Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФАКТОР'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФАКТОР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ЭКОНОМИКА / РАЗВИТИЕ / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арсланов Шамиль Джавадович

Целью настоящего исследования является попытка актуализации сформировавшихся проблем и обоснования приоритетных путей их возможного решения. Методы исследования. Проведен анализ современных проблем развития инвестиционной сферы региона. Рассмотрены вопросы государственно-правового регулирования инвестиционной сферой и предложены направления его совершенствования. Результаты. Установлено, что общей для всех регионов выступает проблема отсутствия структурированного массива целевых ориентиров для принятия решений властными государственными структурами в отношении отдельно взятых инвестиционных проектов. Другой не менее актуальной проблемой является низкий уровень правовой регламентации механизмов региональной инвестиционной политики в условиях реализации конкретных инвестиционных проектов. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в ходе формирования и реализации как региональной инвестиционной политики в целом, так и ее структурных элементов в отдельности. Выводы. Эффективное государственно-правовое регулирование, направленное на развитие инвестиционной сферы в регионе, должно включать конкретную систему следующих взаимоувязанных мер: проведение структуризации так называемого «инвестиционного» законодательства; создание системы административно-экономического инструментария; стимулирование развития и поиска новых источников дохода предпринимательских структур; формирование системы государственных гарантий защиты и страхования инвестиций; создание организационно-экономического механизма, способного привлекать финансовые средства из капиталоемких отраслей в инвестиционноемкие, избегая их утечки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION: THE INVESTMENT FACTOR

The purpose of this study is to try to update the existing problems and justify priority ways to solve them. Method of research. The analysis of modern problems of development of the investment sphere of the region is carried out. The issues of state and legal regulation of the investment sphere are considered and the directions of its improvement are proposed. Results. It is established that the problem of lack of a structured array of targets for decision-making by government agencies in relation to individual investment projects is common for all regions. Another equally urgent problem is the low level of legal regulation of regional investment policy mechanisms in the context of specific investment projects. The scope of the results. The results of the study can be applied in the formation and implementation of regional investment policy as a whole, and its structural elements separately. Conclusions. Effective state and legal regulation aimed at developing the investment sphere in the region should include a specific system of the following interrelated measures: structuring the so-called "investment" legislation; creating a system of administrative and economic tools; stimulating the development and search for new sources of income for business structures; formation of a system of state guarantees for investment protection and insurance; creation of an organizational and economic mechanism that can attract financial resources from capital-intensive industries to investment-intensive ones, avoiding their leakage.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФАКТОР»

АРСЛАНОВ ШАМИЛЬ ДЖАВАДОВИЧ

к.э.н., доцент, старший научный сотрудник Института социально-экономических исследований ДФИЦ РАН,

e-mail: аrs_dgu @mail .ru

D0l:10.26726/1812-7096-2020-07-66-72 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФАКТОР

Аннотация. Целью настоящего исследования является попытка актуализации сформировавшихся проблем и обоснования приоритетных путей их возможного решения. Методы исследования. Проведен анализ современных проблем развития инвестиционной сферы региона. Рассмотрены вопросы государственно-правового регулирования инвестиционной сферой и предложены направления его совершенствования. Результаты. Установлено, что общей для всех регионов выступает проблема отсутствия структурированного массива целевых ориентиров для принятия решений властными государственными структурами в отношении отдельно взятых инвестиционных проектов. Другой не менее актуальной проблемой является низкий уровень правовой регламентации механизмов региональной инвестиционной политики в условиях реализации конкретных инвестиционных проектов. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в ходе формирования и реализации как региональной инвестиционной политики в целом, так и ее структурных элементов в отдельности. Выводы. Эффективное государственно-правовое регулирование, направленное на развитие инвестиционной сферы в регионе, должно включать конкретную систему следующих взаимоувязанных мер: проведение структуризации так называемого «инвестиционного» законодательства; создание системы административно-экономического инструментария; стимулирование развития и поиска новых источников дохода предпринимательских структур; формирование системы государственных гарантий защиты и страхования инвестиций; создание организационно-экономического механизма, способного привлекать финансовые средства из капиталоемких отраслей в инвестиционноемкие, избегая их утечки. Ключевые слова: регион, экономика, развитие, инвестиции

УДК 330.322

ARSLANOV SHAMIL DJA VADOVICH

Ph. D. in Economics, associate Professor, senior researcher at the Institute of socio-economic research of the Russian Academy of Sciences,

e-mail: frc_snK@mail.ru

SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION: THE INVESTMENT FACTOR

Abstract. The purpose of this study is to try to update the existing problems and justify priority ways to solve them. Method of research. The analysis of modern problems of development of the investment sphere of the region is carried out. The issues of state and legal regulation of the investment sphere are considered and the directions of its improvement are proposed. Results. It is established that the problem of lack of a structured array of targets for decision-making by government agencies in relation to individual investment projects is common for all regions. Another equally urgent problem is the low level of legal regulation of regional investment policy mechanisms in the context of specific investment projects. The scope of the results. The results of the study can be applied in the formation and implementation of regional investment policy as a whole, and its structural elements separately. Conclusions. Effective state and legal regulation aimed at developing the investment sphere in the region should include a specific system of the following interrelated measures: structuring the so-called "investment" legislation; creating a system of administrative and economic tools; stimulating the development and search for new sources of income for business structures; formation of a system of state guarantees for investment protection and insurance; creation of an organizational and economic mechanism that can attract financial resources from capital-intensive industries to investment-intensive ones, avoiding their leakage.

Keywords: region, economy, development, investment

Введение. В условиях развития рыночной экономики и построения рыночных отношений актуализируется вопрос исследования экономико-правовых основ формирования и развития инвестиционной сферы, а также возможностей правовой формализации инвестиционных отношений.

На сегодняшний день российский законодатель определил нормативно-правовую базу управления инвестиционной сферой федерального уровня, включающую основные формы и методы реализации государственной поддержки и правового регулирования инвестиционной деятельности.

В свою очередь, на региональном уровне посредством принятия соответствующих законодательных актов очерчены и установлены полномочия субъектов Российской Федерации в сфере развития инвестиционной деятельности на данных территориях.

Однако реальное состояние инвестиционной сферы, как в стране в целом, так и в большинстве ее регионов, на сегодняшний день оценивается как «неразвитое» [1,3,4,5,6]. Сложившиеся проблемы в инвестиционной сфере и их причины на региональном и федеральном уровнях остаются объектом пристального внимания ученых. Изучение различных путей выхода из сложившейся ситуации, систематизация существующих мнений, а также обобщение имеющегося опыта государственно-правового регулирования инвестиционной сферой остаются теми актуальными направлениями изучения, потребность в которых не иссякает.

Целью настоящего исследования является попытка актуализации сформировавшихся проблем и обоснования приоритетных путей их возможного решения.

Методы исследования. Рассматривая инвестиционную деятельность, необходимо отметить, что в узком смысле она рассматривается как вложение средств, приносящее доход, а в широком смысле - как деятельность по размещению денежных средств и имущества в различного рода проекты, реализация которых обеспечит преумножение вложений.

В чем заключается и кем гарантируется доходность инвестиционной деятельности?

На практике поддержка и формирование благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности осуществляется государством, посредством реализации функций управления социально-экономическим развитием страны.

В соответствии с законодательными условиями реализация мер по созданию благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности осуществляется посредством применения различного рода инструментов стимулирования, таких, как:

- совершенствование фискальной политики, введение специальных налоговых режимов;

- развитие финансовых институтов, позволяющих реализовывать меры государственной поддержки;

- закрепление прозрачных и понятных правил осуществления инвестиционной деятельности, применение специальных правовых режимов.

Система государственно-правового регулирования инвестиционной сферой берет свое начало еще с 1998 г. До 2002 г. в Российской Федерации существовал так называемый «бюджет развития», финансирование и формирование которого происходило за счет источников, которые прямо определялись законодательством. Такая специфика «бюджета развития» позволяла концентрировать финансовые ресурсы на целевые проекты при условии их эффективности как гарантии возврата заемных денежных средств.

В последующие годы «бюджет развития», как это предполагалось законодательством, не разрабатывался, ему на смену пришла «федеральная адресная инвестиционная программа» (ФАИП).

ФАИП по своей сути выступает одним из инструментов государственного стратегического управления, который направлен на достижение обеспечения реализации государственных приоритетов социально-экономического развития.

ФАИП включает в себя все первоочередные задачи в области развития инвестиционной сферы Российской Федерации, как по отраслям, так и по секторам отечественной экономики. В ФАИП входит и конкретный перечень строящихся объектов, которые напрямую финансируются государством на безвозмездной основе.

В 2005-2006 гг. произошел возврат к практике введения «бюджета развития». Связано это было со стабилизацией и ростом налоговых поступлений в бюджет, что позволило прогнози-

ровать доходную часть бюджета. Но последующие финансовые кризисы внесли свои коррективы, и процесс принятия «бюджета развития» был приостановлен.

Рассматривая субъекты РФ, необходимо отметить, что инвестиционная деятельность в регионе - это чаще всего определенная совокупность экономических, правовых и организационных действий/бездействий государственных органов власти, бизнес-сообщества и физических лиц по формированию и улучшению инвестиционного климата региона [2,7,8,9,11].

В посткризисный период финансирование первоочередных объектов инвестирования на территории регионов РФ становится несколько затруднительным. Трудности экономического и организационного характера, с которыми столкнулись регионы, могут быть преодолены посредством использования программно-целевого подхода.

Рассматривая общепринятое определение программно-целевого подхода, можно сказать, что это определенный способ решения достаточно сложных и многоаспектных задач посредством составления и реализации упорядоченной системы программных мер, направленных на цели, достижение которых позволит добиться решения задач.

Принципы и механизмы взаимодействия органов исполнительной власти при реализации целевых программ также закреплены законодательством. Однако практика разработки и применения федеральных целевых программ показала возникающие затруднения в ходе их реализации.

ФЦП с их изначальной направленностью на достижение общегосударственных, региональных, местных целей имеют один общий недостаток - отсутствие строго определенных и нормативно закрепленных условий отбора, подготовки и реализации инвестиционных проектов.

Этот пробел приводит к тому, что органы исполнительной власти не реализуют в полной мере свою координирующую деятельность в инвестиционной сфере и, как следствие, наблюдается рассредоточение бюджетных средств по большому количеству строящихся объектов, приводящее к снижению качества и своевременности контроля за вводимыми объектами.

Все перечисленные проблемы автоматически проецируются и на региональный уровень, т. е. характерны для большинства региональных целевых программ.

Под целевой программой регионального развития (ЦПРР) принято понимать определенный комплекс социально-экономических, политических и правовых мер, принятых для решения определенной региональной задачи. ЦПРР включает в себя различные подпрограммы, установленные сроки реализации и установленный круг ответственных лиц.

Реализация задач и целей, как федеральных целевых программ, так и региональных программ развития должна осуществляться в рамках направления обеспечения государственной поддержки определенного региона и в соответствии с инвестиционной политикой государства как структурного компонента государственной региональной политики.

Под региональной инвестиционной политикой принято понимать комплекс мер, реализуемых на территории отдельно взятого региона и направленных на достижение максимальной социально-экономической эффективности от реализации региональных инвестиционных проектов.

По нашему мнению, современная региональная инвестиционная политика, закрепленная в виде сложившегося массива структурированных нормативно-правовых актов и в установленном порядке действий органов государственной власти всех уровней, в большинстве регионов является неэффективной.

Анализ нормативно-правовой базы субъектов РФ показывает, что инвестиционная политика в регионах чаще всего идет по пути системного закрепления положений федеральных законодательных актов с незначительными изменениями на основе местных компетенций.

Основные элементы формирования инвестиционной политики на региональном уровне представлены на рисунке .

В условиях финансовой нестабильности, сложившейся после пандемии новой коронавирус-ной инфекции 2020 г., законодательным и исполнительным властям регионов следовало бы принять комплекс мер по активизации экономки в целом и, в частности, продумать стратегию повышения доходности хозяйствующих субъектов.

Формирование регионального законодательного блока, обеспечивающего

Привлечение средств населения

Активизация координирующей роли государственных органов управления

Создание современной информационно-аналитической системы инвестиционной сферы (функция мониторинга)

Создание структур по содействию в повышении инвестиционной активности

Структурные компоненты инвестиционной политики региона

Именно подобные действия региональных и местных властей, возможно, смогут обеспечить увеличение инвестиционной активности в регионе. В то же время наблюдается их исключительно формальный подход к применению программно-целевого метода при формировании комплекса инвестиционных предложений региона. Это объясняется отсутствием либо низким уровнем механизмов отбора первоочередных направлений инвестирования посредством разработки региональных целевых программ и вхождения в федеральные целевые программы.

Одним из значимых направлений развития инвестиционной деятельности в регионе является реконструкция и строительство новых объектов социальной инфраструктуры. Привлечение инвестиционных ресурсов в эту сферу, где перманентно ощущается недостаток ресурсов, целесообразно осуществлять посредством привлечения средств из различных федеральных фондов [10,13,14,15,20].

Достичь эффективности процесса инвестирования представляется возможным при соблюдении подтвержденных реализацией различных проектов, принципов формирования программ инвестиционного развития, предусматривающих:

1) размещение финансовых и инвестиционных средств в сферы деятельности, являющиеся уникальными для данного региона, что позволит добиться конкурентных преимуществ;

2) привлечение финансовых и инвестиционных средств в точки роста региона, это позволит обеспечить процесс расширенного воспроизводства;

3) применение комплекса различного рода рыночных механизмов для вовлечения действующих региональных производственных комплексов в инвестиционный процесс.

Актуализация исследований в сфере развития инвестиционной сферы предполагает не только анализ возможностей увеличения инвестиционных ресурсов, не только активизацию деятельности органов государственной власти, но и анализ всех возможных факторов, негативно влияющих на инвестиционную деятельность [12,16,17,18,19].

Подобные факторы, по нашему мнению, можно разделить на два вида.

К первому виду относятся общегосударственные факторы, их составляют глобальные проблемы, связанные с низким уровнем защиты прав инвесторов в стране, отсутствием четко очерченных и закрепленных гарантий государства, нестабильность судебной системы.

Ко второму виду относятся внутригосударственные факторы, к ним относятся специфические проблемы, присущие отдельно взятым регионам и муниципалитетам, проблемы отдельных отраслей и предприятий. К ним можно отнести тенденции, опирающиеся на нежелание вкладывать собственные средства предприятий в основной капитал, предпочитая размещать их в различных финансовых продуктах. Сюда же можно отнести и ставку банковского креди-

та, неконтролируемые изъятия финансовых средств из сфер, пригодных для инвестирования, а также отсутствие движения средств из капиталоемких отраслей в инвестиционноемкие отрасли.

Результаты. В инвестиционной сфере субъектов Российской Федерации десятилетиями складываются весьма ощутимые проблемы. Общей для всех регионов выступает проблема отсутствия структурированного массива целевых ориентиров для принятия решений властными государственными структурами в отношении отдельно взятых инвестиционных проектов.

Имеет место несовершенство в законодательном регулировании инвестиционной сферы на региональном и местном уровнях, что в значительной степени снижает координирующую функцию государственного управления в сфере улучшения инвестиционного климата.

Другой не менее актуальной проблемой является низкий уровень правовой регламентации механизмов региональной инвестиционной политики в условиях реализации конкретных инвестиционных проектов.

Возникла объективная необходимость улучшения процедур государственного и общественного контроля за инвестиционной деятельностью, а также контроля реализации государственных целевых программ и национальных проектов. При этом ключевым элементом такой управленческой деятельности должен стать эффект от их непосредственного воздействия на социально-экономическую ситуацию в регионе.

В то же время отсутствие каких-либо мер ответственности за неэффективность проводимой инвестиционной политики снижает возможность практической реализации государственной политики регионального развития.

Современная государственная региональная политика развития инвестиционной деятельности должна основываться на актуальных законодательных инициативах, направленных на стимулирование инвестиционной активности в регионе и создание благоприятных условий для генерации и реализации инвестиционных проектов, способных развивать и реализовывать его экономический потенциал.

Выводы. Эффективное государственно-правовое регулирование, направленное на развитие инвестиционной сферы в регионе, должно включать конкретную систему следующих взаимоувязанных мер.

Во-первых, это проведение структуризации так называемого «инвестиционного» законодательства и сопутствующих нормативно-правовых актов с учетом их преемственности и непротиворечивости на всех уровнях управления. Анализ и устранение существующих правовых пробелов в регулировании инвестиционной сферы, позволяющие повысить инвестиционную привлекательность и улучшить инвестиционный климат.

Во-вторых, создание системы административно-экономического инструментария, направленной на развитие роли рыночных институтов и обеспечение условий их активного участия в развитии инвестиционной сферы.

В-третьих, стимулирование развития и поиска новых источников дохода предпринимательских структур.

В-четвертых, формирование системы государственных гарантий защиты и страхования инвестиций, позволяющих повысить интерес инвесторов к региону, снизить риски и привлечь частный капитал в реальный сектор экономики.

В-пятых, создание организационно-экономического механизма, способного привлекать финансовые средства из капиталоемких отраслей в инвестиционноемкие, избегая их утечки.

В-шестых, формирование условий и возможностей развития современных высокотехнологичных производств.

В-седьмых, поиск наиболее эффективных путей бюджетного инвестирования, постоянный мониторинг и аудит реализации инвестиционных проектов с государственным участием, адресность государственной поддержки инвестиционной деятельности.

Литература

1. Абдулманапов, П. Г. Социально-экономические трансформации в регионах Северо-Кавказского федерального округа России под воздействием внешних факторов // Региональные проблемы преобразования экономики. 2019. № 1 (99). С. 88-96.

2. Амирова, Э. А. Условия и факторы социально-экономической дифференциации регионов СКФО. // Региональные проблемы преобразования экономики. 2015. № 12 (62). С. 160-165.

3. Амирова, Э. А. Инвестиции как фактор снижения социально-экономической дифференциации регионов // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. 2015. № 4. С. 47-50.

4. Арсланова, X Д. К проблеме устойчивого развития экономики //Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру : материалы Vмеждународного конгресса. - Пятигорск, 2007. С. 53-55.

5. Арсланов, Ш. Д. Государственно-правовое регулирование инвестиционной сферой // Вопросы структуризации экономики. 2019. № 1. С. 81-84.

6. Арсланов, Ш. Д., Арсланова, X. Д., Ниналалова, Л. Г., Гаджиева, А. Г. Современная инвестиционная политика проблемного региона как элемент реализации стратегии его долгосрочного социально-экономического развития // Актуальные проблемы развития финансового сектора : материалы Международной научно-практической заочной конференции ; отв. ред. Я.Ю. Радюкова. 2015. С. 5-11.

7. Ахмедуев, А. Ш. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона : методологические основы формирования и системные проблемы организации // Региональные проблемы преобразования экономики. 2017. № 1 (75). С. 53-67.

8. Багомедов, М. А. Теоретические вопросы повышения эффективности социально-экономической политики государства //Вопросы структуризации экономики. 2018. № 4. С. 12-19.

9. Идзиев, Г. И. Региональные особенности развития институтов рыночной инфраструктуры // Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. № 3 (65). С. 81-88.

10. Петросянц, В. З., Дохолян, С. В., Деневизюк, Д. А. Проблемные регионы : экономическая политика в условиях федерализма // Проблемы развития национальной экономики в условиях глобальных инновационных преобразований : материалы Всероссийской научно-практической конференции ; под ред. Казие-вой Ж.Н.. 2018. С. 7-22.

11. Петросянц, В. З., Дохолян, С. В., Шахтаманова, Л. Г., Петросянц, Д. В. Механизм регулирования регионального развития : особенности формирования и алгоритм реализации // Экономика и управление. 2018. № 8 (154). С. 8-13.

12. Сагидов, А. К. Основные характеристики государственной политики развития региональной социальной сферы //Вопросы структуризации экономики. 2019. № 2. С. 17-21.

13. Сагидов, А. К. Государственно-частное партнерство в социальной сфере регионов СКФО : проблемы и перспективы развития // Механизм реализации стратегии социально-экономического развития государства : сб. материалов X Международной научно-практической конференции ; под ред. А.М. Эсетовой. 2018. С. 150-153.

14. Сагидов, Ю. Н. Подход к разработке стратегии развития региона с экономикой периферийного характера (на примере Республики Дагестан) // Вопросы структуризации экономики. 2019. № 3. С. 1114.

15. Сагидов, Ю. Н. Неэкономические условия социально-экономического развития региона (на примере Республики Дагестан) // Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. № 11 (97). С. 196203.

16. Ниналалова, Л. Г., Арсланова, X. Д., Гаджиева, А. Г. Анализ современной инвестиционной политики в регионах СКФО // Актуальные проблемы развития финансового сектора : материалы Международной научно-практической заочной конференции ; отв. ред. Я.Ю. Радюкова. 2015. С. 17-26.

17. Шахтаманова, Л. Г., Арсланова, X. Д., Алиев, М. А. Институты развития как инструмент региональной политики //Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. № 9 (95). С. 111-117.

18. Landeta, J. Current validity of the Delphi method in social sciences // Technological Forecasting and Social Change. 2006. Vol. 73. No 5. P. 467-482.

19. Mendoza, E., Quadrini, V. Rws-Rull, J.-V. Financial Integration, Financial Development, and Global Imbalances // Journal of Political Economy. 2009. Vol. 117. No. 3. P. 371-416.

20. Molnar, A. Economic forecasting. - New York: Nova Science Publishers, 2010.

References:

1. Abdulmanapov, P. G. Social'no-ekonomicheskie transformacii v regionah Severo-Kavkazskogo federal'nogo okruga Rossii pod vozdejstviem vneshnih faktorov //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2019. № 1 (99). S. 88-96.

2. Amirova, E. A. Usloviya i faktory social'no-ekonomicheskoj differenciacii regionov SKFO. // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2015. № 12 (62). S. 160-165.

3. Amirova, E. A. Investicii kak faktor snizheniya social'no-ekonomicheskoj differenciacii regionov // UEPS : upravlenie, ekonomika, politika, sociologiya. 2015. № 4. S. 47-50.

4. Arslanova, H. D. K probleme ustojchivogo razvitiya ekonomiki // Mir na Severnom Kavkaze cherez yazyki, obrazovanie, kul'turu : materialy Vmezhdunarodnogo kongressa. - Pyatigorsk, 2007. S. 53-55.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Arslanov, SH. D. Gosudarstvenno-pravovoe regulirovanie investicionnoj sferoj // Voprosy strukturizacii ekonomiki. 2019. № 1. S. 81-84.

6. Arslanov, SH. D., Arslanova, H. D., Ninalalova, L. G., Gadzhieva, A. G. Sovremennaya investicionnaya politika problemnogo regiona kak element realizacii strategii ego dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya // Aktual'nye problemy razvitiya finansovogo sektora : materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj zaochnoj konferencii; otv. red. YA.YU. Radyukova. 2015. S. 5-11.

7. Ahmeduev, A. SH. Strategicheskoe upravlenie social'no-ekonomicheskim razvitiem regiona : metodo-logicheskie osnovy formirovaniya i sistemnye problemy organizacii //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2017. № 1 (75). S. 53-67.

8. Bagomedov, M. A. Teoreticheskie voprosy povysheniya effektivnosti social'no-ekonomicheskoj politiki gosu-darstva // Voprosy strukturizacii ekonomiki. 2018. № 4. S. 12-19.

9. Idziev, G. I. Regional'nye osobennosti razvitiya institutov rynochnoj infrastruktury //Regional'nye problemy

preobrazovaniya ekonomiki. 2016. № 3 (65). S. 81-88.

10. Petrosyanc, V. Z., Doholyan, S. V., Denevizyuk, D. A. Problemnye regiony : ekonomicheskaya politika v usloviyah federalizma // Problemy razvitiya nacional'noj ekonomiki v usloviyah global'nyh innovacionnyh preobrazovanij : materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii ; pod red. Kazievoj ZH.N.. 2018. S. 7-22.

11. Petrosyanc, V. Z., Doholyan, S. V., SHahtamanova, L. G., Petrosyanc, D. V. Mekhanizm regulirovaniya regional'nogo razvitiya : osobennosti formirovaniya i algoritm realizacii // Ekonomika i upravlenie. 2018. № 8 (154). S. 8-13.

12. Sagidov, A. K. Osnovnye harakteristiki gosudarstvennoj politiki razvitiya regional'noj social'noj sfery // Voprosy strukturizacii ekonomiki. 2019. № 2. S. 17-21.

13. Sagidov, A. K. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v social'noj sfere regionov SKFO : problemy i per-spektivy razvitiya //Mekhanizm realizacii strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya gosudarstva : sb. ma-terialov XMezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii; pod red. A.M. Esetovoj. 2018. S. 150-153.

14. Sagidov, YU. N. Podhod k razrabotke strategii razvitiya regiona s ekonomikoj periferijnogo haraktera (na primere Respubliki Dagestan) // Voprosy strukturizacii ekonomiki. 2019. № 3. S. 11-14.

15. Sagidov, YU. N. Neekonomicheskie usloviya social'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona (na primere Respubliki Dagestan) // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2018. № 11 (97). S. 196-203.

16. Ninalalova, L. G., Arslanova, H. D., Gadzhieva, A. G. Analiz sovremennoj investicionnoj politiki v re-gionah SKFO // Aktual'nye problemy razvitiya finansovogo sektora : materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj zaochnoj konferencii; otv. red. YA.YU. Radyukova. 2015. S. 17-26.

17. SHahtamanova, L. G., Arslanova, H. D., Aliev, M. A. Instituty razvitiya kak instrument regional'noj politiki //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2018. № 9 (95). S. 111-117.

18. Landeta, J. Current validity of the Delphi method in social sciences // Technological Forecasting and Social Change. 2006. Vol. 73. No 5. P. 467-482.

19. Mendoza, E., Quadrini, V. Rws-Rull, J.-V. Financial Integration, Financial Development, and Global Imbalances // Journal of Political Economy. 2009. Vol. 117. No. 3. P. 371-416.

20. Molnar, A. Economic forecasting. - New York: Nova Science Publishers, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.