих нормативно-правовых актах:

- Федеральном законе №259-ФЗ от 2 августа 2019 г. о привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [7];

- Федеральном законе №259-ФЗ от 31 июля 2020 г. о цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [8].

Бурное развитие альтернативного механизма реализации инвестиционной деятельности стало возможным благодаря появлению цифровых платформ, обеспечивающих возможность реализации краудфандинга.

Все цифровые площадки, осуществляющие деятельность по привлечению инвестиций, на сегодняшний день реализуют один из трех возможных в нашей стране видов крауд-инвестиций:

1. Инвестирование, не предполагающее получение инвесторами каких-либо доходов и отчислений, кроме возможности получения морального удовлетворения от причастности к определенному проекту, в силу чего является весьма притягательным видом инвестирования для лиц, не желающих принимать на себя какие-либо обязательства.

2. Инвестирование, основанное на получении определенного вида вознаграждения или дохода. Помимо вознаграждения в виде получения какого-либо бонуса данный вид инвестирования предполагает и получение денежного вознаграждения, чаще всего оно определяется как установленная доля от будущей прибыли при успешной реализации проекта.

3. Долговое инвестирование, самый распространенный вид в мировой практике, основано на привлечении малых по объему кредитов от частных инвесторов.

Для России и ее регионов все перечисленные механизмы краудфандинга являются весьма перспективными, они способны внести в региональные социально-экономические системы развития механизмы, способные запустить процессы появления ранее недоступных форм инвестирования.

В то же время необходимо помнить, что развитию краудфандинга в России препятствует его нормативная неурегулированность, подобная неурегулированность не позволяет фирмам-стартапам привлекать финансирование из-за идентичности передачи доли в проекте с публичным предложением акций. Один такой правовой пробел делает процесс привлечения финансирования взамен представленным акциям компании на цифровых платформах незаконным, соответственно и нереализуемым.

Решение такой же проблемы, но уже в США, описано в статье «Some simple economics of crowdfunding» авторов Ajay K. Agrawal, Christian Catalini и Avi Goldfarb [4] и включает необходимость принятия специализированного закона, который и был подписан президентом США Бараком Обамой 5 апреля 2012 г. и назывался «Jumpstart Our Business Startups (JOBS)».

Современный тренд развития краудфандинга способен привлечь не только начинающие компании, но и крупные бизнес-структуры, которые пытаются не отставать от цифровых инноваций. Крупные компании не исключают для себя возможности реализации небольшой части своих проектов на основе цифровых площадок, в этом случае краудфандинг выступает дополнительным источником софинансирования. Использование краудфандинга в качестве метода софинансирования крупных, амбициозных и имеющих социальную направленность

Дрсллнов Ш.Д., Максимова С.Ю.

СОВРЕМЕННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)

проектов может рассматриваться и как конкурентное преимущество при привлечении инвесторов.

Рассматривая крауд-технологии как средство привлечения финансово-инвестиционных ресурсов, необходимо учитывать и предпочтения инвесторов. Предпочтениям инвесторов посвящено исследование Belleflamme P., Lambert T. и Schwienbacher A. «Crowdfunding: Tapping the right crowd» [6], ими были рассмотрены две различные формы краудфандинга: предзаказ продукта и обмен на долю будущей прибыли. По итогам исследования они пришли к выводу, что инвесторы предпочтут предварительный заказ, если первоначальная потребность в капитале относительно мала, и распределение прибыли в противном случае.

Немаловажной проблемой, тормозящей развитие крауд-технологий, являются риски, характерные для инновационных проектов. Так, предприниматели несут риск заимствования оригинальной бизнес-идеи, озвученной на открытой цифровой площадке, больше всего в этом аспекте уязвимы проекты, связанные с технологическими новшествами.

С другой стороны, существующие цифровые платформы по привлечению финансовых ресурсов не предполагают объемы средств, достаточные для реализации проектов в промышленных масштабах, что снижает количество проектов, которым бы вредила максимальная прозрачность.

По другую сторону находятся риски инвесторов, которые только с определенной вероятностью могут предугадать успешность проекта, его перспективы, не говоря уже о возможностях использовании крауд-технологий в мошеннических схемах [12,13,14].

В то же время цифровые платформы не могут нести ответственность за реализуемость и реализацию бизнес-проекта, поскольку это не входит в перечень их задач и полномочий.

Исходя из вышеперечисленного, на наш взгляд, наиболее ощутимыми могут стать последствия неудавшегося проекта в случае реализации долгового и акционерного краудфандинга. Неспроста именно этому направлению уделяется больше внимания в сфере его правового регулирования. В России долговое крауд-инвестирование на сегодняшний день практически не применяется, соответственно отсутствует и его нормативно-правовое обеспечение.

Не совсем риском, а всего лишь актуальным вопросом является нуждающийся в своей нормативно-правовой проработке контроль за использованием собранных и еще не переведенных инициаторам финансовых ресурсов. Сопутствующим звеном контроля выступает детальная регламентация и учет возврата спонсорам средств, если их сбор в необходимом объеме в итоге не был завершен.

Отсутствие правового регулирования в этой сфере рано или поздно приведет к возникновению проблем. Здесь же необходимо помнить, что компании, реализующие краудфандинговую деятельность, не подпадают под действие Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [15]. Этот аспект полностью исключает контроль спецслужб за деятельностью компаний, осуществляющих краудфандинговую деятельность.

Даже с учетом возможных рисков изначально определенная цель, установленный объем необходимых финансовых ресурсов, утвержденная калькуляция возможных расходов и прозрачность процесса привлечения финансовых средств делает крауд-инвестиции одним из самых востребованных способов сбора средств [13].

Безусловно, развитие крауд-технологий является стимулирующим фактором для развития экономик регионов нашей страны. Поэтому конкурентные преимущества получат те регионы, которые смогут сформировать достаточно успешный цифровой инвестиционный потенциал. И речь идет не только о небольших и социальных проектах, а затрагиваются достаточно крупные региональные проекты на основе народного софинансирования.

Опыт США по применению крауд-технологий в региональном аспекте с выделением его позитивного влияния на экономику рассмотрен Davies R. в статье «Three provocations for civic crowdfunding» [5], по мнению автора, крауд-технологии позволят создавать общественные или квазипубличные активы, однако и здесь необходим новый подход в развитии региональных экономико-правовых механизмов.

Применительно к региональному аспекту крауд-инвестиций [17,18,19,20] можно утверждать, что «инвестиции для всех» позволят достичь следующих качественных показателей:

- увеличить вовлеченность всех слоев населения в инвестиционную деятельность, включая людей с ограниченными возможностями;

- развить инвестиционный потенциал региона, за счет «цифровых» платформ формирования инвестиционных ресурсов.

Развитие и популяризация крауд-инвестиций в регионах России должно стать стратегическим приоритетом интенсификации их «цифровой» инвестиционной деятельности и предполагает необходимость реализации актуальных изменений социально-экономической системы региона на основе решения следующих задач.

Первая задача - «определение возможностей крауд-технологий в мировой и отечественной практиках развития "цифровой" инвестиционной деятельности». Реализация задачи достигается путем:

- изучения всех инвестиционно-значимых факторов реализации крауд-технологий с учетом специфики регионального социально-экономического развития;

- разработки предложений по совершенствованию регионального законодательства, направленного на регулирование отношений, связанных с реализацией крауд-инвестиций и формированием «цифрового инвестиционного потенциала» региона, а также внесения изменений в уже сформированный массив «инвестиционных» нормативно-правовых актов;

- обоснования направлений экономически «позитивного» развития крауд-инвестиций в регионе, как механизма оживления экономической активности населения, через вовлечение широких слоев населения в инвестиционную деятельность.

Реализация первой задачи позволит достигнуть следующего эффекта:

- развить региональное «инвестиционное» законодательство на основе научно-обоснованных предложений по реализации и поддержке крауд-инвестиций;

- улучшить «инвестиционный климат» региона за счет «позитивного» эффекта от реализации «цифровых» инвестиционных проектов.

Вторая задача - «популяризация крауд-технологий как среди бизнес-сообщества, так и среди различных возрастных и социальных групп населения региона». Реализация задачи достигается путем:

- изучения инвестиционной активности населения в различных сферах общественной жизни и анализа «цифровых» инвестиционных возможностей молодежи региона;

- проведения мероприятий по популяризации крауд-инвестиций как среди бизнес-сообщества, так и среди различных возрастных и социальных групп населения региона.

Реализация второй задачи позволит достигнуть следующего эффекта:

- развить инвестиционную сферу региона за счет формирования новых «цифровых» инвестиционных ресурсов;

- улучшить качество жизни населения региона за счет вовлечения широких слоев общества в инвестиционную деятельность.

Результаты. В современных условиях развития краудфандинговой деятельности наиболее популярным видом крауд-инвестирования в России и ее регионах являются:

- инвестирование без обязательств, основанное на пожертвованиях;

- инвестирование за вознаграждение, основанное на получение привилегий или вознаграж-

Литература

1. Kortleben, H., Vollmar, B. Crowdinvesting : Eine Alternative in der Gründungsfinanzierung?» / PFH Forschungspapiere // Research Papers Göttingen. Deutschland: Private University of Applied Sciences (PFH). 2012. No.6. S. 4.

2. Piller, F. & Hilgers, D. Praxis Handbuch Technologie Transfer, Innovative Methoden zum Transfer wissenschaftlicher Ergebnisse in die industrielle Anwendung (1. Auflage Ausg.). - Düsseldorf: Symposium Publishing GmbH, 2013.

3. Сагидов, А. К. Современное состояние и проблемы развития инновационной сферы Республики Дагестан //Материалы Vi Всероссийской научно-практической конференции «Теоретические основы оптимизации управления социально-экономическими процессами в современных условиях» ; под ред. Ш. Т. Исмаиловой. 2018. С. 69-70.

4. Agarwal, A., Catalini, C. & Goldfarb A. Some Simple Economics of Crowdfunding //Innovation Policy and the Economy. - Chicago : University of Chicago Press, 2013. [Электронный ресурс]. - URL : http:// www.nber.org/papers/w19133.pdf/ (дата обращения: 5.02.2021).

5. Davies, R. Three provocations for civic crowdfunding. 2015 [Электронный ресурс]. - URL : https://

Арсланов Ш.Д., Максимова С.Ю.

СОВРЕМЕННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)

www.researchgate.net/publication/269998241_Three_provocationsforciviccrowdfunding/ (дата обращения: 5.02.2021).

6. Belleflamme, P., Lambert, T. & Schwienbacher A. Crowdfunding : tapping the right crowd. 2011 [Электронный ресурс]. - URL : https://www.researchgate.net/ publication/228263793_Crowdfunding_Tapping_the_Right_Crowd (дата обращения: 5.02.2021).

7. Федеральный закон от 2 августа 2019г. № 259-ФЗ о привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL : http://www.consultant.ru/, (дата обращения: 5.02.2021).

8. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ о цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL : http://www.consultant.ru/ (дата обращения 5.02.2021).

9. Сайт Boomstarter. 2017 [Электронный ресурс]. - URL : https://boomstarter.ru/ (дата обращения: 5.02.2021).

10. Народное финансирование. Сайт Planeta.ru [Электронный ресурс]. - URL : https://planeta.ru/ (дата обращения: 5.02.2021).

11. Краудфандинг. Сайт Kroogi.com [Электронный ресурс]. - URL : https://kroogi.com/explore?locale=ru (дата обращения: 5.02.2021).

12. Хау, Дж. Краудсорсинг. Коллективный разум - будущее бизнеса / Дж. Хау ; пер. с англ. - М. : Альпи-на Паблишер [Электронный ресурс]. - URL : https://www.alpinabook.ru/catalog/book-7286/ (дата обращения: 5.02.2021).

13. Арсланова, X Д., Арсланов, Ш. Д., Шахтаманова, Л. Г. Институты регионального развития в условиях проблемных регионов : возможности и перспективы // Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. № 11 (97). С. 155-161.

14. Арсланов, Ш. Д., Арсланова, X Д., Ниналалова, Л. Г., Гаджиева, А. Г. Современная инвестиционная политика проблемного региона как элемент реализации стратегии его долгосрочного социально-экономического развития // Материалы Международной научно-практической заочной конференции «Актуальные проблемы развития финансового сектора» ; отв. ред. Я.Ю. Радюкова. 2015. С. 5-11.

15. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [Электронный ресурс]. -URL : http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 5.02.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Краудинвестинг. Финансовый гений [Электронный ресурс]. - URL : http://fingeniy.com/ kraudinvesting/ (дата обращения: 5.02.2021).

17. Петросянц, В. З., Арсланова, Х. Д., Ниналалова, Л. Г. Зарубежный опыт государственного регулирования регионального развития //Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. № 10 (72). С. 99-105.

18. Сагидов, Ю. Н. Суверенная активность созидательной деятельности в регионе как условие его развития // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы развития национальной экономики в условиях глобальных инновационных преобразований» : сб. научных трудов ; под ред. М.М. Шабановой. 2019. С. 3-10.

19. Патласов, О. Ю. Краудфандинг : виды, механизм функционирования. Перспективы народного финансирования в России // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2015. № 2 (20) [Электронный ресурс]. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/kraudfanding-vidy-mehanizm-funktsionirovaniya-perspektivy -narodnogo-finansirovaniya-v-rossii (дата обращения: 05.02.2021).

20. Giudici, G., Nava, R., Lamastra, C. R. & Verecondo, C. Crowdfunding : the new frontier for financing En-trepreneurship? 13. Mailand, Italien : Department of Management, Production and Logistics // Politecnico de Milano, 2012.

References:

1. Kortleben, H., Vollmar, B. Crowdinvesting : Eine Alternative in der Gründungsfinanzierung?» / PFH Forschungspapiere // Research Papers Göttingen. Deutschland: Private University of Applied Sciences (PFH). 2012. No.6. S. 4.

2. Piller, F. & Hilgers, D. Praxis Handbuch Technologie Transfer, Innovative Methoden zum Transfer wissenschaftlicher Ergebnisse in die industrielle Anwendung (1. Auflage Ausg.). - Düsseldorf: Symposium Publishing GmbH, 2013.

3. Sagidov, A. K. Sovremennoe sostoyanie i problemy razvitiya innovacionnoj sfery Respubliki Dagestan //Ma-terialy VI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Teoreticheskie osnovy optimizacii upravleniya social'no-ekonomicheskimi processami v sovremennyh usloviyah» ; pod red. SH.T. Ismailovoj. 2018. S. 69—70.

4. Agarwal, A., Catalini, C. & Goldfarb A. Some Simple Economics of Crowdfunding //Innovation Policy and the Economy. - Chicago : University of Chicago Press, 2013. [Elektronnyj resurs]. - URL : http:// www.nber.org/papers/w19133.pdf/ (data obrashcheniya: 5.02.2021).

5. Davies, R. Three provocations for civic crowdfunding. 2015 [Elektronnyj resurs]. - URL : https:// www.researchgate.net/publication/269998241_Three _provocationsforciviccrowdfunding/ (data obrashcheniya: 5.02.2021).

6. Belleflamme, P., Lambert, T. & Schwienbacher A. Crowdfunding : tapping the right crowd. 2011 [Elektronnyj resurs]. - URL : https://www.researchgate.net/ publication/228263793_Crowdfunding_Tapping_the_Right_Crowd (data obrashcheniya: 5.02.2021).

7. Federal'nyj zakon ot 2 avgusta 2019g. № 259-FZ o privlechenii investicij s ispol'zovaniem investicionnyh platform i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. -

URL : http://www.consultant.ru/, (data obrashcheniya: 5.02.2021).

8. Federal'nyj zakon ot 31 iyulya 2020 g. № 259-FZ o cifrovyh finansovyh aktivah, cifrovoj valyute i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. - URL : http:// www.consultant.ru/(data obrashcheniya 5.02.2021).

9. Sajt Boomstarter. 2017 [Elektronnyj resurs]. - URL : https://boomstarter.ru/ (data obrashcheniya: 5.02.2021).

10. Narodnoe finansirovanie. Sajt Planeta.ru [Elektronnyj resurs]. - URL : https://planeta.ru/ (data obrashcheniya: 5.02.2021).

11. Kraudfanding. Sajt Kroogi.com [Elektronnyj resurs]. - URL : https://kroogi.com/explore?locale=ru (data obrashcheniya: 5.02.2021).

12. Hau, Dzh. Kraudsorsing. Kollektivnyj razum - budushchee biznesa /Dzh. Hau ; per. s angl. - M. : Al'pina Pablisher [Elektronnyj resurs]. - URL : https://www.alpinabook.ru/catalog/book-7286/ (data obrashcheniya: 5.02.2021).

13. Arslanova, H. D., Arslanov, SH. D., SHahtamanova, L. G. Instituty regional'nogo razvitiya v usloviyah problemnyh regionov : vozmozhnosti i perspektivy //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2018. № 11 (97). S. 155-161.

14. Arslanov, SH. D., Arslanova, H. D., Ninalalova, L. G., Gadzhieva, A. G.

15.Sovremennaya investicionnaya politika problemnogo regiona kak element realizacii strategii ego dol-gosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya // Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj zao-chnoj konferencii «Aktual'nyeproblemy razvitiyafinansovogo sektora» ; otv. red. YA.YU. Radyukova. 2015. S. 5-11.

16. Federal'nyj zakon ot 7 avgusta 2001 g. № 115-FZ o protivodejstvii legalizacii (otmyvaniyu) dohodov, polu-chennyh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma» [Elektronnyj resurs]. - URL : http:// www.consultant.ru/ (data obrashcheniya: 5.02.2021).

17. Kraudinvesting. Finansovyj genij [Elektronnyj resurs]. - URL : http://fingeniy.com/kraudinvesting/ (data obrashcheniya: 5.02.2021).

18. Petrosyanc, V. Z., Arslanova, H. D., Ninalalova, L. G. Zarubezhnyj opyt gosudarstvennogo regulirovaniya regional'nogo razvitiya //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2016. № 10 (72). S. 99-105.

19. Sagidov, YU. N. Suverennaya aktivnost' sozidatel'noj deyatel'nosti v regione kak uslovie ego razvitiya // Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Problemy razvitiya nacional'noj ekonomiki v usloviyah global'nyh innovacionnyh preobrazovanij» : sb. nauchnyh trudov ; pod red. M.M. SHabanovoj. 2019. S. 3-10.

20. Patlasov, O. YU. Kraudfanding : vidy, mekhanizm funkcionirovaniya. Perspektivy narodnogo finansiro-vaniya v Rossii // Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya. 2015. № 2 (20) [Elektronnyj resurs]. -URL : https://cyberleninka.ru/article/n/kraudfanding-vidy-mehanizm-funktsionirovaniya-perspektivy-narodnogo-finansirovaniya-v-rossii (data obrashcheniya: 05.02.2021).

21. Giudici, G., Nava, R., Lamastra, C. R. & Verecondo, C. Crowdfunding : the new frontier for financing En-trepreneurship? 13. Mailand, Italien : Department of Management, Production and Logistics // Politecnico de Milano, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.