Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СФЕРЫ РЕГИОНА'

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СФЕРЫ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТОР / РЕГИОН / ГОСУДАРСТВО / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арсланов Шамиль Джавадович

Целью настоящего исследования является попытка определить основные проблемы и направления совершенствования государственно-правового регулирования инвестиционной сферы региона, выявить факторы и проблемы, тормозящие ее развитие. Методы исследования. Определены основные проблемы развития инвестиционной сферы и направления совершенствования ее государственно-правового регулирования. Рассмотрены все субъекты инвестиционной деятельности с выделением их специфики на основе осуществления их экономической деятельности. Проанализированы основные тенденции правового регулирования инвестиционной деятельности. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в ходе формирования и реализации как региональной инвестиционной политики в целом, так и ее структурных элементов в отдельности. Результаты. Установлена необходимость формирования механизмов государственной поддержки институциональных инвесторов. Предложены направления развития государственно-правового регулирования инвестиционной сферы региона. Выводы. Регионам СКФО необходимо соответствовать современным трендам развития инвестиционной деятельности, для чего, как показывает практика, необходим своевременный и детализированный комплекс НПА, позволяющий запустить механизмы формирования и развития цифровизации в инвестиционной сфере. Необходимо также исключить «лобби» государственных органов в процессе формирования «цифровых» инвестиционных проектов путем введения ответственности за несоблюдение принципов и положений действующего инвестиционного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND WAYS TO IMPROVE THE SYSTEM STATE AND LEGAL REGULATION INVESTMENT SPHERE OF THE REGION

The purpose of this study is to try to identify the main problems and directions of improving the state-legal regulation of the investment sphere in the region, to identify factors and problems that hinder its development. Research methods. The main problems of development of the investment sphere and directions of improvement of its state-legal regulation are defined. All subjects of investment activity are considered with the allocation of their specifics on the basis of the implementation of their economic activities. The main trends of legal regulation of investment activity are analyzed. Scope of the results. The results of the study can be applied in the formation and implementation of both regional investment policy as a whole and its structural elements separately. Results. The necessity of forming mechanisms of state support for institutional investors is established. The directions of development of state and legal regulation of the investment sphere of the region are proposed. Conclusions. Regions skfo it is necessary to meet modern trends of development of investment activity, which, as practice shows, timely and detailed complex of NPA, allowing you to run the mechanisms of formation and development of digitalization in the investment field. It is also necessary to exclude the "lobby" of state bodies in the process of forming "digital" investment projects by introducing liability for non-compliance with the principles and provisions of the current investment legislation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СФЕРЫ РЕГИОНА»

УДК 330.322 АРСЛАНОВ ШАМИЛЬ ДЖАВАДОВИЧ

к.э.н., доцент, старший научный сотрудник Института социально-экономических исследований ДФИЦ РАН,

e-mail: аrs_dgu @mail .ru

D0l:10.26726/1812-7096-2020-10-74-80 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СФЕРЫ РЕГИОНА

Аннотация. Целью настоящего исследования является попытка определить основные проблемы и направления совершенствования государственно-правового регулирования инвестиционной сферы региона, выявить факторы и проблемы, тормозящие ее развитие. Методы исследования. Определены основные проблемы развития инвестиционной сферы и направления совершенствования ее государственно-правового регулирования. Рассмотрены все субъекты инвестиционной деятельности с выделением их специфики на основе осуществления их экономической деятельности. Проанализированы основные тенденции правового регулирования инвестиционной деятельности. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в ходе формирования и реализации как региональной инвестиционной политики в целом, так и ее структурных элементов в отдельности. Результаты. Установлена необходимость формирования механизмов государственной поддержки институциональных инвесторов. Предложены направления развития государственно-правового регулирования инвестиционной сферы региона. Выводы. Регионам СКФО необходимо соответствовать современным трендам развития инвестиционной деятельности, для чего, как показывает практика, необходим своевременный и детализированный комплекс НПА, позволяющий запустить механизмы формирования и развития цифровизации в инвестиционной сфере. Необходимо также исключить «лобби» государственных органов в процессе формирования «цифровых» инвестиционных проектов путем введения ответственности за несоблюдение принципов и положений действующего инвестиционного законодательства. Ключевые слова: инвестор, регион, государство, развитие

ARSLANOV SHAMIL DJA VADOVICH

Ph. D. in Economics, associate Professor, senior researcher at the Institute of socio-economic research of the Russian Academy of Sciences,

e-mail: ars_dgu@mail.ru

PROBLEMS AND WAYS TO IMPROVE THE SYSTEM STATE AND LEGAL REGULATION INVESTMENT SPHERE OF THE REGION

Abstract. The purpose of this study is to try to identify the main problems and directions of improving the state-legal regulation of the investment sphere in the region, to identify factors and problems that hinder its development. Research methods. The main problems of development of the investment sphere and directions of improvement of its state-legal regulation are defined. All subjects of investment activity are considered with the allocation of their specifics on the basis of the implementation of their economic activities. The main trends of legal regulation of investment activity are analyzed. Scope of the results. The results of the study can be applied in the formation and implementation of both regional investment policy as a whole and its structural elements separately. Results. The necessity of forming mechanisms of state support for institutional investors is established. The directions of development of state and legal regulation of the investment sphere of the region are proposed. Conclusions. Regions skfo it is necessary to meet modern trends of development of investment activity, which, as practice shows, timely and detailed complex of NPA, allowing you to run the mechanisms of formation and development of digitalization in the investment field. It is also necessary to exclude the "lobby" of state bodies in the process of forming "digital" investment projects by introducing liability for non-compliance with the principles and provisions of the current investment legislation. Keywords: investor, region, state, development

Введение. Любое регуляторно-установочное воздействие государственной власти, будь то в рамках административно-правовых или/и социально-экономических реформ, должно осуществляться только на законной основе с соблюдением всех правовых принципов.

Формирование и реализация инвестиционной политики государства должно также основываться на принятых целеустанавливающих стратегических документах социально-экономического развития и специализированных НПА, посредством которых государственные органы осуществляют деятельность по улучшению инвестиционного климата и интенсификации развития социально-экономической системы в целом.

Создание благоприятного инвестиционного климата на сегодняшний день невозможно без продуманного и детализированного правового регулирования всех процессов, протекающих в инвестиционной сфере [1,5,12,18,21].

Методы исследования. Региональные законы об инвестиционной деятельности и ее государственной поддержке приняты во всех субъектах, входящих в СКФО. Однако принятые законы закрепляют лишь общие принципы и цели инвестиционной деятельности в регионе и, как правило, очерчивая возможную государственную поддержку, не содержат прямых механизмов развития инвестиционной деятельности.

Исследование направлений развития инвестиционного законодательства регионов СКФО характеризует законодательство большинства из них как диспозитивное и рамочное. Поскольку в большинстве случаев речь идет всего лишь об очерченных рамках осуществления инвестиционной деятельности и реализации возможной государственной поддержки. Соответственно государственная поддержка -это единственный механизм, развивающий инвестиционные сферы регионов СКФО.

Такой вектор развития инвестиционной сферы регионов привел к тому, что на сегодняшний день возникла острая необходимость нормализации государственно-правового регулирования инвестиционных процессов. Для чего была введена процедура оценки регулирующего воздействия (ОРВ) проектов нормативных правовых актов, принимаемых органами исполнительной власти и направленных на снижение возможных расходов бизнеса и устранение существующих и предполагаемых административных барьеров [2,4,15,16,19].

Страны ОЭСР Российская Федерация

Доклад по ОРВ подготавливает орган, осуществляющий выработку госполитики в конкретно взятой сфере, данный орган располагает: - кадровым ресурсом для исследования нормотворческих тенденций; - оперативными данными в сфере своей деятельности; - образует прямую и обратную информационные связи с бизнес-сообществом. Заключения об ОРВ на проекты НПА, разработанных ФО-ИВ, подготавливает исключительно Минэкономразвития, а именно, Департамент/Отдел ОРВ. Исключено: - соблюдение этапов прохождения ОРВ; - изучение проблемы, ее масштаб и оценка причин возникновения; - поиск и анализ альтернативных способов решения проблем. Для подготовки заключения об ОРВ выносится законченный проект НПА (с точки зрения разработчика - оптимальный для решения проблемы). Обсуждение всех возможных путей решения проблемы сводится к общим рассуждениям о проблеме. Установлена обязанность разработчиков НПА его сопровождения пояснительной запиской, без регламентации формы пояснительной записки, что приводит к игнорированию данного требования и снижению качества подготовленного заключения. Цель ОРВ отсеять НПА, которые приведут к увеличению расходов бизнеса и появлению новых административных барьеров без формирования политики развития и поиска альтернатив. Общественное обсуждение НПА обязательно только для НПА, принимаемых ФОИВ. Отсутствует практика анализа влияния принятых НПА на развитие урегулированных отношений и решения обозначенных проблем.

Заключения об ОРВ проверяются на качество подготовки органом, который отвечает: - за реформу госрегулирования; - за содействие органам госвласти при формировании заключений по ОРВ; - за повышение квалификации госслужащих по необходимым направлениям; - за направления развития института ОРВ.

Качество оценки НПА находится в ведении Regulatory Impact Unit (RIU). Каждый орган исполнительной власти имеет в своей структуре департамент ОРВ (Departmental RIU)». Комплексный отчет об ОРВ включает полное описание работы органа госвласти по поиску оптимального решения проблемы в своей сфере и представляет всем заинтересованным лицам ознакомиться с ним на предмет анализа и понимания того, что госполитика основывается на научно-обоснованных позициях, а решения принимаются исключительно в интересах общества. На общественное обсуждение должны выноситься концеп-ШШАЦнеттМШШМыё к принятию документы.

В то же время ОРВ представляет собой процедуру анализа проблем и целей государственно -правового регулирования, поиска допустимых вариантов достижения этих целей, а также связанных с ними выгод и издержек социальных групп, подвергающихся воздействию регулирования, в т. ч. хозяйствующих субъектов, граждан и государства в целом для определения наиболее эффективного варианта регулирующего решения.

Рассматривая специфику механизма проведения ОРВ в России и ее регионах в сравнительной характеристике с национальными моделями ОРВ в западных странах, можно выделить следующие их различия (табл. 1).

Очевидно, что такой формат работы Минэкономразвития РФ и его политика в области развития ОРВ в регионах стратегически бесперспективна.

Поскольку разработчики проектов будут готовить проекты без проработки вариантов решения проблемы, а региональные министерства будут только блокировать однотипные предложения.

На наш взгляд, сегодня регионы СКФО должны определить для себя следующие направления совершенствования государственно-правового регулирования инвестиционной деятельности:

- Совершенствование законодательных основ осуществления инвестиционной деятельности с выделением специфики реализации инвестиционных проектов в конкретных отраслях.

- Определение существующих и возможных инвестиционных ниш в экономике региона с учетом влияния мировых трендов развития на социально-экономические процессы.

- Формирование и развитие региональной инвестиционной инфраструктуры на основе современных инновационных технологий.

- Осуществление постоянного мониторинга и контроля за реализуемыми на территории региона инвестиционными проектами с последующей возможностью координации.

- Проработка всех возможных форм государственной поддержки на основе страхования рисков при осуществлении инвестиционных проектов.

Все перечисленные направления невозможны при отсутствии надлежащей правовой политики в инвестиционной сфере, которая аккумулирует необходимость правовой регламентации направлений развития в инвестиционной сфере [3,11,13,17,20].

Действенное государственно-правовое регулирование должно базироваться на едином понимании процесса инвестирования, поэтому необходим пересмотр всего массива НПА в инвестиционной сфере с целью определения его дальнейшего развития либо по пути «сведения к единому документу», определяющему правила инвестиционной деятельности, либо по пути «конкретизации инвестиционных норм» в различных НПА во всех сферах инвестиционной деятельности.

В обоих случаях необходим пересмотр понимания следующих понятий и терминов. Начать необходимо с понимания термина «инвестор», сегодня он используется во многих НПА, но при этом отсутствует его четкое понимание. По факту инвестор представляется как лицо, являющееся субъектом инвестиционных отношений, вкладывающее как собственные, так и привлеченные средства в объекты инвестирования. Однако законодатель не всегда инвестора называет инвестором, все зависит от правовой формы, в которой инвестор реализует свою деятельность.

Так, к примеру, при заключении концессионного соглашения инвестора в нем называют концессионером, при заключении соглашения о ГЧП инвестором является «частный партнер», в договоре лизинга инвестор прописан как лизингодатель и т.д.

Чтобы полнее определить статус инвестора в зависимости от ряда факторов, определяющих сферу осуществления инвестиционной деятельности, необходимо классифицировать инвесторов по различным критериям (табл. 2).

Статья 4 Закона об осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений перечисляет всех реальных инвесторов, в перечень которых включены инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица, с учетом того что один субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более перечисленных субъектов.

В то же время Закон о привлечении инвестиций с использованием инвестиционных плат-

форм также вводит понятия, как минимум, трех субъектов инвестиционной деятельности: «инвестор»; «лицо, привлекающее инвестиции»; «оператор инвестиционной платформы», но в

Критерий

Вид

Национальная принадлежность

Национальный инвестор

Иностранный инвестор

Право собственности на инвестиции

Инвестор-собственник

Институциональный инвестор

Количество участников инвестирования

Индивидуальный инвестор

Коллективный инвестор

Участие государства

Государственный инвестор

Частный инвестор

Управление объектом инвестирования

Прямой инвестор

Косвенный инвестор

Реальный инвестор

Финансовый инвестор

Характер инвестиций —^Источник: составлено автором.-

Поэтому субъектный состав инвестиционных отношений может усложняться только при осуществлении капитальных вложений, из чего следует, что реальный инвестор может совмещать в себе функции нескольких участников инвестиционной деятельности.

Однако и в таком случае есть казусы. К примеру, на практике девелопер выступает в роли самостоятельного участника инвестиционной деятельности, по факту являясь институциональным инвестором, хотя отечественный законодатель не использует термин «девелопер». В то же время девелопер совмещает практически весь субъективный состав инвестиционной деятельности, поскольку является разработчиком идей, костяком команды, реализующей проект, инициатором привлечения финансовых ресурсов и непосредственным исполнителем инвестиционного проекта. В подобных условиях задача девелопера - это координация команды с учетом ответственности по всем инвестиционным рискам. Факт того, что понятие девелопер не закреплено в НПА, связано больше с тем, что в системе государственно-правового регулирования инвестиционной деятельности акцент инвестиционной политики государства смещен в сторону защиты прав дольщиков и контроля за деятельностью застройщиков, к которым неоправданно относят девелоперов.

Если рассматривать рынок ценных бумаг, в частности, специфику формирования инвестиционных отношений, то и здесь можно выделить специфичный субъектный состав, основными участниками которого выступают эмитент и инвестор.

Инвестор на рынке ценных бумаг - это лица, вкладывающие финансовые средства в акционерный капитал, среди которых принято различать как долевых, так и долговых инвесторов. Наряду с инвесторами необходимо помнить о наличии законодательно закрепленных «владельцев ценных бумаг», разница между ними и инвестором определяется тем, что инвестор вкладывает средства в ценные бумаги с последующим введением их в оборот, а просто «владельцы» не осуществляют дальнейших действий с ценными бумагами. При всем этом законодатель в НПА, регулирующих рынок ценных бумаг, не использует понятие «инвестор», хотя на рынке ценных бумаг выделяется два вида инвесторов:

1) квалифицированные;

2) неквалифицированные.

Перечень «квалифицированных инвесторов» представлен в Законе о рынке ценных бумаг [10] (ч. 1, ст. 51.2), соответственно все остальные инвесторы по умолчанию относятся к неквалифицированным. В то же время термин «неквалифицированный инвестор» законодательно не закреплен, к ним негласно принято относить большинство индивидуальных инвесторов, прежде всего, физических лиц, которые не обладают знаниями и опытом, позволяющими ми-

нимизировать риски инвестирования. Защита таких инвесторов осуществляется на основе Закона о защите прав и законных интересов инвестора на рынке ценных бумаг.

Таким образом, в рамках реализации государственной инвестиционной политики финансовые посредники - институциональные инвесторы являются серьезными игроками на рынке финансово-инвестиционных ресурсов, образуя важный для государства субъект инвестиционной деятельности, выступающий в роли инструмента трансформации финансовых инвестиций в реальные, а индивидуальных в коллективные.

Возвращаясь к закону о привлечении инвестиций с использованием электронных инвестиционных платформ, необходимо отметить, что отсутствие «усложнения» субъектного состава позволило законодательно вычленить посредников в привлечении инвестиционных ресурсов в отдельную категорию, учтенную законодателем, в частности, это «лицо, привлекающее инвестиции».

Такой «посредник» является юрлицом либо предпринимателем без образования юрлица, которому оператор инвестиционной платформы оказывает услуги по привлечению инвестиций, основной деятельностью которых является оказание услуг по содействию в инвестировании и услуг по привлечению инвестиций с использованием инвестиционной платформы.

Помимо прочего, законодатель включил такое понятие, как «утилитарные цифровые права», что позволило расширить способы инвестирования за счет приобретения утилитарных цифровых прав.

В сложившемся организационно-правовом многообразии инвестиционных процессов субъекты инвестиционных отношений выступают в роли субъектов реализации различных направлений государственной инвестиционной политики в динамике конкретных правоотношений, в связи с чем они могут и должны подпадать под меры государственной поддержки и стимулирования.

Что дает нам возможность говорить о целесообразности стимулирования и поддержке не только инвесторов-собственников, но и профессиональных посредников на инвестиционном рынке, так называемых «институциональных инвесторов», которые выступают в роли и в правовом статусе квалифицированного инвестора.

2020 г. с его уникальностью и непредсказуемостью в формировании новых глобальных вызовов в социально-экономической жизни общества, внес и некоторые, ранее нами не рассмотренные, правовые поправки в инвестиционную сферу страны, в частности [6,7,8,9]:

1. Принят Федеральный закон от 31 июля 2020г. № 259-ФЗ о цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, который вступает в силу с 1 января 2021 г. (за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок) и регулирует оборот цифровых финансовых активов и цифровой валюты.

2) Дополнен новой главой Закон о промышленной политике, посвященной специальным инвестиционным контрактам (СПИК).

3) Принят Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 263-Ф3 о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, который исключил положения о Фонде развития.

1. Принят Федеральный закон № 258-ФЗ от 31 июля 2020 г. «Об экспериментальных правовых режимах (ЭПР) в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации», который определил:

- перечень целей и принципов ЭПР в сфере цифровизации инновационной деятельности;

- круг участников ЭПР в сфере цифровизации инновационной деятельности.

Перечень целей установления ЭПР в сфере цифровизации инновационных технологий включает:

- формирование по результатам реализации ЭПР новых видов и форм экономической деятельности, способов осуществления экономической деятельности;

- привлечение инвестиций в развитие предпринимательской деятельности в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации.

Результаты. Определены основные направления совершенствования государственно-правового регулирования инвестиционной деятельности.

Установлено, что государственно-правовое регулирование должно базироваться на едином понимании процесса инвестирования, поэтому необходим пересмотр всего массива НПА в инвестиционной сфере с целью определения его дальнейшего развития либо по пути сведения к единому документу, определяющему правила инвестиционной деятельности, либо конкретизацию инвестиционных норм в различных НПА в различных сферах деятельности.

Установлена необходимость в рамках государственной инвестиционной политики стимулировать не только инвесторов-собственников, но и профессиональных участников рынка инвестиционных услуг - институциональных инвесторов, выступающих в таких отношениях в правовом статусе квалифицированного инвестора.

Выводы. Все вышеизложенное дает нам возможность определить процесс цифровизации как актуальное направление развития инвестиционной деятельности в ближайшей перспекти-

Литература

1. Арсланова, Х. Д., Шахтаманова, Л. Г. Анализ и оценка инвестиционной политики регионов СКФО // Современные тренды российской экономики : вызовы времени - 2017 : материалы международной научно-практической конференции. 2017. С. 44-46.

2. Арсланова, Х. Д., Шахтаманова, Л. Г. Современный взгляд на инвестиционную политику регионов СКФО // Российская экономика : взгляд в будущее : материалы III международной научно-практической конференции (заочной) : в 2 частях. 2017. С. 73-76.

3. Ахмедуев, А. Ш. Современные проблемы неравенства социально-экономического развития регионов России и императивы новой государственной региональной политики // Региональные проблемы преобразования экономики : интеграционные процессы и механизмы формирования и социально-экономическая политика региона : материалы VIII Международной научно-практической конференции. 2017. С. 96-107.

4. Багомедов, М. А. Теоретические вопросы повышения эффективности социально-экономической политики государства //Вопросы структуризации экономики. 2018. № 4. С. 12-19.

5. Гордеев, О. И., Идзиев, Г. И. Теоретические аспекты управления экономической устойчивостью в условиях инновационного развития экономики // Региональные проблемы преобразования экономики. 2017. № 5 (79). С. 67-75.

6. Консультант плюс. Федеральный закон № 258-ФЗ от 31 июля 2020 г. об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации. - URL : http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_358738/(дата обращения 21.10.2020).

7. Консультант плюс. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ о цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. - URL : http://www.consultant.ru/ (дата обращения 21.10.2020).

8. Консультант плюс. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 263-Ф3 о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации. -URL : http://www.consultant.ru/ (дата обращения 21.10.2020).

9. Консультант плюс. Федеральный закон № 258-ФЗ от 31 июля 2020 г. об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации. - URL : http://www.consultant.ru/ (дата обращения 21.10.2020).

10. Консультант плюс. Федеральный закон № 39-ФЗ от 22 апреля 1996 г. о рынке ценных бумаг. -URL : http://www.consultant.ru/ (дата обращения 21.10.2020).

11. Курбанов, К. К., Фейзуллаева, А. Р. Системный подход в регулировании процессами развития экономики проблемных регионов (на примере регионов СКФО) // Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. № 11 (73). С. 87-92.

12. Ниналалова, Л. Г., Арсланова, Х. Д., Гаджиева, А. Г. Анализ современной инвестиционной политики в регионах СКФО // Актуальные проблемы развития финансового сектора : материалы Международной научно-практической заочной конференции ; отв. редактор Я.Ю. Радюкова. 2015. С. 17-26.

13. Петросянц, В. З., Арсланова, Х Д., Ниналалова, Л. Зарубежный опыт государственного регулирования регионального развития // Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. № 10. С. 99105.

14. Петросянц, В. З., Дохолян, С. В., Петросянц, Д. В. Механизм системного регулирования развития проблемных территорий в условиях федерализма // Региональные проблемы преобразования экономики. 2020. № 2 (112). С. 65-74.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Петросянц, В. З., Дохолян, С. В., Деневизюк, Д. А. Государственная региональная политика РФ как базовый инструмент системы регулирования социально-экономического развития проблемных регионов СКФО // Россия в XXI в. : глобальные вызовы и перспективы развития : пленарные доклады Шестого международного форума ; под ред. Цветкова, К.Х. Зоидова. 2017. С. 186-194.

16. Сагидов, А. К. Современное состояние и проблемы развития инновационной сферы Республики Дагестан // Теоретические основы оптимизации управления социально-экономическими процессами в современных условиях : материалы VI Всероссийской научно-практической конференции ; под ред. Ш.Т. Исмаиловой. 2018. С. 69-70.

17. Сагидов, Ю. Н. Регионы с периферийной экономикой : характер проблемности и ее решения //Региональная экономика : теория и практика. 2017. Т. 15. № 3 (438). С. 434-448.

18. Цапиева, О. К. Методологические основы исследования устойчивости региональной экономики //

Проблемы современной экономики. 2011. № 3-1. С. 194.

19. Armstrong, H., Taylor, J. Regional economics and policy. - London : Harvester Wheatsheaf, 1993.

20. Landeta, J. Current validity of the Delphi method in social sciences // Technological Forecasting and Social Change. 2006. Vol. 73. No. 5. P. 467-482.

21. Mendoza, E., Quadrini, V., Rws-Rull, J.-V. Financial Integration, Financial Development, and Global Imbalances // Journal of Political Economy. 2009. Vol. 117. No. 3. P. 371-416.

References:

1. Arslanova, H. D., SHahtamanova, L. G. Analiz i ocenka investicionnoj politiki regionov SKFO // Sovremen-nye trendy rossijskoj ekonomiki : vyzovy vremeni - 2017 : materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017. S. 44-46.

2. Arslanova, H. D., SHahtamanova, L. G. Sovremennyj vzglyad na investicionnuyu politiku regionov SKFO // Rossijskaya ekonomika : vzglyad v budushchee : materialy III mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (zaochnoj) : v 2 chastyah. 2017. S. 73-76.

3. Ahmeduev, A. SH. Sovremennye problemy neravenstva social'no-ekonomicheskogo razvitiya regionov Rossii i imperativy novoj gosudarstvennoj regional'nojpolitiki //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki : integracionnye processy i mekhanizmy formirovaniya i social'no-ekonomicheskaya politika regiona : materialy VIIIMezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017. S. 96-107.

4. Bagomedov, M. A. Teoreticheskie voprosy povysheniya effektivnosti social'no-ekonomicheskoj politiki gosu-darstva // Voprosy strukturizacii ekonomiki. 2018. № 4. S. 12-19.

5. Gordeev, O. I., Idziev, G. I. Teoreticheskie aspekty upravleniya ekonomicheskoj ustojchivost'yu v usloviyah innovacionnogo razvitiya ekonomiki //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2017. № 5 (79). S. 67-75.

6. Konsul'tant plyus. Federal'nyj zakon № 258-FZ ot 31 iyulya 2020 g. ob eksperimental'nyh pravovyh rezhi-mah v sfere cifrovyh innovacij v Rossijskoj Federacii. - URL : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_358738/(data obrashcheniya 21.10.2020).

7. Konsul'tant plyus. Federal'nyj zakon ot 31 iyulya 2020 g. № 259-FZ o cifrovyh finansovyh aktivah, cifrovoj valyute i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii. - URL : http:// www.consultant.ru/ (data obrashcheniya 21.10.2020).

8. Konsul'tant plyus. Federal'nyj zakon ot 31 iyulya 2020 g. № 263-FZ o vnesenii izmenenij v Byudzhetnyj ko-deks Rossijskoj Federacii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii. - URL : http:// www.consultant.ru/ (data obrashcheniya 21.10.2020).

9. Konsul'tant plyus. Federal'nyj zakon № 258-FZ ot 31 iyulya 2020 g. ob eksperimental'nyh pravovyh rezhi-mah v sfere cifrovyh innovacij v Rossijskoj Federacii. - URL : http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya 21.10.2020).

10. Konsul'tant plyus. Federal'nyj zakon № 39-FZ ot 22 aprelya 1996 g. o rynke cennyh bumag. - URL : http:// www.consultant.ru/ (data obrashcheniya 21.10.2020).

11. Kurbanov, K. K., Fejzullaeva, A. R. Sistemnyjpodhod v regulirovaniiprocessami razvitiya ekonomikiprob-lemnyh regionov (na primere regionov SKFO) //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2016. № 11 (73). S. 87-92.

12. Ninalalova, L. G., Arslanova, H. D., Gadzhieva, A. G. Analiz sovremennoj investicionnoj politiki v re-gionah SKFO // Aktual'nye problemy razvitiya finansovogo sektora : materialy Mezhdunarodnoj nauchno -prakticheskoj zaochnoj konferencii ; otv. redaktor YA.YU. Radyukova. 2015. S. 17-26.

13. Petrosyanc, V. Z., Arslanova, H. D., Ninalalova, L. Zarubezhnyj opyt gosudarstvennogo regulirovaniya regional'nogo razvitiya //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2016. № 10. S. 99-105.

14. Petrosyanc, V. Z., Doholyan, S. V., Petrosyanc, D. V. Mekhanizm sistemnogo regulirovaniya razvitiya problemnyh territorij v usloviyah federalizma //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2020. № 2 (112). S. 65-74.

15. Petrosyanc, V. Z., Doholyan, S. V., Denevizyuk, D. A. Gosudarstvennaya regional'naya politika RF kak bazovyj instrument sistemy regulirovaniya social'no-ekonomicheskogo razvitiya problemnyh regionov SKFO // Rossiya v XXI v. : global'nye vyzovy i perspektivy razvitiya : plenarnye doklady SHestogo mezhdunarodnogo foruma ; pod red. Cvetkova, K.H. Zoidova. 2017. S. 186-194.

16. Sagidov, A. K. Sovremennoe sostoyanie i problemy razvitiya innovacionnoj sfery Respubliki Dagestan // Teoreticheskie osnovy optimizacii upravleniya social'no-ekonomicheskimi processami v sovremennyh usloviyah : materialy VI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii ; pod red. SH.T. Ismailovoj. 2018. S. 6970.

17. Sagidov, YU. N. Regiony s periferijnoj ekonomikoj : harakter problemnosti i ee resheniya // Regional'naya ekonomika : teoriya i praktika. 2017. T. 15. № 3 (438). S. 434-448.

18. Capieva, O. K. Metodologicheskie osnovy issledovaniya ustojchivosti regional'noj ekonomiki // Problemy sovremennoj ekonomiki. 2011. № 3-1. S. 194.

19. Armstrong, H., Taylor, J. Regional economics and policy. - London : Harvester Wheatsheaf, 1993.

20. Landeta, J. Current validity of the Delphi method in social sciences // Technological Forecasting and Social Change. 2006. Vol. 73. No. 5. P. 467-482.

21. Mendoza, E., Quadrini, V., Rws-Rull, J.-V. Financial Integration, Financial Development, and Global Imbalances // Journal of Political Economy. 2009. Vol. 117. No. 3. P. 371-416.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.